По картинам

Олег Торсунов: Злоба – это хронический гнев. Может ли гнев быть нормой? Некоторые правила выражения справедливого гнева

Всем известно как страшен человек находящийся в состоянии гнева, так что такое гнев и все что вы хотели знать о гневе, рассмотрим в этой статье. Гнев - это короткая вспышка агрессии, направленная на устранение источника его раздражения. В первую очередь гнев - это эмоциональное состояние направленное вовне, а не конкретное действие.

Такое эмоциональное состояние может подтолкнуть человека к различным видам действия, например для того чтобы наказать обидчика. Держа гнев внутри себя, люди часто обращают его против себя. В зависимости от индивидуальных особенностей человека и от ситуации люди испытывают гнев по - разному.

Виды гнева на примерах:

1. Непосредственный гнев.

Наталья 29 лет (экономист) жаловалась, что ее муж сильно вспыльчив. Он выражал свой гнев в виде ругательств и угроз, она боялась его гнева, опасаясь за свою безопасность. Чтобы защитить саму себя она так же начинала кричать, что только усиливало гнев мужа. Впоследствии Елена поняла, что такое состояние ее мужа достаточно безопасно, если не оказывать ему активного сопротивления Она научилась не отвечать гневом на агрессию мужа, осознав, что это всего лишь эмоции. В результате проявление гнева у мужа стали реже. Ситуация окончательно разрешилась тогда, когда оба поняли, что гнев - это эмоциональная разрядка.


Совет: не нужно отрицать гнев, при этом не забывайте, несите за него ответственность и старайтесь не испытывать безмерное чувство вины, оно только усилит гнев.

2. Смещенный гнев.

Такой гнев проявляется в виде смещение своей ярости с обидевшего человека на предметы неодушевленного характера. Битье посуды, сломанные ручки или мобильный телефон, который разбивался в дребезги о стену, так происходило у Светланы 35 лет (менеджер). Все потому что она боялась причинить вред другому человеку. Когда Светлана осознала, что небольшой материальный ущерб - это цена за спокойное состояние ее близких и деловых партнеров. Со временем она смогла перейти от активных действий к воображаемым, что избавило ее от финансовых утрат.

Совет: встретившись с человеком, который бьет посуду либо разбивает свой мобильный, помните, что таким образом он защищает окружение от собственного гнева. Если в очередной раз вы что - то разбили, проанализируйте, что символизировало данное действие и в следующий раз попробуйте акт биение предметов вообразить, например, рисуя, что либо.

3. Отсроченный гнев.

Василий, 40 лет (предприниматель) стал жертвой такого гнева. Женившись, впоследствии он выяснил, что супруга гневается не в тот момент, когда проблема возникла, а после когда находится в безопасности, например, дома. Она боялась, что из-за своего гнева она будет наказана. В последствии Александр поговорил с женой в спокойной обстановки и выяснил, что у нее есть конфликты с начальством, а на нем она просто отыгрывалась, так как из - за боязни быть уволенной сдерживала свои эмоции на работе. Супруги стали обсуждать и предавать анализу произошедшие на работе конфликты, что значительно уменьшило вспышки гнева и улучшило их семейную жизнь.

Совет: почувствовав гнев, постарайтесь выяснить, что стало его причиной, что в действительности вывело вас из себя и вам воспрепятствовало отреагировать на него сразу.


4. Месть.

Валентина 34 года (бухгалтер) мучилась угрызениями совести от своей мстительности. Воспитание ей не позволяло бурно реагировать на обиду, а близких людей не хотелось обременять своими проблемами. Вымещение гнева на неодушевленных предметах не приносила положительного результата. И единственным способом обрести спокойствие стала месть. Однако когда месть была выполнена, Валентина начинала чувствовать чувство вины. В дальнейшем она научилась, месть представлять в воображении не причиняя вред другому человеку.

Совет: если у вас появилось жгучее желание отомстить кому - то, вообразите себе это, в основном мысленные расправы освобождают от чувства гнева.


5. Когда гнев обращается на себя.

Когда Екатерину 35 лет (экономист) кто- то обижал, вместо того, чтобы дать отпор она обращала свою злость на себя, наказывая и обвиняя себя в произошедшем. При этом гнев, не имел выхода и впоследствии принимал форму депрессии. Екатерине стало гораздо лучше, когда она разрешила себе проявлять хотя бы частично свой гнев вовне.

Совет: научитесь выражать чувство гнева, часто отсутствие какой - либо реакции не дает понять другим людям, что человек чувствует в действительности и что ему не нравится.

6. Торможение гнева.

Екатерина 50 лет (бухгалтер) проявляла свой гнев в виде самоизоляции. Наиболее разрушительная форма. Столкнувшись с чьей - либо агрессией она незамедлительно прекращала свое общение, думая, что абсолютно спокойна возникший гнев так и оставался неосознанным. Екатерина попросту тормозила свою ярость. Поскольку гнев не проявлялся и не был осознан, он стал выходить в виде головных болей и телесных недомоганий. Впоследствии Екатерина научилась понимать собственные чувства в момент, когда происходил конфликт - это значительно уменьшило боли в голове и спине, а после нахождения формы для выражения своих эмоций вовне они почти исчезли.

