Сочинения

Французская система исчисления: странная и неудобная? Французская система образования. Смотреть что такое "Французская система" в других словарях

Структура образовательной системы Франции включает четыре ступени: начальную, среднюю и старшую школы, а также университет (высшую школу). На всех ступенях образовательной системы Франции представлены как государственные, так и частные учебные заведения.

Подготовка к начальной школе осуществляется в детском саду , который также именуется «материнской школой» (ecoles maternelles ). Посещение детского сада во Франции обязательно. Воспитательно-образовательный процесс «материнской школы» рассчитан на три-четыре года.

Обучение в начальной школе во Франции начинается в шестилетнем возрасте и продолжается пять лет. Первый класс начальной школы называется подготовительным , второй и третий - элементарными , четвертый и пятый - средними . Обучение в начальной школе является бесплатным для всех граждан Франции.

Обязательное образование во Франции продолжается в средней школе (college ), куда выпускники начальной школы поступают в 11-летнем возрасте. В1975году французское правительство установило единый образовательный стандарт для коллежей . Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке - с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов - центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса - ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей переходят в старшую школу , или лицей (lycee ). Курс лицея рассчитан на три года, а классы называются соответственно второй, первый и выпускной (terminale ). В отличие от начальной и средней школы, обучение в старшей школе носит специализированный характер. Лицеи во Франции делятся на профессиональные (lycee professionnel ), центры подготовки подмастерий (CFA ), общеобразовательные (general ) и технологические (technologique ). Обучение в старших школах двух первых типов не подразумевает получения в дальнейшем университетского образования, тогда как общеобразовательные и технологические лицеи являются своего рода подготовительными курсами к университету. Общеобразовательные лицеи, в свою очередь, подразделяются на социально-экономические (BAC-ES ), естественно-научные (BAC-S ) и филологические (BAC-L ), а технологические лицеи - на научно-промышленные (STI ), сервисные (STT ), лабораторно-исследовательские (STL ) и медико-социальные (SMS ). Для французских лицеев характерен индивидуальный подход к ученику - уровень овладения каждой учебной дисциплиной разделяется на три степени, и ученик может самостоятельно выбирать, в какой степени он хочет овладеть той или иной дисциплиной.

По итогам обучения в старшей школе ее выпускникам присваивается степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC ). Выпускникам, не сдавшим после двух попыток экзаменов на степень бакалавра (в 2001 году таких было около25процентов от общего числа учащихся лицеев), выдается свидетельство об окончании средней школы, которое исключает возможность продолжения образования в университете. Степень бакалавра воспринимается во Франции как первая ступень высшего образования и соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Поэтому старшая школа занимает промежуточное положение между средним и высшим образованием.

Выпускники профессиональных лицеев и центров подготовки подмастерий, лишенные возможности сразу поступать в университет, могут продолжить свое образование в техникуме (STS ) или технологическом институте (IUT ), которые относятся к категории дополнительной старшей школы . В этих учебных заведениях ежегодно обучается около 300 тысяч французов. По результатам двухгодичного обучения в дополнительной старшей школе выдается диплом BTS (техник высшей квалификации) или диплом DUT (диплом технологического института). Эти дипломы дают право поступления в университет или приравненную к нему специализированную высшую школу.

Система собственно высшей школы во Франции состоит из государственных и частных университетов и приравненных к ним специализированных высших школ . Количественно преобладают государственные университеты - всего их в стране около 70. Плата за обучение в государственном университете незначительна. Структурными подразделениями университетов являются разного рода институты и исследовательские центры ; при некоторых университетах существуют «подшефные» коллежи и лицеи. К числу основных преимуществ государственных университетов относятся регламентация и стандартизация их учебных планов Министерством национального образования Франции (государственная гарантия качества образования), строгий отбор по конкурсу профессорско-преподавательского состава, государственные социальные гарантии преподавателям и студентам.

Зачисление абитуриентов во французские университеты осуществляется без вступительных экзаменов - для поступления достаточно представить диплом старшей школы и-в некоторых случаях-ответить на вопросы теста. Во Франции не предусмотрено никаких ограничений для абитуриентов из зарубежных стран - они должны лишь сдать экзамен по французскому языку.

