Дата публикации: 09.04.17
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Клуб волонтеров-медиаторов как средство гармонизации межличностных отношений младших подростков»
Лопаткина Кристина Александровна,
педагог-психолог
Нижневартовск, 2017 год
1.Пояснительная записка
Современные стандарты образования предполагают воспитание человека нового поколения, владеющего рядом компетентностей. Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов: «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание». По своей сути человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. Данный проект является одной из ступеней воспитания человека нового поколения: умеющего мыслить, отвечать за свои поступки, конструктивно строить свои взаимоотношения с другими людьми, с активной жизненной позицией, способного транслировать свой опыт окружающим.
Таким образом, проект предполагает содействие гармонизации межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.
Данный проект реализуется через : применение восстановительных технологий для разрешения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве, использование активных методов обучения подростков (проблемных, поисково-конструктивных); организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).
2.Актуальность
Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего себя, а затем обстоятельства.
«Процветающий» культ насилия в повседневной жизни, СМИ, социальных сетях; агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения и многое другое оказывают крайне негативное влияние, прежде всего на детей и современных подростков. И как результат – ассертивность замещается агрессивностью.
Конфликтные ситуации происходят среди школьников очень часто, особенно среди подростков в силу их возрастных особенностей. Этот факт подтвердился, когда в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся 5-8 классов на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на последнем – с педагогами (12 %).
Наша школа не является исключением, и, как в целом в системе образования, в ней возникла внутренняя потребность в изменении подходов к решению конфликтных ситуаций в образовательной среде, взаимодействия внутри нее, поиске новых путей трансформации и развития.
Эти факты побудили к созданию в нашем образовательном учреждении Службы Школьного Примирения, которая осуществляет работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса основанной на применении метода школьной медиации.
В качестве ведущих в службе с помощью анкетирования были определены подростки 7-8 классов – волонтеры – медиаторы, которые осуществляют профилактическую деятельность по предупреждению конфликтов в школьной среде под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходил специальное обучение.
Новизна проекта заключается в применении метода школьной медиации в образовательном пространстве, использовании восстановительной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, привлечения подростков-волонтеров в работу Школьной Службы Примирения.
Цель проекта: гармонизация межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.
Задачи проекта :
организовать деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках Школьной Службы примирения в контексте имеющейся образовательной среды;
обучить волонтеров – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;
- осуществлять просветительскую, профилактическую деятельность, направленную на развитие культуры общения, толерантного поведения обучающихся, способствующую гармонизации межличностных отношений младших подростков;
Методы реализации проекта
- анкетирование,
Тренинговые занятия;
Ролевые игры;
Деловые игры;
Наглядно – практические;
- психотехнические упражнения;
КСО (коллективный способ обучения)
Метода школьной медиации
Гипотеза
Если обучить школьников – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч, тренингов, то это будет способствовать гармонизации межличностных отношений младших подростков в образовательном социуме.
3.Сроки и этапы реализации проекта
Подготовка и реализация проекта осуществляется с 2014 по 2017 год
4. Предполагаемый состав участников проекта
Проект рассчитан на различных субъектов образовательного пространства: обучающихся 5-8 классов, их родителей, педагогов.
5.Ресурсное обеспечение образовательного проекта.
Для реализации проекта используется следующее кадровое обеспечение:
- заместитель директора по учебно-воспитательной;
- социальный педагог;
- педагог- психолог;
- педагог-организатор;
- классные руководители.
Материально-технические ресурсы: компьютер, проектор, интернет-ресурсы, компьютерный класс, сайт учреждения, мини-типография, актовый зал, видеокамера, цифровой фотоаппарат, канцелярские принадлежности, методическая литература по проблеме.
Минимальные требования к материально-техническому обеспечению: наличие персонального компьютера, принтера, сканера, выхода в сеть Интернет.
6. Ожидаемый результат
- воспитание установок толерантного сознания подростков;
- гармонизация межличностных отношений младших подростков в школьной среде
снижение конфликтогенности, профилактика девиантного поведения в школьном социуме;
улучшение микроклимата в классных коллективах;
обучение подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;
трансляция опыта через выпуск буклетов, памяток, видеороликов для педагогов и школьников;
Эффективность реализации образовательного проекта с точки зрения полученных результатов подтверждается количественными показателями:
1. Положительная динамика в сформированности толерантности подростков - 25 %.
