По картинам

Какой князь женился на византийской принцессе. Святой равноапостольный князь владимир и княгиня анна. Основательница Десятинной церкви

Армяно-Византийская принцесса Анна – Великая княгиня Киевской Руси
http://starwalker62as.livejournal.com/2440.html
В 1988 году в Советском Союзе отмечалась знаменательная дата – 1000-летие Крещения Руси. В прошлом,2008 году, минуло 20 лет, и сейчас можно рассмотреть подробнее эти события, поскольку к религии советская власть относилась враждебно.
Итак, вернёмся на 1020 лет назад, в Киевскую Русь и в Византийскую империю 988 года. Принято считать, что Киевская Русь получила новую веру – христианство в виде одного из его течений, а именно, православия, от Византии. Истоки нынешнего православия во многом берут своё начало с 1054 года, когда произошёл раскол между восточным христианством – православием и западным христианством – католичеством. Поэтому надо посмотреть, что же собой представляла Византия. В 395 году умер последний император единой Римской империи – Феодосий Великий, и Римская империя раскололась на Восточную часть и Западную. В Западной Римской империи, в Риме, царствовал один сын Феодосия – Георгий, а в восточной, в Константинополе, другой сын Феодосия – Аркадий. И вот Восточная Римская империя и получила наименование Византийская от первоначального названия Константинополя – Византия, ныне это Стамбул, второй по значению город в Турции, расположенный в Черноморских проливах. Западная Римская империя пала под ударами варварских племён, а Восточная (Византия), где власть делили между собой два её основных этноса – греки и армяне, стала усиливаться. Византия вела настолько успешные войны, что отвоевала у варваров, персов, арабов почти все владения Римской империи и стала сверхдержавой того времени. Балканы, Малая Азия, Малая Армения и часть Великой Армении, Грузия, Сирия, Палестина, Италия, юг нынешней Франции, Испания, Португалия и вся северная Африка – вот что имела Византия в период своего наивысшего могущества. Средиземное море от побережья Киликии до Гибралтарского пролива было фактически внутренним морем Империи. Также Византия владела полуостровом Крым и частью северного побережья Чёрного моря. На страже этого могущества стояли прекрасно вымуштрованные и вооружённые византийские легионы и военно-морской флот, имевший в своём составе только крупных боевых судов до 250 единиц. Византийцы стали общаться с военными славянами с момента их появления на исторической арене ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением города Киева – матери городов русских 1500 лет назад. В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Впрочем, времена сотрудничества нередко прерывались войнами. В описываемый период Великим князем Киевским был Владимир - Красное Солнце – внук Великой княгини Ольги, сын Великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё до 988 года, до Владимира его бабушка Великая княгиня Ольга побывала в Византии и приняла христианство. Теперь нужно обратить внимание, кто же с такой настойчивостью пытался христианизировать Киевскую Русь, кто конкретно правил Византией в этот период. Это были представители одной правящей династии, так называемой Македонской династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Македонский, армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, который так и назывался – Армянские Аршакиды. А название Македонская династия получила такое потому, что начала восхождение к императорской власти из фемы (административной единицы Византийской империи) под названием – Македония. Интересен тот факт, что, став самодержавным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это время было временем наивысшего расцвета и могущества империи. Его потомки и преемники достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был КонстантинVII. Порфирородный (Багрянородный) этот император был автором трактатов "Об управлении государством", "О церемониях" и т.д. Ещё один император Иоанн I Цимисхий, Чимшкик, на западно-армянском диалекте нанёс поражение Святославу на Балканах под крепостью Доростол. В 988 году в Византии правил Василий II болгаробойца, и у него была сестра – принцесса Анна. Они были армяне.
Существует разные версии переговоров по поводу крещения Владимира и Руси. Неоспоримым является тот факт, что Владимир, уже женатый на Рогнеде по языческим обычаям (по другим данным, он был многоженец, а наложниц была не одна сотня) начал войну с империей, возжелав сестру византийских императоров Василия II болгаробойца и Константина VII Порфирородного, – принцессу Анну. Этот брак сразу же выдвинул в первый ряд земных правителей, а влияние Киевской Руси значительно усиливалось. Это предложение рассматривалось длительное время, и сестра византийских императоров – принцесса Анна поначалу была против этого брака, т.к. ходили слухи о многочисленных наложницах Владимира. Но родственники Анны смотрели на этот вопрос через призму геополитики. Тогда Анна поставила своё условие перед Владимиром: он должен был креститься, стать христианином и отвергнуть языческих идолов. Владимир ответил согласием, и Анна отправилась в Киев, где стала женой Владимира. С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла идеологически в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных в мире держав. После этого Владимира стали называть крестителем, а впоследствии он был канонизирован – стал святым. Владимир подарил Василию II шесть тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались Василием для борьбы с внешними и внутренними врагами. Анна родила Владимиру Бориса и Глеба – первых русских святых и дочь Марию, которая вышла замуж за польского короля. Борис и Глеб погибли во время смуты после смерти их отца Владимира. Что касается Марии, то не исключено, что именно её под именем Людмилы изобразил А.С. Пушкин в своей поэме "Руслан и Людмила". Скорее всего, Людмила – это было её языческое имя, а Мария – христианское.
В 1056 году Македонская, а на самом деле армянская династия в Византии сошла с исторической арены, к власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха Мономаховичи. Но христианство, православие, привнесённые на Русь принцессой Анной, – осталось. В летописях Анну именуют "грекрыня""греческая царевна", т.к. впоследствии Византия "съёжилась" до границ Греции, пока не пала под ударами турок в 1454 году, а архивы многократно "подчищались". К сожалению, Анна и её братья Константин VII порфирородный и Василий II болгаробойца, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми. Хотя именно им Россия, а так же Украина и Белоруссия обязана наличием христианской веры.

По собранным и систематизированным материалам моих друзей. Если у кого – то есть новые детали по данной истории, прошу выслать комментарии. В истории нет абсолютных истин. В фильме «Гибель империи. Византийский урок» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080212120041.htm архимандрит Тихон кратко коснулся темы Македонской династии. Собственно именно этот фильм подтолкнул моих друзей на это историческое исследование.

Вспомним о незаслуженно забытой византийской царевне Анне, армянке по происхождению, ставшей любимой женой великого киевского князя Владимира Святославича. О том как благодаря умнице и красавице Анне в 988 году Владимир крестил Киевскую Русь. А их дети Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть, в 1021 году были провозглашены первыми русскими святыми. В конце XIII - начале XIV веков князь Владимир был причислен Русской Православной Церковью к лику святых в чине равноапостольного. День его почитания, 28 июля, является Днём Крещения Руси. Это новая памятная дата, установленная в день преставления святого равноапостольного князя Владимира. 1 июня 2010 года президент РФ подписал федеральный закон, по которому 28 июля Россия отмечает как День Крещения Руси. "Утверждение христианства на Руси способствовало единению государства, его процветанию, а также оказало большое влияние на сохранение целостности России в сложные исторические периоды", - подчеркнули в Совете Федерации РФ, принимая в 2010 году решение о новом празднике.

28 июля 2015 года в России торжественно отмечалось тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира, 1027 лет назад крестившего Русь. Церковь приравнивает деятельность Владимира, крестителя Руси, к деяниям апостолов Христа. В этот день по приглашению Президента РФ Владимира Путина в Кремле состоялся торжественный приём. На приёме присутствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высшие иерархи РПЦ, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян и другие почётные гости. Было отмечено, что крещение, коренным образом преобразило Киевскую Русь и стало историческим событием в судьбах народов России, Украины и Белоруссии. 4 ноября 2015 года в центре Москве будет установлен крупный памятник князю Владимиру, под стать содеянному им. Но, к большому сожалению, в России нигде не упоминается о том, что христианство на Руси было принято именно по настоянию Анны и ее царственных братьев. Итак, давайте посмотрим, какую роль во всех этих судьбоносных делах сыграла царевна Анна.

