По картинам

Все о заболевании стертая дизартрия. Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс. Упражнения для проверки подвижности речевых органов

Нарушение при произношении слов из-за проблем с иннервацией речевого аппарата сегодня встречается довольно часто. Ограниченность в движении губ, мягкого неба и языка приводит к затруднению речи или дизартрии .

Причины возникновения болезни разнообразны. Поэтому необходимо при первых же признаках провести диагностику, начать лечение.

Формы дизартрии

Формы этой детской патологии зависят от того, какое место подверглось поражению:

  • Бульбарная — подъязычный, тройничный, лицевой, блуждающий и языкоглоточный нерв парализован. В результате этого происходит поражение мышц, отвечающих за артикуляцию. Сопутствующим фактором этой формы становится проблема с глотанием.
  • Псевдобульбарная – нарушение в работе корко-ядерных проводящих путей. Главным признаком аномалии становится монотонная речь. Псевдобульбарная дизартрия имеет три степени – легкая, средняя, тяжелая.
  • Мозжечковая – поражение малого мозга или мозжечка делает речь тягучей с меняющейся громкостью.
  • Корковая – из-за повреждения коры головного мозга нарушается работа мышц, участвующих в произношении слов. При этой форме болезни структура слов остается без изменений, но произношение слогов изменяется.
  • Подкорковая или экстрапирамидная возникает в связи с нарушением в подкорковых узлах. Смазанная, невнятная речь с назализацией относится к главным симптомам.
  • Стертая дизартрия выражается нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Является патологией, связанной с микрооргоническим поражением головного мозга невыраженной этимологии.
  • Холодовая проявляется при нервно-мышечном (миастеническом синдроме). Речевые проблемы проявляются у ребенка в момент, если он находится в месте, где температура, повышенная или пониженная.
  • Паркинсоническая дизартрия развивается у больных паркинсонизмом. Речь становится невнятной, замедленной.

Задай вопрос врачу о своей ситуации

Степени

Помимо неврологической классификации патологии, есть еще логопедическая .

Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:

  • К I степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального исследования.
  • При II степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.
  • Речь детей с III степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит малыш.
  • При IV степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.

Важно! Разные формы дизартрии начинают проявляться по-разному. Поэтому каждый конкретный случай требует индивидуальное лечение и подход.

Диагностика дизартрии

Все главные формы дизартрии имеют очаговое поражение мозга с неврологическими признаками.

Для правильного диагноза необходимо провести специальное неврологическое обследование:

  • Электроэнцефалографию;
  • Электромиографию;
  • Электронейрографию;
  • Магнитную стимуляцию трансканальную;

Страдающий дизартрией ребенок имеет нарушение техники речи, а не ее праксические функции. Это значит, что малыш, несмотря на дефекты, логически выражает свои мысли, понимает услышанное или написанное.

При дизартрии проводится дифференциальный диагноз .

Основан он на общем обследовании с учетом:

  • нарушений речевых или неречевых;
  • психоневрологического состояния и возраста ребенка.

Важно! На сегодняшний день созданы способы для определения дизартрии на ранних сроках.

Дизартрия чаще всего проявляется наличием псевдобульбарных симптомов. Признаки заметны даже у новорожденного.

Симптоматика этого вида проявляется:

  • Слабым криком или его отсутствием.
  • Сосательный рефлекс нарушен – младенец захлебывается, из носа может вытекать молоко.
  • Малыш плохо сглатывает или вообще не может глотать, синеет.

При тяжелой форме болезни ребенок не берет грудь. Его кормление осуществляется при помощи зонда.

С возрастом у детей, страдающих дизартрией, наблюдается:

  • Частичная артикуляция, стабильный дефект произношения.
  • Язык в ротовой полости расположен неправильно.
  • Проблемы с речевым дыханием и задержка в развитии речи.

По этим признакам специалисты могут поставить диагноз. Для проведения дифференциальной диагностики были выделены основные признаки.

К ним относятся:

  • Проблемы с артикуляцией — тремор языка, неполное загибание кончика языка вверх;
  • Присутствие синкинезии – при движении языка происходит движение пальцев на руках;
  • Просодические расстройства;
  • Произношение замедленно;
  • Проблемы с удержанием артикуляции;
  • В переключении произношения возникают трудности;
  • Устойчивые нарушения с произношением звуков и в автоматизации поставленных звуков.

