По картинам

«Вассал моего вассала — мой вассал»? "Вассал моего вассала - не мой вассал. Феодальная лестница в истории Средних веков"

Формула широко известная: вассал моего вассала - не мой вассал .
Если вассалитет это подчинение, то формула абсурдна.
Если я подчинил губернатора, районные города обязаны признать мою власть автоматически.

Габсбург одно время платил то, что выглядело данью, - за распоряжение некоторыми землями Османов.
Фактически перед нами именно вассалитет.

Окончательный вывод : вассалитет это достаточно точный аналог аренды.
Все вассальные обязанности - совершенно обычная плата, только натурой.
Сюзерен вассалу - не господин; он тот, кто обладает суверинитетом над сдаваемой в аренду землей.
Именно поэтому вассал имеет право объявить сюзерену войну, - здесь подчинения и на дух нет.

О ДАНИ В ЦЕЛОМ
На самом деле, категорически неясно, чем являлось то, что историки обощенно называют ДАНЬЮ.
Да, была и дань, особенно с побежденных, но это следует доказывать - в каждом случае употребления термина.
Потому что, на деле, это может оказаться чем угодно.
***
Положим, поставили казаки крепость на острове посреди реки и объявили этот участок реки своим.
Всякий проходящий мимо обязан остановиться и отстегнуть хозяину крепости за право прохода по его участку.
С точки зрения не особо развитого человека это совершенно законно. И это не дань.

Уверен, что все налоги, включая пошлины на ввоз и вывоз, в основе порождены именно этой формой взыскания.
Но сама по себе эта форма не дань и не налог.
Это право суверенного хозяина крепости на получение законного вознаграждения за право прохода по его участку.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ РАЗБОРА (ВИКИ )

Дань :
1. натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов;
2. термин древнерусского финансового права.

Дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства . В частности, так часто поступало Древнеримское государство.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ : Никакой отсебятины.
Если вассал моего вассала не мой вассал, то в вассальном государстве платит только вассал-монарх.
Никто, кроме вассала-монарха (ни города, ни феодалы), завоевателю не платит - исходя из формулы.

ДАЛЕЕ:
ЭСБЕ определяет что дань согласно древнерусскими летописными сводами употребляют в смысле военной контрибуции, которую славянские подвластные племена платили своим победителям, то есть оккупантам: на севере — варягам, на юге Руси — хазарам.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Варягам и хазарам могли платить за право прохода в море через их крепости. Это - да, законно.
Хочу посмотреть хоть на одного варяга или хазара, что рискнул бы сунуться в наши леса за данью.
Нет, я не патриот, я махровый либерал, но первое, что сделает варяг на русской земле, - заплатит за право прохода.
Это - норма.

ДАЛЕЕ:
В некоторых странах (Англия, Франция, Болгария и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ : Песнь Песней. Натурально.
Феодальный оброк - первый признак освобождения низовой личности от матрилинейного рода, где он всем должен.
Феодальный оброк это уже регламентация сверху. Вторая половина 19 века, если сверять с Австрией и Германией. Если точно, то 1842-1843 годы самое раннее.
Ах, да, они ссылаются на Англию, Францию и Болгарию - все вкусное оставили за кадром.

1. Как поделить?

Почему король не мог забрать все земли в своё единоличное владение? С кем и почему он всегда должен был ею делиться?

Потому что королю была необходима опора и поддержка для удержания власти, поэтому он делился землей с баронами, которые сражались за него, а также с церковью, которая за это должна была поддерживать короля.

2. На время или навсегда?

Каковы два признака феода? Каким образом земля, однажды пожалованная барону, могла остаться в его роду навсегда?

1-й признак феода – он жалуется за службу;

2-й признак феода – он мог передаваться по наследству.

Земля, однажды пожалованная барону, могла в его роду остаться навсегда при условии, что его дети, а потом и внуки будут нести ту же службу перед королем, что и их отец.

4. Вассал моего вассала.

Почему в Англии действовала норма «Вассал моего вассала – мой вассал» и вассалы всех уровней в равной степени должны были подчиняться королю?

Потому что в Англии после захвата нормандцами каждый землевладелец принес присягу королю и считался подданным королю. Поэтому и верховным собственником всей земли был король.

