По картинам

Теологическое образование. Теологическое образование как залог будущего россии. Смотреть что такое "Теологическое образование" в других словарях

Теологическое и религиоведческое образование в современной России: проблема взаимоотношений .

Руководитель:

Структура доклада:

Введение.

1.1. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии).

2. Теологическое и религиоведческое образование в России в 1990-е и 2000-е годы.

2.3. Перемены 1990-х годов: проблемы преемственности.

2.3.1. Элементы теологии в структуре религиовеческого образования.

2.4. Дискуссии о теологическом и религиоведческом образовании.

3. Современное состояние.

3.2. Теология в структуре религиоведческого образования

В данном докладе мы не ставили своей целью дать полное описание систем теологического и религиоведческого образования в России. Сами понятия теологического и религиоведческого образования нам представляются интуитивно ясными и нашедшими достаточно определенное выражение в соответствующих государственных образовательных стандартах. Нас интересует главным образом их отношения между собой. Речь пойдет, прежде всего, о присутствии элементов религиоведческого образования в теологическом, элементов теологического образования в религиоведческом, а так же об исторически сложившихся и актуальных на сегодняшний день моделях их взаимных отношений.

Существует распространенное мнение, что в современной России религиоведение и теология находятся в состоянии конкурентной борьбы. Согласно этому мнению, на данный момент они представляют собой независимые друг от друга образовательные и научно-исследовательские системы, каждая из которых имеет свою традицию, структуру, основополагающие принципы и базирующуюся на них идеологию. При этом они имеют одно и то же проблемное поле, претендуя на внимание фактически одной и той же целевой аудитории. В рамках нашего доклада мы постараемся проанализировать этот тезис. Мы предложим краткое описание исторических условий, в которых он сложился и начал функционировать как само собой разумеющаяся предпосылка любых дискуссий на эту тему; представим область, в которой его применение оправдано; укажем на ее границы и необходимость ряда существенных уточнений.

1. Предыстория. Теологическое и религиоведческое образование в СССР.

1.1. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии)

Кафедры истории и теории научного атеизма , на которых проводились в СССР религиоведческие исследования, возникают начиная с конца 1950-х годов. Как научно-исследовательская, так и образовательная и воспитательная работа этих кафедр велась по направлениям не столько научным, сколько идеологическим, например: критика тех или иных форм религиозной идеологии, исследование различных аспектов формирования атеистического мировоззрения, разработка методологических вопросов преподавания научного атеизма в высшей школе . В то же время следует отметить и собственно научные разработки, такие например, как «критические исследования методологических вопросов социологии и психологии религии». Теология анализировалась и критиковалась в целях «успешной разработки методологических принципов борьбы с религией на современном этапе». Таким образом, отношение к теологии было заведомо отрицательным, что, разумеется исключало всякую возможность диалога и существенно ограничивало аналитические возможности.

Вместе с тем, как справедливо пишет, «не стоит предавать забвению то обстоятельство, что введенная в высшей школе с середины 1960-х годов по идеологическим соображениям учебная дисциплина «Основы научного атеизма» (своего рода анти-теология – добавим мы) для подавляющего большинства получавших вузовское образование стала чуть ли не единственным, после долгого замалчивания, дозволенным источником, знакомившим с религиозными традициями Отечества и народов мира. Добросовестный преподаватель, … был способен … пробудить интерес к религиозной тематике, продемонстрировать внимательное и уважительное отношение к приверженцам религий». Только в такой специфической «анти-теологической» оболочке богословское знание могло доходить до исследователей религии советского времени.

1.2. Теологическое образование и религиоведческие элементы в его структуре.

Собственно теологическое образование было невозможным до июня 1944 г., когда был открыт Богословский Институт. Формулируя его программу патриарший местоблюститель митр. Алексий (Симанский) утверждал, что «весь строй {церковных} школ должен быть строго церковным, без всякого уклонения в сторону мирского, светского уклада».

В течение 1946 – 1947гг. были открыты академии и семинарии в Ставрополе, Минске, Одессе и др. городах – всего было открыто восемь семинарий. Самые сильные преподавательские кадры были сосредоточены в МДА и ЛДА. Систематического преподавания дисциплин религиоведческого цикла в академиях и семинариях той поры не велось. Тем не менее, религиоведческое знание имплицитно инкорпорировалось в систему знания богословского, прежде всего, в рамках курса «Основное богословие». Очень характерна в этом смысле позиция ариеп. Михаила (Мудьюгина), в 1960-70-е годы читавшего курс основного богословия в ЛДА. С его точки зрения, к области религиоведения относится, по сути, любое научное небогословское изучение религии. Оно может развиваться «как в рамках церковной жизнедеятельности, так и вне их». Результаты этого развития должны учитываться богословской наукой. Именно основное богословие является своего рода мостом, между двумя системами знания и образования. Текст самого архиеп. Михаила показывает его хорошее знакомство, как с западными, так и с отечественными исследованиями в области истории, психологии и социологии религии и его умение оперировать даже неудобными для христианина данными и концепциями, стремление привить это умение своим слушателям.

2. Теологическое и религиоведческое образование в России (на постсоветском пр-ве) в 1990-е и 2000-е годы.

2.1. Теологическое образование и религиоведческие элементы в его структуре

Перемены конца 1980-х - начала 1990-х годов ощутимо затронули как теологию, так и религиоведение. Относительно академического богословского образования достаточно пока сказать, что его представители осознавали необходимость диалога с системой светского образования и науки. Это, в частности, вело к постепенному расширению преподавания религиоведческого знания, его обособлению от курса Основного богословия.

Однако, основные перемены были связаны с государственной системой образования. В 1993 году произошло утверждение стандартов высшего профессионального образования по теологии и религиоведению. Теологический стандарт неожиданно оказался почти идентичен религиоведческому. Это вызвало резкую критику в его адрес. В настоящее время эта попытка сведения теологического образования к религиоведческому объясняется обычно как результат влияния наследия «научного атеизма». При этом, несмотря на то, что в 1993 году одновременно были утверждены нормативные акты , регулирующие требования к новым направлениям по “Теологии” и “Религиоведению”, стандарт по теологии был утвержден лишь 2 марта 2000 года и вскоре заменен более удовлетворительным стандартом 2 поколения.

