По картинам

Птолемей второй. Учебник "еврейский народ в эллинистическом мире". Война в Сирии

Зайцев сын

Эордея - это местность в Верхней (то есть, в горной) Македонии, которую, по сведениям некоторых античных авторов, заселяло иллирийское племя эордов . Впрочем, ко времени правления царя Филиппа II тамошние аборигены считались такими же македонцами, как и все остальные. Именно из Эордеи происходил Лаг[ос] (по одной из версий имя сие означает Заяц , вот только почто злобные родители так могли назвать мальчика - великое ХЗ, хотя это могло быть и прозвище, но тоже, гм, не самое героическое), человек на самом деле достаточно неизвестный, ибо, как это часто бывает, попал он в поле зрения историков лишь после смерти, стараниями своего сына. Ну а поскольку в те стародревние времена великим царям было как-то некомильфо происходить от невеликих людей, то личности их прародителей быстрее обрастали легендами, нежели достоверными сведениями. В общем, жил-был Лаг из Эордеи, то ли просто человек, то ли "аристократ", а то ли вообще племенной князь эордов - достоверно этого уже так и не установить.

Филипп[ос] II - недостоверный отец Птолемея

И была у Лага жена Арсиноя . По одной из версий, сильно похожей на неправду, которую придумали, чтобы обеспечить будущему фараону царское происхождение, она была наложницей Филиппа II, которую он, едва девушка от него забеременЕла, отдал за Лага. И по этой версии получалось, что родившийся в семье сын Птолемей[ос] (воин - от полемос , война) - бастард царя и брат царевичей Александр[ос]а и Арриде[йос]я (будущие цари Александр III и Филипп III ). Однако многие историки в достоверности оной "легенды египетских народностей" сильно сомневаются. По другой версии, Арсиноя просто была принцесса из рода Аргеадов , к которому принадлежали и цари Македонии, так что легитимность своих посягательств на монаршество сын унаследовал от нее. Впрочем, велика вероятность и того, что, как и Лаг, Арсиноя была "просто женщина", сыну которой повезло.

Родился мальчик где-то между 367 и 360 годами (тут и далее все даты - до н.э.) - историки спорят, данные рознятся. Помимо него, известен как минимум еще один сын Лага и Арсинои - Менелай[ос] . Есть версия, что после смерти Арсинои Лаг женился вторично на Антигоне , племяннице Антипатра , известного полководца царей Филиппа II и Александра III и регента Македонии. И в этом-де браке родилась Береника , единокровная сестра и будущая вторая жена Птолемея, царица Египта. Однако другие источники называют отцом Береники I некоего Маг[ас]а . В общем, всё у них в семье было промискуитет запутано и непросто...


Птолемей I Лагид (гига-тыц)

Итого, Птолемей Лагид имел все основания заявлять, что его прославленные предки начинаются с него. Впрочем, первые 20-25 лет жизни он провел в тени, ничем особо не выделяясь, как верный слуга царевича Александра и один из его ближайших друзей. Они вместе бежали от гнева Филиппа II в Эпир, а когда принц вернулся и стал царем, Птолемей вошел в "ближний круг". В начале Восточного похода он лишь дважды "попадает в анналы" - упомянут во время сражения при Иссе в числе "командиров второго звена", а в сражении при Персидских воротах во главе 3000 воинов отличился несколько двусмысленно - захватил персидский лагерь.

За эти, или же за какие-либо иные, заслуги в 330 году "друг детства" был назначен одним из 7 (или 10) телохранителей царя - соматофилаксов , заменив казненного по обвинению в заговоре и измене Филоту , сына Парменида. Эти люди были не просто стражей монарха, а его ближайшими помощниками, и практически все (кто уцелел в походах и боях) сделали неплохую карьеру. Вот и Птолемей дождался своего шанса - когда в 329 году сатрап бактрии Бесс[ос] убил персидского царя Дария III Кодомана и провозгласил себя царем Артаксерксом V , Александр послал вдогонку (ибо новый царь, аки заяц, кинулся удирать в Согдиану) за ним именно Птолемея. Которому удалось схватить последнего представителя династии Ахеменидов и доставить живым к своему хозяину, который и повелел узурпатора казнить.

Александр III Македонский, верный хозяин Птолемея

Иудея под властью Птолемеев

Птолемей I Лаг

Недолго просуществовала великая империя Александра Македонского, разбросанная в трех частях света - Европе, Азии и Африке. После его смерти в 323 г. до н. э. полководцы Александра стали воевать друг с другом за обладание покоренными землями. Эти войны вошли в историю под названием "войны диадохов" (диадох - в переводе с греческого - наследник).

Птолемей был одним из ближайших друзей Александра. Не раз он выполнял самые трудные поручения великого полководца. После смерти Александра он считал, что держава должна перейти в крепкие руки. Птолемей I Лаг, по прозвищу Сотер, был правителем Египта в 324-283 гг. до н. э. Около 20 лет потребовалось ему на то, чтобы отвоевать Иудею у Селевкидов. Боевые действия велись на территории Эрец Исраэль. Иерусалим несколько раз переходил то к одному правителю, то к другому. По рассказу летописцев, Птолемей I легко овладел городом, напав на него в субботу, когда евреи не могли сопротивляться врагу с оружием в руках. В 301 г. до н. э. Иудея окончательно перешла под власть Птолемея I.

После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птолемеем I, а Сирия, Малая Азия и Вавилония достались военачальнику Селевку. Столицей Птолемеев была выбрана Александрия Египетская, а Селевкидов - Антиохия, в Малой Азии. Сирийские правители из рода Селевка не могли смириться с мыслью, что Иудея досталась египтянам, и всегда искали случая отвоевать эту землю. Но египетские цари еще долго удерживали Иудею под своей властью.

Историки утверждают, что с покоренными народами Птолемей I Лаг обращался справедливо. Уведенных из Иудеи пленных поселил в Александрии и предоставил им все гражданские права. Способных еврейских воинов он назначил начальниками армии и доверил им охрану крепостей. Многие добровольно приходили из Иудеи в Египет и поселялись там. Но сами египтяне враждебно относились к евреям, как к иноплеменникам, пришедшим в их страну вместе с завоевателями греками.

В самой Иудее Птолемей I оставил за жителями ту же свободу управления, что и при персах. Внутренними делами заведовал первосвященник при помощи Санѓедрина. Первосвященник был представителем Иудеи перед египетским правительством, он отвечал за своевременную выплату налогов и поддержание мира в Эрец Исраэль.


