По картинам

Какой царь был последним из династии рюриковичей. Полоцкая, Черниговская, Галицкая династии. Правители Московской и Киевской Руси

С 4 по 20 ноября в московском Манеже будет проходить довольно необычная выставка «Моя история. Рюриковичи». Организаторы обещают 3D-реконструкции древних городов и сражений. К открытию выставки «РР» собрал несколько странных фактов, связанных с династией

Последний царь

Вопреки распространенному убеждению, последним Рюриковичем на русском престоле был вовсе не бездетный и безвольный сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Последним Рюриковичем во главе страны стал Василий Шуйский, правивший в 1606-1610 годах. Поляки его разбили, и он скончался в плену. После этого Россией правили Романовы, вся связь которых с Рюриковичами базировалась на том, что Федор Иоаннович приходился двоюродным дядей Михаилу Романову, первому царю новой династии.

Месть Рюриковичей

Впрочем, у Рюриковичей был еще один краткий период триумфа - премьер-министром России с марта по июль 1917 года был князь Георгий Львов, представитель одной из ветвей Рюриковичей. После отречения императора Николая II он стал министром внутренних дел и министром-председателем Временного правительства. Летом, после провала наступления русских войск в Галиции и попытки большевистского восстания в Петрограде, Львов подал в отставку. Рюриковичи взяли реванш над Романовыми, но воспользоваться плодами победы уже и не смогли.

Лучше Англии, но хуже Японии

Рюриковичи правили на протяжении 748 лет - с 862 по 1610 год. Это не такой плохой результат, вот Бурбоны правили Францией всего 259 лет и то с перерывами на Революцию и Первую империю. Правда, Бурбоны - всего лишь младшая ветвь древней династии Капетингов, которая правила Францией с 987 года. Но результат Рюриковичей явно лучше, чем у английских монархов, где династии меняются примерно раз в столетие. Древнейшей династией мира считается японский императорский дом, чья родословная восходит напрямую к богине Солнца. Основатель династии Дзимму правил начиная с VII века до нашей эры. Впрочем, первые более или менее достоверные сведения об императорской власти касаются лишь V века нашей эры, что, впрочем, тоже недурно.

Ссыльный колокол

История последнего здорового потомка Ивана Грозного, юного царевича Дмитрия, известна: в 1591 году он погиб в Угличе при крайне подозрительных обстоятельствах. Через 14 лет последовала Смута, впрочем, первые жертвы последовали сразу - по итогам расследования происшествия было казнено двести жителей Углича. Самой необычной жертвой оказался колокол, который оповестил горожан о гибели царевича. Его наказали по всем правилам: высекли плетьми, вырвали язык и отправили в Тобольск. Эта ссылка была самой долгой в истории России - колокол провел там триста лет. Лишь в 1892 году Александр III согласился амнистировать колокол, и колокол вернули обратно в Углич, где его сейчас может увидеть любой желающий.

Рюриковичи – потомки Рюрика, ставшего первым известным летописным князем древней Руси. Со временем род Рюриковичей раздробился на несколько ветвей.

Зарождение династии

В “Повести временных лет”, написанной монахом Нестором, рассказывается история призвания Рюрика и его братьев на Русь. Сыновья Новгородского князя Гостомысла погибли в войнах, и одну из дочерей выдал замуж за варяга-росса, которая родила трех сыновей – Синеуса, Рюрика и Трувора. Их и призвал Гостомысл княжить на Руси. Именно с них в 862 году началась династия Рюриковичей, которая княжила на Руси до 1598 года.

Первые князья

В 879 году призванный князь Рюрик умер, оставив маленького сына Игоря. В то время когда он подрастал, княжеством правил Олег – родственник князя по линии его жены. Он покорил все Киевское княжество, а также построил дипломатические отношения с Византией. После смерти Олега в 912 году Игорь стал княжить, пока не погиб в 945 году, оставив двух наследников – Глеба и Святослава. Однако старший (Святославу) был трехлетним ребенком, и потому его мать княгиня Ольга взяла правление в свои руки.