Совет: знайте, что присутствие гнева - это нормально, а его нужно выражать в умеренном количестве.

Гнев: все, что вы хотели знать о гневе мы постарались рассмотреть напримере, какие виды бывают и как лучше с ними бороться.

У гнева множество обличий
И масок, и припрятанных обид.
Наносит скрытно личности увечий
Агрессивно-неудовлетворённый вид.

Кто из нас хоть раз в жизни не гневался? Кого не раздирало негодование, обкатывающее кипятком несправедливости?

А кто из нас не загорался, словно спичка или вдруг не оживал вулкан лопнувшего терпения?

Гнев, безусловно, разрушителен, ибо часто усугубляется агрессией, которая может принимать крайние формы. Но опасен не только видимый и выраженный гнев действия. Подавленный и вытесненный “ментальный”гнев разрушает не так быстро, активно и заметно. Но от этого он не менее губителен.

Как свидетельствует смиренный посланник Закона Одного, Ра : “Г невные мысли становятся теми клетками совокупности физического тела, которые выходят из-под контроля и превращаются в то, что вы называете раком” . Вот почему гнев, как недовольство собой и миром, будучи связанным с биохимией тела наряду со страхом, служит предтечей чуть ли не всех тяжёлых недугов человечества.

Но как же быть с тем, что гнев – естественная реакция нашей природы, а именно, концентрация сил с решимостью и готовностью к преодолению волевым усилием?

Не всё так однозначно, ибо зачастую, вместо желаемого действия мы имеем экспрессивную демонстрацию готовности к преодолению, которая направлена внутрь и наружу или попросту имеем фрустрацию (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», “расстройство замыслов”) со всеми вытекающими из этого биохимическими реакциями тела, приводящим, в свою очередь, к многим и психологическим проблемам.

ПРИРОДА И ДИНАМИКА ГНЕВА

Природу гнева рассматривали задолго до возникновения психологии и современной медицины.

Так в III тыс. до н.э. в Китае гнев считался одной из 7 внутренних причин в возникновении . А в буддизме гнев один из пяти «ядов», которого следует избегать. В более позднем христианстве (католицизме), гнев один из семи главных грехов. В православии – один из восьми грехов. “Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:13) – апостол Павел.

С этим трудно спорить, тем более что отец медицины Гиппокра т утверждал, что «самые опасные болезни – это те, что искажают лица”, среди которых, безусловно, гнев. Он словно вторил Цицерону , считавшему, что “гнев, есть началом безумия”.

Кому из нас непонятны гневливые реакции личности, если жизнь отбирает у нас что-то ценное, важное, “незыблемое”, когда уходит почва из под ног и кажется, что весь мир ополчился против тебя.

В этом смысле гнев проявляется как отрицательно окрашенный аффект , направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её.

Но, как утверждает Агни Йога : “Действуйте не гневом, но возмущением духа, ибо огонь гнева лишь оставляет дыры в ткани Мира”.

Динамику гнева можно представить в виде трёх самых распространённых эмоциональных реакций:

  • “вспышка” – импульс гнева или его зарождение – состояние эмоционального возбуждения и видимое проявление гнева – “зарделся, вспыхнул от гнева”.
  • “разгорание” – внутреннее агрессивное вовлечение + переход от возбуждения к действию - крик/ссора и/ или проявление гнева вовне – нанесение удара/выражение агрессии. Здесь гнев полностью контролирует человека, “застилая ему глаза и разум”;
  • “вспышка – затухание” – не вовлечение и сдерживание. Возможна и желаема динамика, при которой эмоциональное возбуждение изначально присутствует, но человек ему не поддаётся, не позволяя “выйти из себя”. Кроме того, он не проявляет и не выражает свой гнев, а также и не совершает необдуманных действий. Вместо этого он словно замирает, “снимает чайник возбуждения и гнева с плиты, позволяя ему остыть”, а только после этого совершает необходимое действие. “И гнева умеет сдержать он прилив”. – Саади . При контроле и управлении собой, данный способ чуть ли не единственный, который не подавляет саму возможность гневаться, но нивелирует “попытку” гнева овладеть человеком.

ДУЭТИКА О ГНЕВЕ

В рассматривается этимологически как:

С точки зрения – – это также граница не возврата / грань невоздержанности / глубина неистового возражения или поэтически, – гроза неба Вышнего – колоссальный энергетический выброс, осуществляемый как вовне, так и внутрь, разрушаемый тонкое аурическое пространство гневающегося, и планеты в целом.

“Разница в том - Зевс, порождающий космическую бурю, наполняет пространство озоном, в то время, как ваш Зевс земной, порождающий гнев, наполняет сферу чадом удушья. В этом низшее и высшее не соприкасаются”. – Знаки Агни Йоги. Беспредельность.

