Сочинения

Древний строительный Комплекс в Wudang Mountains. Матушка Россия, ты самая красивая

Приближается весна и появляется желание перемен. Так хочется сменить обычное окружение и отправиться куда-нибудь в путешествие. В мире существует множество уникальных, интересных мест, которые стоит увидеть своими глазами. Мы приведем некоторые из них – самые необычные, самые неординарные.

1. Самая высокая гора в Канаде

В Канаде самой высокой является гора Логан высотой 5959м. она принадлежит расположенной на юго-западе территории Юкон системе Хребта Святого Ильи. Имя горе дали в честь Вильяма Эдмонда Логана – канадского геолога

2. Самый южный город в мире

Ушуая (Аргентина) является самым южным в мире городом. Население этого административно центра провинции Огненная Земля составляет 45 тысяч человек.

3. Самая низкая точка Африки

На 155 метров ниже уровня моря расположилось озеро Ассаль в Джибути – самая низкая точка Африки.

4. Самое большое озеро на острове в озере

Система из этих озер напоминает матрешку – в Канаде на озере Гурон расположен остров Манитулин, на острове Манитулин есть озеро Маниту. Маниту оказывается самым большим озером в озере с площадью 104 квадратных километра.

5. Самый богатый город мира

Самый богатый и самый красивый город мира – Дубай. Совсем не трудно купить тур в Дубай дешево , а потому это город является и самым посещаемым в мире. Что интересно – его население на 80% состоит из иностранцев.

6. Самое длинное озеро в мире

Озеро Танганьика расположено на границе Замбии, Танзании, Бурунди и Демократической республики Конго и является самым длинным в мире. Ее открыли в 1858 году английские исследователи Джон Спик и Ричард Бертон. Озеро интересно не только своей длиной (673 км), но оно является вторым в мире по глубине (1470 м) и объему воды. А еще Танганьика славится своей интересной и разнообразной фауной, яркими и необычными рыбками.

7. Самый высокий водопад в Африке

На территории Южно-Африканской республики в Драконовых горах расположен водопад Тугела. Тут с высоты 948 метров падает вода пятью каскадами. Самый большой каскад имеет высоту 411 метров.

8. Самая глубокая впадина на Земле не заполненная водой

Про глубокие морские впадины мы наслышаны, но есть и глубочайшие разломы на поверхности Земли. Самый глубокий из них в 1961 году был открыт в Антарктиде. Глубочайшая точка впадины Бентли на 2540 метров ниже уровня моря и вся она заполнена льдом.

9. Самая высокая вершина Скандинавских гор

В Скандинавских горах самой высокой вершиной является Галлхёпигген. Впервые на эту 2469-метровую гору в Норвегии взобрались в 1850 году Арнесен, Флааттен и Сульхейм.

10. Самая длинная река в Евразии

Самой полноводной и длинной рекой в Евразии является Янцзы. Она несет свой воды от истоков в Тибете до Восточно-Китайского моря по территории Китая на протяжении 6300 км.

11. Самая длинная коса в мире

Самая длинная в мире коса находится в Украине. Арабатская стрелка, расположенная на Крымском полуострове, длиной 112 км и шириной от 270м до 8 км отделяет от Азовского моря залив Сиваш.

12. Самый маленький город в мире

Ключевые слова:

  • объект
  • множество
  • общее имя
  • единичное имя
  • собственное имя
  • свойства объектов
  • действия объекта
  • поведение объекта
  • состояние объекта

Объекты и множества

Объект - это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое. Объектами принято называть всё то, на что обращено внимание человека.

Так, телефон, стол, книга, кошка - примеры объектов-предметов. Каникулы, учёба, чтение, поездка - примеры объектов-процессов. Гроза, солнечное затмение, снегопад - примеры объектов-явлений.

Множество - это совокупность, набор, коллекция объектов. Объекты, составляющие некоторое множество, называются его элементами.

Множество может, в частности, состоять из трёх, двух, одного элемента или быть пустым (например, множество отличников в классе). Множество может быть конечным (например, множество цифр или множество букв русского алфавита). Множество может быть бесконечным (например, множество натуральных чисел).

Каждый объект имеет имя, которое позволяет отличать его от других объектов. Имя объекта человек называет, отвечая на вопрос «Что это такое?» или «Кто это такой?».

Общаясь, люди передают друг другу самые разнообразные сведения о реальных и воображаемых объектах, обозначая объекты именами - словами языка. Но в различных ситуациях один и тот же объект может получать разные имена.

Например, собака - это объект реального мира. Собаку можно назвать Каштанкой, пёсиком, домашним животным или просто животным. Чем отличаются эти имена и от чего зависит выбор того или иного имени?

Имена бывают общими , обозначающими множество объектов, и единичными , обозначающими конкретный объект в некотором множестве.

    Общее имя выбирают так, чтобы оно:

  1. подходило каждому объекту из множества;
  2. наиболее точно описывало рассматриваемое множество.

Например, городам Лондон, Манчестер и Ливерпуль можно дать такие общие имена: «город», «европейский город», «город в Англии». Наиболее точным в данном случае будет общее имя «город в Англии». А для городов Москва, Париж, Лондон и Мадрид наиболее точным будет общее имя «столичный европейский город». Все упоминавшиеся здесь города образуют множество с общим именем «европейский город».

При выборе имени для конкретного объекта некоторого множества - единичного имени объекта - нужно придерживаться следующего правила: у всех объектов множества имена должны быть разными.

Например, если во дворе растет одна берёза, то жильцы дома могут использовать единичное имя «берёза», потому что они рассматривают не множество всех растений в мире, а множество деревьев в своём дворе. Если во дворе две берёзы, на столе пять чашек, в книжном шкафу много книг, то будут использоваться более длинные единичные имена, например: «берёза у окна», «голубая чашка», «книга по истории, которая лежит на нижней полке шкафа» (рис. 1).

