По картинам

Работаю не по профессии. Почему люди не идут работать по специальности. Но на какую-то перспективную работу все-таки устроиться можно

Несмотря на рост числа работников с дипломом (с 23,8% в 2001 году до 32,2% в 2014 году), каждый четвертый россиянин, окончивший вуз, выполняет работу, не требующую высшего образования. При этом около 30% работников считают, что работают не по специальности. К таким выводам пришли авторы исследования Высшей школы экономики "Где и кем работают высокообразованные россияне". ТАСС изучил работу, чтобы узнать, какие специалисты чаще работают по полученной профессии, кто занимает руководящие должности, а чей потенциал используется не до конца.

Согласно исследованию, среди работающих россиян больше всего обладателей дипломов экономистов и инженеров, меньше всего - аграриев, искусствоведов и специалистов естественных наук и математики. При этом среди мужчин - специалистов технического профиля, а среди женщин - экономистов и педагогов.

Авторы работы отмечают, что образование молодых и пожилых работников различается. Среди молодежи преобладают дипломы экономистов, а среди работников от 40 лет и старше на первом месте инженерная подготовка. Из этого эксперты делают вывод, что обе группы не конкурируют напрямую на рынке труда, так как предъявляют спрос на разные рабочие места.

Более половины дипломированных работников (55,8%) занимают позиции специалистов высшего уровня квалификации. Больше всего таких сотрудников среди выпускников медицинских вузов, меньше всего среди инженеров и аграриев.

Почти каждый шестой выпускник вуза занимает руководящую должность. Чаще всего в кресло руководителя садятся инженеры, специалисты в области сельского хозяйства, а также экономисты и управленцы.

Четверть обладателей высшего образования (26,6%) работают на позиции, для которой оно избыточно. Тут явным лидером выступают выпускники сельскохозяйственных вузов. Реже других выполняют работу ниже своей квалификации медики.

Что касается субъективной оценки соответствия выполняемой работы и специализации, указанной в дипломе, то 71,4% работающих россиян отмечают, что работают по профессии. В основном такого мнения придерживаются медики, а вот среди специалистов в области сельского хозяйства гораздо больше тех, чье образование никак не связано с нынешней работой.

Таким образом, авторы исследования констатируют, что выпускники медицинских вузов могут считаться самой благополучной группой: они не зря тратят время в университете, так как в дальнейшем работают по специальности и занимают позиции, требующие высокой квалификации. Хуже всего дела обстоят у аграриев, профессия которых чаще, чем у других, оказывается не связана с дипломом, к тому же зачастую вообще не требует высшего образования. Правда, среди них достаточно высок процент руководителей.

Мой сегодняшний топик я бы хотела посвятить одной важной для меня сейчас теме. Как-то на Алимеро я уже писала, что сейчас нахожусь в поисках новой работы. Так вот, анализируя рынок труда, я пришла к выводу, что большинство людей работают не по специальности!

Об этом говорят и социологические исследования: только 25% выпускников связывают себя с выбранной профессией, а остальные ищут себя в других сферах. Если задуматься, это очень странно, т.к. образование мы получаем на протяжении нескольких лет, вкладываем в него силы, время и деньги и получается, что потом не находим своим знаниям и навыкам применение.

Мой опыт

Если говорить о себе, то это как раз мой случай. Я отучилась на юридическом факультете и ни дня не работала юристом. Не скажу, что это было мое призвание, на тот момент меня пристроили в ВУЗ, потому что там я могла учиться бесплатно. Конечно, о выбранном факультете я не жалею, т.к. юрист – достаточно престижная профессия и при устройстве на работу она добавляет несколько очков к моему резюме.

Сейчас я работаю в банке и у нас ситуация вообще очень интересная, т.к. львиная доля сотрудников не имеет к банковской сфере никакого отношения. Работают у нас и учителя, и инженеры, и даже медработники.

С одной стороны – это хорошо, что руководство позволяет попробовать свои силы людям, не связанным с миром цифр и денег. А с другой – а не снижает ли это качество услуг, которые мы предоставляем, сидя на рабочем месте?

Опыт моих знакомых


Среди моих друзей масса тех, кто не работает по специальности. Одна моя подруга работает фитнес-тренером. За плечами у нее спортивная карьера и специальность менеджера. В ее случае она нашла свое призвание именно в спорте. Если сейчас она будет пытаться устроиться по специальности, доходы ее резко снизятся и ей придется ходить в нелюбимый офис и отсиживать в нем по 9 часов.

Но конечно есть и те, кто, окончив ВУЗ, шли по проторенной дорожке. Муж моей подруги сначала учился в техникуме железнодорожного транспорта, затем в университете и всю жизнь работает на железной дороге.

На мой взгляд, есть такие должности, которые нельзя занимать без соответствующего образования. Это, например, медики. Хотелось бы включить в эту категорию учителей и воспитателей, но опыт показывает, что часто в школах и детских садах работают люди совершенно из других профессиональных сфер.

Интересное предложение

Выводы

В общем, по этому вопросу у меня противоречивые мысли. С одной стороны, я сама не работаю по специальности, а с другой – хочется, чтобы нас все-таки окружали специалисты в своем деле, а не самоучки.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

А может это и не была мечта? Многие школьники при выборе профессии стали бояться сдачи Единых государственных экзаменов и выбирают те предметы, которые с уверенностью смогут написать. Однако эти предметы уже не соответствуют их задуманной профессии. Из-за страха не сдать ЕГЭ дети отказываются от своей мечты, возможно, и всей жизни. Подростки считают, что, не сдав экзамен, жизнь заканчивается: «не поступлю в университет, не будет высокооплачиваемой и постоянной работы, буду ходить подметать полы», - рассуждают школьники.

Психологи утверждают, что дети говорят словами родителей и педагогов. Елизавета Матросова, семейный психолог: «Задайте себе вопрос: "Что самое плохое может случиться, если мой ребёнок не сдаст экзамен?" Затем честно и конкретно ответьте себе на этот вопрос, отбросив эмоции и панику. И вы поймёте, что ничего ужасного на самом деле не произойдёт. Если ребёнок не сдал экзамен, жизнь на этом не заканчивается. И всегда найдутся различные пути, которыми ему можно дальше идти, важно только их увидеть, а не ослепнуть от несчастья».

Как только родитель осознал эту ситуацию, необходимо убедить в этом ребенка. Донести до него идею, что экзамен — не смысл жизни. И даже не цель, а только средство, с помощью которого можно оценить свои знания. Скажите ребёнку, что, независимо от того, какую оценку он получит на экзамене или вовсе не сдаст, ваше отношение к нему не изменится.

Григорий Райко (23 года) школьные экзамены сдавать не боялся. Получил два образования: бухгалтер-экономист и налоговый инспектор (СИНХ). Однако с этими направлениями свою жизнь не связал, работает старшим оператором по отгрузкам в МЕТРО.

- У меня семья, поэтому учебу приходилось совмещать с работой. Пойти по полученной профессии бухгалтера я не мог, т.к. совмещать пятидневный рабочий день с обучением практически невозможно (т.е. опыт я не получал, а без него никуда не берут). Поэтому, когда я был на втором курсе, устроился в МЕТРО, где платили 22 тысячи. В МЕТРО я работаю второй год, где у меня уже есть определенный опыт, и я (хоть и на начальной) на лестнице развития. Здесь мне намного проще применять свои экономические знания за 22 тысячи, чем делать это налоговым инспектором за 10, - рассказывает Григорий.


Многих выпускников, также, как и Григория, не устраивает режим работы. Исследование Федеральной службы государственной статистики показало, что 75 процентов респондентов им вполне довольны. Следом идут: выполняемые обязанности (68%), расстояние до работы, условия труда (64%), моральное удовлетворенность, надежность работы и профессиональное удовлетворение (примерно по 55%).