Для этого совершим экскурс в Киевскую Русь и в Византийскую империю в Х век, в преддверии 988 года. Известно, что Киевская Русь получила новую веру - христианство в виде одного из его течений - православия, от Византии. Византийцы стали общаться со славянами ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением 1500 лет назад Киева - "матери городов русских". В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Правда наряду с сотрудничеством, русские и византийцы нередко и воевали друг с другом. В период, о котором идёт речь, великим киевским князем был Владимир, прозванный Красное Солнышко - внук великой княгини Ольги, сын великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё в 955 году бабушка Владимира великая княгиня Ольга побывала в Византии и приняла христианство. Она была крещена в Константинополе в собора Святой Софии. И крестил её дед Анны - император Константин VII Багрянородный, 46 лет правивший Византийской империей. Вместе с княгиней Ольгой, принявшей в крещении имя Елена, была крещена и её свита. Но все попытки Ольги тогда распространить христианство на Руси, результата не дали.

Теперь поговорим о Византии. Посмотрим, кто же правил Византией в этот период. Это были представители так называемой Македонской династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Македонянин, армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, берущих своё начало от царя Трдата, которые назывались Армянские Аршакиды. Историки именуют эту династию Армянской, поскольку за два века её пребывания у власти (с 867 по 1056 год), большая часть византийских императоров, военачальников и крупных чиновников были армянами. В истории Византии Армянская династия считается самой знаменитой. О родословной Василия (Барсега) сохранились записи в византийских хрониках. А император Константин VII Багрянородный писал, что предки его деда Василия переехали из Армении в Византию ещё во второй половине V века и обосновались в окрестностях Андриаполя в Македонии. Таким образом, название Македонская династия получила потому, что начала восхождение к императорской власти из Византийской провинции под названием Македония. Интересно, что став полноправным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это было время наивысшего расцвета и могущества империи.

Его потомки и преемники достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был наделённый литературным даром император Константин VII Багрянородный - автор трактатов "Об управлении империей", "О церемониях византийского двора", "О фемах", а также по истории, медицине, агрономии и жизнеописании святых. Константин VII Багрянородный, или Порфирогенет появился на свет на багряных пелёнках в Порфире. Другой император-армянин Иоанн I Цимисхий (Чимшкик), нанёс поражение отцу Владимира князю Святославу на Балканах под крепостью Доростол.

В 988 году в Византии правил Василий II Болгаробойца (976 - 1025) и, как тогда это было принято, его брат-соправитель Константин VIII (976 - 1028). И у них была единственная сестра - царевна Анна. Они были армяне. Их отцом был Роман II, а матерью - Феофано. Хоть Роман был сыном императора Константина VII, женился он на совершенно незнатной девушке, дочери владельца одной из харчевен, который был выходцем из Армении. Крестильным именем Феофано было Анастасия. Выбор будущего императора пал на неё из-за красоты. Родилась Анна всего за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II. Он правил 4 года и по слухам был отравлен. Благодаря этой записи византийского историка Иоанна Скилицы стала известна точная дата рождения Анны - 13 марта 963 года. То обстоятельство, что Анна родилась ещё при жизни отца-императора, означает, что рождение произошло в Порфирной палате - особом помещении императорского дворца в Константинополе, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. Это считалось особой честью и родившиеся там, подобно Анне, гордо именовались Порфирородными или Багрянородными.

А после смерти Романа II императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, женившийся на матери Анны, императрице Феофано. Затем она его свергла и возвела на престол Иоанна I Цимисхия. И только после его гибели в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами и стали править сами. С этого времени подросшая Порфирородная царевна Анна стала одной из самых завидных невест в Европе, чьей царственной руки упорно добивались правители соседних стран. Сватались к Анне германцы, франки и другие. Армянский историк Стефан Таронский (Асохик) пишет о сватовстве к Анне в 986 году одного из болгарских князей.

Далеко не каждый даже знатный претендент мог рассчитывать на руку Анны. Её дед император Константин VII Багрянородный в 949 году написал для сына трактат "Об управлении империей", в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: "Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жёны, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жёны или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу. Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа". Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих династий Западной Европы и франков. И хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что, вроде бы, Анна уже была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III. Но этому не суждено было сбыться.

Сватовство Владимира к Анне

Анну отличали не только знатность и богатое приданое, но и ум, и великолепное воспитание и образование. А ещё красота, которую она унаследовала от матери. Современники дали ей прозвище Руфа, то есть рыжая. Видя всевозможные достоинства сестры, братья хотели использовать Анну в качестве крупной козырной карты в политической игре, учитывая большую заинтересованность европейских монархов в браке с византийской царевной.

Сведения о достоинствах Анны, очевидно, были настолько распространены повсюду, что достигли князя Владимира Святославича. Женатый по языческим обычаям на Рогнеде и имевший, по дошедшим до нас сведениям, ещё множество жён и сотни наложниц, Владимир к тому времени начал проявлять интерес к христианству и также прослышал про знаменитую "царскую невесту" Анну из Константинополя - культурной столицы всей Европы и Малой Азии. И он тоже решил посвататься к ней. Старинные источники донесли до нас сведения об этом сватовстве. В начале 987 года князь Владимир обратился к византийским императорам Василию II Болгаробойце и Константину VIII Порфирородному отдать за него замуж их сестру царевну Анну. Брак Порфирородной царевны с "варваром язычником" считался кощунственным и недопустимым. И не удивительно, что на это предложение длительное время не было дано согласия.

Сама Анна тогда была против этого брака и отказывалась выходить замуж за варвара. Но её братья смотрели на этот вопрос через призму геополитики. Византийские императоры оказались в этот момент в крайне затруднительном положении в результате вспыхнувших мятежей, и тогда они решили просить князя Владимира о помощи. Владимир обещал помочь, но потребовал взамен руку царевны Анны. Вскоре он помог византийским императорам подавить мятежи. После этого, чтоб ускорить приезд невесты и заключение брака, Владимир начал военные действия в Крыму против византийского города Херсонеса, или Корсуни, как его называли русы. Херсонес находился на месте современного Севастополя. Там до сих пор можно увидеть его развалины на берегу Карантинной бухты. Да и Крым еще назывался не Крымом, а Тавридой или Газарией, что напоминало о том, что некоторое время им владели хазары. В те времена никаких половцев и татар там ещё не было. Овладение Херсонесом дало Владимиру контроль над Чёрным морем. Отсюда, из самого южного порта полуострова, ладьи русов могли добраться от Синопа до Константинополя.

Вот как эти события описываются в древнерусском источнике. Согласно "Повести временных лет", летом 988 года великий киевский князь Владимир Святославич со своим многочисленным войском осадил и вскоре захватил Корсунь (Херсонес) и отправил византийским императором послание с угрозой взять и Константинополь, или Царьград, как величали его русы. "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу".

Как гласит летопись, братья в тревоге обратились к Анне с такими словами: "Может быть обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь?" Памятуя о набегах русичей, Анна, "Греческому царству мира желая, воскликнула: Да будет на то воля Господня". Василий и Константин заявили Анне, что Бог возлагает на неё великую миссию - обратить в истинную веру целую языческую страну.

Тогда Анна поставила своё твёрдое условие перед Владимиром: он должен был отвергнуть языческих идолов, креститься, стать истинным христианином и оставить свои старые разгульные привычки. Василий и Константин ответили ему так: "Не пристало христианам выдавать жён за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Владимир принял это условие. Таким образом, двухлетние переговоры были завершены и соглашение было окончательно достигнуто. После получения его согласияимператоры уговорили Анну отправиться к "тавроскифам", как называли византийцы русских. И пришлось Анне подчиниться воле братьев и покориться судьбе. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери в своей летописи говорит о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: "Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство".

По настоянию братьев юная Анна в сопровождении большой свиты из приближённых и священников отправилась на корабле в Херсонес к жениху. Примечательно, что Анну в русских летописях называют "греческой царевной", и это соответствует ее византийству, но ещё раз подчеркнём, что Анна и её братья - византийские императоры, были армянами и в Херсонес её сопровождали армянские священнослужители.

Свадебная флотилия прибыла в Херсонес. Встречать невесту вышел на берег князь Владимир в расшитом золотом одеянии и с короной на голове. Красавица Анна приглянулась ему сразу. Согласно "Повести временных лет", а также "Житию князя Владимира", выясняется, что вскоре после прибытия Анны в Херсонес у князя Владимира заболели глаза и он едва мог видеть. И тогда именно Анна убедила Владимира принять христианство, пообещав ему исцеление после того, как он крестится. "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего".

