>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Тематические группы слов
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
Теория А
Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (по-укр.: тематичні групи слів ): цветы - ромашки, фиалки, ландыши, сирень . Во всех этих словах есть одно общее понятие - цветок . Но в то же время каждый из цветков имеет свои отличительные особенности.
Практика А
1. Вместо пропусков вставьте нужные по смыслу слова. Назовите эту тематическую группу слов.
Что только не коллекционируют* люди! Редкие книги коллекционируют... . Старинные и современные монеты собирают..., почтовые марки и другие знаки почтовой оплаты интересуют..., ... колекционируй открытки, а... - всевозможные значки.
*Коллекционировать - собирать коллекцию. Коллекция - систематизированое собраниекаких-нибудь предметов.
Теория Б
Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень
объединены словом «цветы».
Практика Б
2. Найдите в указанных словах названия рода и вида.
Липа, клён, дерево, ива, ель.
3. Найдите лишнее слово.
Увлечения - рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.
4. Прочитайте текст. Выпишите из него слово, обозначающее широкое родовое понятие, и выражение, обозначающее узкое видовое понятие.
Лиза - пятиклассница. Живёт она в Киеве. Как все ребята, учится в школе, любит побегать и поиграть. Но есть у неё увлечение, которому девочка отдаёт всё свободное время. Вместе со своим братом, третьеклассником Антоном, она увлекается росписью пасхальных яиц. В детстве они с бабушкой всегда к Пасхе красили яйца. Тогда Лиза поняла, что расписывание пасхальных яиц - целая наука.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Электронные издания бесплатно, планы-конспекты по русскому языку 5 класс, учебники и книги по всем предметам, разработка уроков русского языка, домашнее задание, русский язык тесты ответы
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
Lingua mobilis №3 (17), 2009
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА КАК ПАРАДИГМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛОВ
И. В. Кременецкая
Статья посвящена актуальной проблеме современного языкознания - систематизации словарного состава языка. Рассматриваются структурно-семантические отношения в одном из парадигматических объединений слов - в тематической группе. Предпринимается попытка доказать, что слова объединяются в тематические группы не только на основе экстралингвистических факторов, но и чисто лингвистических признаков.
Ключевые слова: словарный состав, парадигматика, тематические группы слов.
Лексика языка не является простой совокупностью множества отдельных элементов. Каждая лексическая единица, будучи самостоятельной, характеризуется определенными отношениями с другими единицами одного и разных с ней уровней языковой структуры. Парадигматические группировки всего словаря в целом не описаны ни для одного языка. Поэтому и представляются обоснованными исследования в данном направлении с конечной целью создать словарь лексико-семантических парадигм, учитывая предшествующие разработки в этой области.
Тематическая группа слов является одной из парадигматических группировок языка. Тематическая группа - это объединение лексических единиц, используемых при общении на определенную тему без учета особенностей и условий акта общения. Основой интеграции тематической группы служат связи предметов реального мира, являющиеся денотатами словесных знаков, составляющих тематическую группу.
Задача описания значений слов типа “стол, чашка, глаз” вызывает споры о том, что же следует считать собственно семантической информацией, а что - энциклопедической. Отзвуки этих размышлений отражаются в терминологии разных авторов, на-
Языкознание
зывающих подобные имена “денотативными”, лексику “идентифицирующей”, “конкретной”.
Очевидно, что нет никаких оснований при семантическом анализе одних слов стремиться к их исчерпывающему разложению на семантические компоненты, а при анализе других заранее отказываться от таких попыток. Однако, дело в том, что эти попытки приводят в разных случаях к разным результатам. Одни лексические единицы действительно допускают разложение на элементарные семантические признаки, другие явно противостоят такому разложению. Граница между различными частями лексики не вполне совпадает с той границей, которую можно было бы провести на основании априорного исключения из семантического анализа “конкретной” лексики.
Определены три основных критерия объединения слов в тематическую группу. Слова могут объединяться в одной тематической группе при наличии:
1) связи между предметами, обозначенными словами;
2) отношений между этими словами, типа род-вид, часть-целое;
3) соотносимых контекстов.
На основании данных критериев можно объединить английские существительные face, eye, mouth, nose в тематическую группу “лицо и его части”. Семантика единиц определяет семантику их отношений, т.е. определяет как внутирпарадигматические, так и межпарадигматические связи. В связи с этим исследование следует начинать с анализа семантики лексико-семантичеких вариантов.
Слово - это система форм и значений. Единством звучания, морфологического строения, значения и системы форм характеризуется только лексико-семантический вариант, а слово представляется как инвариант нескольких лексико-семантических вариантов (ЛСВ), принадлежащих к одной части речи, имеющих общий морфологический состав и сходные компоненты лексического значения.
Лексико-семантический вариант слова - это двусторонний языковой знак, который определяется единством звучания и значения, сохраняя неизменное лексическое значение в пределах
Lingua mobilis №3 (17), 2009
присущих ему парадигмы и системы синтаксических связей.
Под семой понимается следующее: каждая сема представляет собой отражение в сознании носителей языка различительных черт, объективно присущих денотату, либо приписываемых ему данной языковой средой и, следовательно, являющихся объективными по отношению к каждому говорящему.
Статус ЛСВ определяется с ориентировкой на все слова тематической группы “Лицо и его части”. При этом значениями самостоятельных ЛСВ признаются только те смысловые единицы, которые связаны с остальными отношениями пересечения и семантической омонимии. Например, mouthj рот - mouth2 обжора
Пересечение; face; наглость - face2 поверхность - семантическая омонимия.
Смысловые единицы, связанные отношениями включения и общей денотативной отнесенности объединяются и рассматриваются в качестве одного ЛСВ: eye-часть лица - орган зрения -общая денотативная отнесенность; nose- нечто, похожее на нос
Носик чайника - включение.
Таким образом, определены следующие ЛСВ существитель-
ных face, eye,mouth, nose:
face1 - лицо eye1 - часть лица-орган зрения mouth1 - часть лица - орган пищеварения, орган речи nose1 - часть лица-орган обоняния
face2 - выражения лица eye2 - взгляд mouth2 - гримаса nose2 - обоняние
face} - гримаса еуе3 - зрение mouthy - обжора, едок nose3 - шпион, сыщик
face4 - наглость eye4 - нечто похожее на глаз mouth4 - болтун, оратор nose, - нечто похожее на нос
faces - достоинство, честь mouth5 - речь, произношение
face6 - поверхность, лицевая сторона mouth - нечто 6 похожее на рот
Языкознание
В результате контекстологического анализа изучаемых существительных было обнаружено, что не все семы, составляющие содержание ЛСВ, одинаково участвуют в их реализации. Степень их активности, их соотношение меняется в зависимости от окружения, от сочетания со словами той или иной семантической группы. Причем соотношение сем основных ЛСВ английских существительных, обозначающих лицо и его части, является приблизительно одинаковым в аналогичных синтагматических моделях в сочетаниях со словами одних и тех же семантических групп.
В данной работе установлено, что наиболее значимой для определения семантических компонентов существительных является модель “признак предмета”. Отражая объективную реальность, словосочетания А + N являются единицами языка, в которых прилагательное - “признак” как бы притягивает к себе тот или иной компонент содержания существительного - “предмета”.
Например, sad face - печальное лицо, happy face- счастливое лицо. Основной компонент прилагательных sad и happy - эмоциональное состояние.
В словосочетаниях с данными прилагательными раскрывается семантический компонент «отражение эмоционального состояния» существительного face.
Более того, среди рассмотренных контекстов употребления существительного face обнаруживаются и такие, в которых данное слово употребляется в значении man, person.
She was in a group of jolly faces all apparently emitting great clouds of heavy smoke. (F.S.Fitzgerald. Selected Short Stories., p. 12)
Так как существительное eye вступает в словосочетания с прилагательными и причастиями, характеризующими человека, то можно предположить, что eуе также как face отособно обозначать всего человека в целом.
Для проверки данного предположения рассмотрим контекст существительного eye, реализующий модель «субъект - действие», являющуюся диагностической для существительных, обозначающих живое существо.
Those eyes would not kick_a dog or beat a child or do anything of that kind. (J.Aldrige. The Sea Eagle.,p. 69)
Lingua mobilis №3 (17), 2009
Глагол to kick (ударить) с существительным eye “часть лица -орган зрения” семантически не совместим. Eye употребляется в данном предложении в значении “человек” и является контекстуальным синонимом существительного man.
Таким образом, можно констатировать, что существительное eye также, как и существительное face способно употребляться в значении man. Оно не фиксируется словарями английского языка, так как не обладает достаточной частотностью употребления в речи, закрепленностью данными существительными. ЛСВ face, eye “человек” находятся в гиперо-гипонимических отношениях с ЛСВ mouth “обжора”^ «болтун»2 и ЛСВ nose «сыщик», т.е. они являются членами тематической группы с архисемой «человек».
В целом исследование существительных face, eye, mouth, nose подтвердило гипотезу о том, что слова, обозначающие предметы, связанные между собой, имеют сходные структурные и семантические признаки; общие закономерности функционирования в речи. Они входят в две тематические группы:
1) с семой-доминантой “часть головы, выражающая эмоции”; между членами группы наблюдается отношения “целое-часть”;
2) с архисемой “человек”; между членами группы существуют отношения “род-вид» (гиперо-гипонимические).
Членами первой тематической группы являются ЛCB: face1 -передняя часть головы, mouth1 - часть головы/лица - орган пищеварения, орган речи, nose1 - часть головы/лица - орган обоняния, eye1 - часть головы/лица - орган зрения.
Членами второй тематической группы являются ЛCB: face, -человек, eye - человек, mouth1 - обжора, mouth2 - болтун, nose -сыщик.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
Цель урока:
образовательная
Научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;
развивающая
Развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;
воспитательная
Привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.
Оборудование: карточки для эстафеты, воздушный шарик, карты для самооценивания
ХОД УРОКА
2. Актуализация опорных знаний
- тренировочный диктант
Какую большую тему мы с вами сейчас проходим?
Правильно, лексику. Но не забываем мы и про орфографию. Напомните мне, пожалуйста, на какое правило мы с вами писали на этой неделе шуточный диктант?
К сожалению, не у всех получилось написать этот диктант без ошибок. Поэтому мы с вами договорились повторить это правило.
Скажите мне, пожалуйста, когда мы пишем е в корне слова после шипящих? Приведите примеры
Когда о? Примеры
Подпишите листочки.
Обжора надел шорты, залез в кусты крыжовника и объелся ягод. Шов на шортах лопнул. Тогда он вышел на шоссе, остановил шофера, который довез его до цирка. Оказалось, что обжора работает жонглером, жокеем и трещит на трещотке. А живет наш герой в трущобах с чопорным шотландцем, пижоном и мажором, который никогда не снимает капюшон и не показывает свою черную челку.
- проверка Д/з
О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?
Что такое лексическая сочетаемость?
Дома вы должны были составить предложения по предложенным в упр. 165 схемам.
На этой неделе мы с вами почувствовали себя лексикографами и начали составлять к неделе русского языка свой собственный толковый словарь 5 класса. Вы предоставили мне данные, а я как редактор на выходных попробую объединить ваши предложения в одну книгу. Только вот у меня много работы, и наверное, поэтому вылетело из головы, какая же тема нашего с вами словаря?
То есть в наш словарь будут входить только слова, которые….
Все верно, и сегодня на уроке мы с вами поговорим о тематических группах.
Запись даты и темы в тетрадях.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Объяснение нового материала
Как вы думаете, что мы должны выяснить на сегодняшнем уроке?
Давайте проверим, правы вы или нет.
Упр. 167 с. 78 – устно
С. 78 – самостоятельно прочитайте текст
Какая информация была для вас новой?
Какие слова мы можем объединить в тематические группы?
Как определить, в какую тематическую группу будет входить многозначное слово?
Что можно определить по словам одной тематической группы в тексте?
4. Закрепление изученного материала
- Эстафета «Кто больше?» (соревнуются три ряда, кто больше напишет слов, которые относятся к одной тематической группе). Учащиеся выходят по цепочке. Все остальные участники должны успеть записать слова из всех трех колонок
Темы: учеба, дружба, отдых
5. Работа в парах
Упр. 168
6. Игра «Летит мяч»
Я называю вам слово, а вы, перебрасывая мяч друг другу, подбираете слова одной тематической группы
Цвет, хищные животные, дом
7. Оценивание
Правильно выполнено домашнее задание – 1 балл
Активно отвечал (а) на уроке – 1 балл
Активно участвовал в эстафете «Кто больше?» - 1 балл
Правильно выполнил упражнение 168 в парах – 1 балл
Активно участвовал в игре «Летит мяч» - 1 балл
Всего
8. О чем же был наш урок? В начале урока мы с вами поставили цели, как вы считаете, добились ли мы поставленной цели или нет и почему?
9. Домашнее задание проект «Толковый словарь школьных слов»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
С незапамятных времен человеческий взгляд был обращен к небу, в космос. Именно там поколения людей старались найти ответы на интересующие их вопросы, пытались предсказать будущее или найти разумные цивилизации. С течением тысячелетий интерес человека к космосу не угас, а еще больше усилился благодаря развитию науки и техники. Люди не только думают о космосе, но и ведут научные исследования, реализуют национальные и международные космические программы. Он возбуждает фантазию и побуждает к развитию. Исследования Вселенной и освоение космоса стимулируют научно-технический прогресс и объединяют людей. В этом году исполняется ровно 55 лет со дня первого полета человека в космос. В честь этого события Государственная корпорация космической деятельности «Роскосмос» официально объявила 2016-й год «Годом Юрия Гагарина».
Космическая тема занимает большое место в литературе и искусстве, кино и музыке, и существует немало серьезных произведений, в которых осмысливаются важнейшие вопросы, связанные с изучением Вселенной. Но откуда пришло к нам слово «космос», ставшее привычным и общеупотребительным? Какие еще слова, связанные с этим понятием, появились в русском языке? Актуальность исследования обусловлена вниманием современного общества к изучению космоса, к важным достижениям человечества в освоении космического пространства.
Целью исследования является изучение тематических групп слов, связанных со словом «космос». Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
1) изучить теоретические вопросы, рассматривающие лексический состав русского языка с точки зрения употребления;
2) рассмотреть точки зрения на этимологию слова «космос»;
3) выявить слова, связанные с понятием «космос»;
4) определить тематические группы выявленных слов;
5) проанализировать слова, входящие в тематические группы с точки зрения сферы употребления.
Предметомдля анализа в исследовательской работе являются слова, связанные с освоением космического пространства и полетами в космос. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать представленные результаты исследования в процессе преподавания астрономии, русского языка в школе. Результаты исследования могут быть представлены в форме сообщений, докладов, презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях
Глава 1. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления
1.1. Понятие общеупотребительной и терминологической лексики
К общеупотребительной лексике относятся слова, которые, как правило, используются в различных стилях речи всеми говорящими на данном языке, являются общеизвестными: день, идти, два, писать, он, человек и т.д. Общеупотребительная лексика используется в разных сферах человеческой деятельности и создает национальную самобытность, колорит языка (2, 124). Такая лексика понятна всем говорящим на русском языке.
Ограниченную сферу употребления имеет специальная, диалектная, жаргонная лексика, при этом диалектная и жаргонная лексика находится за пределами русского литературного языка.
Специальная лексика - слова, употребляемые преимущественно людьми определенной профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы. Термины - это слова, являющиеся официально принятыми названиями каких-либо понятий в науке, искусстве, технике, сельском хозяйстве, медицине и т.д. Такие слова употребляются для логически точного определения специальных понятий: морф, фонема , гипотенуза, хорда , диализ .Система терминов определенной области деятельности человека называется терминологией.
Термины - это самая регулируемая часть лексики. Поскольку наука в значительной степени интернациональна, термины создаются специально, то об их точном содержании и месте в системе тех или иных обозначений договариваются ученые, специалисты, занятые в той или иной области знаний. Однако термины - тоже слова, поэтому они «сопротивляются регламентации, утрачивают свой узкоспециальный характер - детерминологизируются» (2,128), то есть становятся общеупотребительными: Аргумент 1. Независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины (матем.) 2. довод, доказательство. Понятие 1. Логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь (научн.) 2. Представление, сведения о чём-либо . Сумма 1. Итог, результат сложения (матем.) 2. Общее количество чего-либо. Горизонт 1.Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой поверхностью (геогр.) 2. Круг знаний, идей.
В данной работе мы попробуем выяснить, какие слова, тематически связанные со словом «космос», стали общеупотребительными, а какие относятся к области терминологии.
1.2. Этимология слова «космос»
Космос (греч. - kosmos - строй, порядок, мир, Вселенная). Первоначально у древних греков - Вселенная как стройная, организованная система, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. В современном понимании термин "космос" имеет несколько значений: синоним Вселенной; все, что находится за пределами Земли и ее атмосферы; область пространства, доступная исследованиям с борта космических аппаратов (приблизительно совпадает с планетной системой); ближайшая и наиболее доступная таким исследованиям область - околоземное пространство (иногда называется "ближний космос") (1, 786).
Это слово неслучайно имеет греческое происхождение. Греческое влияние на язык Древней Руси было самым значительным. Киевская Русь вела оживленную торговлю с Византией, и проникновение греческих элементов в русскую лексику началось еще до принятия христианства на Руси и усилилось под воздействием христианской культуры в связи с крещением восточных славян в IX веке. (7). Греческими по происхождению являются многие названия бытовых предметов, овощей, фруктов: вишня, огурец, кукла, лента, свекла, фонарь, скамья, баня; слова, связанные с наукой, просвещением: грамматика, математика, история, философия, тетрадь, алфавит и т.д. Более поздние заимствования из греческого языка относятся исключительно к сфере наук, искусства и широко используются в научной терминологии, получившей всеобщее признание: логика, психология, кафедра, идея, климат, критика, металл, музей, магнит, синтаксис, хронограф, планета, стадия, сцена, театр и другие.
В словаре Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона говорится о том, что первоначально слово «космос» - синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим именем Пифагор, ввиду пропорциональности и гармонии его частей. Согласно с этим, у всех греческих философов слово «космос» применялось не в смысле простого нагромождения существ и феноменов, но как система или организм, исполненный целесообразности (5).
Существует и другая точка зрения на происхождение слова «космос». У древних славян была богиня Макошь или Мокошь. Слог «ma» или несколько более древний «mo» означают на всех европейских языках понятие «мать». А «kos» - нить, которая есть и у человека, и в природе. Получается славянская богиня, отвечающая за явления природы, за судьбу человека. При перестановке слогов появляется слово «kosmos» - нити, связывающие человека с явлениями природы (6). Можно предположить, что слово «космос» имеет славянское происхождение.
Глава 2. Тематические группы слов, связанных с понятием «космос»,
в русском языке
2.1. Понятие тематической группы слов
В лингвистической терминологии существуют такое понятие, как лексико-семантическая группа слов. Этим термином (в широком смысле) обычно называют группу слов, «достаточно тесно связанных между собой по смыслу и имеющих частеречную общность» (3, 26). Например: сосна, дуб, ель, береза (лексико-семантическая группа «деревья»), красный, желтый, зеленый, синий (лексико-семантическая группа «цвет»). Более широкие объединения слов - тематические группы - это группы слов разных частей речи, объединенных общностью темы. Например: тематическая группа «спорт» (футбол, гол, забить, футбольный, стадион, болельщик и т.п.) или «торговля» (торговать, торговаться, рынок, магазин, покупатель, продавец, продажа, продавать и т.п. ). В тематические группы входят разные лексико-семантические группы. Например, «торговые заведения» (магазин, лавка, киоск, бутик, супермаркет ).
В своей работе мы будем работать со словами, обозначающими космические тела, части космического пространства, космические аппараты, единицы измерений, космические процессы, законы и т.д. Мы попробуем объединить их в различные тематические группы и проанализировать с точки зрения употребления.
2.2. Анализ выявленных тематических групп слов, связанных с понятием «космос»
В сети Интернет существует множество различных словарей, справочников, которые предлагают пользователям ознакомиться с понятиями, терминами, употребляемыми в сферах освоения и изучения космического пространства. Для проведения исследования мы обратились к «Словарю астрономических терминов» (4). Предлагаемый словарь составлен на основании нескольких вариантов словарей, разрабатываемых в настоящее время различными группами специалистов. Сюда включены лишь важнейшие термины и понятия. Его цель - помочь пользователям быстро найти ответы на вопросы, которые могут возникнуть при изучении какой-либо проблемы, связанной с поиском информации на интересующую тему. Кроме слов, приведенных в данном словаре, мы включили в список анализируемых лексических единиц и другие наименования, входящие в тематическую группу «космос». В ходе работы мы выделили три тематические группы:
1) наименования космических тел, частей космического пространства и связанных с ними явлений - 58 единиц (Приложение 1);
2) наименования космических аппаратов, предметов, явлений, связанных с космическими полетами и их организацией - 17 единиц (Приложение 2);
3) наименования наук, связанных с исследованием космоса, единиц измерений, законов, принципов - 33 единицы (Приложение 3).
После проведенного анализа слов, входящих в данные тематические группы, мы увидели следующее. В первой группе общеупотребительных и терминологических единиц оказалось примерно поровну (48,2% общеупотребительной лексики), во второй группе - слов и словосочетаний, значение которых известно всем, оказалось большинство - 82,3%, а в третьей, наоборот, только 9,0%. Это объясняется тем, что в третью группу преимущественно входят слова, имеющие явно выраженное терминологическое значение: антропный принцип, космогония, элонгация и т. д.
Преобладание слов общеупотребительной лексики во второй группе мы объясняем тем, что названия космических аппаратов и наименования, связанные с космическими полетами, а также наименования космических тел, частей космического пространства известны большинству говорящих на русском языке.
Заключение
Космос можно назвать одним из самых удивительных интересов современного человека. Интерес к исследованию космоса в нашей стране был всегда. Прошло уже более полувека, как человек активно начал исследовать космос, и одно из ведущих мест в этой области занимает Россия. Изучение космоса и его использование в интересах человечества становится всё более интенсивным и преподносит первые уроки. Высокотехнологичные средства наблюдения позволяют изучать космическое пространство с невероятной точностью, о которой не могли мечтать наши предки. Каждый мыслящий человек должен хоть немного интересоваться тем, что окружает нашу планету. Космонавтика прочно вошла в нашу повседневную жизнь и принесла человечеству много преимуществ. Навигационные системы, прогнозы погоды, телевидение, телекоммуникации много другое — это все космос.
При проведении исследования тематических групп слов, связанных с понятием «космос», мы увидели, что из 108 лексических единиц (слов и словосочетаний) 45 (41,6%) относятся к общеупотребительной лексике, то есть известны и понятны всем людям, говорящим на русском языке. Такие слова и сочетания, как галактика, астероид, космический спутник, орбитальная станция, космодром и т. д. вошли в активный словарный запас и употребляются в повседневной жизни, что говорит о повышенном интересе к космической теме в современном обществе.
Список литературы
Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000.
Горская С. А. Практикум по современному русскому языку: Лексика. Фразеология. Лексикография.- Гродно. ГрГУ им. Я.Купалы, 2009
Рублева О. Л. Лексикология современного русского языка. Издательство Дальневосточного университета,- 2004. Владивосток.
http://crydee.sai.msu.ru/Universe_and_us/1num/v1pap20.htm
http://znanija.com/
http://sovremennyj.russkij.yazyk.ru/
http://etymological.academic. ru
https://ru.wiktionary.org/wiki/
Приложение 1.
Наименования космических тел, частей космического
пространства и связанных с ними явлений
астероиды (малые планеты) - множество твердых тел Солнечной системы, находящихся между орбитами Марса и Юпитера
атмосфера звездная - наружные наблюдаемые слои звезды
афелий - наиболее удаленная от Солнца точка орбиты планеты
большие планеты - девять наиболее крупных твердых тел Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон
Большой взрыв - гипотетическая начальная стадия расширения Вселенной
Венера - вторая от Солнца большая планета Солнечной системы
вращение небесной сферы суточное - кажущееся движение всех небесных светил, вызванное вращением Земли вокруг оси
Вселенная - весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в своем развитии
галактики - основные структурные образования Вселенной, состоящие из динамически связанных звезд, звездных скоплений и диффузной среды
галактика, спиральная - галактика, отличающаяся спиральной структурой
гало галактики - сферическое облако разреженного горячего газа и звезд, окружающее спиральную галактику
голова кометы - основная часть кометы, состоящая из комы и ядра кометы
диск спиральной галактики - совокупность звезд и межзвездной среды вблизи плоскости симметрии спиральной галактики
затмение - явление экранирования излучения светила, вызванное его покрытием небесным телом
затмение полное - затмение, при котором небесное тело полностью затмевается другим
звезда - гравитационно-связанная и пространственно-обособленная масса вещества во Вселенной, в которой на некотором интервале времени происходят термоядерные реакции синтеза химических элементов
звезды, взрывные - разновидности переменных звезд, включающие новые, сверхновые и другие типы нестационарных звезд
звезды, переменные - звезды, изменяющие свою видимую звездную величину
звезды, пульсирующие переменные - звезды, совершающие радиальные пульсации
Земля - третья по удаленности от Солнца большая планета Солнечной системы
звездное скопление - генетически и гравитационно связанная группа звезд, обладающих общим движением в пространстве
корона галактическая - см. гало галактики
корона солнечная - внешние, наиболее разреженные и горячие слои атмосферы Солнца
корональная конденсация - проявление солнечной активности в короне в виде уплотнения более горячего газа
корональные дыры - обширные темные области пониженной температуры и плотности, наблюдаемые на оптических и рентгеновских фотографиях солнечной короны
Космос - то же, что Вселенная
Луна - небесное тело, естественный спутник Земли
лунное затмение - затмение, вызванное прохождением Луны внутри конуса земной тени
малые планеты - см. астероиды
Марс - четвертая от Солнца большая планета Солнечной системы
Меркурий - ближайшая к Солнцу большая планета Солнечной системы
Местная группа галактик - совокупность ближайших галактик вместе с нашей Галактикой
Местное Сверхскопление галактик - сверхскопление галактик, включающее Местную группу
Млечный Путь (Галактика) - наша звездная система, бледно светящаяся полоса на ночном небе, создаваемая множеством слабых звезд и туманностей
небесная сфера - воображаемая сфера произвольного радиуса на которой небесные светила изображаются так, как они видны из данного пункта наблюдений, предназначенная для решения задач сферической астрономи
Нептун - восьмая от Солнца большая планета Солнечной системы
перигелий - ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела, движущегося вокруг Солнца
планеты - небесные тела, движущиеся вокруг Солнца или других звезд и светящиеся их отраженным светом
Плутон - наиболее удаленная от Солнца большая планета Солнечной системы
протуберанцы - активные образования в солнечной атмосфере, наблюдаемые в сильных спектральных линиях на краю Солнца в виде ярких облаков или выступов, а на самом диске в виде темных волокон
радиант - точка небесной сферы, в которой пересекаются кажущиеся направления движения метеоров или направления собственных движений звезд скопления
Сатурн - шестая от Солнца большая планета
Сверхгалактика - область повышенной концентрации галактик, включающая Галактику
сверхскопление - скопление скоплений галактик
скопление галактик - системы гравитационо связанных галактик
созвездия - 88 участков, на которые разделено все небо, включающие постоянно находящиеся в них небесные объекты (звезды, туманности, галактики, т.д.)
Солнечная система - Солнце и все объекты, вращающиеся вокруг общего с ним центра масс
Солнце - центральное тело Солнечной системы
солнцестояния - моменты времени, в которые центр Солнца проходит либо через самую северную (летнее солнцестояние), либо через самую южную (зимнее солнцестояние) точки эклиптики
спутник планеты - небесное тело, обращающееся вокруг большой планеты под действием ее притяжения
стояние - кажущееся прекращение видимого движения планеты при переходе от одного типа движения (прямого или попятного) к другому
Уран - седьмая от Солнца большая планета Солнечной системы
фотосфера - часть атмосферы Солнца или звезды, в которой возникает основная доля видимого излучения
хромосфера - слой солнечной атмосферы, расположенный между его фотосферой и короной
Юпитер - пятая от Солнца большая планета Солнечной системы
Приложение 2.
Наименования космических аппаратов, предметов, явлений,
связанных с космическими полетами и их организацией
автоматическая межпланетная станция — беспилотный космическийаппарат, предназначенный для полёта в межпланетном космическомпространстве (вне орбиты Земли) с выполнением различных поставленных задач.
зонд - аппарат, осуществляющий космические перелеты на короткие расстояния;
искусственный спутник — общее название всех аппаратов, находящихся на геоцентрической орбите, то есть вращающихся вокруг планеты.
космический аппарат (межзвездный, орбитальный, межпланетный, напланетный) — общее название технических устройств, используемых для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности различных небесных тел.
космический комплекс — совокупность функционально-взаимосвязанных космическихаппаратов (КА) и наземных объектов (технический комплекс, стартовый комплекс, космодром и наземный комплекс управления КА), предназначенных для выполнения задач в космосе самостоятельно или в составе космической системы.
космический корабль (автоматический или пилотируемый) - космический аппарат, одной из основных задач которого является транспортировка людей или оборудования в верхней части земной атмосферы — так называемом, ближнем космосе
космодром - комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки к полету и запуска космических летательных аппаратов.
космолёт - автоматическая космическая станция, предназначенная для выполнения управляемого полёта, как в безвоздушном космическом пространстве, так и в плотной атмосфере Земли.
космоплан - см. космолет
космопорт - место взлёта космических кораблей
орбитальная станция — аппарат, предназначенный для долговременного пребывания и работы людей на орбите Земли
планетоходы — автоматические лабораторныекомплексы или транспортныесредства, для перемещения по поверхности планеты и другого небесного тела
ракета-носитель — аппарат, действующий по принципу реактивногодвижения (ракета) и предназначенный для выведения полезной нагрузки в космическое пространство
спускаемый аппарат — используется для доставки людей и материалов с орбиты вокруг планеты или межпланетной траектории на поверхность планеты
спутники связи, телекоммуникационные спутники;
стационарные врата перехода
челнок — аппарат, осуществляющий космические перелеты на короткие расстояния.
Приложение 3.
Наименования наук, связанных с исследованием космоса,
единиц измерений, законов, принципов
антропный принцип - принцип в космологии, согласно которому разумная жизнь во Вселенной является необходимым следствием фундаментальных ее свойств
астрология - доктрина, утверждающая возможность существования и выявления взаимосвязи между расположением светил и земными явлениями, в частности, характером и судьбами людей
астрономия - наука о строении, движении и развитии небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом
атомная секунда - основная системная единица измерения времени, определяемая как время, в течение которого происходит 9 192 631 770 световых колебаний, излучаемых при переходах между энергетическими подуровнями тонкой структуры основного состояния изотопа цезия с атомным весом 133
астрофизика - раздел астрономии, изучающий физическую природу, происхождение и эволюцию небесных тел и их систем
балл вспышки (оптический) - характеристика мощности солнечной вспышки по излучению в красной линии водорода 656 нм; в двумерной шкале -- цифры пропорциональны площади (1 -- от 100 до 250, 2 -- от 250 до 600, 3 -- от 600 до 1200 и 4 -- более 1200 м.д.п.; буква после цифры обозначает яркость: F - слабая, N - нормальная, B - яркая вспышка; напр. 2В)
Всемирное координатное время - атомное время, согласованное с астрономическим временем
гелиофизика - раздел астрофизики, посвященный проблемам физики Солнца
гелиоцентрическая система - модель Солнечной системы, в центре которой предполагается Солнце
геомагнитные индексы - параметры, характеризующие амплитуду флуктуаций напряженности магнитного поля Земли; напр. локальный трехчасовой К-индекс; трехчасовой планетарный (по многим станциям) Кр-индекс; среднесуточный Ар-индекс
единица астрономическая - основная единица расстояний в астрономии, равная среднему расстоянию Земли от Солнца
звездная величина - измеренный в специальной логарифмической шкале поток излучения от данного небесного светила
звездная секунда - промежуток времени, равный 1/86400 доле звездных суток
индекс вспышечный - индекс солнечной активности, основанный на частоте солнечных вспышек
индекс солнечной активности - числовой параметр, характеризующий количество и мощность активных образований на Солнце
индекс F10.7 -- поток солнечного радиоизлучения на волне 10.7 см, выраженный в с.е.п.
кальциевый индекс - параметр, характеризующий уровень солнечной активности, пропорциональный суммарной площади кальциевых флоккулов, наблюдаемых в спектральной линии 393 нм
космогония - раздел астрономии, в котором изучаются вопросы происхождения и развития космических тел и их систем
космология - раздел астрофизики, в котором изучаются вопросы природы и эволюции Вселенной в целом, а также наблюдаемой ее части
кривая блеска - зависимость видимой звездной величины переменной звезды от времени
кэррингтоновская долгота - гелиографическая координата, определяющая положение детали на Солнце
масса Вселенной, скрытая - гипотетическая масса ненаблюдаемого вещества во Вселенной
Маундеровский минимум - замирание солнечной активности, имевшее место во второй половине 17 столетия
м.д.п. (миллионная доля площади солнечной полусферы) - единица площади, используемая для характеристики активных образований на Солнце
относительные числа солнечных пятен - наиболее распространенный индекс солнечной активности, пропорциональный сумме общего числа пятен, наблюдаемых в данный момент на Солнце, и удесятеренного числа образованных ими групп
радиоастрономия - раздел астрономии, изучающий природу космических объектов на основании регистрации и анализа их радиоизлучения
рентгеновский балл вспышки - поток рентгеновского излучения от Солнца в диапазоне 0.1_0.8 нм (12.5_1 кэВ) во время вспышки; обозначается Mf, если поток в пределах 10_5_10_4 Вт/м2 и XXf, если он больше, причем f - значение потока в указанных единицах
световой год - внесистемная единица длины, используемая в астрономии, равная расстоянию, которое свет проходит за 1 тропический год (9.46ъ1017 км)
с.е.п. (солнечная единица потока радиоизлучения) -- 10_22 Вт/(м2ъГц)
числа Вольфа - см.: Относительные числа солнечных пятен
эклиптика - большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца среди звезд
элонгация - разность эклиптических долгот данной планеты и Солнца (угловое удаление планеты от Солнца)
элонгация Полярной звезды - угловое расстояние Полярной звезды от плоскости небесного меридиана
Тема: Тематические группы слов. У каждого своё увлечение.
Цели:
Формировать умения самостоятельно составлять тематические группы слов, находить в указанных словах названия рода и вида;
Учить умению обнаруживать слова с отношениями включения и умению распознавать русско- украинские межъязыковые омонимы и паронимы и толковать их значение;
Развивать творческие способности учащихся, обогащать их словарный запас;
Работать над предупреждением речевых недочётов;
Воспитывать любовь к природе, русскому языку.
Оборудование: учебник: Русский язык: 5 кл.: Учеб. для образоват. учеб. заведений с укр. яз. обучения/ Под ред. Баландиной Н. Ф. – К.: Знания Украины, 2005. – 304 ст.; , толковый словарь, карточки.
^ Тип : урок развития умений и навыков с элементами игры.
Межпредметные связи : русская литература , природоведение, литература
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
Работа на карточках.
Анализ составленных сказок с использованием антонимов
Беседа по изученному материалу.
Игра « Кто быстрее вспомнит?»
Что такое лексика?
Что такое лексическое значение слова?
Чем отличаются многозначные слова от однозначных?
Приведите примеры слов с переносным значением.
Приведите примеры омонимов.
Покажите на одном-двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.
Что такое антонимы?
С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?
Что такое омонимы? Приведите примеры. Чем отличаются омонимы от многозначных слов?
^ III. Изучение нового материала.
1.Лингвистическая задача.
Какое лексическое значение имеет слово час в русском языке? А в украинском? Приведите ещё несколько слов, имеющих в русском и украинском языках одинаковое звучание и написание. Но различные лексические значения.
Продолжите ряд: час, шар, луна…
^ 2.Объяснения учителя.
Учёные называют слова, приведённые а предыдущем упражнении, межъязыковыми омонимами. Это слова, которые в двух языках звучат одинаково, пишутся одинаково. А лексическое значение имеют разные.
Можно ли слова считать синонимами? Почему? Назовите общий признак
Вывод: Слова, являющиеся по лексическому значению синонимами, на основании общего признака объединяются в тематические группы . Слова кумачовый, рубиновый, коралловый объединяются в тематическую группу « красный».
Прочитайте записанные на доске слова: снег, ветер, мёрзнуть, холодный, холод, сверкать, блестеть, ослепительный, метель, ветреный, скользкий, снежки, коньки, свежий, кататься, мороз.
Что можно описать при помощи этих слов? В какую тему их можно объединить?
Вывод: слова, входящие в тему (в данном случае «Зима»), называются тематическими включениями. С их помощью можно описать явления, признаки, действия, характерные для данной темы.
3.Работа с учебником (стр.150)
Вывод:
Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (по-укр.: тематичні групи слів): цветы - ромашки, фиалки, ландыши, сирень. Во всех этих словах есть одно общее понятие - цветок. Но в то же время каждый из цветков имеет свои отличительные особенности.
^ IV. Закрепление материала.
1. Подбери подходящее слово
Задание: .
Вместо пропусков вставьте нужные по смыслу слова.
Назовите эту тематическую группу слов.
Что только не коллекционируют* люди! Редкие книги коллекционируют... . Старинные и современные монеты собирают..., почтовые марки и другие знаки почтовой оплаты интересуют..., ... коллекционируй открытки , а... - всевозможные значки.
*Коллекционировать - собирать коллекцию. Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
! Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень объединены словом «цветы».
^ 2.Диктант- перевод.
Переведите на украинский язык: полночь, север, полдень, юг.
Обозначьте омонимы, как это принято в толковом словаре.
^ 3. Игра « Где род, а где вид?»
Найдите в указанных словах названия рода и вида.
Липа, клён, дерево, ива, ель.
Зяблик, синица, жаворонок, птица, цапля.
Комар, жук, стрекоза, бабочка, насекомое.
Окунь, рыба, треска, скумбрия, сом.
Пресмыкающееся, змея, ящерица, уж, лягушка.
^ 4. Найдите лишнее слово.
Увлечения - рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.
5. Работа с текстом
Прочитайте текст. Выпишите из него слово, обозначающее широкое родовое понятие, и выражение, обозначающее узкое видовое понятие.
Лиза - пятиклассница. Живёт она в Киеве. Как все ребята, учится в школе, любит побегать и поиграть. Но есть у неё увлечение, которому девочка отдаёт всё свободное время. Вместе со своим братом, третьеклассником Антоном, она увлекается росписью пасхальных яиц. В детстве они с бабушкой всегда к Пасхе красили яйца. Тогда Лиза поняла, что расписывание пасхальных яиц - целая наука.
^ 6.Тестовое задание.
Укажите слова. Принадлежащие к тематической группе «синий»
В малиновом рассвете
Их горлышки полощут.
Воздушный шар летящий
И шар земной похожи.
Так пусть же тот, кто старше,
Тот младшему поможет.
Пусть тучи где-то грозно
Нависли над цветами,
Друзья, пока не поздно,
Да будем все друзьями.
Давайте, словно чудо,
Беречь планету нашу
Для неба незабудок,
Для солнышка ромашек.
VI. Выставление и мотивация оценок.
VII. Домашнее задание
Выучить теорию на стр.150.
Составить тематическую группу слов на тему «Цветы».