Птолемей II Филадельф. Септуагинта - перевод семидесяти

После Птолемея I царем Египта стал его сын - Птолемей II Филадельф (царствовал в 283-247 гг. до н. э.), при котором положение евреев стало еще лучше. Новый правитель окружил себя греческими учеными и поэтами, заботился о развитии в своей стране наук и искусств. При его дворе в Александрии находился величайший в мире музей, где были собраны литературные и художественные произведения всех народов.

Предание рассказывает, что Птолемей II Филадельф, узнав о высоких достоинствах еврейских священных книг, пожелал с ними познакомиться и получить точный греческий перевод их для своего богатого книгохранилища. Несмотря на то, что в Египте было много еврейских мудрецов, Птолемей II обратился к первосвященнику Иерусалима Элазару и попросил прислать в Александрию знающих людей, способных перевести еврейские книги на греческий язык. Элазар прислал 70 ученых, которые привезли с собой для перевода подлинники Торы.
Переводчики удостоились блестящего приема. Царь много беседовал с ними и удивлялся их мудрости. Ученым отвели дворец на острове Фарос, недалеко от Александрии, и там, в полной тишине, они начали свой труд. По одному из существующих преданий, каждый получил отдельную комнату и не мог общаться в процессе работы с другими переводчиками. По окончании работы выяснилось, что все 70 переводов совершенно одинаковы.
Другое предание повествует, что переводчики постоянно советовались друг с другом, подолгу обсуждая детали перевода Священного текста.

Перевод был вручен Птолемею II в присутствии старейшин египетских евреев. Эти старейшины попросили разрешения списать копию с перевода для распространения его в своих общинах, где евреи в основном говорили по-гречески. Многие из них уже не могли читать Тору на родном языке. Позднее были сделаны переводы и остальных книг Танаха. Через эти переводы эллинистический мир открыл для себя совершенно иную религию, культуру и философию. Впоследствии этот перевод получил название "Септуагинта" - "перевод семидесяти".

До сих пор отношение к этому событию в еврейском мире неоднозначно. Одни считают, что перевод Торы обеспечил ее распространение в эллинистическом мире и оказал на него большое влияние. К тому же перевод Торы на греческий язык дал возможность евреям, утратившим знание своего языка, оставаться верными религии предков.

Другие считают перевод Торы катастрофическим событием в жизни еврейского народа. По их мнению, миру была открыта книга, которую Бог даровал только еврейскому народу. Добавим, что тексты, подобные Священному писанию, невозможно точно перевести на любой другой язык.


Птолемей III Эвергет

При Птолемее III Эвергете, правившем в 246-221 гг. до н. э., Иудее угрожала большая опасность. Сирийские цари хотели вернуть себе Иудею. Они склонили на свою сторону первосвященника и знать и уговорили их отказаться от платежей египетскому царю. Птолемей III отправил в Иудею посла со строгим требованием немедленной уплаты 20 талантов серебра (1 талант 21,5 кг), грозя наказать непокорных.

В Иерусалиме вновь разгорелись споры. Сторонники египетского владычества отправили молодого племянника первосвященника Йосефа, сына Товии, в Александрию, чтобы смягчить гнев Птолемея III. Льстивыми речами и богатыми подарками Йосеф сумел расположить к себе царя и убедить его в верности иудейского народа.
Птолемей III назначил Йосефа главным сборщиком податей в Палестине. В его распоряжение был отдан отряд из 2000 солдат. Двадцать два года Йосеф заведовал сбором податей и усердно выполнял свои обязанности. За это время он не только значительно обогатил египетскую казну, но и сам обогатился. Как царский уполномоченный, он имел большое влияние на управление делами в Иудее и способствовал установлению в ней греческих порядков. Евреи из богатых слоев общества стали все больше подражать жизни греков, предавались роскоши и праздности и все более отдалялись от еврейских обычаев.


Птолемей IV Филопатор

Враждебное отношение к евреям впервые проявилось при Птолемее IV Филопаторе, который правил в 221-205 гг. до н. э. Сирийский царь Антиох III Великий угрожал Иудее. Он уже завладел Галилеей и землями к востоку от Иордана. Птолемей IV сумел разбить сирийцев и вернуть завоеванные земли. Современники полагали, что после этого удачного сражения Птолемей IV мог начать успешное наступление и отобрать все земли у Антиоха III. Но царь больше любил веселье и праздники, чем военные походы.

Послы от иудейского народа пришли поздравить египетского царя с победой. Предание сообщает, что царь изъявил желание посетить Иерусалим и принести жертву в Храме.

Вскоре Птолемей IV прибыл в Иерусалим и поднялся на Храмовую гору. Войдя в передние помещения Храма, он захотел идти дальше, в Святая Святых, куда по закону разрешался доступ только первосвященникам. Ни просьбы священнослужителей, ни ропот собравшегося народа не смогли изменить его намерения. Иосиф Флавий рассказывает, что как только царь ступил на порог священного покоя, ноги его подкосились, и он упал в изнеможении, так что из Храма его пришлось выносить на руках. С тех пор, согласно преданию, он возненавидел евреев и их веру.

Сведения об этих событиях сохранила для нас Третья Книга Маккавеев, которая была написана египетским евреем и посвящена евреям этой страны в царствование Птолемея IV Филопатора. Главной целью автора книги было возвеличивание Храма, рассказ о проявлениях Божественной силы, а не изложение строгих исторических фактов. Вот почему книга больше похожа на литературное произведение и не все изложенные в ней события можно считать научно подтвержденными.


Изменения в хозяйственной жизни Иудеи

Военные действия между Египтом и Сирией приносили с собой гибель и разорение для жителей Эрец Исраэль. Даже когда военные действия не велись на ее территории, экономические потери были огромны. Армии воинов в сопровождении бесконечных обозов, купцов, женщин, детей и собственных рабов солдат захватывали города, присваивали запасы, грабили деревни. При обычной численности армий в 80 000 пеших солдат и 8000 всадников Эрец Исраэль вынуждена была кормить около 300 000 человек и огромное количество скота - лошадей, ослов, мулов и верблюдов.

Все население было обязано платить налоги на землю и урожай, которые доходили до 1/3 от урожая зерновых и 1/2 от урожая фруктов. При греческом владычестве изменилось и положение рабов. Если раньше человек за долги поступал в зависимость к местному хозяину и оставался жить в своем поселении, то теперь продажа рабов за пределы Эрец Исраэль стала массовым явлением.