Главное недовольство у студентов вызывает зарплата. Ей доволен лишь каждый четвертый. Также исследование выявило прямую зависимость зарплаты от уровня образования: "Чем выше уровень образования, тем больше у человека и профессиональная, и моральная удовлетворенность, тем больше он доволен зарплатой".

Другой пример - Дарья (20 лет) получила образование по гостиничному делу, но вынуждена работать официантом: «Для работы по образованию нужен опыт, которого у выпускников нет», - делится с нами выпускница. Действительно, многих студентов волнует вопрос, как получить опыт, если без опыта не берут?

Выход есть! Уверяют преподаватели вузов: «Некоторые компании активно привлекают на работу стажеров. Это отличный способ не только получить первый опыт работы, но и определиться с собственными дальнейшими карьерными устремлениями». Правда высокой зарплаты на начальных этапах можно не ждать, зато работаешь по профессии.

Среди взрослых поколений причина работы не по образованию своя. Богданов Алексей Николаевич (58 лет) считает, что огромное влияние имеет отношение государства к людям. По образованию Алексей хирург-инфекционист, работает автоэлектриком.

- Врачи, учителя, милиционеры, военные - каждый чувствовал, что он выполняет какую-то государственную задачу. Это чувство, собственной значимости, перевешивало и низкие зарплаты, и суровые условия работы. Все точно знали, что за спиной большое и сильное государство, которое поддержит и поможет. После того, как государство изменилось - поменялось и отношение к работе: медицина, образование, безопасность стало личным делом каждого. Тем, кто не смог вписаться в новые реалии, оставалось переориентировать свою жизнь. Пришлось выкручиваться: осваивать другие профессии, менять место жительства. Моя профессия врач - перспектив не имеет, поэтому нет смысла работать по специальности.

Ольга Анатольевна (49 лет) выучилась на инженера по автоматизации производственных процессов. Сегодня работает товаровед продуктового магазина.

- Советское государство готовило себе грамотное и развитое население. Все желающие могли по своим способностям получить образование и работу по специальности. Так я стала инженером в 1990 году. По окончании института пошла на завод. Карьерный рост был очень удачный. Но развал страны, невыплата зарплаты, а на руках два маленьких ребёнка - заставило уйти с любимой работы. Поиск хоть какого-то дохода привел к торговле. Пришлось снова строить жизнь, терпеть унижения и переобучаться.

Проработав 20 лет в торговле и достигнув в ней определенных высот, мне теперь не удается вернуться в инженерную специальность- опыта нет...


У каждого россиянина своя причина на то, почему он не работает по специальности. Для студентов - это время и низкая заработная плата, большинство из них хотят получить «всё и сразу», вот только «без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Намного сложнее угнаться за быстрым темпом развития современного мира взрослому поколению. Ведь эти люди, рожденные в СССР. Им пришлось пережить перестройку, поменять образ жизни и, возможно, профессию.

Анастасия Тимирьянова

Мне нравится

В советские времена была такая замечательная вещь, как распределение. Кому-то сегодня это кажется суровой повинностью, но, факт остается фактом, именно благодаря той самой повинности молодые специалисты после окончании профессиональных учебных учреждений не оставались без работы, имели пусть небольшой, но гарантированный оклад, наращивали опыт и оттачивали навыки.

Теперь все изменилось, и выпускники техникумов и вузов порой так и остаются неприкаянными выпускниками, которыми они будут числиться до тех пор, пока не найдется добрый работодатель, отважившийся взять на должность специалиста без опыта, с которым нужно повозиться.

Как известно, человечество периодически впадает в состояние, называемое глубоким экономическим кризисом, и тогда становится действительно не до шуток. О работе по специальности, указанной в дипломе, приходится только мечтать, а на первый план выходит необходимость заработка хоть каким-нибудь путем. И больше всего трудностей испытывают отнюдь не жители мегаполисов, а население с периферии.

Отчаиваться и раскисать можно сколько угодно, и возможностей в карьерном плане это не прибавит. Выход один – бороться и искать. Работу, разумеется.

Если вы живете в регионе, отдаленном от столичного, нет более верного способа, чем «сарафанное радио». Не стесняйтесь себя предлагать, пусть все ваши знакомые знают, что вы ищете работу. И не стоит обязательно указывать, что вы, живя, на минуточку, в городе с населением в 10 000 человек, претендуете на должность бренд-менеджера (у вас же диплом!). Без смущения рассматривайте другие предложения, думайте, пробуйте.

Если вы живете в Московской области, рассматривайте вакансии Подольска, Люберец, Королева и других городов. В связи с небольшой отдаленностью от столицы в этих городах часто расположены офисы крупных компаний, собственные предприятия, на которых могут встречаться любопытные предложения. Например, если рассмотреть внимательно вакансии Подольска, то можно обнаружить внушительное количество предложений для молодых энергичных людей.

Это может быть работа продавца-консультанта, мерчандайзера, менеджера (агента) по продажам. Для тех, кого не прельщает торговля и не смущает физическая нагрузка, всегда найдутся вакансии сотрудника склада, сборщика мебели, упаковщика.

Если вы общительны, целеустремленны, готовы учиться новому – агентства недвижимости часто набирают активных сотрудников без опыта работы, из которых впоследствии вырастают квалифицированные риэлторы.

Ну и, наконец, всегда можно начать что-то делать самому. Рассмотрите возможность удаленной работы, консультирования онлайн, постигайте основы смежной, новой для вас области. Можно заниматься репетиторством, продавать предметы ручного труда через интернет, что сейчас очень распространено и может приносить ощутимый доход.

Если вам не хватает знаний – запишитесь на новые курсы, изучите предмет самостоятельно и с головой погружайтесь в новую для вас сферу деятельности. Если в деле вы найдете себя, то, будьте уверены, никакого сожаления по поводу работы «не по специальности» у вас не останется.

РАБОТА НЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.

Сегодня большинство выпускников российских вузов испытывают трудности при устройстве на работу по специальности. По данным кадровых служб лишь 40% в конечном итоге находят свою межу, остальным приходится искать альтернативу.

По мнению аналитиков, причиной этого является то, что в институте дают, в основном, фундаментальные знания, в отличие от практических навыков. Кроме того, следует учитывать, что рынок труда сам по себе динамичен и далеко не всегда удается угадать, какая профессия к моменту получения диплома будет востребована.

В 2005 году было проведено исследование среди абитуриентов и выявлено, что самыми популярными у поступающих оказались факультеты юриспруденции и экономики. К сожалению, аналитики все чаще называют эти специальности дополнительными к другому образованию. Из-за большой востребованности гуманитарного образования в итоге возрос конкурс на вакансии в этой сфере, а поскольку данное образование очень полезно и содержит важные знания для развития собственного бизнеса, то, как можно заметить, многие его получают как второе высшее. Будущее видят, в основном, за IT-специалистами. Все потому что мы идем уверенными шагами к абсолютной автоматизации трудового процесса, экономии времени и средств, а для этого, безусловно, нужен контролирующий технику персонал.

Но так или иначе, давайте в этой статье поговорим о пользе дополнительных знаний и, для начала, обратимся к статистике. Государственной службой занятости населения Москвы был проведен любопытный опрос населения. Он был направлен на выявление актуальных сложностей, с которыми сталкиваются соискатели во время поиска места работы. И знаете что? Удивительно, но на первом месте оказалось совсем не отсутствие образования, а возраст - эта категория набрала 53% всех голосов. И только около 10% пожаловались на отказ из-за недостаточной формальной компетенции в выбранной профессии. О чем это говорит? Мешает не отсутствие образования, а метания между различными специальностями.