Став правителем, Святослав больше увлекался военными походами и в одном из них он был убит в 972 году. Святослав оставил трех сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк убил Олега ради единовластия, Владимир же сначала сбежал в Европу, однако позже вернулся, убил Ярополка и стал правителем. Именно он крестил киевлян в 988 году, построил множество соборов. Он княжил до 1015 года и оставил после себя 11 сыновей. После Владимира княжить стал Ярополк, который убил своих братьев, а вслед за ним Ярослав Мудрый.


Ярославичи

Ярослав Мудрый княжил в общей сложности с 1015 по 1054 годы (с учетом перерывов). Когда он умер, нарушилось единство княжества. Его сыновья разделили Киевскую Русь на части: Святослав получил Чернигов, Изяслав – Киев и Новгород, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Последний, а впоследствии его сын Владимир Мономах существенно расширяют доставшиеся земли. После смерти Владимира Мономаха окончательно устанавливается распад единства княжества, в каждой части которого правит отдельная династия.


Русь удельная

Феодальная раздробленность растет за счет лествичного права престолонаследия, в соответствии с которым, власть передавалась по старшинству братьям князя, младшим же доставались в городах, менее значимых по значению. После смерти главного князя все переезжали по старшинству из города в город. Такой порядок вел к междоусобным войнам. Наиболее сильные князья разворачивали войну за Киев. Власть Владимира Мономаха и его потомков оказалась наиболее влиятельной. Владимир Мономах оставляет свои владения трем сыновьям: Мстиславу, Ярополку и Юрию Долгорукому. Последний считается основателем Москвы.


Борьба Москвы с Тверью

Одним из известных потомков Юрия Долгорукого был Александр Невский, при котором возникает самостоятельное Московское княжество. Стремясь возвысить свое влияние потомки Невского начинают борьбу с Тверью. В правление потомка Александра Невского Московское княжество становится одним из главных центров объединения Руси, но Тверское княжество остается вне его влияния.


Создание Российского государства

После смерти Дмитрия Донского власть переходит к его сыну Василию I, который сумел сохранить величие княжества. После его смерти начинается династическая борьба за власть. Однако при правлении потомка Дмитрия Донского Ивана III завершается ордынское иго и Московское княжество играет в этом решающую роль. При Иване III завершается процесс формирования единого Русского государства. В 1478 году он присваивает себе титул “государь всея Руси”.


Последние Рюриковичи

Последними представителями династии Рюриковичей у власти был Иван Грозный и его сын Федор Иванович. Последний не был правителем по натуре, и потому после смерти Ивана Грозного государством по сути управляет Боярская дума. В 1591 году умирает Дмитрий, еще один сын Ивана Грозного. Дмитрий был последним претендентом на русский престол, так как у Федора Ивановича не было детей. В 1598 году умирает и Федор Иванович, с которым прерывается династия первых русских правителей, находившихся у власти 736 лет.


В статье упомянуты только основные и наиболее видные представители династии, но на самом деле потомков Рюрика было гораздо больше. Рюриковичи внесли бесценный вклад в развитие Российского государства.

Родился сын Дмитрий, которому выпала доля стать последним отпрыском (по мужской линии) царской династии Рюриковичей. Согласно принятой историографии, Дмитрий прожил восемь лет, но его имя еще 22 года нависало проклятием над Российским государством.

У русских людей часто возникает ощущение, что Родина находится под каким-то заклятием. «Все у нас не так - не как у нормальных людей». На рубеже XVI-XVII веков на Руси были уверены, что знают корень всех бед - всему виной было проклятие невинно убиенного царевича Дмитрия.

Набат в Угличе

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке. В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту. В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь - падучей недуг - и набросился на нож».

Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай. Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили. Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое!

Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат. Звонил колокол местного Спасского собора. И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе - без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком.

Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт. Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых. Борис Годунов , который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа. Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск.

Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия - все только начиналось.

Конец династии Рюриковичей

После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя - Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.

Спустя 40 дней после смерти Ивана Грозного Федор, наследник Московского трона, стал активно готовится к своей коронации. По его приказу за неделю до венчания на царство вдова-царица Мария и ее сын Дмитрий Иоаннович были отправлены в Углич - «на княжение». То, что последняя жена царя Иоанна IV и царевич не были приглашены на коронование, являлось страшным унижением для последних. Однако на этом Федор не остановился: например, содержание двора царевича сокращалось порой по нескольку раз за год.