Этот последний позволил избежать «искусственного смешения теологии и религиоведения, имевшего место в учебных планах 90-ых годов». Вместе с тем, в нем в определенном объеме сохранились и были признаны необходимой составляющей подготовки теолога, такие существенные элементы религиоведческого знания, как история религии и изучение религиозности в рамках тех или иных гуманитарных наук .

2.2. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии).

2.2.1. Перемены 1990-х годов: проблемы преемственности.

Религиоведение было включено в систему образования в России в 1994/1996 годах. В 1994 г. появилась бакалавриатура на кафедре Религиоведения Факультета философии, богословия и религиоведения Русской Христианской Гуманитарной Академии, в 1995 г. – на кафедре Философии религии и религиоведения Философского факультета СПбГУ, в 1996 г. – специальность «религиоведение» на кафедре Философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ имени и на базе Центра по сравнительному изучению мировых религий в РГГУ.

Чаще всего, таким образом, религиоведение открывали на философских факультетах. Вследствие этого дискуссионным моментом стало соотношение религиоведения и философии, а значит и вопрос отношения к религиоведческому образованию как к философскому или же нефилософскому, или же доле философских дисциплин, изучаемых будущим религиоведом. Так, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ указывает в своем учебном пособии на философское содержание религиоведения как на главное в нем. В тоже время, директор Центра изучения религий РГГУ, подчеркивает, что религиоведение - совершенно отдельная дисциплина, которую не следует рассматривать как раздел философии.

Заслуживает внимания судьба кафедр, на базе которых создавались отделения религиоведения. Так, кафедра Философии религии и религиоведения МГУ первоначально называлась кафедра Истории и теории религии и атеизма, одноименная кафедра в СПбГУ – кафедра Истории религии и атеизма, кафедра Философии религии Ростовского Государственного Университета – кафедрой Научного атеизма. Сохранение такого рода преемственности часто влечет за собой обвинение российского религиоведения в следовании атеистической традиции. Иной была история Центра изучения религий РГГУ, который «отпочковался» от кафедры Истории и теории культуры и с самого начала резко противопоставил себя наследию расформированной кафедры Научного атеизма. Такой подход позволил создателям Центра изначально декларировать антиредукционистский подход и принцип объективного отношения к религии и стремиться к последовательному проведению этих принципов в жизнь.

2.2.2. Элементы теологии в структуре религиоведческого образования.

Среди дисциплин, присутствующих в учебных планах по религиоведению, можно выделить теологические предметы. Так в МГУ студентам-религиоведам протодиаконом Андреем Кураевым традиционно читается курс «Философия и богословие православия». В ЦИРе РГГУ в программе также наличествуют курсы по истории теологии, а в рамках курса «Священные тексты и их истолкование» изучаются элементы библеистики.

В Казанском государственном Университете на отделении религиоведения изучаются история Церкви и церковно-государственных отношений. В качестве спецкурса присутствует предмет «Библия как культурно-исторический памятник», в рамках которого преподаются основы библеистики. Предмет «христианская теология» фактически превращается в сравнительное богословие, поскольку программой предусмотрено, что в рамках этого предмета необходимо говорить о всех христианских конфессиях.

2.3. Дискуссии о теологическом и религиоведческом образовании.

Перечисленные выше проблемы стали причиной того, что в 1990-е годы разгорелись дискуссии о самой возможности преподавания теологии в светских учебных заведениях. В частности, мнения о неуместности теологии в светских ВУЗах придерживался декан философского факультета МГУ, поскольку это, с его точки зрения, повлечет «нарушения, связанные с жестким проведением конфессионального принципа». Некоторыми экспертами теологическая наука рассматривается в культурологическом аспекте. В таком случае ее предмет и методы дублируют предмет и методы философии, филологии, истории, религиоведения, и существование теологии как самоценной научной области также ставится под сомнение. До сих пор теология не входит в перечень научных специальностей. Процесс государственного признания образования духовных школ незавершен. Тем не менее, теология присутствует в светских учебных заведениях, и это дает повод для введения условного понятия «светская теология».

Участники дискуссии подчеркивали также схожесть образовательных стандартов I поколения по теологии и религиоведению. Причины этого сходства указываются обычно в зависимости от конфессиональной и институциональной ангажированности экспертов. К примеру, проректор Казанской духовной семинарии основную причину видит во влиянии на составителей неизжитых элементов атеистической идеологии, - в их стремлении сделать стандарт по теологии поликонфессиональным, что видится ему невозможным делом. Продолжается так же обсуждение места, занимаемого религиоведением в системе высшего образования . В частности, конференция по данной тематике проводилась в МГУ в декабре 2006 г.

3. Современное состояние.

3.1. Религиоведение в структуре теологического образования.

Светское теологическое и специализированное духовное религиозное образование (система духовных академий и семинарий) не вполне совпадают по своему содержанию, поэтому имеет смысл рассматривать их по отдельности.

В СПбДА и МДА преподается предмет «религиоведение», в рамках которого рассматривается ряд религиоведческих концепций и история религий. Кроме того, в программах семинарий и духовных академий к религиоведческим могут быть отнесены два предмета - история религий (история христианства в нее не входит) и сектоведение (курс, посвященный НРД). Отсутствие религиоведческих подразделений в структуре академий и то, что эти курсы читаются, прежде всего, в апологетическом и полемическом ключе указывает на определенную теологизацию религиоведения.

В светском теологическом образовании в большинстве случаев религиоведческие предметы также читаются теологами. Но иногда они читаются представителями религиоведческих кафедр. Тем не менее, в обоих случаях их преподавание строится не столько в объективно-научном, сколько, опять же, в апологетическом и полемическом ключе.

3.2. Теология в структуре религиоведческого образования.

Государственное религиоведческое образование отличается от негосударственного не в последнюю очередь отношением к теологии. В рамках первого теологические предметы сводятся к истории христианства и изложению христианского вероучения . Заметно стремление как можно меньше иметь общего с теологией, причем религиоведение представляется единственным способом академического изучения религии, теология же, таким образом, интерпретируется как неакадемичная дисциплина.

Особняком стоят получившие распространение в последнее время кафедры Теологии и религиоведения. Соотношение теологии и религиоведения на кафедрах этого типа может быть показано на примере ДВГУ. На сайте Кафедры теологии и религиоведения ДВГУ говорится, что теология изучает «непосредственно религиозный опыт», а религиоведение исследует религию извне, ее изучение «подразумевает больший акцент на проблемах философии религии и религиозной философии». Религиоведение выступает в некотором смысле как дисциплина, занимающаяся осмыслением данных теологии.

Религиоведение в негосударственных ВУЗах зачастую включает в себя широкий круг теологических предметов, занимающих значительное место в религиоведческом образовании. В частности, на кафедре Общего религиоведения Высшей Религиозно-философской школы реализуется «проект создания светского внеконфессионального гуманитарного образования, в основе которого лежит тщательное изучение богословия». В РХГА предметами кафедры религиоведения являются, например, догматика, христология, основное богословие и введение в литургическое богословие, а кафедрами богословия и религиоведения заведует один и тот же человек – профессор . Он отмечает, что религиоведение и теология относятся к наукам «о Боге и человеке». Такая позиция позволяет говорить о попытке выстраивания диалога религиоведения и теологии, хотя, как мы видим, наличествует некоторое смещение акцентов в сторону теологии.

В ПСТГУ религиоведческое образование осуществляется на двух факультетах: Богословском и Миссионерском. За его реализацию отвечает соответственно кафедра Религиоведения Миссионерского факультета и кафедра Философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета. Преподавание религиоведения на первой кафедре ведется, прежде всего, в апологетическом ключе. На Богословском факультете религиоведение мыслится служебным по отношению к теологии, как ведущему направлению деятельности факультета. Однако именно это требует понимать его, прежде всего, в исследовательском ключе. А это, в свою очередь, подразумевает автономию и академическую свободу. Наличие обширных блоков богословских предметов позволяет присваивать студентам религиоведам дополнительную квалификацию «Эксперт в области теологии». Это позволяет им участвовать в деятельности обоих исследовательских сообществ, способствовать установлению продуктивной коммуникации между ними.

4. Итоги: Религиоведческое и теологическое образование: модели отношений.

Таким образом, наш небольшой обзор становления и развития отношений религиоведческого и теологического образования в России позволяет сделать следующие выводы.

Диалог между религиоведческим и теологическим образованием в советское время был в значительной степени затруднен (религиоведение развивалось в рамках официальной атеистической модели, а теологическое образование, не находившее поддержки со стороны государства, было в значительной степени оторвано от дискуссий и проблем в религиоведении). Несмотря на отдельные точки соприкосновения, в целом развитие этих двух областей шло независимо друг от друга вплоть до 1993 года. После утверждения первого поколения стандартов высшего профессионального образования по теологии и религиоведению эти два образовательных направления оказались в состоянии конкурентной борьбы. Такая ситуация была связана как содержательным родством (а в некоторых аспектах и полной идентичностью) образовательных стандартов по этим двум направлениям подготовки, так и с фактическим пересечением «целевой аудитории». Дискуссия по проблемам соотношения религиоведческого и теологического образования шла в основном в духе защиты корпоративных интересов сторон от посягательств и претензий конкурирующего образовательного направления. Появление негосударственных кафедр и факультетов теологии и религиоведения в светских вузах было нередко связано с попыткой синтеза двух образовательных направлений. Однако в теологически ориентированных учебных заведениях религиоведение зачастую продолжает играть вспомогательную роль (при общей полемической и апологетической направленности). В то время как в государственных вузах на кафедрах религиоведения преподавание теологических дисциплин по прежнему составляет незначительную часть учебного процесса и носит скорее ознакомительный характер (при общей тенденции к интерпретации теологического образования как «неакадемического»).

Представляется, что приведенный материал позволяет констатировать тупиковость конфронтационной модели и бесперспективность попыток взаимного поглощения (хотя они до сих пор являются преобладающими). Мы так же можем видеть ростки иных типов отношений, когда люди, преподающие и организующие преподавание обеих дисциплин, сознают необходимость взаимодействия в режиме диалога.

Литература:

1. 1 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария / http://*****/node/11567. Дата обращения 25.12.2009;

2. 4 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/11570. Дата обращения 25.12.2009;

3. М . Наметки к учебному плану Религиоведение на БФ. 2008 (Машинопись).

4. С . Интервью с доцентом кафедры религиоведения философского факультета КГУ.

5. Воробьев. В ., прот. Вступительное слово // Вестник ПСТГУ IV:3, 2006. С. 11.

6. Декан философского факультета МГУ выступает против преподавания теологии в вузах // http://www. *****/site/?act=news&id=49716&cf . Дата обращения: 12.06.2010.

7. Журавский А . Проблемы религиозного образования в России. http://**/continent/2002/114/zhurav. (Опубликовано в журнале: «Континент» 2002, № 000). Дата обращения: 25.12.2009.

8. Институт Высшая Религиозно-философская школа. Отделение религиоведения // http://www. *****/otre. htm. Дата обращения: 12.06.2010.

9. Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Концептуальные основы работы отделения теологии и религиоведения // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

10. Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Образование // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

11. Кафедра философии религии Ростовского Государственного университета // http://philosophy. *****/3.html. Дата обращения: 12.06.2010.

12. Н

13. Михаил (Мудъюгин), архиепископ . Основное богословие // http://www. krotov. info/libr_min/m/milov/mudyu_00.html. Дата обращения: 12.06.2010.

14. П . Научно-исследовательская работа на кафедре Истории и теории атеизма МГУ. Вопросы научного атеизма, вып. 19. М., 1976. С. 135.

15. иерей . Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России / Вестник ПСТГУ. IV:3. 2006.

16. Религиоведение в системе высшего образования. Конференция, организованная Философским факультетом МГУ им. // http://konstan-ivanov. *****/links_Science_MSU-2006.html. Дата обращения: 12.06.2010.

17. Русская христианская гуманитарная академия. Кафедра религиоведения. Программы кафедры // http://www. rchgi. *****/about_us/faculty/religiovedenie/index. php. Дата обращения: 12.06.2010.

18. Санкт-Петербургский Государственный Университет. История кафедры Философии религии и религиоведения // http://philosophy. *****/index. php? id=194). Дата обращения: 25.12.2009.

19. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Философский факультет. Кафедра Философии религии и религиоведения. Учебные курсы // http://philosophy. *****/index. php? id=5369. Дата обращения: 12.06.2010;

20. В . Религиоведение как учебная дисциплина в Московской духовной академии // http://www. *****/text/740746.html. Дата обращения: 12.06.2010.

21. В

22. В . Страница профессора Светлова // http://www. . ru/. Дата обращения: 12.06.2010.

23. Ю

24. прот . О преподавании Религиоведения на Миссионерском факультете. 2008 (Машинопись).

25. В . Интервью с заведующим сектором научно-методического обеспечения религиозного образования.

26. В

27. Теология в системе научного знания и образования. Материалы круглого стола в Общественной палате РФ // http://www. *****/text/290997/index. html. Дата обращения: 12.06.2010.

28. Учебные программы – религиоведение | Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/963. Дата обращения 25.12.2009;

29. Учебные программы по предмету «религиоведение»: Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/prog/all/bogoslov/n71/. Дата обращения 25.12.2009.

30. Учебный план; Учебный процесс; Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/plan/. Дата обращения 25.12.2009.

31. Философский факультет МГУ. Кафедра Философии религии и религиоведения. История кафедры // http://relig. philos. *****/info/history. html. Дата обращения: 25.12.2009.

32. Центр изучения религий РГГУ // http://religion. *****/. Дата обращения: 12.06.2010.

33. ЦИР РГГУ. Расписание занятий (обновлено:) для // http://www. *****/schedule/body. html? c=35-&d=week&sdate_day=28&sdate_month=12&sdate_year=2009&fdate_day=28&fdate_month=12&fdate_year=2009. Дата обращения: 25.12.2009.

34. В

35. М . Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006.

36. М . Петербургская религиоведческая школа: истоки и традиции / Вестник РСПР. 1/2008.

37. Андреева Л . Теология и религиоведение в современной России. Новые научные и образовательные специальности" носят характер жесткой конфессиональной ориентации / Сайт http://www. *****/articles/education. htm. Дата обращения: 25.12.2009.

38. Н . Религиоведение как область знания // Вестник московского общества преподавателей религиоведения. №

39. Н . Религиоведение. М., 2005.

См. напр.: Андреева Л . Теология и религиоведение в современной России. Новые научные и образовательные специальности" носят характер жесткой конфессиональной ориентации / Сайт http://www. *****/articles/education. htm

В частности, кафедра Истории и теории научного атеизма существует в МГУ с 1959 года (Философский факультет МГУ. Кафедра Философии религии и религиоведения. История кафедры // http://relig. philos. *****/info/history. html, в ЛГУ – с середины 1980-х годов (Санкт-Петербургский Государственный Университет. История кафедры Философии религии и религиоведения // http://philosophy. *****/index. php? id=194).

Научно-исследовательская работа на кафедре Истории и теории атеизма МГУ. Вопросы научного атеизма, вып. 19. М., 1976. С. 135.

Указ. соч. С. 136.

Ю . Религиоведение в России: проблема самоидентификации // Вестник московского университета. Серия 7. Философия. №1 2009. С. 90–106. Цит. по: http://www. krotov. info/libr_min/18_s/mi/rnov_m. htm. дата обращения: 12.06.2010.

Михаил (Мудъюгин), архиепископ . Основное богословие // http://www. krotov. info/libr_min/m/milov/mudyu_00.html. Дата обращения: 12.06.2010. Книга включает в себя разделы: «Сущность религии», «Происхождение религии», «Историчность Иисуса Христа», «Религия в социальной жизни» и др.

См.: В . Развитие теологической науки и образования в Российской Федерации в постсоветский период // Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний Общественной палаты Российской Федерации. Под редакцией академика РАН В. А. Тишкова. М., 2009. С. 97–108.

Н . Религиоведение как образование и наука в современной России // Ученые записки Орловского Университета. Т. IV. Религиоведение. Вып.4. Орел, 2006. С. 139-147. Здесь с. 144.

Костылев . Указ соч. С. 139.

Н . Религиоведение. М., 2005. С. 10

В . Центр изучения религии РГГУ как научное и образовательное сообщество. Доклад на Научно-методологическом семинаре ПСТГУ, 2008 г. (Машинопись).

Сайт философского факультета МГУ им. // http://relig. philos. *****/info/history. html. Дата обращения: 12.06.2010.

Сайт философского факультета СПбГУ // http://philosophy. *****/index. php? id=194. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра философии религии Ростовского Государственного университета // http://philosophy. *****/3.html. Дата обращения: 12.06.2010.

Журавский А . Проблемы религиозного образования в России. http://**/continent/2002/114/zhurav. (Опубликовано в журнале: «Континент» 2002, № 000).

Шабуров . Указ. соч. (При этом признает невозможность полной объективности, однако настаивает на необходимости стремления к ней)

Поскольку потребность в открытии отделения со стороны местных властей была оправдана необходимостью иметь квалифицированных специалистов для работы в сфере церковно-государственных отношений // Интервью с доцентом кафедры религиоведения философского факультета КГУ

Декан философского факультета МГУ выступает против преподавания теологии в вузах // http://www. *****/site/?act=news&id=49716&cf . Дата обращения: 12.06.2010.

Теология в системе научного знания и образования. Материалы круглого стола в Общественной палате РФ // http://www. *****/text/290997/index. html. Дата обращения: 12.06.2010.

Декан философского факультета …

Религиоведение в системе высшего образования. Конференция, организованная Философским факультетом МГУ им. // http://konstan-ivanov. *****/links_Science_MSU-2006.html. Дата обращения: 12.06.2010.

К светскому теологическому образованию относятся и церковные ВУЗы, не входящие в систему академий и семинарий.

Воробьев. В., прот . Вступительное слово // Вестник ПСТГУ IV:3, 2006. С. 11.

См. Учебные программы – религиоведение | Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/963. Дата обращения 25.12.2009; Учебные программы по предмету «религиоведение»: Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/prog/all/bogoslov/n71/. Дата обращения 25.12.2009. См. так же: Сафонов как учебная дисциплина в Московской духовной академии // http://www. *****/text/740746.html. Дата обращения: 12.06.2010.

См.: 1 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария / http://*****/node/11567. Дата обращения 25.12.2009; 4 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/11570. Дата обращения 25.12.2009; Учебный план; Учебный процесс; Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/plan/. Дата обращения 25.12.2009.