Кем бы вы ни работали, очень желательно периодически подтверждать и повышать свою квалификацию. Я очень люблю пример со спортом и всегда его привожу, когда речь заходит на эту тему. Представьте, что прекрасная талантливая гимнастка не будет, например, месяц садиться на шпагат. Все остальные упражнения будут ею выполняться, кроме этого. Значит, по прошествии времени, она уже не сможет делать то, что могла раньше. Переходя на тему нашей беседы, работодателю будет неважно в этот момент, что вы могли, гораздо нужнее то, что вы реально можете предложить именно сейчас.

Парадокс, но специалисты самых востребованных специальностей очень часто не могут найти приемлемую для себя работу с приличным окладом. Среди них очень часто встречаются и психологи, и, уже вышеупомянутые, экономисты и т.д. Это происходит из-за того, что с течением времени потребности работодателей растут, а в больших компаниях практикуются различные тренинги повышения квалификации или даже получение второго высшего образования. Кроме того, повышенные требования и невозможность устроиться по специальности порой заставляют людей резко менять направление своей деятельности. Так получаются «математики-менеджеры».

Поскольку сейчас такая ситуация нередка, то было бы правильным рассмотреть ее плюсы и минусы. Любое образование сказывается на типике мышления человека, оказывая на него влияние с учетом получаемой профессии, более того, специализированные знания формируют особым образом ассоциативный ряд в голове человека, оставляя в нем профессиональную терминологию и особую логику. “Разносторонне развитый человек может подходить к решению трудовых задач с абсолютно разных сторон, получая, при этом, цельное мнение. ”
Например, давно было замечено, что техническое образование при правильной подаче развивает в человеке упорядоченное мышление, снабженное четкими алгоритмами действий, а это очень важное свойство при организации рабочего времени, да и в принципе в труде.

Сами специальности, по сути своей, можно разделить всего лишь на два класса - интуитивное восприятие и логическое. Как вы уже, наверно, догадались, интуитивное относится к гуманитарным - среди них и историки, и философы. Здесь превалирует абстрактное мышление, мышление в образах и, как правило, человек, обладающий им и выбирающий эту стезю, имеет более развитое правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональный фон. Не зря обладателей именно этих профессий обычно относят к творческой плеяде. Что же говорить о технарях? Точные науки воспитывают - это очевидно, развивают внимание, иногда усидчивость и, конечно, отвечают за активность левого полушария.

А теперь, только представьте, насколько ценен разносторонне развитый человек! Это просто невероятно - он может подходить к решению трудовых задач с абсолютно разных сторон, используя и те, и иные навыки и получая, в конечном итоге, цельное мнение. Только подумайте, каких высот можно достичь как на рабочем, так и личном фронте. Сейчас много людей, которые учились в одной области, а работают в совсем другой, и при этом из-за психологического барьера восприятия они даже не догадываются, как можно раскрыть свой потенциал и лишь крупицы вкладываются им в свое дело.

Пробуйте использовать любые знания и навыки на своей работе, абсолютно любая информация может оказаться полезной и привести к неожиданному креативному решению. Казалось бы, чем может помочь инженеру в прошлом и бухгалтеру в настоящем его прежнее образование? Я была знакома с многими представителями этой профессии и, по их рассказам, одна из наиболее часто встречающихся неприятностей на их работе является потеря счетов-фактур. Поэтому приходится копить большие архивы. А теперь вспомним - правильный инженер, как было упомянуто выше, мыслит последовательно, а это уже, в каком-то смысле, является страховкой от перипетий подобного образа. По поводу сочетаний образований можно фантазировать практически до бесконечности. Как вопросы дизайна можно успешно приложить, например, менеджеру продаж мебели? Это очевидно - вопросы интерьера и т.д. Важен сам творческий взгляд, готовность к инновационным решениям и, что совсем немаловажно, личный интерес - только тогда можно открыть скрытые возможности, именно так и писали свои картины гении Ренессанса - внимание к деталям, вдохновение и… как ни странно, очень часто совсем нехудожественные практики (тот же да Винчи, который был также увлечен механикой, природой и многим другим).