Для вынесения правильного диагноза прибегают к функциональным пробам . Логопед может попросить малыша открыть рот и высунуть. Его следует неподвижно удержать посередине рта.

Вместе с этим, ребенку демонстрируют разные передвигаемые предметы в боковом направлении. Он должен следить за ними, не забывая удерживать язык в нужном положении. Если язык малыша совершает движение одновременно с глазами, то это говорит о наличии дизартрии .

Во время обследования специалист:

  • Уделяет внимание произношению в момент покоя, при общих движениях и в момент мимики.
  • Также учитывается объем движения, темп, наличие рефлекторных содружественных движений конечностей.
  • А также точность , плавность и соразмерность при переключении.

При диагностике письменной речи выполняются задания:

  • по списыванию текста;
  • по написанию диктанта;
  • чтению отрывков и понимания прочитанного.

Важно! При вынесении диагноза следует проводить разграничение дизартрии от моторной алалии, афазии и дислалии.

Лечение

Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.

Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение . Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение проводится с применением ноотропов. Они специфически влияют на функции мозга, умственную деятельность, улучшают память. Стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.

К таким лекарствам относятся:

  • Гопантеновая кислота или пантогам;
  • Энцефабол;
  • Церебролизин;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Фенибутс;
  • Кортексин.

Логопедическая работа с дизартрией и методы коррекции

Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план коррекции, описание упражнений.

Логопеды при работе с такими детьми обращают внимание на всестороннее развитие речи ребенка:

  • грамматический строй;
  • фонетический слух;
  • словарный запас.

Специалистами, при занятиях, используются компьютерные тренажеры, программы, способные справиться с проблемой.

Важно! Логопедические занятия осуществляются в группе или индивидуально. Есть специализированные группы, детские сады, школы.

Реабилитация при дизартрии включает в себя:

  • акупрессуры;
  • точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;

На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:

  • мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
  • моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • голосовые упражнения;
  • исправление и закрепление нарушенного звукопроизношения;
  • развитие речевой коммуникации и выразительной речи.

В зависимости от степени тяжести и вида дизартрии различаются способы работы по коррекции.

Основные этапы работы:

  • развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;
  • формирование правильного произношения путем специальных упражнений;
  • при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.

Важно! Нетрадиционные формы лечения дизартрии – дельфинотерапия, пескотерапия, изотерапия имеют положительные результаты.

Упражнения

При лечении заболевания нужно тренировать дыхательную систему. Для этого можно делать упражнения по методу А. Стрельниковой . Они представляют собой резкие вздохи при наклоне и выдохи при выпрямлении.

Хороший результат дают самостоятельные занятия. После консультации у специалистов, можно проводить лечение в домашних условиях.

Несложные упражнения по коррекции и развитие речи можно делать поочередно:


  1. Щеки и губы надуть;
  2. Поочередно раздувать щеки;
  3. Втягивать щеки между зубов;
  4. Имитировать сосательные движения;
  5. Делать вибрацию губами.
  • Гимнастика для нижней челюсти:
  1. Щелкая зубами открывать и закрывать рот;
  2. Взрослый пытается вытащить изо рта ребенка, зажатый в зубах бинт. Можно использовать леденец на палочке. Чем меньше он станет в размере, тем сложнее будет выполнить задание.
  • Упражнение для языка:
  1. Положить кусковой сахар за щеку малыша и попросить его рассосать;
  2. Облизывание губ.

Скороговорки, потешки помогают развить звукопроизношение.

Прогноз дизартрии

Своевременная диагностика и вовремя начатая терапия по коррекции дизартрии может дать хорошие результаты. Немаловажно в борьбе с недугом усердие самого пациента и его близких. Особенно эффективно это при стертой дизартрии .

Детям с тяжелой формой заболевания можно слегка улучшить речевые функции.

Профилактика расстройства произношения у детей с перинатальными поражениями заключается в медико-педагогической работе на ранних стадиях. Также следует ограждать малыша от травм, токсических воздействий и нейроинфекций.

Поддержка ребенка больного дизартрией родными и близкими людьми имеет немаловажное значение. Малышу необходимо сформировать стимул для самостоятельных упражнений и занятий. Для этого его необходимо хвалить при любых результатах. Это придаст ребенку уверенность в себе.

Важно! Ребенок должен всегда чувствовать любовь от родных людей, не зависимо ни от чего.

Анастасия Пелин
Понятие «стертая дизартрия» в отечественной логопедии.

