Сочинения

Формирование адекватного отношения к здоровью. «Отношение к здоровью» на уровне индивида, общества

Следует признать, что здоровье и здоровый образ жизни не всегда являются ценностью для человека, особенно если ему 14-17 лет. В этот период человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает. В этот период доминируют другие приоритеты: активное познание мира вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье не является самоцелью, а скорее средством для достижения цели: стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.
Таким образом, становится очевидным, что важную роль играет «воспитание» у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей.

Современные тенденции заболеваемости в развитых индустриальных обществах актуализировали идею «индивидуальной ответственности» человека за состояние своего здоровья. Ко второй половине XX века в причинах смертности перестали господствовать острые, преимущественно инфекционные заболевания, их сменили гораздо более сложные по своей природе и трудно поддающиеся лечению хронические заболевания. Например, доктор восточной медицины Д. Чопра считает, что «Для современного человека болезнь — это вопрос не необходимости, а выбора: природа не навязывает нам бактерии или вирусы, вызывающие различные заболевания: диабет, рак, артрит или остеохондроз, они являются следствием неверных действий и мыслей человека».

Интересен тот факт, что в России прогрессивные ценности, утверждающие первичную роль личности в формировании своего здоровья, значительная часть населения пока не осознаёт. Так, например, результаты массового опроса, проведенного в Санкт-Петербурге, свидетельствуют о том, что 54% респондентов склонны приписывать ответственность за своё здоровье в основном внешним, не зависящим от них самих, обстоятельствам жизни. И только около 25% опрошенных в ответ на вопрос: «От чего в большей степени зависит состояние вашего здоровья?» отметили решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья.

Понятие «отношение к здоровью» ещё относительно ново для психологической науки. Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью с точки зрения психологии представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния.


Экспериментально доказанный факт: ценность здоровья для женщин выше, чем для мужчин. Здоровье в системе ценностей мужчин находится на третьем-четвертом месте. Это может говорить о том, например, что мужчины в большей степени склонны жертвовать своим здоровьем ради карьеры.

Отношение к здоровью — один из элементов самосохранительного поведения. Отношению человека к своему здоровью содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент характеризует знания человека о своём здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье.
Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Следует особо отметить, что характер отношения к здоровью современного человека носит парадоксальный характер, а именно:
- потребность в здоровье актуализируется, как правило, в случае его потери или по мере утраты;
- действие механизмов психологической защиты, цель которых — оправдание нездорового поведения. Например, отрицание: «этого не может быть» или «мне не надо проходить медицинский осмотр, так как я здоров». Рационализация в основном проявляется в оправдании своего неадекватного отношения к здоровью;
- установка на пассивное отношение к здоровью;
- влияние прошлого опыта человека;
- особенности социального микро- и макроокружения;
- эффект теории реактивности: когда люди чувствуют, что «ущемляется» их свобода поступать по своему желанию в «опасности» (наложен запрет), у человека возникает неприятное состояние реактивности, а избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить) и т.п.
Таким образом, каждому из нас следует понимать своё «отношение к здоровью», адекватное его оценивать и соответственно вести себя.


Давайте задумаемся и проанализируем, как мы относимся к своему здоровью? Любим ли мы свой организм, заботимся ли о нем?
Как часто мы посещаем врачей, чтобы проверить состояние своего организма? Как часто планово сдаем анализы, или проходим какие-либо исследования?

Чаще всего мы вспоминаем о нашем здоровье, когда оно нас подводит. Когда возникает какое-либо заболевание, и мы начинаем заниматься его лечением. А нередко бывает и так: если болезнь не сильно влияет на нашу жизнь, не сильно мешает, то можно вообще не обращать на нее внимание. До тех пор, пока не станет тяжело игнорировать недуг, и тогда уже приходится вспомнить о здоровье и заняться лечением этой болезни.

Конечно, не все люди так безответственно относятся к своему здоровью, но очень многие. И очень часто получается так, что если сегодня у вас нет времени, денег, желания для того, чтобы заниматься своим здоровьем, то завтра придется найти время и деньги, причем в гораздо большем количестве, для того, чтобы бороться с болезнями.