5. Воины-господа.

Как вы думаете, почему средневековая знать считала военное дело более почётным, чем хлебопашество? Кто мог не согласиться с этим мнением?

Потому что военное дело приносило богатство, земли и звания, в то время как земледелие этого не могло дать. Поэтому и считалось, что сражаться с врагами, защищать свою землю является более почетным, чем работать на земле. С эти мнением могли не согласиться сами крестьяне, которые работали на землях богачей днем и ночью и кормили их.

6. Земля Церкви.

Предположите, почему светская знать намного чаще теряла свои земли, чем Церковь?

Потому что идти против церкви в средневековье означало идти против Бога и согрешить. Церковь, наоборот, только приобретала земли, так как каждый богач хотел «задобрить» Бога через молитвы монахов и платил им землей за это.

Вопросы в конце параграфа.

1. Назовите не менее трёх причин того, почему земля была главным богатством в Средние века. Какое значение размеры этого богатства имели для положения людей в обществе?

Земля была главным богатством, так как являлась

Источником жизни и пропитания;

Способом оплаты на службу или услуги;

Отражением социального положения человека.

Чем большим количеством земли владел человек, тем выше было его положение.

2. Определите, кому принадлежит земля, если король отдал её в феод герцогу, тот передал одну треть её в феод своему барону, тот точно так же – своему рыцарю, а рыцарь – оруженосцу. Зачем была нужна такая сложная система владения?

Вся эта земля принадлежала все равно королю. А такая сложная система была необходима, чтобы в случае опасности собрать своих подданных для ведения военных действий. Каждый вассал должен был явиться на службу к своему сеньору и в итоге всех их соберет король, как верховный сеньор.

Вопросы к дополнительному материалу.

1. Почему вассальные отношения в Средние века предпочитали оформлять не письменными договорами с подписями и печатями, а ритуальными действиями?

Потому что соблюдение традиций в средневековье было важнее письменных договоров и было делом чести.

2. Почему вассальную клятву приносили публично?

Для того чтобы как можно больше людей были свидетелями установленных отношений и нарушить клятву было все сложнее. А если все же вассал нарушит клятву, он не смог бы избежать публичного порицания.

1. Перечислите, какие поступки вассала могут рассматриваться как предательство им своего сеньора.

Предательством вассала было: оставить своего сеньора на поле боя, а самому спасаться, напасть на замок своего сеньора, убить его родственников.

2. Как вам кажется, составитель этого документа «придумал» возможные преступления вассалов или же опирался на действительный опыт отношений между сеньорами и вассалами?

Я считаю, что составитель документа опирался на действительный опыт.

Чтобы вести жизнь рыцаря, надо было иметь средства жить, не работая. В Средневековье феодал – лишь тот, кто получает достаточный доход, чтобы содержать себя. Обычно этот доход обеспечивался землей. Феодал владеет поместьем, а так как честь не позволяет ему обрабатывать его лично, то он возлагает эту обязанность на своих держателей. Таким образом, феодал почти всегда эксплуатирует, по крайней мере, несколько крестьянских семейств. По отношению к этим держателям он – сеньор (по-латыни dominus, отсюда – испанское don). Обладание доходом есть практическое условие для того, чтобы быть дворянином. Но по размерам богатства между средневековыми феодалами существует резкое неравенство, на основании которого устанавливается ряд степеней, начиная с оруженосца и заканчивая королем. Современники очень ясно различали эти степени и даже отмечали их особыми именами. Иерархия этих степеней и есть средневековая «феодальная лестница».

Высшую ступень феодальной лестницы занимают князья, обладающие титулом (короли, герцоги, маркизы, графы), суверены целых провинций, владельцы сотен деревень, способные приводить на войну несколько тысяч рыцарей.

Ступенью ниже на феодальной лестнице Средневековья стоят знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не ясен и несколько растяжим; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: барон – на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, сир, или сеньор – на востоке («барон» обозначает мужа, мужчину по преимуществу; «сир» – вождь и господин). В Ломбардии их называют капитанами, в Испании – «рикос омбрес» (ricos hombres, богатые люди). В Германии говорят «герр» (herr), что соответствует названию сеньор, в Англии – лорд; на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также баннеретами (bannerets), потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли к концу своего копья четырехугольное знамя (bannière).

Еще ниже на феодальной лестнице стоит вся масса древней знати – рыцари (французский шевалье (chevalier), немецкий Ritter, английский knight, испанский кабальеро (caballero), латинский miles), владельцы одного поместья, которое, в зависимости от богатства страны, состоит из целого села или из части его. Почти каждый из них служит какому-нибудь стоящему выше по феодальной лестнице крупному собственнику, от которого он получает поместье; они сопровождают его в походах, что однако не мешает им воевать и на свой риск. Их называют иногда bacheliers, в Ломбардии – vavasseurs. Встречается и меткое название miles unius scuti, что означает – воин об одном щите, то есть рыцарь, не имеющий в своем распоряжении другого воина.

На последней ступени средневековой феодальной лестницы стоят оруженосцы. Первоначально – простые военные слуги рыцаря, они становятся потом владельцами некоторого количества земли (равного тому, что мы теперь называем крупным поместьем) и в XIII в. живут господами среди своих держателей. В Германии их называют Edelknecht (благородный слуга), в Англии – сквайр (squire) (испорченное ècuyer – щитоносец), в Испании – infanzon. Они-то в XIII в. будут составлять массу дворянства, и в последующие столетия горожанин, возведенный в дворянство, будет гордиться титулом оруженосца.

Феодальная лестница

Таким образом, на средневековой феодальной лестнице можно различать четыре ступени, которые в общих чертах соответствуют современным военным чинам: князья, герцоги и графы – наши генералы, бароны – капитаны, рыцари – солдаты, оруженосцы – прислуга. Но в этой странной армии, состоящей из воюющих друг с другом отрядов, где ранг и положение на феодальной лестнице определяется богатством, совместная жизнь в конце концов настолько смягчает неравенства, что все, от генерала до слуги, начинают чувствовать себя членами одного и того же класса. Тогда дворянство окончательно складывается и тогда же оно окончательно замыкается и изолируется.

В XIII в. привыкают строго различать две категории людей: дворян, или благородных (gentilshommes), и недворян, которых во Франции называют hommes coutumiers (людьми обычая, coutume"a) или homme de poste (то есть potestatis – подвластными людьми); название roturier (разночинец) не употребляется в Средние века. Эти категории становятся строго наследственными. Дворянские семьи, принадлежащие к любой из ступеней феодальной лестницы, отказываются вступать в родство с потомками недворянских фамилий. Тот, кто не родился от дворянина, не может сделаться рыцарем, даже если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря; дочь недворянина не может выйти замуж за дворянина; тот, кто женится на ней, вступает в неравный брак и этим обесчещивает себя; феодальные семьи не будут принимать его супругу, и к его детям дворяне не будут относиться, как к равным себе. Эта наследственность, менее строгая в документах предшествующих столетий, становится потом преобладающей чертой средневекового феодального общества и господствует вплоть до XVIII в. По мере того, как различия между дворянами сглаживаются, организованное в феодальную лестницу дворянство все более отдаляется от остальной части нации. Прочнее всего дворянский дух утвердился во Франции и Германии. В Испании, и особенно на юге, он слабее, вследствие соприкосновения с богатым населением мавританских городов, в Италии и, может быть, также на юге Франции – из-за могущества купеческого класса. В Англии, где военно-феодальные привычки рано исчезли, сквайр ничем не отличается от богатого крестьянина; здесь граница устанавливается гораздо выше – между лордами и остальной частью народа; привилегированный класс состоит лишь из высшей аристократии, которая очень малочисленна.

ВАССАЛ

ВАССА́Л -а; м. [франц. vassal]

1. В средние века в Западной Европе: землевладелец-феодал, зависимый от более крупного феодала-сюзерена.

2. Книжн. О том, кто (что) подчиняется кому-, чему-л., зависит от кого-, чего-л. Вассалы финансового капитала. Ходить в вассалах у кого-л.

Васса́льный, -ая, -ое. В-ая зависимость. В-ое княжество, государство (феодальное княжество, государство, находящееся в зависимости от более сильного княжества, государства). Васса́льский, -ая, -ое.

