По картинам

Карта размещения крупнейших этносов и малых народов. Развитие предметных умений учащихся по географии через практические работы (7класс. фгос)

  • 2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху нтр.
  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    В мире насчитывается около 3-4-х тысяч народов или этносов, часть из которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена.

    К сведению: этнос - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, обладающая совокупностью таких признаков, как общий язык, территория, особенности быта и культуры, этнического самосознания.

    Народы мира классифицируются:

    I. По численности:

    Всего в мире насчитывается более 300 народов численностью свыше 1 млн. человек каждый, на которые приходится 96 % всего населения Земли. В том числе численность свыше 5 млн. человек имеют около 130 народов, свыше 10 млн. - 76 народов, свыше 25 млн. - 35 народов, свыше 100 млн. - 7 народов.

    К сведению: 7 самых многочисленных народов:

    1) китайцы (хань) - 1048 млн. человек (в КНР - 97 % от общего количества людей в стране);

    2) хиндустанцы - 223 млн. человек (в Индии - 99.7 %);

    3) американцы США - 187 млн. чел. (в США - 99.4 %);

    4) бенгальцы - 176 млн. чел. (в Бангладеш - 59 %, в Индии - 40 %);

    5) русские - 146 млн. чел. (в России - 79.5 %);

    6) бразильцы - 137 млн. чел. (в Бразилии - 99.7 %);

    7) японцы - 123 млн. чел. (в Японии - 99 %).

    Но существуют народы численностью менее 1 тысячи человек.

    II. По языковой близости:

    Родственные языки объединяются в группы, которые в свою очередь формируют языковые семьи.

    1) Индоевропейская языковая семья - самая многочисленная, на её языках говорят 150 народов Европы, Азии, Америки и Австралии; общая численность - более 2.5 млрд. человек.

    Эта языковая семья включает ряд групп:

    · романскую (французы, итальянцы, испанцы, латиноамериканцы);

    · германскую (немцы, англичане, американцы);

    · славянскую (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты);

    · кельтскую (ирландцы);

    · балтийскую (литовцы);

    · греческую (греки);

    · албанскую;

    · армянскую;

    · иранскую (персы, курды).

    2) Китайско-тибетская языковая группа: на её языках говорит свыше 1 млрд. человек.

    Несколько менее многочисленные языковые семьи:

    3) Афразийская.

    4) Алтайская.

    5) Нигеро-кордофанская.

    6) Дравидийская.

    7) Австронезийская.

    8) Уральская.

    9) Кавказская.

    Национальные критерии лежат в основе разделения человечества на государства.

    Если на их территории основная национальность составляет свыше 90 %, то это однонациональные государства (Дания, Швеция, Латвия, Япония и др.).

    Если преобладают две нации - двухнациональные (Бельгия, Канада и др.).

    Если в странах проживают и составляют значительную долю десятки и даже сотни народов - многонациональные государства (Индия, Россия, США, Испания, Великобритания, Нигерия, Индонезия и др.).

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    Машиностроение - одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль оно возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.

    Машиностроение обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли хозяйства, производит многие предметы бытового и культурного назначения.

    По числу занятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции оно занимает I место среди всех отраслей мировой промышленности.

    По уровню развития машиностроения судят об уровне развития экономики любой страны.

    Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:

    1) станкостроение;

    2) приборостроение;

    3) электротехническая и электронная промышленность;

    4) вычислительная техника;

    5) железнодорожное машиностроение;

    6) автомобилестроение;

    7) судостроение;

    8) авиационная и ракетная промышленность;

    9) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.

    На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

    Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоёмких) отраслей - и сырьевой.

    В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т.д.

    В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:

    1) Северная Америка: где производится практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.

    Крупнейшие корпорации:

    · автомобильные (США): «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Крайслер»;

    · вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»;

    · электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т.д.

    2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ): производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.

    Крупнейшие корпорации:

    · автомобильная (ФРГ): «Даймлер - Бенц»; «Фольксвагенверк»;

    · электроника: ФРГ - «Сименс», Нидерланды - «Филипс» и т.д.

    3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.

    Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии - центров науки.

    Крупные корпорации:

    · автомобили (Япония): «Тоёта мотор», «Нисан мотор»;

    · электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т.д.

    4) Содружество Независимых Государств: в нём лидируют Россия, Украина, Белоруссия.

    В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя он и выпускает широкий спектр машиностроительной продукции.

    Развивающиеся страны производят менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а правильнее назвать - металлообработка, кроме этого немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии.

    Но в последнее время в некоторых из них - Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике - машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    По нижеизложенному плану ответа можно охарактеризовать любое государство мира.

    Возьмём к примеру, Японию - это одна из 7-ми экономически развитых стран мира.

