Сочинения

Изменение существительного по падежам и. Что заставляет слова изменять свою форму? Как быстро выучить падежи и их вопросы

Цель: дать понятие о склонении имен существительных как об их изменении по падежам; разъяснить сущность из­менения имен существительных по падежам; дать представ­ление об именительном падеже как начальной форме имени существительного.

Организационный момент

Создание проблемной ситуации

Прочитайте название раздела. Значение какого слова вам не совсем понятно? (Склонение.) Подберите к нему однокоренные слова. (Склонять­ся, поклон, склоненный.)

Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит?

Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим работу над формами слова. Вы по­знакомитесь с очень интересным явлением в русском языке - изменением имен существительных по падежам.

Орфографическая разминка

Загадка:


Кто по мш..стой

Мокрой тропке,

Словно мячик,

Скачет ло..кий?

Тихо, тихо!

Ближ.. встанем, -

Прош..птала Вера Тане.

У б..лотной мягкой коч..ки,

Под з..лененьким л..сточ..ком,

Прит..илась попрыгушка

Пучеглазая... лягушка.


Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите словарные слова.

Определите род, число, падеж имен существительных.

Минутка чистописания

_______________________________________

лягушка г..л..вастик в..доём

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подберите к словам однокоренные слова.

Г..л..вастики сп..шат превратиться (в) л..гушат.

Б. Заходер

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Беседа учителя о пользе, приносимой лягушками и жабами по уничтожению вредных насекомых

Игра «10 ква»


Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд...

Пусть они заговорят.

Вы слова не раз встречали,

2) К_ВА_ _ _ _ _

Этот - стремительно атаковать.

Этот жажду в жару утолять.

4) К _ _ _ ВА _

Этот в пустыне степенно шагает.

5) _ _ _ К _ ВА

Без этого конь лихой спотыкается.

6)_КВА_ _ _ _

Плавает в этом рыбка-красавица.

Этот, звук означая, молчит.
8) К _ _ _ ВА

Этот дает молоко и мычит.

9) КВА _ _ _ _

Это растёт в огороде на грядке.

В. Волина


(Ответ: букварь, кавалерия, квас, караван, подкова, аквариум, буква, корова, квадрат, тыква.)

6. Работа с учебником

Наблюдение над изменением окончаний имен существительных; понятие о склонении.

Упр. 88, с. 55 - устно .

Упр. 89, с. 55.

Прочитайте. Когда так говорят? (Как с гуся вода - ни­какого воздействия, все нипочем, безразлично; выйти су­хим из воды - остаться безнаказанным; вилами по воде писано - не сбудется, не соответствует действительности; вывести на чистую воду - разоблачить, уличить в чем-либо; как в воду глядеть - предсказать, предполагать ре­альный ход событий; не разлить водой - о тех, кто очень дружны, неразлучны, всегда вместе; ловить рыбку в мут­ной воде - хитрить, совершать бесчестные поступки).

Вывод: имя существительное, отвечая на разные вопросы, сохраняет лексическое значение, но из­меняет грамматическую форму - употребляется с разными окончаниями. В таких случаях говорят, что оно изменяется по падежам, или склоняется.

Чтение вывода (упр. 89).

Ответы на вопросы:

¾ Что на­зывается склонением имен существительных?

¾ Что проис­ходит с именем существительным при склонении?

¾ Сколько падежей есть в русском языке?

¾ Прочитайте названия падежей.

Учитель говорит, что их нужно за­помнить, и знакомит со старым стишком, который поможет это сделать: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь»:

Иван - именительный,

Рубил - родительный,

Дрова - дательный,

Варвара - винительный,

Топила - творительный,

Печь - предложный.

Физкультминутка

Актуализация знаний о падежах.

Наблюдение за склонением имен существительных (упр. 90)

Какими вспомогательными словами можно пользоваться, чтобы оп­ределить падеж имен существительных?

Просклоняйте (устно) имена существительные корень, трава, стекло.

Какая часть в слове изменяется при изменении по вопросам? (Окон­чание.)

Работа с правилом (с. 91).

Какой падеж является начальной формой имени существительного?

Формирование умения употреблять имена существительные в нужной падежной форме, определять падеж имен существительных.

Спишите словосочетания, изменяя имена существительные в скоб­ках. Обозначьте падеж имен существительных, выделите окончания.

Работа с деформированным текстом:

1) Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до - у него начнут расти за..ние и передние лапки. 2) Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков - лягушачьей икры. 3) Потом исчезнет хвост. 4) Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до - появляются ротик г.ловка и хвостик. 5) В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений. 6) Каждый такой шарик повернут к со..нцу св..ей темной ст..роной. 7) Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылу­пится маленький ч..рный г..л..вастик. 8) И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связ­ный текст.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Назовите предложения с однородными членами.

7. Рефлексия

Как называется изменение имен существительных по падежам? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежные вопросы.

Какую пользу приносят лягушки, жабы?

Правильно ли поступают опытные садоводы и огородники, устраи­вая для лягушек и жаб укромные места в своих садах и огородах?

Можно ли уничтожать жаб и лягушек?

8. Домашнее задание: упр. 92


Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до - у него начнут расти за..ние и передние лапки.


Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков - лягушачьей икры.


Потом исчезнет хвост.


Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до - появляются ротик г.ловка и хвостик.


В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений.


Каждый такой шарик повернут к со..нцу св..ей тёмной ст..роной.


Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылу­пится маленький ч..рный г..л..вастик.


И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.

РУССКИЙ ЯЗЫК


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Предмет
Класс
Тип урока
Технология
урока
Тема
Цель
Технологическая карта урока
Русский язык
3
урок открытия «новых знаний».

построения
проблемно­диалогическая

Познакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа в
предложении.
 Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.
 Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
 Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.
Основные
понятия

термины,
Падежи, склонение существительных.
Планируемый результат
Предметные умения
­умение определять падеж имен существительных
­ умение составлять словосочетания с именами существительными в
разных падежах, правильно употреблять предлоги
Личностные УУД: проявляет учебно­познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: определяет, формулирует учебную задачу на уроке
в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя
необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и
работу. Оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои
ответы с ответами одноклассников.
Познавательные УУД:
знакомится с падежными вопросами и

вспомогательными словами; учиться изменять имена существительные по
падежам.
Коммуникативные УУД: оформляет свою мысль в устной и письменной
речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие
вопросы.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: Учебник «Русский язык» 3 класс автор
А.В.Полякова
Технические средства обучения Компьютер, интерактивная доска,
проектор.
Оборудование: Таблица с названиями падежей

Дидактические задачи этапов урока
№ п/п
Этапы урока
Мотивация к учебной деятельности
Дидактические задачи (цель этапа)
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность
Актуализация знаний и пробное учебное действие Мотивировать учащихся на изучение темы.
Выявление места и причины затруднения
Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения
Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать
алгоритм решения поставленной задачи.
Реализация построенного проекта
Организовать самостоятельное выполнения заданий на новый способ действия.
Первичное закрепление (с комментированием во
внешней речи)
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
Осуществить самоконтроль уровня полученных знаний и самопроверку по
эталону.
Включение в систему знаний и повторение
Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Этапы
урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Технология изучения
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у
к

Метапредметные:
регулятивные:
коммуникативные:
Совместно
договариваться о правилах поведения и
общения на уроке и следовать им.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай
­ Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов
на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас
всё получится

в
учащихся
Включение
деятельность
Настрой
урок.

Подтвердить свою готовность к
уроку, проанализировать, как
готовы к уроку
на

я
и
ц
а
в
и
т
о
М
е
и
в
т
с
й
е
д

е
о
н
б
е
ч
у

е
о
н
б
о
р
п
и
й
и
н
а
н
з

я
и
ц
а
з
и
л
а
у
т
к
А

Предметные УУД:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении
знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные ­
самостоятельно искать способ решения
проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения
возникшей проблемы
Интерактивная доска
http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a670a­
0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_kl3_42.swf
_обед, з_мл_ника, вет_р, за_тр_к, в_рона, п_льто,
к_ртофель, к_ртина, м_л_ко, р_сунок.
­Запишите слова, вставив пропущенные буквы.
­Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону на
доске.
­Что общего у этих слов слов?
­По каким грамматическим признакам эти
существительные можно разделить на две группы?
­На какие группы еще вы бы могли разбить эти слова?
Один ученик работает около
доски, остальные в тетрадях.
Записывают слова,
осуществляют взаимный
контроль (работа в парах).
Отвечают на вопросы.
­Это имена существительные.
­ Это словарные слова.
­ Это нарицательные имена
существительные.
­Одушевленные

