По картинам

Потребности и мотивы как основная побудительная сила личности. То есть, по-вашему, мы можем разговаривать с ними? Понятие о потребностях, мотивах и их видов

1 вариант

Основы педагогики и психологии

1. Приемы воспитания – это:

A ) часть общего метода

B ) форма организации воспитания

C ) средство воспитания

D) воспитывающие ситуации

E) критерии оптимизации

2. Основной метод воспитания

A) убеждение

B) слово учителя

C) приучение

D) упражнение

E) пример

3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:

A) гимнастика

B) воспитание

C) беседа

D) тренировка

E) упражнение

4. Логика воспитания:

A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ

B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль

C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация

D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль

E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль

5. Критерием эффективности воспитания являются

A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников

B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

C) формирование эстетического вкуса

D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия

E) уровень профессиональной подготовки

6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:

A) Низкий уровень знаний учащихся

B) Проблемная ситуация

C) Низкий уровень знаний учителя

D) Затруднения, возникшие в учебном процессе

E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям

7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обученияв технологии:

A) Л.В.Занкова

B) А.Г.Ривина

C) А.А. Амонашвили

D) Д.Б.Эльконика – В.В.Давыдова

E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова

8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - есть:

A) дискуссия

B) опрос

C) обсуждение

D) диалог

E) консультация

9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

A) Прочности

B) Научности

C) Систематичности и последовательности

D) Доступности

E) Наглядности

10. Путь достижения цели и задач обучения:

A) Форма обучения

B) Методика обучения

C) Метод обученияD) Способ обучения

E) Принцип обучения

11. Образовательные программы разрабатываются на основе:

A) концепций образования

B) программ развития образования

C) закона об образовании

D) учебников

E) образовательных стандартов

12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:

A) Инновационное обучение

B) Педагогическая инноватика

C) Инновационная деятельность

D) Инновационное образование

E) Педагогическая инновация

13. Этапы, необходимые для подготовки урока:

A) прогнозирование, тренировка, упражнения

B) планирование, ход урока, рефлексия

C) диагностика, прогнозирование, планирование

D) диагностика, планирование, мастерство проведения

E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума

14. Уровень притязаний характеризуется:

A) желаемым уровнем самооценки личности

B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением

E) уровнем трудности будущих действий

15. Компонент структуры личности

A) мышление

B) возраст

C) характер

D) память

E) пол

16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

A) Педагогического менеджмента

B) Возрастной психологии

C) Педагогической психологии

D) Педагогики

E) Дидактики

17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это

A) влияние педагога

B) педагогическая ситуация

C) условие воспитания

D) договор

E) педагогическая значимость

18. Основная побудительная сила развития человека:

A) Генотип

B) Воспитание

C) Научение

D) Обучение

E) Врождённые качества

19. Раздел педагогической психологии:

A) психология младшего школьника

B) психология воспитания

C) психология подростка

D) психология развития

E) психология юноши

20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

A) Интеракция

B) Знание

C) ПривычкаD) УмениеE) Навык

Развитие человека: прямохождение, увеличение объема мозга и усложнение его организации, развитие руки, удлинение периода роста и развития.

Развитая рука орудия труда преимущества над животными.

Добыча огня индивидуальное поведение речь-фактор ускоренное развитие увеличение объема мозга.

Речь общество, разделению обязанностей между его членами.

Факторы антропогенеза человека: биологические и социальные.

Биологические факторы – наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс. Морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы.

Социальные факторы (ведущую роль) - трудовая деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления.

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семейства гоминид:

1 .Предшественники человека (австралопитеки, человек умелый);

2.Древнейший человек (архантропы);

3.Древний человек (палеантропы);

4.Человек современного типа (неоантропы).

В настоящее время еще нет палеонтологических данных для построения всех промежуточных стадий в развитии гоминид, приведших к человеку современного типа.

Вся кайнозойская эра характеризуется постепенным развитием приматов. Потомки первых форм приматов третичного периода сейчас составляют подотряд низших приматов или полуобезьян. Примерно 30 млн. лет тому назад от полуобезьян отделилась ветвь, приведшая в дальнейшем к формированию древних человекообразных обезьян. Это были небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. От них произошли все современные человекообразные и вымершая впоследствии группа древесных обезьян - дриопитеки.

Дриопитеки жили примерно 25 млн. лет назад на юге Азии и Европы, в Африке. Анализ находок показывает, что дриопитеки имели сходство как с человекообразными обезьянами, так и с человеком.

Кроме дриопитеков существовали и рамапитеки, которые были довольно мелкими существами, передвигавшиеся на четырех конечностях. Рост доходил до 100 - 110 см, а масса взрослой особи не превышала 18 - 22 кг. Объем мозга составлял 350 - 380 см. Рамапитеки были обитателями открытых пространств. Возможно пользовались примитивными орудиями (палками, камнями), но их не обрабатывали.

Стадия предшественников человека . Австралопитеки самые древние, переходные от обезьян к человеку формы высших животных, найденные в Южной Африке и вымершие около 1 млн. лет назад. Общим предком всех австралопитеков является австралопитек рамидус, за которым последовал афарензис. Этот австралопитек дал разные направления эволюции: 1) австралопитеков - африканского, эфиопского, робустус и 2) человека -умелого, прямоходящего. Австралопитеки являлись сравнительно крупными организмами (масса приблизительно 20 -65 кг, рост 100 - 150 см). Их эволюция продолжалась очень долго > 3 млн. лет. Ходили они на коротких ногах при выпрямленном положении тела. Масса мозга достигла у некоторых видов 450 г, что больше, чем у современных человекообразных. Австралопитеки обитали на открытых пространствах, где занимались охотой и собирали растительную пищу. В своей деятельности использовали крупные гальки, а также длинные кости крупных копытных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Есть находки, указывающие на использование ими огня. По ряду признаков австралопитеки были ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны.


Стадия архантропа (древнейшие люди). Предками их были различные ветви вида Человек умелый. Древнейшие люди объединены в один вид - Человек прямоходящий (Homoerectus). Изучено довольно значительное число форм древнейших людей. Наиболее известны: питекантроп (Ява), синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Северная Европа), атлантроп (Алжир) и др. Внешне они были похожи на современных людей, хотя имели существенные различия: мощное развитие надбровного валика, отсутствие настоящего подбородочного выступа, низкий лоб и плоский нос. Объем головного мозга составлял примерно 1000 см. Средний рост взрослого архантропа был почти 160 см, но известны формы, значительно превышающие эти размеры.