Интервью с.

В частности, в РХГА и ПСТГУ.

См., например, СПбГУ. Философский факультет. Кафедра Философии религии и религиоведения. Учебные курсы // http://philosophy. *****/index. php? id=5369. Дата обращения: 12.06.2010; Расписание занятий (обновлено:) для ЦИР РГГУ // http://www. *****/schedule/body. html? c=35-&d=week&sdate_day=28&sdate_month=12&sdate_year=2009&fdate_day=28&fdate_month=12&fdate_year=2009 . Дата обращения: 12.06.2010.

Центр изучения религий РГГУ // http://religion. *****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Концептуальные основы работы отделения теологии и религиоведения // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Образование // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Институт Высшая Религиозно-философская школа. Отделение религиоведения // http://www. *****/otre. htm. Дата обращения: 12.06.2010.

Русская христианская гуманитарная академия. Кафедра религиоведения. Программы кафедры // http://www. rchgi. *****/about_us/faculty/religiovedenie/index. php. Дата обращения: 12.06.2010.

Страница профессора Светлова // http://www. . ru/. Дата обращения: 12.06.2010.

В . Для нас важен каждый студент в отдельности. Беседа с Романом Викторовичем Светловым // http://www. *****/about_us/faculty/kaf_bogoslov_and_religio_pedagog/Zer_Svetlov. php. Дата обращения: 12.06.2010.

прот. О преподавании Религиоведения на Миссионерском факультете. 2008 (Машинопись).

Наметки к учебному плану Религиоведение на БФ. 2008 (Машинопись).

На днях председатель Высшей аттестационной комиссии огорошил общественность заявлением, что теология в России стала научной специальностью. Мы решили присмотреться к западному опыту и публикуем интервью с профессором Крисом ванн Троствэком (Dr . Chris Doude van Troostwijk ) — специалистом в области философии, имеющим многолетний опыт преподавания в ведущих университетах Европы в том числе и на теологических факультетах. Крис, прежде всего попрошу сказать несколько слов о себе. Я знаю, что ты работал и работаешь во многих университетах и какое-то время работал на телевидении?

Большое спасибо за вопрос. Надо признать, моя профессиональная биография развивалась по достаточно необычной траектории. Первое высшее образование было полностью связано с естественными науками — медициной и биологией. Только потом я решил изучать теологию, но не потому, что отличался твердостью религиозных убеждений или считал это своим призванием, а, как это часто бывает в жизни, потому, что меня привлекал этот общечеловеческий феномен — религия. Кроме того, я уже тогда был активным участником театральной жизни и стал изучать драматургию, киноискусство и телевидение одновременно с курсом теологии. Два этих направления и определили мою будущую научную карьеру.

По окончании обучения я работал в двух местах: был интервьюером и сценаристом на голландском телевидении и преподавал философию на факультете теологии в Амстердаме. Я не получил образования в этой области. Как же мне доверили преподавать философию? Ответ прост, хотя, возможно, и удивителен, учитывая российские реалии. Теология в Голландии, особенно в то время, когда я начинал свое обучение (в 1980-х), рассматривалась исключительно как научная, академическая дисциплина. Обучение строилось по принципу «duplex ordo»: после первого общего академического образовательного цикла для тех, кто хочет стать священником или работать в церкви, был предложен второй цикл богословских дисциплин. Я окончил только первый цикл, поэтому в целом можно говорить о том, что полученное мной теологическое образование является исключительно «научным».

Конечно, такая трактовка во многом зависит от того, какой смысл вкладывают в понятие «наука». Должен признать, что принцип «duplex ordo» существовал на бумаге, а в действительности учебный план был выстроен классически с акцентом на христианство. Поэтому мы изучали историю церкви, греческий, иврит и латынь (чтобы читать Библию в оригинале), экзегетику, а также философию и этику, социологию и психологию религии, антропологию. Стоит отметить, что первые три учебные дисциплины — результат сложившихся исторически обусловленных традиций, ведь Голландия — страна, где до сих пор сильны устои Реформации. Этим и объясняется подход к изучению материала — открытый, критический и в то же время в чем-то даже марксистский. (Это было время расцвета теологии освобождения в Южной Америке; на слуху были имена крупнейших теоретиков этого направления, например Густава Гутьерреса и др.)

За время обучения я ни разу не испытал на себе давления догматов веры: история церкви — это дисциплина, где мы изучали социально-политическую историю церкви (Западной и Восточной). Экзегетика — дисциплина, выстроенная в традициях иудейства и историко-критического подхода к толкованию основополагающих христианских церковных текстов.

Безусловно, большинство вопросов, которые затрагивались в курсе философии, касались метафизики, но ответы, к которым мы приходили, и авторов, которых мы читали, нельзя назвать клерикальными. Например, у нас был экзамен по курсу «Философская критика религии», где центральную роль играют взгляды таких философов как Маркс, Ницше и Фрейд, которых французский философ Поль Рикёр назвал «тремя мастерами подозрения». Я изучал представителей Франкфуртской школы (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Юрген Хабермас, Герберт Маркузе) и посвятил свою магистерскую работу концепции трагизма и трагедии в ранних работах Сёрена Кьеркегора.

Я знаю, что ты работаешь одновременно на протестантском и католическом факультетах. Неужели это возможно — одновременно преподавать в структуре разных конфессий?

В отделе образования Католической архиепархии Люксембурга я работаю в областях финансов, философии и этики, а также философии и истории мистицизма. Лишь совсем недавно я поменял сферу деятельности. В дальнейшем я буду заниматься лишь исследованиями и обучением исключительно в области философии и вопросами теологии, касающимися финансовой деятельности.

На протестантском факультете Университета Страсбурга я преподаю этику, в этом году также курс «Введение в этику» (классические воззрения и школы) и курс «Этика финансовых убеждений». Возможно, последний из перечисленных курсов показывает, насколько широко пространство для маневра у философа, работающего на теологическом протестантском факультете. Я намереваюсь начать курс с обсуждения спора XIX века между Уильямом Клиффордом и Уильямом Джемсом о «праве верить в то, во что человеку хочется верить» и подвести к обсуждению финансовых реалий позднего капитализма и ультра-либерализма, сформулировав следующий вопрос: «Есть ли у человека безусловное право верить в то, что ему нравится и во что ему хочется верить, даже если фактические предпосылки доказывают несостоятельность его убеждений?» Конечно, данный вопрос в равной степени может быть задан и в связи с религиозными убеждениями. Но если было бы возможно поставить так вопрос о вере на теологическом факультете, то в моих глазах такой факультет потерял бы свое научное и академическое достоинство.