Курс высшей школы во Франции состоит из трех циклов - двух основных (продолжительностью по два-три года) и дополнительного, который сопоставим с российской аспирантурой и представляет собой цикл последипломного образования. По итогам первого цикла высшей школы (le premier cycle ) студенту выдается диплом об общем университетском образовании (Diplome d’etudesuniversitaire generales - DEUG ) или диплом о научно-техническом университетском образовании (DEUST ). Диплом DEUST позволяет устроиться на работу в качестве менеджера младшего и среднего звена. По итогам первого года второго цикла высшей школы студенту присваивается степень лиценциата (Licence ), а по итогам двух лет второго цикла - степень магистра (Maitrise ). Эта степень соответствует российскому понятию «законченное высшее образование». В тех университетах, где второй цикл рассчитан на три года, после третьего года обучения студенту присваивается степень инженера . В большинстве университетов студенты имеют возможность выбора между постепенным получением каждой из степеней или поступлением на монолитный двухгодичный (магистратурный) или трехгодичный (инженерный) курс обучения. В зависимости от уровня университета, его выпускник может получить как национальный диплом , обладающий одинаковой правомочностью на всей территории Франции, так и «внутренний диплом» , который признается лишь определенными учреждениями или фирмами.

Дополнительный цикл высшей школы позволяет получить диплом о специальном высшем образовании (DESS, Diplome d’Etudes Superieres Specialisees ) либо исследовательский диплом (DEA ). Получение первого диплома, как правило, подразумевает продолжение профессиональной деятельности в соответствующей сфере, а диплом DEA позволяет продолжить академическую научную работу и поступить в докторантуру. Обучение в докторантуре рассчитано на три-четыре года и завершается защитой диссертации на степень доктора (Doctorat de Nouveau Regime ) (соответствует российскому кандидату наук). Эта ученая степень позволяет преподавать в университете. Для получения высшей ученой степени - профессора - соискатель, уже имеющий степень доктора, должен представить Национальному жюри свои научные труды.

Значительная часть французских высших учебных заведений сосредоточена в Париже и столичном округе. В отличие от столичных, провинциальные университеты имеют более узкую специализацию (например, университет Монпелье - естественные науки и медицина, университет Страсбурга - история, юриспруденция и немецкий язык).

Флагманом системы образования Франции является Парижский университет Сорбонна (старейший в Европе, основан в1215 году). В 1968 году Сорбонна была разделена на несколько автономных университетов - Paris I (Pantheon-Sorbonne - Пантеон-Сорбонна); Paris III (Sorbonne Nouvelle - Новая Сорбонна); Paris IV (Paris Sorbonne - Париж-Сорбонна) и ParisV (UniversiteRene Descartes- университет имени Рене Декарта). Они имеют единую инфраструктуру, а также общие административные органы.

Во Франции существуют приравненные к университетам специализированные высшие школы (Grandes ecoles ) (общее число - около 300), созданные по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для подготовки специалистов в конкретных сферах экономической деятельности или служащих органов государственной власти. Так, высшие педагогические школы готовят преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище - военных специалистов, Национальная историко-архивная школа- архивистов и хранителей национального достояния, Национальная школа управления (Эколь Нормаль)-высококвалифицированных служащих государственного аппарата. К разряду высших школ относятся также Высшая коммерческая школа (Ecoles des hautes etudes commerciales ), Центральная школа гражданских инженеров (Ecole centrale des arts et manufactures ), Национальная школа администрации (Ecole Nationale d’administration) , Высшая агрономическая школа (Ecole Nationale Superieure Agronomique ), Высшая коммерческая школа (Ecoles des Hautes Etudes Commerciales ), Военная общевойсковая школа (Ecole Speciale Militaire Interarmes ) и др. К высшим школам относят также пять католических институтов. Специализированные высшие школы являются во Франции более престижными учебными заведениями, чем государственные университеты.