Вскоре в главном храме Херсонеса в церкви Святого Василия священники-армяне из Константинополя крестили великого киевского князя Владимира и нарекли его греческим именем Василий, что в переводе означает "владыка". Священники просто перевели его языческое славянское прозвище. Но, возможно, и то, что Анна попросила святых отцов назвать жениха именем её старшего брата - правителя Византии Василия. Вслед за этим стали крестить дружину Владимира. Как только Владимир крестился, сразу же свершилось чудо! Он прозрел и обнял Анну. Летопись гласит: "По крещении же Владимира привели царицу для свершения брака". Бракосочетание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны было торжественно совершено по всем канонам христианства священниками-армянами в церкви Святого Василия, стоящей на центральной площади Херсонеса. Крещение Владимира и женитьба на Анне были описаны хронистом "Лаврентьевской летописи" и целым рядом источников, причём как русских, так и иностранных.

Любопытен такой факт. Владимир велел отослать назад братьям-императорам все их подарки к свадьбе, прося передать василевсам, что ему достаточно самого ценного из даров - прекрасной Анны. В летописях указано, что после крещения и венчания князь вернул Херсонес Византии. Кроме того он вернул Василию и Константину и выкуп за невесту. Владимир также передал Василию II и Константину VIII 6 тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались императорами для борьбы с внешними и внутренними врагами. Вот сколь высоко ценилась прекрасная византийка. Вот каким бесценным подарком для Руси оказалась армянская царевна Анна! А в память о своем крещении князь заложил в Херсонесе храм во имя Святого Иоанна Предтечи.

Этот брак сразу же выдвинул Владимира в первый ряд европейских правителей, а влияние Киевской Руси значительно усилилось. Брак с царевной существенно возвысил самого Владимира в глазах международной общественности. В некоторых иностранных хрониках русский правитель стал именоваться царём. Этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии. С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных в мире держав. После этого Владимира стали называть Крестителем, а впоследствии он был канонизирован - стал святым. Путем женитьбы на Анне Владимиру Святославичу удалось избежать зависимости от Константинополя после крещения. Русская церковь, вероятнее всего, стала подчиняться в это время херсонесскому митрополиту, который в свою очередь был в подчинении у царевны Анны, властительницы Херсонеса. То есть власть над Русской церковью осталась в руках у Владимира.

О пребывании Анны в Херсонесе, сказано в "Повести временных лет". Анна - единственная византийская царица, о пребывании которой в Крыму (и при том именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Надо сказать, что Анну в русских источниках именовали не великой княгиней или царевной, а именно царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Хотя известно, что царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном. "А после, - говорится в летописи, - Владимир взял царицу, священников и мощи святых, прихватив с собой сосуды церковные и иконы на благословение, и, сопровождаемый дружиной, боярами и духовенством двинулся к Киеву, для крещения всего народа".

Великие деяния Анны и Владимира

Возвратившись в Киев, "матерь городов русских", великий князь Владимир повелел сокрушить старых идолов, которым ранее поклонялись на Руси - одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру. Затем Владимир назначил день всеобщего крещения киевлян. Считается, что это событие произошло 1 августа 988 года. Он отправил гонцов по всему Киеву с такими словами:"Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - тот будет враг мне!" Услышав это, все люди пришли к Днепру. "На другой же день вышел Владимир на Днепр, - описывает летописец устроение князем крещения киевлян, - и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, а некоторые держали младенцев. А священники совершали молитвы, стоя на месте".

При Владимире, кроме Киева, крещены были ещё Чернигов в 992 году, Смоленск в 1012 году и другие города. Таким образом, благодаря армянке Анне в 988 году Владимир совершил исторический акт - с участием армянских священников крестил Киевскую Русь! Перейдя в веру Христову Владимир отрекся от всех своих предыдущих многочисленных жён и наложниц. Он отпустил их на волю, а некоторых выдал замуж за своих приближённых. После крещения приказал Владимир ставить церкви по всей стране, определять в них священников и приводить туда людей на крещение. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение.

Известный украинский писатель и журналист Олесь Бузина так оценивает трансформацию Владимира. В своем политическом и человеческом росте князь Владимир прошёл длительную эволюцию от полудикаря до гуманиста, сомневавшегося даже в том, стоит ли казнить разбойников, если Христос сказал: "Не убий!" Пока князь размышлял над этим богословским вопросом, душегубов развелось столько, что в Киев стало не проехать. Потом реальная политика пересилила, и разбойников, мешавших цивилизованному бизнесу, перебили без пощады. Священникам удалось убедить князя в необходимости этого. Непротивление злу и насилию - не метод в борьбе с беспредельщиками. Государство - это и есть аппарат насилия. Но, главное, чтобы оно было разумным аппаратом.

Олесь Бузина считает, что Владимир успел невероятно много, как ни один правитель Руси до него. Но в летописи с 997 года по 1014 год зияет пропуск. Получается, князь ничего не делал все последние семнадцать лет своего правления? Нет! Просто дела его были мирные. Он много строил по всей стране. И не только оборонительные валы и Десятинную церковь, но, по-видимому, и Софийский собор, который неверно приписывают его сыну Ярославу. Деяния Владимира Святого были столь велики, что вызвали у Ярослава зависть. Кое-что из отцовских свершений Ярославу Мудрому даже пришлось "переписать" на себя - примазаться к чужой славе, - уверен Бузина.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский отмечал, что Анна активно участвовала в распространении христианства на Руси, "построив многие церкви".Это было вполне естественным, поскольку ещё на родине царевна согласилась взять на себя миссию просветительницы языческой страны. Она прекрасно понимала, что без строительства храмов и обучения священников осуществлять христианизацию большого государства нельзя. Некоторые исследователи, считают, что Анна помогала Владимиру в создании законодательства, касающегося правового положения Русской церкви. К этому выводу их подтолкнула следующая фраза "Устава князя Владимира": "Сгадав аз с своею княгинею Анною". Это является прямым свидетельством реального участия Анны в составлении церковного устава ещё при князе Владимире.

Окружавшие Анну представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и морали, готовили к церковной службе местных священников. Для этого по всей вероятности было создано специальное училище. Перейдя в веру Христову Владимир отрекся от всех своих предыдущих многочисленных жён и наложниц он отпустил их на волю. И бывшие жёны киевского князя превратились в истинных христианок, особенно Рогнеда. По примеру Анны, она занялась христианизацией Полоцкой земли. Потом основала первый женский монастырь и стала его постриженницей. Известно также, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью приняли христианство и распространяли его в своих владениях. Привезённые царевной иконы и церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в новоотстроенные церкви по всем городам Руси. Анна занималась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Она также заботилась о неимущих киевлянах и способствовала открытию для них больниц и богаделен. За это простой народ её очень любил.

Именно по инициативе Анны в 989 году в Киеве началось строительство первого величественного и необычайно красивого каменного храма - Десятинной церкви. Она стала образцом для подражания при возведении в XI - XV веках каменных соборов во многих крупных русских городах. В летописях отмечено, что Десятинная церковь строилась приглашёнными князем Владимиром греческими мастерами. Однако изучавшие руины храма археологи обнаружили в особенностях его фундамента черты, свойственные армянским постройкам. Так что получается, что для закладки фундамента и строительства Десятинной церкви и других построек в Киеве были приглашены армянские мастера и архитекторы. Владимиру часто некогда было следить за строительством храма в Киеве. Поэтому этим в основном занималась Анна Романовна. Она следила и за строительством других христианских храмов.

Анна украсила Десятинную церковь красивыми иконами. Особо стала почитаться икона Владимирской Богоматери. Она использовалась во время празднования Успения Богоматери. Поскольку эта церковь как раз и была посвящена данному празднику, Анна ввела в церковный обиход ежегодное празднование дня Успения Богородицы с 996 году, когда было завершено строительство Десятинной церкви. Затем аналогичные Успенские соборы были возведены во всех крупных городах, где находились княжеские резиденции сыновей Владимира: Ростове, Владимире-Волынском, Тмутаракани и других. Праздник Успения Богоматери был тепло принят и в Киеве, и по всей Руси и со временем стал любимейшим для русских людей. Так что к числу заслуг Анны следует также отнести принятие этого праздника. Жаль, что потом уже никто не вспоминал, что первой его установила на Руси армянская царевна из Византии Анна Романовна.