Спустя всего несколько месяцев с начала царствования он дает распоряжение духовенству убрать традиционное упоминание имени царевича Дмитрия при богослужениях. Формальным основанием стало то, что Дмитрий Иоаннович был рожден в шестом браке и по церковным правилам считался незаконнорожденным.

Однако все понимали, что это только повод. Запрет на упоминание при богослужениях царевича его двор воспринимал, как пожелание смерти. В народе ходили слухи о неудавшихся покушениях на Дмитрия. Так, британец Флетчер, будучи в Москве в 1588–1589 гг., записал, будто от яда, предназначенного для Дмитрия, умерла его кормилица.

Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку. В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия - 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление. Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году. И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия.

После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем. Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.

Великий Голод

Смерть последнего государя из династии Рюриковичей открыло дорогу к царству Борису Годунову, который фактически был правителем страны еще при живем Федоре Иоанновиче.

К тому времени за Годуновым в народе закрепилась репутация «убивца царевича», однако это не сильно его смущало. Путем хитрых манипуляций он все-таки был избран царем, и почти сразу же начал с реформ. За два недолгих года он провел преобразований в стране больше, чем предыдущие цари за весь XVI век. И когда Годунов уже, казалось, снискал народную любовь, грянула катастрофа - из небывалых климатических катаклизмов на Русь пришел Великий голод, который длился целых три года.

Историк Карамзин писал, что люди «подобно скоту щипали траву и питались ею; у мертвых находили во рту сено. Мясо лошадиное казалось лакомством: ели собак, кошек, стерво, всякую нечистоту. Люди сделались хуже зверей: оставляли семейства и жен, чтобы не делиться с ними куском последним. Не только грабили, убивали за ломоть хлеба, но и пожирали друг друга… Мясо человеческое продавалось в пирогах на рынках! Матери глодали трупы своих младенцев!..»

Только в одной Москве умерло от голода более 120 000 человек; по всей стране орудовали многочисленные шайки разбойников. От родившейся было народной любви к избранному царю не осталось и следа - в народе снова говорили о проклятии царевича Дмитрия и о «проклятом Бориске».

Конец династии Годуновых

1604 год наконец-то принес хороший урожай. Казалось, беды закончились. Это было затишье перед бурей - осенью 1604 года Годунову донесли, что со стороны Польши на Москву двигается войско царевича Дмитрия, чудом спасшегося от рук убийц Годунова в Угличе в далеком 1591 году. «Рабоцарь», как называли Бориса Годунова в народе, вероятно, осознавал, что проклятие Дмитрия теперь воплотилась в самозванце. Однако государю Борису не суждено было встретиться лицом к лицу с Лжедмитрием: он скоропостижно умер в апреле 1605 года, за пару месяцев до триумфального вступления в Москву «спасшегося Дмитрия».

Ходили слухи, что отчаявшийся «проклятый царь» покончил собой - отравился. Но проклятие Дмитрия распространилось и на ставшего царем сына Годунова - Федора, которого задушили вместе с родной матерью незадолго до въезда Лжедмитрия в Кремль. Говорили, что это было одним из главных условий «царевича» для триумфального возвращения в столицу.

Конец народного доверия

До сих пор историки спорят, был ли «царь ненастоящим». Впрочем, наверное, мы об это никогда не узнаем. Сейчас мы можем говорить только о том, что Дмитрию так и не удалось возродить Рюриковичей. И снова роковым стал конец весны: 27 мая в бояре под руководством Василия Шуйского устроили хитроумный заговор, во время которого был убит Лжедмитрий.

Народу объявили, что царь, которого они еще недавно боготворили, является самозванцем, и устроили публичное посмертное поругание. Этот абсурдный момент окончательно подорвал народное доверие к властям. Простые люди не верили боярам и горько оплакивали Дмитрия. Вскоре после убийства самозванца, в начале лета, ударили страшные морозы, которые уничтожили все посевы. По Москве поползла молва о проклятии, которое бояре навлекли на Русскую Землю, убив законного государя.