Стертая дизартрия - речевая патология , проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике . Основные жалобы при стертой дизартрии : невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г. В. Гуровец, Р. И. Мартыновой, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой и др. рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи , при которых наблюдается «смытость» , «стертость » артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. Все чаще поднимаются вопросы диагностики, логопедической работы и дифференциации обучения в группах дошкольников со стертой дизартрией . Проблемы диагностики и организации логопедической помощи детям со стертой дизартрией остаются актуальными, учитывая этот дефект.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты, которые могут воздействовать внутриутробно, в момент рождения (затяжные,стремительные роды) и в раннем возрасте (заболевания мозга и мозговых оболочек : менингит, энцефалит и др.) При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы) . Так, например, нарушение троичного нерва приводит к трудностям в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти. Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки. При поражении подъязычного нерва ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении. При поражении языкоглоточного нерва возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону. Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания [ 4.]

По мнению Е. Ф. Архиповой ,в раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом :

· Грудной возраст : вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание - к груди прикладывают поздно (3-7 сутки, отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание.

· На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам) . При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.

Е. Ф. Архипова предлагает следующую классификацию дизартрии . По локализации поражения :

При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги. Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Прерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга, что ведет к усилению возбудимости периферического сегментарного аппарата. Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий. При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном - преимущественно произвольные. Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном - нарушены тонкие дифференцированные движения. Наблюдаются различия и в мышечном тонусе : так, при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном - преобладают элементы спастичности. При периферическом параличе (бульбарная дизартрия ) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия ) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться.

По степени выраженности :

· анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи

· дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная , грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность

· стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме . Стертую дизартрию можно перепутать с дислалией. Их отличие в том, что у детей со стертой дизартрией проявляется неврологическая очаговая микросимптоматика.

По проявлениям (построена на основе синдромологического подхода) :

· спастико-паретическая дизартрия

· спастико-ригидная дизартрия

· спастико-гиперкинетическая дизартрия

· спастико-атактическая дизартрия

· атактико-гиперкинетическая дизартрия

Данная классификация учитывает и дифференцирует неврологическую симптоматику. Определить форму дизартрии может только невропатолог. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то,что страдает вся произносительная сторона речи. А так же дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме.

Исследования О. В. Правдиной детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений : дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия .

У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в том,что : мышцы лица при пальпации вялые,лицо гипомимично; позу закрытого рта дети не удерживают; губы вялые; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, вялый, кончик языка малоактивный,язык находится на дне рта.

Губы у ребенка постоянно находятся в полуулыбке. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. [ 13.]

При стертой дизартрии апраксия выявляется одновременно в невозможности выполнения произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении) . В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки , ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений : как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания : не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо» ; замена букв «д» -«б» ; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить : смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена . Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных : коровы, собаки и т. п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. произносят слова они скандированно, т. е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

Общее речевое развитие. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы , когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия . Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов . Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т. п.) . Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.).

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются : смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом . Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил , не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают , смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры , упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Таким образом, детям со стертой дизартрией дошкольного возраста свойственна определенная симптоматика.

Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская выделяют четыре группы детей со стертой дизартрией .

Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата : избирательной слабостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асимметричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения звукопроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [с, ] и [з, ], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [т, ] и [д, ], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы].

Асимметрическая иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по мнению Соботович, являются односторонние парезы подъязычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части детей этой группы наблюдается фонематическое недоразвитие, связанное с искаженным произношением звуков, в частности, недоразвитием навыков фонематического анализа и фонематических представлений. В большинстве случаев у детей отмечается соответствующий возрасту уровень развития лексико-грамматического строя речи.

У детей этой группы не выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение звуков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные) . Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо искажают (губно-губной ламбдацизм, при котором смычка заменяется губно-губной фрикацией); одноударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается расщепление аффрикат, которые чаще всего заменяются щелевыми звуками. Нарушение артикуляторной моторики в основном отмечается в динамических речедвигательных процессах. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс, девиации языка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стертая псевдобульбарная дизартрия .

У детей отмечается наличие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции, по подражанию, на основе пассивных смещений, т. е. при выполнении произвольных движений и в овладении тонкими дифференцированными движениями. Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологическая симптоматика проявляется в повышении сухожильных рефлексов с одной стороны, повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Характер нарушений артикуляторных движений рассматривается авторами как проявления артикуляторной диспраксии. У детей данной группы, по мнению авторов, имеет место стертая корковая дизартрия .

Эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой разнообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объем движений. В других случаях имеют место проявления гиперактивности, беспокойства, большое количество лишних движений. Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов : вялость, скованность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челюстью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы (девиация языка, сглаженность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса и т. д.). Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений определяется как стертая смешанная дизартрия .

Критериями дифференциации групп служат качества произносительной стороны речи : состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств : лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцениваются общая и артикуляционная моторика. Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопроизношения : искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики : слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций.

Таким образом, дети со стертой дизартрией представляют собой неоднородную группу.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ КАК УСТОЙЧИВЫЙ СИМПТОМОКОМПЛЕКС

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Как особый вид речевого расстройства стертая фор -ма дизартрии стала выделяться в логопедии относи -тельно недавно - в 50-60-х годах XX века.

В своей классификации нарушений звукопроизно -сительной стороны речи, основанной на патогенети -ческом принципе, Р.А.Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональ -ным характером нарушения, и дизартрию, обусловлен -ную органическим повреждением центральной нерв -ной системы.

Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е.Ф.Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симпто -матика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП.

Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нару -шениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дис -лалии, ни дизартрии.

Длительное время природа указанных расстройств оставалась неясной, что проявилось и в вариативности терминологии (апрактическая дизартрия, артикулятор -ная диспраксия, органическая, центральная или усложненная - «затяжная» - дислалия, функциональная дизартрия, малые дизартрии, минимальные дизартри-ческие расстройства и др.). В дальнейшем в исследова -ниях Е.Ф.Соботович, Р.И.Мартыновой, Э.Я.Сизовой, Э. К. Макаровой, Л.ВЛопатиной и других эти наруше -ния стали обозначаться как стертая дизартрия или как стертая форма дизартрии.

Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен Токаревой О.А., по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.

Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопро -износительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и не -речевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизноси-
тельной стороны речи, наблюдаются нерезко выражен ные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формиро -вание ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симпто -мов, их неоднородностью, вариативностью, различ -ным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Этиологию стертой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во мно -гих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трех периодов развития ребенка. Исследователи отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распро -страненный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур

Головного мозга.

В иностранной литературе для подобных наруше -ний используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech- DAS). Среди причин, вызывающих DAS, обычно называют нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, ораль -ную апраксию как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, минимальную

Мозговую дисфункцию.

Отечественные и зарубежные исследователи отме -чают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии,

Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стертых па -резов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избы -точных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, на -рушении вегетативной нервной системы.

Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Б.А.Архипов указыва -ют на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стертой формой дизартрии, проявляющееся в одностороннем птозе, косоглазии, ограничении объ -

Ема движения глазных яблок.

В двигательной сфере у данной категории детей на -блюдается одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость. Исследователи отмечают замед -ленность, неловкость, недостаточность движений при

относительной сохранности их объема, подчеркивая, что ограничение объема движений верхних и нижних конечностей выявляется преимущественно с одной стороны.

Отметим, что общая моторика детей со стертой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики, нарушение которой, наряду с артикуляционной, определяется авторами как один из ведущих симптомов при стертой форме дизартрии. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, описывая нарушения ручной моторики у этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. А.В.Се-менович указывает на грубые нарушения реципрок-ных и синергетических сенсомоторных координации, обилие синкинезий.

Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций трои-ничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия вверх языка, гипер-или гипотонусе мышц. Нарушения функции языкоглоточного нерва (IX пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (Uvula), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка.

Авторы также указывают на трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии. О.А.Токарева указывает, что у данной категории детей имеются более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. Поданным Г.В.Гу-ровец и С.И.Маевской, наиболее распространенные искажения - боковое, межзубное, смягченное произношение звуков. Дети со стертой формой дизартрии сложные звуки часто заменяют артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляют на составляющие

их компоненты, щелевые заменяют смычными, твердые - мягкими.

Большинство исследователей отмечают, что для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Менее выражены, по мнению авторов, у данной категории детей просодические (голосовые) расстройства. Указывается на отклонения в темповой и динамической организации речи. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или, наоборот, - тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различ ных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.