Хотя Десятинная церковь не дошла до нас (она рухнула в 1240 году во время Батыева нашествия), археологи смогли реконструировать её внешний вид. Это было весьма внушительное сооружение длиной 27,2 метра и шириной 18,3 метра с тремя нефами, тремя абсидами и внутри с тремя парами столбов для поддержки сводов. Венчали его 5 больших куполов. С южной и северной стороны храм окружали пониженные галереи с односкатными крышами. Поскольку ни мрамора, ни яшмы в районе Киева не было, то их для храма, очевидно, привозили из Крыма по заказу царевны. Особую нарядность Десятинной церкви придавали фрески и мозаики, которые украшали всю верхнюю часть стен и купол. Церковь была богато отделана мрамором.

Появился также обычай украшать и другие храмы и дворцы настенными росписями, мозаиками, резным камнем, инкрустировать полы разноцветными плитками. Мастерство изготовления всего этого пришло из Византии. Мозаики были сделаны из разноцветного стекла, которое в это время стало производиться уже в самом Киеве. Кроме мозаик из него делали квадратные и круглые оконные стёкла в зданиях. Помимо этого из разноцветного стекла делали посуду, браслеты, бусы и перстни. Русским женщинам особенно полюбились украшения. Археологи находили их почти во всех женских погребениях XI века. Очевидно, что моду на стеклянные украшения на Руси тоже ввела Анна. В быт знати все больше начинает проникать византийская роскошь и изысканность, особенно это было заметно в одежде и украшениях.

С именем Анны можно связать не только строительство Десятинной церкви, но и расположенной поблизости с ней великолепной княжеской резиденции. Она представляла собой роскошный дворцовый комплекс, состоящий из нескольких каменных сооружений, находящихся рядом друг с другом. Внутренние дворики дворца в греческом стиле, возможно, украшались декоративными растениями и цветами. Прежде на Руси подобных великолепных ансамблей никогда не было. Возник он, несомненно, по инициативе и при деятельном участии Анны Романовны. Под влиянием жены Владимир, видимо, обустроил для себя и загородную резиденцию в Берестове с деревянным дворцом и каменной домовой церковью в честь Спасо-Преображения. Анной было внесено много изменений в быт киевского князя. С этого времени Владимир стал строить мощные каменные оборонительные сооружения по типу византийских. На Руси также начинает развиваться кирпичное строительство.

Итак, как видим, Анна Романовна с честью выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. При жизни Анну почитали должным образом. А затем её популярность пошла на спад. К сожалению, при всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, и всех её многочисленных заслугах перед Русью, в русских летописях и других письменных памятниках о ней содержится мало сведений. Её славная жизнь не была должным образом описана. И во время Батыева нашествия и после него стала забываться её огромная миссионерская и просветительская деятельность.

Причина этого, видимо, в том, что православное духовенство было заинтересовано в том, чтобы представить крестителем Руси одного Владимира Святославича и принизить значение армян и греков в этом процессе. Авторы летописей не захотели воздать должное женщине-иностранке, сыгравшей такую большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры на ее территории. Эта тенденция была заложена еще митрополитом Иларионом, желавшим не зависеть от константинопольского патриарха и поэтому утверждавшим, что Русское государство крестил сам князь Владимир без какого-либо участия армян и греков. Мало сведений об Анне и в византийских источниках, поскольку её главная деятельность осуществлялась на Руси.

Известный украинский учёный, философ и арменовед Ирина Гаюк, автор "Энциклопедии армянской культуры в Украине" исследовала эту тему. Она подчёркивает, что армянские корни царевны Анны сомнения не вызывают. По её мнению, здесь проблема не только в замалчивании, а ещё и в малоизученности вопроса её деятельности. Это с одной стороны, а с другой - все вопросы, связанные с плохим освещением армянской тематики, напрямую связаны с плачевным состоянием востоковедения в Украине. Помимо этого, есть еще одна причина умалчивания армянского происхождения Анны - чисто политическая. Люди, занимающие высокое положение в государстве, как правило, являются выразителями интересов и воли прежде всего данного государства, а не этноса или нации, к которым они относятся. Ирина Гаюк подчёркивает, что с крещением в истории Киевской Руси наметился радикальный поворот. Смена вероисповедания означала коренную перестройку всего жизнеустройства народов, населявших эти земли. И если официальное крещение Руси произошло при Анне, то с ней на Русь прибыли официальные представители церкви, ставшей государственной. А поскольку Анна была армянкой, то вероятнее всего именно с ней на Русь прибыло большое количество армян.

По мнению профессора Ярослава Дашкевича, именно армяне могли принести с собой на Русь восточные календарные системы, что отобразилось и в русском летописании. А что касается столь распространенного в Киевской Руси культа святых Григория Просветителя и Девы Рипсиме, то, хотя они были и есть общеправославными святыми, столь широкое их почитание на Руси, а также их иконография согласно канонам Армянской Апостольской, а не Византийской Церкви, тоже связаны с царевной Анной и теми священниками, которые, прибыли с ней в Киев.

Выдающийся историк Николай Карамзин тоже занимался исследованием этой темы и пытался воссоздать исторический портрет царевны Анны. Для этого он изучил все сохранившиеся древние летописи. По мнению Карамзина, царевне Анне пришлось совершить подвиг во имя родины, а также взять на себя миссию просветительницы "заблудших язычников". В итоге для потомков "Анна явилась орудием небесной благодати, выведшей Россию из тьмы идолопоклонства".

Смерть Анны и Владимира

Убийство Бориса и Глеба. Византийская царевна Анна была замужем за князем Владимиром 22 года. И прожили всё это время они в любви и согласии. Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011 / 1012 году (Новый год тогда считали с 1 сентября). "Повесть временных лет" сообщает о смерти Анны так: "Преставилась Владимирова царица Анна". Анне Романовне было всего 48 лет. Причина смерти точно неизвестна. Возможно, на её здоровье повлияла перемена климата или сказалась какая-нибудь эпидемия. Это произошло за 4 года до смерти князя Владимира.

Для Владимира Святославича смерть любимой жены стала тяжелой утратой. Поэтому он заказал камнерезам-армянам из Византии роскошный мраморный саркофаг, украшенный красивой резьбой. Чтобы увековечить память принцессы по приказу князя его установили внутри Десятинной церкви. Следует отметить, что в Византии подобной чести не удостаивались даже императоры - наместники Бога на земле. Их хоронили вне церквей. Только в странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей внутри храмов. Таким образом, их приравнивали к святым. Анна была удостоена особых почестей за свои великие деяния, за то, что вместе с мужем крестила и просвещала русский народ, а также строила храмы. Хотя после смерти царевны князь Владимир вновь женился, но похоронить себя он завещал рядом с Анной, в таком же беломраморном саркофаге. До разрушения Десятинной церкви в 1240 году останки Анны и Владимира особо почитались русскими людьми. Отношение к Анне было как к святой!

Как сообщил немецкий хронист Дитмар Мерзебургский, в первой половине XI века он видел в Киеве в Десятинной церкви стоявшие рядом гробницы Анны и Владимира. именно так, как завещал Святой Владимир Креститель. Карамзин более обстоятельно исследовал данный вопрос и в "Историческом описании Киево-Печерской лавры" обнаружил сведения о находке в 1636 году, во время разборки рухнувшей в 1240 году Десятинной церкви, саркофагов Владимира и Анны. По непонятной причине только череп князя был перенесен в Киево-Печерскую лавру, а все остальное вновь было зарыто. В конце 30-х годов XX века вновь производились раскопки в районе Десятинной церкви, и под полом был найден тайник с осколками беломраморных крышек. Во время исследования удалось выяснить, что ранее их украшали кресты и барельефы. По всей вероятности это были осколки крышек саркофагов Владимира и Анны.