    Для ответа использовались: статистические материалы; карты отраслей хозяйства мира; карты атласа по Японии (экономика).

    Импорт в Японии (ввоз продукции):

    1) сырьё: топливное - 49 %, рудное, для текстильной промышленности (текстильное волокно) и пр.;

    2) продукция химической промышленности (кислоты, щёлочи, удобрения, нефтепродукты);

    3) продовольственные товары (зерно и т.п.).

    Экспорт в Японии: продукция, изделия следующих отраслей:

    1) машиностроения (автомобили, суда, электроника, станки, часы);

    2) чёрной металлургии (сталь, прокат);

    3) цветной металлургии;

    4) химической промышленности (синтетические волокна, каучук);

    5) лёгкой промышленности (ткани, одежда).

    Из выше перечисленного можно сделать вывод: в Японии, как в одной из развитых стран, наблюдается следующая тенденция: ввоз в основном сырья и продуктов питания (предпочтительно из развивающихся государств) из-за недостатка собственных природных ресурсов; и вывоз готовой дорогостоящей продукции, как в развивающиеся страны Азии, так и в развитые - Европы и Америки.

    Билет № 17

    Национальный состав населения – распределение людей по признаку этнической принадлежности. Этнос (или народ) – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенная единством языка, территории, хозяйственной жизни и культуры, национальным самосознанием. Формы этнической общности меняются и усложняются в процессе развития человеческого общества – от родовых и племенных объединений при первобытном строе, народностей при раннеклассовых обществах до самостоятельных наций – в условиях слияния местных рынков в единый общенациональный рынок. Если, например, в формирование наций уже давно завершено, то в некоторых слаборазвитых , и ( , и др.) широко представлены племенные объединения.

    На сегодняшний день всего в мире насчитывается 2200 – 2400 этносов. Численность их сильно варьирует – от нескольких десятков человек до сотен миллионов. К числу наиболее крупных народов относятся (в млн. человек):

    • китайцы – 11 70,
    • хиндустанцы (главный народ Индии) – 265,
    • бенгальцы (в Индии и ) – 225,
    • американцы – 200,
    • бразильцы – 175,
    • русские – 150,
    • японцы – 130,
    • пенджабцы (главный народ ) – 115,
    • мексиканцы – 115,
    • бихарцы – 105.

    Таким образом, в начале 21-го века на долю 10 этносов приходится около 45% всего человечества.

    Во многих государствах и регионах мира разные этносы представлены неодинаково. Поэтому обычно выделяют главные народы, т. е. этносы, составляющие основную массу населения, и национальные меньшинства.

    По своему происхождению и общественному положению национальные меньшинства принято делить на два типа:
    автохтонные, т. е. коренные народы, этносы, рожденные иммиграцией.

    Так, для национального состава современной характерны следующие пропорции. Основной этнос – англичане – составляют 77 % всего населения; автохтонные этносы, в том числе шотландцы, ирландцы и др. – 14% и иммигранты из разных стран – 9 %.

    Постоянно эволюционирует в результате территориальной неоднородности естественного движения населения, миграции, а также процессов консолидации и ассимиляции этносов.
    Консолидация этносов – это слияние нескольких родственных этносов в одну, более крупную этническую общность.

    Ассимиляции этносов – это утрата народами родного языка и национального самосознания в результате длительного общения с другими этносами, т. е. своего рода растворение этнических групп в многонациональной среде. Этот процесс особенно широко распространен в странах иммиграции, к числу которых относятся США, Австралия, а также многие страны Европы. В результате процессов консолидации и ассимиляции этносов общее число народов постепенно сокращается.

    Одним из главных признаков этнического единства служит разговорный язык. По этому признаку все народы мира распределяются на 15 языковых семей и более 45 языковых групп, которые, в свою очередь, делятся на языковые ветви. Кроме того, есть обособленные языки, которые не входят ни в одну языковую семью. К их числу, например, относятся японский, корейский, язык басков и некоторые другие.

    Более 40% всего населения мира говорит на языках индоевропейской семьи, в состав которой входят 11 языковых групп: романская (французы, итальянцы, испанцы, молдаване, румыны, латиноамериканцы); германская (немцы, англичане, шведы, датчане, американцы); славянская (русские, поляки, чехи, болгары, словенцы); балтийская ( , ); иранская ( , курды, афганцы, татары и др.).

    Около 20 % населения мира общается на языках сино-тибетской или китайско-тибетской семьи. Ее весомость определяется китайской языковой группой. Распространение данных языков практически полностью локализуется азиатским континентом.

    Около 8 % человечества использует языки нигеро-кордофенской семьи, которые представлены исключительно только в Африке. В рамках данной семьи главной языковой группой является группа нигер-конго.