Но вместе с завоевателями в Иудею пришли и технические усовершенствования. Примитивная ручная мельница, в которой зерно мололи с помощью каменного жернова, была вытеснена греческой мельницей, в которой ручной труд был необходим только в начале работы.

В это же время появляются масличные давильные машины и прессы для производства вина. Появляется и вертикальный ткацкий станок. Воду поднимали с помощью ворота и "бесконечной" веревки. Возможно, к этому времени относятся и некоторые усовершенствования плуга.

В гончарном деле произошли серьезные изменения - гончары стали работать на круге, который приводился в движение ногами. Руки освободились для создания изысканных форм. Для небогатых покупателей гончары стали покрывать изделия из глины глазурью - и их с трудом можно было отличить от серебряной и золотой посуды, которая была в моде у аристократов.

Даже в освещении произошли перемены. Традиционно в Палестине использовали открытое блюдце, край которого слегка загибался, чтобы поддерживать фитиль, - в блюдце наливалось масло, и светильник был готов. Теперь же стали появляться "греческие лампы" - маленькие, черно-глазированные, с насадкой для фитиля, они дольше горели, экономили масло и фитили, были более безопасными.

Вопросы к главе
1. Попытайся выделить в рассказе о создании перевода Торы на греческий язык исторические и мифические элементы.
2. Узнай у учителя традиции, какие еще существуют мнения по поводу перевода книг Танаха на греческий язык.
3. Составь общее описание жизни еврейского народа под властью династии Птолемеев.
4. Кто был главным противником Птолемеев в борьбе за обладание Иудеей?
5. Расскажи об основных занятиях евреев Эрец-Исраэль.
6. Найди на карте столицу царства Птолемеев Селевкидского царства.


Исторические источники

Греческий историк Агафархид о причинах падения Иерусалима

При чтении отрывка обрати внимание на отношение историка Агафархида к соблюдению евреями предписаний Торы.

[…] Существует народ, называемый иудеями, которые, обладая укрепленным и большим городом Иерусалимом, допустили его занятие Птолемеем только потому, что не желали взяться за оружие. Вот вследствие такого несвоевременного и неуместного суеверия им пришлось предпочесть столь сурового деспота. […]
Иосиф Флавий

1. Каково отношение Агафархида к Птолемею Лагу? Объясни свое предположение.


Описание захвата Иерусалима у Иосифа Флавия

Сравни этот отрывок с описанием Агафархида.

[…] Птолемей овладел хитростью и обманным образом также и Иерусалимом, а именно, вступив в город в субботу под предлогом принести жертву, он не встретил со стороны иудеев не малейшего к тому препятствия (они нисколько не предполагали в нем врага) и вследствие того, что они ничего не подозревали и проводили этот день в беззаботном веселье, без труда овладел городом и стал жестоко править над ним. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Чем отличается это описание от предыдущего?
2. Как оно характеризиует Птолемея I?


Описание заселения евреями Александрии Египетской

При чтении отрывка обрати внимание на положение пленников в Александрии.

[…] Затем Птолемей, забрав в плен множество народа из гористой части Иудеи, из окрестностей Иерусалима, […] повел их всех в Египет и поселил их здесь. Когда же он узнал, что жители Иерусалима отличаются особенной надежностью в соблюдении клятв и сдержании данного ими слова […] он многих из них разместил по гарнизонам и сделал их равноправными с александрийскими македонянами, причем взял с них клятву, что они будут сохранять эту верность также его потомкам. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Какие качества жителей Иерусалима отмечены в отрывке?


Книга Маккавеев III о посещении Храма Птолемеем IV

При чтении отрывка обрати внимание на то, как изменялось отношение Птолемея к святости Храма.

[…] 9. Прибыв же в Иерусалим, Птолемей принес жертву великому Богу, воздал благодарение и прочее исполнил, приличествующее священному месту;
10. И когда вошел туда, то изумлен был величием и благолепием и, удивляясь благоустройству Храма, пожелал войти в святилище.
11. Ему сказали, что не следует этого делать, ибо никому и из своего народа не позволительно входить туда, и даже священникам, но только одному начальствующему над всеми первосвященнику, и притом однажды в год; но он никак не хотел слушать.
12. Прочитали ему закон, но и тогда не оставил он своего намерения, говоря, что он должен войти: пусть они будут лишены этой чести, но не я, и спрашивал, почему, когда он входил в Храм, никто из присутствующих не возбранил ему?
13. И когда некто неосмотрительно сказал, что это худо было сделано, он отвечал, раз это уже сделано, то не должно ли ему войти, хотят ли они того, или не хотят. […]
22. Но, исполненный дерзости и все пренебрегший, он уже делал шаг вперед, чтобы совершенно исполнить сказанное прежде.
23. Видя это, и бывшие с ним начали призывать вместе с нашими Всевышнего, чтоб Он помог в настоящей нужде и не допустил такого беззаконного надменного поступка. […]
25. Казалось, что не только люди, но и самые стены и все основания стонали, как бы умирая уже за осквернение священного места. […]
Книга Маккавеев III, 1:9-25

1. Найди в тексте слова, которые показывают отношение автора к происходящим событиям.
2. Почему Птолемей IV так стремился попасть в святилище еврейского Храма?

Камея Гонзага
(парный портрет Птолемея II и Арсинои II)
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Птолемей II Филадельф - царь Египта, правил в 283 - 246 годах дон.э. Сын Птолемея I и Береники I .

Приход к власти

Он получил престол в обход старших сыновей Птолемея I от первого брака с Эвридикой I , дочерью Антипатрa , и стал править страной с 285 года дон.э. , ещё при жизни отца. Он получил блестящее образование, но был склонен к изнеженности и жестокости.

Птолемей убил своего брата Аргея, будто бы посягавшего на его жизнь. Он же перевёз прах Александра из Мемфиса в Александрию. Птолемей убил и другого брата, рожденного Эвридикой, заметив, что тот побуждает жителей Кипра к отпадению от Египта.

Внешняя политика

Первые успехи

В начале своего правления Птолемей II обратил все силы к тому, чтобы трудности соперников употребить на пользу Египта. Так, под его контролем без всякой борьбы оказались Киклады, ранее принадлежавшие Деметрию Полиоркету . На Делосе Филокл, правитель Сидона , один из главных приближенных Птолемея II, устраивал пышные празднества - Птолемайеи. Следы египетского господства обнаруживаются на Косе, на Кипре. Безусловно, ширилось египетское влияние и в Малой Азии, прежде всего в ее южных областях. Ослабление позиций Антиоха Сотера на международной арене в первые годы его правления (поражение от вифинского царя Никомеда) позволяет предположить, что и в Келесирии египтяне имели возможность усилиться, в частности, овладеть Дамаском.