­Какие грамматические признаки существительных мы
сегодня еще не называли?

неодушевленные
существительные.
­Можно разделить на три группы
по родам.
имена
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з

ы
н
и
ч
и
р
п
и

а
т
с
е
м

е
и
н
е
л
в
я
ы
В

Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и
вспомогательными словами; формулируют
правило.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения
задания; сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и
произвольно строить речевое высказывание
в устной форме;
­ Прочитайте текст. Найдите слово, которое
встречается в каждом предложении.
Лиса.
По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый
хвост. Хочется лисе поймать зайца.
Увидел лису косой и ускакал, только его и видели.
Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом
вспоминает о лисе.
­В каком числе употреблены.
Выполняют активные действия
с объектом изучения:
наблюдают за окончаниями,
делают вывод: слова в
предложении должны быть
связаны по смыслу.
Читает ученик.
­ Какое слово встречается в каждом предложении?
­ Что заметили?
Лиса
­ А что было бы, если бы они не менялись? Почему?
­ Правильно. Окончания служат для связи слов в
предложении. т.е. существует смысловая связь.
­ Во всех предложениях выделите окончание в
слове лиса.
Изменяется окончание.
Потому что окончания служат
для связи слов в предложении.
­Что происходит со словом лиса в каждом
предложении: словоизменение или словообразование?
Словоизменение, т.к.
это разные формы одного и того
же слова.
­ Почему изменяется окончание в слове лиса?
­ Давайте ещё найдём причину изменений окончания.
­Чтобы связывать слова в
предложении.
­ Попробуйте задать вопросы к этим словам. (в паре).

Вывод:
Итак, имена существительные изменяют свои

окончания, когда оказываются в предложении рядом с
другими словами (т.е.по смыслу) , и когда отвечают на
разные вопросы. (грамматическая связь).
­ Вот такое изменение имён существительных по
вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить
табличку склонение).
1. Работа с учебником (стр3,4)
­ Обратите внимание на тему нашего урока.
­Какое слово в названии темы вам непонятно?
­ Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
2. Работа в группах.
­Давайте найдём значение этих слов. Для этого будем
работать в группах. Первая группа будет искать
определение слов в толковом словаре, вторая в
школьном справочнике, третья в учебнике русского
языка.
Перед работой вспомним правила сотрудничества.
Отвечают на вопросы,
формулируют тему урока.
Падежи.
_­Узнать, что такое падеж, какие
бывают падежи.
­Научиться различать падежи.
Повторяют правила
сотрудничества.
Работают в группах.
Используют различные способы
поиска учебной информации в
учебнике, в толковом словаре, в
справочниках, объясняют
значение слов (падеж,
склонение)
Давайте, ребята, немного отдохнём.
Выполнение физминутки.
Познавательные УУД:
отбирать необходимые источники
информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные УУД:

желания продолжать свою учебу
я
и
н
е
н
д
у
р
т
а
з

а
д
о
х
ы
в

а
т
к
е
о
р
п

е
и
н
е
о
р
т
с
о
П
ь
л
у
к
з
и
ф
к
т
у
н
и
м
т
а

а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п

я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р

а
т
к
е
о
р
п
о
г
о
н
н
е
о
р
т
с
о
п

я
и
ц
а
з
и
л
а
е
Р
Личностные УУД:
навыки сотрудничества;
Регулятивные УУД:
умение проявлять самостоятельность и
инициативу;
Познавательные УУД:
умение выбирать наиболее эффективные
пути решения задачи.
Коммуникативные УУД:
умение договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности.
Грамматическая сказка «Откуда пошло название
падежей».
Слушают, наблюдают, читают.
Знакомятся с таблицей
падежей, слушают, читают.
­В русском языке 6 падежей.
Слушают, сравнивают.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя,
и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было
«На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё,
что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он
был большим озорником, за всяческие
проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые
дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ
ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём
заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ
ПАДЕЖОМ.
. Работа в учебнике Знакомство с таблицей падежей
стр.4
­Рассмотрим таблицу в учебнике.
И.п. есть кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. любовался кем? чем?
П.п. говорил о ком? о чем?
­Сколько падежей в русском языке?
­ Обратите внимание, что для указания падежей в
работе принято их писать сокращенно

­У каждого падежа есть свои вопросы.
­Главный падеж или «первый среди равных» ­
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, именно он считается основной
формой имен.
­Подлежащее в предложении всегда выражено
существительным в именительном падеже.
Именительный падеж не терпит предлогов и всегда
«избегает» их.
­Остальные падежи русского языка называют
КОСВЕННЫМИ.
А еще у каждого падежа есть слова­помощники. Они
помогают правильно задать вопрос и безошибочно
подобрать нужную форму слова.

)
и
ч
е
р
й
е
н
ш
е
н
в

м
е
и
н
а
в
о
р
и
т
н
е
м
м
о
к

е
и
н
е
л
п
е
р
к
а
з

е
о
н
ч
и
в
р
е
П

а
т
о
б
а
р

я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
Коммуникативные УУД:
Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом.
Познавательные УУД:
находить закономерности; самостоятельно
продолжать их по установленном правилу.
Регулятивные УУД:
­ Составим алгоритм « Как определить падеж имени
существительного»
Чтобы определить падеж существительного нужно:
Делают вывод, составляют
алгоритм « Как определить
падеж имени
существительного»
1. Найти слово, с которым связано
существительное
2. Поставить от него вопрос к существительному
3. По вопросу определить падеж
Оценка своего задания по параметрам,
заранее представленным.
Работа в учебнике.
Регулятивные УУД:
­контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном;, коррекция
– выделение и осознание учащимися того,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.
­Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все
они разного уровня трудности:
1 вариант ­ сделаю все сам без подсказок и помощи;
2­вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой;
3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один
из предложенных падежей.
1­вариант:
Спиши. Укажи падеж имен существительных.
Капли дождя (___. п.)
Подошли к речке (___.п.)
Светит солнце (___. п.)

Обучающиеся
определяют
уровень сложности каждого
задания.
Выбирают
уровень,
соответствующий их умениям
и знаниям.
Записывают решение выбранной
задачи.
Проверяют
правильность
решения по образцу (каждый
берет карточку с верно
выполненным заданием).

2 –вариант:
Спиши. Определи падеж существительного по
вопросу.
Спит (кто?) медведь (__. п.)
Написали (кому?) отцу (___. п.)
Катались (на чём?) на лодке (____.п.)
3­вариант:
Спиши. Выбери нужный падеж.
Кружит (кто? что?) ветер. (И.п./ В.п.)
Пошли (на кого? что?) на рыбалку. (И.п. / В.п.)
Варила (из кого? чего?) из рыбы. (В.п./ Р.п.)
­Выберите задание, выполните, проверьте по эталону.
Интерактивная доска
http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/351a6676­
0bbf­11dc­8314­0800200c9a66/russ12_nesk_04.swf
­Дополните примерами таблицу падежей.
Работают с доской, дополняют
таблицу примерами.
Коммуникативные УУД:
­аргументирование своего мнения.
у
н
о
л
а
т
э

о
п
й
о
к
р
е
в
о
р
п
о
м
а
с
Познавательные УУД:
Сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различие.
Личностные
развивать
коммуникативные навыки, умение слушать
и слышать, контролировать и оценивать
свою работу
УУД:

е
и
н
е
р
о
т
в
о
п
и
й
и
н
а
н
з

у
м
е
т
с
и
с

е
и
н
е
ч
ю
л
к
В

Личностные УУД:
Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Познавательные УУД:
Наблюдать и делать самостоятельные
простые выводы.
Продолжите фразу…
Я знаю…..
Я умею….
Я научился….
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой
ответ.
­ Достигли ли мы целей, которые ставили в начале
урока? Докажите это.

Домашнее задание: стр 5. упр. 4.
По желанию: начать составлять памятку « Падежи
имён существительных» для себя и своих
одноклассников.
е
к
о
р
у

и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
й
о
н
б
е
ч
у

я
и
с
к
е
л
ф
е
Р
Анализируют свою деятельность,
показывают своё отношение к
уроку, чувства и настроение.
Формулируют
конечный
результат своей работы на уроке

План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.

3. Работать над каллиграфией, орфографией.

4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
  3. Таблица «Части речи».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Работа над ошибками
  3. Чистописание. Актуализация знаний
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Работа по теме урока
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Чистописание. Актуализация знаний

Ч Ч Ч ч ч ч чт что

К К К к к к кт кто

Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы

— Выпишите только имена существительные.

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

— Как изменяются имена существительные?

— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.

И ван рубил дрова, Василиса топила печь.

— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.

3. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.

4. Работа по теме урока

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)

Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.

– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.

— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.

Чтение правила на с. 58.

Физкультминутка

«Ребро, ладонь, кулак»

Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.

5. Закрепление изученного материала

— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.

Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.

Т. с. 20-21, упр. 1,2.

Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса :

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

6. Итог урока. Рефлексия

— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)

— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)

— Сколько падежей в русском языке?

— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)

Выставление отметок.

— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».

7. Домашнее задание

С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.

Объяснение учителем домашнего задания.

— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


Тема: «Изменение имен существительных по падежам»

    Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.

    Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.

    Воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю

Оборудование:

    Таблица "Падежи имен существительных";

    Индивидуальные карточки

Ход урока:

1. Орг. момент.

Напутствие детям

Счастье всем необходимо
Но проходит есть, что мимо
Мы его не сберегаем
И о нем уж забываем

А как прекрасно счастье испытать
И в душе, ну прям порхать
Желаю только много счастья
И не придет тогда ненастья

И жить на свете станет легче
И запоет от счастья сердце
Разве это не прекрасно
И на душе, всегда чтоб ясно.

2. Этап проверки знаний

Работа с карточками

Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.

Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота,перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.

3. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Прочитайте слова.

Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.

Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?

Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)

Учитель: Хорошо, молодцы!

Сегодня нам понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

4.Посмотрите на доску…читаем хором число, месяц, день недели.

Запишите в тетради, не забывайте проговаривать слова при написании;

Подчеркните орфограммы, которые встретили при написании.

5. Словарная работа

Картинк. На ней записано несколько словарных слов. Одно слово не относится к словарным,лишнее зимняя.

Найдите и запишите словарные слова в тетради, исключив одно лишнее слово.

Космос,матрос, металл, область, овраг, остров

    Какое слово лишнее? Почему?

(Зимняя лишнее, так как не является словарным)

    На какие вопросы отвечают все записанные вами словарные слова?

(эти слова отвечают на вопросы кто? что?)

    Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?

6. Блиц-опрос

    Что обозначает существительное?

    На какие вопросы отвечает?

    Какие существительные отвечают на вопрос КТО?

    Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО?

    Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?

    Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?

    Сколько родов можно определить у существительного? Назовите.

    Сколько чисел?

    Что ещё можно определить?

    Сколько падежей в русском языке? Назовите.

    Чем мы занимались на предыдущем уроке? (познакомились с названиями падежей, изучали имена существительные по вопросам).

    Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.

    Запишите тему урока.

7. Работа над новым материалом:

    Работа с доской

Белый и пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

падает, ложится…снег

    Давайте изменим существительное снег по падежам

    Для этого вспомним таблицу «Падежи существительных»

    Изменение имен существительных

    Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

    Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам .

    В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

именительный

Существует

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? что?

Творительный

Предложный

О ком? о чем?

    Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное "снег" по вопросам).

    Что изменилось? (окончания).

    Выдели зелёной пастой

Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

8.Высказывания детей.

    Давайте изменим одушевлённое существительное по падежам (устно)

    Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами - помощниками из таблиц на партах (чтение сильным учеником).

Падежи имен существительных

Название

Слова-помощники

Именительный падеж

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дательный падеж

Кому? Чему?

Винительный падеж

Кого? Что?

Творительный падеж

Предложный падеж

О ком? О чем?

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!

9. Работа с учебником Стр.116, упр. 265

    Поставь к существительным вопрос и определи падеж

Надвигалась (что?) ночь (И.п.).

Бежит (кто?) лиса (И.п.).

Прибил (к чему?) к стене (Д.п.).

10. Самостоятельная работа.

Раздача индивидуальных карточек.

    На партах лежат карточки. В 4 графе у каждого написано слово.

Измените его по падежам.

Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

Именительный существует кто? что?

Родительный нет кого? чего?

Дательный дать кому? чему?

Винительный вижу кого? что?

Творительный доволен кем? чем?

Предложный думаю о ком? о чём?

11.. И в заключении:

    С какой частью речи мы работали?

    Чему учились на уроке?

    Сколько падежей в русском языке?

    Что нужно сделать, чтобы определить падежь у существительного?

Определяем настроение по рисунку.

Результаты вывешиваются на доску.

6 марта 2017

Изменение существительного по падежам и числам - это особенность русского языка, делающая его одним из самых сложных в мире не только для иностранцев, но и для носителей. Рассмотрим это подробнее.

Введение в тему

Многим уже известно, что в русском языке окончание будет изменяться, если к имени существительному задавать различные вопросы (это и есть изменение существительного по падежам):

  • Кто/Что? - тарелка, юнга, капитан, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кого/Чего? - тарелки, юнги, капитана, зерна, капели, картин, шимпанзе.
  • Кому/Чему? - тарелке, юнге, капитану, зерну, капели, картинам, шимпанзе.
  • Кого/Что? - тарелку, юнгу, капитана, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кем/Чем? - тарелкой, юнгой, капитаном, зерном, капелью, картинами, шимпанзе.
  • О ком/О чем? - о тарелке, о юнге, о капитане, о зерне, о капели, о картинах, о шимпанзе.

О том, как именно изменение существительного по падежам называется, 4 класс на уроках узнать постарается.

Падеж - это форма, в которой стоит слово в предложении, она необходима для того, чтобы оно грамотно, гладко и гармонично сочеталось с соседним словом.

Практически каждый ученик младших классов знает забавное стихотворение, иллюстрирующее изменение существительных по падежам:

"Как-то с тонкой ветки клена

Отцепился лист зеленый.

Полетел он вслед за ветром

Полетать по белу свету.

Завертелась голова

У кленового листа ...

Долго ветер его нес,

Уронил лишь на мосту.

В тот же час лохматый пес

Шмыг - к красивому листу .

Хвать когтем уставший лист ,

Давай, мол, поиграем.

"Не пойду", парашютист

Головушкой качает...

Ветер вдруг с листом зеленым,

Словно смерч, взметнулся снова,

Но проказник наш устал

И ко мне в блокнот упал...

Сочиню в лесу под кленом

Песню о листе влюбленном".

Такое изменение имен существительных по падежам называется склонением.

Именительный

Именительный падеж - это базовый падеж, противопоставленный остальным косвенным падежам. Его форма часто равна корню. Он никогда не употребляется с предлогами. Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения:

Камень (подлежащее) надежно загородил вход в таинственную пещеру .

Сердце его - твердейший камень (сказуемое).

Видео по теме

Родительный

Раньше родительный падеж назывался "родительским". И это не случайно! Его основной функцией было обозначение степени родства между людьми (дочь отца, внук бабушки, потомок рода). В настоящее время он также обозначает определенную связь между двумя словами (судьба женщины, голоса соловьев, характер чемпиона, доход фирмы). Может употребляться как с предлогами, так и без них (попросить у колдуньи, разгорелся из искры, спрос с начальника, хижина около моря, сюрприз для любимицы, ждать до утра, беги от чудовища).