ВАССАЛ

ВАССА́Л (ср.-век. лат. vasallus, от кельт. vassus - «слуга»), в Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности.
С развитием феодальных отношений в Западной Европе вассалом стал называться человек, поступивший на службу (преимущественно военную) к другому - сеньору, которому он «передавал» себя, становясь его «человеком». Этот акт назывался коммендацией (см. КОММЕНДАЦИЯ) , позднее - оммажем (см. ОММАЖ) .
Отношения между вассалом и сеньором закреплялись присягой верности и определенной церемонией: вассал клал свои сложенные ладони в ладони сеньора, а тот передавал ему меч. Вассал обязывался предоставлять сеньору помощь (лат. auxilium), которая заключалась прежде всего в военной службе (40 дней в году), а также различные выплаты и участие в совете (лат. consilium). За службу вассал получал в держание землю - феод (см. ФЕОД) (фьеф, лен). Сеньор должен был поддерживать и защищать своего вассала.
В 9 в. франкский король Людовик Благочестивый (см. ЛЮДОВИК Благочестивый) предписал, чтобы каждый стал чьим-либо «человеком», позднее то же было предписано и в Англии. Таким образом сложилась иерархическая система вассальных связей, при которой каждый был чьим-то вассалом, в том числе и монархи, которые считались вассалами папы Римского или Божьими вассалами (в Норвегии, например, «вечного короля» Норвегии Олафа Святого (см. ОЛАФ II Святой) ). Высшая знать считалась «прямыми» вассалами монарха, остальные - «непрямыми».
В некоторых странах (например, во Франции) с развитием частной власти феодалов возник принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», подразумевавший, что «непрямой» вассал, например, монарха, не обязан ему подчиняться. Такой вариант вассалитета повсеместно в Европе исчез с усилением королевской власти и централизацией государств.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ВАССАЛ" в других словарях:

    - (франц. и англ. vassal, от кельт. gwa sawl служащий, отсюда сред. век. лат. vassus, vasallus, vassallus). В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в… … Словарь иностранных слов русского языка

    вассал - а, м. vassal m., нем. Vasall <ср. лат. vassalus. 1. Свободный человек, находящийся в различных формах зависимости от какого л. владетельного лица. Сл. 18. Фазалл, под чиим защищением, властию живущии, обретающиися. ВЛ 650. 2. Лицо, находящееся … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    ВАССАЛ, вассала, муж. (от кельт. gvas слуга). В феодальном строе землевладелец, подчиненный сюзерену и обязанный ему различными повинностями, преим. военными (ист.). || перен. Государство, общественная группа или лицо, рабски, покорно выполняющие … Толковый словарь Ушакова

    ВАССАЛ, а, муж. 1. В средневековой Западной Европе: землевладелец феодал, зависящий от сюзерена и обязанный ему различными повинностями. 2. перен. О подчинённом, зависимом лице, государстве (книжн.). | прил. вассальный, ая, ое. Вассальная… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. владетельный сановник или землевладелец, обязанный высшему владельцу различными повинностями, особенно воинскими; понятие средневековое, в древней Руси голдовник. Вассальский, относящийся до вассала; голдовный. Вассальство ср. состояние, быт … Толковый словарь Даля

    - (ср. век. лат. vasallus, от кельт. vassus «слуга») в Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности. С развитием… … Политология. Словарь.

    Вассал - (vassal), держатель земли по договору (бенефицию), заключенному с сеньором. Такая форма закрепления права владения была важным элементом феодализма. Полученная земля называлась феод (лен), договор утверждался ритуалом, согласно к рому ленник,… … Всемирная история

    Вассал - (лат. vasallus, vassus; англ, фр. vassal) 1) в Зап. Европе в средние века феодал, подпадающий под подчинение более крупного феодала (сеньора) в связи с получением земельного владения (лена, феода и др.). См. также Вассалитет; Вассальный договор;… … Энциклопедия права

    Вассалитет (фр. vassalité, от лат. vassallus) система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров) в средневековой Западной Европе. Вассал обычно получал от сеньора лен и был обязан нести за это… … Википедия