Apxaнтропы в своей деятельности широко использовали орудия, например рубила, остроконечники. Они успешно охотились на крупных млекопитающих и птиц. Жили они в основном в пещерах, были способны строить примитивные укрытия из крупных камней. На месте постоянных стоянок обычно поддерживали огонь. Внутри популяций существовал каннибализм - поедание себе подобных. Совместная трудовая деятельность, стадный образ жизни привели к дальнейшему развитию мозга, размеры которого дали ученым основание предполагать, что эти люди должны были обладать настоящей, хотя и очень примитивной речью.

После периода максимального расцвета 600 - 400 тыс. лет назад эти люди быстро вымерли, дав начало новой ветви - неандертальцам (древним людям).

Стадия палеоантропа (древние люди). Выделяют несколько группы древних людей. Хорошо изучены неандертальцы. Название этого вида Человек неандертальский (Homosapiensncandertales) - связано с долиной Неандерталь в Германии - где впервые были найдены останки этих людей (XIX в.). Неандертальцы жили 20035 тыс. лет назад. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха великого оледенения. Этот вид с начала своего возникновения дал две ветки эволюции: одна была представлена крупными, физически развитыми, но по строению мозга были ближе к древнейшим людям; они явились тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были меньше ростом и менее развиты физически, но по строению мозга и по морфологическим признакам были ближе к современному человеку. Для них характерны: низкий скошенный лоб, низкий затылок, сплошной надглазничный валик, большое лицо с широко расставленными глазами, обычно слабое развитие подбородочного выступа, крупные зубы. Рост их достигал 160 см, мускулатура была необычно сильно развита. Крупная голова как бы втянута в плечи.

Они жили большими стадами, у них существовало разделение труда между мужчинами (изготовление орудий труда, охота, добывание огня, защита) и женщинами (сбор диких плодов и корней), речь еще примитивна, но логические мышление уже было развито. Они строили простые жилища, защищались от холода с помощью одежды из шкур зверей, изготовляли более совершенные кремниевые и костяные орудия.

Неандертальцы хоронили умерших или погибших соплеменников. Неандертальцы внезапно исчезли 40 - 35 тыс. лет назад. Предполагают, частично истреблены людьми современного типа.

Стадия неоантропа . Под этим названием понимают как ископаемые формы человека современного физического типа, так и ныне живущих людей. Кроманьонцы - первые современные люди, относящиеся к виду Человек разумный (Homosapiens). Первая находка была сделана на юге Франции близ местечка Кроманьон. Появление кроманьонцев датируется 40 -30 тыс. лет до н. э. Эти люди имели внешний вид современных людей Характерно отсутствие надбровных валиков, наличие подбородка, прямой лоб. Рост их составлял около 180 см. Кроманьонцы хорошо владели речью, у них зародилось изобразительное искусство.Важнейший вклад этих людей в историю человечества - приучение ими ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений.

Палеонтологические находки указывают на то, что в период появления современных людей доживали свой век и последние неандертальцы. В частности, на территории Палестины найдены скелетные останки гибридов между неандертальцами и людьми современного типа.

Начиная с кроманьонцев, эволюция биологическая все больше переходит в эволюцию социальную (общественную). В результате прогрессивного развития кроманьонского человека появился современный человек с характерными расовыми признаками.

15.08.2017, 22:00

В Дели на днях состоялась первая в истории дискуссия Далай-ламы XIV с российскими экспертами, изучающими природу сознания. Серия встреч «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых» была организована Центром тибетской культуры и информации совместно с фондом «Сохраним Тибет» и Московским центром исследования сознания. Обозреватель радиостанции «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер побеседовал с духовным лидером буддистов о главных вызовах, с которыми человечество столкнулось во втором десятилетии XXI века.


Ранее вы объявили главной целью своей жизни пропаганду любви, сострадания и других гуманитарных ценностей нерелигиозными методами - такими, как здравый смысл, личный опыт и достижения современной науки. Почему вы поставили перед собой именно такую цель?

Посмотрите на мир вокруг. Сегодняшнее состояние человечества не назовешь здоровым и счастливым. В мире слишком много проблем и угроз, из которых главная - насилие. Насилие не рождается само по себе, как не стреляет само по себе никакое оружие. Случаются, конечно, природные катастрофы, бывает, убивает молния. Но большинство убийств на планете - дело рук человеческих, за которым стоят гнев и ненависть, привычка делить мир на своих и чужих, привязанность к противопоставлению «мы» и «они». Слишком много эгоцентризма, порождающего негативные эмоции и, как следствие, глобальные проблемы. Между тем очевидно, что нам со всеми нашими различиями - историческими, национальными, религиозными - необходимо научиться жить вместе на одной планете…

- Эту необходимость понимают все, но от одного понимания конфликтов меньше не становится…

Наивно ожидать, что изменения в сознании человечества произойдут быстро. Сию секунду радикально не может измениться ничто, тем более вызывающие негативные эмоции ограниченные представления и неверные подходы к решению проблем. Но я уверен: наше поколение должно начать работать в этом направлении - прежде всего с помощью образования, просвещения, продвижения того, что я называю светской этикой. Пропаганда моральных принципов, здравого смысла, научных достижений поможет через 10–20–30 лет вырасти новому поколению, которое, осознав на опыте преимущества гуманитарных ценностей, в свою очередь, приведет в мир следующее поколение. Поколение, способное жить с убеждением, что ключевой фактор, залог гармоничной жизни - это спокойный ум, душевный покой. Так что, как видите, я совсем не жду, что действительно серьезные перемены произойдут на моем веку. Но, если мы начнем эту работу сейчас - с ясным видением, решимостью, надеждой, оптимизмом - тогда, возможно, уже в этом веке мы придем к новому мышлению, основанному на осознании единства человечества.

Правильно ли я понимаю, что именно поэтому вы считаете актуальным диалог с учеными, в том числе российскими? В мире есть миллионы атеистов, агностиков, не доверяющих официальным религиям, но готовых поверить ученым. Что, на ваш взгляд, ученые должны исследовать, доказать, донести до людей?

До сих пор светское образование и наука не уделяли достаточного внимания внутреннему покою, вопросам достижения того самого спокойствия ума, без которого невозможно достичь гармонии во внешнем мире. Обсуждение внутреннего мира человека было уделом религий. Да, есть много разных религий. На 7 млрд обитателей Земли приходится 1 млрд неверующих. Но даже из так называемых верующих во всех религиях - в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме - далеко не все практикуют истинное учение о любви, прощении, терпимости. Далеко не у всех есть осознанное убеждение в принципиальном значении этих ценностей. Да, все религиозные учения несут одно послание и обладают одинаково сильным потенциалом принести в жизнь внутренний покой. Но для очень многих религия превратилась не более чем в традицию… в обряд…

- В привычку?

