По картинам

Слабые и сильные черты характера базарова. Вопрос: Сильные и слабые стороны Базарова

Сильные и слабые стороны Базарова. Сильные стороны. Слабые стороны. Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость. Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость. Базарова отличает смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение его решительность, убежденность, смелость, готовность идти да конца. Взгляды Базарова представляют собой стройную и логическую систему. У него не существует никакой положительной программы («Мы расчищаем место, строить будут другие»). Хотя человека не может не волновать, что будет построено на развалинах. Отрицая то, что на самом деле заслуживает отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию, музыку), поэтому вступает в конфликт с самой человеческой природой. В борьбе за новое (в спорах с Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не хочет спорить, презирает болтовню и бесполезные слова (тогда как его противник рвется в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствует свое бессилие). Наделен острым критическим умом, но лишен широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он признает лишь естественные науки, которые просто и ясно объясняют все жизненные явления. До предела сужает всю красоту и многообразие жизни, природы, где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. В эпизоде смерти герой показан сильным, стойким, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и черствости. В финале перед нами титаническая личность. Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не смогла в полной мере реализовать свои способности. Возникает чувство сожаления и жалости от того, что безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного человека из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

Слайд 19 из презентации «Базаров – герой своего времени»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Базаров – герой своего времени.pptx» можно в zip-архиве размером 2517 КБ.

Скачать презентацию

Без темы

«М.Лермонтов «Герой нашего времени»» - «Бэла». Происхождение образа Печорина. Мануйлов. Спор о художественном методе романа. Жанр, стиль, композиция. Мануйлов и Удодов. Книга, которой суждено никогда не стареться. Роман Лермонтова. Григорий Александрович Печорин. Протест Печорина. «Фаталист». Образ Печорина в системе образов. «Герой нашего времени».

«Женские образы в «Герое нашего времени»» - Женщина. Роман «Герой нашего времени». Бэла. Любовь. Григорий Печорин. Судьба Печорина. Умер 27.07.1841 на дуэли. Дочь гор. Детские годы. Проблема любви. Время написания романа. Княжна Мери. Особое внимание. Михаил Юрьевич Лермонтов. Романтический образ. Вера. Женские образы. Рецензия.

«Лермонтов роман» - С какой целью автор использует такое необычное расположение частей? Какую жизнь ведёт поколение? Определи верную последовательность эпизодов. Судьба поколения 30х годов в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Бэла». После прочтения второй части: Михаил Юрьевич Лермонтов. Из записок офицера о Кавказе» «Фаталист» «Тамань».

«Образ героя нашего времени» - Образ главного героя. Основная идея произведения. Эпиграф. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Почему автор так назвал своё произведение? Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Михаил юрьевич лермонтов. Наша публика так еще молода и простодушна …» М.Ю. Лермонтов.

«Роман Лермонтова Герой нашего времени» - Моя душа испорчена светом…». Вопросы для обсуждения: Мэри. Составление таблицы по статье Белинского В.Г. Роман – исследование внутреннего мира героя. «Я сделался нравственным калекой… Печорин Трагическая фигура. Вернер циник. Грушницкий позер шут. Вера. Печорин. Личность Печорина сложна и противоречива.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных знаниях.

Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.

Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.

Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.

Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, «поживой». Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель - «толк» в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

Понятия «брак», «семья» для Базарова это пустой звук, для него непонятны и не приемлемы проявления родственных чувств. Сам он, как сын, не считает нужным проведывать своих отца и мать, которых он не видел вот уже три года. О собственной семье и детях он даже не задумывается. Он выступает против вечных ценностей и этим делает свою жизнь бедной.

Роман Тургенева - это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.


Особенностью писательской деятельности И.С.Тургенева являлась чуткость восприятия происходящих вокруг событий и быстрая точная реакция на политические и социальные проблемы своего времени. Примером этого может служить роман «Отцы и дети», который является ответом автора новому мировоззрению – нигилизму. Поэтому центральной фигурой произведения становится молодой студент, отрицающий всю романтическую сторону жизни и презирающий любые поэтические порывы и движения души – Евгений Базаров.

Евгений не знатен и не богат.

Будучи сыном «Отставного уездного лекаря», он признаёт своё происхождение и не считает нужным ни стесняться его, ни кичиться им.На тот момент он первый герой в русской литературе, который со своего рода достоинством произносит фразу: «Мой дед землю пахал». Базаров не боится и не любит слухов, свободен от любого рода предрассудков и условностей, установленных обществом. Само по себе это похвально, ведь и сейчас многие люди стремятся освободиться от формальностей в пользу искренних чувств и естественных побуждений и действий. И делают это вполне осознано и намерено. Базаров же просто не умел соблюдать эти самые условности, не видел в них смысла, поэтому презирал их.