Дательный

Интересно, что изначально эта форма называлась "щедрым" падежом, так как обозначала того, для кого что-либо делается. С тех пор значение падежа расширилось (сироте грустно, мстить неприятелям, подойти к воротам, отозвался голосами).

Винительный

Винительный падеж - это косвенный падеж, выражающий объектное, субъектное и обстоятельственное значение. Сложность в том, что эта форма иногда может совпадать с формой родительного или именительного падежа.

Чтобы удостовериться, что падеж винительный, нужно слово, вызывающее сомнения, заменить существительным первого склонения.

Я ясно вижу алый парус . Я вижу мачту.

Я с ужасом смотрела на одинокого волка . Я смотрю на папу.

Творительный

Этот падеж так назвали, потому что он использовался для обозначения орудия труда, позже появились и другие функции (писать ручкой, ловить сетью, гулять с друзьями, смеяться над глупцом).

Предложный

По частоте употребления предложный падеж занимает второе место после именительного, он всегда употребляется с предлогами и служит для обозначения времени, места и того, о ком (или чем) ведется речь (в деревне, о пользе, при монастыре, на площади).

Чтобы без ошибки определить падеж существительного, нужно сначала найти слово, от которого оно зависит и с которым связано. И задать от него вопрос.

Изменение существительного по падежам
Вопросительные слова Предлоги Существительное Падеж
Кто/Что? девочка, слуга, порт, поле, тень, родители, шоссе Именительный
Кого/Чего? с, около, для, у, без, из, до, от около девочки, у слуги, без порта, с поля, от тени, для родителей, от шоссе Родительный
Кому/Чему? по, к к девочке, к слуге, к порту, по полю, к тени, к родителям, по шоссе Дательный
Кого/Что? через, про, за, на, в, во за девочку, про слугу, в порт, через поле, про тень, за родителей, через шоссе Винительный
Кем/Чем? перед, между, над, под, за, с, со перед девочкой, над слугой, за портом, над полем, под тенью, за родителями, между шоссе Творительный
О ком/О чем? при, на, в, о, об при девочке, о слуге, о порте, на поле, в тени, о родителях, на шоссе Предложный


Как запомнить падежи?

В русском языке целых 6 падежей. У каждого есть особенные вопросы. Но чтобы учить их не было скучно, на помощь пришли помощники:

Изучим изменение имен существительных по падежам - русский язык покорится нам!

Изменение имен существительных по падежам называется...

Ответ мы уже знаем - это склонение. Сколько их и с какими трудностями можно столкнуться? Грамотное изменение существительных по падежам не составит труда, если усвоить основные типы склонения:

  1. все существительные женского рода (кроме тех, что оканчиваются на мягкий знак), мужского рода -на -а/я;
  2. мужского рода, те, что в именительном оканчиваются на согласный звук, среднего рода на -о/е;
  3. женского рода, имеющие в конце слова "ь".

Изменение существительных по падежам во множественном числе

Существительные во множественном числе не имеют разделения по типам склонения. Падеж определяется так же, как и в единственном: нужно всего лишь задать вопрос:

  • Кто/Что? - учителя, конфеты (именительный).
  • Кого/Чего? - учителей, конфет (родительный).
  • Кому/Чему? - учителям, конфетам (дательный).
  • Кого/Что? - учителей, конфеты (винительный).
  • Кем/Чем? - учителями, конфетами (творительный).
  • О ком/О чем? - об учителях, о конфетах (предложный).

Несклоняемые существительные

В некоторых случаях изменение существительных по падежам происходит без изменения окончания:

  • пальто;
  • кино;
  • кенгуру;
  • какао;
  • кофе;
  • шимпанзе;
  • пенсне;
  • колибри;
  • пони;
  • реле;
  • филе;
  • шоссе;
  • такси;
  • метро;
  • алоэ;
  • кашне;
  • трюмо;
  • кафе;
  • манто;
  • какаду;
  • драже;
  • пари;
  • интервью;
  • рагу;
  • жюри;
  • пюре;
  • бюро;
  • ателье.

Эти слова нужно просто запомнить.