Данный список можно продолжить. Но суть от этого остаётся неизменной. Гнев – есть зло.

«Нет ничего ужаснее гнева» – такого мнения придерживался древнегреческий философ Менандр.

И это зло – не просто дуальное противопоставление добру, как таковому, но та часть нашей несовершенной личностной природы, которая должна быть правильно воспринята, осознанна и преобразована в Единство физического, духовного и психического.

ГНЕВ КАК САМОРАЗРУШЕНИЕ

“Солнце да не зайдёт во гневе вашем” (Ефес. 4:26) – апостол Павел .

В чём зло гнева? В его неуёмной и неконтролируемой силе, содержащей в себе энергию разрушения и саморазрушения.

Совместив в себе и с невозможностью удерживать весь эмоциональный напор, гнев подобно пожару охватывает своим пламенем все центры живота, запуская их вулканическую активность. При этом вся телесная материя содрогается от пульсирующих толчков недовольства, готового неистово вырваться наружу, заливая всё вокруг лавой негативности и пеплом деструктивности.

Такова динамика проявления скрытого гнева – одной из базовых эмоций негативной направленности.

“Что началось гневом, кончается стыдом”. – Бенджамин Франклин.

«Стыд – это своего рода гнев, только обращённый вовнутрь» – Карл Маркс.

Гнев также часто формирует злость, приводя к раздражению.

Даже у «справедливого» гнева есть разрушительная энергия, ибо человек поддаётся ей всецело, как бы вживляясь в него, являясь выражением гнева в переживании, действии, слове.

ПСИХОСОМАТИКА ГНЕВА

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться». -Джон Леббок.

Все наши эмоции имеют «представительство» в теле . Об этом хорошо знали в древности.

Так, к примеру,

Кроме того, рефлекторная зона печени – плечевые и коленные суставы. Причём правая доля печени отвечает, соответственно за правый плечевой и коленный суставы, левая доля – за левый .

В китайской рефлексотерапии циркуляция гнева осуществляется по двум парным меридианам/ каналам – печени и жёлчного пузыря. Причём, по меридиану жёлчного пузыря циркулирует “активный, ян-ский гнев, а по меридиану печени его более пассивный аналог – инь-ский

К примеру, частые головные боли, в особенности в проекции данных меридианов, есть не что иное, как избыточная циркуляция гнева и “застрявание” его в определённых биологически активных точках (БАТ), что при длительной концентрации может приводить к мигренеподобным болям и частым скачкам артериального давления, вегетососудистой или нейроциркуляторной дистонии.

Кроме того, избыток ян-ской энергии гнева будет приводить к артритам плечевых и коленных суставов, включая плече-лопаточную область, а также частично тазобедренные суставы, области голеностопа и суставы большого пальца обеих ног.

Доказательная медицина и современная психосоматика также подтверждают наличие «очагов психоэмоционального реагирования и скрытого напряжения», приводящих к хроническим невротическим реакциям и всевозможным физическим недомоганиям.

Как утверждал один из известных отечественных психотерапевтов и психосоматиков Марк Воронов: “исходя из идеи голографичности человека застойные явления должные происходить не только в теле, но и других его частях (эмоциональном и ментальном телах или уме, эмоциях – авт.). Они всегда есть. Это скрытые напряжения: подавленный гнев или , подавленная тревога или подавленная агрессия, неприятие прошлого опыта . Это и есть другая сторона языка тела”.

ИСЦЕЛЕНИЕ ГНЕВА

“Если у кого есть гнев,
Дай Мне гнев.
А если дадите пригоршню малых вещей,
Я приму и эти пыльные игрушки
И перелью их в Моей Башне…
Я принял и страх, и сомнение, и гнев, – это Мне.
А вам – путь к Свету,
Ибо хочу чтобы могли подойти ко Мне радостными и светлыми
в день Великого Мрака перед Восходом”. – Листы сада Мории.

У гнева всегда слишком горячее дыхание, свидетельствующее о жаре личности. Нужно охлаждающее действие души, возвращающее разумное и взвешенное восприятие своей эмоционально-чувственной и умственной природы, чтобы избежать дальнейшего возгорания.

“Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста”. – Томас Джефферсон (авт.- один из авторов Декларации независимости США).

Я же предлагаю использовать нашу природную способность дыхания. Ибо каждая фаза является автоматическим механизмом напряжения-расслабления. Вдох – всегда напряжение, выдох – расслабление.

Если вас обуял гнев, сделайте глубокий вдох, тем самым усиливая напряжение/гнев и задержите дыхание на самое продолжительное время на какое способны. После чего сделайте самый медленный выдох из возможных. И так трижды.

Если это не возымело своего действия – сделайте ещё два подхода по три вдоха – выдоха.

“Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать”. – Пифагор.

Вы можете также использовать исцеляющие звуки внутренних органов, предлагаемые в ЦиГу н и, частности, Ци Нейцзан – древних даосских техниках.