Планируя в будущем стать врачом, при этом не веря в медицину, Евгений является человеком интеллектуально очень развитым.

Он действительно умён и даже можно предположить: а не умней ли он остальных персонажей? Читатель часто застаёт его за книгой или за опытом. И в споре с Павлом Петровичем сдержанность и холодность, конечно, играют свою роль в создании впечатления о герое. Но главное то, что его аргументы действительно весомы и убедительны. Евгений знает себе цену, даже достаточно высокого мнения о себе, что делает его заносчивым и несколько надменным. Презрение к медицине, к любви, к искусству, ко всем людям, которые причастны к перечисленному выше, порождает презрение к обществу в целом. И хотя Евгению близко крестьянское сословие(он общается с простыми людьми, лечит их, помогает им), он всё же смотрит на них свысока и даже не как на людей вовсе. И как презрение к условностям вызван о неумением их соблюсти, так презрение к женщинам вызвано неумением с ними обходиться, а к обществу – совершенной неприспособленностью к жизни среди людей.

И.С Тургенев проводит героя –нигилиста через испытания любовью к другу, к женщине, к природе, к семье. Базаров, в свою очередь, просто не выдерживает ни одного и избегает всех уроков судьбы. Автору важно показать, что нельзя убивать в себе проявления человечности, а Евгений Базаров отрицал их. Для меня бесспорно сильной стороной Базарова является его интеллект и в некоторых ситуациях умение беспристрастно принимать решения. В остальном же он кажется мне слабым и глубоко несчастным человеком, лишённым лучших человеческих чувств.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-10-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман И.С. Тургенева повествует о событиях 1857 года, когда начинало набирать обороты такое направление, как нигилизм. Главным героем тут выступает молодой пропагандист этого течения Евгений Базаров. Всеми силами он старался продемонстрировать всем свою приверженность к нигилизму, но именно раскрытие идей этого направления показывает всю противоречивость характера героя.

Начнем с того, что Базаров выступал против самодержавно-крепостнической системы, считая ее давно прогнившей и изжившей себя.

Несомненно, в этом заключается прогрессирующая роль нигилизма. Однако и тут есть свой скелет в шкафу – разрушая все старое, он ничего не предлагает взамен, полагаясь на то, что строить будут следующие поколения, а он, в свою очередь, лишь расчищает поле для этого.

Во-вторых, Евгений пропагандирует материалистическое мировоззрение. Он считает естественные науки главным двигателем прогресса, а потому старается показать себя как трудолюбивую личность: изучает лягушек, читает научные книги. Ему присуще стремление все подвергать проверкам, исследованиям. Но и у этой монеты есть обратная и, к слову, менее приятная сторона. Все, что относится к искусству хоть в малой степени, Базаров считает глупостью, задерживающей эволюцию.

Будучи не особо знакомым с творчеством Пушкина, Евгений называет его произведения несерьезными. Так же он характеризует и увлечение Николая Петровича виолончелью. Но как человеку получить моральное воспитание, где выражать чувства, идеи и проблемы общества, как не в искусстве, которое так презирает наш нигилист? Думаю, с такими взглядами ни о каком прогрессе и речи быть не может.

Конечно же, натура нигилиста проявляется и в бытовом поведении Базарова. Особенно отчетливо это проявляется в имении Кирсановых, где гостил Евгений. Нормы поведения были для него пустым звуком, ему приятней было отрицать всякие правила. Пренебрегая моральными ценностями и устоями, он опаздывал на завтраки, не скрывал скуки за столом, без уважения здоровался с близкими своего приятеля Аркадия и без угрызений совести резко критиковал их. К женщинам у него было особое отношение – пренебрежительно-потребительское. Евгений цинично отзывается о романтизме, о чувствах и браке, семье, никогда не представляя себя женатым. Евгений не почитает и родственных связей, а уж выражать свою любовь или признательность к близким считает вовсе недопустимыми. Но всю глупость своего поведения он понимает лишь перед смертью, когда становится слишком поздно что-либо менять.

Нигилизм Базарова противоречив, как и вся суть этого направления. Он отрицал все моральные ценности, присущие человеку, любые проявления чувств, призывал к разрушению общественного строя, но взамен не предлагал ничего, что могло бы пойти на установление новых порядков, новой жизни. Он убивал в себе человека, возвышая разум, но это не сделало счастливым ни других, ни его самого.