Рис. 1

Чтобы обойтись без таких длинных обозначений, для некоторых видов объектов (людей, домашних животных, книг, журналов, кинофильмов, географических объектов, планет и т. д.) используются собственные имена. Например: Александр Сергеевич Пушкин, роман «Война и мир», Мухтар, Москва, Ангара, кинофильм «Ночной дозор», Луна.

Объекты изучения в информатике

Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. Например, космические тела изучаются на уроках астрономии, земная поверхность - на уроках физической географии, растительный и животный мир - на уроках биологии, прошлое человечества - на уроках истории, принципы работы некоторых технических устройств - на уроках физики и технологии, пространственные формы и количественные отношения - на уроках математики.

Информатика - наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.

Объектами изучения в информатике являются информация, информационный процесс, алгоритм, исполнитель, компьютер, включая его аппаратное и программное обеспечение, и т. д.

Признаки объектов

Кроме имени в сообщении об объекте человек может подробно перечислить его признаки : свойства, действия, поведение, состояния.

Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия? ».

Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города - численностью населения, реки - длиной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается её температура.

Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением , которое она принимает. Примеры величин: цвет, материал, форма, длина. Примеры значений: красный, железный, прямоугольный, 2 м.

В таблице 1 приведены объекты, их свойства, а также величины и значения величин, соответствующие этим свойствам.

Таблица 1

Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы: «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно делать?» (пассивное действие).

Например, далматин бегает, операционная система управляет работой компьютера, воздушный шар можно надуть, файл - переименовать, модифицировать, удалить и т. д.

Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту.

Без этого информация об объекте будет неполной. Ведь действие с одним и тем же именем различные объекты могут совершать по-разному.

Например, птицы, воздушные шары и вертолёты неодинаково летают, а действие «строить» человек по-разному выполняет с домами, мостами и тоннелями.

Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определённое сочетание всех или некоторых свойств этого объекта.

Например, под хорошей погодой человек может понимать определённую температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно). Когда с объектом выполняется действие, его состояние изменяется. Например, с воздушным шариком можно связать величины «объём» (в литрах), «высота» (в метрах над Землёй) и «поврежденность» (наличие дырок). Когда воздушный шар надувают, изменяется его объём. Во время полёта шара будет увеличиваться высота, на которой он находится. А когда шарик лопнет и упадёт, изменятся значения сразу всех трёх величин.

Летаем в космос, наперегонки строим небоскребы, клонируем живые организмы и делаем много такого, что еще недавно казалось невозможным. И при этом до сих пор неспособны разгадать загадки строителей и мыслителей, живших тысячелетия назад. Древний булыжник весом в сотню тонн удивляет нас больше, чем компьютер размером в пол-ладони.

(Всего 20 фото)

Спонсор поста: Маша и медведь - Смотрим онлайн все серии подряд!
Источник: vokrugsveta.ru

1. Стоунхендж, Великобритания, Солсбери

Алтарь, обсерватория, гробница, календарь? Ученые так и не пришли к единому мнению. Пять тысяч лет назад появились кольцевой ров и валы вокруг него диаметром 115 м. Несколькими веками позже древние строители доставили сюда 80 четырехтонных камней, а еще через пару столетий - 30 мегалитов весом 25 тонн. Камни были установлены по кругу и в виде подковы. Тот вид, в котором Стоунхендж дошел до наших дней, во многом результат человеческой деятельности недавних веков. Люди продолжали трудиться над камнями: крестьяне отколупывали от них кусочки-обереги, туристы метили территорию надписями, а реставраторы додумали за древних, как тут у них что стояло правильно.

2. Пирамида Кукулькана, Мексика, Чичен-Ица

Каждый год в дни весеннего и осеннего равноденствия у подножия святилища верховного божества майя - Пернатого Змея - собираются тысячи туристов. Они наблюдают чудо «явления» Кукулькана: Змей движется вниз вдоль балюстрады главной лестницы. Иллюзию создает игра треугольных теней, отбрасываемых девятью платформами пирамиды в тот момент, когда солнце, клонящееся к закату, в течение 10 минут освещает ее северо-западный угол. Будь святилище смещено хоть на градус, ничего подобного бы не происходило.

3. Карнакские камни, Франция, Бретань, Карнак

В общей сложности около 4000 мегалитов высотой до четырех метров расставлены стройными аллеями неподалеку от города Карнак. Ряды идут параллельно друг другу или расходятся веером, кое-где образуют круги. Комплекс датируется V–IV тысячелетием до н.э. В Бретани ходили легенды, что это волшебник Мерлин заставил окаменеть шеренги римских легионеров.

4. Каменные шары, Коста-Рика

Артефакты доколумбовой эпохи, разбросанные вблизи Тихоокеанского побережья Коста-Рики, были обнаружены в 1930-е годы работниками банановых плантаций. Надеясь найти внутри золото, вандалы разрушили много шаров. Сейчас большинство оставшихся хранятся в музеях. Диаметр некоторых камней достигает 2,5 метра, вес - 15 тонн. Предназначение их неизвестно.

5. Скрижали Джорджии, США, Джорджия, Элберт

В 1979 году некто под псевдонимом R.C. Christian заказал строительной фирме изготовление и установку монумента - конструкции из шести гранитных монолитов общим весом более 100 тонн. На четырех боковых плитах выгравированы десять заповедей потомкам на восьми языках, включая русский. Последний пункт гласит: «Не будьте раком для Земли, природе тоже оставьте место!»