Кладбище у Серпуховских ворот столицы, на котором погребли самозванца, стало местом поломничества у многих москвичей. Появилось много свидетельств о «явлениях» воскресшего царя в разных концах Москвы, а некоторые даже утверждали, что получили от него благословение. Испугавших народных волнений и нового культа мученника, власти выкопали труп «вора», зарядили его прах в пушку и выстрелили в сторону Польши. Жена Лжедмитрия Марина Мнишек вспоминала, когда тело ее мужа тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дорог.

Конец Шуйских

Новым царем стал Василий Шуйский - человек, который в 1598 году ввел следствие по факту гибели царевича Дмитрия в Угличе. Человек, который сделал вывод, что смерть Дмитрия Иоанновича, была несчастным случаем, покончив с Лжедмитрием и получив царскую власть, вдруг признался, что у следствия в Угличе были доказательства насильственной смерти царевича и прямой причастности к убийству Бориса Годунова.

Говоря это, Шуйский убивал двух зайцев: дискредитировал - пусть даже уже мертвого - своего личного врага Годунова, а заодно доказывал, что Лжедмитрий, которого убили во время заговора, был самозванцем. Последнее Василий Шуйский даже решил подкрепить с помощью канонизации царевича Дмитрия.

В Углич была отправлена специальная комиссия о главе с митрополитом Ростовским Филаретом, которая вскрыла могилу царевича и якобы обнаружила в гробу нетленное тело ребенка, которое источало благоухание. Мощи были торжественно привезены в Архангельский собор Кремля: по Москве распространили слух о том, что останки мальчика чудотворные, и народ пошел к святому Дмитрию за исцелением. Однако культ долго не продержался: было несколько случаев смерти от прикосновения к мощам.

По столице поползли слухи о подставных мощах и о проклятии Дмитрия. Раку с останками пришлось с глаз долой убрать в реликварий. А уже совсем скоро на Руси появилось еще несколько Дмитриев Иоанновичей, а династия Шуйских, суздальской ветви Рюриковичей, которые на протяжении двух столетий были главными соперниками ветви Даниловичей за московский престол, прервалась на первом же царе. Василий закончил свою жизнь в польском плену: в той стране, в сторону которой по его приказу когда-то выстрелили прахом Лжедмитрия I.

Последнее проклятие

Смута на Руси закончилась только в 1613 году - с установлением новой династии Романовых. Но иссякло ли вместе с этим проклятием Дмитрия? 300 летняя история династии говорит об обратном. Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов), отец первого «романовского» царя Михаила Федоровича, был в самой гуще «страстей по Дмитрию». В 1605 году, его, заключенного Борисом Годуновым в монастыре, освободил как «родственника» Лжедмитрий I.

После воцарения Шуйского именно Филарет привез «чудотворные мощи» царевича из Углича в Москву и насаждал культ святого Дмитрия Углицкого - для того, чтобы с подачи Шуйского убедить, что когда-то спасший его Лжедмитрий был самозванцем. А затем, встав в оппозицию царю Василию, стал «нареченным патриархом» в тушинском лагере Лжедмитрия II.

Филарета можно считать первым из династии Романовых: при царе Михаиле он носил титул «Великий государь» и был фактически главой государства. Царствие Романовых началось со Смуты и Смутой закончилось. Причем второй раз в русской истории царская династия прервалась убийством царевича. Есть легенда, что Павел I закрыл в ларец на сто лет предсказание старца Абеля, касающегося судьбы династии. Не исключено, что там фигурировало имя Дмитрия Иоанновича.

4. Никита Сергеевич Хрущев (17.04.1894-11.09.1971 гг.)

Советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, Трижды Герой Социалистического Труда. Первый лауреат Шевченковской премии, годы правления 07.09.1 гг. (г. Москва).

Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 году в селе Калиновка Курской губернии в семье шахтёра Сергея Никаноровича Хрущёва и Ксении Ивановны Хрущёвой. В 1908, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, Хрущёв стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте и как шахтер не был взят на фронт в 1914 году. В начале 1920-х годов работал на шахтах, учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В дальнейшем занимался хозяйственной и партийной работой в Донбассе и Киеве. С января 1931 года находился на партийной работе в Москве, в годах он - первый секретарь московского областного и городского комитетов партии - МК и МГК ВКП (б). В январе 1938 года был назначен первым секретарем ЦК компартии Украины. В том же году стал кандидатом, а в 1939 году - членом Политбюро.

