Сочинения

Где жили варвары. Великое переселение народов. Варварские племена. Возникновение военной власти

Слово «варвар» существует очень давно. Его можно встретить в старославянском языке, древнерусском и современном. История происхождения этого термина необычайно интересна. В статье будет рассмотрено значение слова «варвар» и то, как менялось оно с течением времени. Каждая эпоха вносила свои изменения в это понятие и трактовала в свою угоду.

Где встречается слово «варвар»?

Оно распространено повсеместно и употребляется многими народами. Вызвано это тем, что слово имеет древнее происхождение и со временем стало использоваться не только в области своего появления, но и по всему свету.

Родина слова - Древняя Греция

Именно эта великая страна, колыбель современной цивилизации, дала миру новое слово. Греки тысячелетия назад называли так всех чужаков. Для них варвар - это любой чужеземец, который жил за пределами греческого, а затем и римского государства. Этимология слова до сих пор спорна. Считается, что это звукоподражание непонятных и чуждых для греков языков - вар-вар. Слово имело презрительный оттенок, поскольку другие племена греки считали менее образованными и культурными. Впрочем, многие ученые не согласны с этой версией и считают, что у данного термина было нейтральное значение.

Причем изначально этим понятием назвали всех, говорящих на ином языке, и только потом стали применять именно для обозначения других народов.

Позднее слово перешло к римлянам, но получило другое значение. Для жителей Римского государства варвар - это грубый, необразованный человек. Так стали называть северные народы, которые по развитию культуры намного отставали от населения и Италии.

По-гречески варвар звучал как barbaros. Латинское название - barbarus в том же значении (чужеземец, чужак). Интересно, что в современном французском языке есть слово barbare. Оно означает «жестокий, варварский» и очень похоже на другое слово - barbe (борода). Как считают специалисты-языковеды, сходство это вовсе неслучайное. Древние греки предпочитали носить аккуратные небольшие бородки, которые завивали и умащивали ароматными маслами. Северные племена, жившие по соседству, о красоте своих волос и бород не заботились, поэтому вид они имели неопрятный.

Первое упоминание слова и изменение отношения к варварам

Если верить письменным источникам тех лет, впервые это понятие применил в конце VI в. до н. э. греческий историк Эллины не принимали многих привычек и обычаев соседей, например, шумных пиров скифов и фракийцев. Об этом писал поэт Анакреонт. Философ Гераклит в своих трудах применил такое метафизическое понятие, как «варварская душа». Таким образом, со временем слово стало принимать все более негативный оттенок. Варвар - это иноземец, для которого характерен общий низкий уровень развития культуры и у которого отсутствуют приемлемые для греков и правила поведения.

Переломным моментом стали греко-персидские войны, тяжело давшиеся эллинам. Стал формироваться негативный образ человека не греческого происхождения и создаваться стереотип варвара - трусливого, коварного, жестокого и ненавидящего Грецию.

Затем был период, когда появился интерес к иноземной культуре и даже восхищение ею.

В IV—V вв. н. э., в эпоху слово вновь приобрело негативную оценку и ассоциировалось с жестокими племенами захватчиков-дикарей, разрушивших римскую цивилизацию.

Кто такие варвары: племена и занятия

Какие же народы были названы так древними греками? Как было уже сказано выше, это были северные славянские, скифские, а также кельты и фракийцы.

В I в. до н. э. германские племена пытались занять римскую провинцию Галлию. Отпор им тогда дал Юлий Цезарь. Захватчики были отброшены за Рейн, по которому пролегла граница римского мира и варварского.

Все вышеперечисленные племена имели схожий образ жизни. Они занимались скотоводством, земледелием и охотой. Знали ткачество и гончарное дело, умели обрабатывать металл.

Отвечая на вопрос, кто такие варвары, нужно коснуться и их культурного уровня. Он не достиг таких высот, которых добилась греческая цивилизация, но и невежественными и дикими эти племена не были. Например, изделия скифских и кельтских мастеров считаются ценными произведениями искусства.

История слова в Средневековье

Античное понятие было заимствовано у греков и римлян Западной Европой и Византией. Оно поменяло значение. Варвар - это безбожник, как считало тогда христианское и католическое духовенство.

Множество значений

Слово «варвар» может похвастаться тем, что на протяжении веков значение его менялось. Для древних греков оно обозначало чужеземца, жившего за пределами страны, римляне так называли те племена и народы, которые вторглись на территорию империи и уничтожили ее. Для Византии и Западной Европы это слово стало синонимом язычника.

В наши дни это понятие применяется в переносном значении. В нарицательном смысле варвар - это жестокий, невежественный человек, разрушающий культурные памятники и ценности.

Интересно, что слово не потеряло своей актуальности и, несмотря на давность происхождения, используется по сей день.

Древние греки всех чужеземцев называли варварами - "бормочущими", имея в виду, что они неверно или совсем плохо говорили по-эллински и, следовательно, не знали и не могли оценить греческих обычаев, наук и искусства. Эллины были уверены, что всё, созданное ими, является самым лучшим, и не утомляли себя сомнениями. Египтяне, финикийцы и другие народы, которым греки были многим обязаны, оказывались варварами, с их точки зрения.

Римляне считали варварами племена, жившие на северных и восточных рубежах Римской империи. Когда в I в. до н. э.. германские племена попытались перейти Рейн и занять принадлежавшие империи земли Галлии, легионы Юлия Цезаря прогнали их обратно и построили оборонительный вал - "Limes Romanus", ставший рубежом не только между римлянами и германцами, но по существу между двумя цивилизациями - римской и варварской.

Варварами римляне называли не только германцев, но и кельтов, славян, живших на обширных территориях, занимавшихся земледелием и скотоводством. Они выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овощи (репу, лук, горох), а также лён, коноплю. Разводили тягловых быков, лошадей, овец, коз, охотились на пушного зверя, добывали руду и плавили из неё металлы. Всё это доставлялось в пограничные города Римской империи и обменивалось на рабов, оружие, предметы роскоши и вино. Старейшины, возглавлявшие роды и общины, на народных собраниях называли имена вождей, которые поведут воинские дружины на соседей. Сильные подчиняли слабых, создавая крупные племенные союзы: алеманский, сакский, франкский, западных и восточных готов, лангобардов, вандалов, бургундов. Война становилась ремеслом для многих из них. Римляне ценили храбрость и умение варваров владеть оружием: молодые мужчины-пленные пополняли ряды гладиаторов, оканчивая жизнь на аренах римских цирков; свободных привлекали к армейской службе. Со временем в римской армии варваров становилось всё больше и больше как среди солдат, так и среди командиров. Они предпочитали всему римскому свою одежду, оружие, применяли в бою собственную тактику и стратегию. Их формирования способствовали многим победам, одержанным Римом.

Варваров, как пленных, так и свободных, римляне поселяли на землях, опустошённых войной, используя как рабочую силу. В римском обществе появлялись и хорошо образованные, богатые варвары, что позволяло им занимать важные должности при императорском дворе, который был не чужд распространившейся моде на варварские костюмы, причёски, манеру поведения и разговора. Император Марк Аврелий Антонин вошёл в историю под именем Каракалла из-за своего пристрастия к одежде варваров: "каракаллой" германцы называли длинный плащ. Случалось, что на престоле Римской империи оказывались не римляне: императоры Диоклетиан и Максимиан были иллирийцами.

Варвары, занявшие привилегированное положение в Римской империи, являвшиеся высшими сановниками, становились фактическими правителями государства, которое переживало тяжелейший кризис в конце IV - начале V вв. н. э.. Об этом свидетельствовали многочисленные случаи появления узурпаторов, претендовавших на императорскую власть, волновавших народ, захватывавших города и поместья богачей. Целые области заявляли о своей независимости от центрального правительства. Армия отказывалась защищать интересы империи, а дезертирство приобрело угрожающие размеры. Человеческая жизнь потеряла ценность.

Именно тогда началось оживление на границах империи.

Массовые передвижения племён, вторжение их с периферии на территорию Римской империи, приведшее к утрате западной её части, историки назвали "Великим переселением народов". Начало его пришлось на IV-VII вв., когда кочевники Центральной Азии - хунны, за несколько веков преодолев огромные расстояния, добрались до плодородных равнин между Волгой и Доном. Здесь потомки хуннов, забывшие язык и историю своих предков, изменившиеся даже внешне, но не утратившие воинственности и жестокости в схватках с врагами, создали племенной союз. Их стали называть гуннами, покорителями обитавших в бассейне Дона аланов и многочисленных восточных готов (остготов) Причерноморья. Расправа победителей над побеждёнными была столь ужасна, что их соседи - западные готы (вестготы) не стали дожидаться своего смертного часа и бежали под защиту римских пограничных укреплений через Дунай на земли, принадлежавшие римлянам. Их поселили в Мезии, присвоили статус конфедератов - союзников империи, рассчитывая, что беглецы будут охранять и защищать владения империи от посягательств грозных гуннов.

Однако всё получилось по-другому: земли Мезии были бедны и не могли прокормить такое большое количество беженцев; местные чиновники, пользуясь бедственным положением готов, занимались вымогательством, расхищая продукты и деньги, направляемые центральным правительством на поддержку несчастных. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, было вероломство римлян. Наместник области пригласил к себе на приём вождей готов. Пока те пировали, охрана наместника, спровоцировав дружинников-готов на вооружённое столкновение, перебила их. Возмущение охватило весь народ готов. Избрав вождём Фритигерна, человека смелого и закалённого в боях, восставшие захватывали один римский город за другим. Нашествие, подобно бурной реке, разливалось по землям империи. Оказалось, что у правительства нет сил, чтобы остановить его. Два года император Валент безуспешно пытался собрать войска для борьбы с готами. Отряды, которые посылались им навстречу, переходили на сторону восставших. Это было грозное предупреждение, свидетельство деморализации общества, когда родина - Римское государство - превратилась в гигантскую машину насилия и угнетения, а "чужие" становились ближе "своих".

Император западной части империи Грациан стал спешно искать полководца, который смог бы организовать отпор восставшим и спасти империю. Им оказался Феодосий, уроженец Испании, всю жизнь верно служивший Риму и никак не предполагавший стать августом. Будучи человеком умным, он, понимая, что рассчитывать на соотечественников не приходится, обратился за помощью к готским вождям. Был заключён договор, по которому им предоставлялось право жить на землях Малой Азии; кроме того, правительство обязалось дополнительно снабжать их зерном, скотом, освободить от податей и повинностей. Готы же обещали ежегодно выставлять 40 тыс. воинов.

Римское общество клонилось к упадку. Власть имущие были заняты только собственными интересами, не желая замечать, что империю всё больше теснят враги, а большая часть народа видит в них освободителей. Людей, серьёзно озабоченных судьбой империи, в обществе избегали, считая бесполезными. Однажды было решено очистить Рим от чужеземцев и проходимцев, так как прокормить огромное население города становилось труднее и труднее. Результаты этой кампании оказались неожиданными: из города были безжалостно изгнаны лишь учёные люди. Зато продолжали благоденствовать многочисленные певицы и танцовщицы, окружённые большим числом прислужников.

Вражда и смута терзали империю. Они не прекратились, а усилились после смерти Феодосия I, оставившего свои владения в наследство двум сыновьям: 18-летнему Аркадию и 11-летнему Гонорию, опекунами которых он назначил галла Руфина и вандала Флавия Стилихона. Пока дворцовые партии выясняли отношения, восстали готы. Они выбрали своим вождём Алариха - самого прославленного воина, происходившего из старинного знатного рода Балтов. Восставшие двинулись на Константинополь, но, получив выкуп, направились в Македонию и далее в Грецию, где уцелели лишь Афины, сумевшие откупиться.

В это время при дворе наследников Феодосия победу одержали сторонники Стилихона. Собранные им войска стали теснить Алариха, которому с трудом удалось избегнуть полного разгрома. Однако через год он вторгся в Италию. Вестготы представляли столь серьёзную силу, что Стилихон уговаривал императора Гонория и сенат дать Алариху выкуп - четыре тысячи фунтов золота - и получить передышку для реформы армии и государственного устройства, но император не решался. Один из сенаторов упрекал Стилихона, что предлагаемый им договор - не о мире, а о рабстве. Вскоре Стилихон был убит в результате заговора, жертвами которого стали многие друзья и сторонники Стилихона, а также варвары и их семьи, верно служившие до той поры империи. Возмущённые таким вероломством, оставшиеся в живых (числом более 30 тыс.) перешли на сторону Алариха и потребовали вести их на Рим. Сложившейся ситуацией Аларих воспользовался незамедлительно. Обвинив римлян в предательстве и нарушении обязательств, он призвал к оружию своих собратьев-готов и присоединившихся к ним гуннов и в 409 г. повёл их на Рим. По дороге его войска пополнялись как свободными римскими гражданами, так и рабами.

Очень скоро подошёл Аларих к Риму, который со времён Ганнибала не видел врагов возле своих стен. Вождь готов и его воины увидели перед собою огромный и богатый город. Его позолоченные кровли слепили глаза. В нём были чудесные дворцы, храмы, цирки и театры, возведённые из мрамора и украшенные статуями, фресками, мозаиками. Аларих приказал начать осаду "вечного города" и захватил гавань Остию, где находились все основные запасы хлеба. В Риме начался голод и распространилась эпидемия чумы. Осаждённым не приходилось рассчитывать на помощь: не было Стилихона, чья мудрость и энергия не раз спасали империю; император Гонорий заперся в стенах города-крепости Равенны и молился там о чуде - спасении от варваров.

Римляне начали с Аларихом переговоры. Сенат отправил к нему посольство. Однако Аларих назвал такую непомерную сумму выкупа, что растерявшиеся горожане спросили, что же останется у них после его выплаты. "Жизнь", - кратко ответил Аларих. Тогда горожане попытались его припугнуть, сообщив, что в городе много жителей, которые как один выйдут оборонять Рим. "Ну что же, - сказал Аларих, - чем гуще трава, тем легче её косить". Римляне согласились заплатить выкуп. Аларих снял осаду и отошёл.

Правительство Гонория не спешило выполнять условия мира, и Алариху надоело ждать. В том же году он вновь осадил Рим, и там опять начался голод. Аларих вынудил римский сенат объявить императора Гонория низложенным, а на его место избрать римлянина Аттала - болтуна и пьяницу. Но вскоре, убедившись в его полной непригодности, Аларих отправил его в свою музыкантскую команду, а знаки императорской власти отослал к Гонорию.

В это время Гонорий получил подкрепление: Константинополь прислал ему 4 тыс. солдат, а из Африки подошли суда, гружённые продовольствием. Император посчитал, что более заботиться о мире с варварами бессмысленно, и объявил о прекращении переговоров. В ответ на это Аларих в третий раз осадил Рим. Огромный город не имел сил защищаться, лишь горстка гвардейцев-наёмников пыталась сопротивляться. Пока длилась осада, голод и болезни косили людей. Современник тех событий писал: "Безумие голодающих дошло до предела, рвали друг друга на части, мать не щадила грудного младенца своего, и её чрево принимало то, что она родила". В довершение всего рабы-германцы подняли в городе восстание, устроили погром, открыли Соляные ворота и, числом 40 тыс., примкнули к осаждавшим. 14 августа 410 г. Аларих взял "вечный город". Три дня и три ночи длились грабёж и избиение жителей. Потом готы ушли, унося огромную добычу, уводя пленных, в числе которых была и сестра императора Гонория. Римляне, кроме всего, уплатили дань: 5 тыс. фунтов золота, 30 тыс. фунтов серебра, 3 тыс. драгоценных, окрашенных пурпуром одежд, 4 тыс. шёлковых, 3 тыс. фунтов перца и многое другое.

Аларих повёл своих воинов в хлебные, богатые области Римской империи - Кампанию, Сицилию, намереваясь завоевать и провинцию Африка - главную житницу империи, кормившую римлян. Однако этот план не осуществился из-за смерти Алариха, умершего 34 лет от роду в городе Консенции. Его похоронили в глубокой могиле, вырытой в русле реки Бузент, чьи воды были отведены в новое русло. Вместе с Аларихом погребли многочисленные бесценные сокровища, а затем, закопав могилу, воды реки возвратили в прежнее русло. Сподвижники Алариха перебили всех рабов, участвовавших в этих работах, чтобы никто не знал тайну погребения их вождя.

Пока правительства восточной и западной частей империи пытались мобилизовать все силы на защиту своих владений, прекратить смуты и беспорядки в государстве, надвигалась новая опасность. Вождь гуннов Аттила, правитель огромных территорий и многочисленных народов, начал поход, покорив племена, жившие по правому берегу Дуная, мечтая овладеть землями до самого Константинополя. Император Восточной Римской империи Феодосий II откупился, уплатив Аттиле 6 тыс. фунтов золота, признав себя и свой народ вечными данниками вождя гуннов и обещая ежегодно выплачивать ему 700 фунтов золота.

Аттила повёл свои войска во владения Западной Римской империи. В то время там правила мать малолетнего императора Валентиниана III, Галла Плацидия. Узнав о приближении неприятеля, она поручила командиру придворной гвардии Флавию Аэцию возглавить оборону. Он провёл несколько лет в плену у Алариха и неплохо знал нравы и черты характера варваров. Используя уговоры, угрозы, подкуп, он привлёк на свою сторону вандалов, франков и бургундов, а самое главное - наладил бесперебойную доставку продовольствия в Рим.

В 451 г. на Каталаунских полях, близ города Труа, произошла "битва народов", победа в которой досталась римлянам и их союзникам. Аттила бежал. Через год он вновь предпринял наступление и вновь был разбит, а вскоре умер. Его огромное государство вслед за этим прекратило своё существование, распавшись на мелкие владения, ставшие жертвами своих более сильных соседей.

Почти одновременно с Аттилой погиб и Аэций, пав жертвой очередного заговора, а через год и его воспитанник - император Валентиниан III. Вдова императора, Евдоксия, не имея другой возможности отомстить убийцам, обратилась к помощи вандальского короля Гейзериха, умоляя его защитить императорскую династию и восстановить её власть.

Гейзерих посадил своё войско на корабли, вошёл в устье Тибра и после короткой осады 2 июля 455 г. захватил "вечный город". Две недели его воины не только грабили, но и совершенно бессмысленно разрушали город. Такого опустошения и разгрома современники припомнить не могли. Один из них писал: "Всё разрушено и разграблено. Поля, города - всё изменило вид. Меч, огонь, голод - все бичи зараз губят род человеческий. На земле исчез мир: настал общий конец". Тем не менее Рим дожил до наших дней, оставшись столицей Италии, а вандалы давно исчезли с арены истории, оставив потомкам лишь своё имя как символ бессмысленного разрушения и осквернения - вандализма.

Западная Римская империя неотвратимо приближалась к бесславному концу, так и не сумев оправиться после столь страшного нашествия. С 455 по 476 г. сменилось около десятка императоров, не имевших реальной власти и ставших игрушками в руках проходимцев.

Население городов уменьшилось. Часть жителей была угнана в рабство, другие бежали.

Рим, полный жизни, с прекрасными зданиями, вызывавший восхищение современников, умирал: многие древние роды исчезли, другие - влачили бедственное существование, большие дворцы опустели и всё в них было мертво... В 476 г. один из самых влиятельных германских наёмников военачальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, презрительно прозванного народом Августулом - Августёнком. Одоакр сохранил ему жизнь, поместил в подаренной ему вилле в Кампании и назначил щедрое содержание. Сам же Одоакр был признан императором Восточной Римской империи Зеноном как соправитель. 23 августа 476 г. считается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Начинался новый период истории - Средние века, а на руинах части Римской империи создавались новые государства: вестготов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и вандалов. Каждое из них имело свою историю.

Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существовать? У большинства простого народа появились новые повелители, а римская знать стала служить верой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их "птичьими клетками" или "позолоченными гробницами", стали строить свои города-столицы, крепости, замки-резиденции, перенимая все черты нового для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.

  • Римская империя в 350-395 гг. и ее отношения с зарейнскими и задунайскими племенами
      • Римская империя и варварские племена - страница 2
      • Римская империя и варварские племена - страница 3
    • Готы и Римская империя
    • Римская империя накануне гуннского нашествия в Европу
    • Нашествие гуннов в Европу
    • Переселение вестготов во Фракию
    • Восстание вестготов
    • Борьба народных масс Фракии против вестготов
    • Возвращение к политике союза с варварами
    • Борьба Феодосия против ставленников западных группировок знати
      • Борьба Феодосия против ставленников западных группировок знати - страница 2
  • Международные отношения в Европе в 395-400 гг.
    • Особенности общественно-экономического развития Западной Римской империи и Восточной Римской империи (Византии)
      • Особенности общественно-экономического развития Западной Римской империи и Восточной Римской империи (Византии) - страница 2
    • Усиление вестготов и их поход в Грецию
      • Усиление вестготов и их поход в Грецию - страница 2
    • Заговор Тайны и Требигильда. Борьба народных масс против готского засилия
      • Заговор Тайны и Требигильда. Борьба народных масс против готского засилия - страница 2
      • Заговор Тайны и Требигильда. Борьба народных масс против готского засилия - страница 3
  • Международные отношения в европе в период массового вторжения варваров в Италию, Галлию и Испанию (401-410 годы)
    • Усиление вестготов в Иллирике и их первый поход в Италию
    • Вмешательство Западной Римской империи во внутренние дела Византии
    • Вторжение Радагайса
    • Продолжение подготовки экспедиции против Византии, вторжение аланов, вандалов, свевов в Галлию и вестготов в Италию
      • Продолжение подготовки экспедиции против Византии, вторжение аланов, вандалов, свевов в Галлию и вестготов в Италию - страница 2
    • Первая осада Рима
    • Вторая осада Рима и провозглашение Аттала императором
    • Взятие и разграбление Рима Аларихом
  • Римское господство в Галлии и вторжение варваров в первой четверти V века
    • Галлия к началу V века
      • Галлия к началу V века - страница 2
    • Вторжение аланов, вандалов и свевов в Галлию
      • Вторжение аланов, вандалов и свевов в Галлию - страница 2
    • Признание Константина императором в Галлии и возникновение второго правительства
      • Признание Константина императором в Галлии и возникновение второго правительства - страница 2
    • Попытка Равеннского двора восстановить римское господство в Галлии
      • Попытка Равеннского двора восстановить римское господство в Галлии - страница 2
    • Поселение франков, бургундов, саксов, алеманнов и аланов в Галлии
    • Вторжение вестготов в Испанию
      • Вторжение вестготов в Испанию - страница 2
    • Попытки Равеннского двора упрочить римское господство в Галлии
      • Попытки Равеннского двора упрочить римское господство в Галлии - страница 2
  • Союз итало-римской и африкано-римской знати с вандалами и образование вандальского королевства
    • Римская Северная Африка к началу V в. В III-IV вв.
      • Римская Северная Африка к началу V в. В III-IV вв. - страница 2
    • Освободительная борьба в Испании и перемены в Равеннском дворе
    • Обострение противоречий между африкано-римской знатью и Равеннским двором
      • Обострение противоречий между африкано-римской знатью и Равеннским двором - страница 2
    • Отношения между угнетенными массами Северной Африки и вандалами
      • Отношения между угнетенными массами Северной Африки и вандалами - страница 2
      • Отношения между угнетенными массами Северной Африки и вандалами - страница 3
  • Возникновение и ликвидация гуннской опасности в западной Европе
    • Гунны и Западная Римская империя в 20-30-х годах V века
      • Гунны и Западная Римская империя в 20-30-х годах V века - страница 2
      • Гунны и Западная Римская империя в 20-30-х годах V века - страница 3
      • Гунны и Западная Римская империя в 20-30-х годах V века - страница 4
    • Гуннские набеги на Византию в 40-х годах V в.
      • Гуннские набеги на Византию в 40-х годах V в. - страница 2
    • Западная Римская империя в 40-х годах V в.
    • Гуннское вторжение в Галлию
    • Каталаунская битва
      • Каталаунская битва - страница 2
      • Каталаунская битва - страница 3
  • Международные отношения в европе в последний период существования Западной Римской империи (452-476 годы)
    • Западная Римская империя в начале второй половины V века
      • Западная Римская империя в начале второй половины V века - страница 2
      • Западная Римская империя в начале второй половины V века - страница 3
    • Выступление галло-римской знати против Рима
    • Реформы Майориана
    • Переход галло-римской знати на сторону Рима
    • Освободительная борьба против свевов в Испании и вестготские походы
    • Обострение политической борьбы в Западной Римской империи и провал двух ее экспедиций против вандалов
      • Обострение политической борьбы в Западной Римской империи и провал двух ее экспедиций против вандалов - страница 2
    • Завоевательные походы вестготов и народное сопротивление в Оверни
    • Усиление варварских королевств в Испании и Галлии. Падение Западной Римской империи
      • Усиление варварских королевств в Испании и Галлии. Падение Западной Римской империи - страница 2
  • Международные отношения в Европе в первые десятилетия после падения Западной Римской империи
    • Правление Одоакра в Италии
    • Галлия, Испания и романизованная Африка в 476-493 годы
      • Галлия, Испания и романизованная Африка в 476-493 годы - страница 2
      • Галлия, Испания и романизованная Африка в 476-493 годы - страница 3
    • Остготы и Византия в 70-80-е годы V века
    • Остготское завоевание Италии
    • Отношения между итало-римлянами и остготами
    • Внешняя политика Остготского королевства
    • Международные отношения в Галлии и Испании в конце V - начале VI века
    • Борьба народных масс романизованной Африки против вандалов и наступление мавритано-берберов в конце V - начале VI века
    • Международные отношения в Подунавье в конце V - начале VI века
      • Международные отношения в Подунавье в конце V - начале VI века - страница 2
      • Международные отношения в Подунавье в конце V - начале VI века - страница 3
    • Заключение

Римская империя и варварские племена

В первые века н. э. Рейн, пограничный вал и Дунай стали устойчивыми границами между владениями римлян и варваров. Уничтожив в 9 г. три легиона Вара, племена Западной Германии отстояли свою независимость. Лишь на Дунае римляне еще продолжали завоевательные войны, но после покорения Дакии Траяном (98-117) закончились и они. С тех пор наступило своеобразное равновесие сил и установились продолжавшиеся двести пятьдесят лет относительно устойчивые и мирные отношения.

К этому времени Римская империя достигла наибольшего могущества, а рабовладельческая система Средиземноморья - своего расцвета. Крупные землевладельцы и денежные магнаты постепенно завладели значительной частью земельных наделов разоренных военной службой крестьян и, превратив эти наделы в латифундии, обрабатывали их при помощи рабов или заменяли земледелие скотоводством. Такие порядки, установившись сначала в Италии, распространились на Бетику, Нарбоннскую Галлию и Проконсульскую Африку. В этих местностях был достигнут особо высокий для эпохи рабства уровень развития производительных сил.

Наибольшего прогресса достигло сельское хозяйство - решающая отрасль античного производства, от которого зависела экономика городов, являвшихся центрами превращения натурально-хозяйственного продукта в товар.

В обиход вошли колесный плуг с двумя отвальными досками, лемехом новой формы и ярмом, приспособленным для вращения дышла, борона с железными зубьями, длинные и короткие косы, особые бруски для их заточки, водяная мельница (известная и раньше, но и распространившаяся с IV в.4) и своеобразная жнейка, имевшая вид «большого короба на двух колесах, усаженного на краю зубцами, причем животное впрягается головой к нему, а сорванные колосья падают в короб».

Были выведены сорта винограда, дважды в год дающие высокий урожай, и четырнадцать сортов пшеницы, среди них - «стозерновка» и «ветвистая», благодаря чему в Африке на равнине Бизация, собирали урожай сам-сто пятьдесят, а в Леонтийской равнине в Сицилии, в Бетике и Египте - сам-сто.

В Британии и Галлии земля удобрялась мергелем, в Греции - белой глиной. Применялось известкование почвы, удобрение золой и компостом. Посевы люпина, бобов и вики перепахивались до созревания, что обогащало почву азотом.

Повсеместно распространились трудоемкие культуры (маслины, миндаль, лавр, лимоны, персики, кунжут, мак, гранаты, винные ягоды) и более совершенные агротехнические приемы: дренаж, искусственное орошение, прививка деревьев, новые способы обработки земли и приемы ухода за скотом.

Однако дальнейшее развитие производительных сил тормозилось непреодолимыми препятствиями, порожденными устаревшими производственными отношениями. Труд считался делом, недостойным свободного человека, и рабы «работали невнимательно и недобросовестно», поскольку «при рабском труде даже та часть рабочего дня, в течение которой раб возмещает лишь стоимость жизненных средств, в течение которой он фактически работает лишь на самого себя, представляется трудом на хозяина». Рабам можно было доверять только грубые, наименее подверженные порче, орудия труда.

При достигнутом уровне развития производительных сил возникла необходимость перехода к системе эксплуатации, заинтересовывающей непосредственного производителя материальных благ в повышении производительности труда. Этого можно было добиться наделением раба участком земли и закрепощением мелких свободных крестьян, превращаемых в арендаторов земельных участков, на которые они теряли право собственности.

Крупные землевладельцы, приспосабливаясь к новым условиям производства, стремились найти возможность восстановления естественной убыли рабочей силы за счет внутренних ресурсов путем закрепощения свободных крестьян, ветеранов, пограничных поселенцев и беднейших слоев городских жителей. Все это отразилось и на формах ведения хозяйства.

Прежде крестьяне, утратившие право на свои земли, изгонялись, а их объединенные участки обрабатывались при помощи рабов или превращались в пастбища. Теперь землевладельцы оставляли крестьян на их прежних участках в качестве арендаторов (колонов) и получали доход в виде барщины, оброка или арендной платы. Начали развиваться отношения, в которых в зародыше содержался феодальный способ производства.

Следствием новых условий явилось также дробление латифундий на мелкие участки, отдаваемые для обработки рабам (земледельческий пекулий) или безземельным крестьянам и горожанам. Конечно, все это не было новым. Новое заключалось только в массовости распространения этих форм хозяйства в III-IV вв.

Раб, получивший пекулий, оставался бесправным. Все его имущество было собственностью господина. Однако он располагал известной долей самостоятельности, так как трудился без надзора, и ему принадлежала какая-то часть продуктов, которыми он мог распоряжаться. У него появилась материальная заинтересованность в результатах труда и, следовательно, более бережное отношение к сельскохозяйственным орудиям.

Мелкий земледелец, став арендатором, оставался свободным, однако попадал в экономическую зависимость. Существование наряду с колонами рабов, получивших пекулий, ухудшало положение колонов, что вело к сближению между ними и обострению социальных конфликтов.

Все эти изменения привели к падению удельного веса среднего землевладения и производственных ячеек, базировавшихся на рабском труде, и к росту поместий, основывающихся на труде мелких зависимых земледельцев.

Свободные крестьяне и горожане отчаянно сопротивлялись всем мероприятиям, ведущим к усилению эксплуатации и закрепощения. Они боролись против увеличения налогов и повинностей, арендной платы и обработок, против злоупотреблений сборщиков налогов и судей. Чтобы сломить их сопротивление, императоры, начиная с Константина (306-337), сосредоточили полевую армию внутри страны.

Поскольку армия, набранная из местных жителей, для этих целей не годилась, императоры привлекали в ее ряды варваров, которые пока были мало пригодными для нужд сельскохозяйственного производства, так как они не имели соответствующего опыта. К тому же варвары отличались от местного населения по образу жизни и языку, что облегчало возможность использования их в качестве карателей.

Уже при Траяне (98-117) они составляли главную силу римских легионов. В III-IV вв. варваризация римской армии, возраставшая по мере исчезновения и закрепощения свободного крестьянства, ранее дававшего рекрутов, усилилась. Поскольку варвары были отличными наездниками, они постепенно стали основным контингентом римской кавалерии, которая, как наиболее подвижный и надежный для новых функций род войск, выдвинулась на первое место. В пехоте главная роль также перешла к вспомогательным кавалерийским отрядам, комплектовавшимся из варваров. При этом предпочтение отдавалось выходцам из наиболее отсталых и территориально отдаленных от Империи племен.

Упадок курий, являвшихся опорой рабовладельческого строя в провинциях, и обострившаяся борьба между различными группировками господствующего класса, отражавшая классовые противоречия, также вынуждали императоров сосредоточить полевую армию внутри страны.

Постепенно выработались искусные приемы использования варваров. Главными были: противопоставление их местным жителям и сблизившимся с ними варварам; поддержка слабых варварских племен в их борьбе против сильных, чтобы не дать окрепнуть ни тем, ни другим; привлечение отдаленных племен, которые в случае необходимости призывались на помощь или угрожали племенам, ставшим опасными для Империи.

Такой политике способствовало и положение внутри соседних варварских племен. Эти племена перешли к оседлому образу жизни и занимались земледелием. У них более ускоренно, чем прежде, развивались производительные силы и приходил в упадок первобытнообщинный строй.

Страницы: 1 2 3

Понятие «варвар», «варварский» появилось в Древней Греции в 5 в. до н. э. Оно означало первоначально представителей всех других племен и народов, которые говорили на непонятном для греков языке (barbaros - непонятно болтающий). Варварами называли, например, персов, жителей Малой Азии, египтян, т. е. в слово «варвары» не вкладывали никакого презрительного смысла. С развитием рабства (большая часть рабов поступала из окружающих Древнюю Грецию отсталых племен) начинают сближаться термины «раб» и «варвар». Уже у Аристотеля они становятся почти синонимами. В связи с этим презрительное отношение к рабам, которое сложилось в греческом обществе, стало переноситься и на варваров.

В римскую эпоху, когда рабство достигло своих наивысших форм, а презрительное и жестокое отношение к рабам стало общепринятой нормой, понятие «варвар» приобрело смысл примитивного, дикого, не знакомого с культурой человека, по самой природе предназначенного к рабству, услужению римлянам (см. Древний Рим).

Этот взгляд укрепился отношением римлян, живших в условиях высокой античной цивилизации, к окружавшим Рим племенам, жившим в условиях примитивного родового строя. К тому же племена эти часто нападали на границы империи, грабили богатые римские города, разрушали непонятные им произведения римской культуры. Если большая часть греков и римлян рассматривали варваров как людей некультурных, отсталых и жестоких, то в 1-2 вв. в Риме среди части римских мыслителей наблюдается некоторая идеализация простой жизни варваров как жизни добродетельной и близкой природе.

В 1-2 вв. Римская империя успешно противостояла окружавшим ее варварским племенам - германцам, сарматам, аланам и др. Однако с 3 в. варвары начинают вторгаться на римскую территорию, грабить провинции и города. В начале 5 в. натиск их на Рим усиливается и вынуждает императоров Западной Римской империи мириться с пребыванием варварских племен (вестготов, бургундцев, свевов и др.) на землях империи. Здесь образуются первые ранние варварские королевства (королевство вестготов в юго-западной Галлии, 419 г.; королевство вандалов в Африке, 429 г.; королевство бургундов в юго-западной Галлии, 449 г.; и др.). После падения Западной Римской империи в 476 г. варварские королевства стали независимыми, в них постепенно формируются феодальные отношения. Порядок жизни обеспечивался законами, получившими название варварских правд. Они представляли собой записи обычного права (совокупность правил поведения, обычаев, сложившихся в обществе в результате их неоднократного применения и санкционированных государством); составлены между 5 и 9 вв. Известны вестготская, бургундская и другие варварские правды. По своему характеру к ним приближаются византийский «Земледельческий закон» и «Русская Правда».

Варвары, пришедшие в Империю или обитавшие у ее границ, вовсе не были дикими и неразвитыми народами, какими их рисовали римские историки. Германские племена, основные соседи Рима, в I – II веках вели преимущественно кочевой образ жизни. Их главным занятием было скотоводство. Впрочем, ко II веку и скотоводство приобрело более оседлый характер. Крупные стада домашнего скота считались признаком богатства их владельца, главным критерием состоятельности гермаснкой семьи и всей общины.

Но германцы еще в конце I тысячелетия до н.э., до того, как похолодание в Северной Европе заставило многих из них сняться с мест, вели и земледельческое хозяйство. Техника обработки земли, разумеется, была далека от той, которую использовало развитое римское хозяйство. Но, вопреки утверждениям рисмких историков, германцы не всегда покидали на произвол судьбы поля после двух-трех лет обработки. Земельные участки, принадлежавшие отдельным семьям (а не всему племени), огораживались каменными стенами, что говорит о достаточно устоявшейся земледельческой системе. Германские народы сеяли разнообразные злаковые культуры, лен и бобы.

Каждая община селилась отдельной деревней. «Ячейкой» общества у древних германцев была семья, совместно владевшая всем имуществом, в том числе и деревянным домом. Возле дома располагался земельный участок. Под одной крышей с жилыми помещениями находились загоны для скота и продуктовые хранилища. Поселившись на какой-нибудь территории, община старалась удерживать и расширять свои владения, а не бросать их по мере истощения почв и пастбищ.

Община обеспечивала себя всем необходимым: продукты, одежда, инструменты, утварь и оружие изготавливались самими членами общины. Становление ремесел у германцев произошло примерно в III веке, хотя еще раньше они умели делать превосходную глиняную посуду, освоили ткачество и красильное дело. Тогда же германцы понемногу начали осваивать добычу и обработку железа.

Отдельной статьей хозяйственной жизни варварских племен была охота и рыбная ловля. Лес обеспечивал племя мясом и шкурами, море давало рыбу. К тому же, в богатых лесом краях дерево естественным образом стало основным строительным материалом. Некоторые приморские племена, обитавшие по берегам Балтийского моря, уже в начале I тысячелетия н.э. добывали янтарь.

В III – V веках в хозяйственной жизни варваров намечается явный прогресс. Римская цивилизация оказала на новых соседей существенное влияние: германцы расширили ассортимент сельскохозяйственных инструментов, научились более прогрессивным методам обработки почвы. Благодаря взаимодействию с Римом германские племена начали сеять неизвестные ранее культуры. К прямым заимствованиям из сельскохозяйственной практики Римской империи следует отнести появление в хозяйстве германцев садов и виноградников. Виноградарство распространилось далеко на восток варварского мира, вплоть до Рейна и Майна, исконных германских земель.

