По картинам

Вступили в силу изменения во многих сферах жизни россиян. Развитие социальной сферы

Стоицизм - это философская школа, существовавшая вплоть до конца античного мира. Целью стоиков было достижение внутренней гармонии, преодоление невзгод при помощи самоконтроля и осознания своих внутренних импульсов. Апологеты этой системы считали, что необходимо принимать препятствия, которые встречаются на жизненном пути, а не убегать от них.

Признайте, что все эмоции рождаются внутри вас

«Сегодня мне удалось избежать тревожного состояния. Или, лучше сказать, сегодня я отказался от тревоги, потому что вовне ее не было, а только внутри, в моем восприятии». Марк Аврелий, «Наедине с собой. Размышления»

Не внешние силы заставляют чувствовать нас что-то, а только мы сами, и только мы создаем наши чувства. Пустой лист, холст или нетронутый список дел сами по себе не являются источником стресса - напряжение создают только наши мысли по этому поводу. Многие из нас хотят перенести ответственность и вину за происходящее на внешние объекты, потому что это легко. Но правда остается правдой: все конфликты начинаются внутри, в нашем сознании. Когда мы убегаем от реальности - например, от дедлайна, от срочного письма - мы только вредим себе и подрываем дисциплину. В следующий раз, когда вы столкнетесь с каким-либо препятствием, попробуйте отказаться от порыва искать проблему во внешнем мире. Вместо этого загляните внутрь себя самого.

Найдите достойного, чтобы равняться на него

«Выбери того, чья жизнь и речь, и даже лицо, в котором отражается душа, тебе приятны; и пусть он всегда будет у тебя перед глазами - либо как хранитель, либо как пример. Нам нужен, я повторяю, кто-нибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво проведенную черту исправишь только по линейке». Сенека. Нравственные письма к Луцилию. (перевод С.А. Ошерова).

Во всех сферах деятельности - создание приложений, живопись, анимация - есть люди, у которых можно учиться. Можно изучить их техники, жизненные принципы, истории успеха и ошибок. Вы можете слушать их интервью или даже обратиться к ним по электронной почте, открыть их главные методики и применить их в своей жизни. Но только важно понимать, что это не упражнение на сравнение. Если вам не предложили издать книгу через полгода или ваш сервис не возглавил чарты в первую неделю, как у вашего героя, это не значит, что вы лузер. Независимо от полученных результатов, нужно иметь героев, на которых можно равняться.

Осознайте, что после провала жизнь продолжается

«Может быть, то событие помешало тебе быть справедливым, великодушным, здравомысленным, разумным, неопрометчивым, правдивым, скромным, свободным и прочее, при наличии чего человеческая природа все свое уже получила? Так запомни на будущее - во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это - несчастье, а мужественно переносить это - счастье». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. (перевод А.В. Добровольского).

Вы можете потратить много лет на то, чтобы просто смотреть, как ваш проект критикуют или даже игнорируют. Однажды я провел целый год над одной работой, и она до сих пор остается самой слабой из всех, что у меня есть. Мне кажется, это все равно, что родить ребенка и увидеть, как врачи смеются: «Боже, вот это уродец!». Именно такое чувство возникает, когда что-то, во что ты вложил часть себя, с треском проваливается. Однако процесс восстановления после фиаско - это бесценная практика, это новый взгляд на вещи. Только эти уроки помогают в дальнейшем не совершать ошибок. Нет провала - нет роста.

Читайте целенаправленно, а затем применяйте свои знания

«Мы должны читать книжку, например, о нашей воле только для того, чтобы выучиться управлять ею; книжку о наших желаниях - для того, чтобы достигать желаемого и желать только того, что следует; книжку о наших обязанностях - для того, чтобы никогда не отступать от них». Эпиктет. В чем наше благо? (перевод В.Г. Черткова).

Чтение книг по маркетингу или бизнесу полезно и само по себе: с его помощью вы углубляете свое понимание предмета, нарабатывая связи между различными областями знания. Но по-настоящему эффективным чтение может сделать только способность применять эти знания на практике. Чтение совершенствует ваш разум, помогает избежать глупых ошибок, но конечной его целью все-таки является результат.

Целью образования является не только усвоение знаний, но и стимул к действию и принятию более умных решений. Например, если вы читаете книги по личностному развитию, вы должны не только почувствовать вдохновение для неких абстрактных перемен, но и суметь повести себя достойно, встретив грубого клиента или столкнувшись с хамом в трамвае.

Станьте предельно честными с собой

«Знать свой изъян - первый шаг к здоровью». По-моему, замечательны эти слова Эпикура. Ведь кто не знает за собой изъяна, тот не желает его искоренить. Сперва следует изобличить себя, потом исправляться. А те, которые хвалятся пороками, - неужели, по-твоему, думают они о лекарствах, если считают свои грехи добродетелями? Поэтому, сколько можешь, сам себя выводи на чистую воду, ищи против себя улик! Сначала выступи обвинителем, потом - судьей и только под конец - ходатаем. Иногда стоит самому себе быть обидчиком!» Сенека. Нравственные письма к Луцилию. (перевод С.А. Ошерова).

Трудно менять свои привычки, особенно если вы даже не понимаете, почему сегодня весь день сидели в фейсбуке, а не начали делать проект, о котором давно мечтали. Но попробуйте осознать вещи, которые постоянно присутствуют в вашем мышлении и мешают вам вкладывать, создавать, жить здесь и сейчас, а не в мечтах. Почему я делаю именно так? Проанализируйте это. Расследуйте. Если вы чувствуете сопротивление, попробуйте оттолкнуться от него - и пойти вперед. Научиться мыслить таким образом - это и есть главное испытание.

В общем, речь тут не о таланте или каком-то бессознательном рефлексе. Практика осознанности - размышлений о том, как вы мыслите, - это и есть тот мускул, который управляет тем, как вы чувствуете, думаете и как себя ведет. Чем больше вы ей пользуетесь, тем сильнее она становится.

Задумайтесь над тем, как вы проводите большую часть своего времени

«Не переводи остаток жизни за представлениями о других, когда не соотносишь это с чем-либо общеполезным. Ведь от другого-то дела откажешься, воображая, значит, что делает такой-то и зачем бы, и что говорит, и что думает, и что такое замышляет и еще много всякого, отчего сбивается внимание к собственному ведущему». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. (перевод А.В. Добровольского).

Кто-то троллит в комментах? Наверное, лучше не отвечать вообще. Корпоративная рассылка, дурацкая фотография, на которой вас отметили, ненужный разговор на работе у кофе-машины - из моих собственных наблюдений, профессионалами становятся только те, кто могут верно расставлять приоритеты. Они уважают каждый час своего времени.

На днях я был искренне потрясен тем, сколько времени я провел в инстраграме, наблюдая за тем, как чужие люди проживают свои жизни, поедая тонны суши. Хотя небольшие перерывы во время рабочего дня не грозят ничем страшным, мы должны помнить о том, как мы справляемся с различными отвлекающими факторами (а вдруг они вызывают привыкание?).

Напомните себе: прокрастинации в природе не существует

«Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем приведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся?

Так ведь сладко это.

А ты значит родился для того, чтобы сладко было? И ничуть не для того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку, воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают свое дело, соустрояют, насколько в их силах, мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь навстречу тому, что согласно с твоей природой?

Отдыхать тоже нужно.

Верно. Так ведь природа дала меру этому, как дала меру еде и питью. И все-таки ты берешь сверх меры, сверх того, что достаточно; а в деле - нет, все «в пределах возможного». Не любишь ты себя, иначе любил бы и свою природу, и волю ее. Вот ведь кто любит свое ремесло - сохнут за своим делом, неумытые, непоевшие. Ты, значит, меньше почитаешь собственную свою природу, чем чеканщик свою чеканку, плясун - пляску, серебро - сребролюбец, тщеславие - честолюбец? Ведь эти, когда их захватит страсть, ни еду не предпочтут, ни сон - только б им умножать то, к чему они устремлены». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. (перевод А.В. Добровольского).

Отложите телефон и живите текущим моментом

«Ничто не является лучшей проверкой мышления, чем человеческая способность остановиться на том, к чему он пришел и поразмышлять об этом наедине с самим собой». Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

Дело не в том, что мы живем во времена, когда все вокруг отвлекает - дело в том, что мы живем в эпоху, когда потеряли способность учиться. Ребенок, играющий на планшете в ресторане - то же самое, что взрослый, сидящий в инстаграме, когда его друзья рядом. Жить текущим моментом и быть наедине с самим собой - привычки, которые нужно выработать. Люди, у которых хорошо получается слушать других людей, просто затратили какое-то время на то, чтобы этому научиться.

Попробуйте в течение дня поймать момент, хотя бы недолгий, и просто тихо посидеть. Не важно, где это будет. Сделайте пару глубоких вдохов, переключите телефон на вибрацию и задумайтесь о том, что происходило сегодня.

Во время работы заставьте себя присутствовать в текущем моменте. Сфокусируйте свое внимание на текущей задаче, выполняйте ее внимательно, терпеливо и усердно. Рано или поздно, вы поймете, как сильно такой подход влияет на вашу креативность, да и в целом на качество жизни.

Помните, что время - самый драгоценный ресурс

«Не живи, будто впереди бесконечные годы. Смерть все равно победит. Потому пока ты жив и пока можешь - будь достойным». Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления.

Что мне больше всего нравится в стоицизме, так это мысль о том, что нужно всегда помнить о смерти. Стоики осознавали эфемерность человеческого бытия и то, как она повторяется во многих сферах жизни. Понимание того, что вы прожили определенное количество часов (и не факт, что проживете еще столько же), дает бесценное ощущение быстротечности. Когда я думаю об этом, я понимаю, что каждый день - это шанс сделать себя лучше, научиться чему-то. И это не клише, это реальная возможность научиться честно оценить то, на что мы способны, и как мы ответственны за качество нашей жизни.

В таком ракурсе чувство самоуважения, великодушие, трудовая этика, осознанность и внимание становятся еще более важными. Последнее, чего бы кто-либо из нас хотел, - это умереть с сожалением о прожитом. Меньше сравнений, меньше критики, меньше потребления; больше творчества, обучения и действий.

Сферы жизни как комнаты в доме. Можно ли отказаться от кухни? А от уборной? Насколько будет удобно, если убрать все стены в квартире. Жизненные сферы обособленны, но в равной степени важны. Соблюдение баланса между ними порой превращается в недостижимый идеал. Есть простые рекомендации, которые помогут развивать все области жизни.

Что такое сфера жизни?

Сфера жизни - это определённая ее часть, представленная совокупностью однотипных целей, социальных связей. В разных источниках выделяется различное их количество. Они тесно взаимосвязаны между собой, но большинство людей, предпочитает их разделять. Это целесообразно, так как существуют сложности в определении приоритетов и концентрации одновременно на нескольких областях жизни.

К примеру, существует мнение, что человеку сначала нужно получить высшее образование и построить карьеру, а только потом уделять внимание семье. Такой стиль поведения прививается родителями или обществом. Но это не означает, что нельзя одновременно создать крепкие отношения и добиться карьерных высот. Главное, правильно расставить границы и распределить время.

Основные сферы жизни человека

Личностный и духовный рост

Внутренний мир человека – богатая гамма эмоций, чувств, страхов, мыслей. Не умея разобраться в себе, не полюбив себя, человек никогда не сможет наладить отношения с окружающими и добиться других целей. Проблемы в этой отрасли приводят к затворничеству, зависимостям от вредных привычек, телевизора, интернета.

Эта сфера показывает:

  • каким человека видят окружающими;
  • умеет ли он себя правильно демонстрировать;
  • есть ли у него лидерские задатки;
  • какова его самооценка.

Некоторые авторы разделяют духовный и личностный рост. Первый предполагает «воспитание» нравственных и эмоциональных качеств. Они помогают правильно реагировать на неудачи, оценивать, на что человек готов пойти ради достижения успеха. Второй затрагивает сферу творчества, деловых, коммуникационных навыков.

Друзья и досуг

Это сфера интересов. Сюда относится все то, что подпадает под определение «хобби». Людей это слово часто вводит в тупик, ведь современный жизненный ритм часто не оставляет времени на себя и свои интересы, потому они ограничиваются просмотром сериалов и сном. Это превращает жизнь в «день сурка».

Эта область показывает:

  • общительность и открытость человека (интроверт, экстраверт);
  • насколько широкий кругозор;
  • как человек позиционирует себя в обществе;
  • интересы.

Необязательно иметь много друзей или интересов, достаточно нескольких действительно близких и любимых.

Карьера и финансы

Это одна из самых главных областей жизни. Человек уделяет ей много времени, часто ставит ее выше других. Речь идет не просто о заработке денег, а о завоевании уважения среди коллег, проявлении лидерских качеств.

По данной сфере можно понять:

  • амбиции человека;
  • его отношение к деньгам;
  • мотивацию;
  • активность;
  • умение выстраивать здоровые отношения.

Нехватка денег вызывает стресс. Неудачи на работе мешают создать семью. Для мужчины это означает, что он не сможет содержать жену и детей. Женщина, напротив, может компенсировать карьерные неудачи, пытаясь всецело погрузиться в отношения, но так она ставит себя в позицию зависимой.

Занятие нелюбимым делом превращает в рутину. Человек становится несчастен, что приводит его к компенсации через другие сферы жизни. Но часто неспособность добиться успехов в карьере вредит сфере личностного роста, мешает построить отношения из-за неуверенности в себе.

Здоровье и активный образ жизни

Важная сфера, о которой зачастую вспоминают, когда в ней случаются сбои. Целесообразней заботиться о здоровье постоянно. Сюда же относится уход за собой, занятия спортом. Врачи советуют проходить обследование раз в год, чтобы оценить общее состояние организма и выявить болезни на ранней стадии. Но люди к такому прибегают редко.

По данной сфере можно понять:

  • насколько человек заботится о себе;
  • активность и легкость на подъем;
  • есть ли приверженность здоровому образу жизни, не превращается ли она в культ.

В последнее время в мире случился бум здорового образа жизни. Увеличилось число веганов, пропагандируется ценность занятий спортом. Это прекрасно! Но часто желание вести мотивировано стремлением «быть как все» или быть модным. Такой подход спасает тело, но пагубно сказывается на личностном росте, так как убивает индивидуальность и делает самооценку зависимой от мнения окружающих.

Семья и отношения

Эту сферу можно разделить на две части: имеющаяся у человека семья, в которой он вырос и отношения, которые он будет выстраивать для создания собственной новой ячейки общества. Взаимоотношения с родителями определяют поведение человека с противоположным полом.

Потребность в создании семьи должна быть индивидуальной, а не навеянной обществом. Часто желание выйти замуж или жениться строится на том, что «уже пора», «все друзья давно женаты/замужем». Также может срабатывать страх одиночества. Это неверные мотиваторы, которые чаще приводят к несчастливой семейной жизни и разводам. Счастливые отношения выстраиваются исключительно на взаимном желании быть вместе, третьи лица в них вмешиваться не должны.

По данной сфере можно определить:

  • характер человека;
  • лидерские качества, умение брать на себя ответственность;
  • зрелость личности;
  • способность находить баланс между разными сферами жизни.

Последний пункт очень важен, так как многие жертвуют отношениями ради карьеры, слишком поглощены личностным ростом или предпочитают проводить больше времени с друзьями. Когда это осознанный выбор, в этом нет ничего плохого, но причины могут быть психологическими.

Развитие сфер жизни

Важность основных сфер жизни

Все сферы жизни человека важны. Человек, у которого проблемы с личностным ростом, не сможет добиться успехов на работе и в личной жизни, скорее всего будет испытывать проблемы с психологическим здоровьем. Карьерист и трудоголик положит на финансовый пьедестал семью, столкнется с переутомлением, трудностями общения с друзьями вне сферы его деятельности.

Люди, отдавшиеся семье и забросившие карьеру, со временем могут припомнить супругам, чем они ради них пожертвовали, испытывать недовольство по этому поводу и разрушить брак. Каждая сфера – это кусочек жизни. Нельзя жертвовать ни одной из них.

Достижение гармонии

Перемены начинаются с изменения себя. Порой человеку не удается самостоятельно наладить эту сферу, потому он обращается к психологам. Развитие гармоничной личности предполагает:

  • избавление от запретов, ограничений, ложных убеждений;
  • уничтожение стереотипов;
  • понимание желаний и постановку целей;
  • развитие сильных сторон и талантов;
  • поиск и раскрытие «спящих» способностей;
  • тренировку щедрости, решительности, честности.

На практике это выглядит, как запись на курсы иностранного языка, уроки танцев, помощь в приюте для животных. Помогает прослушивание аффирмаций, медитации, занятия спортом. Личностный рост поможет в построении карьеры, духовный – прямой путь к построению гармоничных отношений и семьи.

Новые знакомства и способы расширения интересов

Для развития этой области нужно хотя бы раз в неделю посвящать время любимому занятию. Лучше, если оно будет проводиться вне дома, чтобы был контакт с единомышленниками. Время с друзьями бесценно, стоит вовлечь их в свои интересы или перенять то, чем они занимаются. Неплохо было бы попробовать новое вместе. Посещайте тренинги и курсы, мастер-классы и выставки. Можно ходить в новые заведения, которые открываются в городе.

Важно то, какие люди окружают человека. Следует держаться подальше от пессимистов, постоянно жалующихся на жизнь. Это заразительно, как и оптимизм. Потому лучше заряжаться позитивом, получать вдохновение.

(Не) в деньгах счастье

Как бы не хотелось сказать, деньги – это не главное, но многое в жизни зависит именно от их наличия. Покупка одежды, жилья, еды, ежедневные траты на развлечения – часто качество жизни оценивается именно деньгами.

Если средств недостаточно, можно поискать дополнительные источники или сменить работу. Это же касается и случаев, когда имеющееся место не устраивает морально. Если пока что нет возможности поменять работу, можно попытаться улучшить микроклимат: подружиться с коллегами, обставить рабочее место по-своему (если это разрешается или целесообразно).

Например, сменить заставку на компьютере на более приятную, поставить фото с семьей или друзьями на рабочий стол. Не нужно бояться искать новую работу, проявлять инициативу или просить о прибавке, если считаете это оправданным.

Здоровое тело – счастливая душа

Уделять время здоровью важно. Даже если нет желания проходить обследования, можно скорректировать жизнь так, чтобы в данной сфере все было в порядке. Сделать это можно несколькими способами:

  • походы в фитнес-клуб или самостоятельные пробежки;
  • правильное питание;
  • соблюдение правил гигиены;
  • внимательность к телу (борьба с лишним весом, держание осанки, оптимальное расстояние от глаз до монитора и т.д.);
  • посещение оздоровительных и расслабляющих процедур (массаж, спа, ароматерапия, сауна)

Красивое и здоровое тело будет вдохновлять и радовать.

Отношения, как живой организм

Развитие в этой области жизни касается как поиска нового партнера, так и налаживания отношений с имеющимся. В обоих случаях важно:

  • искать точки соприкосновения с партнером, общие интересы;
  • вести социальную жизнь (одиноким людям это поможет найти пару, а семьянинам развивать и другие сферы жизни);
  • уметь слушать и делиться;
  • понимать свою роль в отношениях, выполнять только ее, не взваливая на себя обязанности партнёра;
  • периодически делиться целями, чтобы понимать совпадают ли они.

Человек находит время на все, чего он хочет. Если отсутствие отношений приводит к ощущению несчастья, следует подумать, о том, какие сферы мешают их построению и исправить дисбаланс.

Счастливый тот человек, сферы жизни которого наполненные, и нет чувства нехватки в эмоциях, любви, деньгах, здоровье. Периодически нужно проводить самодиагностику, выявлять перекосы и прислушиваться к внутреннему голосу, который подскажет, куда нужно вкладывать больше, а где перебор.

Тема 7. Понятие общественного прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития

Французские просветители – история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.


Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией .

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека – в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.


Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Ответ: Стагнация.

Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества

В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.

Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности .

Основные причины глобализации : переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.

Глобализация – это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные направления глобализации : деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.



По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:

– Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

– Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

– Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.



В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное – объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное – поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию.

Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Тема 9. Глобальные проблемы человечества

Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек – природа – общество».



Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.



С учетом наличного уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобальных проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:

Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») связаны с тем, что разрешить глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практически невозможно (например, приостановка роста населения, отказ от технического и технологического прогресса, снижение уровня потребления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.

Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») обосновывают тем, что научно-технические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проблем. Условием для этого является принятие мировым сообществом концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества.


Образец задания

B4. Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 235.

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

– Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

– Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

– Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura – уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура » в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.



Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.



Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.



Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub – под) и контркультуру (от лат. contra – против).



Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры, знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура – это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


Образец задания

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и ____________(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени ______________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ______________(3), в формулы житейской ____________(4), практического ____________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный _____________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Б) поведение

В) демократия

Г) новаторство

Д) искусство

Е) рассудок

Ж) преемственность

3) традиция

И) мудрость

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.



Ответ: ЗВБИЕА.

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.

Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.


Образец задания

B3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



Ответ: ААББ.

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

магическая – искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

трудовая – искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность – художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство – подражание природе; «природа – лучший мастер форм». Искусство – творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства художественное произведение , имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов , каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой : является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.


Образец задания

C8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства – не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).

Да, меня это пугает. Давайте вспомним президентские выборы в США. Трамп одержал победу, потому что многие люди потеряли деньги в мировом кризисе 2008-2009 годов. Они уже не чувствуют, что смогут снова встать на ноги, цены постоянно растут, и люди действительно были раздражены относительно американского правительственного курса. Избрание Трампа или голосование за Брекзит вызваны огромным недовольством обычных людей, так как для них глобальная экономика работала недостаточно эффективно, несмотря на все громкие заявления политиков. Проблема в том, что даже у самих глав государств нет достаточных рычагов влияния, чтобы управлять миром, который так быстро меняется за счет реализации системы искусственного интеллекта. Ведь это разрушительно для рабочей силы. И если люди так раздражены последствиями глобального кризиса и отсутствием возможности зарабатывать больше денег, то они будут просто в ярости, узнав, что у них больше нет работы водителя грузовика или бухгалтера. А вместо них обязанности выполняет компьютер, которому не нужна пенсия или зарплата, который не пойдет на забастовку и не станет жаловаться, не возьмет больничный.

Поэтому здесь главный вопрос: какие навыки понадобятся нам в этом новом мире? Правило «век живи – век учись» работает независимо от возраста и положения. Нам всем стоит приобрести новые умения. Это очень актуально на сегодняшний день, люди должны учиться. Появятся новые виды деятельности, которых не существует сейчас. Обычно происходит так: с появлением новых технологий появляются новые специальности, так исторически сложилось на протяжении последних 30-40 лет. Компьютеризация мира создала больше рабочих мест, чем разрушила. Но появление искусственного интеллекта уничтожает больше рабочих мест, чем создает. Например, 25 миллионов рабочих мест исчезнет в США, а появится всего 10 миллионов – это огромная разница, 15 миллионов рабочих мест просто не станет.

Поэтому людям нужно срочно осваивать новые умения в течение ближайших 5 лет и постоянно держать в уме, что в течение следующих 5-10 лет многие виды работ будут переданы роботам с искусственным интеллектом.

Во-первых, нам нужно стать более технически подкованными, научить писать коды, например. Но тут есть обратная сторона: если компьютер сам напишет код грамотнее человека, зачем заморачиваться? Уже созданы роботы, которые смогут изобретать целые новые языки. Поэтому - довольно неожиданно - нам стоит осваивать сферу творчества, например, музыку или создание игр. С такими вещами у машин есть сложности, люди в этом разбираются намного лучше. Также есть вещи, которые ценятся намного больше, если они сделаны ручным трудом: например, ювелирные украшения могут быть сделаны машинным аппаратом, но такую вещь покупать не хочется, ведь вам наверняка больше понравится нечто, сделанное таким же человеком, как и вы. У такой вещи будет своя история, и ценность ее будет выше. То же самое и с одеждой – вы не захотите вещь, чей дизайн разработал робот. Дешевая одежда может быть создана машинами, но эксклюзивные наряды делаются вручную, и модельер вкладывает в их создание свой творческий импульс.

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.