Конечно, критика и обсуждение являются в большей или меньшей степени отличительными характеристиками протестантизма. Однако та же свобода исследований (возможно, с бо льшими ограничениями) существует и в католических духовных учреждениях. Единственное различие заключается в отношении к догме. Ежедневно здесь в Люксембурге я убеждаюсь в том, что католическая религия оставляет достаточно много места для «экспериментов». Единственное условие — все мысли и действия должны совершаться во имя церкви и не должны противоречить официальной догматике. Существует разница между фундаментальной теологией (догмой) и систематической теологией (философско-догматической интерпретацией, которая разъясняет и развивает евангелистские традиции, нормы и привычки). Мы не должны забывать, что многие радикальные интеллектуальные дискуссии в Средние века были недоступны для широкой аудитории, которая не владела латынью. Латинский язык, таким образом, был своеобразной «интеллектуальной стеной», и было большой ошибкой рассказывать необразованным людям о существующих сомнениях или альтернативных взглядах. Почему бы не принять точку зрения, что в те времена церковь (при определенном взгляде на историческое развитие) в лице священников была озабочена духовным здоровьем верующих, а не стремилась (как мы привыкли считать) навязать человеку абсолютную догму?

Несмотря на это, честно говоря, мне, протестанту, эта двойственная католическая стратегия зачастую напоминает лицемерие: не говорить то, что думаешь, или даже говорить то, что думаешь, но в рамках ограничений, наложенных догмой.

Но в то же время существует и научный «нейтралитет», и поэтому ученые публикуют свои мнения (если это настоящие ученые) непременно с релятивистской позиции и с благоразумной скромностью. Таким образом, в обоих случаях — в рамках «нейтральной науки» и «церковной догмы» — каждая конкретная научная работа имеет временный условный характер. В рамках «церковной догмы» такой характер работы предполагает наличие «абсолютной, неоспоримой истины», а в рамках «нейтральной науки» подразумевает постулат о фундаментальной неопределенности: «Истина есть суждение, до сих пор не оспоренное» (Кун) или «Истина есть то, что большинство ученых считают истиной» (Фейерабенд).

Крис, скажи: теологические факультеты в университетах современной Европы — это только традиция или же реальное образование? Каковы особенности его организации и структуры?

Я думаю, вы видите, какие изменения коснулись области академической теологии за последнее десятилетие. В большинстве университетов Западной Европы термин «теология» был заменен полностью или включен в понятие «религиоведение». Эти перемены отражают тот факт, что церковные традиции более не имеют предопределяющего значения при составлении учебных планов. Вместо традиционных факультетов научной теологии и религиоведения на первый план выходят коммерческие учреждения, например, библейские школы, католические духовные семинарии или образовательные курсы для священников. Это происходит на фоне, на мой взгляд, архиважного разделения церкви и государства. Мы должны и можем видеть различия между «государственной теологией» и «церковной теологией», между общественным и личным. Обе науки располагают своим арсеналом средств для превращения научных целей в конкретные методологические подходы, и у каждой из них свой горизонт толкования. Для государственной теологии неприемлем горизонт абсолютной церковной догмы. Для церковной теологии немыслима герменевтика, выходящая за рамки официальной догмы (для Римской Католической церкви) или выходящая за рамки свидетельств библейских текстов для классических протестантов. Безусловно, для концепции либеральной теологии границы между научным исследованием и интерпретацией догмы весьма размыты.

По моему мнению, современные теологические факультеты должны учитывать постоянно изменяющиеся контекст и горизонты реальности. То есть: теология должна рассматривать сама себя как деятельность, направленную на непрекращающуюся интерпретацию существующей меняющейся действительности. У каждой эпохи своя теология. Студенты-теологи поэтому должны уметь: получать информацию и знания из современного контекста, который предопределен научными, экономическими и технологическими характеристиками; рассматривать религиозные традиции с точки зрения герменевтического открытого и критического подхода; дистанцироваться от собственных духовных традиций (равнозначно для всех — атеистов, христиан и т. д.).

Стать священником в церкви после получения научного теологического образования означает вернуться к ситуации, которая была перед обучением.

Какова связь теологического образования и теологических факультетов с современной европейской и мировой наукой? С гуманитарными и естественными науками?

Как я уже говорил, сегодня мы наблюдаем сдвиг от собственно теологии к религиоведению. Теология в структуре классического университета раньше всегда выделялась в отдельный факультет, была мультидисциплинарной образовательной наукой. (Именно это когда-то привлекло меня в теологии — множество различных учебных дисциплин). Сегодня же этот мультидисциплинарный подход не просто усилен современной тенденцией к религиоведению, он включает в себя фундаментальную перемену — междисциплинарные науки.

Любая религия — это уникальный психолого-социолого-культурно-политический феномен, чьи секреты можно узнать только при его изучении в контексте множества различных дисциплин. Как и в других отраслях человеческой деятельности, современная теология становится площадкой для применения методов естественных наук, например физики или биологии. Например, исследователи могут задаться вопросом: являются ли религиозные чувства следствием гормонально-химических процессов человеческого тела? По моему мнению, 90% новых методов, применяемых в религиоведении (иногда название остается прежним: теология), заимствованы из психосоциологии и литературоведения. Это означает, что религиозные чувства верующих получают статус социальных и психологических процессов: методы статистики и компаративистики, традиционные для антропологии, применяются к явлениям, которые до недавнего времени были исключительно объектом изучения классической академической теологии. С другой стороны, теология сводится к герменевтике, что дает возможность применять методы литературных и исторических наук. Системы религиозных верований анализируются как пример ряда повествований, содержащих социально-культурные особенности, которые служат ментальным ориентиром и средством сплочения индивидов и социума.

Является ли теологическое образование необходимым для современной образовательной системы? Какие перспективы открывает оно для студента? Необходимо ли оно, скажем, для исследователя в области естественных наук?