Многие иностранцы, видя наше отношение к своему здоровью, шутят: «Вы, славяне, странные люди – начинаете лечиться за пять минут до смерти. А мы начинаем лечиться за пять лет до болезни». К сожалению, это так. И недаром у нас есть пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

А ведь многих болезней и тяжелых состояний можно избежать, периодически проверяя состояние своего организма, хотя бы раз в год сдавая планово необходимые анализы и проходя базовое обследование. Так же нужно укреплять свой организм, ухаживать за ним путем полноценного полезного питания, умеренных физических нагрузок, соблюдения гигиены и т.д. Тогда он будет давать меньше сбоев, и вероятность возникновения заболеваний будет меньше. Конечно, от всех болезней защититься нельзя, и порой они возникают, несмотря на профилактику. Но крепкому организму, в любом случае, будет легче бороться с недугами.

Но в реальной жизни, к сожалению, очень часто люди обращаются к врачам уже после возникновения заболевания, и не на ранней стадии, а в «самом разгаре» заболевания, когда лечить его гораздо сложнее, а иногда и вообще уже сложно предпринять что-либо эффективное. И тогда виноватым становится врач, который якобы не в состоянии вылечить болезнь, ничего не знает и вообще некомпетентен в вопросах медицины.

Сегодня стало привычным обвинять в своих болезнях экологию, врачей, общество, государство – кого угодно, но только не себя. Пора уже, наконец, понять, что наше здоровье зависит только от нас.
Давайте начнем, как можно раньше заниматься своим здоровьем, а не искать в последнюю минуту суперспециалистов в суперклиниках, которые, как бы они не старались, часто уже ничего не смогут изменить.

Р. А. Березовская
Вводные замечания. Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Категория «отношения» - одно из центральных понятий в концепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции зачключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе-личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исз следователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указа? ные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волево компоненты отношения соответствуют выделяемым в современн психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнити ной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение о ладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысл вых ракурсах.
При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:

  • внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
  • внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Возникшее отношение не остается неизменным, оно непрерывно изменяется с приобретением нового жизненного опыта. Изменчивость отношения - правило, а не исключение. Вместе с тем коррекция неблагоприятных аспектов того или иного отношения - длительный и подчас весьма болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности (особая роль отводится семейному воспитанию и обучению в начальной школе).
Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением социального и профессионального опыта она совершенствуется.
Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой - оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.
До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существующую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:
  • социологические исследования общественного здоровья;
  • изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;
  • валеологические исследования.
Обобщая результаты изучения, следует указать на парадоксальный характер отношения современного человека к здоровью, т. е. несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые человек предпринимает для сохранения и укрепления своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, причина такого несоответствия заключается в том, что очень часто здоровье воспринимается людьми как нечто безусловно данное или само собой разумеющееся, потребность в котором хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации дефицита. Иными словами, при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье как бы1 не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты.
Цель занятия. Исследование психологических особенностей отношения человека к своему здоровью.
Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение 16.1).
Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожя луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
  1. - абсолютно не согласен или совершенно не важно;
  2. - не согласен, это не важно;
  3. - скорее не согласен;
  4. - не знаю (не могу ответить);
  5. - скорее согласен, чем нет;
  6. - согласен, очень важно;
  7. - абсолютно согласен, безусловно важно.
Выбранный вами опят обведите кружком или отметьте каким-ннбудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.
Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
  • когнитивной;
  • эмоциональной;
  • поведенческой;
  • ценностно-мотивационной (табл. 16.1).
Анализ результатов проводится на основании качественного анализа полученных с помощью опросника данных, который может быть осуществлен на нескольких уровнях:
  • каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;
  • анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);
  • каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
Таблица 16.1
Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены проти- оложные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
  • на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
  • на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
  • на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
  • на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терми-j нальных), степень сформированное™ мотивации на сохранение iукрепление здоровья.
Для интерпретации ответов на открытый вопрос (3) использует ся процедура контент-анализа:
  • при анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемост: (% от общего числа опрошенных);
  • в случае индивидуального опроса результаты конкретного исп туемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, пре, ставленными в табл. 16.2.
Таким образом, наиболее часто встречающимися характеристика ми здоровья, отражающими индивидуальные особенности отношения человека к своему здоровью, оказались следующие:
  1. Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настрой нием (например, «Здоровье - это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье - это бодрость и хорошее настроение»).
Таблица 16.2
Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»
Вопрос Варианты ответов Количество ответов, %