Для печени – это звук ШШШШШШ. Вот предлагаемая техника исполнения мастером Мантеком Чиа:

1. Ощутите печень и почувствуйте связь между глазами и печенью.

2. Опустите руки ладонями наружу. Глубоко вдохните, медленно поднимая руки через стороны над головой. Одновременно запрокиньте голову и смотрите на руки.

3. Переплетите пальцы и разверните ладони вверх. Толкните вверх запястьяи почувствуйте натяжение мышц рук от кистей до плеч. Слегка наклонитесь влево, создавая мягкое натяжение в области печени.

5.После полного выдоха разомкните пальцы и, толкая в стороны нижние части ладоней, сделайте медленный вдох в печень; представьте, как она наполняется ярко зеленым светом доброты.

6.Закройте глаза, дышите нормально, улыбнитесь печени, представляя, как будто вы все еще произносите ее Звук. Следите за ощущениями. Чувствуйте обмен энергий.

7.Выполните от 3 до б раз.

Если вы ощущаете гнев, у вас красные или слезящиеся глаза, во рту ощущаете кисловатый или горький привкус, повторите упражнение от 9 до 36 раз. Даосские мастера говорили по поводу контроля гнева: ‛Если ты произнес Звук печени 30 раз и ты все еще сердишься на кого то, у тебя есть право поколотить этого человека“.

Если и эти действия не привели к желаемому спокойствию и стиханию гнева то обратите внимание на причину, его вызвавшую, словно вы хватаете себя сами за хвост, как, к примеру, собака. Только делаете это сознанием.

Несмотря на то, что гнев психосоматическая реакция, целесообразно и уместно будет использовать соматопсихическую практику для его исцеления.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГНЕВА

Как бы не складывалась ваша жизнь, не ищите виноватых. Другие люди и ситуации – лишь катализатор вашего собственного гнева и недовольства. Они словно подсказывают нам, что необходимо изменить в собственном отношении и восприятии.

Безусловно, большинство причин, приводящих к гневу – это недовольство самим собой и оно родом из детства . Ибо “ недолюбленность” в детстве – краеугольный камень большинства взрослых проблем.

Иными словами, недополучение нами любви в ожидаемой форме приводит в последствии к , что естественно затрудняет любые взаимоотношения.

И действительно, любые негативные проявления эмоций, преодолеваются осознанием причин их вызывающих . А это зависит от глубины их «прорастания» в собственное эмоционально-чувственное .

На данное осознание влияет множество факторов. Однако, главной преобразующей энергией является безусловная , проливающаяся на всю природу человека исцеляющими ручьями принятия, благодарности, терпимости, спокойствия, уравновешенности.

Гнев или недовольство, при смене полярности или направленности в позитивную сторону преображается в модель неудовлетворённости как блага .

Кроме того, недопущение формирования гнева намного важнее и эффективнее, нежели подавление его в себе .

Как уже было сказано ранее, гнев потенциально содержит в себе недовольство чем-либо. Поэтому, актуальным будет перенаправление данной эмоциональной реакции в русло изменения отношения или нереагирования / невосприятия.

Это сделать будет трудно только в том случае, если у вас, изначально нет стойкого желания изменения себя с очерчиванием границ своего «Я» и не-я или .

Установив связь со своей душой, начинаешь эффективно использовать её преображающую и уравновешивающую энергию, стабилизирующую центры ниже солнечного сплетения.

Часто проявление гнева – не столько наличие внутреннего, «собственного» гнева, но вхождение в астральный поток или эгрегор, который словно вихрь энергии втягивает в негативное облако, вызывая ответную эмоциональную реакцию.

В таком случае, важно ощутить на себе его энергетическое и магнетическое влияние и, буквально, выйти из его втягивающего потока направленным вниманием / осознанием и силой воли.

Ну, а если ваш гнев часто неконтролируем, с вспышками немотивированной агрессии, то, возможно, что ваше энергетическое тело стало полигоном для . Тогда без помощи извне обойтись будет достаточно трудно.

гнев разрушает память. Под влиянием гнева человек становится слепым. То есть, теряется память о хороших чертах характера другого человека

Гнев разрушает человека

Гнев догоняет нас тогда, когда в силу вступает вожделение. И особенно это часто бывает тогда, когда человек ведёт неправильную жизнь, то есть если человек поздно встаёт с постели, поздно кушает на ночь, не делает зарядку, ленится в течении дня, не выполняет свои обязанности перед мужем или женой. Живёт праздной жизнью.

В этом случае несомненно гнев начинает влиять на сознание очень сильно. Часто человек даже не замечает, как он проявляет свой гнев. Например, мужчина не замечает свой грубый тон, когда он общается с женой. Когда женщина не замечает как она обиженным тоном постоянно говорит с мужем, хотя может быть он ей ничего плохого сегодня не сделал.