Я считаю, что теология, воспринимая в этом «современном» критическом смысле слова, является неотъемлемой частью любого интеллектуального образования. Она относится к тому циклу предметов, который Гумбольдт в XVIII веке назвал «демократическим образованием для гражданина». На сегодняшний день мы стали свидетелями странного парадокса: в геополитическом смысле религия продолжает оставаться в своей ведущей роли сильного игрока, однако, в науке и образовании её избегают или даже отвергают вовсе из идеологических соображений, основываясь зачастую на упрощенных представлениях. Я считаю, что религия должна быть частью образовательной системы. В противном случае мы рискуем столкнуться с повторением истории, когда наше общество захлестнет новая волна невежества из-за недостатка знаний и критической позиции (позитивной или негативной) со стороны граждан и преподавателей.

Для естествоиспытателей также важно изучать религию, которая поможет им открыть глаза на собственные «слепые пятна». Мне нравится игра слов в следующем изречении: Большинство ученых думают о том, что они знают; некоторые из них не знают, о чем они не думают; другие знают, о чем они не думают, и лишь небольшая группа имеет смелость думать о том, чего они не знают. Наука без самокритики — мертвая идеология; ученые, которые претендуют на знания, чаще всего прячут свои не раскритикованные убеждения под личиной бесхитростных фактов. Есть что-то очень религиозное в том, как упорно множество людей продолжает верить в нейтралитет науки. Я употребляю слово «религиозное», потому что их вера лишена критической составляющей. Думать, т. е. анализировать и подвергать критике, — это неотделимый от науки процесс, в ходе которого возникают полу-доказательства, кратковременные истины и не воспринимаемые всерьез «доказанные результаты исследования». Заниматься критической теологией значит встать на путь самокритики, научиться развенчивать свои «наивные» постулаты.

Теология в этом критическом (и философском!) академическом смысле слова — наука, обучающая критичному отношению к собственным убеждениям, а ведь именно это основная и безусловная характеристика любой научной или догматической теории. Будь самокритичным, изучай теологию!

Кто обычно учится и преподает на теологических факультетах? Проявляют ли к ним реальный интерес студенты с других факультетов?

Преподаватели и исследователи на теологическом факультете очень часто специализируются в одном из преподаваемых предметов. Например, мои преподаватели по толкованию текстов Ветхого Завета и ивриту одновременно преподавали на факультете иностранных языков. Мой преподаватель философии был атеистом, философом коммунизма и т. д.

Сегодня образовательные программы в университете полностью состоят из модулей. Студенты выбирают предметы по интересам, в том числе приходят и на лекции по теологии и /или религиоведению. Особенно ярко эта тенденция выражена в магистратуре. Я думаю, что будущее теологии заключается как раз в развитии подобных магистерских междисциплинарных программ (в моем случае, например, «философская и теологическая критика финансовых ценностных систем в эпоху капитализма»). Религия — это широкое поле реальности, которое привлекает студентов и исследователей и позволяет им совершать новые открытия.

Что ты думаешь о перспективах теологического образования в университетах Европы и мира?

В Западной Европе теологические факультеты сейчас ведут настоящую битву за выживание. Это не связано со сложностью объекта исследования, это связано большей частью с тем, что теология по существу своему наука мультидисциплинарная. Таким образом, любой другой факультет или образовательное учреждение может сделать изучение религии своим основным предметом. Поэтому упадок теологических факультетов связан не столько с секуляризацией и упадком церкви, сколько с отсутствием согласованных действий внутри факультетов. Это, однако, верно не только для теологических факультетов. Каждая образовательная дисциплина переживает эту стадию — дезинтеграцию как последствие специализации. Сама идея «академически единого факультета» поставлена сегодня под угрозу. (Сопоставление с влиянием на эти процессы теорий индивидуализма и капитализма сложно отрицать).

Повторюсь: я верю, что будущее теологии заключается в междисциплинарном подходе к ее изучению. Скорее всего, это станет перерождением теологического факультета, который не будет зажат в рамках одной догмы или сложившихся традиций, наоборот, факультет будет динамично развиваться согласно с другими образовательными и исследовательскими единицами, отвечая эмпирическим требованиям современности. Религия снова вернулась в современную повестку дня, религия снова вернулась в частную жизнь, и именно поэтому мы обязаны принять ее или дать ей стать новой идеологической антимодернистской силой. Именно в этом для нас, ученых, мыслителей и граждан, заключается наш интеллектуальный долг.

Спасибо, Крис. С большим интересом будем ждать новых материалов о специфике и новых тенденция образовательного процесса в современной Европе.

Теологическое образование

♦ (ENG theological education)

процесс обучения людей теологическим дисциплинам. Он осуществляется в профессиональном контексте в семинариях или теологических школах, а также в местных церквях через различные институты для мирян.


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Теологическое образование" в других словарях:

    Теологическое образование - система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов теологов, преподавателей богословия в различного типа и уровня духовных учебных заведениях (См. Духовные учебные заведения). См. Религиозное обучение и… …

    Теологическое образование - … Википедия

    - ♦ (ENG education, theological) см. Теологическое образование … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Религиозное обучение и образование - система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях (См. Духовные учебные заведения) и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется… … Большая советская энциклопедия

    Народное образование

    Просвещение (образование) - Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… … Википедия

    Богословское образование - Богословское (теологическое) образование система обучения специалистов в области богословия. Основная цель богословского образования профессиональная подготовка служителей религиозных организаций, специалистов богословов,… … Википедия

Декабрь 17, 2011

Что представляет из себя богословское образование? У него есть несколько отличительных черт, которые делают его непохожим на общепринятое образование. В то время как «мирское», то есть обычное образование связано только со знаниями, учеба в богословских школах крепко связана с душевным миром учащихся и от начала содержит в себе внутренний конфликт: информационный поток и вера учащихся борются и трансформируют друг друга. Так что, в крайних случаях, желающие «поднакопить знания» теряют веру, или напротив, приходят к полному отрицанию пользы теологического образования, возвращаясь к тому, с чего начинали. Это определенно верно, что после окончания обучения христианских учебных заведений большинство верующих становятся другими людьми. Для примера можно привести следующую ситуацию: предположим, националисты, убежденные участники «русских маршей» на пару лет идут изучать историю и социологию, связанную с национальным самосознанием и этнической политикой. Я, конечно, понимаю, что националисты вряд ли пойдут учить социологию или антропологию, однако если бы так случилось, то это оказало бы огромное влияние на их убеждения.