Во многих исследованиях, посвященных изучению проблемы стертой формы дизартрии (Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.), отмечается, что у детей данной категории распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

Дискуссионным является вопрос о механизмах фонематического недоразвития в структуре речевого дефекта при стертой форме дизартрии. Поданным исследований Л.В.Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Как отмечала Р.Е.Левина, такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезии, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи. Таким образом, в современной дефектологической литературе фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой форме дизартрии рассматривается как вторичное нарушение.

Иной точки зрения придерживаются исследователи-нейропсихологи (А.В.Семенович, Л.И.Серова и др.). Они также считают, что нарушение фонематического восприятия, наряду с недостаточностью фонетической стороны речи, является одним из доминирующих симптомов при стертой форме дизартрии, однако оно обусловлено не звукопроизносительными расстройствами, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем.

Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина отмечают у детей со стертой формой дизартрии недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной

речи. Одной из причин недостаточной сформирован-ности грамматического строя речи у данной категории детей, по их мнению, является нарушение дифференциации фонем. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.В.Серебрякова, которая указывает на наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии лексикограмматического недоразвития речи и нарушений связной речи. Однако другие исследователи не соглашаются с данной точкой зрения (Р.И.Мартынова, Г.В.Гуровец и др.) и утверждают, что данные нарушения не являются обязательными, они могут проявляться при наличии определенных неблагоприятных факторов.

Исследователи-нейропсихологи обнаруживают у детей со стертой формой дизартрии нарушение соотнесения слова-наименования и образа предмета. У части детей наблюдается несформированность и бедность самостоятельной речевой продукции, задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова.

Ряд авторов (Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.) выявляет особенности формиро -вания ряда высших психических функций и процес -сов у детей со стертой формой дизартрии: ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, опреде лении логической последовательности событий в сю жетных сериях, нарушения в установлении причинноследственных связей.

Некоторыми исследователями (О.А.Красовскои, А.В.Семенович и др.) выделены как типичные сим -птомы стертой формы дизартрии дефекты избира тельности зрительной памяти, восприятия, про -странственных представлений. Так, О.А.Красовская указывает на нарушения зрительного распознавания предметов: фрагментарность восприятия предметных изображений, нарушения симультанного гнозиса и недостаточность наглядного контроля. Она отмечает, что при исследовании рисунков у этих детей выявленные нарушения носят различный характер: от полного распада зрительно-конструктивной деятельности, не -возможности выполнения рисунка ни по инструкции, ни по образцу до искажения отдельных деталей, раз -меров, неправильного расположения его в пространстве (поворот на 90 градусов). А.В.Семенович говорит о тенденции к инверсии вектора зрительного воспри-яти;т (справа налево, снизу вверх) и левостороннему игнорированию.

Исследователи, занимавшиеся изучением данной проблемы, проводили наблюдения преимущественно за детьми дошкольного возраста. Тем не менее неко -торые из них (Р.И.Мартынова, М.П.Давыдова и др.) указывают на возможные трудности обучения в школе детей со стертой формой дизартрии. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова пишут, что дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку. По данным Р.И.Мартыновой, на письме у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются дисграфиче-ские ошибки.

Г.В.Чиркина также указывает на нарушения письменной речи у детей с этим дефектом: «Многие дети, поступившие в массовые школы, совершенно не могли усвоить программу первого класса»,

Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представ ле-ний, памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизно-шения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психиче -ских функций и процессов.

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стертой форме дизартрии, и вторичные, проявляющиеся при наличии определенных условий, а также хорошо представлять влияние особенностей психического развития данной категории детей на формирование чтения и письма,

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении - она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание - это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 - 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Логопедическое исследование - неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Ребенок может заниматься в группе или индивидуально. Важна не форма, а регулярность и строгое следование назначениям врача. Хорошие результаты дает посещение детского сада, школы, кружков и групп, предназначенных для детей с логопедическими проблемами. Благотворное влияние на процесс лечения может оказать дельфинотерапия.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж - базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: )

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом - логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений.

Нарушения речевого развития – это довольно распространенная проблема среди детей. Такие патологические состояния далеко не всегда проявляются выраженной симптоматикой, и в этом случае родители не обращают на них пристального внимания. И совершенно зря, ведь при отсутствии адекватной коррекции такие нарушения могут принести много неприятностей в дальнейшей жизни. К самым распространенным логопедическим нарушениям относится дизартрия у детей дошкольного возраста в стертой форме, темой нашего сегодняшнего разговора станет симптоматика стертой дизартрии и ее лечение.

Стертая дизартрия – это довольно распространенная патология, которая с трудом поддается коррекции. Такое нарушение касается произносительной стороны речи, и обычно наблюдается у деток дошкольного, а также младшего школьного возраста.

Симптомы стертой дизартрии

При стертой форме дизартрии у маленьких пациентов фиксируется недостаточная подвижность ряда мышечных групп в речевом аппарате, которые могут быть представлены губами, мягким небом либо языком. В ряде случаев наблюдается общая слабость во всем периферическом речевом аппарате по причине поражения определенных участков нервной системы.

При стертой дизартрии малыши могут произносить большинство изолированных звуков правильно, однако в общем речевом потоке они слабо автоматизируют эти звуки и в то же время недостаточно их дифференцируют. Недостатки произношения могут быть самыми разными. Чаще всего при стертой дизартрии наблюдается смазаность и размытость, а также некоторая нечеткость артикуляции. Такие симптомы особенно заметны в потоке речи.

При стертой форме дизартрии у детей не наблюдается выраженных полиморфных нарушений звукопроизношения, у них также не фиксируются нарушения тонуса и проблемы в сократительной способности артикуляционных мышц.

Классическими симптомами дизартрии становятся многие патологические особенности артикуляционного аппарата. У маленьких пациентов может наблюдаться паретичность мышц артикуляционных органов, что выражается в вялости мышц лица и губ, опущенности углов губ, отсутствием возможности задержать позу закрытого рта. Наблюдается вялость языка, его кончик недостаточно активный. Упражнения приводят к увеличению мышечной слабости.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста иногда сопровождается спастичностью мышц, что проявляется в напряжении мышц лица, постоянной полуулыбке губ, верхняя губа при этом прижимается к деснам. При речи губы никак не участвуют в артикуляции, так детки со спастичностью мышц лица просто не могут вытягивать губы вперед. Язык становится толстым, у него не наблюдается выраженного кончика, также этот орган становится малоподвижным.

Также стертая форма дизартрии у детей может проявляться гиперкинезами (дрожанием языка и голосовых связок), апраксией, отклонением языка от средней линии и гиперсаливацией ().

Как корректируется стертая дизартрия, лечение заболевания какое эффективно?

Устранение стертой дизартрии подразумевает проведение комплексного воздействия, которое включает в себя медицинское, психолого-педагогическое, а также логопедическое направление.

Успешное лечение такого патологического состояния зависит от полноценного сотрудничества специалистов и родителей. Важную роль играет правильное развитие артикуляционной моторики.
И отличный эффект дают правильные упражнения, подобранные с учетом специфики выявленного нарушения. Могут подбираться комплексы занятий, как для расслабления, так и для увеличения тонуса проблемных участков. Логопед обучает правильному выполнению упражнений, а родители должны заниматься их отработкой.

Коррекция стертой дизартрии может подразумевать проведение дыхательной гимнастики. Так отличный эффект дает выполнение комплекса , он эффективно развивает речевое дыхание и способствует установлению плавности речи.

При некоторых разновидностях дизартрии рот у ребенка может быть постоянно приоткрыт. При этом родителям необходимо обучать малыша контролю над положением рта.

Успешная коррекция стертой формы дизартрии включает в себя и принятие мер по развитию моторики. Маленьким пациентам необходимо выполнять упражнения по преодолению моторной неловкости и по развитию пальчиковой моторики. Отличный эффект дает гимнастика, особенные упражнения на координацию, а также на равновесие. Детям рекомендуют собирать пазлы, мозаику и шнуровки, а также выполнять прочие аналогичные задания.

Стертая форма дизартрии требует коррекции звукопроизношения. Специалист-логопед помогает дошкольнику овладеть методом правильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. Кроме того терапия включает в себя и развитие речи со всех сторон. При этом корректируется фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи: развивается фонематический слух, навыки звукового анализа, расширяется словарный запас, также проводится обучение по грамотному построению высказываний.

Отличный эффект при стертой дизартрии дает проведение логопедического массажа. Его выполняет сертифицированный логопед. Такой метод коррекции подразумевает проведение массажа губ, языка и щек для оптимизации мышечного тонуса, а также для стимуляции мышц речевого аппарата.

В ряде случаев коррекция стертой дизартрии должна включать в себя занятия с психологом, к примеру, при необходимости коррекции наличествующих у дошкольника эмоциональных нарушений.