Да, в какую-то привычку. Ходить в церковь, храм, мечеть для них - традиция, за которой не стоит никакого серьезного отношения. Принадлежа официально к определенным религиям, люди душой не понимают сути главного месседжа. Им, как и всем остальным, необходимо просвещение, благодаря которому они поймут: развитие добросердечности в их интересах, в интересах их семей, их сообщества. Развитие такого понимания у последователей самых разных религий, а также у агностиков и атеистов критически важно для всех вне зависимости от мировоззрения и религиозной принадлежности. Именно поэтому я никогда не пропагандирую Будда-Дхарму (буддистский порядок и образ жизни.- “Ъ”), не пытаюсь обратить кого-либо в свою веру. Да, я буддист. Я считаю очень полезными буддийскую философию, медитацию, образ мышления и способы работы со своими эмоциями. Но не все 7 млрд на планете такие, как я. Даже во времена Будды были люди, которые восхищались буддийской философией, но исповедовали другие религиозные убеждения. Поэтому, когда я выступаю с лекциями о буддизме в небуддийских странах - в Америке, Европе, Австралии... я делюсь нашими достижениями, но говорю ясно: для вас лучше, безопаснее следовать вашей исконной традиции! Зачем менять религию, если можно вместе практиковать главное, что есть во всех, и уважать разницу?

Несколько лет назад один немецкий бизнесмен выразил готовность вложить миллион долларов в строительство большого буддийского центра во Франции, вместе со своим французским партнером они пришли ко мне за советом. И я посоветовал им не делать этого, я сказал: «Франция - небуддийская страна. Если вы хотите построить буддийский центр, лучше сделайте это в Таиланде или в той же Индии». У меня могут быть критические оценки моих христианских братьев и сестер - но я предпочитаю не критиковать, а восхищаться тем полезным, что они делают. Я думаю, они действительно вносят огромный вклад в развитие образования, здравоохранения, благотворительности на нашей планете - простите, про Русскую православную церковь в этом плане знаю не так много. Но в целом христиане делают очень много важного…

Между тем, буддизм завоевывает все больше последователей в Америке и Европе, прежде всего среди людей, считающих его не религией, а наукой об уме. Почему, на ваш взгляд, это происходит?

Один мой друг, очень умный христианский проповедник, однажды сказал мне: молодому поколению с научным складом ума очень сложно объяснять что-либо о Боге. Буддийская концепция легче усваивается молодежью. Даже Эйнштейн говорил, что буддизм и современная наука могут идти рядом. Это правда. Да, в небуддийских странах растет число людей, которые считают буддизм не религией, а, как вы сказали, наукой об уме. Буддийские взгляды находят все больше подтверждений в квантовой физике. Все больше людей с научным складом ума проявляют интерес к Дхарме.

Как конкретно, на ваш взгляд, современная наука может помочь распространению светской этики, о которой вы говорили, и в целом сделать мир лучше?

В сегодняшнем мире люди уделяют мало внимания внутреннему миру и истинным ценностям. Наука может доказать: сострадательное мышление приводит к спокойствию ума и как следствие к общему оздоровлению человеческого организма. Здоровый ум очень важен для здоровья тела. Гневный ум в конечном счете для тела вреден.

- То есть быть гневным - непрактично?

На коротком отрезке - практично. На длинном - очень вредно.

Знаете, я был бы счастлив, если бы ученые однажды на экспериментах (с животными, например) доказали, что гнев вреден, а доброта полезна. Ну, скажем, что добрая мышь живет дольше, чем злая, или что-нибудь в таком же духе. Я преувеличиваю, но суть понятна…

А по-моему, странно и печально изучать человеческий ум с помощью мышей. По-моему, это совершенно неправильно!

Все больше ученых, философов и просто думающих людей в Западном полушарии говорят о кризисе ценностей западной цивилизации, ведущему к личностному кризису. В соответствии с этой точкой зрения традиционные религии или дискредитировали себя, или попросту устарели, а потому человечеству нужна некая новая религия. Вы видите свидетельства такого кризиса? Возможно ли появление новой синтетической религии?

Кризис ценностей - безусловно, вызов, с которым мы сейчас столкнулись. Но появления новой религии я не предвижу. Всем главным религиозным традициям плюс-минус 2 тыс. лет. Некоторым в Индии еще больше - по 3 тыс. лет. И они много значат для верующих. И все они несут одно послание: любовь, прощение, терпимость, согласие, самодисциплина. Философские взгляды различаются. Одни утверждают: мир создал Бог, другие - никакого Творца нет. Одни говорят о душе, другие - что никакой души нет. Но все эти разные традиции так или иначе поддерживают одно главное послание - послание любви.

Мы как-то поспорили с одним моим большим другом, христианином. Я спросил: «Почему тебе так трудно принять идею прошлых жизней?» И он сказал: «Потому что вот эта жизнь, которую мы проживаем сейчас, создана Богом! И это создает очень близкую, тесную с ним связь. Бог - Создатель, наш Отец. Отсюда большее желание исполнять волю Бога, стремиться к близости с ним. Если кто-то в какой-то религии скажет: Бог полон гнева – другое дело. Но во всех религиях говорится: Бог полон любви. Поэтому чем больше веры в Бога, тем больше готовности практиковать любовь». Что ж, отлично. Прекрасное отношение. Зачем создавать некую новую религию, если можно именно такое отношение, осознание пробуждать в людях?

Любовь любовью, но, похоже, кризис только усугубляется. Не гуманитарные ценности, о которых мы сейчас говорим, являются сейчас движущей силой развития человечества. Не объединение во имя общего блага, а принцип «каждый за себя» все активнее работает в мире. Посмотрите на Америку, Турцию, Европу, Россию. Усиление авторитарных тенденций, тяги к «сильной руке» - в России многие ощущают это на себе и, уверен, не только в России.

Журналисты всегда пессимистичны и склонны видеть негативную сторону. Негатива в мире хватает, мы уже говорили об этом. Но я смотрю на Америку и слышу очень много критики в адрес Белого дома. Многие из тех, кто поддерживал (президента США.- “Ъ”) Дональда Трампа, сейчас выступают против него. Я смотрю на Россию и вижу выступления против коррупции и так далее. Думаю, в сталинские времена это было невозможно. Не так быстро, как вам бы хотелось, но перемены происходят. Я верю в большое будущее России. Россия на самом деле может стать настоящим мостом между Востоком и Западом.

Русский народ - великий народ. При диктаторах он достаточно настрадался, поэтому я не думаю, что в России снова будет диктатура…

Кстати, о России и Америке… Знаете, моя мечта - чтобы штаб-квартира НАТО переехала в Москву. В русском менталитете НАТО - символ враждебной силы. Если офис Альянса окажется в Москве, психологически всем станет легче, возникнет ощущение, что теперь вы и американцы вместе! Боюсь, правда, что после такого предложения меня теперь и в Америку не пустят! (Смеется.)

Что касается Европы. Да, Британия выходит из ЕС, но многим британцам это не нравится, идет дискуссия, граждане открыто высказывают свое несогласие. Возьмем Китай. Коммунистическая система, авторитарные лидеры. Но среди интеллигенции растет число людей с другими взглядами. То же самое касается отношения обществ к войне и насилию. В канун и во время иракского кризиса миллионы людей от Австралии до США открыто выступили против войны.

Я уверен, что мы должны рассматривать мировые процессы с точки зрения степени развития личности. То есть на человеческом уровне, а не на уровне политических лидеров.

Лидеры часто бывают эгоистичны, движимы желанием удержать власть и множеством других мотивов. Их мотивация и устремления народа - далеко не всегда одно и то же. Но они не могут и не должны быть символами народов. Политические лидеры не вечны, они пытаются и будут пытаться контролировать все, но они не сто лет живут!

Давайте поговорим об одном из главных вызовов, стоящих перед западной цивилизацией. Исламский терроризм вселяет ужас в умы американцев и европейцев, включая россиян. Что можно противопоставить этой угрозе?

Необходимо понять, в чем корень проблемы. На мой взгляд, политика западных государств, прежде всего американцев во время иракского кризиса, ставка на использование силы - и есть семя, которое породило свои плоды. Я не раз высказывал эту мысль западным лидерам: если вы будете решать эту проблему силой, через десять лет получите сотни бен ладенов.

- Ваш прогноз сбылся.

Да, увы. Президент Буш (43-й президент США Джордж Буш-младший.- “Ъ”) - прекрасный человек. Как человек. Но его политика, убеждение, что в военной силе и есть решение… Военная сила может убить, но она не способна изменить ум, сердце, эмоции. Убийство одного человека делает больно его друзьям, родным, заражает гневом и желанием мести десять, двадцать человек вокруг - разве это не очевидно? Использование американцами военной силы в иракском кризисе имело громадный негативный эффект на развитие событий в мире, настроило против Америки миллионы людей в мусульманском мире. Реакция радикального ислама в виде терактов в европейских странах в надежде на то, что эти теракты остановят Америку,- тоже порочная и бесполезная практика. Этот замкнутый круг насилия можно остановить только с помощью диалога. Мусульмане, террористы в том числе,- тоже наши братья и сестры.

- То есть, по-вашему, мы можем разговаривать с ними?

Конечно.

- С «Исламским государством» (организация запрещена в РФ)?

Конечно. Причина проблемы - слишком много страха и взаимного недоверия. В арабском мире теперь убеждены: западная цивилизация представляет собой угрозу для их веры - для ислама. На самом деле это не так. Но они уверены, что с Америкой можно разговаривать только на языке силы. И американские лидеры убеждены в том же. Нам нужно терпение. Да, мы должны протянуть руку всем, кто хочет остановить насилие. Прежде всего умеренным мусульманам. Еще 15 лет назад я предложил индийскому правительству провести всеиндийскую религиозную конференцию. И в какой-то момент пригласить на нее тех самых радикальных, жестко настроенных мусульман. Индийские мусульмане следуют тому же Корану, что и арабские. Но здесь с детства они живут бок о бок с представителями других религий. То же самое в Малайзии, в Индонезии. Там ислам не столь радикален, как в арабском мире. Арабские мусульмане в этом смысле более изолированы. Вот, на мой взгляд, главные причины, которые необходимо устранить,- изоляция и страх.

Помимо собственно терактов, европейцы боятся уничтожения своей культуры, национальной идентичности, которым, на их взгляд, может обернуться грандиозный поток беженцев из мусульманских стран. Что им делать? Выгонять беженцев? Как соблюсти приверженность общечеловеческим ценностям, правам человека и одновременно выжить?

Возвращаемся к началу. Я восхищаюсь (канцлером ФРГ.- “Ъ”) Ангелой Меркель. Но не надо рассматривать беженцев из арабских стран как будущих постоянных жителей Европы. Не надо видеть в Европе их новый вечный дом. Европа для них должна стать временным убежищем - потому что в их родных краях столько убийств и страданий! Поэтому мой совет - обеспечьте убежище. Одновременно дайте возможности, образование детям и молодежи, подготовьте их к новой жизни. Но главное усилие должно быть направлено на достижение мира у них на родине. И, когда этот мир будет установлен, эти беженцы - уже со своим образованием, знаниями и европейским опытом - должны вернуться домой и заняться строительством новой мирной жизни на родине. А европейские страны должны им в этом помочь. Вот единственный, на мой взгляд, выход.

Вы однажды сказали: когда в жизнь человека приходит хаос и все кажется перевернутым с ног на голову, это значит, что скоро должно случиться нечто волшебное. Думаю, это относится и к государствам, и к миру в целом. Что волшебное, на ваш взгляд, должно произойти в мире?

Я верю в людей. Желание жить в мире и неприятие насилия растет и будет расти во всех странах, я в этом совершенно уверен.

Мир принадлежит 7 млрд человек, а не нескольким мировым лидерам, диктаторам, королям-королевам или узколобым религиозным деятелям.

Каждая страна в конечном счете принадлежит людям, а не правительствам и политикам. Изменив к лучшему себя, люди смогут сделать лучше и мир вокруг.

- Ваше святейшество, вы счастливый человек?

Простите?

- Вы счастливый человек?

Да, я надеюсь. Без алкоголя, без травы. Представляете, так бывает!

Основной метод воспитания

а) убеждение

б) слово учителя

в) приучение

23. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:

а) гимнастика

б) упражнение

в) беседа

24. Логика воспитания:

а) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ

б) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль

в) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль

Критерием эффективности воспитания являются

а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников

б) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

в) формирование эстетического вкуса

26. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:

а) Низкий уровень знаний учащихся

б) Проблемная ситуация

в) Низкий уровень знаний учителя

27. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:

а) Л.В.Занкова

б) А.Г.Ривина

в) В.С.Библера, С.Ю.Курганова

28. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - есть:

а) дискуссия

б) консультация

в) обсуждени

Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

а) Наглядности

б) Научности

в) Систематичности и последовательности

30. Путь достижения цели и задач обучения:

а) Форма обучения

б) Методика обучения

в) Метод обучения

31. Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепций образования

б) программ развития образования

в) образовательных стандартов

32. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности:

а) Инновационное обучение

б) Педагогическая инноватика

в) Инновационная деятельность

33. Этапы, необходимые для подготовки занятия:

а) прогнозирование, тренировка, упражнения

б) планирование, ход занятия, рефлексия

в) диагностика, прогнозирование, планирование

34. Уровень притязаний характеризуется:

