Сочинения

Александр 2 военная. Реформы в области организации, комплектовании армии и управлении войсками. Земская реформа. Кратко

Военная реформа 1874 г. (кратко)

Военная реформа 1874 г. (кратко)

Военная реформа была одной из главных в ряде важных новаторских реформ Александра Второго. В качестве основной предпосылки к её проведению стало поражение в Крымской войне. Данная правительственная неудача существенно подорвала доверие общества к правителю, обнажив все существующие недостатки в армии, такие как: недостаток человеческих ресурсов, хаос в управлении армией, несвоевременное оснащение, плохая подготовка кадров и пр.

При этом, армия, в качестве одного из самых необходимых стране институтов начала подвергаться изменениям ещё в пятидесятых годах, после войны. Но пик военной реформы был достигнут только в шестидесятых годах. Большая часть трансформаций была совершена российским военным министром Д. Милютиным.

Основной целью военной реформы было формирование армии, не требующей особых затрат на содержание и которая была бы в мирное время незначительной, однако могла бы мобилизоваться в период военных действий в короткий срок.

Так, важным событием рассматриваемой военной реформы становится выпуск Устава о воинской повинности и Манифеста от первого января 1874 года. Этот Манифест провозглашал переход к всеобщей военной повинности мужчин любого сословия, которые теперь обязаны были служить шесть лет. Откупиться от несения службы было невозможно, призывались все лица мужского пола, которым исполнилось более двадцати лет, что дало не только мобильную и более обширную в кадрах армию, но и стало для многих представителей низшего сословия «путёвкой» в лучшую жизнь.

Но и до принятия вышерассмотренных документов русская армия начала меняться изнутри. Так, в 1864 году, когда Россия была разделена на округи с местным самоуправлением, все они подчинялись общему военному министру. Это помогло избежать большинства сложностей управления военными и более организовать военную систему.

Кроме этого, для того чтобы улучшить мощь и качество армии происходит полное перевооружение. Все войска получают современное новое оружие. Также проводится реконструкция военных заводов, которые стали обеспечивать войско качественной техникой в больших количествах.

Нужно отметить, что и солдатская дисциплина претерпела изменения в ходе реформы. Например, были отменены физические наказания, а солдаты и офицеры становятся более образованными, благодаря новейшим принципам обучения. В стране то и дело появляются военные академии и училища.

Причиной проведения военных реформ Александра II стали многочисленные неудачи в . Этот военный конфликт обнажил все слабости внутренней организации войска и всей системы военного управления. Уровень подготовки офицерского состава армии находился на крайне низком уровне, а количество образованных офицеров было ничтожным. При обучении солдат применялись жестокие наказания и издевательства. На военную службу в качестве рекрутов набирали из тысячи по 6 человек, а вместо себя можно было ставить человека, нанятого за деньги. В наказание, за совершенные преступления, помещики отдавали на военную службу своих провинившихся крепостных. Боевое снаряжение солдат было неудобным и тяжелым, а само вооружение - плохим. Одной из причин неудач в боях с противником явилось применение гладкоствольного оружия, которое не могло конкурировать в стрельбе против нарезного оружия. Исходя из этого, военная реформа во времена царствование назревала.
В июне 1855 года генерал Ридигер Ф.В. направил Александру II две записки, в которых содержалась критика существующей военной системы и предлагались мероприятия по её реформированию. Одобрив эти записки, император распорядился создать специальную комиссию по улучшению военной службы, которая была сформирована 20 июля 1855 года под руководством Ридигера .
В ходе проведенных мероприятий все солдатские дети исключались из военного ведомства и превращались в свободные податные сословия. С 1857 года перестали существовать военные поселения. В сухопутных войсках обязательный срок службы с 1859 года уменьшился до 15 лет, а на флоте - до 14.
9 ноября 1861 года военным министром назначен генерал-адъютант Дмитрий Алексеевич Милютин , после чего в армии проводился ряд важнейших реформ. Изначально была составлена общая программа проведения военных реформ, которая 15 января 1862 года представлена Александру II . После утверждения императором она превратилась в программу практических действий Милютина.
Была проведена реорганизация центрального военного управления, а также созданы местные органы управления в форме военных округов. Император стал Верховным Главнокомандующим сухопутных сил империи. Генеральный штаб охватил все вопросы штабной службы, а все его офицеры обладали одинаковой гвардией чинов и носили одинаковую форму. Прошла реорганизация местного военного управления путем проведения военно-окружных мероприятий, что привело к устранению полной централизации, которая сковывала самостоятельность руководства на местах. Были созданы военные округа, которые сосредотачивали в себе все функции военного управления. В случае возникновения войны окружной штаб превращался в штаб действующей армии. Срок мобилизации армии был сокращен до 9 - 26 дней. Однако слабо был отработан вопрос устройства тыла армии, что дало о себе знать в период

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: “Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….”. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. “Положение о военно-окружных управлениях”. На основании этого “Положения” устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Перестройка комплектованя армии

Милютин сумел доказать Александру 2 всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом. Работа комиссии продвигалась крайне медленно.

Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы “благородное” дворянство отбывать ее наравне “с мужичьем”.

Особенно усердствовали фельдмаршал А. И. Баратинский, шеф жандармов П. А. Шувалов, “всесторонний консерватор” Д. А. Толстой, военный писатель и публицист генерал Р. А. Фадеев. Прибегнув к поддержке М.И. Каткова и К.П.Победоносцева, они поощряли выступления в печати противников военных реформ, превратно истолковывая и порицая готовящиеся нововведения.

Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии “отдельно от войска”.

Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.

7 ноября 1870 г. военный министр представил записку “О главных основаниях личной воинской повинности”, одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер “высочайшим повелением” были созданы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй – о возврате призываемых на службу, третий – о денежных расходах по призыву, четвертый – о вольноопределяющихся и о военной замене.

Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8) об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами.

Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило справедливо отмечает в своем исследовании М. Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами.

Напомним, территориальная система комплектования предусматривает пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов, прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей.

Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке численности призывников в районах дислокации воинских частей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны.

Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: “В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при приведении на военное положение…”

Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии.

По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19 января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

В “общих основаниях” сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”.

Нанимать за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

“Милютин обратил дело защиты родины, - писал А. Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность”.

Общий срок службы по новому закону устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальным образованием – 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм.

В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска.

В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования.

В рескрипте Александра 2, оценивавшем заслуги Д.А. Милютина, говорилось: “Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во внесенном вами в Государственный совет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях”.

Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов.

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию.

В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число леи (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет.

Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть “инородческого” населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице.

Из приведенных данных видно, что процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%.

Лица, освобожденные от службы по зачетным квитанциям, не насчитывали даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные квитанции продавались правительством по числу вступивших в ряды армии охотников, а также выдавались как отдельным семьям так и обществам:1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д.

Характерно, что с каждым годом увеличивалось число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

Устав о воинской повинности

Из устава:

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается.

10. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жеребью призываются ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...

18. Общий срок службы во флоте определен в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способных носить оружие мужского населения, от призывного до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются лица до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

Судебная реформа (1864).

Предпосылки введения реформы.

Наиболее архаичной в середине XIX в. оставалась система российского судопроизводства. Старая судебная система вызывала всеобщее недовольство запутанностью судопроизводства, которое велось в атмосфере канцелярской тайны, мздоимством судейских чиновников, медленностью прохождения дел, множественностью инстанций, которые решали дела разных сословий и ведомств. Суд был сословным, заседания носили келейный характер и не освещались в печати. Судьи полностью зависели от администрации, а подсудимые не имели защитников.

После рассмотрения в государственном совете Судебные уставы 20 ноября 1864 г. были утверждены Александром II. В указе Сенату, который должен был следить за их проведением в жизнь, император отмечал основные начала судебной реформы: «суд скорый, правый, милостивый, равный», «надлежащая самостоятельность» судебных учреждений. Задача заключалась в том, чтобы утвердить в народе «уважение к закону».

Основные положения Судебной реформы 1864 года.

Новое судоустройство вводило равенство всех граждан перед законом , провозглашало принцип независимости судебной власти, гласность и состязательность судопроизводства. Вот как наставлял министр юстиции Дмитрий Николаевич Замятнин юристов при открытии реформированного суда в Москве: "Завязывая свои глаза пред всякими посторонними и внешними влияниями, вы тем самым полнее раскрываете внутренние очи совести и тем беспристрастнее будете взвешивать правоту или неправоту подлежащих вашему обсуждению требований и деяний". Вводились новые правовые институты: присяжные заседатели и присяжные поверенные.
В соответствии с проведенной реформой судебная система России стала иметь пять инстанций: 1) мировой суд, 2) съезд мировых судей, 3) окружной суд, 4) судебная палата, 5) Сенат.
Для разбора малозначительных дел и мелких гражданских исков создавался выборный мировой суд, где мировой судья без участия адвокатов должен был обеспечить скорое решение дел с учетом «местных условий». Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, в крупных городах - городскими думами; там, где не было земств, назначались местной администрацией. Мировой судья должен был удовлетворять имущественному и образовательному цензу. Приговор мирового суда мог быть пересмотрен уездным съездом мировых судей, что случалось редко.

Независимы и несменяемы были судебные следователи, особые чиновники, которые вели предварительное следствие по уголовным делам. Все кандидаты на занятие судейских должностей должны были иметь юридическое образование. Значительная часть гражданских и уголовных дел решалась коронным судом с участием присяжных заседателей, которые выбирались из числа добропорядочных граждан мужского пола, не находящихся в услужении.
Присяжными заседателями могли быть крестьяне-дворовладельцы, но в их число не попадали ни рабочие, ни прислуга. Присяжные заседатели, числом 12 человек , олицетворяли независимое общественное мнение и должны были высказаться о виновности или невиновности обвиняемого или ответчика. Меру наказания определял судья. Судебные приговоры могли быть обжалованы в судебной палате либо в Сенате, который имел право отмены или пересмотра судебных решений.

Важной частью новой судебной системы стали присяжные поверенные, адвокаты. Они участвовали в процессе и в устном состязании со стороной обвинения, которую представлял прокурор, стремились смягчить участие своих подзащитных либо доказать их невиновность. Причем умные и удачливые адвокаты зачастую становились кумирами общества, сравнимыми разве что с популярными журналистами, писателями или актерами. Важными принципами судебной реформы стали независимость и несменяемость судей. Они получали высокое жалованье (больше платили судьям только в Англии). Материальная независимость дополнялась административной: лишить судью занимаемой должности мог лишь суд за совершенные злоупотребления или иные преступления.

Действие судебных уставов 1864 г. не было распространено на окраины империи  на Прибалтику, Польшу, Сибирь, Среднюю Азию, север Европейской России. Новые судебные учреждения вводись постепенно, этот процесс завершился к концу XIX века.
Судебная реформа 1864 г. утверждала нормы буржуазного права, ее подготовка и проведение выдвинули плеяду выдающихся судебных деятелей, она сумела изменить отношение общества к суду, превратив судебные заседания в общественное событие и средство воспитания правосознания. Вместе с тем судебная реформа не была последовательной, и суд, созданный на ее основе не был подлинно бессословным.
Недостатки реформы.
По-прежнему особым порядком решались дела по военному ведомству и в среде духовенства.
На основе обычного права и в самых разных инстанциях рассматривались дела среди народов, населявших окраины. Все это далеко отстояло от нормы равенства всех граждан перед законом и отражало правительственное стремление сохранить сословную структуру общества. Российское крестьянство, составлявшее громадное большинство населения России, свои гражданские тяжбы и значительную часть мелких уголовных дел решало в волостных судах, которые были органами сословного крестьянского самоуправления, где судьи из крестьян судили только крестьян.
Волостные суды руководствовались нормами обычного права, традиционными представлениями о справедливости и выносили решения на основе здравого смысла. Подготавливая судебную реформу, правительство в 1863 г. отменило телесные наказания по приговорам гражданских и военных судов. Однако они сохранились для крестьян по приговору волостных судов. Юридическая неполноправность крестьянского населения была очевидной.
Историческое значение реформы
Судебная реформа 1864 г. была серьезным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правого государства. Обеспечивая довольно существенную степень защиты поданных Российской империи в гражданских и, в несколько меньшей степени, уголовных делах, судебная реформа способствовала также и самому процессу выработки понятия прав человека как гражданина России. Многие компоненты этой реформы нашли свое применение и в современной судебной системе Российской Федерации.

Военная реформа (1874).
Причины принятия реформы.
Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны и явно заявившая о себе во время европейских событий 1860- 1870-х гг., когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение Германии под главенством Пруссии, франко-прусская война 1870 г.), требовала осуществления коренных военных реформ.
Д.А.Милютин
Эти реформы были проведены под руководством военного министра Д.А. Милютина. Исходя из необходимости облегчить бремя финансовых расходов, он уменьшил срок солдатской службы до 15 лет, предоставив солдатам после выслужены семи лет уходить в отпуск, что привело к существенному сокращению армии в мирное время. При Милютине изменились условия службы нижних чинов: отменены телесные наказания, строго расследовались случаи побоев солдат, было введено систематическое обучение солдат грамоте в ротных школах.

В 1864 г. им была проведена реформа местного военного управления, котрая разделила территорию империи на военные округа. Военно-окружная система позволяла приблизить управление к войскам, обеспечивала быстрое проведение мобилизации и стала основой стабильности русской армии.
В 1865 г. был учрежден Главный штаб, который стал центральным органом управления войсками.
Была кардинально перестроена система подготовки офицеров: существовавшие прежде кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии, создавались военные училища, готовившие офицеров. Были созданы юнкерские училища, поступление в которые открывало доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Создание стройной системы военного образования потребовало пересмотра программ и курсов Академии Генерального штаба и других академий.

Большое внимание уделялось боевой подготовке. Войска были разделены на полевые и местные, были упразднены армии и корпуса, пехота и кавалерия оснащены винтовками Бердана. Артиллерия получила первые нарезные орудия, заряжаемые с казенной части. Все эти мероприятия создали основу для введения всеобщей воинской повинности.

По Уставу о воинской повинности, утвержденному Александром II 1 января 1874 г., военную службу должны были отбывать все лица мужского пола в возрасте от 21 года до 40 лет.
Срок действительной службы устанавливался в армии шесть, а на флоте семь лет с последующим пребыванием в запасе армии девять лет, флота  три года.
После этого военнообязанные переводились в государственное ополчение, куда зачислялись и все, освобожденные от призыва. Реальный срок действительной военной службы зависел от образовательного ценза, что было проявлением сословных предпочтений. Окончившие начальную школу служили четыре года, гимназию  полтора, а лица, получившие высшее образование  полгода. Максимальный срок службы предусматривался для неграмотных, которые в армии обучались чтению, письму и счету. Воинская повинность способствовала резкому повышению грамотности мужского населения страны.

Военная повинность была всеобщей и всесословной, буржуазный принцип равенства был выражен в ней последовательнее, чем в любой другой реформе Александра II. Вместе с тем исполнение всеобщей воинской повинности предусматривало многочисленные льготы и изъятия, значительная часть которых была связана с сословным происхождением и имущественным положением призывника. По религиозным и национальным мотивам освобождались от военной службы некоторые народы Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Часть призывников освобождалась от военной службы по состоянию здоровья. Кроме того, не призывались: единственный кормилец малолетних братьев и сестер, единственный сын у родителей и те, чей старший брат служил на действительной службе. Таким образом, освобождалось до половины призывников. Остальные должны были тянуть жребий. Такая сложная система призыва создавала возможности для злоупотреблений.

Проведение военных реформ наталкивалось на сопротивление части генералитета, которую возглавлял фельдмаршал А.И. Барятинский. Милютина упрекали в ослаблении роли командного состава, в бюрократизации армии.
События русско-турецкой войны 1877-1878 гг. показали высокую боеспособность частей и соединений, хорошую выучку солдат и офицеров. Военная реформа сделала армию современной, хотя и не изменила сословного характера офицерского корпуса. Недостатком милютинских преобразований было невнимание к интендантской части, что проявилось уже в русско-турецкую войну.

Военные преобразования, бесспорно, сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Недаром эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60-70 гг. XIX в.

ЛЕКЦИЯ XXX

(окончание)

Вопрос о реорганизации армии. – Реформы Д. А. Милютина. – Отмена рекрутчины и Устав о всеобщей воинской повинности 1874 г. – Общекультурное и просветительное значение преобразований в военном ведомстве Д.А. Милютина.

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите статью Военная реформа Александра II – кратко из Учебника русской истории академика С. Ф. Платонова

Теперь я обращусь к тем чрезвычайно важным реформам в военном министерстве, о которых я уже упоминал.

Вопрос о реорганизации армии, вопрос о радикальном преобразовании всех средств обороны страны поставлен был чрезвычайно серьезно и даже, можно сказать, грозно после Крымской войны , которая воочию показала, до какой степени мы в этом отношении отстали и технически, и во всех других отношениях от всех цивилизованных государств и до какой степени, несмотря на численное могущество империи, слабо поставлено было дело ее обороны. Но те недостатки, которые сказались в Крымской кампании и которые в первую голову заключались в чрезвычайно отсталом и плохом вооружении, а также в совершенном отсутствии дорог, которое, в свою очередь, делало невозможным быстрый и своевременный подвоз провианта, военных и боевых припасов и самих людей, – хотя и были очевидны, но их исправление требовало огромных средств, а так как после Крымской войны наши финансы были как раз чрезвычайно подорваны, то дело реформы и затянулось, тем более что военное ведомство сперва было занято вопросом приведения армии в мирный состав. Дело в том, что к 1856 г. мы успели вызвать под ружье целых 2,2 млн. человек, на содержание которых тратились, конечно, огромные суммы. И вот первой задачей военного ведомства было распустить значительную часть этой огромной махины, и на это ушли первые два года после войны. Прежде всего было распущено ополчение, причем роспуск его сопряжен был с массой волнений и затруднений среди ополченцев, а затем стали приступать и к роспуску (в виде временного и бессрочного отпуска) значительной части взятых по набору нижних чинов; их было распущено до 400 тыс., и в конце концов армия была сведена к 1,5 млн. людей. Предполагалось дальнейшее ее уменьшение, но как раз в 1859 г. в Европе вспыхнули различные международные осложнения, а эти осложнения задержали роспуск вооруженных сил. Наконец, в 1862–1863 гг. польское восстание опять грозило возможностью вмешательства иностранных держав, и это потребовало даже дополнительной мобилизации войск – на западной границе было поставлено на военную ногу целых пять корпусов.

Ко всем этим обстоятельствам, затруднявшим работу военного министерства и вместе с тем поглощавшим средства, которые могли быть употреблены на самую реорганизацию армии, присоединилось еще то, что во главе военного министерства стоял весьма заурядный николаевский генерал Сухозанет – человек твердый, но совершенно негодный для разработки и проведения преобразований. Только в 1861 г. его заменил Д. А. Милютин , брат Н. А. Милютина , в лице которого императору Александру наконец удалось найти среди тогдашних военных человека, пригодного для проведения реформы. Д. А. Милютин был ранее профессором академии генерального штаба, а затем начальником штаба кавказской армии, и получил, таким образом, и теоретическую и боевую подготовку, а кроме того, обладал выдающимися личными дарованиями.

Начал Милютин с того, что прежде всего старался облегчить службу солдата – улучшить его положение и, по возможности, сократить тот срок службы, который тогда существовал и который делал воинскую повинность почти пожизненной: срок этот был 25-летний, причем лица, взятые в солдаты, считались изъятыми из гражданского состояния до такой степени, что они исключались из списков своего состояния, и когда доживали до отставки, то составляли особое сословие отставных солдат и должны были или «избрать род жизни», т. е. записаться в какое-нибудь податное сословие, или быть поселенными на каком-нибудь клочке казенной земли, буде такая находилась в той местности, где селился отставной нижний чин, а в случае дряхлости или неспособности к труду получали ничтожную пенсию в 36 руб. в год. Разумеется, такая организация военной службы составляла страшное бремя, лежавшее всецело на плечах податных сословий, потому что неподатные сословия, а также и купцы были освобождены от нее. Затем, при тяжести тогдашней солдатской службы, которая составляла настоящую каторгу, всеобщее сознание было таково, что быть сданным в солдаты или, как тогда выражались, «быть забритым» или «попасть под красную шапку», считалось самым тяжелым видом уголовного наказания даже для крепостных крестьян, и сдачи в солдаты все боялись как огня. Это обстоятельство, не говоря уж о самой тяжести солдатской службы, делало положение солдата и чрезвычайно приниженным, так как он приравнивался в общем сознании почти что к каторжнику, к уголовному преступнику. Это чрезвычайно должно было отражаться и на духе войска, на его развитии и, несомненно, понижало, независимо от плохого вооружения, боевую способность армии.

Милютин задался целью, с одной стороны, технически перестроить армию, привести ее в такое положение, в котором она более соответствовала бы потребностям времени, а с другой стороны, всемерно облегчить участь солдата. Он прежде всего добился сокращения срока службы до 16 лет. Были отменены затем всякие телесные наказания, которые раньше применялись в очень тяжелой форме, начиная с кнута, плетей, кошек, шпицрутенов и до розог, которые считались тогда самым легким наказанием. Все это было отменено в первые же годы министерства Милютина. Далее он стремился к перемене отношения офицеров к солдатам, которое раньше было совершенно негуманное, – вообще он старался возвысить положение солдата до почетного положения защитника своей родины из того бесправного положения, в котором он был раньше. Затем он решил реорганизовать и самое управление военным министерством: отчасти в целях экономии, а отчасти и в целях более разумного административного устройства он предложил уничтожить существовавшие тогда в мирное время штабы отдельных армий, указывая, что деление войска на армии вовсе не нужно для мирного времени, так как в военное время отдельные части все равно приходится перетасовывать и они выходят из того командования, в котором они были до войны. Он уничтожил и деление на корпуса, находя, что это слишком большие единицы для мирного времени, так что наибольшей военной единицей в мирное время стали дивизии (в четыре полка каждая). Это же дало возможность устроить целесообразнее и саму военную администрацию. Большая власть была дана военному министру, с одной стороны, а с другой стороны, допущена была в административном отношении и некоторая децентрализация – в виде военных округов, командующие которыми в мирное время являлись довольно самостоятельными органами, соединяя в своем лице права корпусных командиров и права военных генерал-губернаторов по отношению к войскам.

Затем важную реформу составило полное преобразование военных судов. В связи с уничтожением позорных и тяжких наказаний был переработан военно-уголовный кодекс, и самое судопроизводство было основано на новых воззрениях и гуманных началах, на которых были устроены гражданские суды после реформы 1864 г. , – и именно благодаря тому, что все это находилось под охраной Милютина, пользовавшегося большим доверием Александра, этим реформам в военной юстиции не пришлось подвергнуться и в реакционное время тем искажениям, какие пришлось претерпеть в смутные годы реакции гражданским судебным местам.

Наряду с этим надо поставить и ту реформу военно-учебных заведений, которую предпринял Милютин и которая заключалась в том, что специальные военные корпуса, подготовлявшие офицеров как членов особой касты и воспитывавшие их в военной обстановке и военном духе с самого малолетства, были преобразованы в военные гимназии, которые совершенно изменили свой вид и сделались весьма близкими к общей средней школе; в них был повышен образовательный уровень и из них была изгнана излишняя военщина; а для специальной военной подготовки были предназначены высшие юнкерские училища, которые или подготовляли военных специалистов, как Инженерное и Артиллерийское училища, или образованных пехотных и кавалерийских офицеров, как Павловское, Александровское, Константиновское и Николаевское училища. Это преобразование имело весьма серьезное значение, так как оно, с одной стороны, усилило образованность офицерского состава, а с другой – вело к смягчению военных нравов, необходимому для того, чтобы уничтожить те ужасные отношения, которые раньше существовали между офицерами и солдатами.

Все эти реформы, как они ни были важны и существенны для самого технического устройства армии, имели все-таки более или менее второстепенное значение. Главная реформа, к которой предстояло обратиться Милютину, состояла в коренном изменении самой системы воинской повинности, в полном уничтожении тогдашней рекрутчины, которая так тяжело ложилась на плечи народа, и, разумеется, эта задача из всех милютинских реформ являлась важнейшей с точки зрения общенародных интересов, ибо она вносила в русскую жизнь демократизирующее начало огромного значения. С другой стороны, эта же самая реформа воинской повинности была и технически необходима для организации наиболее сильной армии при наименьшей затрате народных средств, организации, которая отвечала бы больше устройству армии всех остальных цивилизованных стран. Дело в том, что во всей Европе, в это время рекрутчина, или вербовка, и другие архаические системы комплектования армий были заменены системой всеобщей воинской повинности, причем эта система важна была не только теми условиями равноправия, которые она вводила и которые соответствовали новому строю общества, повсеместно введенному в XIX в., но и в техническом, военном и экономическом отношениях она представлялась гораздо более выгодной.

Прототипом этой системы послужила та реорганизация армии, которая была выработана после Тильзитского мира для Пруссии талантливым прусским генералом Шарнхорстом. Задача, которая стала тогда перед прусскими военными законодателями и администраторами, заключалась в следующем: им надо было, придерживаясь договора с Наполеоном, не увеличивать состава войск, состоящих на действительной службе, свыше 42 тыс. и в то же время надо было создать возможность, когда наступит минута реванша, сразу выставить против Наполеона хорошо обученное и вооруженное войско, в несколько раз превышающее по численности то, которое они могли содержать в мирное время по договору. И вот Шарнхорсту пришла в голову остроумная мысль достигнуть этого заменой прежней долгосрочной повинности краткосрочною трехлетнею повинностью, причем каждый солдат по окончании службы зачислялся в запас, из которого лишь призывался иногда на короткие сроки в учебные сборы. Таким образом открывалась возможность провести через армию в сравнительно короткое время значительную часть населения, которая всегда могла быть затем быстро призвана под ружье, благодаря чему сорокатысячная армия мирного состава легко могла быть увеличиваема в военное время в несколько раз. Применение этой мысли давало в то же время возможность сделать большие сбережения и серьезно облегчить службу солдата, так как каждый солдат не отрывался, таким образом, на всю жизнь от семьи и возвращался домой после короткой трехлетней службы.

Эта идея и легла в основу всеобщей воинской повинности, принятой в первой половине XIX в. в большей части европейских держав. Однако в начале века система эта не везде могла быть применена. Для Пруссии эта система была хороша уже и тогда, ибо мобилизация запаса здесь была весьма облегчена небольшими размерами государства и хорошими путями сообщения, а также и сравнительно высокой культурностью населения. Применение этой системы к России, пока у нас не было хороших дорог, при громадности нашего отечества было совершенно невозможным. Это именно и заставило, как вы знаете, императора Александра I, когда он думал о предоставлении и солдату лучшей жизни и облегчении для государства содержания большой армии, обратиться к несчастной идее военных поселений. Поэтому же мы и при Николае I держали миллионную армию, хотя население было тогда в три раза меньше нынешнего, и это, конечно, ложилось на него непосильным бременем.

Вопрос о реорганизации русской армии по очерченному образцу связывался, таким образом, прежде всего с постройкой железных дорог, и когда в начале 70-х годов наша железнодорожная сеть получила значительное развитие, то явилась и возможность приступить к реорганизации армии. И вот Милютин в 1870 г. представил доклад императору Александру о необходимости соответствующего преобразования армии, получил его одобрение и, разработав на этом основании новый устав о воинской повинности, удачно провел его через Государственный совет, после чего он сделался законом 1 января 1874 г.

По этому уставу рекрутчина была отменена и заменялась всеобщей воинской повинностью, одинаковой для всех классов и сословий народа, причем являлась возможность значительного облегчения этой повинности. Если в прежнее время в набор вообще призывались лица от 20 до 34-летнего возраста, и, следовательно, нередко попадали в войска отцы семейств, которых семьи лишались, в сущности, навсегда, то теперь ежегодно должны были призываться лишь молодые люди 20-летнего возраста всех сословий, причем срок службы для них назначался не свыше шести лет, после чего они зачислялись на девять лет в запас и затем до 40 лет от роду должны были числиться в ополчении. При этом допускались для всех сословий одинаковые льготы. Прежде всего льготы давались по семейному положению. Исходя из потребностей трудовых масс, Милютин предоставил льготу первого разряда единственному сыну у родителей или единственному внуку у бабки и деда, и единственному брату-кормильцу при малолетних сиротах – братьях и сестрах. Льгота второго разряда предоставлялась тем, у кого были лишь братья, не достигшие 18-летнего возраста. Затем льгота третьего разряда предоставлялась лицам, непосредственно следующим за братом, уже взятым в военную службу, хотя бы в семье были и другие способные к труду братья.

Все, не пользовавшиеся льготой, признанные здоровыми и годными в войска, должны были по жребию зачисляться в число новобранцев в порядке вынутых номеров жребия, пока они не давали известного количества, ежегодно установляемого по статистическим данным для каждого округа. Если одних безльготных не хватало для пополнения назначенного контингента, то призывались, опять-таки в порядке вытянутого жребия, имевшие льготу третьего разряда, а затем даже и второго разряда; но имевшие льготу первого разряда могли быть призваны в войска по особому высочайшему повелению.

Были установлены льготы относительно срока отбывания повинности и по образованию. Нормальный срок, как я сказал, был установлен шестилетний. Но для лиц, получивших высшее образование, срок этот сокращался до полугода; для лиц, получивших среднее образование, – до двух лет, а для кончивших городское училище, или уездное училище, или четырехклассную прогимназию срок службы назначен был трехлетний. Наконец, все кончившие начальные училища должны были служить четыре года. Для лиц, получивших среднее и высшее образование, допускалось еще отбывание воинской повинности в качестве вольноопределяющихся, причем срок сокращался еще вдвое, так что для получивших высшее образование он доводился всего до трех месяцев.

Вот основные черты главной реформы Милютина, явившейся одним из важнейших факторов той демократизации русского общества, которая связана была с реформами 60-х годов вообще, и вместе с тем бывшей одной из наиболее гуманных реформ царствования Александра II, ибо она, уничтожив раз и навсегда прежний бесчеловечный способ пополнения армии при помощи рекрутских наборов, уничтожила, в сущности, военное рабство.

С 1875 г. Милютин ввел новые правила обучения солдат, взятых на действительную службу, причем это обучение касалось не только военных предметов и фронтовой выправки, но начиналось с грамоты. В отношении грамотности состав армии, конечно, улучшился уже тем, что в нее введены были лица высших сословий; в нашу армию до реформы 1874 г. грамотных поступало не более 13%, а в 1874 г. этот процент сразу повысился до 20. Затем, благодаря правилам 1874, благодаря систематическому и все улучшавшемуся обучению в полках почти каждый взятый в военную службу человек возвращался домой через несколько лет обученным грамоте, и, таким образом, армия в руках Милютина сделалась весьма значительным суррогатом школ, которых как раз не хватало в России. Армия сделалась для населения своего рода школой.

Замечательно, что при проведении этой реформы в Государственном совете противниками льгот по образованию и других либеральных статей этой реформы явились те министры, которые, казалось бы, должны были занимать обратную позицию. Именно граф Толстой , министр народного просвещения, отрицал желательность особых льгот для лиц, получивших высшее образование, а министр юстиции граф Пален явился противником подчинения вопросов об уклонении от воинской повинности суду присяжных, так что Милютину – военному генералу и военному министру приходилось настаивать на неприкосновенности либеральных принципов против нападок тех лиц, которые, казалось бы, должны были взять на себя отстаивание этих принципов. Тем не менее Милютин, пользуясь большим престижем у императора Александра, отстоял свою реформу вполне и не только провел ее в Государственном совете, но, в противоположность всем остальным министрам-реформаторам царствования Александра II, получил возможность лично ввести ее в жизнь , так как он не был уволен подобно Ланскому и своему брату Николаю в отставку, а продолжал оставаться военным министром до конца царствования Александра II.