В большинстве случаев в специализированные высшие школы принимаются лишь лица с неполным высшим образованием, имеющие диплом об общем университетском образовании DEUG или аналогичные ему дипломы (например, DUT, BTS и др.). В отличие от университетов, специализированные высшие школы имеют свои правила приема; во многих случаях при поступлении в такие школы проводятся вступительные экзамены.

Франция занимает третье место в мире по числу иностранных студентов - в системе высшего образования страны обучается около 125 тысяч иностранных граждан (преимущественно из франкофонных стран Африки).

В силу устойчивой государственнической традиции во Франции, начиная с Наполеоном I окончательно сложились две ветви юстиции- обычная и административная.

Общегражданскими судами первой инстанции считаются трибуналы большой инстанции с коллегиальной формой отправления правосудия единолично, а также специализированные трибуналы. Трибуналы большой инстанции , каковых в стране 181 (в том числе 175- палат (11- в Марселе, 10- в Лионе, 31- в Париже) и решают дела, по которым обязательно используются услуги адвоката, а размер иска превышает 7600 евро (в случае, если они компетентны решать некоторые категории дел с меньшей суммой иска, при сумме иска в 3800 евро и ниже их решения не подвержены апелляции). Им подсудны строго определенные категории дел: например, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве.

Трибуналы малой инстанции, в каждом из округов числом в 473 (из них 462-в метрополии), используют простую, устную и дешевую судебную процедуру и им подсудны дела с суммой иска менее 7600 евро. Кроме того, эти суды обладают по ограниченному кругу дел предметной подсудностью (например, все споры об аренде жилых помещений, споры, касающиеся потребительского кредита, жалобы по вопросам составления избирательных списков).

Еще одну разновидность судов - судов, находящихся в непосредственной близости от граждан, ввел органический закон от 26 февраля 2003г. с целью улучшения доступности правосудия. К 2008г. их число должно достигнуть 3300. В этом случае судопроизводство осуществляет единоличный судья - причем не обязательно действующий, а возможно профессор права или магистрат или нотариус в отставке, бывший чиновник юридических ведомств. Им подсудны некоторые категории исков с ценой менее 1500 евро и малозначимые уголовные правонарушения.

Уголовная юстиция как бы совмещается с гражданской. Наименее серьезные правонарушения (например, превышение скорости или охота вне сезона) рассматриваются полицейскими трибуналами (т. е. теми же трибунами малой инстанции), и они наказываются небольшими денежными штрафами и до 2 месяцев тюремного заключения. Уголовные деликты являются предметом рассмотрения исправительных трибуналов (т. е. теми же трибуналами большой инстанции), и здесь выносятся приговоры в виде лишения свободы на срок не свыше 10 лет. В этом случае не существует права на судебное разбирательство с участием присяжных.

Наиболее тяжкие преступления, такие как убийство, вооруженный грабеж, подсудны 99 региональным судам ассизов - специализированным судебным органам в составе коллегии из 3 судей и 9 присяжных (для обвинительного заключения требуется не менее 8 голосов). На приговоры данных судов невозможно подать апелляцию; имеется только возможность представить петицию в высшую судебную инстанцию страны по вопросам применения права. В процессе уголовного судопроизводства - особенно по делам высшей и средней тяжести, предварительное следствие после полицейского дознания проводит следственный судья , назначаемый на 3 года из числа судей Трибунала большой инстанции. Он вправе осуществлять широкий спектр следственных мероприятий, включая выезды на место преступления, обыски, наложение ареста на имущество, аресты, экспертизы и судебные полномочия в виде предварительного помещения лица под стражу и т. д.

Важную роль выполняют35 апелляционных судов (30 из них находятся в материковой части страны), являющиеся второй судебной инстанцией. В их составе кроме нескольких палат по гражданским и уголовным делам, имеется обвинительная палата, которая «осуществляет контроль за предварительным заключением, выносит решения по жалобам на все распоряжения следственного судьи и принимает решения о передаче дела в суд ассизов»

Увенчивает пирамиду общегражданского судопроизводства Кассационный Суд - старейший и наиболее авторитетный судебный орган страны, возглавляемый первым президентом и состаящий из 6 палат (3 по гражданским делам, одной - по коммерческим спорам, одной - по социальному праву и одной - по уголовному праву). В его составе заседает около 90 судей советников и около 40 советников - референтов (количественные параметры время от времени меняются). При нем прикомандированы генеральный прокурор, главный генеральный адвокат и 22 генеральных адвоката.