Первое проявление гнева – это раздражительность. Первый враг человека - это вожделение, оно выдаёт себя через беспокойство. Человек сначала становится очень беспокойным, ему всё не нравится, он всем недоволен. Если вожделение его душит, он не может в нормальной, спокойной обстановке находиться. Если, например, женщина находится в состоянии вожделения, то для её удовлетворения всегда нужен мужчина. Она постоянно терроризирует мужа, чтобы он её как-то удовлетворял. Мужчина, находясь в состоянии вожделения, тоже пристаёт к своей жене и требует от неё служения себе.

Вожделение затмевает сознание и человек, будучи привязан к достижению своего желания, быстро скатывается на очень жёсткую, требовательную, обидчивую или гневливую позицию.

Фактически, гнев – это сила имеющая огненную природу, она имеет свойство загораться в одном человеке и переходить на другого человека. И в атмосфере гнева рушатся семьи, рушатся отношения, рушится работа. То есть, человек, находящийся в состоянии гнева, рушит вокруг себя всё. И причина тому – это отсутствие чистоты, отсутствие возможности устоять. Гнев – это неуправляемая сила.

Когда чувства к чему-то привязаны, прикованы к какой-то идее , то человек входит в состояние, в котором что-то изнутри начинает его сильно раздражать. У женщины это выражается в виде жестокой истерики, она психически бросается на мужа, пытается ему что-то доказать. Естественно, что когда женщина ведёт себя таким образом, мужчина несомненно попадает под её влияние, у него тоже вспыхивает гнев. Когда хотя бы один человек не ведёт себя правильно, не соблюдает правила чистой жизни, то семья попадает в эту атмосферу постоянной вражды и злобы.

Никто не застрахован от гнева, раздражительности, озлобленности и так далее в наше время. Особенно если человек не занимается духовной практикой. Люди, которые не работают над собой, тем более если они ещё едят мясо, которое стимулирует жестокость в человеке, из состояния злобы не выходят. Это состояние просто невыносимо для жизни. Если человек находится в состоянии хронического внутреннего гнева, ему надо либо выпивать, курить, или наркотики употреблять, ему надо что-то делать, иначе это просто невыносимо. Психика не выдерживает.

Это состояние современного общества. Когда человек не живёт правильной жизнью, не занимается самосовершенствованием, духовной практикой, то он просто не может выйти из этого состояния. Женщины чаще всего очень сильно обижены на жизнь. Мужчины чаще всего разозлены. Гнев – это огромная сила, которая рождается от половой энергии, которая недостаточно расходуется в психике человека.

Женщине, согласно ведическому знанию, позволяется иногда в семейных отношениях расслабится. То есть женщины не всегда склонны соблюдать режим дня, делать всё как положено. Потому что чувственная деятельность очень активна и женская психика склонна к тому, чтобы расслабляться. И для женщины это не является большим грехом. Но для женщины является большим грехом – гневаться на мужа, постоянно находится по отношению к нему в обиженном, разражённом состоянии, это рушит семью.

Мужчина, наоборот, не должен позволять себе расслабляться в личной жизни, потому что это рушит семью. Мужчина иногда очень перенапрягается и склонен к раздражительности, гневу. Но, если женщина гневлива, если она напористо и жёстко ведёт себя в отношениях, то фактически она разрушает их. Потому что мужчине нужно либо превратится в тряпку, либо иногда проявлять гнев, одно из двух. Что является абсолютно безысходной ситуацией. И только здравый смысл может решить эти вопросы.

Часто эти ситуации, когда муж и жена живут в состоянии гнева, обращенного друг на друга, и являются причиной разрушения семьи. Бывают и другие крайности, когда, допустим, женщина чрезмерно испытывает похоть и она рушит семью тем, что мужчина не может удовлетворить её желания. И тогда она уходит от него, ищет себе другого. Второй вариант – мужчина не может остановиться, очень грубо, жестоко себя ведёт и тем самым разрушает отношения. То есть гнев является силой, которая всё рушит.

Как гнев действует в жизни человека

Первое, гнев разрушает память. Под влиянием гнева человек становится слепым. То есть, теряется память о хороших чертах характера другого человека. Гнев является силой, которая не даёт человеку возможность ничего хорошего помнить о другом. И причиной тому заключается сильная привязанность испытывать счастье от отношений. То есть часто бывает так, что мы хотим в отношениях очень большого счастья. Но при этом не сильно заботимся о том, чтобы служить друг другу. Привязанность к счастью без должного служения и заботы о другом рождает необузданное вожделение, которое потом превращается в гнев.

Неподчинение старшим рождает гнев. Как это происходит? Старший – это тот, кто контролирует вожделение. Если человек подчиняется старшему, то он таким образом, способен контролировать своё вожделение. Когда человек не имеет для себя старших, то его психика становится неуправляемой, его гнев переходит все рамки.

Есть такая рекомендация, если у тебя много гнева, направь его на тех людей, которые нарушают принципы правильной жизни. Но самое лучшее – направлять гнев на борьбу со своими недостатками, особенно в наш век.