а) желаемым уровнем самооценки личности

б) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

в) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

Компонент структуры личности

а) память

б) возраст

в) характер

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

а) Педагогического менеджмента

б) Возрастной психологии

в) Педагогической психологии

Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это

а) влияние педагога

б) педагогическая ситуация

в) условие воспитания

38. Основная побудительная сила развития человека:

а) Генотип

б) Воспитание

в) Обучение

39. Раздел педагогической психологии:

а) психология младшего школьника

б) психология воспитания

в) психология подростка

40. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

а) Интеракция

б) Знание

в) Умение


Задания для проверки уровня обученности ВЛАДЕТЬ

Задание 1. Сформулируйте воспитательные задачи любой внеаудиторной формы работы со студентами (студенческого телевидения, студенческого самоуправления, добровольческого движения, КВН, Духового оркестра как подразделения вуза и формы студенческой самодеятельности, акции патриотического характера, вузовского музея, отдельного мероприятия (например, Праздника посвящения в студенты, спортивных соревнований, концерта к Дню Матери, студенческого театра и др.). Используйте при этом материал из статьи Сафроновой Е.М. «Становление аналитико-оценочной компетентности преподавателя вуза в сфере воспитательной деятельности»/ Сб. мат. Международной конференции по воспитательной работе 20-22 марта 2013г. «Социокультурное пространство вуза». – Волгоград, 2013.

Воспитательные задачи в высшей школе (материал подготовлен проф. Е.М. Сафроновой)

1. Создать условия для проявления и понимания студентом себя как неповторимой личности в разновозрастном коллективе.

2. Способствовать объединению студентов на основе общих социально-полезных, личностно-развивающих интересов.

3. Акцентировать внимание студентов на ценности семьи и значимости взаимопонимания в жизни каждого человека.

4. Формировать нравственные установки в отношениях друг с другом

5. Воспитывать стремление к совершенству через управление студентом своим поведением.

6. Способствовать формированию умения определять собственный смысл и стиль жизненного поведения в повседневной жизни.

7. Создать условия для постижения смысла доброжелательного отношения к другим людям, к соблюдению этических норм

8. Формировать способность студентов к достижению целей нравственными способами

9. Воспитывать чувство сопричастности студентов к героическому прошлому страны и потребности в заботе о людях, которые его обеспечили

10. Создать условия для возникновения и закрепления у студентов потребности в изготовлении подарков ветеранам для обеспечения радости и праздника другому.

11. Способствовать обеспечению самореализации студентов в деятельности на благо другого человека.

13. Способствовать приобретению студентами опыта патриотической деятельности

14. Воспитывать способность студентов к самопониманию.

15. Способствовать осознанию значимости снятия эмоционального напряжения для гармонизации взаимоотношений в коллективе

16. Способствовать закреплению волевого усилия над собой в процессе работы над вокальными сложностями в исполнении музыкального произведения.

17. Формирование потребности и способности трудиться в коллективе, подчиняя свои интересы коллективу в процессе хорового исполнения.

18. Создание ситуации осмысления ценности человеческой жизни, сохранения памяти о героическом прошлом Сталинграда.

19. Овладение студентами опытом постижения смысла красоты в обыденной жизни. Создавать условия для осмысления студентами своих собственных действий и поступков окружающих.

20. Воспитание эстетического вкуса, чувства меры и границ в любых жизненных обстоятельствах и ситуациях.

21. Воспитание рефлексивности по отношению к себе и окружающей действительности.

22. Воспитание чувства принадлежности к определенному сообществу (коллективу вуза), имеющему свои традиции.

23. Способствовать приобщению студентов к социально-активной, добротворческой деятельности в рамках вуза.

24. Создавать возможности для презентации своих способностей, индивидуальности и др.

Воспитательные задачи в направлении формирования собственной конкурентоспособности студентов:формирование

- стремления к жизненному успеху,

- навыков организации деятельности,

- положительной репутации,

- ориентации на семейное благополучие,

-способности к самоконтролю процессов и результатов личной

деятельности,

- собственной привлекательности,

- предпринимательских способностей.

Задание 2. Познакомьтесьсразделом 3. «Управление собственной карьерой» из книги: Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие/Под ред.д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника.- М.:ИНФРА-М, 2009. - 475с.- (Менеджмент в высшей школе).

Разработайте проект программы курса по выбору для студентов 2-3 курса «Планирование карьерного роста специалиста».

Предлагается оглавление вышеназванной книги:

Раздел 3. Управление собственной карьерой.

Гл. 14. Выбор карьеры.

Гл. 15. Как искать работу.

Гл. 16. Как предлагать себя работодателю.

Гл. 17. Как получить работу.

Гл.18. Как заключить контракт с работодателем.

Гл. 119. Как добиться успеха на работе.

Гл. 20. Как продвигаться по служебной лестнице.

Раздел 4. Система и механизмы формирования студентом собственной конкурентоспособности

Гл. 21.Конкурентоориентированность студенческой молодежи.

21.2.Система развития конкуренто-ориентированности студентов.

21.3.Получение фундаментальных знаний.

21.4.Постоянное стремление к жизненному успеху.

21.5.Формирование навыков реальной организаторской деятельности.

21.6.Развитие предпринимательских способностей.

21.7.Освоение будущей профессиональной деятельности.

21.8. Формирование долговременных деловых связей.

21.9. Семейное благополучие как фактор повышения личной конкурентоспособности.

21.10. Формировании положительной репутации.

21.11. Ориентация на жизненное везение и удачу.

21.12. Постоянный самоконтроль процессов и результатов личной деятельности.

21.1.3. Расширение личного кругозора, умение быть интересным.

21.1.4.Повышение собственной привлекательности.

Гл. 22.Подготовка курсовой работы «Моя карьера».

Гл. 23.Учебно-ознакомительная практика «Технология карьеры».

Задание 3. Глоссарий по дисциплине

И: составьте перечень ключевых понятий курса «Педагогика высшей школы» (не более 15).

Формулировка задания : опираясь на интернет-ресурсы, учебную литературу по курсу, словари и справочники, дайте письменно определения ключевых понятий, указав источники. Рекомендуется дать не менее двух определений каждого понятия.

Критерии оценки Глоссария:

1. Количество дефиниций.

2. Качество определений.

4. Количество использованных словарей и энциклопедий.

Задание 4. Творческое задание «Воспитательные задачи в вузе».

Инструкция по выполнению задания : изучите перечень воспитательных задач, сформулированных в статье Сафроновой Е.М. «Становление аналитико-оценочной компетентности преподавателя вуза в сфере воспитательной деятельности»/ Сб. мат. Международной конференции по воспитательной работе 20-22 марта 2013г. «Социокультурное пространство вуза». – Волгоград, 2013.