2. Улучшение показателей психологического климата в классных коллективах 5-8 классов образовательного учреждения.
3. Положительная динамика сформированности коммуникативной компетентности подростков составила 32%.
4. Уменьшение агрессивных проявлений в поведении подростков на 17 %.
5. У подростков, родителей, педагогов отмечается заинтересованность в значимой деятельности.
Количественные показатели участников педагогического проекта.
Риски
связаны:
- с недостатками в координации действий различных субъектов вне школы;
С недостаточной методической оснащённостью образовательного учреждения по проблеме.
7.Перспективы дальнейшего развития проекта.
- вовлечение старших школьников в клубную деятельность;
- расширение волонтерского движения;
- увеличение количества учителей, родителей, представителей общественности в работе клуба;
- разработка комплексных мер для активизации родителей в работе по проекту.
8 . Список использованной литературы
- Возрастные особенности формирования толерантности / под. ред. В. С. Собкина. – М., 2003/
- Леонтьев А.А. Психология общения. – Москва: Смысл, 2008. – 368с., Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении. // Журнал «Вестник образования». №9, май 2010.;
- Прокофьева Н.И. Психологические аспекты ведения переговоров. Москва: Феникс, 2012.;
- Станкин М.Н., Если мы хотим сотрудничать. – М.,1996;
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4-х томах. – Москва: Генезис, 2003. – 160;
- Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и
образование. 2014 №2. .
подготовила воспитатель Чистореченского детского дома
2учебный год
Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе
Основными условиями воспитания в нашем детском доме, являются организация гармоничного образа жизни, налаживание межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения, духа соревнования, обеспечение для ребёнка чувства безопасности, защищённости через осознание своей принадлежности к определённой группе, друзьям, нации. Взрослые, создают в нашем учреждении условия для гармоничного развития личности, самовыражения, помогают маленькому человеку осознать себя частью огромного мира людей, где у него есть свое место, свои права, обязанности. Ребенок, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений , учится сотрудничать со сверстниками, делиться положительными эмоциями. В нашем детском доме появились дети других национальностей. Все они окутаны любовью и душевным теплом.
Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным путём изучать межличностные отношения в детском коллективе и учиться зарабатывать себе авторитет . Некоторые дети совершенно спокойно адаптируются в любом новом обществе: сколько ни переводи их из школы в школу, сколько ни отправляй в детские лагеря, везде у них толпы приятелей и друзей. Но, к сожалению, далеко не всем детишкам дан от природы такой дар общения. Многие дети испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников.
Если РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ
Достаточно завестись в классе, в группе одному, скажем так, вредному ребенку – и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность само утверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые, доброжелательные, не привыкшие к направленному против них насилию, дети. Среди них может оказаться любой ребенок, поэтому при поступлении в новый коллектив воспитанника, первое время следует быть педагогам начеку.
Если вы чувствуете, что в группе, в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать, объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством? Однако, зачастую, и мы это неоднократно видели, что
1. Конфликты неизбежны
В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к взаимовыгодному согласию. Со своей стороны воспитаннику нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).
2. Понравиться всем невозможно
Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку, что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».
3. Всегда защищаться!
Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать: если его обозвали или стукнули, надо обязательно дать сдачи. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.
4. Сохранять нейтралитет
Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).
Что должен знать воспитатель:
Как правило, если у ребенка действительно не ладится контакт со сверстниками, одними беседами тут не обойдешься и мы воспитатели должны еще на начальном этапе, как ребенок поступил в коллектив, предпринять все возможные меры, чтобы он вписался в социум. Необходимо наладить контакт между учителем и воспитателем, рассказать о проблемах своего воспитанника и сделать его своим союзником.
Сделайте так, чтобы ребенок внешне не очень выделялся среди других.
Если у ребенка нестандартная внешность, необходимо подготовить его морально к «нападкам» со стороны ребятни: психологи советуют заранее совместно придумать дразнилки и вместе посмеяться над ними, но это пройдет в младшем возрасте, а в старшем необходимо детям объяснить, что некрасивых детей, людей нет, что они не виноваты, в том, что у них имеются какие – то дефекты (зрение, глухота, хромота…) и что родителей не выбирают.