Как бы вы в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое здоровье
Хорошее самочувствие (ощущение комфорта, благополучие, спокойствие, уверенность) 32
Когда оно есть, не замечаешь 23
Отсутствие болезненных ощущений 21
Гармония физического и психического 17
Гарантия (залог, ключ) успеха во всех делах 15
Это жизнь (полная и активная), вкус к жизни 12
Основа (базис) всей деятельности человека 12
Когда не задумываешься, что это такое 12
Радость, счастье 10
  1. Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье - это такое состояние организма, при котором не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хорошее здоровье - это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).
  1. Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверждающих, например, что «Здоровье - это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье - это когда ничего не болит»).
  2. Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гармоничное сочетание в человеке духовного и физического начал (например, «Здоровье - это физическое и моральное благосостояние» или «гармония тела и духа»).
  3. Здоровье также рассматривается в качестве необходимого условия для достижения успеха в различных сферах деятельности (например, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество считают, что здоровье - «золотой ключ к успеху во всем»).
По итогам выполнения задания должна быть представлена качественная характеристика особенностей отношения к здоровью на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и ценностно-мотиваци-онном уровнях.
Контрольные вопросы
  1. Каковы основные компоненты отношения к здоровью?
  2. Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?
  3. Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?
Приложение 16.1 ОПРОСНИК «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ»

1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент.
nbsp;

1.1.
Счастливая семейная жизнь
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.2.
Материальное благополучие
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.3.
Верные друзья
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.4.
Здоровье
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.5.
Интересная работа (карьера]
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.6.
Признание и уважение окружающих
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

1.7.
Независимость (свобода)
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?
nbsp;

2.1.
Хорошее образование
1

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.2.
Материальный достаток
1

2

3

4

5

6

7 |
nbsp;

2.3.
Способности

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.4.
Везение (удача)

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.5.
Здоровье

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.6.
Упорство, трудолюбие

2

3

4

5

6

7
nbsp;

2.7.
«Нужные связи (поддержка друзей, знакомых)

2

3

4

5

6

7
nbsp;

3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?




4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:
4.1
Средства массовой информации (радио, телевидение)

1

2

3

4

5

6

7
4.2.
Врачи [специалисты)

1

2

3

4

5

6

7
4.3.
Газеты и журналы

1

2

3

4

5

6

7
4.4.
Друзья, знакомые

1

2

3

4

5

6

7
4.5.
Научно-популярные книги о здоровье

1

2

3

4

5

6

7

5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?
5.1.
Качество медицинского обслуживания

1

2

3

4

5

6

7
5.2.
Экологическая обстановка


2

3

4

5

6

7
5.3.
Профессиональная деятельность


2

3

4

5

В

7
5.4.
Особенности питания


2

3

4

5

6

7
5.5.
Вредные привычки


2

3

4

5

6

7
5.6.
Образ жизни


2

3

4

5

6

7
5.7
Недостаточная забота о своем здоровье


2

3

4

5

6

7
5.8
Другое

1

2

3

4

5

6

7

6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно?
nbsp; nbsp;
6.1.
Я спокоен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.2.
Я доволен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.3.
Я счастлив


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.4.
Мне радостно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.5.
Мне ничего не угрожает


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.6.
Мне это безразлично


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.7
Ничто особенно не беспокоит меня


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.8.
Я чувствую уверенность в себе


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.9.
Я чувствую себя свободно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
6.10.
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья:
nbsp; nbsp;
7.1.
Я спокоен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.2.
Я испытываю сожаление


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.3.
Я озабочен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.4.
Я испытываю чувство вины


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.5.
Я расстроен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.6.
Мне страшно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.7.
Я раздражен


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.8.
Я чувствую себя подавленно


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.9.
Я встревожен и сильно нервничаю


2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
7.10.
Мне стыдно

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно.
nbsp; nbsp;
8.1.
Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.2.
Придерживаюсь диеты

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.3.
Забочусь о режиме сна и отдыха

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.4.
Закаляюсь

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.5.
Посещаю врача с профилактической целью

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.6.
Слежу за своим весом

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.7.
Хожу в баню (сауну)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.8.
Избегаю вредных привычек

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.9.
Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.10.
Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;
8.11.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp;

9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?
nbsp; nbsp; nbsp;
9.1.
В этом нет необходимости, так как я здоров(а)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.2.
Не хватает силы воли

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.3.
У меня нет на это времени

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.4.
Нет компании (одному скучно)

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.5.
Не хочу себя ни в чем ограничивать

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.6.
Не знаю, что нужно для этого делать

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.7.
Нет соответствующих условий

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.8.
Необходимы большие материальные затраты

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.9.
Есть более важные дела

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
9.10.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;

10. Если вы чувствуете недомогание, то:
nbsp; nbsp; nbsp;
10.1
Обращаетесь к врачу

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
10.2.
Стараетесь не обращать внимания

1

г

3

4

5

6

7 1
nbsp; nbsp; nbsp;
10.3.
Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта

1

г

3

4

5

6

7 1
nbsp; nbsp; nbsp;
10.4.
Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;
10.5.
Другое

1

2

3

4

5

6

7
nbsp; nbsp; nbsp;

Благодарим за помощь!
Рекомендуемая литература
Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестнн СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.
Березовская Р. А., Никиф

Институты формирования отношений к здоровью: государство.

Важным критерием отношения государства к здоровью населения являются финансовые затраты на здравоохранение. Характерной тенденцией изменения этого показателя является то, что в последние годы государство все в большей степени перекладывает расходы по данной статье бюджета на плечи населения. Другим показателем финансовой обеспеченности сферы здоровья является степень развития материальной базы учреждений спорта, отдыха, досуга. Наряду с официальной педагогикой и здравоохранением развивается наука о здоровье здорового человека – валеология. «В практике современного российского образования в различных его звеньях появился новый предмет "валеология", который определяет себя в качестве науки о здоровье и здоровом образе жизни. Его введение, по мнению самих валеологов, обусловлено возникшей в настоящее время необходимостью защиты детей от влияния неблагополучной экологической среды, информационных перегрузок и некоторых других факторов, ведущих к ухудшению физического и психического здоровья, к нервным стрессам и отрицательным эмоциям. Учебные программы по валеологии содержат в достаточно большом объеме положения оккультного мистицизма, теософии, антропософии, Агни-Йоги, Крита-Йоги, дианетики. По мнению религиоведов, наука валеология содержит положения оккультно-мистического антихристианского движения New Age (Нью Эйдж; Новый Век), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения. Авторы учебных программ по валеологии к традиционным для России религиозным конфессиям, особенно к Православию, относятся крайне враждебно, но при этом в больших объемах рекламируют различные оккультные практики. В валеологических учебниках можно встретить и резкую критику, направленную в адрес учителей, которые не используют в своей практике методы нетрадиционных религий. К примеру, один из главных разработчиков программ по валеологии, Татарникова Л.Г., сетуя на то, что в школах не применяются программы дианетики Рона Хаббарда, обвиняет учителей в некомпетентности, утверждая, что "педагоги продолжают не понимать или не могут понять, что ставят под угрозу будущее страны, ее генофонд". В "Открытом письме" 139 ведущих российских ученых министру образования Филиппову В.М. содержится заключение, что "валеология во многом представляет собой изложение идеологии "Нью Эйдж" ("New Age", "Новое время", "Эра водолея", "Новый век"), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения". Ученые указали также, что валеология является "неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несет в себе угрозу национальной безопасности государства". Таким образом, валеология, активно внедряющаяся сегодня в систему российского образования, целенаправленно охватывает все стороны человеческой жизни: физическую, психическую, интеллектуальную и нравственную - и фактически является орудием духовной интервенции, информационным оружием, направленным на разрушение традиционных национальных ценностей и создание общества, построенного по оккультно-мистическим схемам. По своему содержанию, методологии, целям и задачам она остается чуждой принципам и духу отечественной педагогики, которая всегда утверждала необходимость тесной связи образования и нравственного воспитания личности, была нацелена на формирование в человеке ответственности за каждый свой шаг и умения четко различать добро и зло. На сегодняшний день действительно существует опасная тенденция проникновения в образовательную среду научно не обоснованных и оккультных учений, лженаучных "оздоровительных" программ и технологий, которые носят деструктивный характер для личности и общества в целом. Назрела необходимость в скоординированной деятельности представителей науки, практической педагогики, медицины в деле сохранения, укрепления и формирования физического и духовного здоровья подрастающего поколения. http://miryanin.narod.ru/valeologija.html