У Владимира Святославича, прозванного в народе Владимир Красное Солнышко, было 12 сыновей. Но его любимцами, безусловно, были Борис и Глеб, которых родила князю византийской царевна Анна. Они также были любимцам всего народа. При крещении Борис получил имя Роман, а Глеб имя Давид. Первенец Борис, появившийся на свет примерно в 990 году, скорее всего, получил своё крестильное имя по отцу Анны - императору Роману II. А Глеб, рожденный около 1000 года, крестильное имя получил в честь библейского царя Давида, чтимого как образец христианского властителя. Киевляне хотели, чтоб старший из двух братьев Борис стал великим киевским князем после отца. Можно не сомневаться, что это был бы прекрасный наследник. Но, к сожалению, этого не произошло. 15 (28) июля 2015 года великий князь Киевский умер. И власть в Киеве силой и обманом захватил самый старший из всех сыновей - Святополк, которого даже сам Владимир терпеть не мог.

Воссев на престол, Святополк стал всячески задабривать киевлян. Но те в один голос решительно заявили: "Хотим Бориса, сына княгини Анны". Тогда этот подлый душегуб подослал к своим сводным братьям Борису и Глебу убийц. Узнав об этом злодеянии, народ прозвал Святополка Окаянным. Велика была печаль народа. Князья Борис и Глеб, сыновья армянки Анны, были провозглашены Русской Православной Церковью святыми. Причём, они стали самыми первыми русскими святыми. Праздновать память невинно убиенных братьев 24 июля начали вскоре после сооружения в 1021 году в Вышгороде первой церкви во имя Бориса и Глеба. Изгнав в 1019 году из Киева брата-изверга Святополка великим князем стал Ярослав Мудрый. Отдавая дань почтения крестительнице Руси Анне, он также назвал свою дочь Анной.

Следует сказать, что несмотря на очевидность, некоторые историки пытаются поставить под сомнение то, что сыновья Владимира Борис и Глеб были рождены Анной. По этому поводу Ирина Гаюк приводит чёткую аргументацию. Во-первых, о том, что Анна была матерью Бориса и Глеба писали такие выдающиеся русские историки как Василий Татищев и Сергей Соловьев. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что в источниках того времени рассказывается о паломничестве армянских купцов к Вышгородской церкви-усыпальнице святых Бориса и Глеба. В-третьих, именно житие святых Бориса и Глеба было переведено с древнерусского на армянский язык. И, наконец, именно "Житие святых Бориса и Глеба" приблизительно в 30-х годах XIII веке вошло в армянские "Четьи-Минеи" и осталось в них по сей день. Так что повышенное внимание со стороны армян к святым Борису и Глебу с момента их убийства является не случайным, а объясняется их армянским происхождением.

В 1056 году Македонская, а на самом деле армянская династия в Византии сошла с исторической арены. К власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха - Мономаховичи. Но принесённое на Русь царевной Анной, православие - осталось. В летописях Анну именуют "грекрыня" или "греческая царевна", так как впоследствии Византия пала под ударами турок в 1453 году и "съёжилась" до границ Греции, а архивы основательно "подчищались". К сожалению, Анна и её братья Василий II Болгаробойца и Константин VIII Порфирородный, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми. Хотя именно им Россия, а также Украина и Белоруссия обязаны принятием веры в Христа в 988 году.

Справедливость требует признать, что образ византийской царевны, а затем великой киевской княгини Анны незаслуженно остаётся в тени, в то время как великий князь Владимир в связи с крещением Руси был объявлен святым. Его бабушка, великая княгиня Ольга, так и не сумевшая ранее склонить своего внука Владимира принять христианскую веру, тоже была причислена к лику святых и погребена в Десятинной церкви. Впоследствии при её раскопках был найден саркофаг Ольги, выполненный из волынского шифера армянскими мастерами и украшенный армянскими орнаментами.

А ведь именно Анна уговорила поторопиться с крещением Владимира, который страдал глазами и почти ослеп, а после крещения выздоровел. Олесь Бузина пишет: "Образ царственной юной армянки из Константинополя, уехавшей на чужбину ради выполнения христианского долга - крещения языческой страны, где её ожидали опасности, непонимание, вражда, равнодушие к христианским святыням, может быть, потому, что её подвиг совершался скромно и в обычной повседневности, не только не оценён по достоинству, но и предан забвению…"

Красавица Анна, изображение которой сохранилось на фреске в Софийском соборе, несомненно, совершила подвиг, отправившись в далёкий Киев, чтобы привлечь великого князя Владимира и всю Киевскую Русь к вере Христовой! Как гласит одна из летописей: "Анна принесла себя в жертву высоким целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране. Это характеризовало её как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину". Светлый образ византийской царевны, а затем великой киевской княгини Анны должен быть по достоинству оценён и должен засверкать во всей красе. И если Владимир зовётся Крестителем Руси, то Анну с полным основанием можно назвать Крестительницей Руси! Ведь в первую очередь именно благодаря этой замечательной армянке русские, украинцы и белорусы вот уже 1027 лет являются христианами. И кому как не Анне быть провозглашённой Русской Православной Церковью за это святой! Хочется надеяться, что хоть через тысячу лет справедливость восторжествует.

В СМИ промелькнула информация о том, что в России совместно с одной из американских киностудий снимается двенадцатисерийный фильм об Анне Византийской, жене Владимира – великого князя Киевского. Тема вызвала интерес, тем более что в жилах Анны текла армянская кровь.

ВИЗАНТИЯ БЫЛА МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ, НА ТЕРРИТОРИИ которого жили греки, славяне, армяне, грузины, потомки древних фракийцев. Этнографическую смесь скрепляло православие, межнациональным языком был греческий.

Греки заселяли земли Пелопоннеса и Эллады, а другую часть (Балканы) населяли славяне, часть Балкан и Малую Азию – армяне. А т.к. армянское население азиатских фем (военно-административный округ Византийской империи) было проникнуто греческим духом, их называли ромеями (самоназвание жителей Византийской империи). Каждый из этих народов внес свой вклад в развитие империи, и армяне, конечно, были не последними среди них. Тому есть много фактографических примеров.

Но вернемся к Анне Византийской.

В русских летописях ее называют греческой царевной, имея в виду ее византийство. А между тем Анна и ее братья – императоры Василий II и Константин VIII имеют армянское происхождение. Как известно, наиболее могущественной Византия была в период правления Македонской (Армянской) династии, основателем которой был Василий I (Барсег I), происходивший из семьи армянских крестьян Фракии или Македонии.

Анна была порфирородной или багрянородной. По представлениям средневековья, это сделало ее почти небожительницей. Багрянородными назывались дети императора, рожденные в багряных пеленках, а этот цвет считался императорским, их дети обладали несомненным правом на императорский престол. Матери-императрицы производили на свет детей в специальном Багряном (Порфирном) зале дворца, стены которого были из камня порфира, привозимого из Африки. Их пеленали в багряные пеленки, стоящие огромных денег, т.к. краситель. пурпурных оттенков получали из моллюсков-иглянок, а для окраски 1 кг ниток нужно было 10 тысяч таковых.

Анну Романовну отличали не только знатность и богатство, но и красота. Современники называли ее Руфой (Рыжая). Княжна была светловолосой, красивой, умной, образованной. Природный ум она унаследовала от деда Константина VII, который после себя оставил ряд трактатов по медицине, истории, астрологии, другим наукам.

В ТОТ ПЕРИОД ВИЗАНТИЯ БЫЛА ЦЕНТРОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ. Кстати, в середине IX в. императрица Феодора Мамиконян для здания университета подарила Магнаврский дворец. Ее брат Вард Мамиконян основал Магнаврский университет, который считался первым университетом в Европе. Ректором был назначен Лев (Левон) Математик (или Философ, как его называли) – армянин по происхождению. Дед Левона был одаренным военачальником в Армении.

Лев Математик был изобретательным человеком, и авторство "светового телеграфа" (говоря современным языком) принадлежит именно ему. Он придумал такую систему зеркал, станций и маяков, которая позволяла менее чем за час передавать световой сигнал, предупреждающий о тревоге, от самого Константинополя до границ Халифата. А если учесть, какую угрозу для ромеев (жителей Византии)продолжала представлять стремительная арабская конница, то изобретение Льва Математика и переоценить трудно. Он также сконструировал трон с золотыми рычащими львами и поющими птицами, а при нажатии кнопки трон поднимался до потолка, оставляя изумленными недоумевающих гостей.