Если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях, можно с ним побеседовать и рассказать, как нужно себя вести, («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения, и что касается детского дома, в этой ситуации воспитатель должен стать на защиту такого ребенка
Существует мнение, что «ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ» и взрослым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех ситуаций. Во-первых , ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную поддержку. Во-вторых , вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.
Зачастую мы слышим такие слова: «Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»
Что делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы, самый простой путь – пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение. «Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.
Если такая проблема возникает в семье то родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими пацанами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спортивную секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы самообороны могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний случай.
Какие же дети больше всего страдают?
- Дети с нестандартной внешностью
Слишком толстые (или слишком худые)
Маленького или слишком высокого роста
Дети в очках (особенно в корректирующих – с одним закрытым глазом)
Чересчур кудрявые
- дети, имеющие неприятные для окружающих привычки
Постоянно шмыгающие носом (или ковыряющие в носу)
Неопрятно одетые, с грязными волосами
Дети, которые чавкают за едой, разговаривают с набитым ртом …
Дети, неадекватные в общении
Слишком назойливые и болтливые
Слишком робкие и застенчивые
Легко ранимые и обидчивые
Хвастуны
Дети, выделяющиеся из коллектива
Дети, одетые подчеркнуто лучше других
Любимчики учителей (а также дети, которых не любят учителя)
Ябеды и плаксы
Маменькины сынки
Слишком заумные («не от мира сего»)
ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:
Игнорирование
На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о школе.
Что делать родителям?
Пассивное неприятие
Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в школу, приходит с занятий в плохом настроении.
Что делать родителям?
Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителей и воспитателей.
Активное неприятие
Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказывается идти в школу, часто плачет без причины.
Что делать родителям?
Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться к психологу.
Травля
Постоянные насмешки, ребенка дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.
Что делать родителям?
Срочно перевести ребенка в другую школу! Отдать его в кружок, где он сможет максимально проявить свои способности и быть на высоте. Обратиться к психологу.
Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ребенка чувства безопасности, защищенности через сознание своей принадлежности к определенной группе, друзьям. Ребенок, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений, учится сотрудничать со сверствниками, делиться положительными эмоциями. Но к сожалению не всем детям дан от природы дар общения. Многие дети испытывают трудности в процессе адаптации, а порой оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Гармонизация межличностных
Отношений в детском коллективе»
подготовила воспитатель Чистореченского детского дома
Семенова Г.И.
2012 - 2013 учебный год
Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе
Основными условиями воспитания в нашем детском доме, являются организация гармоничного образа жизни, налаживание межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения, духа соревнования, обеспечение для ребёнка чувства безопасности, защищённости через осознание своей принадлежности к определённой группе, друзьям, нации. Взрослые, создают в нашем учреждении условия для гармоничного развития личности, самовыражения,помогают маленькому человеку осознать себя частью огромного мира людей, где у него есть свое место, свои права, обязанности. Ребенок, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений, учится сотрудничать со сверстниками, делиться положительными эмоциями. В нашем детском доме появились дети других национальностей. Все они окутаны любовью и душевным теплом.
Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным путём изучать межличностные отношения в детском коллективе и учиться зарабатывать себе авторитет. Некоторые дети совершенно спокойно адаптируются в любом новом обществе: сколько ни переводи их из школы в школу, сколько ни отправляй в детские лагеря, везде у них толпы приятелей и друзей. Но, к сожалению, далеко не всем детишкам дан от природы такой дар общения. Многие дети испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников.
Если РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ
Достаточно завестись в классе, в группе одному, скажем так, вредному ребенку - и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность само утверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые, доброжелательные, не привыкшие к направленному против них насилию, дети. Среди них может оказаться любой ребенок, поэтому при поступлении в новый коллектив воспитанника, первое время следует быть педагогам начеку.
Если вы чувствуете, что в группе, в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать, объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством? Однако, зачастую, и мы это неоднократно видели, что
1. Конфликты неизбежны
В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к взаимовыгодному согласию. Со своей стороны воспитаннику нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).
2. Понравиться всем невозможно
Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку, что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».
3. Всегда защищаться!
Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать: если его обозвали или стукнули, надо обязательно дать сдачи. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по щеке - подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.
4. Сохранять нейтралитет
Идеальный вариант - иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).
Что должен знать воспитатель:
Как правило, если у ребенка действительно не ладится контакт со сверстниками, одними беседами тут не обойдешься и мы воспитатели должны еще на начальном этапе, как ребенок поступил в коллектив, предпринять все возможные меры, чтобы он вписался в социум. Необходимо наладить контакт между учителем и воспитателем, рассказать о проблемах своего воспитанника и сделать его своим союзником.
Сделайте так, чтобы ребенок внешне не очень выделялся среди других.
Если у ребенка нестандартная внешность, необходимо подготовить его морально к «нападкам» со стороны ребятни: психологи советуют заранее совместно придумать дразнилки и вместе посмеяться над ними, но это пройдет в младшем возрасте, а в старшем необходимо детям объяснить, что некрасивых детей, людей нет, что они не виноваты, в том, что у них имеются какие - то дефекты (зрение, глухота, хромота…) и что родителей не выбирают.
Если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях, можно с ним побеседовать и рассказать, как нужно себя вести, («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения, и что касается детского дома, в этой ситуации воспитатель должен стать на защиту такого ребенка
Существует мнение, что « ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ» и взрослым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех ситуаций. Во-первых , ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную поддержку. Во-вторых , вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.
Зачастую мы слышим такие слова: « Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»
Что делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы, самый простой путь - пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение. «Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.
Если такая проблема возникает в семье то родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими пацанами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спортивную секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы самообороны могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний случай.
Какие же дети больше всего страдают?
Дети с нестандартной внешностью
Слишком толстые (или слишком худые)
Маленького или слишком высокого роста
Дети в очках (особенно в корректирующих - с одним закрытым глазом)
Рыжие
Чересчур кудрявые
Дети, имеющие неприятные для окружающих привычки
Постоянно шмыгающие носом (или ковыряющие в носу)
Неопрятно одетые, с грязными волосами
Дети, которые чавкают за едой, разговаривают с набитым ртом …
Дети, неадекватные в общении
Слишком назойливые и болтливые
Слишком робкие и застенчивые
Легко ранимые и обидчивые
Нытики
Хвастуны
Вруны
Дети, выделяющиеся из коллектива
Дети, одетые подчеркнуто лучше других
Любимчики учителей (а также дети, которых не любят учителя)
Ябеды и плаксы
Маменькины сынки
Слишком заумные («не от мира сего»)
ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:
Игнорирование
На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о школе.
Что делать родителям?
Поговорить с классным руководителем, попытаться самому наладить контакт с детьми (свести их со своим ребенком)
Пассивное неприятие
Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в школу, приходит с занятий в плохом настроении.
Что делать родителям?
Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителей и воспитателей.
Активное неприятие
Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказывается идти в школу, часто плачет без причины.
Что делать родителям?
Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться к психологу.
Травля
Постоянные насмешки, ребенка дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.
Что делать родителям?
Срочно перевести ребенка в другую школу! Отдать его в кружок, где он сможет максимально проявить свои способности и быть на высоте. Обратиться к психологу.
Межличностное взаимодействие есть действующая, реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: праксический, аффективный, гностический (А.А.Бодалев); поведенческий, аффективный, когнитивный (Я.А.Коломинский) и регулятивный, аффективный, информационный (Б.Ф.Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты деятельности и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию. Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда происходит взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.
Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение.
Интегративными характеристиками межличностного взаимодействия являются: Срабатываемость описывает совместную деятельность с точки зрения ее успешности, а совместимость характеризуе,т прежде всего, максимально возможную удовлетворенность партнеров друг другом. При оптимальной сработанности главным источником удовлетворения является совместная работа, а при оптимальной совместимости - процесс общения (Н.Н.Обозов).
Таким образом, рассмотрение во взаимосвязи таких понятий, как деятельность, общение, взаимодействие, позволяет нам достаточно четко обозначить исходные позиции. В самом широком значении взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению и совместной деятельности. Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности, и самостоятельной ценностью, и одновременно оно в той или иной степени ею опосредуется.
Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями (взаимодействие в узком смысле) и восприятие людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в некоторых новых совместных усилиях развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в деятельности означает, что каждый участник должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие (в узком смысле) как организацию совместной деятельности.
Деятельность психолога, направленная на повышение эффективности профессионального взаимодействия, может осуществляться в нескольких направлениях: 1.Профессиональное взаимодействие психолога со специалистами- смежниками. 2. Функционально-ролевое взаимодействие с членами педколлектива. 3. Гармонизация межличностного взаимодействия педколлектива в процессе совместной деятельности. 4. Межличностное взаимодействие педколлектива в процессе совместной деятельности.
Технология гармониизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе Гармонизация - это процесс оптимального взаимодействия различных структур в составе целого. Предметом коррекции межличностных взаимодействий в педагогическом коллективе являются феномены межличностного взаимодействия. Работа по гармонизации межличностных взаимодействий с педагогическим коллективом может осуществляться через систему социально- психологических занятий, проводимых в форме тренингов (тренинг личностного роста "Познай себя", тренинг коммуникативных умений "Среди людей"), в форме игр гармоничного развития личности, психокоррекции поведения, а также через работу педсоветов, методических объединений, школы начинающего педагога, проблемно-деловых игр, дискуссионных групп, посещение и анализ занятий, разработку программ, пособий, индивидуальные беседы, совместный отдых и самообразование.
Взаимопонимание. Без взаимопонимания невозможно общение, координация действий. Человек понимает поведение другого, его мысли и мотивы. Понимание строится на основе сопереживания, идентификации. Коррекции в педагогическом коллективе подлежат такие негативные свойства личности, как конформизм, неадекватность восприятия коллег, неуравновешенность, неаккуратность (особенно проявляется в отчетности и ведении документации).
С целью коррекции можно использовать различные формы: тренинг, игры психокоррекции поведения, индивидуальные беседы. Получение результата возможно через выполнение педагогами серии групп упражнений, которые объединены одной целью.
В работе психолога по гармонизации межличностных взаимодействий условно можно выделить несколько этапов.
На первом этапе главные направления работы: знакомство с педагогами, детьми, факторами среды, установление контактов, социально- психологическая диагностика. Изучаются педагогические возможности коллектива, его социальный состав, устанавливаются связи с администрацией, профсоюзным комитетом, выявляется уровень социальной активности педагогов. В дальнейшем психолог создает карту диагностики межличностных отношений, достижений педколлектива, обобщает предложения педагогов, ведет учет их потребностей и возможностей, дает краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме.
Второй этап - организационный анализ, дифференциация, классификация проблем, нужд, "вживание" в среду. Психолог определяет приоритеты в своей работе, формы социального творчества коллектива, изучает возможности каждого педагога и детского коллектива, которым он руководит, систематизирует результаты диагностики и социологических исследований. Все это он фиксирует в своем рабочем дневнике и на основе данных составляет перспективный план.
Третий этап - социально-психологическая работа (наблюдение, консультирование, помощь, изучение и анализ занятий, подготовка и разработка педсоветов, мероприятий, проблемно-деловые игры, игры гармоничного развития личности, игры, психокоррекция поведения, отдых и досуг.
Таким образом, роль психолога в гармонизации межличностных отношений и организации взаимодействия достаточно активна. Он создает психологические условия для формирования коллектива, ориентированого на задачу и отношения, и тем самым способствует коренному улучшению социальной ситуации развития детей.
| | следующая лекция ==> | |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Методы гармонизации взаимоотношений, развитие отношений, партнерства
совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей. Модели организации
Межличностные отношения (взаимоотношения) – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми
15% - «игнорируемые» 9% - «отвергаемыми» Наблюдения показали:
Задача данной методики - сформировать чувство общности (партнерства) и развитие эмоций и чувств, направленных на другого.
Методика базируется на следующих принципах: Безоценочность; Отсутствие соревновательности; Отказ от игрушек и предметов; Минимизация речевого взаимодействия; Исключение принуждения;
Определенные цели и задачи методики
Цель первого этапа - переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Задача второго этапа – отвлечь детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточиться на отношении к себе ровесников и обратить внимание на сверстника самого по себе вне контекста их взаимоотношений.
Задача третьего этапа – добиться максимальной согласованности действий, что способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности или партнерства.