В этот же период начинается быстрое развитие ремесленных производств и специализация ремесел. В первую очередь это относится к металлам. В обработке железа, бронзы, серебра и золота варвары очень быстро поднялись на уровень, сопоставимый с римским. Железо, хотя и было дорогим сырьем, шло не только на изготовление оружия, но и на производство сельскохозяйственных инструментов. Ювелирные изделия варварских мастеров, не уступавшие римским по качеству, были изготовлены в совершенно иной стилистике, определившей развитие искусства Раннего Средневековья. В орнаментах и росписях древних германцев преобладали изображения животных, из-за чего этот стиль получил в искусствоведении название «звериного».

В III – V веках среди германских народов распространяется письменность на основе рун. Рунические надписи в эту эпоху появляются на надгробиях, украшают оружие, предметы из дерева и металла. Письменность носила сакральный характер, ей владели только жрецы.

К концу римской эпохи варварские народы существенно продвинулись вперед в общественном развитии. В это время у большинства германских народов появились записанные законы – своды правил, регулировавших жизнь общины (так называемые «правды»). Общинно-родовой уклад по-прежнему оставался основой жизни германцев. Члены рода несли общую ответственность за поступки своих родственников, владели общим имуществом.

В то же время, под воздействием внутренних факторов и не без влияния римского общественного устройства, варварское общество понемногу начало расслаиваться. Главной фигурой был вождь или король, которому принадлежала значительная часть завоеванных племенем земель. Внутри общины выделялась знать, состоявшая из представителей самых богатых и влиятельных родов, а также из воинов. Наряду со свободными членами общины, составлявшими большинство племени, в общине уже были полусвободные, а также рабы из числа военнопленных или рабов, захваченных в римских хозяйствах.

К концу III века германцы начали объединяться в племенные союзы, власть в которых принадлежала вождю одного из племен, герцогу. В отличие от межплеменных объединений I в. до н.э., новые союзы отличались прочностью. Из них впоследствии образовались основные германские народности, такие как франки, бавары, алеманы.

Темные века
Варварские народы, столкнувшиеся с римской культурой, в III – V веках находились на общинном уровне развития общества. Знакомство с более сложной системой общественных отношений, какую представлял собой античный мир, способствовало переходу их на новую ступень общественного развития. С другой стороны, и в римском мире, вступившем в эпоху упадка, под влиянием варваров ускорился распад рабовладельческого строя.

Ситуация с земельными хозяйствами в эпоху Великого переселения народов складывалась следующим образом. Варвары, захватывая римские провинции, перераспределяли земли, отнимая у богатых римлян-латифундистов значительную часть, если не все угодья. Крупные латифундии и усадьбы поначалу практически утратили свое значение, их место заняли мелкие и средние хозяйства, принадлежащие земледельцам-собственникам. Свободный земледелец, прежде варвар-скотовод, а теперь оседлый крестьянин, стал главной фигурой экономической жизни Европы.

Однако перераспределение земель происходило отнюдь не по принципам всеобщего равенства. Родовая знать германских племен, вожди дружин и их приближенные брали себе гораздо более крупные наделы. Земля, которую вождь давал знатным дружинникам, переходила в их наследственную собственность. Мало-помалу рядовые общинники попадали в земельную зависимость от знати. Оставаясь лично свободными, обладая собственными орудиями труда, они по своему положению все больше приближались к колонам.

Колоны же, а вместе с ними и рабы, наоборот, в это время почти сравнялись в правах со свободными людьми. Хозяева нередко давали рабу земельный надел, за использование которого он отдавал часть урожая или платил хозяину оговоренную сумму. Все, что оставалось, принадлежало земледельцу. И рабы, и колоны обладали личным имуществом и собственными орудиями труда.

Таким образом, западноевропейское крестьянство складывалось из самых разных категорий людей – от римских рабов и вольноотпущенников до лично свободных земледельцев-германцев. Что касается крупных земельных собственников, в их число входила и германская родовая знать (начиная с вождей и королей), и знать церковная (католическая церковь издавна была самым крупным землевладельцем в Западной Европе), и представители римской знати, сумевшие сохранить свои общественные позиции.

Наиболее обширный материал для изучения оставили нам народы Франкского государства. Тексты их законодательств – «Салической правды», «Баварской правды» и других – позволяют составить довольно полную картину сельского хозяйства франков.

Основным занятием франков, как и прочих германских народов, было земледелие. Вопреки утверждениям римских историков, впервые столкнувшихся с германцами, франки не были кочевниками. Они владели строго определенными землями, принадлежавшими всей общине. Каждая из семей-родов, входивших в состав общины, имела в своем распоряжении земельные наделы, которые члены рода обрабатывали совместно. Урожай, собранный с надела, принадлежал семье, но сама земля оставалась в общинной собственности. Во франкском земледелии была широко распространена так называемая чересполосица – система деления пахотных земель, при которой поле «нарезается» на узкие полосы, каждая из которых принадлежит одному роду. Род мог иметь в своем распоряжении не одну, и даже не две полосы, но располагались они достаточно далеко одна от другой, не образуя единого участка.

Интересные сведения:

  • Рейн – река в Западной Европе. Длина 1320 км. Впадает в Северное море.
  • Майн – самый длинный правый приток Рейна. Его длина ок. 524 км.
  • Руны – знаки древнегерманского алфавита, часто использовавшиеся для сакральных надписей.