Формулировка задания: Составьте список возможных воспитательных задач конкретного внеаудиторного мероприятия воспитательного характера в вузе (не менее пяти задач).

Критерии оценки творческого задания «Воспитательные задачи в вузе».

  1. В задаче названо качество (отношение), которое подлежит формированию. Из формулировок ясно, Что? У кого? При каких условиях (в какой деятельности)? Формируется. Задач названо не менее пяти. – 4 балла.
  2. В задачах названо формируемое качество (свойство, отношение), но не обозначено в какой деятельности оно формируется. Задач менее пяти.– 3 балла.
  3. Задачи воспитательного воздействия имеют общий, неконкретный характер. Их реализацию проверить невозможно. – 1 балл.

Задание 5. Мини-проект «Планирование карьерного роста специалиста»

Инструкция по выполнению задания : Познакомьтесьсразделом 3. «Управление собственной карьерой» из книги: Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие/Под ред.д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника.- М.:ИНФРА-М, 2009. - 475с.- (Менеджмент в высшей школе).

Формулировка задания: Разработайте проект «Планирование карьерного роста специалиста».

Критерии оценки мини-проекта по разработке рабочей программы «Планирование карьерного роста специалиста»

Критерии оценивания проекта.

Задание 6. Решите ситуационную задачу

На практических занятиях один из студентов, занимающий, как правило, место недалеко от преподавателя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы преподавателя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно, контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопросы преподавателя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия.

Задание 7. Решите ситуационную задачу

Студент третьего курса работал с одним преподавателем (выполнение курсовых работ, участие в конференциях и т. д.). На пятом курсе из-за конфликта высказывает желание выполнять дипломную работу у другого преподавателя. Студент учится на «отлично» и намеревается поступать в аспирантуру. Ситуация переговоров с другим преподавателем известна предыдущему руководителю. Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить желание заниматься дальнейшей научной работой. Какими должны быть отношения студента с научным руководителем?

Задание 8. Решите ситуационную задачу

Немного опоздав, на лекцию входит староста группы, только что получивший стипендию. Сидящие рядом студенты просят выдать им стипендию, что староста и делает, вовлекая все большее количество и отвлекая слушателей. Как должен повести себя в этой ситуации преподаватель?

Задание 9. Решите ситуационную задачу

Во время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как другие выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Преподаватель говорит, что если студенту не интересно, то...

Задание 10. Решите ситуационную задачу

Преподаватель является руководителем некоторого общества, в которое студенты не стремятся вступить. Чтобы привлечь студентов в ряды организации, преподаватель ставит условие «пока не напишешь заявление на вступление, билет на экзамене не получишь». Проанализируйте ситуацию с позиции преподавателя и студента.

Задание 11. Раздел« Общие основы педагогики высшего образования»

Внимательно прочитайте задание, воспользуйтесь представленной учебно-методической литературой и интернет-ресурсами:

http//www.window.edu.ru – ж. «Педагогическое образование в России,

http//www . hetoday.org - журнал «Высшее образование сегодня»,

http//www. vovr.ru - журнал «Высшее образование в России»,

http//www .vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования».

При ответе на вопросы опирайтесь также на пособие: Власюк, И.В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / И.В. Власюк; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2012.- 14 с.

Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки в завершении изучения раздела «Общие основы педагогики высшего образования»

1. Что представляет собой высшее образование?

2. Назовите основные тенденции развития высшего образования и дайте им характеристику.

4. Раскройте сущность инновационных процессов в высшей школе.

5. Как педагогическая наука связана с другими науками?

6. Докажите, что деятельность является основным условием развития личности обучающегося.

Задание1 2. На основе изучениятекста ФГОС ВО по одному из направлений высшего образования, например, «Педагогическое образование», «Технологическое образование» и др. (возможно не всего текста, а только раздела «Требования к результатам образования», где перечислены компетенции специалиста) письменно ответьте на вопрос: Какие из компетенций являются результатом именно воспитательной деятельности преподавателей и кураторов. Какие из компетенций, перечисленные в Стандарте, и по каким причинам, на ваш взгляд, менее всего являются ориентиром педагогической деятельности ППС современных вузов? Используйте Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.

Задание 13. Письменный блиц-опрос «Дидактика высшей школы» .

Инструкция по выполнению задания : внимательно прочитайте задание, воспользуйтесь представленной учебно-методической и справочной литературой.а) Золотых, Н.В. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие/ Н.В. Золотых, С.А. Цепляева. Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. - 196с.;

б) Власюк И.В.Педагогика высшей школы: учеб. пособие / И.В. Власюк; под ред. Н.М. Борытко.- Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2012-14с.

Формулировка задания: в завершении изучения раздела «Дидактика высшей школы» ответьте письменно на два выбранных вами вопроса из перечня вопросов для самопроверки.

1. Чем определяется содержание образования?

3. Каковы современные дидактические принципы высшей школы?

4. Дайте характеристику содержания процесса обучения в вузе.

5. Какие существуют педагогические средства и формы организации дидактического процесса?

6. Дайте характеристику различным формам организации обучения студентов в вузе.

7. Охарактеризуйте активные методы обучения. В чем их отличие от традиционных методов?

8. Что Вы понимаете под качеством образования? Раскройте сущность данного понятия.

9. Назовите основные признаки учебно-познавательной деятельности.

10. В чем заключается сущность учебной деятельности?

Задание 14 .Эссе «Ретроспективный анализ воспитательного аспекта деятельности преподавателя (куратора) вуза»

Требования к эссе

(эссе выполняется всеми студентами на одну и ту же тему: «Ретроспективный анализ воспитательного аспекта деятельности преподавателя (куратора) вуза.

Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (рекомендуемый объём эссе – 10 тысяч знаков).

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных аспирантом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему, и т.д.

Требования к эссе могут трансформироваться в зависимости от конкретной дисциплины, однако, качество работы должно оцениваться по следующим критериям:

Самостоятельность выполнения,

Способность аргументировать положения и выводы,

Обоснованность, четкость, лаконичность,

Оригинальность постановки проблемы,

Уровень освоения темы и изложения материала

(обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).

Инструкция по выполнению задания : внимательно прочитайте задание, требования к эссе, воспользуйтесь представленными ниже вопросами для наблюдения как ориентирами в изложении собственного взгляда на проблему.

Формулировка задания: Методом ретроспективного анализа, вспоминая свой студенческий период жизни и опираясь на Методику (см. ниже авторскую методику Сафроновой Е.М.), проанализируйте характер и состояние воспитательной деятельности куратора вашей или любой другой группы студентов.