    Еще 5 – 7% населения мира разговаривает на языках афразийской (или семито-хамитской) семьи, получивших распространение преимущественно в странах Африки и Азии. Главным из языков данной семьи является арабский язык.

    Таким образом, на языках этих четырех семей говорит почти 4/5 всего человечества.

    Точное количество языков в мире не определено. Одни специалисты считают, что их около 3 тыс., другие – более 5 тыс. Такое расхождение объясняется тем, что часть лингвистов рассматривает одни и те же говоры как разные языки, а другая часть ученых признает их за диалекты одного и того же языка. Проблема классификации этносов и языков во многом осложняется еще и тем, что многие народы говорят на одинаковых языках. Так, например, по-английски говорят не только англичане, но и многие австралийцы, новозеландцы, американцы США, канадцы, многие народы стран Карибского бассейна и т. д. Испанский язык является родным не только для испанцев, но для большей части народов Латинской Америки. На одном и том же языке говорят немцы, австрийцы, часть населения Швейцарии. Такие, наиболее распространенные языки служат средством межнационального общения.
    Одни языки развиваются, становятся все более распространенными, другие умирают, теряют свое былое значение. Например, в Африке все более широкое распространение приобретают языки суахили, хауса, йоруба, которые используются как средство общения многих племен и народностей, постепенно вытесняя укоренившиеся здесь языки колонизаторов. Самая высокая концентрация языков (до 1 тыс.) – на острове Новая , где проживает большое количество самобытных племен.

    Значительная часть всех языков мира не имеет письменности. В целях облегчения общения представителей разных этносов растет число попыток создания искусственного международного языка. Самый известный из них – эсперанто.

    К наиболее распространенным языкам мира принадлежат следующие:

    • китайский – более 1 млрд человек,
    • английский – 400 – 500 млн чел.,
    • хинди – более 350,
    • испанский – около 300,
    • русский – около 200,
    • бенгальский – около 170,
    • индонезийский – около 170,
    • арабский – 160,
    • португальский – 140,
    • японский – 125,
    • немецкий – около 100,
    • французский – более 100 млн чел.

    Таким образом, только на 12 языках говорит практически и 2/3 всего человечества. Из этих наиболее распространенных языков шесть являются официальными и рабочими языками ООН (английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский).

    В соответствии с характером национального (этнического) состава населения можно выделить пять типов государств.

    1 тип. Это однонациональные государства. Таких государств больше всего в Европе, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.

    И Россию, Хотя можно отнести и , некоторые страны Западной и Южной Африки.

    В последние годы в странах со сложным национальным составом обострились межэтнические противоречия.

    Многожёнство широко распространено по Земле во многих культурах. Значительно меньшее распространение имеет многомужество – когда у одной женщины сразу несколько мужей. Если многожёнство (полигиния) встречается в большинстве традиционных культур (значительно чаще, чем только моногамные браки), то многомужество (полиандрия) – менее, чем в сотне. Правда, исторические свидетельства показывают, что в древние времена полиандрия была значительно шире распространена по планете, чем сто лет назад.

    Какое вообще бывает многомужество?

    Чистая полиандрия – брак одной женщины сразу с несколькими мужьями – встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.

    Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев – одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины – только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов – живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они – потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.

    В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.

    Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.

    Есть ещё биандрия, когда у одной женщины – два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия – когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.

    Почему возникло?

    Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.

    Многомужество у исторических народов

    Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии – области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».

    Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.

    Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.

    Современное состояние многомужества

    Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.

    Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.

    В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи – одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.

    Практическая работа 5 Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.(о)

    Раздел 2. Население Земли(3 часа)

    Численность населения Земли. Размещение населения.

    Практическая работа 6. С равнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира(о)

    Народы и религии мира.

    Практическая работа 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.(и)

    Основные виды хозяйственной деятельности, влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их классификация.

    Раздел 3. Океаны и материки(50 часов)

    Тема1. Океаны(2 часа)

    Тихий океан. Индийский океан, Атлантический, Северный Ледовитый

    Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов.

    Особенности природы, деятельность человека.

    Практическая работа 8 Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов(по выбору)(и)

    Практическая работа 9 Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов.(о)

    Тема 2. Южные материки(1 час)

    Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира. Исследования Африки.

    Тема 3. Африка(10 часов)

    Географическое положение. Океаны и моря, их влияние на природу. Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых .

    Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

    Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Заповедники и национальные парки.

    Практические работы

    Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человеа. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения, его причины. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы.

    Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы. Различия между странами региона. Главные особенности населения. Крупные города.

    Практическая работа 10 Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.(о)

    Практическая работа 11 Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки.(о)

    Практическая работа 12 Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.(о)

    Тема 4. Австралия (4 часа)

    Австралия. Географическое положение. Океаны и моря, их влияние на природу. История исследования.