Гнев, зарождаясь в виде вожделения в нижних центрах, поднимается вверх и, когда он доходит до сердечного центра, то вызывает возмущение, при котором человеку кажется, что он прав (справедливый гнев). Когда он доходит до горла, то вызывает неуправляемый эмоциональный всплеск. Когда доходит до области переносицы, то вызывает возмущение ума, и с этого момента человек перестаёт себя контролировать. Дальше он переходит у мужчин в правое полушарие, что превращает его в человека, который совершает какой-то необдуманный поступок на почве гнева. А у женщин гнев уходит в левое полушарие, она входит в состояние истерики, обиды. То есть, фактически, женщина совершает психическое насилие в результате гнева, а мужчина - физическое насилие.

Если человек гневливый по природе, то он будет вокруг себя разжигать эту энергию, которая будет разрушать жизнь окружающим людям. Если гнев становится хроническим, то первое, что он делает с человеком – погружает его в состояние невежества, которое рушит в нём представление о том, что есть совесть, в результате у человека постепенно пропадает знание о душе. Когда человек теряет знание о душе и совесть отсутствует, то следующая стадия развития хронического гнева – это излишняя привязанность, которая лишает человека воли и разума. В результате такого состояния человек погружается в чрезмерные чувственные наслаждения, им овладевает гунна невежества, которая рушит человеческую жизнь, опуская его в деградацию.

Для того, чтобы выйти из этого состояния, человек должен раскаяться и просить прощения. Если этого не происходит, гнев начинает разрастаться. Дальше идёт нарушение отношений, которое приводит к сильной неудовлетворённости, обиде на судьбу, разочарованию в жизни, агрессивности и так далее, то есть, многие пороки овладевают человеком, если гнев стал основой его жизни.

Существует три проявления гнева: это склонность к насилию, обиженность и злоба. Злоба – это хронический гнев. Гнев приводит человека в заблуждение, которое несёт стойкий характер. То есть, живя этим заблуждением, человек забывает о том, что есть другие представления о жизни, которые основаны на позитивном мышлении. Фактически, в состоянии заблуждения человек постоянно кого-то обвиняет в своих проблемах, считая кого-то причиной своих страданий. Заблуждение ещё больше рушит память о позитивном в человеке, от чего пропадает разум, и ему становится трудно совладать с собой. В результате такого настроения человек становится очень привязанным к материальным радостям, у него полностью пропадает вкус к духовному, к работе над собой. Люди такого склада начинают враждебно относиться к голосу совести. Когда голос истины звучит, их начинает раздражать, фактически, это проявление вражды к Богу, потому что совесть – это проявление Господа. И такие люди обычно обижены.

Опутанные сотнею тысяч желаний, поглощённые вожделением, гневом, такие люди начинают думать только о деньгах, славе, почёте, и попадают в пучину страданий, которые невозможно преодолеть, не раскаявшись, не поменяв своё отношение к жизни. опубликовано

Гнев - это фундаментальная человеческая эмоция, которая дана была с той целью, чтобы индивидуум мог выжить в дикой и опасной среде. Еще в древние времена гнев очень помогал людям, было пройдено немало препятствий. Однако общество развивалось, потребность выражать свои негативные эмоции постепенно снижалась. Избавиться от гнева полностью не удалось, люди и в современном мире продолжают искусственно создавать себе неприятности, которые пробуждают злость.

Значение слова «гнев»

Это отрицательная эмоция. Можно даже сказать, что она имеет агрессивный характер и направляется в сторону другого человека или предмета. Если это предмет, то индивидуум может легко его уничтожить, если человек - обидеть, подчинить.

Гнев - это когда внутри все начинает кипеть и бурлить, лицо краснеет. Складывается такое впечатление, что сейчас взорвется настоящая бомба. Скапливается вся ненависть, все обиды - они и вызывают негативные последствия. Самое опасное, что в гневе человек не всегда может контролировать свои эмоции. Иногда все доходит до агрессии, индивидуум находится в и не понимает, что он творит. В такое время лучше, чтобы рядом никого не было. С затуманенным разумом можно сделать что угодно, навредить и даже покалечить.

Обычно агрессия долго не продолжается. Это моментальный порыв. Человек быстро загорается и быстро угасает. Однако гнев - это не шутка. Если индивидуум часто попадает под воздействие данной эмоции, лучше ему проконсультироваться с врачом.

Гнев: каковы причины?

Агрессия накапливается в человеке по различным причинам. Возможно, что-то пошло не по плану на работе, дома с любимым человеком трудно найти общий язык. Определение (что значит гнев) с трудом передает все чувства, которые испытывает человек во время срыва. Даже элементарная мелочь может иногда привести к «внутреннему взрыву». Каковы же причины гнева?

1. Противоположные убеждения

Характер человека начинает формироваться с детства. Всех нас воспитывают по-разному, каждого чему-то учат, что-то объясняют. Это формирует в человеке понятие морали, правил, принципов. Однако не всегда убеждения одного индивидуума соответствуют правилам поведения другого. Мозг программируется как компьютер, а когда система сталкивается с неизвестным понятием, начинает тормозить. Так и человек. Если он встречает убеждение, которое не похоже на то, к чему он привык, - воспринимает это как угрозу, опасность. В итоге просыпается гнев - эмоция, которая точно не украшается нас.