В годы Второй мировой войны Хрущев занимал пост политического комиссара высшего ранга (члена военных советов ряда фронтов) и в 1943 году получил звание генерал-лейтенанта; руководил партизанским движением за линией фронта. В первые послевоенные годы возглавлял правительство на Украине. В декабре 1947 года Хрущев вновь возглавил коммунистическую партию Украины, став первым секретарем ЦК КП(б) Украины; занимал этот пост до своего переезда в Москву в декабре 1949 года, где стал первым секретарем Московского комитета партии и секретарем ЦК ВКП(б). Хрущев выступил инициатором укрупнения коллективных хозяйств (колхозов). После смерти Сталина, когда председатель совета министров оставил пост секретаря ЦК, Хрущев стал "хозяином" партаппарата, хотя вплоть до сентября 1953 года и не имел титула первого секретаря. В период с марта по июнь 1953 года предпринял попытку захвата власти. В целях устранения Берии Хрущев пошел на союз с Маленковым. В сентябре 1953 года он занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. В июне 1953 года между Маленковым и Хрущевым началась борьба за власть, победу в которой одержал Хрущев. В начале 1954 года он объявил о начале грандиозной программы освоения целинных земель с целью увеличения производства зерна, а в октябре того же года возглавил советскую делегацию в Пекине.

Наиболее ярким событием в карьере Хрущева был XX съезд КПСС, состоявшийся в 1956 году. На закрытом заседании Хрущев выступил с осуждением Сталина, обвинив его в массовом уничтожении людей и ошибочной политике, едва не закончившейся ликвидацией СССР в войне с нацистской Германией. Результатом этого доклада стали волнения в странах восточного блока - Польше (октябрь 1956) и Венгрии (октябрь и ноябрь 1956). В июне 1957 года Президиумом (ранее Политбюро) ЦК КПСС был организован заговор с целью смещения Хрущева с поста Первого секретаря партии. После своего возвращении из Финляндии он был приглашен на заседание Президиума, который семью голосами против четырех потребовал его отставки. Хрущев созвал Пленум ЦК, который отменил решение Президиума и отправил в отставку "антипартийную группу" Молотова, Маленкова и Кагановича. Он укрепил Президиум своими сторонниками, а в марте 1958 года занял пост Председателя совета министров, взяв в свои руки все основные рычаги власти. В сентябре 1960 года Хрущев посетил США в качестве главы советской делегации на генеральной ассамблее ООН. В ходе ассамблеи ему удалось провести широкомасштабные переговоры с главами правительств целого ряда стран. В его докладе на Ассамблее содержались призывы к всеобщему разоружению, немедленной ликвидации колониализма и принятию Китая в ООН. В течение лета 1961 года советская внешняя политика становилась все более жесткой, а в сентябре СССР прервал трехлетний мораторий на испытания ядерного оружия, проведя серию взрывов. 14 октября 1964 года Пленумом ЦК КПСС Хрущев был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС. Его сменили, ставший Первым секретарем Коммунистической партии, и, ставший Председателем совета министров. После 1964 года Хрущев, сохраняя свое место в ЦК, по существу находился в отставке. Хрущев умер в Москве 11 сентября 1971 года.

Дом Рюриковичей получил историческое задание, историческое предназначение — создать Русское государство. Он с этой задачей справился: преодолел феодальную раздробленность, сформулировал доктрину Москвы как Третьего Рима, основал Самодержавное царство

— так пишет об исторической миссии Рюриковичей Л. П. Решетников. Он напомнил, что

это было Божье задание, так его понимали Рюриковичи, и они его выполнили. Царь Иоанн Васильевич Грозный, эта грандиозная личность, уже предчувствовал, можно сказать, прозревал новое задание, ещё полностью не осмысленное, но уже беспокоившее его ум и сердце. В определённом смысле Иоанн Грозный опережал свое время, опережал своих современников, прежде всего элиту Московского царства. Элита, добившись закрепления своего положения, улучшения материальной его стороны, постепенно втянулась в решение задач другого уровня — обеспечение личного благосостояния, личных амбиций. Это плохо сочеталось с идеалами Святой Руси, со служением Богу. Апостасийные тенденции всё более охватывали правящий класс, проникая оттуда в народ, соблазняя и развращая его. Маловерие, а иногда отход от Бога привели к потере понимания исторических задач, исторической миссии, Божьей Воли о России. Трагедия Иоанна Грозного заключалась в том, что он видел продолжение развития исторической миссии России, но повести за собой правящий класс не мог, так как тот эту миссию выполнять не хотел, замкнувшись на своих узкоэгоистических интересах.