В университете также преподавали ученый Иоанн Грамматик (Ованес Керакан), который способствовал открытию университета Магнавра а также астроном Баграт (Панкратос) – тоже армянского происхождения и др...

Вернемся к царствованию Василия II и Константина VIII. В 987 г. неожиданно военачальник Варда Фока провозгласил себя императором и завладел Антиохией. Назрела угроза захвата Константинополя. Василий II обратился за помощью к князю Владимиру. Тот обещал свою поддержку при условии, если Василий II и Константин VIII отдадут ему в жены сестру Анну Романовну. Но Василий II с братом не спешили выдавать сестру замуж за язычника. Тогда Владимир осадил город Корсунь (древнегреческий Херсонес). Город сдался, а князь пригрозил осадить и Царьгород (Константинополь), если не выдадут за него Анну. Братья, подумав, дали свое добро, но лишь в том случае, если князь примет крещение и женится на ней по христианскому обряду.

Князь согласился принять православие, сказав, что эта вера ему по сердцу. Братья Анны уговаривали ее, говоря, что, став христианином, Владимир обратит Русь к покаянию, а Византия избавится от ужасной войны. Желая мира, Анна, смирившись, покорилась судьбе.

В свадебном кортеже Анну сопровождали армянские священнослужители, учителя для быстрого освоения иностранного языка, лекари, прядильщицы и музыканты, писари, библиотекари, несколько тысяч охранников... Из Византии и Армении в Киев поехали вместе с ней инженеры, каменотесы, художники-оформители, плиточники, отливщики колоколов, архитекторы и прочие строители.

ВСКОРЕ БЫЛО РЕШЕНО ПОСТРОИТЬ В КИЕВЕ ДЕСЯТИННУЮ ЦЕРКОВЬ (ныне церковь Успения Пресвятой Богородицы). Так она называлась, потому что на ее содержание шла десятина княжеских доходов. На ее строительство Анна выделила большое пожертвование, о чем Владимир с гордостью упоминает в своем Церковном уставе. К слову, он всегда советовался с Анной во всех важных делах. Прекрасно образованная, она неизменно вызывала уважение у своего мужа. Анна даже могла лично принимать иностранных послов, составлять вместе с Владимиром государственные документы. Она же вместе с мужем приняла Церковный устав – первый законодательный свод киевского государства.

Построенная Анной Романовной и князем Владимиром церковь была по образу похожа на Фаросскую церковь при Большом императорском дворце в Константинополе, в которую Анна любила ходить на молебны.

Десятинная церковь начала строиться в 989 г. и строилась долгие годы, но во время нашествия хана Батыя в 1240 г. была сожжена и уничтожена. Сохранившиеся фрагменты и описания современников свидетельствуют об изящном и красивом сооружении с пятью большими куполами длиной 27 м и шириной 18 м с разноцветными фресками и мозаиками из стекла и яшмы. Ко времени строительства Десятинной церкви армянские архитекторы уже отстроили такие шедевры мировой архитектуры, как купольные храмы и базилика армянских монастырей Рипсиме, Аствацацин в армянском Талине, собор Св.Ованеса (Багаван), Звартноц и другие.

Церковь была украшена красивыми иконами и фресками на куполе и в верхней части. По приказу Анны в Киев были доставлены иконы и церковная утварь, а также "Жития Святых". В то же время открылись специальные заведения для обучения священнослужителей. Анна пеклась также об устройстве больниц и богаделен, заботясь о пропитании неимущих киевлян.

О красоте Десятинной церкви можно судить по собору Софии Киевской, которую начал строить князь Владимир, а закончил Ярослав Мудрый. На стенах Софии Киевской сохранились 22 граффити на армянском языке. Сделанный из белого мрамора саркофаг Ярослава Мудрого (XI-XII вв.) является уникальным памятником Софийского собора. На нем высечены растительные и геометрические изображения, которые встречаются на некоторых памятниках армянского зодчества (монастыри Звартноц, Макеноцац, Талин). Внимательное изучение геометрических знаков саркофага показывает, что некоторые из них похожи на армянские буквы и, вероятно, являются знаками или инициалами армянских мастеров.

Позже Анна построила много церквей. И, конечно, культурный вклад Анны Армянской поистине неоценим. От нее также пошла мода ношения украшений из разноцветного стекла. Мастера, занимающиеся варкой стекла для витражных окон, отдавали отходы умельцам, которые превращали их в украшения.

В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ МАКЕДОНСКОЙ (АРМЯНСКОЙ) ДИНАСТИИ ОТМЕЧАЕТСЯ сильное влияние армянского искусства на Византию. По мнению Йозефа Стржиговского (польский и австрийский искусствовед, специалист в области византийского искусства), в период властвования Македонской (Армянской) династии прослеживается прямое влияние армянского искусства на искусство Византии. Огромное число архитекторов и художников создавали свои шедевры в Византии (новая церковь в Константинополе, церковь Santa Maria antika в Риме, а лучшее произведение македонского армянского возрождения, по словам Стржиговского, Святая София в Киеве...). Многие другие русские церкви относятся к "византийской" традиции эпохи македонских (армянских) императоров.

Роль Анны Византийской из Армянской династии была очень большой для Киевской Руси. Выйдя замуж за князя Владимира, Анна Армянская не только способствовала распространению христианства на Руси. Принятие христианства консолидировало Русь и способствовало переходу удельных княжеств к Российской империи. Анна также привезла с собой много армяно-халкидонской знати (родственников самой царевны), монахов-писцов, астрономов, картографов, художников, зодчих, врачей. Стали использоваться редкие для того времени карты мироустройства (ашхарацуйц), календарные системы, редкая медицинская литература – лечебники.

Но, к сожалению, в то время как князь Владимир и его сыновья (Глеб и Борис) возведены в ранг святых, Анну незаслуженно забыли (она не канонизирована). Анна умерла в возрасте 48 лет. Возможно, причиной ее смерти стала эпидемия. Князь Владимир заказал для нее камнерезам-армянам из Византии роскошный мраморный саркофаг изящной резьбы и установил его в пределах Десятинной церкви. Позже в той же церкви Пресвятой Богородицы появился еще один саркофаг – князя Владимира. Тогда подобной чести не удостаивались даже византийские императоры...

После князя Владимира некоторые русские князья женились на византийских принцессах (армянского происхождения). Так, мать Владимира Мономаха, жена Всеволода Мария (Марьям) была дочерью византийского императора из Македонской (Армянской) династии (Константина IX Мономаха). Родившись в 1053 г., Владимир (отец Юрия Долгорукого, основателя г. Москвы) получил от родителей прозвище Мономах.

После принятия христианства на Руси в конце XII - начале XIII вв. постепенно сформировалась общность взглядов армянских и русских деятелей искусства, архитекторов, художников. Эти традиции развивались впоследствии новыми поколениями.

Анна Византийская

Екатерина Чельцова

О жизни этой женщины русские летописи хранят редкостное молчание. Пожалуй, упоминаются лишь два факта. Первый – среди многочисленных жён киевского князя Владимира Святославовича Анна, несомненно, выделялась знатностью, так как происходила из рода византийских императоров, претендовавших некогда на роль владык мира. Второй – во многом именно под её влиянием на Руси в то время укрепилось христианство, а также возник неповторимый стиль православных церквей и храмов. Так, что сыгранная Анной Романовной в истории роль, поистине грандиозна. И, поди знай, как выглядел бы мир, не ступи она на исходе X века на киевскую землю. Впрочем, обо всём по порядку.