2. Страх

Еще одна причина агрессии - это подсознательный страх. Стоит отметить, что в современном мире человек очень часто сам создает себе проблемы. Приведем простой пример. Мужчина устроился на хорошую работу, все идет отлично. Однако по какой-то причине он начинает бояться, что его уволят. Все эти чувства собираются внутри и превращаются в маниакальный страх. Что происходит дальше? Начальник зовет к себе работника, чтобы указать на ошибку или похвалить. В этом время в мыслях человека начинает происходить нечто - все чувства резко усиливаются, он накручивает, что начальник зовет к себе, чтобы уволить. В итоге провоцируется гнев. Это неудивительно, человек страх воспринимает как опасность.

3. Стресс

Со стрессом чаще всего сталкиваются люди с хорошими манерами. Удивительно, но это действительно так. Такие индивидуумы не высказывают свои негативные эмоции, все накапливается внутри - обида, боль, страх. Человек старается быть правильным, не грубит окружающим, не повышает голос, не показывает свое недовольство. Так нельзя. Нельзя все прятать внутри, потому что в один день «бомба взорвется». Этого не избежать. Что такое гнев? Это огромное количество негативных эмоций, которые с течением времени накапливаются в душе. Если время от времени не высказываться, то придет тот день, когда человек просто сорвется и из приличного индивидуума превратится в настоящего зверя.

4. Самочувствие

Как бы странно это ни звучало, причиной гнева может стать человека. Болезнь, ноющая боль, которую приходится терпеть, - все это негативно сказывается на самоконтроле и создает предпосылки для резкой смены настроения. В итоге - гнев, ярость. Человека просто начинают раздражать все вокруг, кажется, что все хотят ему навредить. Тут сплетается все в один узел - стресс, страх, убеждения.

Как победить гнев?

Гнев является такой же человеческой эмоцией, как радость или грусть. Избавиться от него полностью невозможно. Даже если это у кого-то получается, то индивидуум чувствует себя неполноценным. Особенность человеческой сущности заключается в том, что он должен показывать все свои эмоции, чтобы научиться самоконтролю. Гнев - не самая лучшая эмоция, есть несколько способов, как можно обезопасить себя от внезапных вспышек ярости, чтобы не навредить окружающим.

1. Учимся слушать себя

У гнева всегда есть предвестник. Это может быть плохое настроение, самочувствие или раздражительность. Нужно научиться слушать себя и видеть эти моменты, чтобы избежать внезапной вспышки ярости. Например, вы разговариваете с человеком и чувствуете, как внутри все начинает бурлить. Это означает, что вы начинаете злиться. Как поступить в таком случае? Есть несколько вариантов развития событий:

  • смените тему, возможно, именно она пробуждает негативные эмоции;
  • закончите разговор.

Если вы замечаете за собой, что в последнее время все чаще и чаще испытывается ярость - это тревожный сигнал. Что такое гнев? Это нарушение Заведите небольшой блокнот и записывайте все ситуации, которые вызывают в вас раздражительность. В конце недели нужно проанализировать записи. Если сами видите, что гнев иногда просыпается на пустом месте, то нельзя пускать все на самотек. Может, вам просто нужен отдых? Возьмите себе выходной, проведите его наедине со своим внутренним миром. Почитайте книгу, примите ванну, расслабьтесь.

2. Контроль и полноценный отдых

Порой в порыве гнева человек может совершить страшный поступок, о котором потом будет несказанно жалеть. Чтобы этого избежать, очень важно научиться контролировать свои эмоции. Это не означает, что эмоции теперь нужно подавлять. Если внезапно начинаете внутри ощущать раздражение, попробуйте несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть - дыхательные упражнения успокаивают нервную систему.

Еще один интересный вариант по контролю гнева рекомендуют психологи. Итак, вам удалось сдержаться и не сорваться на собеседника. Теперь срочно идем домой или в другое уединенное место. Берем листок бумаги и пишем письмо тому человеку, который вызвал в вас бурную негативную реакцию. Пишете все, что чувствуете. Чем больше ярости на бумаге, тем спокойнее станет в душе. Потом это письмо нужно сжечь.

Конечно, важно помнить про отдых. Современный ритм жизни редко оставляет время на то, чтобы выспаться. Однако все же находите для этого лишний час-два в неделю. Усталость тоже может стать причиной вспышки ярости.

3. Физические упражнения

Было неоднократно доказано, что физические упражнения отлично сказываются на нервной системе. Запишитесь на йогу, фитнес или любой другой спорт - несколько раз в неделю будет достаточно для того, чтобы человек выплескивал накопившиеся негативные эмоции.