    Климат. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

    Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки. Природные богатство, их использование.

    Население Австралии. Особенности культуры аборигенов и англо-австралийцев.

    Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в разных частях материка.

    Практическая работа 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии.(и)

    Тема 5. Океания(1 час)

    Географическое положение. История исследования.

    Особенности природы в зависимости от происхождения остров. Заселение Океании, изменение природы человеком.

    Географическое положение. Размеры, очертания материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История открытии и исследования.

    Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых.

    Климат. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

    Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Амазонка – величайшая река планеты. Озера. Значение рек и озер в жизни человека.

    Своеобразие органического мира. Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Высотная поясность Анд. Изменение природы человеком. Проблемы Амазонки. Заповедники и национальные парки.

    Природные богатство, их использование. Стихийные природные явления.

    Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения, его причины. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы.

    Состав территории и страны региона. Особенности географического положения (Бразилия, Аргентина, Перу) их природы и природных богатств. Общие черты и особенности природы. Различия между странами региона. Главные особенности населения. Крупные города.

    Практическая работа 14 Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии и Аргентины.(о)

    Практическая работа 15 Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран(и)

    Тема 6. Антарктида(1 час)

    Географическое положение. Арктика и Антарктика. История открытия и исследования.

    Особенности природы. Климат. Своеобразие органического мира. Современные исследования.

    Практическая работа 16 Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.(о)

    Тема 7. Северные материки(1 час)

    Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Сходство в расположении природных зон.

    Тема 8. Северная Америка(7 часов)

    Географическое положение. Размеры, очертания материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История открытия и исследования.

    Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых.

    Климат. Факторы его формирования. Влияние подстилающей поверхности. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

    Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни человека

    Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зоны тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах.

    Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки.

    Природные богатство, их использование. Стихийные природные явления

    Народы и страны. История заселения материка. Основные народы.. Размещение населения, его причины. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы. Краткая характеристика Канады и США

    Практическая работа 17 Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики. (и)

    Практические работы 18 . Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. (о)

    Тема 9. Евразия(16 часов)

    Географическое положение. Размеры, очертания, размеры материка. Океаны и моря, их влияние на природу. История исследования. Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов. Размещение полезных ископаемых. Климаты в сравнении с климатом Северной Америки. Распределение температуры воздуха, давления, осадков. Климатические пояса и области.

    Влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Современное оледенение. Озера. Значение рек и озер в жизни человека. Проявление широтной зональности и высотной поясности в Альпах и Гималаях. Природные зоны. Почвы, растительный и животный мир. Высотная поясность Анд. Изменение природы человеком. Заповедники и национальные парки.

    Народы и страны.

    Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Крупнейшие народы Евразии. Размещение населения, его причины. Этапы формирования современной политической карты. Главные особенности населения. Деление материка на крупные регионы. Хозяйственная деятельность населения.

    Практическая работа 19 . Составление “каталога” народов Евразии по языковым группам(о)

    Страны Западной Европы, Северной Европы. Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия)

    Практическая работа 20. О писание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном.()

    Практическая работа 21 . Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.(и)

    Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Страны Южной Азии.

    Практическая работа 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам(о) Практическая работа 23.С оставление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.(и)

    Практическая работа 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.(и)

    Раздел 3 Географическая оболочка – наш дом(2 часа)

    Закономерности географической оболочки. Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования ПК. Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы человеком. Необходимость сотрудничества для защиты природы.

    >> Крупнейшие народы мира

    § 5. Крупнейшие народы мира

    Всего в мире существует 5-5,5 тыс. народов, или этносов, т. е. сложившихся устойчивых общностей людей. Подавляющее большинство народов крайне малочисленно.

    Народов, насчитывающих более 1 млн человек, в мире 330, но они охватывают 96 % всего населения Земли. Народов, насчитывающих более 100 млн человек каждый, в мире всего 11 (табл. 20), но они охватывают почти 45% всего населения Земли.

    Таблица 20

    Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки

    Крупнейшие народы мира Млн чел. Наиболее распространенные языки Млн чел.
    1. Китайцы 1170
    1. Китайский 1200
    2. Хиндустанцы 265 2. Английский 520
    3. Бенгальцы 225 3. Испанский 400
    4. Американцы США 200
    4. Хинди 360
    5. Бразильцы 175 5. Арабский 250
    6. Русские 140 6. Бенгальский 225
    7. Японцы 125 7. Португальский 210
    8. Пенджабцы 115 8. Русский 200
    9. Бихарцы 115 9. Индонезийский 190
    10. Мексиканцы 105 10. Японский
    127
    11. Яванцы 105 11. Французский 120


    12. Немецкий 100
    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки