По картинам

"страж брату моему": военно-медицинская служба цахала. Милосердие, сострадание – аргументы ЕГЭ

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Наташа Ростова проявляет милосердие – одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое – часть ее будущего.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки – маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов “Домой”. Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке – он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов “Елка Митрича”. Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин “Лапти”. Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование – в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин “Уроки французского”. Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох – это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»

(по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока : углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

Обучающая:

    Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

    Р азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.

    Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

    Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

    Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.

    Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.

План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

Какие события происходят в эпизоде?

Какие стороны характера героев раскрываются?

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

С какой целью?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I . Выступление 1 группы.

У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность - одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II . 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

Выводы (запись в тетрадь).

Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»

2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

Чтение и обсуждение

В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.

Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.

Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?

Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

Яйца…Яйца курицу учат…

Троеточие… И пауза…

Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

Что является кульминацией в данном эпизоде

Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

Выводы, запись в тетрадь)

III . Работает четвертая группа. Финальная сцена.

«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.

Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.

Выводы, запись в тетрадь.

IV . Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?

Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

V . Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой». .

1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0

2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.

3.Роман «Война и мир».

4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого — довольно поучительное произведение. Оно раскрывает истинные и ложные ценности, срывает маски с лицемеров и показывает незамеченную добродетель, обнажает естество каждого героя, который появляется перед читателем и в счастье, и в горе. Это на редкость правдивая книга, которая заставляет нас глубже вникнуть в суть общественных взаимоотношений и понять, насколько важно обращать пристальный взор внутрь себя. Поэтому такие нравственные категории, как равнодушие и отзывчивость, представлены в «Войне и мире» наиболее полно, и мы можем найти там множество полезных аргументов для итогового сочинения.

  1. Княжна Марья всегда была отзывчивой и доброй девушкой, хоть люди и не всегда отвечали ей взаимностью. Например, ее суровый и грубой отец недооценивал и всячески унижал дочь. Она же, тем не менее, относилась к нему с трогательной заботой. На оскорбления главы семейства она реагировала смиренно, хоть ее самооценка существенно пострадала из-за них. Марья уверена, что она не красавица, да и ума в ней, судя по словам отца, нет и в помине. Однако героиня не замыкалась в себе и не таила зла, а продолжала с добром и нежностью приходить на помощь всем нуждающимся. Именно она воспитала ребенка своего брата и приютила Ростовых. Даже ее неумолимый родитель перед смертью попросил у нее прощения за свои выходки, так как понял, насколько преданна и отзывчива его дочь. Эти качества в женщинах Толстой ставил выше красоты, и был прав.
  2. Равнодушие на протяжении всего романа не уставала проявлять Элен Курагина. К своим целям она шла по головам и не считалась с чувствами других людей. Например, ей было все равно, что чувствует Пьер, глядя на ее измены. Она обманула его и вышла замуж, лишь бы получить его деньги и роскошно устроить свою праздную жизнь. С таким же безразличием она меняла любовников, ведь они были всего лишь зеркалом, в котором она видела свою привлекательность. Пресыщенная и избалованная, она нашла развлечение, играя судьбой Наташи Ростовой. Именно Элен заманила ее в объятия своего бесчестного брата и фактически стала виновницей ее позора, предав дружбу. Однако наплевательское отношение к окружающим аукнулось ей сполна, ведь в трудную минуту никто не пришел ей на помощь.
  3. Отзывчивость была отличительной чертой Наташи Ростовой, которая всегда была чуткой и преданной подругой, прекрасной дочерью и милосердной девушкой. Например, ее общество очень любил Пьер Безухов, ведь героиня всегда поддерживала его советом, сочувствием и жалостью. На протяжении всего повествования она же любезно относится к Соне, утешая бедную сироту и даря ей надежду. К родителям она тоже относится с вниманием и участием, не позволяя им падать духом. Феноменальную силу духа проявила Наташа, когда отдала поводы раненым солдатам и облегчила их страдания, несмотря на возражения матери. Особенно сильно ее отзывчивость понадобилась Андрею Болконскому. Героиня ухаживала за ним, когда он умирал, и смогла облегчить его душу перед смертью, вдохнуть в нее спокойствие и мир, которого князю так не хватало на войне. За свою добродетель она была вознаграждена счастливым браком.
  4. Постыдное равнодушие к судьбе родных проявил Николай Ростов, влезая в долги и ставя семью в затруднительное положение. По сути, его легкомыслие стало причиной разорения Ростовых. Он знал, как нелегко живется его родным, но промотал едва ли не последние деньги, чтобы поддержать свой статус на службе. Кроме того, неприятно удивляет его безразличие к Соне, которая так преданно его ждала. Сначала он проявляет симпатию к девушке, затем становится холоден с ней, и уже откровенно заявляет, что не будет против ее замужества. Эгоизм свойственен этому герою, и жизнь преподносит себялюбцу урок, когда он вынужден признать, что из-за него семья оказалась на грани локального экономического кризиса. Тогда перед ним возникает унизительная перспектива брака по расчету, и лишь своевременное прозрение дает ему шанс устроить свою судьбу достойно и помочь родственникам. Этот пример демонстрирует факт, что люди могут измениться к лучшему и победить в себе равнодушие.
  5. Михаил Кутузов в романе «Война и мир» проявляет отзывчивость к солдатам и бережет их жизни, в отличие от того же Наполеона. Генерал готов терпеть насмешки знати и гнев императора, лишь сохранить армию от лишних потерь. Герой учит этой непростой науке и честолюбивого князя Андрея, но тот не сразу понял ее мудрость, как и большинство молодых людей. Они еще не знали, как много крови льется на войне, вдохновленной амбициями. Эту неудержимую стихию насилия и смерти мог сдержать лишь тот человек, что чувствует трагедию каждой семьи, потерявшей кормильца, ощущает горе страны и народа. Таковым, без сомнения, был генерал Кутузов, который был не безразличен к каждому бойцу и верил, что именно простой крестьянский парень поднимает победу на своих плечах, а не военачальники и монархи. Подобное отношение полководца привело русскую армию к успеху.
  6. Равнодушие в государственном масштабе предстает перед читателем, когда он видит Наполеона. Этот император был одержим своей значимостью, своими амбициями, поэтому не задумывался о том, какой ценой он добывает победы. Он гнал солдат вперед, не чувствуя их усталости и уныния в чужих краях, где один холод способен свести с ума. Продвигаясь к Москве, забыв об осторожности, полководец упустил из виду тот факт, что на случай отступления его солдатам нечего будет есть, ведь смоленская дорога выжжена и разорена. В погоне за славой он обронил ответственность за жизни своих подданных – вот основная причина, почему его нападение было обречено на провал. Кутузов знал это и воспользовался честолюбием противника, которому важнее армии был сиюминутный успех – захват Москвы. Но французский воевода поплатился за свое безразличие: он проиграл, потерял значительную часть войска и вернулся домой ни с чем.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Наташа «не удостаивается быть умной», так как принадлежит к тем персонажам, которые живут «умом сердца».