Византийская принцесса Анна появилась на свет 13 марта 963 года. Причём её появлению на свет предшествовала весьма драматическая история. Её отец – император Роман II, правивший всего четыре года, прославился среди всего прочего тем, что женился на совершенно не знатной девушке – дочери трактирщика по имени Анастасия. Превратившись таким образом, в императрицу Анастасия сменила имя на Феофано (означает «избранная Богом»), прибрала к рукам все действующие рычаги власти и родила своему мужу сначала двух сыновей – Василия и Константина, а за несколько дней до его смерти – дочь Анну. Роману доставляло огромное удовольствие бешено скакать верхом на породистых рысаках, именно это и послужило причиной его трагической гибели. Смерть супруга сильно разочаровало Феофано. Не желая упускать счастливым образом свалившееся на неё блага, эта властолюбивая женщина без промедления вышла замужза видного полководца Никифора Фоку, которого, под её давлением, вскоре провозгласили императором.

Поначалу такое положение устраивало обоих – Феофано по-прежнему властвовала, а Фока пользовался положенными ему по статусу благами и воевал всласть. Но прошло немного времени, и темпераментная женщина разочаровалась в немолодом и вечно пропадающем в военных походах супруге. Кроме того, столь любимые Фокой войны истощали казну. Понимая, что дальше так продолжаться не может, Феофано избрала новый объект страсти – военачальника Иоанна Цимисхия, приходившегося Фоке племянником. Умело организовав в 969 году дворцовый переворот, она одним ударом расправилась с надоевшим мужем и возвела на престол Иоанна. Тот проявил редкостную неблагодарность и, пойдя на поводу у духовенства, не только отказался жениться, но и выслал Феофано из столицы. В изгнание за матерью последовала и Анна, которой в это время исполнилось всего шесть лет.

Когда же по прошествии семи лет власть перешла к старшему сыну Феофано Василию, опальная женщина вместе с дочерью смогла вернуться в императорский дворец. С этого времени подросшая Анна стала считаться одной из наиболее завидных невест. Её отличали не только знатность, наилучшее по меркам того времени образование, богатое приданное, но и красота, которую она унаследовала от матери. Хотя ни один документальный источник не приводит описания внешности византийской принцессы, можно предположить, что Анна походила на братьев: была девушкой невысокой, голубоглазой, светловолосой и красиво сложенной. Современники дали ей прозвище Руфа, что в переводе означает «рыжая».

Василий и Константин не спешили выдавать Анну замуж, присматривая, очевидно, самую лучшую для неё партию. Чувства девушки в данном случае ничего не решали. Учитывая большую заинтересованность европейских монархов в браке с византийскими принцессами, братья рассматривали сестру всего лишь в качестве крупной козырной карты в политической игре и, не считаясь с расходами, повсюду распространяли сведения о её достоинствах.

Слухи эти достигли и двора князя Владимира Святославовича, уже имевшего много жён разных национальностей. Вполне вероятно, что пересыщенному женскими прелестями русскому правителю захотелось стать мужем самой известной и завидной в Европе невесты. Возможно, Владимир не раз сватался к Анне, но всякий раз получал отказ под тем предлогом, что не являлся христианином.

Однако время шло, и положение Византии изменилось. Против императоров Василия и Константина поднялся мятеж, а в сентябре 987 года даже возникла угроза захвата столицы мятежниками. Поскольку собственными силами справиться с бунтовщиками братья не смогли, им пришлось обратиться за военной помощью к соседним странам. Одним из первых, видимо, откликнулся Владимир, заинтересованный в сближении с византийскими императорами. Но помощь он предложил не безвозмездно, и в качестве платы потребовал согласие на брак с Анной.

Деликатные переговоры завершились подписанием договора, согласно которому русский князь сначала примёт крещение, потом получит руку Анны, женится на ней по христианскому обряду и сразу же окажет военную помощь новым родственникам в борьбе с мятежниками. Само крещение и свадьба должны были проходить в Херсонесе, поэтому Владимир отправился в этот город с большой эскадрой судов, полных хорошо вооружёнными дружинниками. Однако невеста почему-то запаздывала. И когда терпение князя лопнуло, чтобы подтолкнуть императора к скорейшему выполнению договора, он без особого труда захватил Херсонес. В этой сложной ситуации Василию и Константину пришлось срочно посадить сестру на корабль и с большой свитой из духовных лиц отправить к жениху.

Анна же поначалу категорически отказывалась выходить замуж за варвара, считая, что окажется у него в плену. Но братья заявили, что Бог возлагает на неё великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну. При этом она спасёт и своих родственников от жестокого врага.

Русский же князь после того, как узнал об отъезде невесты приказал, отстроить для неё специальные палаты, поражающие роскошью убранства. А когда византийские корабли прибыли к городу, все местные жители вышли встречать принцессу и с почётом отвели её в хоромы.

Приготовление к крещению Владимира и свадьбе прошли без особых эксцессов. В начале лета 988 года варвар выполнил свои обещания и принял предлагаемую Византией религию. Во время свадебного пира на улицах Херсонесадля простых людей выносили сосуды с вином и мёдом, чаны с мясом, рыбой и овощами. Потом новобрачные раздавали нищим и вдовицам деньги.

На момент брака с Владимиром Анне исполнилось 25 лет. Она считалась вполне взрослой женщиной с устоявшимися взглядами, вкусами и мировоззрением, поэтому неудивительно, что уступавший по образованию и культуре Владимир стал прислушиваться к советам супруги. Византийские хроники сообщают, что Анна построила в русском государстве много церквей. Ведь она прекрасно понимала, что без строительства храмов и обучения священников осуществить христианизацию большого государства не получится. На первых порах приехавшие с нею духовные лица и мастера строили небольшие церкви в различных местах, в том числе в Херсонесе и Киеве. Когда же Анна увидела, что архитектурные нововведения пришлись по нраву местному населению, она задумалась построить грандиозный собор в своей княжеской резиденции в Киеве.

Надо сказать, что хотя во времена Владимира и Анны Киев не превосходил своим величием Новгород, но для теплолюбивой византийской принцессы жить в нём, несомненно, было удобнее, чем в северной столице. В Киеве её привлекали мягкий климат и возможность быстрой связи с Византией, ведь по Днепру шёл прямой водный путь на родину Анны, и купцы могли доставлять ей привычные вещи: одежду, украшения, фрукты, овощи. Сравнительно недалеко находился и принадлежащий Анне Херсонес, из которого поступали значительные средства в её казну. Из Крыма, вероятно, доставляли необходимыйдля храмов и дворца строительный материал, в частности мрамор.

Величественный собор в Киеве Анна решила возвести в честь Успения Богородицы. Позже его назвали Десятинной церковью, поскольку он существовал на десятую часть княжеских доходов. Посвящение киевского собора Богородице указывает на то, что инициатором его возведения была женщина, хорошо знакомая с аналогичными постройками в Византии. Дело в том, что главный придворный храм византийских императоров посвящался Богородице, а Десятинная церковь по своей сути также являлся придворной. Некоторые знатоки истории архитектуры даже высказывали мнение о том, что киевский храм строился по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе. И хотя ни Фаросская, ни Десятинная церковь не сохранились до нашего времени (последняя рухнула во время нашествия Батыя в 1240 году), археологам удалось реконструировать их внешний вид. В частности, Десятинная церковь представляла собой внушительное сооружение длиной 27 метров и шириной 18 метров, увенчанное пятью большими куполами. Её облик впоследствии стал образцом для строительства соборов во многих русских городах, однако внутреннее убранство киевского храма отличалось особым великолепием. Для украшения использовались фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы. Из-за обилия мрамора, покрывавшего большими плитами пол и возносящегося ввысь в виде колонн, современники прозвали Десятинную церковь «мраморяной».

Ещё одной заслугой новоявленной княжны стало ежегодное празднование дня Успения Богоматери. Впервые это произошло осенью 996 года, сразу же по завершении строительства Десятинной церкви. Успения Богоматери стал любимейшим для русских людей. При этом уже никто не помнил, что первой установила его на Руси византийская принцесса Анна Романовна.

При Анне возвели не только Десятинную церковь, с её именем можно связать и строительство дворцового комплекса рядом с ней. Выглядел дворец очень красивым и напоминал аналогичные постройки в Византии. Стены его украшали сказочные фрески и яркие мозаики, низ покрывали шиферные плиты с барельефами, двери и круглые застеклённые окна – резные мраморные наличники. На площади перед дворцом стояли медные статуи лошадей, вывезенные из Херсонеса. Внутренние дворики в греческом стиле, возможно, украшали декоративные растения и цветы. Прежде на Руси ничего подобного не строили. Говорят, князь Владимир любил прогуливаться по территории дворца и не уставал хвалить себя за настойчивость, проявленную в завоевании византийской принцессы.