Иногда на занятия спортом времени не остается. Однако это не означает, что теперь от ярости вам не избавиться. Отлично поможет уборка по дому - это даже лучше фитнеса. Человек концентрируется на грязи, пыли, на том, как от нее избавиться. Происходит бешеная физическая и умственная нагрузка. Психологи подтверждают, что уборка успокаивает. Человек остается доволен проделанной работой, и ярость испаряется.

Простой способ успокоиться - дыхательные упражнения с воздушным шариком. Вдыхайте и выдыхайте воздух 10-15 раз. Такое упражнение можно практиковать на работе.

Подводим итоги

Психология гнева - это наука, которая изучается уже очень давно. Каждый день открывается что-то новое и неизведанное в человеке.

Полезные советы:

  1. Уделяйте время себе. Не нужно думать только об окружающих. Походите по магазинам, сходите в кино или кафе. Другими словами - иногда себя тоже следует побаловать.
  2. Не создавайте себе проблемы. Старайтесь относиться проще к происходящему и помните: что ни делается - все к лучшему.
  3. Отдыхайте - хотя бы на выходных старайтесь хорошо выспаться и запастись энергией на следующую неделю, тогда и причин для стресса будет меньше.

Что касается ярости, выпускать ее нужно, просто делать это стоит правильно, чтобы не навредить никому. Этому нужно учиться.

Третья страсть – это гнев. Гнев – маска сумасшествия, пляска бесов, добровольная одержимость, зверские отношения людей друг с другом, драка дикарей. Гневливый похож на волка, который вцепился зубами в свою добычу и не отпускает ее, или на эпилептика, который упал на землю и корчится в конвульсиях. Когда гневливый не может сорвать свой гнев на других, то он мечется в своей комнате как зверь в клетке, ломает мебель, будто вещи провинились перед ним, бьет себя по голове и кусает руки до крови. В этом состоянии человек уверен, что он во всем прав и борется за то, чтобы установить справедливость. Но когда гнев проходит он видит свою душу, загрязненную бранными словами, как берег после отлива, где волны оставили мусор, вынесенный со дна моря. Нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние за то, что он причинил незаслуженные обиды и боль людям. Он старается загладить это, проявляя к ним особую ласковость, и становится мягким как щелк. Но это обманчивое состояние: через некоторое время вспышки гнева повторяются, иногда по самым неожиданным поводам. Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Иногда жестокость и глухая ненависть к людям могут сочетаться, как ни странно, с сентиментальностью. Некоторые нацистские палачи, которые заживо сжигали людей в газовых камерах, возвращаясь домой после своей страшной работы, развлекались, играя на скрипке, и нежно ласкали своих детей.

Но, к сожалению, сочетание сентиментальности и жестокости характерно не только для этих профессиональных убийц. Всмотритесь в портрет Александра Блока. Его взгляд, отрешенный от мира, устремлен куда-то вдаль. В нем отражена не лазурь неба, о котором он так проникновенно писал, а метафизическая пустота. На его лице как неизгладимая печать – жестокая складка губ. Тогда начинаешь понимать, откуда обаяние его демонической лирики. Это странное сочетание: потухшие глаза умирающего голубя и губы Мефистофеля.

Возьмите портрет Брюсова, написанный Врубелем. Кажется, что темное пламя вырывается из груди и сочится из глаз этого князя декадентов, как бы обнажая даже и не звериную, а зверскую глубину или, точнее, изнанку его души.
Корифеи русской поэзии 20-го века: Брюсов, Блок, Андрей Белый, приветствовали революцию не только потому, что страшились расправы и чтобы выжить стали на колени перед победителем, но еще потому, что багряный отсвет революции уже давно горел в их душе, как искры ада. В революции они нашли свое, хотя «свое» оказалось веревкой виселицы. Блок открыто радовался кровавой оргии революции и призывал узурпаторов власти разрушать церкви и монастыри. Брюсов сочинял реквиемы на смерть Ленина, похожие на Интернационал. Пастернак написал поэму о лейтенанте Шмидте – офицере, изменившем своей присяге, а затем, в течение нескольких лет составлял «Лениниаду» (будучи полиглотом, по поручению советского правительства он выписывал из иностранной прессы все, что касалось Ленина). Сологуб – модный лирический поэт предреволюционных годов, в анонимном стихотворении призывал народ водрузить три виселицы: на одной повесить царя, а на других – царевен. Чем не образ екатеринбургской Голгофы? (Андрей Белый в своих воспоминаниях свидетельствует, что эта мерзкая анонимка принадлежала Сологубу).

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел.

Когда подступает гнев надо вспомнить о смерти и представить две могилы рядом друг с другом: в одной будешь лежать ты, в другой – твой обидчик; что осталось от тебя и от него? Кости и тлен. Глаза, которые смотрели дерзко, вытекли из орбит; сердце превратилось в горсть гноя, язык, говоривший злобно и гордо – изъеден червями. Подумай, что жизнь это только сон, который проходит бесследно, как тает весенний снег. Что значат все земные страсти перед тайной смерти и вечности.

Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.