На Балканском полуострове Птолемей II поддерживал греческие государства и Эпир против Македонии, на Ближнем Востоке стремился сохранить контроль над Келесирией вопреки притязаниям Селевкидов.

Угроза из Киренаики

Непосредственным инициатором Первой Сирийской войны оказался брат Птолемея II по матери, Магас , получивший благодаря Беренике наместничество в Киренаике. Он заключил военный союз с Антиохом I , женился на его сестре Апаме и убедил царя Азии качать борьбу с Птолемеем Филадельфом. Антиох не смог сразу двинуться в поход; он, кажется, в это время был ещё занят войной с галатами. Поэтому Магасу пришлось выступить одному (275 год до н. э.). Он захватил Паретоний, дошел до Хиоса, примерно в 50 километрах от Александрии. Но здесь Магас получил известие, что у него в тылу восстало кочевое племя мармаридов.

Киренский правитель тотчас вернулся домой. Пытаясь преследовать его, Птолемей II неожиданно оказался в том же положении, что и его незадачливый противник: в Египте подняли мятеж против Птолемея 4000 галатов, присланных Антигоном. По своем возвращении Птолемей II сурово наказал их, отправив на пустынный остров в дельте Нила, где они и погибли. Цели восставших галатов не совсем ясны: в одних источниках сообщается, что они хотели захватить Египет, в других- что они просто собирались ограбить египетскую казну.

Война в Сирии

Павсаний сообщает, что в то время, когда Антиох собирался в поход, Птолемей отправил ко всем народам, над которыми тот правил, своих людей. Те подняли возмущение и таким образом задержали Антиоха. О собственных военных действиях Антиоха свидетельствует «Вавилонская клинописная хроника», где под 36 годом Селевкидской эры (275/4 год до н. э.) обозначено следующее: «В этом году царь оставил свой двор, свою жену и сына в Сардах (Sapardu), чтобы обеспечить прочную защиту. Он явился в провинцию Эбирнари (Сирия) и пошел против египетской армии, которая стояла лагерем в Эбирнари. Египетская армия спаслась бегством от него (?). В месяце адар 24 числа правитель Аккада отправил в Эбирнари к царю много серебра, тканей, мебели и машин из Вавилонии и Селевкии, царского города, и 20 слонов, которых прави¬тель Бактрии послал к царю. В этом месяце мобилизовал главнокомандующий войска царя, которые были размещены в Аккаде, и пошел к царю в месяце нисан на помощь в Эбирнари...». Итак, главные военные столкновения Антиоха с Птолемеем произошли в весенние месяцы 274 до н. э. и, кажется, окончились победой Антиоха (если верить толкованию хроники у С. Смита). Успехи Антиоха I в Сирии, возможно, нe ограничивались описанной в хронике операцией. Вероятно, тогда же Антиох внезапно захватил Дамаск, занятый египтянами под начальством стратега Динона.

Боевые действия в Малой Азии

О войне на территории Малой Азии можно говорить лишь предположительно. Имеется, например, случайное упоминание у Полиэна о взятии Кавна полководцем Птолемея Филоклом. Стефаний Византийский говорит о какой-то борьбе, которую цари Понтийской Каппадокии Митридат и Ариобарзан с помощью галатских наемников вели против египтян; сразившись с египтянами, понтийские цари одержали победу, гнали врагов до самого моря и захватили в качестве трофея якоря кораблей. Не исключено, что в данном случае Митридат и Ариобарзан действовали как союзники Антиоха.

Феокрит в 17-й идиллии называет среди малоазийских владений Египта (вскоре после Первой Сирийской войны) Карию, Ликию, Киликию, Памфилию. Некоторые из этих владений полностью или частично могли быть подчинены в Первую Сирийскую войну. Крайне интересно в этой связи решить вопрос о судьбе Ионии. О том, что Египет претендовал на господство в Ионии, свидетельствует письмо Птолемея II в Милет.

Решающим является молчание Феокрита о египетском господстве в Ионии в конце 270-х годов до н. э. Трудно представить, что Египет не пытался овладеть областью Малой Азии, одной из богатейших частей бывшей державы Лисимаха, каковою была Иония. Селевкиды и их союзники предприняли, вероятно, какие-то контрмеры в Ионии, с целью не допустить здесь укрепления позиций египтян.

Конец Первой Сирийской войны

Питомская надпись сообщает, что в месяце хатире 12 года своего правления (ноябрь 274 г. до н. э.) Птолемей II явился в Геронополь «со своею женою (она же и сестра его) для защиты Египта от чужестранцев. Может быть, из этой надписи следует, что ожидалось вторжение войск Антиоха в Египет, и присутствие Птолемея и Арсинои потребовалось, чтобы организовать оборону.

Конец войны нам абсолютно неизвестен. Она завершилась не позднее написания Феокритом своей 17 идиллии, т. е. либо в 273, либо в 272 г. до н. э. Трудно оценить и общие итоги войны. Успехи Селевкидов весьма вероятны, но говорить об их победе едва ли можно. Скорее всего, в результате продолжительных военных действий было достигнуто примирение с изрядной долей компромисса с обеих сторон.

Политика Птолемея в Греции

В декрете Хремонида (на начало Хремонидовой войны), в связи с перечислением всех участников антимакедонской коалиции, сказано, что «царь Птолемей, согласно с направлением предков и сестры, очевидно, ревнует об общей свободе эллинов». Не получив никаких определенных результатов в I Сирийской войне, Птолемей II перенес центр тяжести борьбы за возрождение державы Лисимаха в Грецию. Какую роль в этой политике должен был теперь играть Птолемей, сын Лисимаха и Арсинои, точно неизвестно.

Вмешиваясь в греческие дела, Птолемей II добивался объединения всех антимакедонских сил. Он сделал лакедемонян «друзьями и союзниками», направил дружественное посольство в Афины, вероятно, также с предложением союза, прислал в Дельфы теоров с призывом к дельфийцам принять участие в играх Птолемайеи в Александрии. Не без участия Египта развилась и борьба между городами на Крите. Может быть, Египет и Спарта выступили на Крите как сообщники, а на их стороне стояли такие города, как Фаласарна, Полиррения, Аптера, Гортина.

Хремонидова война

Союзники Птолемея II в Греции потерпели поражение от Антигона Гоната в Хремонидовой войне (268 - 262 годы дон.э.). Эта война, названная так по имени афинского политического деятеля- Хремонида, в которой афиняне в союзе с Египтом, Спартой, многими другими членами пелопоннесского союза и Эпиром сражались против македонского царя Антигона Гоната, успеха не имела.

В 266 году дон.э. Птолемей послал к берегам Греции свой флот под командованием Патрокла, с целью контроля над Кикладским островами, чтобы действовать против македонского царя Антигона II Гоната. Египтяне, вероятно, высадились на восточном берегу Аттики, на полуострове Корони, где найдены остатки временных оборонительных стен, утварь и множество монет Птолемея II. Не сумев склонить спартанского царя Арея к решительному сражению с македонцами, Патрокл с флотом отплыл с аттических вод и с тех пор до конца войны египтяне, кажется, не появлялись в Греции. Результаты раскопок на полуострове Корони показывают, что отход египтян напоминал скорее бегство побежденных. Возможно, во время этой войны египетский флот был разбит при Косе.

Кажется, есть некоторые основания думать, что Птолемей II и тогда снова враждовал с Киренским правителем Магасом и что усилилось вторжение египтян в Ионию. Иония оказалась в руках египтян скорее всего где-то в 60-е годы III в. до н. э., во всяком случае после написания Феокритом своей 17-й идиллии, но до 2-й Сирийской войны. К 261 году до н. э. Магас примирился с Птолемеем и просватал за сына последнего свою единственную дочь Беренику.

Македонцы сильно опустошили Аттику и, между прочим, сожгли священную рощу и храм Посейдона в Колоне. Антигон осадил Афины, принудил их к сдаче и занял своими гарнизонами афинские укрепления (262 год до н. э.). Хремонид бежал из Афин в Египет. Следствием Хремонидовой войны была утрата Египтом того влиятельного положения, какое он занимал раньше на Эгейском море, и значительное усиление Македонии. Тотчас после подписания мира была создана антиегипетская коалиция, куда вошли Антигон Гонат, Антиох II и Родос.

Битва при Андросе

В. Фельман предположил, что было не две морских битвы с Антигоном, а только одна - в водах между рядом лежащими островами Андросом и Кеосом. «Кос» - ошибка переписчиков рукописей. Фельман приводит также и то соображение, что у Плутарха повторение одной и той же истории применительно к битве при Андросе и к битве при Косе далеко не случайно: это свидетельство того, что была именно одна битва, а не две.

Жигунин датирует ее 260 годом до н. э. Он считает, что Птолемей Андромах (сын Лисимаха и Арсинои) участвовал в морской битве при Андросе на стороне Египта и стал свидетелем гибели своих замыслов по обретению своего царства, поскольку египетский флот потерпел поражение. Видимо, после этого события и произошел разрыв долголетних отношений Птолемея, сына Лисимаха, с Птолемеем Филадельфом.

Вторая Сирийская война. Мятеж в Азии

Составным, а может быть, одним из исходных пунктов Второй Сирийской войны был мятеж в Азии «сына Птолемея в сообщничестве с Тимархом»; так нам сообщает Помпей Трог . По Трогу ясно также, что мятеж случился где-то между двумя событиями: смертью Антиоха I (261 г. до н. э.) и смертью Деметрия Красивого в Кирене (259/8 г. до н. э.). Вовсе не исключено, что мятежник, восставший в Азии, был именно Птолемеем, сыном Лисимаха и приемным сыном Птолемея Филадельфа. Ведь у Филадельфа не было других родных сыновей с именем Птолемей, кроме Птолемея III.

Птолемей Андромах, утвердившись в Эфесе, действовал в союзе с Тимархом, тираном Милета. Решившись захватить Самос у египтян, Тимарх проник в Самосскую гавань и применил при этом довольно примитивную, но наглую военную хитрость. Через некоторое время Андромах был убит в Эфесе фракийцами, и город, вероятно, вновь перешел в руки египтян.

Конфликт с Киреной

К несчастью для Птолемея Филадельфа, в то время умер киренский правитель Магас, с которым у египетского царя установились отношения, вполне устраивавшие прежде всего египтян. Жена Магаса Апама, настроенная антиегипетски, предложила Беренику в жены Деметрию, брату Антигона Гоната, по прозвищу Красивому. Деметрий спешно примчался в Кирену, был здесь обласкан и, кажется, провозглашен царем. Согласно Евсевию, Деметрий не терял времени даром: он много воевал в Кирене и «всю Ливию захватил». Вряд ли его врагами были только ливийские кочевники; скорее всего, у Евсевия подразумевается непосредственно война Деметрия с египтянами. Однако во время мятежа, который, якобы, возглавила сама юная Береника, Деметрий был убит в спальне Апамы (259/8 г. до н. э.), а самой вдове Магаса, по настоянию Береники, мятежники сохранили жизнь.

Кирена была подчинена Птолемеем только через 10-12 лет после смерти Деметрия Красивого.

Кампания Антиоха II

Антиох II нашел выгодным и своевременным вмешаться в борьбу держав Восточного Средиземноморья. Союзниками его считались прежде всего родосцы, давно тяготившиеся Птолемеевской гегемонией; Антиох II и родосцы совместными усилиями осадили Эфес. Египетским флотом, по сообщению Полиэна, командовал в гавани Эфес знаменитый афинянин Хремонид. Агафострат, родосский наварх, неожиданно предпринял нападение на вражеский флот и разбил египтян. После этой победы Эфес был взят. Вероятно, тогда же Антиох осадил Милет и, овладев этим городом, уничтожил тирана Тимарха.

Итоги войны

Столь энергичное наступление Антиоха II на египетские позиции в Восточном Средиземноморье означало полное поражение Египта в войне. О самой войне, кроме вышеизложенного, ничего конкретного неизвестно. Ее грандиозные масштабы отчасти выясняются из ее результатов. Различные документы свидетельствуют, что Антиох II вернул себе Ионию, часть Киликии, Памфилию, Птолемею III Эвергету потом пришлось отвоевывать их у Селевкидов. Кажется, Антиох овладел и Самофракией.

Мирный договор был, кажется, заключен в год делосского архонта Пахета - 255/4 г. до н. э. Ни место, ни характер дипломатических соглашений, однако, неизвестны. Быть может, именно в соответствии с условиями этих соглашений Антигон вывел гарнизон из Мусея в Афинах, как акт возвращения «свободы» афинянам. Антиох II должен был подтвердить автономию греческих городов Малой Азии, а Птолемей II - независимость Кирены.