Вопросы для наблюдения за характером педагогического взаимодействия преподавателя и студента. Его цель: определить, является ли деятельность педагога собственно воспитательной, в которой отражены признаки ситуации воспитания (автор проф. Е.М. Сафронова):

  1. Поддерживает ли преподаватель собственные усилия студента в учебном процессе или во внеурочной социально-проектной деятельности?
  2. Являются ли предметом внимания преподавателя прежде всего чувства, переживания, нравственные мотивы и поступки? Использует ли педагог возможности технических средств обучения для активизации эмоционально-волевой, нравственно-смысловой сфер личности?
  3. Становится ли студент союзником преподавателя в преодолении собственной «недостаточности», в усилии над собой?
  4. Пытается ли преподаватель так организовать студенческую жизнь, чтобы она проходила для учащихся с постоянной рефлексией целей и смыслов каждого поступка?
  5. На чем более всего фиксирует внимание педагог: на процессе и результате учебной и внеучебной деятельности студента.или на том изменении, которое может произойти (происходит) в ценностно-смысловой, духовной сфере личности?
  6. Является ли деятельность воспитанников социальной, добровольной, нравственно мотивируемой?
  7. Создает ли преподаватель возможности для проявления и развития личностных качеств (избирательности, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества и т.п.)?
  8. Акцентирует ли преподаватель внимание на нравственном аспекте содержания учебного материала? Выделяет ли для обсуждения на уроке и во внеурочное время проблемы нравственно-этического характера?
  9. Учитывает ли педагог при проектировании и осуществлении воспитательной работы необходимость выделения в содержании воспитывающей деятельности трех аспектов: интеллектуально-познавательного, духовно-нравственного, смыслопоискового?
  10. Проектирует ли преподаватель (или использует спонтанно возникающую) ситуацию «помоги другому», ситуацию успеха?
  11. Продумывает ли преподаватель воспитательный потенциал форм организации образовательного процесса (внеурочного занятия)? Предлагает ли индивидуальные, групповые предварительные задания, способствующие развитию творчества?
  12. Учитывает ли педагог в своем взаимодействии с воспитанниками их гендерные особенности?

При наблюдении за деятельностью преподавателя (или при его самооценке) следует использовать бальную шкалу оценивания, где один балл означает, что умение не проявляется никогда; два балла - иногда, три балла - часто, 4 балла - всегда. В результате наблюдения за деятельностью преподавателя заполняется следующий бланк, в котором предлагается напротив соответствующего номера вопроса для наблюдения выставить балл.

Задание 15. Контрольная работа по ФГОС ВО

Инструкция по выполнению задания : внимательно прочитайте задание, подготовьте для проведения аналитического исследования текст ФГОС ВО по одному из направлений http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.

Формулировка задания: Ответьте на два вопроса:1. Какие из компетенций являются результатом именно воспитательной деятельности преподавателей и кураторов. 2. Какие из компетенций, перечисленные в Стандарте, и по каким причинам, на ваш взгляд, менее всего являются ориентиром педагогической деятельности ППС современных вузов?

Задание 16. Решите ситуационную задачу

На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель; правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность? Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?

Задание 17. Решите ситуационную задачу

Студент опоздал на контрольную работу. Преподаватель дает ему индивидуальное задание. Студент сдает контрольную работу досрочно. Преподаватель утверждает, что студент списал, и дает другое, более сложное задание. Студент его выполняет. Преподаватель дает третье задание, с которым студент не может справиться. Студент просит помочь в решении, но преподаватель не справляется сам. Ситуация переходит в конфликт: студент резко выразился в адрес преподавателя и покинул аудиторию. Проанализируйте ситуацию.

Задание 18. Решите ситуационную задачу

Преподаватель задал домашнюю контрольную работу. При проверке он обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как должен вести себя преподаватель?

Задание19. Решите ситуационную задачу

На педагогической практике студентка проводила открытый урок. Присутствовали: учитель, преподаватель университета, три практиканта. По окончании урока переходят к обсуждению, и тут учитель с гневом обрушивается на студентов, которые по ходу урока не анализировали его, даже ухитрялись читать книги. Обвиняются студенты, преподаватель и весь университет. Как вести себя преподавателю вуза?

Задание 20. Прокомментируйте отрывки:

1. «Способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучить ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Довольно часто приходится наблюдать, что дети в семьях джентльменов говорят с домашней прислугой языком господ, властным тоном, употребляют пренебрежительные клички, как будто это люди другой, низшей расы и низшей породы. Внушается ли это высокомерие дурным примером, преимуществом положения или природным тщеславием - безразлично: его всегда следует предупреждать и искоренять и на его место внедрять мягкое, вежливое и приветливое обращение с людьми низшего ранга. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что, чем больше им дано, тем они и должны быть добрее, сострадательнее и мягче к свои собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни.» Дж. Локк.

2. «Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которым ему встречаются… Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания. Лучше не заниматься вовсе, чем заниматься предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качестве достоверного. Ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика, как риск его убавления». Рене Декарт.

3. «Весь успех дела будет зависеть от профессоров, и, не обинуясь, скажу, что больше всего и первее всего надо позаботиться о том, чтобы подготовить таких лиц… Людей вполне благонадежных, не только любящих свою страну вообще, но и особенно преданных успешному в ней развитию науки и просвещения, по моему мнению, еще можно найти в том небольшом количестве, которое нужно для главного училища наставников.» Д.И. Менделеев.

Введение

Категорию «движущие силы истории» от случая к случаю употребляли различные философы, а доминирующее значение этим силам придавала «марксистко-ленинская философия» (так называемый «исторический материализм»). Вероятно, термин «силы» был позаимствован у классической физики и теологии - весьма популярных в период создания марксисткой теории.

Кроме того, марксистская наука тщательно выискивала, что именно считал «движущей силой истории» каждый из философов, даже если сам этот философ ни о каких движущих силах даже не задумывался. Чаще всего ему засчитывали в качестве «движущей силы» именно то, что играло в его доктрине самую важную роль: Бога, географию, природу в целом, Разум и т.д.

Потребности и интересы как побудительные силы деятельности людей

Потребности и интересы еще со времен античности пользовались интересом ученых, однако наибольшую популярность они приобрели во времена К. Маркса и Ф. Энгельса. По их мнению: потребности и интересы признавались побудительными силами человеческой деятельности. Они объективны и независимы от сознания человека в том смысле, что возникают и проявляются с необходимостью, связаны с поддержанием естественного жизненного цикла. Но потребности и интересы отражаются в сознании, направляют и определяют поступки человека.

Человек строит себе жилище или носит одежду не потому, что он так хочет или это красиво, а потому, что жилище и одежда необходимы ему для защиты его тела, для сохранения его жизни. Он - теплокровное существо. Естественные потребности - это свойство человеческой природы. Они, и прежде всего биологические, витальные потребности, постоянно побуждают человека в процессе жизнедеятельности искать или создавать необходимые средства существования.