Наверно, вы замечали, что человек, увлеченный каким-либо делом обычно интересен и популярен, причем неважно, чем конкретно он занимается, главное то, насколько сильно он поглощен своим делом. Если вы работаете и при этом имеете хобби, которое вполне может каким-то образом относиться к вашей вузовской специальности, то это дает вам новый горизонт для деятельности. Целое поле творчества - как хотите, так и используйте, только вы и ваши краски.

В психологии существует множество техник, которые помогают человеку расширять восприятие и помогать ему гармонично, относительно интуитивного и логического восприятия, работать. Для примера, приведу одну, но очень простую методику, которая, при постоянной практике, тренирует человека. Она заключается в том, что перед тем, как приступить к выполнению дел, следует сосредоточиться на том, кем ты являешься и какие знания у тебя на данный момент присутствуют. Не надо представлять себя всего, секрет заключается именно во вхождении в определенную роль.

Например, если вы получили образование юриста, то попытайтесь максимально себя представить таким и только таким, после этого сосредоточьте внимание на поставленной задаче и предложите решение с точки зрения юриста (здесь важно не путать - вы ищете ответ не в области юриспруденции, но как будто вас, обладателя этой профессии, попросили ответить на этот вопрос). Далее, например, у вас есть какое-то хобби - например, чтение книг - подумайте, что бы вы предложили для решения этой задачи, если бы были литератором. Подробно представляйте, постарайтесь в этот момент максимально возможно войти в созданный вами образ. По очереди рисуйте картины и представляйте как можно детальней - это важно. Таким образом, вы имеете возможность разностороннего рассмотрения и совершенно иного уровня для своей работы. Человек удивительно устроен - он может перевоплощаться в абсолютно разные личности, приобретая различный опыт анализирования информации, и чем больше он это делает - тем легче ему разбираться в новом, возрастание идет подобно прогрессии. Включайте все свои возможности, это неизменно приведет вас к успеху.

Изначально статья задумывалась как описание сочетания различных профессий, в принципе, практически так и вышло, только появилась одна важная вещь - все мы очень разные, это отражается не только на нашей деятельности, быте, но и на личных качествах, стремлениях. При всей этой «разношерстности» мы все же живем по одним и тем же законам, являясь, в каком-то смысле, подобием друг друга. Поэтому можно говорить о единых принципах, оперируя которыми можно очень выгодно существовать, делать карьеру. Я говорю о целостности восприятия, когда нет перекоса в одну сторону. Речь вовсе не о количестве книжных знаний, а о том, что появляется при их штудировании.

До этого момента мы говорили о классифицировании мышления на две подгруппы, сейчас же хочется обратится к конкретным профессиям. Плюсы развития мышления очевидны, теперь давайте рассмотрим факторы, которые могут мешать вам работать. Человек, по своей природе, стремится к оптимизации своих действий, чтобы, так сказать, не совершать лишних телодвижений и тратить сэкономленную энергию для иных дел. За счет этого в нашем организме вырабатывается целый комплекс привычек и взглядов на привычные вещи, ориентируясь на которые, мы можем буквально лавировать на волнах своих мыслей. Привычки, выработанные на одной работе, могут быть совершенно неприемлемы на другой. Например, если ранее вы привыкли к сидячей неспешной работе, то если вам попадется вакансия, требующая постоянных поездок к клиентам, то, очевидно, вам будет несколько трудно вклиниться в новый график. И это касается абсолютно любых аспектов вашей работы, касаясь даже таких, казалось бы, мелочей, как привычка пить чай в установленное время. Абсолютно все имеет значение, до самых незначительных действий, ведь все это формирует вас и вашу деятельность в будущем.

На сегодняшний день все больше нужны сотрудники, которые работают по профильной специальности, при этом не стоит забывать о том, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому существуют люди, которые, не имея образования, также хорошо развиваются в деловом мире. Но, как ни крути, работник с отличными практическими навыками более востребован, если имеет официальное документальное подкрепление своим знаниям.