6. Нураги Сардинии, Италия, Сардиния

Полуконические сооружения, напоминающие огромные ульи (высотой до 20 м), появились в Сардинии в конце II тысячелетия до н.э., до прихода римлян. Башни построены без фундамента, из наложенных друг на друга каменных блоков, не скрепленных никаким раствором и держащихся только за счет собственной тяжести. Назначение нурагов неясно. Характерно, что археологи не раз обнаруживали при раскопках миниатюрные модели этих башен из бронзы.

7. Саксауаман, Перу, Куско

Археологический парк на высоте 3700 метров и площадью 3000 га расположен к северу от столицы Империи инков. Оборонительный и одновременно храмовый комплекс был построен на рубеже XV–XVI веков. Зигзагообразные зубчатые стены, достигающие 400 метров в длину и шести в высоту, сложены из 200-тонных каменных блоков. Как инки устанавливали эти блоки, как подгоняли их один под другой - неизвестно. Сверху Саксауаман выглядит как зубастая голова пумы Куско (город был заложен в форме священного животного инков).

8. Аркаим, Россия, Челябинская область

Поселение эпохи бронзы (III–II тысячелетие до н.э.) находится на той же широте, что и Стоунхендж. Совпадение? Ученые не знают. Два ряда круговых стен (диаметр дальней - 170 м), система водостоков и канализация, колодец в каждом доме - свидетельства высокоразвитой культуры. Памятник был обнаружен студентами и школьниками из археологической экспедиции в 1987 году. (На фото - модель-реконструкция.)

9. Ньюгрейндж, Ирландия, Дублин

Кельты называли его курганом фей и считали домом одного из своих главных богов. Круглое сооружение из камня, земли и щебня диаметром 85 метров было возведено более 5000 лет назад. Внутрь кургана ведет коридор, заканчивающийся ритуальной камерой. В дни зимнего солнцестояния эта камера ярко освещается на 15–20 минут лучом солнца, попадающего в окошко над входом в туннель.

10. Коралловый замок, США, Флорида, Хомстед

Причудливую структуру в одиночку за 28 лет (1923–1951) построил латвийский эмигрант Эдвард Линдскалнин в честь утраченной любви. То, как человек скромного роста и телосложения перемещал в пространстве огромные блоки, остается загадкой.

11. Статуи «рептилоидов», Французская Полинезия, остров Нуку-Хива

Статуи в местечке под названием Темехеа-Тохуа на Маркизских островах изображают странных существ, облик которых в массовом сознании связывается с инопланетянами. Они разные: есть крупные большеротые «рептилоиды», а есть и другие: с маленькими туловищами и непропорционально большими вытянутыми головами-шлемами с огромными глазами. Общее у них одно - злобное выражение лиц. Были ли это пришельцы из других миров или просто жрецы в масках - неизвестно. Статуи датируются примерно началом II тысячелетия.

12. Пирамиды Ёнагуни, Япония, архипелаг Рюкю

Монументы из огромных каменных платформ и столбов, расположенных под водой на глубине от 5 до 40 метров, были обнаружены в 1986 году. Главное из этих сооружений имеет вид пирамиды. Недалеко от него находится крупная площадка со ступенями, похожая на стадион со зрительскими трибунами. Один из объектов напоминает огромную голову, как у статуй моаи на острове Пасхи. В научном сообществе ведутся споры: многие считают, что лежащие на дне океана образования имеют исключительно природное происхождение. Но одиночки вроде Масааки Кимуры, профессора университета Рюкю, неоднократно нырявшего к развалинам, настаивают, что тут не обошлось без человека.

13. Гозекский круг, Германия, Гозек

Кольцевая система концентрических рвов и деревянных ограждений была создана в период между 5000 и 4800 годами до н.э. Сейчас комплекс реконструирован. Предположительно, он использовался как солнечный календарь.

14. Большой Зимбабве, Зимбабве, Масвинго

Одно из крупнейших и старейших каменных сооружений Южной Африки строилось с XI века, а в XV по неизвестной причине было заброшено. Все конструкции (до 11 метров в высоту и 250 в длину) возведены методом сухой кладки. Предположительно, в поселении жило до 18 000 человек.

15. Делийская колонна, Индия, Нью-Дели

Железная колонна высотой более 7 метров и весом более 6 тонн - часть архитектурного комплекса Кутб-Минар. Была отлита в честь царя Чандрагупты II в 415 году. По неясным причинам колонна, почти на 100% сделанная из железа, практически не поддается коррозии. Ученые пытаются объяснить этот факт разными причинами: особым мастерством и технологиями древнеиндийских кузнецов, сухостью воздуха и специфическими климатическими условиями в районе Дели, формированием защитной оболочки - в частности, в результате того, что индусы умащивали священный монумент маслами и благовониями. Уфологи, как обычно, видят в колонне очередное доказательство вмешательства внеземного разума. Но секрет «нержавейки» до сих пор не разгадан.

16. Линии Наски, Перу, плато Наска

47-метровый паук, 93-метровая колибри, 134-метровый орел, ящерица, аллигатор, змея, другие зооморфные и человекоподобные существа… Гигантские изображения с высоты птичьего полета кажутся процарапанными на лишенной растительности горной породе, причем будто бы одной рукой, в едином стиле. На самом деле это борозды глубиной до 50 см и шириной до 135 см, сделанные в разное время в V-VII веках.

17. Обсерватория Набты, Нубия, Сахара

В песках рядом с высохшим озером находится самый старый археоастрономический памятник на планете, на 1000 лет старше Стоунхенджа. Расположение мегалитов позволяет определять день летнего солнцестояния. Археологи считают, что люди здесь жили сезонно, когда в озере была вода, поэтому нуждались в календаре.

18. Антикиферский механизм, Греция, Антикифера

Механическое устройство с циферблатами, стрелками и шестеренками в начале XX века было найдено на затонувшем корабле, следовавшем из Родоса (100 год до н.э.). После продолжительных исследований и реконструкций ученые выяснили, что прибор служил астрономическим целям - позволял следить за передвижением небесных тел и совершать очень сложные вычисления.

19. Плиты Баальбека, Ливан

Развалины римского храмового комплекса относятся к I-II веку н.э. Но римляне возвели святилища не на пустом месте. В основании храма Юпитера лежат более древние плиты весом 300 тонн. Западную подпорную стенку составляет ряд «трилитонов» - трех известняковых блоков, каждый более 19 м в длину, 4 м в высоту и весом около 800 тонн. Римская техника не в состоянии была поднимать такой вес. Кстати, неподалеку от комплекса уже не одну тысячу лет лежит еще один блок - под 1000 тонн.

20. Гёбекли-Тепе, Турция

Комплекс на Армянском нагорье считается самым древним из крупнейших мегалитических сооружений (ориентировочно X–IX тысячелетие до н.э.). В то время люди еще занимались охотой и собирательством, но кто-то смог воздвигнуть круги из огромных стел с изображениями зверей.


Под научной картиной мира классики естествоиспытатели понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира (НКМ). Содержанием ее являются: основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.

В каждый период развития человечества формируется определенная научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придется дополнять.

Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира. Неплохо об этом сказал В. И. Ульянов: «...человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания».

Способы познания на различных этапах развития общества отражались в научных мыслях исследователей. Поскольку наука – это деятельность людей по получению нового знания, его систематизации и проверке, то, отражая мир в сознании человека, она образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах, т.е. представляет собой научную картину мира, характерную для определенной исторической эпохи.

Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов XX в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания.

Так под научной картиной мира классики естествоиспытатели понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.

Научная картина мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. Наиболее показательные особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах в понимании объективных процессов и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук – физическая, биологическая, астрономическая…, с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления – вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная. Информационно - кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Начало развития научных представлений о мире восходит к VII-VI вв. до н. э. Это было время рабовладельческого общества, в котором обращение к физическому труду наказывалось презрением; поэтому природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных наблюдениях, в красочных картинах мира было еще много наивного, часто рядом с реальным отражением действительности в них уживался вымысел, который сегодня нам кажется несовместимым с мудростью древних мыслителей.

В период развития феодального общества наряду с земледелием развивается ремесленничество, появляются мануфактуры. Их рост создает предпосылки для возникновения науки, опирающейся на эксперимент. Вначале опыты были примитивными и проводились без всякой системы - это было время «ползучего эмпиризма», но они подготавливали почву для новых опытов, приводили к открытию закономерностей, которые использовались для объяснения явлений природы, построения картины мира. В это время производство было примитивным; основным видом движения, с которым оно имело дело, было механическое движение. Естественно, что первыми были открыты и исследованы законы механики, они стали основой научного объяснения мира. В XVI-XVII веках вместо натурфилософской утвердилась механистическая картина мира, распространившая на все явления в мире законы механики Галилея – Ньютона, которые принимались за основу всех других законов природы. Господствующее положение в научном познании в духе этой картины мира занял односторонний анализ, разделивший мир на группы обособленных и неизменных самих по себе явлений. В XIX в. в рамках механистической картины сложилась термодинамическая картина мира, основанная на молекулярно-кинетической концепции и вероятностно-статистических законах. Окончательное крушение механистической картины мира вызвала теория электромагнитного поля, созданная М. Фарадеем и Дж. К. Максвеллом во второй половине XIX в. Если до Максвелла физическая реальность мыслилась в виде материальных точек, то после него - предстала в виде непрерывных полей, не поддающихся механистическому объяснению. Наступила эра принципиально новой физической картины мира, трансформировавшейся в XX в. в релятивистскую и квантово-механическую картины мира.

В XX веке на роль лидера научного познания наряду с физикой претендует и биология, к которой относятся такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфере в целом. Биологическая картина мира (к которой принадлежит и человек) соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных исследованиях, кибернетике и теории информации.

В последние годы на первый план все больше выходит новое междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем. Это направление возникло в начале 70-х годов и связано в первую очередь с именами И. Пригожина и Г. Хакена. Синергетика ставит целью познание общих принципов самоорганизации систем самой разной природы – от физических до социальных, лишь бы они обладали такими свойствами, как открытость, нелинейность, неравновесность, способность усиливать случайные флуктуации. Предмет синергетики – это прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.

Природа, общество и человек соединены и в действительном мире, и в мировоззрении людей в единую картину. Вселенское, социальное и индивидуальное составляют мировое целое, в виде научных образов, научной картины мира (НКМ).

НКМ физическую, химическую и биологическую отражают естественные науки. Жизнь общества, материальную и духовную культуру людей в форме соответствующих образов представляют науки социальные, или гуманитарные.

Внутренний личностный мир человека, его душевные проявления пытается изучить психология, но наиболее адекватно личность - как собирательный образ человека - отражена в произведениях литературы и искусства. Однако художественное воплощение человека всегда идеализировано (как в положительную, так и в отрицательную сторону), а значит, упрощено, даже если изображается конкретная историческая личность, даже если автор изображает самого себя. Глубины личностного сознания остаются тайной, дух (или душа) человека непознаваемы.

Если же и есть закономерности движения и развития внутреннего мира человека, то у каждой личности они настолько своеобычны и неповторимы, что не могут быть предметом научного познания.

Развитие общества шло по направлениям восходящим и нисходящим, прогрессивным и регрессивным, через скачки и замирания. Закономерности исторических периодов постоянно обновлялись, поэтому социальные законы не оставались неизменными. Познать их полностью нельзя, так как целые исторические эпохи безвозвратно ушли в небытие.

Первым ощущением, которое должно было возникать у каждого человека, было чувство опасности, исходящей извне, из мира, таящего в себе массу опасностей (например, экологической). Чтобы действовать в нем, человек должен определить: конкретные источники внешней опасности; то, что надо сделать, чтобы не навлечь эту опасность на себя, чтобы ее преодолеть; то, в каких отношениях он должен быть с другими людьми; то, нуждается ли он в их помощи; то, каким образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей, чтобы решиться на конкретные действия. Если окружающую действительность не рационализировать таким образом, то в ней невозможно осмысленно действовать. Структурирование же мира создает призму, через которую человек видит мир и себя в нем. Человек адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздании. Так создается картина мира, т.е. некоторое связное представление о бытии присущее членам какого-либо этноса.

М. Хайдеггер излагает следующее понимание отношения человека и картины мира:

Человек изображает мир как картину;

Человек понимает мир как картину;

Мир превращается в картину;

Человек покоряет мир как картину.

М. Хайдеггер делает очень важный вывод: человек изображает, составляет для себя картину мира, и с этого момента начинается его деятельность как субъекта исторического процесса. Для Хайдеггера проблема формирования картины мира теснейшим образом связана с мировоззрением, ведь если «мир становится картиной, позиция человека понимается как мировоззрение». По М. Хайдеггеру картина мира – это изображение «сущего», а мировоззрение – это отношение человека к «сущему».

А. Эйнштейн отмечал, что человеку свойственно стремление «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, философ, естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность.

Проблема картины мира, начиная с 60-х годов ХХ века, рассматривается при изучении первичных моделирующих систем (языка) и вторичных моделирующих систем (мифа, религии, фольклора, поэзии, прозы, кино, живописи, архитектуры и т.д.).

Далее понятие «картина мира» используется весьма активно представителями самых разных наук: философии, психологии, культурологи, гносеологии, когнитологии, лингвистики. Тем не менее, прочно войдя в разряд «рабочих» понятий многих наук, оно, до известной степени, по прежнему остается метафорой, не всегда получает достаточно четкое и однозначное толкование в среде специалистов одного профиля.

В.Н. Топоров дает следующее определение картины мира: «В самом общем виде модель мира определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах. Модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня (носители данной традиции могут не осознавать модель мира во всей ее полноте). Системность и операционный характер модели мира дают возможность на синхронном уровне решить проблему тождества различия инвариантных и вариантных отношений, а на диахроническом уровне установить зависимость между элементами системы и их потенциями исторического развития».

А.Я. Гуревич определяет картину мира как «сетку координат», при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. В каждой модели мира характерны: этнические особенности; специфические черты членов определенной социальной группы; универсальные понятия и категории (время, пространство, изменения, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение части и целого и т.д.). Так, например, категория числа является универсальной для всех культур, но она глубоко национальна по способу выражения в языке конкретного народа как отражение склада ума в наивных и языковых картинах мира.

Исследование национальной, языковой картины мира опирается на работы фольклористов, этнографов, культурологов, лингвистов (А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, О.М. Фрейденберг, А.М. Золотарев, А. Эйнштейн). В этих работах данный термин трактуется как система представлений, используемых человеком независимо от его знаний или других научных дисциплин и владения научной картиной мира.

Картина мира получает в каждом национальном языке национальную форму выражения, потому, что каждый язык, воспринимая действительность, оформляет ее в соответствии со своей собственной оригинальной системой отражения действительности.

Язык – неотъемлемая и важнейшая часть любой национальной культуры, полноценное знакомство с которой обязательно предполагает не только изучение материальной составляющей этой культуры, не только знания ее исторической, географической, экономической и прочих детерминант, но и попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей этой культуры.

Картина мира не есть простой набор «фотографий» предметов, процессов, свойств и т.д., ибо включает в себя не только отраженные объекты, но и позицию отражающего субъекта, его отношение к этим объектам, причем позиция субъекта такая же реальность, как и сами объекты. Более того, поскольку отражение мира человеком не пассивное, а деятельностное отношение к объектам не только порождается этими объектами, но и способно изменить их (через деятельность). Отсюда следует естественность того, что система социально-типичных позиций, отношений, оценок находит знаковое отображение в системе национального языка и принимает участие в конструировании языковой картины мира. Таким образом, языковая картина мира в целом и главном совпадает с логическим отражением мира в сознании людей.

Большинство ученых соотносят языковую картину мира с концептуальной, где последняя оказывается богаче первой, которая тесно связана с вопросом о соотношении языка и мышления, языка и действительности, инвариантного и идиоматического в процессе отображения действительности как сложном процессе интерпретации мира человеком.

Дж. Лакофф, рассматривая проблему знаний человека о мире, делает акцент на том, как человек осмысливает мир, то есть на особенностях человеческого сознания, мышления, восприятия, преломляющих определенным образом явления действительности.

Многие лингвисты считают, что основу концептуальной картины мира составляет база знаний, состоящая из нескольких компонентов:

1) языковых знаний;

2) внеязыковых знаний (то есть обыденное знание в контексте ситуации и адресата);

3) общефоновых знаний (научные факты).

При этом ни один из типов знания не является ведущим; только их взаимодействие и интегрирование является необходимым условием для процесса понимания и осмысления человеком окружающей его действительности. Объединение всех перечисленных типов знания, полученных и переработанных при активном участии мышления и сознания человека, а также интегрирование всех аспектов сознания индивида составляют в совокупности концептуальную картину мира, которая одновременно является и индивидуально-личностной и общественно-социальной.

Итак, это соотношение между реальным миром и языком мы можем представить следующим образом:

реальный мир (предмет, явление) = мышление (представление, понятие) = язык / речь (слово)

реальный мир = мышление = языковая картина мира

А.А. Потебня во многом продолжил и развил концепцию немецкого ученого. Последовательно проводя семантический подход к самому разному языковому материалу, он анализировал эволюцию значений на уровне истории языка, мифологии, литературного произведения. Ему принадлежит мысль о влиянии языка на мифологическое сознание.

В исследовании языковой картины мира формируются два противоположных направления. Согласно одному из них, языковая картина мира, складывающаяся в мышлении, требует адекватного выражения в языке, согласно другому, прежде всего выраженному в концепции Сепира-Уорфа, структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. В гипотезе лингвистической относительности на первое место выдвигается язык, рассматриваемый Э.Сепиром в сложной системе социальных отношений: язык связан с культурой, а всякая культура может быть выражена с помощью языка.

К концу XX века появилось много работ, посвященных проблеме языковой картины. Это коллективная монография «Человеческий фактор в языке. Язык и картина мира» (М., 1988) Г.А. Брутяна, С.А.Васильева, Г.В. Колшанского, Н.И. Сукаленко, М. Блэка, Д. Хаймса.

В ней Г.А. Брутян освещает проблематику языковой картины мира и теории лингвистической относительности Сепира-Уорфа. По его мнению, мир языковых представлений возникает и формируется в процессе познания; обусловленный имманентными законами данного языка, он обладает относительной самостоятельностью.

Понятийный образ мира в процессе познания соединяется с вербальным образом мира. Язык по-своему преобразует результаты мыслительной деятельности, однако словесный образ, каким бы иллюзорным он ни был, не может свернуть нас с правильного пути познания, т.к. в целом вербальная модель мира - лишь часть человеческой практики, которая реализуется под контролем мыслительного опыта, общего для людей разных стран. В целом и главном она совпадает с логическим отражением в сознании людей. При этом сохраняется периферийные участки в языковой картине мира, которые остаются за пределами логического отражения, и в качестве словесных образов вещей и лингвистических моделей отношения между ними варьируется от языка к языку в зависимости от специфических особенностей последних.

Через вербальные образы и языковые модели происходит дополнительное видение мира; эти модели выступают как побочный источник познания, осмысления реальности и дополняют общую картину знания, корректируют ее. Словесный образ сочетается с понятийным образом, лингвистическое моделирование - с логическим его отображением, создавая предпосылки воспроизведения более полной и всесторонней картины окружающей действительности в сознании людей.

Итак, языковая картина мира исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Раскрыть характер народа, значит, выявить его наиболее значимые социально-психологические черты, которые исторически вырабатывались у нации под воздействием условий проживания, образа жизни, социально-экономического строя и др. Национальный образ жизни народа формируется природными условиями, животным и растительным миром, которые в свою очередь, определяют род труда, обычаи и традиции.

Поскольку картина мира приобретает «новые краски» в ракурсе эмоциональной сферы сознания личности, то можно выделить эмоциональную картину мира. Эмоциональная картина мира представляет собой мировидение, спроецированное эмоциональной сферой сознания и отражающее аксиологические приоритеты в национальной картине мира

Различные эмоции, выраженные в словах и высказываниях, понятны всем говорящим на данном языке, потому что они обобщены, потому что они действительно являются формой отражения окружающего человека мира и потому что они – часть картины этого мира.

Если провести краткий очерк эволюции человека, то можно обнаружить, что эмоции сыграли важную роль в выживании человека. Очевидно, что человек не стал бы человеком, если бы не эмоции, которые побуждали его к единению и, в конце концов, сделали существом глубоко социальным.

Угроза жизни была обыденностью для древнего человека. Успешный охотник должен был уметь испытывать страх, чтобы в нужный момент избежать опасности, но он также должен был уметь контролировать свой страх, управлять им. Он должен был уметь оперировать страхом с такой изощренностью, чтобы тот не притуплял его умственные и физические способности. Охотник умел «откладывать» переживание страха, и эту способность можно рассматривать как исключительно человеческую способность, отразившуюся в мифологической картине мира.

Мифологическая картина мира, как известно, самая ранняя форма эмоционального восприятия мира человеком. Изучение мифологических картин мира на основе древних мифов, легенд, сказаний открывает возможности для проникновения в самые первые когнитивные процессы. Картину мира древнего человека отличало то, что человек не представлял себя отдельно от природы, его жизнь и жизнь природы - были одним целым. Стремление к единению с силами природы, потребность рисовать в сознании картины овладения природой, что вселяло уверенность, укрепляло волю и сплачивало первобытный коллектив, отражает постоянное чувство страха, в котором пребывал первобытный человек. Страх отражался так же и в почтенном отношении к слову (явление табу). Восторг древних людей характеризуется как «чувство удивления и благоговения, соединенное с признанием какой-то глубокой и непостижимой тайны, сокрытой в процессе появления огня и дерева.

Разные культуры по-разному относятся к различным эмоциям, (что для японца хорошо – например, он будет гордиться сырой рыбой на обеденном столе, то для европейца, не знакомого с японскими обычаями и кухней, послужит источником совсем других эмоций), наделяя переживания и проявления отдельных эмоций социальной коннотацией, что влияет на воспитание и социализацию, а это, в свою очередь, - на систему представлений о мире, социальную организацию и семантическое воплощение тех или иных элементов в структуре значения эмоциональной лексики.

Для современного периода развития общества (науки, культуры, отношений) характерна доминанта системного подхода в отражении окружающего мира, запечатленная в различных научных, эмоциональных и обыденных образах.

Объекты Всемирного наследия, включенные в специальный список ЮНЕСКО, представляют колоссальный интерес для всего населения планеты. Уникальные природные и культурные объекты дают возможность сохранить те неповторимые уголки природы и рукотворные памятники, которые демонстрируют богатство природы и возможности человеческого разума.
По состоянию на 1 июля 2009 года в списке Всемирного наследия - 890 объектов (в том числе 689 культурных, 176 - природных и 25 - смешанных) в 148 странах: отдельные архитектурные сооружения и ансамбли - Акрополь, соборы в Амьене и Шартре, исторический центр Варшавы (Польша) и Санкт-Петербурга (Россия), Московский Кремль и Красная площадь (Россия) и др.; города - Бразилиа, Венеция вместе с лагуной и др.; археологические заповедники - Дельфы и др.; национальные парки - Морской парк Большого Барьерного Рифа, Йеллоустонский (США) и другие. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.



1) Туристы осматривают буддийские скульптуры Гроты Лунмэнь («Драконовы ворота») недалеко от города Лоян в китайской провинции Хэнань. В этом месте расположено более 2 300 пещер; 110 000 буддистских изображений, более 80 дагоб (буддистских мавзолеев), содержащих реликты Будд, а также 2 800 надписей на скалах близ реки Ишуй протяженностью в километр. Впервые буддизм в Китае был представлен именно в этих местах во времена правления Восточной династии Хань. (China Photos/Getty Images)

2) Храм Байон в Камбодже славится своими многочисленными гигантскими каменными лицами. В регионе Ангкор существует более 1000 храмов, которые варьируются от невзрачный груды кирпича и щебня разбросанных среди рисовых полей, до великолепного Ангкор Ват, который считается крупнейшим в мире единым религиозным памятником. Многие из храмов в Ангкоре были восстановлены. Ежегодно их посещают более миллионна туристов. (Voishmel/AFP - Getty Images)

3) Одна из частей археологического объекта Аль-Хиджр - также известного как Мадаин-Салих. Этот комплекс, расположенный в северных районах Саудовской Аравии был добавлен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 6 июля 2008. Комплекс включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. - I век н.э), а также систему гидротехнических сооружений, приуроченных к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли. Также имеется около 50 надписей в скалах, относящихся к донабатейскому периоду. (Hassan Ammar/AFP - Getty Images)

4) Водопады "Garganta del Diablo" («Горло Дьявола» расположены на территории Национального парка Игуасу в аргентинской провинции Мисьонес. В зависимости от уровня воды в реке Игуасу, в парке имеется от 160 до 260 водопадов, а также свыше 2000 разновидностей растений и 400 видов птиц. Национальный парк Игуасу был включен в Список всемирного наследия в 1984 году. (Christian Rizzi/AFP - Getty Images)

5) Загадочный Стоунхендж каменное мегалитическое сооружение, состоящее из 150 огромных камней, и расположенное на Солсберийской равнине в английском графстве Уилтшир. Этот древний памятник, как полагают, был построен в 3000 г. до н.э. Стоунхендж был включен ЮНЕСКО в список Мирового Наследия в 1986 году. (Matt Cardy/Getty Images)

6) Туристы прогуливаются у павильона Бафанг в Летнем дворце, знаменитом классическом имперском саду в Пекине. Летний дворец, построенный в 1750 году был разрушен в 1860 году и восстановлен в 1886 году. Он был включен в Список всемирного наследия в 1998 году. (China Photos/Getty Images)

7) Статуя Свободы на закате в Нью-Йорке. "Леди Свобода", которую подарила США Франция, стоит у входа в гавань Нью-Йорка. Она была внесена в Список всемирного наследия в 1984 году. (Seth Wenig/AP)

8) "Solitario George" (Одинокий Джордж), последняя живая гигантская черепаха этого вида, родившаяся на острове Пинта, живет в Национальном парке Галапагос в Эквадоре. Ей сейчас приблизительно 60-90 лет. Галапагосские острова были изначально включены в Список всемирного наследия в 1978 году, но в 2007 были отмечены, как находящиеся под угрозой году. (Rodrigo Buendia/AFP - Getty Images)

9) Люди катаются на коньках на льду каналов в районе мельниц Киндердайк, внесенного в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и расположенного близ Роттердама. В Киндердайке расположена крупнейшая в Нидерландах коллекция исторических мельниц, кроме того, этот регион является одной из главных достопримечательностей в Южной Голландии. Оформление шарами праздников проходящих здесь, придает некий колорит этому месту. (Peter Dejong/AP)

10) Вид на ледник Перито-Морено расположенный в национальном парке Лос-Гласиарес, на юго-востоке аргентинской провинции Санта-Круз. Это место было внесено в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 1981 году. Ледник является одним из наиболее интересных туристических объектов в аргентинской части Патагонии и 3-м по величине ледником в мире после Антарктиды и Гренландии. (Daniel Garcia/AFP - Getty Images)

11)Террасированные сады в северном израильском городе Хайфа окружают златоглавую Усыпальницу Баба, основателя веры бахаи. Тут расположен всемирный административный и духовный центр религии бахаи, число исповедующих которую во всем мире менее шести миллионов. Это место было объявлено объектом мирового наследия ЮНЕСКО 8 июля 2008. (David Silverman/Getty Images)

12) Аэрофотосъемка площади Св. Петра в Ватикане. По данным веб-сайта Всемирного наследия, в пределах этого небольшого государства находится уникальная коллекция художественных и архитектурных шедевров. Ватикан был включен в Список всемирного наследия в 1984 году. (Giulio Napolitano/AFP - Getty Images)

13) Красочные подводные сцены Большого Барьерного Рифа в Австралии. В этой процветающей экосистеме находится самая большая в мире коллекция коралловых рифов, в том числе 400 видов кораллов и 1500 видов рыб. Большой Барьерный Риф был включен в Список всемирного наследия в 1981 году. (AFP - Getty Images)

14) Верблюды отдыхают в древнем городе Петра перед главным памятником Иордании, Аль-Хазне или казначейством, предположительно представляющем собой гробницу набатейского царя, вырезанную из песчаника. Этот город, расположенный между Красным и Мертвым морями, находится на пересечении путей из Аравии, Египта, Сирии и Финикии. Петра внесена в список всемирного наследия в 1985 году. (Thomas Coex/AFP - Getty Images)

15) Сиднейский Оперный Театр - одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом Сиднея и одной из главных достопримечательностей Австралии. Сиднейский Оперный театр внесен в программу Всемирного наследия в 2007 году. (Torsten Blackwood/AFP - Getty Images)

16) Наскальные рисунки, сделанные людьми племени Сан в Драконовых горах, расположенных на востоке Южной Африки. Люди племени Сан жили в районе Дракенсберг тысячи лет, пока не были уничтожены в ходе столкновений с зулусами и белыми поселенцами. Они оставили после себя невероятные наскальные рисунки в Драконовых горах, которые были внесены ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 2000 году. (Alexander Joe/AFP - Getty Images)

17) Общий вид на город Шибам, расположенный на востоке Йемена в провинции Хадрамаут. Шибам славится своей ни с чем не сравнимой архитектурой, которая включена в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все дома тут построены из глиняных кирпичей, примерно 500 домов можно считать многоэтажными, так как они имеют 5-11 этажей. Шибам часто называют «старейшим городом небоскрёбов в мире» или «Пустынным Манхэттаном», это также древнейший пример городского планирования, основанного на принципе вертикального строительства. (Khaled Fazaa/AFP - Getty Images)

18) Гондолы у берега Большого канала в Венеции. На фоне видна церковь Сан-Джорджо Маджоре. Островная Венеция - морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Венеция внесена ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 1987 году. (AP)

19) Некоторые из 390 брошенных огромных статуй из спрессованного вулканического пепла (моаи на языке рапа-нуи) у подножия вулкана Рано Рараку на острове Пасхи, в 3700 км от побережья Чили. Национальный парк Рапа-Нуи включен в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1995 года. (Martin Bernetti/AFP - Getty Images)


20) Посетители идут вдоль Великой Китайской стены в районе Симатай, к северо-востоку от Пекина. Этот крупнейший памятник архитектуры был построена в качестве одного из четырех главных стратегических опорных пунктов с целью обороны от вторжения племен с севера. Великая стена протяженностью 8851,8 км является одним из крупнейших когда-либо завершенных строительных проектов. Она была включена в Список всемирного наследия в 1987 году. (Frederic J. Brown/AFP - Getty Images)

21) Храм в Хампи, вблизи южно-индийского города Хоспет, к северу от Бангалора. Хампи расположен посреди руин Виджаянагара - бывшей столицы Виджаянагарской империи. Хампи и ее памятники были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. (Dibyangshu Sarkar/AFP - Getty Images)

22) Тибетский паломник вращает молитвенные мельницы на территории дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Дворец Потала – это царский дворец и буддийский храмовый комплекс, который был основной резиденцией Далай-Ламы. Cегодня дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Goh Chai Hin/AFP - Getty Images)

23) Цитадель инков Мачу-Пикчу в перуанском городе Куско. Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году, стал центром массового туризма. В день город посещают 2000 туристов; с целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. (Eitan Abramovich/AFP - Getty Images)

24) Буддийская пагода Компон-дайто на горе Коя, в провинции Вакаяма, Япония. Гора Коя, расположенная к востоку от г. Осака, была внесена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. В 819 тут первым поселился буддийский монах Кукай, основатель школы сингон, ответвления японского буддизма. (Everett Kennedy Brown/EPA)

25) Тибетские женщины ходят вокруг Ступы Бодхнатх в Катманду - одной из самых древних и почитаемых буддийских святынь. На гранях венчающей его башни изображены "глаза Будды", инкрустированные слоновой костью. Долина Катманду высотой около 1300 м - горная долина и историческая область Непала. Тут имеется множество буддистских и индуистских храмов от ступы Боднатх до крохотных уличных алтарей в стенах домов. Местные жители говорят что в Долине Катманду живёт 10 миллионов Богов. Долина Катманду была внесена в Список всемирного наследия в 1979 году. (Paula Bronstein/Getty Images)

26) Птица пролетает над Тадж-Махалом – мавзолеем-мечетью, находящийся в индийском городе Агра. Он был построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Тадж Махал был внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия в 1983 году. Архитектурное чудо также было названо одним из "Новых семи чудес света" в 2007 году. (Tauseef Mustafa/AFP - Getty Images)

27) Расположенный в северо-восточной части Уэльса, 18-километровый акведук Понткисиллте – подвиг гражданского строительства времен промышленной революции, строительство которого было завершено в первые годы 19-го века. Спустя более чем 200 лет после своего открытия всё ещё используется и является одним из наиболее загруженных участков канальной сети Великобритании, пропуская около 15 000 лодок в год. В 2009 году акведук Понткисилте был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «веха в истории гражданской инженерии эпохи промышленной революции». Этот акведук – один из необычных памятников сантехникам и водопроводу (Christopher Furlong/Getty Images)

28) Стадо лосей пасется на лугах Йеллоустонского национального парка. На фоне видна гора Холмс, слева, и гора Доум. В Йеллоустонском национальном парке, который занимает почти 900 тыс. гектар, находится более 10 тысяч гейзеров и термальных источников. Парк был включен в программу Всемирного наследия в 1978 году. (Kevork Djansezian/AP)

29) Кубинцы едут на старом автомобиле по набережной "Малекон" в Гаване. ЮНЕСКО внесло Старую Гавану и ее фортификации в Список всемирного наследия в 1982 году. Хотя Гавана расширилась, и ее население составляет более 2-х млн. человек, ее старый центр сохраняет интересную смесь памятников в стиле барокко и неоклассицизма и однородных ансамблей частных домов с аркадами, балконами, воротами из кованого железа и внутренними двориками. (Javier Galeano/AP)