Потребность - нужда в чем-либо. Она выражает отношение субъекта к необходимым условиям своего существования.

Интерес - это отношение субъекта, носителя потребности, к самой потребности (удовлетворение или неудовлетворение; ранжирование потребностей), а также к объектам, свойства и признаки которых вызывают внимание носителя потребностей.

Потребности и интересы неотделимы от субъекта-носителя, они входят в его структуру. Наличие потребностей и интересов создает у людей состояние напряженности и готовности к соответствующему виду деятельности или поступку. Потребности и интересы осознаются субъектом, который создает идеальный (мысленный) план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель (т.е. формирует идеальный образ желаемого результата), выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. В зависимости от оптимальности выбранных средств, от имеющихся налицо объективных условий и субъективных факторов, цель может быть достигнута и получен ожидаемый результат или цель не бывает достигнута, а результат может быть прямо противоположный ожидаемому. Но если результат достигнут и потребность удовлетворена, то возникают другие потребности.

В социально-филорофской теории сформулирован закон возвышения потребностей. Он состоит в том, что удовлетворенная потребность вызывает к жизни другую, третью. Процесс повторяется, сохраняя устойчивость и внутреннюю необходимость, существенность. Для удовлетворения возрастающих материально-физических потребностей требуется расширение материального производства, которое ведет к постоянному совершенствованию общества и его материальной культуры.

Выделяют два вида потребностей: духовные и материальные. Материальные потребности - совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и выступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Разновидностями материальных потребностей являются жилье, мебель и оборудование, одежда и обувь, транспорт и средства связи, продукты питания, предметы культуры, отдых и развлечения. Духовные потребности - совокупность духовных благ, имеющих информационную форму и необходимых для становления и развития личности человека. Разновидностями духовных потребностей являются получение профессионального образования, служебная карьера, научное и художественное творчество, культура и искусство, услуги массовой культуры (книги), кино, видео, театр. Объективны не только материальные потребности субъекта, но и духовные. Человек не может перестать думать, познавать, переживать, чувствовать, как не может перестать дышать, есть, ходить. Потребности в знании, в познании, в развитом духовном мире так же свойственны человеку, как и материальные потребности. Потребность в вере, например, так же неистребима, как потребность в жилище. Вера помогает человеку выжить (зачастую даже физически), сохранять спокойное состояние духа, учит сострадать, сочувствовать. Чтобы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребности социальных субъектов, необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей.

Классификация интересов может осуществляться по различным основаниям. Представление множества интересов в качестве сложной развивающейся системы позволяет более полно показать их целостность, выявить достаточно полную типологию их разнотипных связей. Классификация интересов позволяет зафиксировать закономерные связи между различными типами интересов и определить их место в общей системе. Наиболее существенную роль играют классификация интересов по сферам жизнедеятельности и субъектам (носителям интересов). По сферам жизнедеятельности следует различать материальные (экономические) и нематериальные интересы. К первым относятся интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей, ко вторым - интерес к знаниям, искусству, общению, культуре и т.д. Среди многих экономических категорий в любом обществе особо важное значение имеют экономические интересы, которые выступают мощной движущей силой развития производительных сил, экономических и других отношений во всех звеньях и на всех уровнях хозяйствования. Экономический интерес, как форма проявления экономических потребностей, выражает экономическую пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие. Без учета экономических интересов нельзя решить ни одну из актуальных социально-экономических проблем. Утверждение института частной собственности становится основой экономической независимости личности, защищенности и стабильной реализации экономических интересов всех хозяйствующих субъектов.

Большое значение имеет классификация интересов по характеру субъектов. На основе выявления носителя интересов различают интересы личные, общественные и государственные. Под личностью понимается единичное человеческое существо в его самостоятельности и одновременно включенности в отношения с подобными, обладающее разумом, волей и характером. Общество представляет собой совокупность людей, объединенных общими целями, конкретно-историческими материальными и духовными условиями жизни. Государство понимается как совокупность институтов управления (в узком смысле), и как организация населения, занимающая определенную территорию и подчиняющаяся одной и той же власти (в широком смысле). В процессе становления и развития общественной мысли всегда остро стоял вопрос о соотношении личных, общественных и государственных интересов. В трудах основателей теории интереса подчеркивалась первостепенная значимость и особая сила воздействия на все процессы общественной жизни личных интересов: «Интерес всякого гражданина связан каким-либо образом с всеобщим интересом…». Первооснову жизнедеятельности составляют интересы отдельных граждан, из которых вытекают интересы общества и государства в целом. Государство в этой системе интересов рассматривается как инструмент, обеспечивающий наилучшие условия для развития граждан, общества и самого государства, обуславливаемые всем спектром действующих объективных и субъективных факторов.

Носителями потребностей и интересов выступают различные общности, общество в целом, классы, социальные группы, регионы, трудовые организации, отдельные личности. Система тех устойчивых потребностей людей, которая объединяет их в определенную социальную общность, составляет основу, но не непосредственную причину их деятельности. Сам факт наличия индивидуальных, коллективных и общественных потребностей предполагает существование противоречий между ними. Сложная структура общества, различия в социальном положении людей приводят к появлению громадного множества, как правило, не совпадающих между собой интересов. Все интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом. Поэтому важное значение имеет рассмотрение степени важности и приоритетности личных, коллективных и общественных интересов.

Интересы, выражая взаимосвязь субъекта и условий его жизнедеятельности, проявляются в неосознанных влечениях и вполне осознанных мотивах поведения. Мотивация к деятельности возникает при осознании потребностей. Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Потребность и деятельность людей, направленная на их удовлетворение, взаимообусловлены. Мотивы - это то, что непосредственно побуждает людей к действиям. Мотив - это побуждение к активности и деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивы формируются на основе потребностей и оценки возможностей их удовлетворения. Возможны различные классификации мотивов поведения. Поскольку мотивы определяются потребностями человека, то классификация мотивов в общем случае соответствует классификации потребностей. Мотивация предполагает, что человек не только стремится к чему-либо, но и видит пути достижения своих целей. Процесс мотивации начинается с какой-либо потребности ощущаемой неудовлетворенной потребности. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется определенное направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и начаться удовлетворение потребности. Цель представляет собой идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание - исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека. Поведение человека определяется соотношением целей, которые он ставит перед собой, и средств их достижения. Следует согласиться с положением, что «мудрость означает достижение наилучших целей при помощи наилучших средств».

Таким образом, можно сказать, что потребности и интересы являются не только основной движущей силой человеческой жизни, но и движущей силой человеческого общества в целом, что ведет к постоянному и непрерывному прогрессивному развитию социума.