Суд в силу особенности своей позиции как высшего судебного звена постоянно сталкивается с перегруженностью делами, с которой власти пытаются бороться уменьшая кворум судейской коллегии, принимающей дела к рассмотрению, и кворум при рассмотрении дела. Одновременно налицо попытки расширить полномочия Суда с целью недопущения затягивания судебных процессов. «По традиции Кассационный суд, признав обоснованность жалобы, был вправе лишь кассировать решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции». Впоследствии у Суда появилось право выносить окончательное решение. Однако ни эта реформа, ни закрепленная законом 1967г. обязательность указаний пленарного собрания для суда, в которое дело направляется на новое рассмотрение, не спасли высшую судебную инстанцию и французскую юстицию от перегрузки, «поскольку ее причины исходили извне судебной системы. Среди них необходимо указать на инфляцию законодательства, дефекты в текстах законов, возросшие число делопроизводств, составленных без участия адвокатов, частые перемены в позициях сторон, наличие большого количества промежуточных инстанций и т. п.».

К специализированным судам относятся прежде всего коммерческие трибуналы (на территории материковой Франции их 191), и они состоят из трех членов, избираемых самими коммерсантами. Эти суды компетентны рассматривать в конечной инстанции коммерческие иски с «ценой» до 3800 евро.

В случае отсутствия на данной территории коммерческого суда истец может обращаться в трибунал большой инстанции.

К иной категории специализированных судов относятся советы прюдомов , осуществляющих разбирательство трудовых споров между работниками и работодателями. Они формируются на паритетной основе из выборных членов (по два от работодателей и по два от работников), а в случае необходимости для преодоления равенства голосов к ним присоединяется судья трибунала малой инстанции. 271 подобный орган на территории материковой Франции в составе около 15.000 советников (7500 от работодателей и 7500 от работников) выбранных на 5 лет, выносят ежегодно примерно 160.000 решений.

Во Франции еще при Старом режиме по сути дела была заложена традиция административной юстиции, а после Великой Французской революции, в начале XIXв., Государственный Совет и советы префектур приобретают судебные функции. С XIXв. существование особого административного права базируется на понятии публичной службы, действующей во имя всеобщего интереса. При этом в последние годы отказываются от жестокого противопоставления административных служб и коммерческой деятельности, допуская, что коммерческая организация может оказывать публичные услуги или что их может осуществлять публично-частное партнерство. Таким образом объективно возрастает значимость административной юстиции в лице ее 36 административных трибуналов , 6 административных апелляционных судов и Государственного Совета как вершины административной судебной пирамиды.

В современной Франции особое положение административной юстиции подкрепляется еще и характером формы правления V Республики. В ситуации, когда структура исполнительной власти замыкается на президента, являющегося не только главой государства, но руководителем исполнительной власти в стране, и в то же время когда следует говорить не о разделении функций президента и премьер-министра, а об их совмещении при доминирующей роли главы государства создаются предпосылки для актуализации административного управления и административной юстиции. Следует признать, что «в отличии от англосаксонской модели управления, не допускающей наделения административного аппарата юридическими привилегиями из-за боязни ущемить индивидуальные свободы,…французы полностью доверяют аппарату управления, предоставляя ему ряд правовых привилегий для беспрепятственного осуществления исполнительно-распорядительной и контрольной деятельности в центре и на местах», что предполагает существование административных судов.

Конституционная юстиция во Франции достаточно молода, и ее функции с 1958г. выполняет Конституционный Совет , который в полном смысле этого слова судом и не является. Формируется он на паритетной основе председателями обеих палат парламента и президентом Республики (по 3 назначенца),и в отношении его членов не существует конституционно закрепленных цензов. Справедливо, кроме того, мнение, что Конституционный Совет был сконструирован отцом V Республики Генералом де Голлем и его сторонниками во многом для того, чтобы ограничить права парламента в борьбе с наследием предшествующих парламентских III и IV Республик. В отличии от США, Конституционный Совет воплощает европейскую, централизованную модель конституционной юстиции. Обычно он рассматривает дело по поступившему запросу обязательному или факультативному, правом на который обладает президент, премьер-министр, председатели обеих палат и группы депутатов.

В целом следует подчеркнуть, что во Франции судебная власть не является в полной мере равной ветвью власти по отношению к другим властным ветвям. «Принцип конституционного ревю со стороны судов никогда не укоренялся здесь, как это имело место в Америке в первые десятилетия независимого государства. Роль судов в защите индивидуальных прав является предметом дискуссии во Франции, а к их полномочиям пересматривать законодательство или исполнительные приказы по причине несоответствия конституции относятся с большим подозрением. Суды пострадали от Великой Французской революции, и они испытали огромную потерю власти и престижа после нее». Тем не менее из этого не следует, что французская система является в каком-то смысле неполноценной, как в том нередко пытаются уверить некоторые англо-американские авторы.

Романтический французский язык является официальным (единственным, как во Франции, или одним из четырех - как в Швейцарии) почти в трех десятках стран. По различным подсчетам на французском языке свободно может изъясняться более 270 миллионов человек по всему миру.

  • Справка для сравнения: во всем мире на английском языке говорит примерно 1,8 млрд человек, китайский язык на различных уровнях освоили около 1,3 млрд человек, на русском общается более 0,5 млрд землян.

ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СТОРОНЕ, НА ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЕ, ПРЕДСТОИТ УЧИТЬСЯ МНЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ…

Изучение французского языка - дело и сложное, и увлекательное одновременно, поскольку изучающего постоянно ожидают многочисленные сюрпризы с иностранной грамматикой и лексикой.

Одними из самых простых, а значит, и любимых большинством студентов являются уроки, на которых проходят тему числительных. Казалось бы, что тут может быть сложного: 1, 2, 3… 8, 9, 10, 20 … 70, 80 и так далее. Главное - запомнить названия единиц, десятков, сотен и комбинировать их между собой.

Ан нет, система французских числительных приготовила для иностранцев весьма своеобразный подход, который для некоторых на первых порах оказывается достаточно сложным для понимания. Большинство русскоговорящих студентов называют французскую систему исчисления сложной и неудобной, поскольку приходится запоминать и приспосабливаться к комбинации десяти- и двадцатеричной систем исчисления.

Но ближе к делу.

ФРАНЦУЗСКАЯ СЧИТАЛОЧКА: ЧТО НЕ ТАК?

С числительными от единицы до десяти во французском языке все так же понятно, как и в русском:

эн, юн

труа"

катр

сэнк

В дальнейшем счете в славянских языках идет прибавление окончания -дцать (то есть привязка к привычной десятичной системе отсчета). К примеру: один - одиннадцать, два - двенадцать, далее - два-дцать, три-дцать, пять-десять, восемь-десять и т.д. Согласитесь, запомнить такой порядок не составляет особого труда.

Во французских числительных такая же система отсчета повторяется до цифры 16 (числительные здесь являются простыми односложными словами, полученными путем упрощения латинских названий, ставших «прародителями» французских слов):

трэз

като"рз

кэнз

Но, начиная с цифры «17», вас ждет сюрприз. По идее, это число должно было бы выглядеть так: septendecim (то есть 7 + 10). Но на практике это и два последующих числительных становятся двусложными словами, в которых привычное окончание, означающие -дцать, или просто десятка, выносится на первое место, поэтому выглядит так:

диз-юи"т

дис-сэт

диз-нёф

С числительными от «20» до «60» включительно все вновь выглядит логично. Наименования десятков произошли от упрощенных латинских названий:

трант

кара"нт

сэнка"нт

суа са"нт

Все числа в интервале от 20 до 69 образуются по привычной и предельно ясной схеме: к десяткам прибавляется нужное единичное число.

  • Скажем, если это 33 (30 + 3), то французы называют эту цифру следующим образом: trente-trios(через дефис), или 45 (40 + 5) = quarante-cinq. Небольшое исключение составляют числа с единицей, в этом случае вместо дефиса принято использовать союз «et», например, cinquanteetun(50 +1).

ФРАНЦУЗСКАЯ МАТЕМАТИКА: ПОЧЕМУ 80 ПО-ФРАНЦУЗСКИ ЭТО ЧЕТЫРЕЖДЫ 20?

Но, начиная с седьмого десятка, французы опять нас удивляют. В их системе исчисления начинается переход с десяти- на двадцатеричную систему, поэтому 70 - это уже не 7×10, как можно было бы предположить а (6×10 + 10). Представим для наглядности числительные в табличной форме:

суаса"нт-ди"с

катрё-вэн

quatre-vingt-dix

катрё-вэн-дис

К этим трем десяткам также применяются свои правила образования составных числительных.

Например, если вам нужно обозначить цифру 72, то сделать это можно, прибавив к 60 число 12, то есть в письменном виде это будет выглядеть так: soixante- douze(60 + 12). Иными словами, цифры 70 во французском языке как бы не существует - приходится обходиться числом «60», прибавляя к нему нужные числительные.

В случае с числами «80» и «90» используется словосочетание «quatre-vingts». Если подразумевается цифра 81, то это будет звучать как «quatre-vingts-un» (4×20+1), если нужно сказать 91, то французы говорят «quatre-vingts- onze» (4×20+11).

  • Необходимо отметить, что в ряде франкоговорящих стран (Швейцария, Бельгия), да и в некоторых французских регионах «спорные» десятки, а именно, 70 - 80 - 90, произносятся и употребляются по упрощенной системе, то есть как septante, huitante(octante), nonante. Это «новообразовательные» числительные, которые используются наряду с «классическими».

В последующих числительных во французском языке повторяются общепринятые правила. Например, цифра 100 переводится как «cent», а 200, в свою очередь, будет звучать как deuxcents(2 сотни) и т.д. Ну а если вы захотите назвать (написать словами) большую цифру, например, 1975, то вам придется припомнить все особенности и хитросплетения десяти + двадцатеричной числительной французской системы, то есть это будет выглядеть так:

mille neuf cents soixante quinze(1000) + (900) + (6×10) + (15)

Двадцатеричная система счета нашла свое отражение и в денежной системе Франции: например, 1 франк составлял, не 10, а именно 20 су.

СМЕШАЛИСЬ В КУЧУ КЕЛЬТЫ, НОРМАНДЦЫ…

Возможно, на первый взгляд такая система исчисления и образования числительных действительно кажется сложной и запутанной, но на практике к этому достаточно быстро привыкаешь. Единственное, возникает вопрос, почему все так сложилось во французском языке?

Дискуссии по поводу необычных, некоторые даже говорят - «аномальных» французских числительных ведутся до сих пор, и единого мнения между экспертами пока нет.

Основная гипотеза - это древние исторические корни. Виной всему, очевидно, взаимоотношения с другими народностями, которые повлияли на развитие французского языка.

В частности, хотя основой французского языка, относящегося к романской группе, является латынь, в которой, как известно, принято десятичное исчисление, на территории Прованса в свое время проживали кельтские племена. Это, а также активная торговля с викингами из Нормандии, которые так же, как и кельты, использовали двадцатеричную систему исчисления, по всей видимости, и сказалось на французских числительных.

  • Двадцатеричную систему счета также использовали племена майя и ацтеков.

Историки отмечают, что в XVIIстолетии во Франции наблюдалось «противостояние» между десятичной и двадцатеричной системами счета. В нем, в частности, принимали участие известные литераторы Мольер и Ля Брюйер, которые в своих произведениях использовали (читай - популяризовали) ту или иную систему.

Составные формы и двадцатиричная система счисления

Многих удивляет, что во французском языке для счета употребляют «неудобные» и «странные» формы числительных. Например, при существующих слитных формах с указанием десятка после единиц для обозначения 11, 12 … 16 (onze, douze … seize), для дальнейшего счета говорящие на французском языке будут называть числительные «десять — семь», «десять — восемь», «десять — девять» (17 — dix-sept, 18 — dix-huit, 19 — dix-neuf).

Но еще непривычнее кажутся формы числительных начиная с 70. Вместо слитных форм аналогично предыдущим десяткам (30-trente, 40‑quarante, 50-cinquante, 60-soixante) в большинстве франкоговорящих регионов употребляются формы на основе двадцатиричной системы счисления: 80 — quatre-vingts (4*20), 90 — quatre-vingt-dix (4*20+10) и смешанные формы: 70 — soixante-dix (60+10). Рассмотрим обе названные особенности французских числительных более подробно – выявим корни их появления и особенности современного употребления.

1. Переход от простых форм к составным

Почему числа от 11 до 16 являются простыми, но становятся составными начиная с 17? Корни этого перехода необходимо искать в латинском языке.

Единицы в латинском должны были ставиться до десятки: по‑французски это было бы un-dix, deux-dix и т.д. А в классическом латинском языке имело место «сжимание»: quinque и decem = quindecim, sex и decem = sedecim. Отсюда во французском onze, douze … seize. Необходимо отметить, что в латыни были также вычитаемые формы для 18 и 19, эквивалентные deux de vingt (20-2) и un de vingt (20-1).

Затем указание десятка больше не ставилось в постпозицию, а выносилось вперед. То есть в поздней латыни использовался перифраз с десяткой во главе: dece et septe. Эти формы стали обязательными для последних чисел десятка, потому что вычитаемые формы 18 и 19 перестали употребляться, также как и другие вычитаемые формы 28, 29, 38, 39 и т.д.

Латинские корни данной особенности подтверждает факт, что еще для некоторых других неолатинских (современных европейских) языков характерен подобный переход. Примеры наименований числительных от 10 до 20 в латинском и некоторых современных европейских языках представлены в таблице:

Латинский Испанский Каталанский Французский Португаль-
10 dĕcem diez deu dix dez
11 undĕcim once onze onze onze
12 duodecim doce dotze douze doze
13 tredecim trece tretze treize treze
14 quattuordecim catorce catorze quatorze catorze
15 quindecim quince quinze quinze quinze
16 sedecim diez y seis setze seize dezesseis
17 septemdecim diez y siete disset dix-sept dezessete
18 duodēvīgintī diez y ocho divuit dix-huit dezoito
19 undeviginti diez y nueve dinou dix-neuf dezenove
20 vigintī veinte vint vingt vinte

На основании этих примеров можно выделить 2 группы современных европейских языков, у которых переход от простых к составным формам проявляется от 15 к 16 (испанский, португальский и др.) и от 16 к 17 (французский, каталанский и др.).

2. Двадцатиричная система счисления

Особый интерес вызывает двадцатиричная система счисления – ее происхождение и след в современном французском языке. Двадцатиричная система счисления (счет по двадцаткам) – система нумерации, использующая в качестве базы счисления число 20. Происхождение двадцатиричной системы во французском языке продолжает оставаться дискуссионным вопросом. Выдвинуты три гипотезы. Они не являются взаимоисключающими, их необходимо рассматривать как дополнение друг к другу.

Первая гипотеза – прединдоевропейское происхождение

Основывается на том факте, что население, в прошлом проживавшее с кельтами, затем с романскими народами, оказало влияние на их манеру счета. Данная теория позволяет объяснить некоторые особенности распространения счета по двадцаткам среди европейских языков. Например, кельтское население и, следовательно, индоевропейское могло испытать влияние в области континентальной Галлии, это выразилось в использовании двадцатиричной системы счета в бретонском и гаэльском языках . Однако данная гипотеза опровергается тем, что места, прежде занятые лигурами – представителями неиндоевропейских народов – есть как раз те места, где латинская форма «десяти» оставалась дольше всего. Также существуют свидетельства, что прединдоевропейское население этруски считало десятками, как в латыни.

Вторая гипотеза – кельтское происхождение

Согласно данной теории галльские племена считали двадцатками (галлы – одна из ветвей кельтских племен). Кельты проживали на территориях Прованса, Германии, Великобритании и даже заставили почувствовать свое влияние на латинское произношение и лексику. Однако гипотеза галльского происхождения счета по двадцаткам не очень распространена и имеет ограниченное число свидетельств. Если бы галлы на протяжении долгого времени использовали двадцатиричную систему счисления, про это было бы написано больше и подробнее. Кроме того, существовало множество различных галльских племен и поэтому более вероятно, что различные галлы считали по-разному: одни по двадцаткам, другие по десяткам. И кельтские племена также не все считали двадцатками, а те, кто это делал, относились к меньшинству в уже населенных другими народностями регионах.

Третья гипотеза – нормандское происхождение

Представляется наиболее вероятной. С Нормандией существовали торговые связи и, следовательно, викинги датского происхождения могли перенести во Францию этот языковой обычай. Особенно интересным в данной теории является то, что нормандские диалекты, которые проникли вместе с завоевателями в Великобританию, были уже абсолютно «офранцужены» и, следовательно, употребляли уже принятый счет десятью вопреки традициям их предков, которые считали двадцатью. Менее чем за век нормандцы потеряли свой датский язык, хотя их переход во Францию оставил в нем следы, а вот в Англии они оказывали уже другое влияние вследствие их офранцуживания.

В целом можно предположить, что нормандские диалекты оказали главное влияние на счет, но с использованием предшествующего субстрата. То есть галлы не все считали двадцатками, но некоторые из них использовали две системы одновременно, переняв двадцатиричную систему от предыдущего населения. В отсутствие латыни прединдоевропейская практика счета начала вновь использоваться в Гаскони и в Бретани. Внедрение нормандских диалектов в X-ом веке позволило распространить двадцатиричный счет в бассейне реки Сены.

Итак, счет по двадцаткам находят в некоторых источниках XI века. Наибольшее же распространение он получил в Средние века. В XVII веке в языке можно наблюдать конкуренцию обеих систем счета. Например, Мольер и другие авторы употребляют в своих произведениях различные формы числительных . У Мольера, Фрозин в пьесе «Скупой» льстит Гарпагону, говоря по поводу его долголетия: «Par ma foi, je disais cent ans, mais vous passerez les six-vingts (6*20) » (акт II, сцена 5). Но тот же Мольер пишет в произведении «Мещанин во дворянстве»: «Quatre mille trois cent septante neuf (79) livres douze sous huit deniers à votre marchand» (акт III, сцена 4). Six vingts (шесть двадцаток) используют Буало, Расин, Ля Брюйер, Фенелон. Однако употребление счета по двадцаткам все же представляется устаревшим в ту эпоху.

В конце средних веков двадцатиричная система была вытеснена десятиричной системой счисления (trente, quarante, cinquante, soixante) за исключением двадцати предшествующих сотне чисел (quatre-vingts, quatre-vingt-dix), а также десятка чисел, имеющих смешанную форму (soixante-dix). Полный счет по двадцаткам живет во французском языке как память в названии госпиталя Quinze-Vingts (15×20). Этот госпиталь основан Святым Людовиком в 1260 году для слепых и был рассчитан на прием трехсот человек – отсюда и название «пятнадцать двадцаток».

В XVII-ом веке Французская Академия и авторы словарей приняли формы soixante-dix, quatre-vingts, quatre-vingt-dix вместо septante, octante, nonante . Однако наименования 70, 80 и 90 на десятичной основе остаются в употреблении в некоторых франкоговорящих регионах.

Примеры употребления различных форм для чисел 70, 80, 90 в современном французском языке представлены в таблице:

Huitante употребляется во французской Швейцарии в кантонах de Vaud и Fribourg, octante – почти не используется больше во франкоговорящем мире, за исключением нескольких деревень кантона Fribourg. В швейцарских кантонах de Genève, du Jura используется форма quatre-vingts .

В заключение можно выделить общие причины особенностей употребления числительных – исторически сложившиеся традиции, особенности предшествующего языка и влияние других языков. А также на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что особенности числительных тесно связаны с общей историей развития французского языка. Можно видеть следы вымершего латинского языка, а также наблюдать влияние других народов на языковые обычаи (в частности, систему счета) франкоговорящих регионов, трансформацию и развитие языка, синтез различных языковых обычаев в современном языке.

Андросова А.В.