Напомним, что Иоанн Грозный скончался 18 (28) марта 1584 года. Его наследием стали не только великие победы, но и великие неудачи: Ливонская война была фактически проиграна, Ям, Копорье и Ивангород переходили к Швеции вместе с прилегающей к ним территорией южного побережья Финского залива, страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. В Москве боярская элита не чувствовала себя в безопасности. От царского гнева никто из её представителей не был застрахован. В таких условиях скончался Царь Иоанн Грозный, и на престол вступил Царь Феодор Иоаннович, который коренным образом отличался от своего отца.

Историк С. М. Соловьев описывал распорядок дня Царя Феодора:

Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. После этого Царь посылает к Царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько времени сам идёт здороваться с нею в средней комнате, находящейся между его и её покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа... После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей.

На основе таких данных делался абсолютно ложный вывод о чуть ли не "слабоумии" Царя Феодора Иоанновича. Но вот что писал о нём публицист XVII века Ивана Тимофеева:

Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами... Монашество, соединённое с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей жизни одно имеет значение не меньше другого, являясь нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то, и другое было, видимо, только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах.

У нас часто любят утверждать, что, дескать, русский народ любит и помнит жёстких, даже жестоких, правителей, а добрых и милостивых считает слабыми и презирает. Это идеология была внедрена в сознание нашего народа в безбожное советское время, когда под силой понималась жестокость, а под слабостью милосердие, когда человек воспринимался не как венец творения Божия, а как "винтик" "великой" государственной машины. Примеры Царя Феодора Иоанновича, на котором завершилась Династия Рюриковичей, и пример Императора Николая II, на котором завершилась Династия Романовых, полностью опровергает это представление.

Мы знаем, что отцом Царя Феодора был государь Иоанн Васильевич Грозный, действительно много сделавший для величия Российского царства. Однако прославлен в лике святых был не он, а его сын, "слабый" Феодор. Мы знаем, что отцом Императора Николая II был могучий государь Александр III. Но святым мучеником был прославлен его сын. Это свидетельствует о том, что совесть народная, хранительницей которой является Православная Церковь, всегда ставила духовный подвиг и духовное подвижничество выше земных добродетелей правителей. При этом, как правило, оказывалось, что так называемые слабые правители сделали для своего народа гораздо больше, чем "сильные". Те больше думали о государстве, "слабые" же — о Боге и людях. Однако и для государства Российского Царь Феодор Иоаннович сделал немало: Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 гг. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям.

В первые годы царствования блаженного Государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. У южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. Летом 1590 года, исполняя именной указ Царя Феодора, самарский воевода князь Г. О. Засекин и служилый человек Ф. М. Туров совершили закладку города-крепости Саратова. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.

Хроники Царьграда: А Грозный ли Иван?

В 1586 году грузинский царь Александр обратился к Царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский Царь "землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку". Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому Царю, был заключён, по всей видимости, в 1587 г. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.

В период правления Царя Феодора Иоанновича хозяйственная жизнь страны постепенно пошла на подъём, удалось преодолеть тяжёлые последствия экономического кризиса 1570-80-х гг. и неудачной Ливонской войны.

Смерть Царя Феодора Иоанновича воспринималась современниками как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России:

Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Фёдор Иванович...

Как отмечает Д. М. Володихин:

Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: "А царствовал благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович... тихо и праведно, и милостивно, безмятежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором Царе в Руской земли, кроме Великого Князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всея Руси.

По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении Царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его, по преданию, ощущалось благоухание в палатах Кремлёвских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин.

Память святого Царя Феодора Иоанновича совершается в день его преставления 7 (20) января и в неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.