Послевоенная дипломатия

Птолемею Филадельфу было особенно опасно существование широкой коалиции его противников. В условиях военных поражений правитель Египта прибег к ловким дипломатическим маневрам, чтобы посеять рознь между Македонией и Селевкидской империей. Птолемей II старался приблизить к себе Антиоха и женил его на своей дочери Беренике, дав за нею огромное приданое. Также египетский царь разыгрывал из себя друга и союзника Антигона Гоната.

Арат Сикионский, присоединив свой город к Ахейскому союзу, принял меры к укреплению дружбы с Египтом. Птолемей II прислал ему в подарок 25 талантов, прозорливо разглядев в нем союзника своей державы и будущую опору антимакедонской политики в Греции. Добравшись до Александрии, Арат совершенно очаровал Птолемея Филадельфа своим умом, знанием искусства и посредством этой «непринужденной дипломатии» выпросил у хитрого правителя Египта еще 350 талантов. Таким образом, поддерживая то Антиоха, то Антигона, Филадельф в то же время финансировал освободительные движения, направленные против них, надеясь на будущий реванш.

Внутренняя политика

Птолемей II укрепил экономическое и политическое положение Египта. Проводил политику раздачи земельных участков крупным вельможам. Запретил обращать свободных в рабство. Положил начало обожествлению фараонов Птолемеевской династии, основав культы родителей и родной сестры и жены Арсинои II. В видах коммерческих он поддерживал сношения с Римом: оттуда получая сырьё, перерабатывающееся на египетских фабриках. По свидетельству Страбона, Птолемей отличался любознательностью и в силу телесной немощи постоянно искал новых развлечений и увеселений. Птолемей II, как и его отец, поощрял развитие наук и искусств. Иосиф Флавий добавляет, что Птолемей был большим библиофилом и значительно увеличил в Александрии замечательную библиотеку, стараясь собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Среди прочих на греческий язык была переведена и еврейская библия. Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, Птолемей повелел освободить 100 000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи. При дворе Птолемея обитало множество известных учёных и поэтов того времени (Каллимах, Феокрит, Манефон, Эратосфен, Зоил и другие). Птолемей возвёл много роскошных построек, строил города, устраивал празднества, реставрировал и украсил южный храм между Луксором и Карнаком. Однако наибольшую славу, которая не угасала и в последующий период, принесло ему строительство Фаросского маяка (ок. 280 года дон.э.), который вскоре был причислен к одному из семи чудес света.

Семья

  • Его первой женой и матерью Птолемея III была дочь Лисимаха Арсиноя I .
  • Дети:
    • Птолемей III Эвергет
    • Лисимах
    • Береника
  • Влюбившись в Арсиною, свою родную сестру, он женился на ней, совершив то, что у македонцев ни в коем случае не позволялось, но что было в обычае у египтян, над которыми он властвовал. Первоначально красивая и тщеславная Арсиноя в 299 году дон.э. была выдана замуж за старого Лисимаха Фракийского. Затем она добилась казни его сына от первого брака, чтобы расчистить путь к власти своим сыновьям. После падения фракийского царства и смерти Лисимаха в 281 году дон.э. она вышла замуж за своего сводного брата Птолемея Керавна , который оказался ещё более хитрым интриганом, и убил её двух сыновей. Она была вынуждена бежать и в 279 году дон.э. очутилась в Египте у своего брата Птолемея II. Арсиноя II вышла замуж за брата, бывшего на восемь лет моложе её, и так стала царицей. Прежняя жена Птолемея II была изгнана из столицы и обвинена в заговоре против жизни царя Египта, затем начались репрессии против других членов царского дома, наверняка спровоцированные Арсиноей II. Жигунин считает, что брачный союз Арсинои и Птолемея II был нужен не только Арсиное и её сыну, но и самому царю Египта, рассчитывавшему посредством этого брака приобрести «законные» права на наследие Лисимаха- на те громадные территории, где Арсиноя когда-то была неограниченной владычицей, и где сын её Птолемей мог вернуть себе царское имя под верховным протекторатом Египта. Птолемей II получил даже прозвище Филадельф (греч. «Любящий сестру») за примерную, будто бы, любовь к сестре-жене. Арсиное II оказывались божественные почести, а в «Арсиноеме» стояла её статуя из топаза высотой почти два с половиной метра. О статуе брата и сестры, стоявшей вблизи Одеона в Афинах, упоминает Павсаний.
    От неё у Птолемея не было детей.

При нём с 273г. дон.э. был заключён союз (др.-греч. ἀπ᾿ ἀρχῆς ) Птолемеев с Римом, который, вероятно, в последующие времена механически возобновлялся при вступлении на престол каждого нового правителя Египта. По информации Аппиана, Птолемей II Филадельф пытался посредничать между римлянами и карфагенянами во время Первой Пунической войны (264-241гг. до н.э).

С о. Кос и философ-перипатетик из Лампсака. Образованием Птолемея Филадельфа, по-видимому, занимались и другие видные ученые и сотрудники , созданного в 295 г. до н.э. по инициативе и .

В Птолемей II Филадельф (возможно, в день своего рождения) указом был назначен соправителем Египта вместо законного престолонаследника , сына . После смерти в - единовластный правитель Египта.

В целях укрепления личной власти не только проводил политику противодействия и изоляции законного наследника , находящегося в изгнании, но также убил своих братьев (от других браков своего отца Птолемея Сотера) Аргедея, обвиненного в заговоре против царя, и мятежника (имя не сохранилось) на о. Кипр.

Стремился продолжать политику своего отца по укреплению господства на море и доступу к ключевым торговым центрам северо-африканского и малоазийского побережья. Однако, в 282 г. до н.э. от Египта отпадает Киренаика, где у власти стоит , сын матери Филадельфа от первого брака. В 275/4 г. до н.э. предпринимает попытку напасть на Египет, но вместо этого вынужден покорять отпавшие от него племена кочевых ливийцев.

В 280 г. до н.э. Птолемей Филадельф завоевывает подчиненные южные области Сирии, овладевая в том числе и Дамаском. В 278 г. египетским владением становится Милет.

В 274 г. до н.э. начинается Первая Сирийская война между Птолемеем II Филадельфом и за господство в Сирии и Финикии, борьба за которые с переменным успехом продолжается во все время царствования Птолемея II Филадельфа.