«Отношение» выступает гипотетическим конструктом, обозначающим состояние готовности, основанное на прошлом опыте, которое направляет, искажает или иным образом воздействует на наше поведение. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания, потребности и выступают в качестве движущей силы развития личности.

Зарубежные исследователи считают, что «отношение» (attitude) – это усвоенная постоянная тенденция особым образом воспринимать людей либо ситуации или относится к ним. Это понятие содержит индивидуальные и социальные аспекты. Социологи связывают социальное поведение с определенными структурами и ситуациями.

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Отношение к здоровью проявляется в действиях, суждениях и переживаниях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и душевное благополучие .

К основным составляющим отношения к здоровью относятся когнитивная, эмоциональная и поведенческая.

Когнитивная компонента отношения к здоровью характеризуется как осознание, понимание своего состояния как здорового и болезненного, наличие в сознании индивида научных и обыденных представлений о здоровье, факторах риска, способах его поддержания. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в доминирующем у личности настроении . Поведенческая составляющая отношения к здоровью выражается через готовность совершать действия, полезные для здоровья, и не совершать те, которые наносят ему ущерб.

Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих направлений: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде).

Первое направление отражает традиционные аспекты медицины – профилактику и лечение, второе предполагает решение двух типов задач. Одни связаны с повышением устойчивости природных задатков человека, поиском резервов здоровья. Другие направлены на изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.

Отношение к здоровью – результат совокупности отношений, характеризующих данное общество на определенной стадии его развития. С этим связана проблема выявления факторов, воздействующих на отношение к здоровью. Различают факторы общего характера, которые определяются экономической ситуацией, социально-политической системой общества, особенностями его культуры и идеологии, и специфического характера, к которым относятся состояние здоровья (индивидуальное и общественное), особенности образа жизни, информированность в сфере здоровья, влияние семьи, школы, системы здравоохранения и т.д. Эти факторы преломляются в структуре личности индивида – носителя того или иного отношения к здоровью, или это преломление осуществляется в структуре массового сознания, формируя те или иные нормы поведения в сфере здоровья. Наиболее традиционным является изучение обусловленности отношения к здоровью такими социально-демографическими характеристиками индивида как пол, возраст, уровень образования, уровень квалификации, семейное положение.


Классификация данного понятия может быть осуществлена по различным основаниям.

С точки зрения субъекта, в качестве которого выступает общество, группа или индивид, соответственно различаются: отношение обществе к здоровью, отношение группы к здоровью, отношение индивида к здоровью.

Если же три указанных уровня берутся в качестве объекта исследования, то можно выделить: отношение к здоровью общества; отношение к здоровью группы; отношение к здоровью индивида.

По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью. По формам проявления – позитивное, нейтральное, негативное. По степени адекватности принципам здорового образа жизни: адекватное, самосохранительное, и неадекватное, саморазрушительное.

Отношение к здоровью на уровне общества представляет собой: 1) оценку состояния здоровья населения и тенденций его изменений; 2) систему социальных норм и отношений общественной ценности здоровья; 3) социальную политику в сфере общественного здоровья.

Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива, референтной группы) включает: 1) оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов; 2) сложившиеся социальные нормы отношения к здоровью; 3) реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы. При этом основная функция группы в контексте отношения к здоровью состоит в трансляции индивиду сложившихся в социуме норм по поводу здоровья с учетом реального состояния индивидуальных оценок здоровья членов группы .

Отношение к здоровью индивида характеризуется четырьмя группами показателей: 1) самооценка здоровья, 2) ценность здоровья, 3) удовлетворенность состоянием здоровья, 4) деятельность по сохранению здоровья