Задача четвертого этапа: – пережить сближающие их общие одинаковые чувства.
Задача пятого этапа – научить детей сопереживать другому, помочь и поддержать сверстника.
Задача шестого этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Результат дети стали больше играть; начинают решать конфликты самостоятельно; застенчивые дети начинают проявлять большую активность в установлении связей с другими детьми.
Предварительный просмотр:
Гармонизация взаимоотношений дошкольников и младших школьников, развития отношений, партнерства
В связи с переходом на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования, принцип обучения детей в детском саду и начальной школе уступает место двум основным моделям организации образовательной деятельности дошкольников и младших школьников.
Совместная деятельность взрослого и детей;
Самостоятельная деятельность детей. (2 слайд)
Данные модели можно реализовывать только при наличии у ребенка сформированных коммуникативных навыков, в число которых входит и навык построения межличностных отношений, партнерства.
Межличностные отношения (взаимоотношения) – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. (3 слайд) Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.
Взаимоотношения с другими людьми (или межличностные взаимоотношения) зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду и в школе, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, психологи пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, учителей, но и родителей. Наблюдения показали, что около 15% оказались в категории «игнорируемые», а около 9 - % «отвергаемыми». (4 слайд)
Поэтому проблема межличностных отношений старших дошкольников и младших школьников является одной из актуальнейших проблем нашего времени. Ведь для полноценного развития дошкольников и младших школьников имеет большое значение их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка, развития партнерства все это имеет большое развитие значения для дальнейшего развития ребенка.
Гармонизацию межличностных отношений и работу по устранению проблем в коммуникативной сфере ребенка нужно начинать в дошкольном детстве, потому что именно в этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном детстве возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.
Поэтому наряду с традиционными методами и приемами формирования у детей положительного отношения к окружающим (чтение художественной литературы, беседа о прочитанном, пантомимические этюды, дидактические игры, игры-беседы детей с персонажами сказок, игры-драматизации) многие воспитатели используют психологическую методику В. Холмогоровой «Школа добрых волшебников» для детей
от 4- 6 лет. В основе данной методики лежат игры на сплочение коллектива.
Главной задачей данной методики является сформировать чувство общности(партнерства) и развитие эмоций и чувств, направленных на другого .(5 слайд)
Методика базируется на следующих принципах :(6 слайд)
- Безоценочность - Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.
- Отсутствие соревновательности. Конкурсы, игры – соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества, порождают яркую демонстративность, конкурентность и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками.
- Отказ от игрушек и предметов. Часто многочисленные конфликты и ссоры возникают на почве обладания игрушками. Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.
- Минимизация речевого взаимодействия. Еще один повод для ссор и конфликтов детей – словесная агрессия. Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому речевое взаимодействие сводится к минимуму. Вместо этого используются условные сигналы, мимика, жесты.
- Исключение принуждения. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.
Методика проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру: приветствие, набор игр, прощание.
Методика состоит из шести этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи: (7 слайд)
1) Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что
Предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов
Взаимодействия. (Игры «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки»).(8 слайд)
2)Задача второго этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и
Сосредоточиться на отношении к себе ровесников и обратить внимание на сверстника
Самого по себе вне контекста их взаимоотношений. («Зеркало», «Эхо»,«Выбери
Партнера») (9 слайд)
3)Задача этого этапа – добиться максимальной согласованности действий. Такая
Согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий
и возникновению чувства общности или партнерства. («Сороконожка», «Слепой и
Поводырь», «Змейка») (10 слайд)
4)Задача – пережить сближающие их общие одинаковые чувства. («Злой дракон», «Уходи, злость», «Дискотека зайчиков»). (11 слайд)
5)Задача – научить детей сопереживать другому, помочь и поддержать сверстника. («Старенькая бабушка», «День помощника») (12 слайд)
6) Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Данный этап состоит из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. («Обзывашка», «Спящая красавица», «Волшебные очки») (13 слайд)
Результаты уже есть: Воспитатели отмечают, что дети стали больше играть, начинают решать конфликты самостоятельно, застенчивые дети начинают проявлять большую активность в установлении связей с другими детьми .(14 слайд) Благодаря этой методики дети идут в школу более увереннее в себе, в силах помочь и поддержать окружающих.