Во время Хремонидовой войны между и Македонией, Египет выступает главным союзником афинян в их борьбе с . Однако, попытки Птолемея Филадельфа усилить свое влияние в материковой Греции заканчиваются провалом. В уничтожает египетский флот у о.Кос, а 263/2 г. до н.э. захватывает и разрушает стены города. Безраздельному господству птолемеевского флота в восточном средиземноморье приходит конец.

Несмотря на некоторые внешнеполитические неудачи за время правления Птолемея Филадельфа укрепляется политическое и экономическое положение Египта. Этому способствует довольно-таки успешная прагматическая внутренняя политика молодого царя. Птолемей Филадельф продолжает курс своего отца в национальной политике. Одним из первых деяний Птолемея Филадельфа на троне (еще в период совместного правления) становится освобождение около 100 тысяч иудеев, плененныхи переселенных в Египет в правление , а также организация перевода на греческий священных книг иудеев - . Этот перевод осуществлялся под руководством , который советовал молодому царю прочесть книги о царской власти и искусстве править, ибо «в книгах написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо» .

Продолжил курс своего отца а на превращение столицы государства в один из крупнейших центров торговли и ремесел эллинистического мира. Для достижения этой цели в правление Птолемея Филадельфа был основательно обновлен канал между Красным морем и Нилом, завершено строительство портовых сооружений, в том числе знаменитого . В экономической сфере чрезвычайно велика была роль государства, в чьей монополии находились земля и ремесла. Имела место также политика раздачи земельных участков крупным вельможам. Доходы царской казны были поистине баснословными. Значительная их часть расходовалась на содержание пышного двора, армии, флота, колоссального чиновничьего аппарата, на дотации жрецам и храмам.

В то же время Птолемей Филадельф огромное внимание уделял развитию наук и искусств. Именно время его правление - время расцвета и , на содержание которых выделялись значительные суммы. Царь проявлял личную заинтересованность в пополнении книжного фонда , который к началу царствования Птолемея Филадельфа составлял около 200 тысяч книг. Он выкупил у афинян списки древних трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, а также лично писал царям, со многими из которых состоял в родстве, чтобы ему присылали все, что имеется из произведений поэтов, историков, ораторов, врачей. По поручению Птолемея Филадельфа был составлен каталог - знаменитые «Таблицы» в 120 книгах-свитках.

При Птолемее Филадельфе в была сооружена усыпальница , а его тело перенесено из Мемфиса в . При нем же было положено начало обожествлению царей птолемеевской династии, были основаны культы и I , родителей Птолемея II Филадельфа.

Браки Птолемея II Филадельфа также не в последнюю очередь имели целью укрепление власти птолемеевской династии и лично Птолемея II Филадельфа на египетском престоле. Первой его женой была дочь диадоха , брак с которой был заключен, по-видимому, в 288 г. до н.э. , когда складывалась коалиция четырех царей , , и

Птолемей I Сотер и основание династии Лагидов

Египетское царство, основною частью которого была защищенная пустынями долина Нила и к которому на западе от Нила принадлежали греческий Пентаполь (Киренаика) и соседние части Африки, на востоке временами Палестина, Финикия, изобиловавший кедровыми лесами Ливан, Келесирия, Антиливан и часть остальной Сирии до Дамаска и дальше, нередко и владычествующий над морем остров Кипр, достигло при первых Птолемеях (или Лагидах) очень высокого материального благосостояния. Уже первый Лагид, Птолемей Сотер («Спаситель») [ум. 283 г.] положил основание всему тому, на чем опиралось величие Египта: сформировал большое войско и сильный флот, устроил строго определенный порядок в администрации, финансах и судопроизводстве под неограниченной властью царя, оказывал покровительство ученой деятельности, имевшей впоследствии своим центром знаменитый Музей, соединенное с царским дворцом громадное здание, в котором помещалась огромная библиотека и жили ученые и поэты.

Птолемей II Филадельф

Сын и наследник Птолемея Сотера, Птолемей Филадельф развил и упрочил начатое отцом. Он расширил государство: ходил далеко в Эфиопию (в 264 – 258 годах), содействовал уничтожению владычества жрецов в Мероэ (I, 186), ввел это государство в связь с миром греческой культуры, покорил троглодитский (абиссинский) берег, покорил сабеев и гомеритов южной Аравии. Он открыл для египетских купцов путь к торговле с северо-западом, заключив по удалении Пирра из Италии союз с Римом; это дало восточным товарам свободный доступ в италийские гавани (стран. 168). Он окружил себя великолепным двором, неслыханно роскошным, украсил свою столицу, сделал ее центром всех тех умственных и материальных наслаждений, какие могут быть доставляемы богатством и образованностью.

При Птолемее Филадельфе сумма денег, лежавшая в царской казне, простиралась до 740,000.000 египетских талантов (более 825 миллионов руб.); доходы возросли до 14.800 талантов (более 16.500,000 рублей); богатство Египта было так велико, что даже Карфаген делал займы в Александрии. Войско и флот были огромны. Птолемей Филадельф имел 200.000 человек пехоты, 40.000 конницы, 300 слонов, 2.000 боевых колесниц, 1.500 военных кораблей, 800 яхт, роскошно украшенных золотом и серебром, 2.000 мелких судов, и запас оружия на 300.000 воинов. По всему государству стояли гарнизоны, державшие все в покорности царю. Феокрит, восхваляя Птолемея Филадельфа. говорил: «Прекрасный царь Птолемей владычествует над богатым Египтом, в котором иного городов; служат ему части Аравии и Финикии; повелевает он Сириею, Линиею и эфиопскою землею; его велениям повинуются памфилийцы, копьеносные киликияне, ликийцы, воинственные карийцы, Кикладские острова, – потому что могуществен его флот, и покорны его власти все берега и моря и шумные реки. Много у него конных и пеших воинов, одетых в блестящие латы. Но мирно, в спокойной безопасности трудится народ, потому что не приходят к Нилу неприятельские воины с диким криком грабить селения, не выпрыгивают из кораблей враги на берег Египта тревожить стада. Птолемей, искусный воин, охраняет обширные поля; храбрый царь, он заботливо оберегает владения, наследованные от отца, и увеличивает их своими приобретениями».

Птолемей II Филадельф (предположительно)

Птолемей Филадельф любил заботы о внутренних делах царства больше, чем войну, но не пропускал удобных случаев увеличивать свои владения. Он отнял у второго царя династии Селевкидов Финикию и Палестину, из-за которых было много войн между египетскими и сирийскими царями, овладел землями южного прибрежья Малой Азии: Киликиею, Памфилиею, Ликиею и Кариею, и для упрочения своего господства над ними основал новые города (Беренику, Филадельфию и Арсиною в Ликии), старался обеспечить свои завоевания от нападений договорами и брачными связями.