Анна Романовна оказала также немалое влияние на мир моды. Именно благодаря её примеру русские женщины узнали и полюбили стеклянные украшения. Поначалу византийские мастера варки стекла занимались только изготовлением мозаик и оконных стёкол для Десятинной церкви. Но потом из их цехов стали выходить разных форм и размеров разноцветные стеклянные капли, которые местные ювелиры вправляли в оправу, подчас золотую. Так получались удивительные по своей красоте и относительно дешёвые серёжки, кольца, мониста. Искусству цветного стекловарения обучились русские ремесленники, и изготовление различных изделий из стекла стало массовым явлением в домонгольской Руси. К сожалению, после нашествия монголо-татар русичи утратили технологию стекловарения.

Заботилась Анна и о развитии кирпичного строительства. Именно в эпоху правления её супруга появился обычай украшать храмы и дворцы настенными росписями, мозаиками, резным камнем, инкрустировать полы разноцветными плитками. В быт знати всё активнее проникала византийская роскошь и изысканность, особенно это повлияло на одежду и украшения.

Что же касается самой главной миссии Анны Романовны, то, несомненно, она выполнила завет братьев-императоров и стала первой просветительницей Руси. Окружавшие её представители духовенства обучали русских священников, для чего создавались специальные училища. Привезённые принцессой иконы и церковная утварь превратились в эталон для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные церкви по всем городам. Сама Анна занималась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Известно, что все многочисленные дети князя Владимира с готовностью принимали христианство и распространяли его в своих владениях. Даже бывшие жёны киевского правителя превратились в ревностных христианок, особенно Рогнеда. Следуя примеру Анны, она принесла новую религию на Полоцкую землю. Потом она основала первый женский монастырь и приняла постриг.

А вот о личных взаимоотношениях Владимира и Анны исторические хроники хранят полное молчание. Нет даже никаких упоминаний об их детях, хотя в замужестве они прожили 22 года.

Умерла Анна довольно рано – в 1011 году, в возрасте 48 лет. Возможно, она стала жертвой какой-нибудь эпидемии. Впрочем, судя по погребению, Владимир Святославович горячо любил свою византийскую супругу, несмотря на то, что, по сути, являлся многоженцем. Свой последний приют эта великая женщина нашла в созданном греческими мастерами роскошном саркофаге, украшенном красивой резьбой и установленном в приделе Десятинной церкви. Следует отметить: в Византии подобной чести не удостаивались даже императоры – наместники Бога на земле. Их хоронили вне церквей. Только в странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей внутри храмов. Таким образом, их приравнивали к святым. Возможно, и Анну сразу после кончины возвели в ранг местно чтимой святой за то, что вместе с мужем она крестила и просвещала русских людей.

Была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии . Обстоятельства, предшествующие династическому браку, изложены в статьях: Владимир I Святославич и Русско-византийская война 988 года .

Биография

Византийская царевна

Анна, дочь византийского императора Романа II, появилась на свет 13 марта 963 года. Мать Анны происходила из семьи отнюдь не знатной, и звали ее Феофано. Лев Диакон, византийский священник и историк армянских кровей, описывал Феофано как «наиболее прекрасную, обольстительную и утонченную женщину своего времени, одинаково выделявшуюся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью». Дочь константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении , она наречена была в детстве Анастасией. Пленив обаянием и изяществом фигуры, равно как и белизной кожи, умом и грацией Романа, молодого наследника престола, она влюбила его в себя и завладела сердцем пылкого любовника. Ослепленный страстью к ее прелестям, тот напрочь забыл о своей законной супруге-малолетке Берте, внебрачной дочери короля Италии .

Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы ( -) и его брата-соправителя Константина VIII ( -). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II , что отметил византийский историк Иоанн Скилица , благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года .

По сообщению Скилицы, смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками », но по слухам он был отравлен. Императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока , сразу женившийся на матери Анны, царице Феофано .

«Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа.»

Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих домов Западной Европы , «франков ». Однако обстоятельства вынуждали греческих императоров вступать в родство с соседями. Так, Никифор II Фока хотел женить своих пасынков Василия II и Константина VIII на болгарских царевнах , но был свергнут с трона своей женой Феофано , возведшей на престол Иоанна I Цимисхия .

Цимисхий, однако, не стал жениться на Феофано, как она того ожидала, а отправил её в изгнание. Вместе с матерью, вероятно, последовала и 6-летняя Анна .

Сватовство германцев, франков и болгар

Ещё более запутанную историю рассказывает армянский историк Стефан Таронский (Асохик) о сватовстве к Анне () одного из болгарских князей:

Асохик сообщил об этом случае прежде всего, чтобы отметить возмездие, постигшее севастийского митрополита, который притеснял армянских священнослужителей, болгарские дела его интересовали меньше. Историки сомневаются в согласии Василия II породниться через брак с вождём страны, недавно восставшей против византийского владычества. Тем более странен подобный брак на фоне неудачного похода Василия на болгар в том же () году.

Русская княгиня

Анну в летописи именовали не как обычно - княгиней, но царицей , сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы , в обычном понимании титула как жены царя , появились на Руси лишь при Иване Грозном .

Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует /1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя .

Спустя примерно 35 лет на Руси появилась ещё одна царица - Мономахиня , дочь (или племянница) византийского императора Константина IX Мономаха , жена князя Всеволода Ярославича и мать Владимира Мономаха . Она не была багрянородной , то есть рождена до воцарения Константина Мономаха. Её история осталась неизвестной, и даже имя известно лишь предположительно: Мария или, по другим источникам, Анастасия . В литературе её часто также называют Анной, путая с её дочерью или с христианским именем её свекрови Ингегерды .

Дети

Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё была дочь, но точных данных нет.

Анна Византийская в беллетристике

Анна Византийская выступает одним из заметных персонажей исторического романа «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского .

В современной культуре

  • фильм Владимир Святой ( ; Россия) режиссёр Юрий Томошевский , в роли Анны Елена Джордж .
  • мультфильм Князь Владимир ( ; Россия) режиссёр Юрий Кулаков , Анну озвучивает Ирина Безрукова .

См. также

Напишите отзыв о статье "Анна Византийская"

Примечания

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  2. . noev-kovcheg.ru. Проверено 27 августа 2016.
  3. Л.Е. Морозова. .
  4. Багрянородная - по словам византийского хрониста Михаила Пселла это означало рождённая в багряных пелёнках. Багряный цвет считался императорским, рождённый во время правления своих императорских родителей обладал несомненным правом на византийский престол. Синоним - порфирородная.
  5. Титмар Мерзебургский, Хроника, кн.7
  6. Согласно практике выбор невесты оставался за византийской стороной. Германский император Оттон II женился на Феофано , однако Титмар Мерзебургский отметил некоторое неудовольствие Оттона II, что Феофано не была византийской царевной, а лишь племянницей византийского императора.
  7. Некоторые историки полагают, что целью сватовства была именно Анна. Анна должна быть просватана за киевского князя Владимира примерно в 987, чтобы полученное в обмен русское войско успело прибыть в Византию в 988.
  8. 435 год армянского летоисчисления, то есть
  9. Стефан Таронский (Асохик) , Всеобщая история, кн.3, гл.22
  10. А. В. Назаренко, Равноапостольный князь Киевский Владимир Святославич, статья из VIII т. «Православной энциклопедии», М. 2004:
  11. Н. Н. Никитенко. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. Киев, 1999. С. 65 - 122
  12. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  13. Кримський А., Кезма Т. Оповідання арабського історика XI в. Абу Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь // Ювілейний зб. на пошану акад. Д. Багалія. К., 1927. С. 383-395
  14. Др.-русск. цесарица - производное от лат. Caesar (император)
  15. См. церковный устав Владимира .
  16. По найденной свинцовой печати с именем Мария Мономаха
  17. По синодикам Выдубицкого монастыря в Киеве

Ссылки