Почти каждая персональная история студента теологического учебного заведения — это маленькая трагедия. Думаю, что это верно в отношении любой религиозной теологической школы: иудаистской, исламской, христианской и так далее. Я перечитывал недавно старые студенческие газеты Санкт-Петербургского Христанского Университета. Статьи студентов и преподавателей наполнены рассуждениями о проблеме соотношения образования и веры. Баланс найти было достаточно трудно. Один преподаватель писал: «Духовным формированием занимается церковь. Принцип любого христианского вуза — разделение между академией и церковью». Другой преподаватель возражал ему, утверждая «ценность сомнений и критического осмысления знакомых верований» для духовного роста. Один из студентов написал даже так: «ответственность за обучение христиан возложена не на так называемые «околоцерковные структуры», а на старейшин-учителей поместных церквей». До сих пор помню споры на тему является ли СПХУ церковью или нет.

Главная проблема христианского образования — это свобода мысли. Современная жизнь доказывает, что там где много информации, там и свобода мысли. Разделение же христианства на конфессии и толки не приемлет данную свободу. В практической жизни верующих, привязанных к своим общинам, свобода мысли — гарантия отторжения от большинства, остракизма. Может ли оставаться в лоне православия верующий, который внезапно стал считать причастие не таинством, а лишь символом? В принципе место ему — в протестантской или евангельской церкви. Может ли оставаться примерным баптистом тот, кто уже не верит в то, что полное погружение под воду при крещении необходимо для спасения? Именно богословское образование делает возможным подобное изменение воззрений. Соответственно, теологическое образование размывает границы конфессий.

Именно широта взглядов начинает мучать совесть выпускников богословских школ в своих общинах и церквях, где подобная широта воззрений несет в себе нестабильность. Многие выпускники и студенты СПХУ не могли найти свое место в практическом служении именно благодаря тому, что их не «дрессировали», а давали возможность выбора в процессе обучения. Было бы гораздо проще, если бы выпускников пачками штамповали в «конфессиональных ПТУ», где истина целиком и полностью «принадлежит» конфессии. Такие религиозные ПТУ действительно существуют — в конфессиях, склонных к тоталитаризму. Там преподают сильно усеченное богословие, приспособленное к нуждам и потребностям их общин. Вполне естественно, что продолжают существовать именно подчиненные конкретной конгрегации школы. Остальные, где имеет место свобода мысли, отмирают за неимением поддержки. Я говорю о школах на постсоветском пространстве, где богословие как наука еще пока не признается государством.

Многие выпускники христанских ВУЗов имеют двойственные ощущения. С одной стороны, они благодарны их «альма-матер» за освобождение от многих предрассудков в своей вере и личной жизни. С другой стороны, они чувствуют дискомфорт из-за невостребованности своих возможностей и знаний. Я убежден, что в подобной ситуации не всегда виноваты студенты и богословское образование как таковое. Виновато в этом раздробленное на конфессии христанское общество, которое прежде всего пытается удержать людей на своих скамейках, а не найти истину, которая, как известно, не принадлежит целиком ни одной из конфессий. Свободное богословское образование, несмотря на все его ошибки и несовершенства, не исчезнет. По мере того, как границы христианских конфессий будут размываться все сильнее, христианское сообщество будет нуждаться в озвучивании открывшихся истин. Богословское образование как честный интеллектуальный и моральный поиск Божественной истины — необходимый элемент эволюции христианского сообщества.

Когда-то злые на язык атеисты говорили, что наука была «служанкой богословия». Те времена давно прошли. Теперь сама бывшая госпожа стало служанкой религиозных организаций. Лозунг такой толстой, сытой, услужливой и нудной теологии — «я не скажу ничего нового». За чем-то новым, может быть, и не стоит бегать, а вот, наконец, стать мудрой слугой Богу теология давно бы уже обязана. Получение богословского образования надо рассматривать как эффективную попытку исполнить слова Иисуса Христа «познайте истину». А чем лучше мы будем искать истину (которую пока еще не нашли), тем быстрее найдем настоящую свободу.

  • Language

В повествовании об аресте и суде над Иисусом есть один любопытный момент. После ареста Иисуса в Гефсимании евангелие от...

Полночи перед вылетом не спал. Что-то вторгалось в мое естество, отгоняя сон и временами пробуждая страх перед будущим. Я...

Термин «космическое сознание» чужд подавляющему большинству людей на нашей планете. Действительно, мало кто почитает своим домом, например, солнечную систему....

Поскольку являюсь христианином, практикующим глубокую молитву, и, соответственно, близким к духовному миру, могу рассказать о религиозном трансе исходя из...

Победит Путин, наполняющий Первый канал как вода наполняет океан. Победит не в выборах в европейском или американском понимании этого...

Давным давно люди смотрели на восходящее солнце по утрам и им даже в голову не приходило найти объяснение почему...

Во всех четырех евангелиях простолюдины на улицах дают Иисусу Христу почетный титул «сын Давидов». Для простых людей образ доброго...

Половой инстинкт не является абсолютным «номером один» в списке всех инстинктов, необходимых для выживания человечества. Однако, он действительно необходим....

Вечная жизнь — непонятное и непривлекательное явление для некоторых. В порыве вдохновенной молодости отчаянные мыслители смеются над идеей своей...

Я считал и до сих пор считаю, что причина номер один по которой Путин не был достоин стать президентом...

В субботнее утро я сидел в зале церкви «Слово жизни» и наблюдал за приготовлениями к конференции Эрика Ховинда. За...

Когда-то я считал, что меланхолия — это состояние легкой и светлой печали. Оказывается, это депрессия, от которой недалеко до...

Есть вопросы, на которые некоторым выгодно «честно» отвечать «не знаю». К подобному вопросу относится вопрос кто такой Мелхиседек. Версии...

Как бы вы отличили духовного, праведного человека от бездуховного и неправедного? Есть одно стопроцентно верное мерило для такого определения....

Болезненней ситуации трудно себе представить. Я имею в виду реакцию консерваторов на выступление Юрия Сипко в харизматической церкви «Нового...