В залог мира с сирийским царем Антиохом II он отдал за него свою дочь, красавицу Беренику. Она была отправлена в Антиохию с блестящею свитою. Но любви к Беренике, Антиох прогнал от себя прежнюю жену, Лаодику и её детей. Но когда он в следующем году поехал в Малую Азию, Лаодика сумела снова сблизиться с ним; она хотела мстить, отравила в Эфесе царя, доставила престол своему сыну Селевку II, названному Каллиником («победоносным»), и потом бесчеловечно умертвила ненавистную Беренику и всех её приверженцев. Подкупленный Лаодикою телохранитель убил малютку, сына Береника; мать, в ярости отчаяния, бросила в убийцу камень и убила его, и сама была убита, по приказание Лаодики, в Дафнийском святилище. Известие об ужасной смерти дочери ускорило смерть Филадельфа.

Птолемей III Эвергет

Преемник Филадельфа, Птолемей III [Эвергет, 247–221 г.], во всем державшийся политики отца, пошел в Сирию отмстить за сестру. Незадолго перед тем он женился на Беренике, царице Киренской, убившей изменившего ей первого мужа, Деметрия Прекрасного, сына Деметрия Полиоркета . При начале войны, она обещала принести свои прекрасные волоса в дар богам, если её муж возвратится с победою. Муж возвратился; она отрезала свои волоса и принесла их, в храм. Они исчезли; астроном Конон объявил, что они перенесены богами на небо, и дал одному из созвездий название «волос Вероники».

Мы очень мало знаем и о войне Птолемея III с Сириею, – третьей сирийской войне, как о первых двух. Она длилась три года и поколебала слабое сирийское царство. Птолемей раздвинул границы своих владений далеко на север и восток, проложил новые пути египетской торговле. Адульская надпись, в которой он, по примеру фараонов, хвастливо перечисляет свои подвиги, говорит: «Великий Птолемей пошел в Азию с пешим и конным войском, с флотом, с троглодитскими и эфиопскими слонами, которых отец его и он поймали в этих странах и обучили в Египте военной службе. Покорив своими войсками и слонами все земли до Евфрата, Киликию, Памфилию, Ионию, Геллеспонт и Фракию и царей их, он перешел Евфрат, завоевал Месопотамию, Вавилонию, Сузиану, Персиду, Мидию и остальную землю до Бактрианы, и, повелев разыскать все святыни, увезенные из Египта персами, и вместе с другими сокровищами отвезти в Египет, он послал свои войска по каналам...» (по каналам низовья Евфрата и Тигра). Это поход, о котором у пророка Даниила говорится: «Восстанет отрасль от корня её» – убитой дочери южного царя, т. е., Береннки – «придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится; даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет» (Дан. XI, 7, 8). Добыча, взятая Птолемеем, была действительно громадна: 40,000 талантов серебра, 2.500 драгоценных изваяний и сосудов. В благодарность за то, что он возвратил в египетские храмы священные вещи, взятые из них Камбизом и Охом, египтяне дали ему название «благодетеля» (в греческом переводе, «Эвергета»), бывшее эпитетом бога Осириса. – Сирийский царь, силы которого были ослаблены раздорами в государстве, заключил перемирие на десять лет, согласившись оставить во власти победителя Финикию, Палестину и южный берег Малой Азии. Египет при Эвергете был, по выражению Полибия, «подобен крепкому телу с широко раскинутыми руками».

Птолемей IV Филопатор (Трифон) и Птолемей V Эпифан

При Птолемее Филопаторе или Трифоне («Гуляке») , жестоком и развратном, начинается упадок египетского царства. Продолжительная война с Антиохом III, царем сирийским, разорила государство и. хотя египтяне одержали победу при Рафии (смотри ниже), кончилась тем, что Филопатор утратил свои владения по Ливану и в Малой Азии. Кроме того, римляне приобрели повод вмешаться во внутренние дела Египта. По смерти Филопатора влияние римлян усилилось: они взяли на себя опеку над его малолетним преемником, Птолемеем Эпифаном , и следующие египетские цари находились в полной зависимости от римлян. Плодородный Египет был важен для них тем, что они получали оттуда много хлеба.

При трех первых Птолемеях Египет был могущественным государством, и новая столица его, Александрия, стала центром искусств, богатым городом, превзошла своим великолепием столицы фараонов, Мемфис и Фивы. Торговля и промышленность процветали в Египте. Много содействовало этому выгодное положение страны. Египет вел торговлю с Аравиею, с Индиею; был исправлен, сделан снова судоходным канал Нехо (1,195); египетские караваны ходили через пустыню к народам юга и запада, египетский флот очистил Средиземное море от разбойников, и много египетских торговых кораблей плавало по нем; на берегу Чермного [Красного] моря были основаны города и фактории; важная в торговом отношении Финикия, Палестина, южный берег Малой Азии, многие острова, в том числе Самос и Киклады, были присоединены к царству Птолемеев; даже во Фракии были завоеваны портовые города (Энос, Маронея, Лисимахия). Главными деятелями культуры и промышленности в Египте были греки, расселившиеся по всей стране, особенно в городах; под их влиянием, туземцы покинули прежнюю свою упорную неподвижность быта, приняли участие в новых видах деятельности. Но первые Птолемеи проводили преобразования очень осторожно, чтобы не возбудить неудовольствия в народе, исполненном предрассудков, привязанном к старине. Они не делали крутых реформ, оказывали уважение к египетским жрецам, храмам, законам, оставляли неприкосновенными иерархическое устройство, деление на касты, туземное богослужение, сохранили разделение Египта на области (номы), введенное, по преданию, Сезострисом и находившееся в тесной связи с аграрным устройством густонаселенной страны. Религия при Птолемеях была слиянием греческих элементов с туземными. Основанием её было служение Серапису и Исиде, получившее великолепные формы; в это служение был перенесен греческий культ подземных божеств (I, 149). – Александрия стала центром космополитской литературы, принимавшей в себя элементы цивилизации всех культурных народов, распространявшей их по всему цивилизованному миру и, таким образом, вырабатывавшей из всех прежних национальных культур одну, общую всем цивилизованным народам. – Греческий язык стал в Египте языком двора, администрации и судопроизводства.