Об уме героини судить сложно. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. Сама же героиня не оценивает и не анализирует поступки и явления. Она обладает собственным знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное – мелочи, не стоящие внимания.

В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – все вздор, а вот она - настоящее”. Толстой хотел показать не испорченную светом девушку, восхищенную первым балом.
Наташа провела большую часть своей жизни в деревне и не посещала светские рауты. Эта отрешённость от приёмов в высшем обществе положительно сказалось на общем представлении маленькой Ростовой о людях. Но настал тот день, когда она поехала на свой первый бал. При описании девушки автор использует эпитеты: «счастливая девочка», «счастливая улыбка». Наташа думает о людях на балу, представляет себе, что все они «добрые, милые, прекрасные», наивно не замечая лжи, разврата, интриг света. «Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала и запыхалась, и видимо подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею. “Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем”, и еще многое и многое сказала эта улыбка.». Она была совершенно не похожа на остальных девушек на балу. «Наташа Ростова казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.»

Во всех своих поступках Наташа следует законам простоты, доброты и правды. Сила любви героини заключается в том, что её самопожертвование бескорыстно. Эта сила наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа Ростова , имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им повозки, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей.

По отношению к Наташе нельзя ответить, умна она или глупа. Она «не удостаивает быть умной», потому что выше и сложнее понятий ума и глупости. Мы можем оценивать героиню, основываясь только на содержимом её внутреннего мира, её светлой души.

Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа.Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы.По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении.Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб. Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых военных. Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский. В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать: она "закричала", горло ее задрожало от судорожных рыданий", "боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице","как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери". Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: Это нельзя… это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе… Маменька! Этого не может быть!"Но почему-то молчит граф. Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит: -Яйца… Яйца курицу учат…Троеточие… И пауза… Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…,как и троеточие.Это необходимо, чтобы понять, осмыслить графу ("сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.В финальной сцене автор прибегает к сравнению."Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше", и "раненые с бледными радостными лицами" окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация.