Сочинения

Личность преступника и её значение в уголовном праве. Характеристики социальных ролей. Социально-психологическая характеристика личности

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.


Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Рассматривая личность как социально-типическую характеристику индивида, совокупность его общественных связей и взаимодействий, социологи отмечают, что, выполняя в обществе разные функции, люди занимают разные позиции в социальной структуре общества. Отсюда, социальный статус – это то место в общественной системе , которое занимает конкретный человек. Это определенная позиция в социальной структуре сообщества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, статус врача даёт индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Статус является, локальной характеристикой человека, а тесно связанное с ним понятие социальная роль относится к поведению, ожидаемому от людей с определенным статусом в соответствии с принятыми в данном обществе нормами. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Самое ожидаемое от врача качество (помимо его врачебного образования) – милосердие. «Звезда» шоу-бизнеса «должна» вести себя экстравагантно. Профессор – солидно, а невеста – скромно и т.д.

Современное общество делает людей носителями разных социальных статусов одновременно: один и тот же человек и сын своих родителей, и муж, и отец, и врач, и мастер спорта и т.д. Составляющие этот набор статусы могут быть противоречивы (статусная инкосистенция), например, руководитель на работе и сын властной матери, специалист высокого класса и низкая зарплата, вынуждающая его подрабатывать. Совокупность всех статусов, которыми владеет человек, называется статусным набором .

Внутри статусного набора обычно выделяется главный статус, с которым человек сам себя отождествляет и с которым его идентифицируют другие. Как правило, главным для мужчины становится статус, связанный с его профессиональной деятельностью, а для женщины, традиционно, положение в доме (жена, мать, домохозяйка). Но в целом, нет жесткой привязанности к профессии, религии, расе. Главный статус относителен и доминирующим становится тот, который определяет стиль и образ жизни.

Статус объединяет такие характеристики, которые относятся лично к человеку с его индивидуальными характеристиками и к социальной группе, к которой он принадлежит. Личный статус - положение индивида в малой группе с преимущественно межличностными отношениями . Это место определяется набором личных качеств человека, оцениваемых членами этой группы (коллегами по лечебному отделению, друзьями, родственниками, одногруппниками). В группе можно быть лидером или лузером, слыть ленивым или сверхобязательным, знатоком правил орфографии или компьютерным авторитетом и т.д.



Групповой статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к большой группе, т.е. переносит на конкретную личность социальные характеристики общности. Такая типизация поддерживает социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Когда при знакомстве нам сразу после имени говорят «главный врач больницы», мы понимаем, что перед нами представитель престижной профессиональной группы врачей, занимающий среди них достаточно высокое положение. Немец – пунктуальный, француз – веселый и жизнерадостный, северянин спокойный и основательный и т.д. Эти характеристики автоматически приписываются любому носителю данного статуса.

Различают также приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый или аскриптивный, прирожденный статус – это статус изначально заданный от рождения. К прирожденному статусу относятся пол, раса, этнос (национальность).

Достигаемый статус, приобретается в результате личных усилий и при свободном выборе самого человека: статус студента, депутата, хирурга, доктора наук, заслуженного артиста, донора, банкира. Иногда вид статуса трудно дифференцируется, например, сложно определить, к какому из статусов отнести положение политического беженца. В таком случае говорят о смешанном статусе.

Все вышеописанные статусы относятся к основным. Кроме них, существуют также и неосновные, характеризующиеся эпизодичностью и множественностью. Это, например, статусы пассажира, пешехода, покупателя, пациента, забастовщика, болельщика и т.д. Это статусы без четких прав и обязанностей, кратковременные, неформализованные, определяющие только детали нашего поведения.

В понимании проблем социальных статусов очевидно одно: никогда ни один человек не существует вне статусов. Если он уходит из одной статусной группы, то тут же оказывается в другой. Человек оценивает мир и взаимодействует с другими людьми через призму своего статуса. Врач дифференцирует свое окружение на больных и здоровых; богатые уважают богатых и недолюбливают бедных; бедные презирают богатых и высмеивают их ценности и образ жизни и т.д.

В сформировавшемся обществе статус – устойчивая характеристика члена общества. Он формирует стереотипы восприятия людьми определенной социальной позиции, создает систему ожиданий в отношении поведения, образа жизни и мотивов действий носителей статусов. Поэтому понятие статуса включает социальный престиж оценку занимаемой человеком позиции со стороны членов общества, степень уважения той или иной профессии, должности, рода занятий в общественном мнении.

Итак, статус – это не просто определенная социальная позиция, не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, идентификации (отождествления), связанные с общественным положением субъекта.

Экономические, политические, профессиональные, религиозные, кровнородственные статусы предопределяют социальные отношения людей. Модель поведения, обусловленная тем или иным статусом – социальная роль человека. Общество закрепило за каждым статусом определенный шаблон, стандарт поведения. Например, разные статусы врача и пациента предполагают и различные стереотипы поведения: трудно себе представить, что врач вдруг станет жаловаться пациенту на свои болезни, а пациент вдруг начнет собирать анамнез.

Между статусами и ролями есть промежуточное звено – социальные ожидания (экспектации). Каждый человек, имеющий тот или иной статус, должен его как бы отыграть, реализовать и желательно так, чтобы это соответствовало социальным ожиданиям. Социальные ожидания предполагают, что молодой человек в статусе студента подтверждает его прилежным посещением лекций и практических занятий, библиотек и выполнением домашних заданий. Если молодой человек позволяет себе этого не делать, плохо справляясь с ролью студента, то его лишают этого статуса отчислением из вуза. Но этот же молодой человек может значительно расширить круг своих прав и обязанностей, записавшись еще на дополнительные факультативы, участвуя в работе студенческого научногообщества, выступая с докладами на конференциях, будучи отличником по всем основным предметам. Одна и та же роль может быть определена по-разному с разных позиций. От того же студента ждут разного администрация вуза, преподаватели, коллеги- студенты и общество в целом.

Таким образом, в социальной роли есть две стороны: ролевые ожидания – то, что должен делать индивид – носитель статуса, то чего от него ожидают и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, находясь в той или иной роли, человек более или менее четко представляет свои обязанности, последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом через систему социального контроля следит, чтобы все делалось правильно, «как надо».

Социальное поведение пытался систематизировать Т.Парсонс, предложив систему описания ролей личности через выделение пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли, например, медицинской сестры, врача, полицейского требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, страдание, смерть). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Другие роли, например, артиста, адвоката, свахи наоборот требуют в исполнении высокого накала эмоций для успешного выполнения.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши, немца, русского. Они определяются возрастом или происхождением человека, исполняющего роль. Другие завоевываются, когда мы говорим о роли, которая не достигается автоматически, а в результате усилий личности: врач, муж, офицер, профессор, юрист.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей, сфокусированы на одной проблеме: врача и больного объединяет стремление сохранить или восстановить здоровье, продавца и покупателя – товар. С другой стороны, между родителями и ребенком устанавливаются отношения более широкого плана – образование, воспитание, материальное обеспечение, эмоциональное общение и т.д.

4. Формализация. Некоторые роли требуют четкого выполнения установленных правил и уставов (солдат, монах). При исполнении других ролей допустимы исключения, поскольку за нарушения правил спрашивают не слишком строго - опоздание на урок, переход улицы не на переходе. За помощь в ремонте брату или сестре не обязательно требовать плату, хотя любой труд должен оплачиваться и у постороннего человека мы бы плату за ремонт взяли.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Предприниматель, бизнесмен ориентирован на личный интерес, стремится получить максимальную прибыль. Но предполагается, что для священника, учителя, врача общественное благо важнее личного интереса.

Парсонс считает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем отличия понятия «личность» от понятий «человек» и «индивид»?

2. Почему понятие «личность» многозначно и в чем причины существования различных теорий личности?

3. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

4. Каковы основные личностные типы?

5. Что такое социализация?

6. Каковы этапы и агенты социализации?

7. Раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль».

8. В чем отличия статуса достигаемого от предписанного?

9. Что такое социальный престиж?

10. В чем выражается множественность социальных ролей личности?

11. В рамках аксиомы о биосоциальной сущности человека выскажите и аргументируйте свое мнение: какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия жизни и воспитание?

12. Все мы являемся носителями множества ролей и статусов. Значит мы все артисты?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем их общность.

13. Руководитель всемирно известного лечебного учреждения Лео Бокерия (можно назвать другое известное имя) является одновременно практикующим хирургом. Но он также муж, отец и носитель других семейных и общественных ролей. Он имеет разносторонние культурные интересы. Идет здесь речь о разных ролях? Чем они связаны?

14. Охарактеризуйте как социальную роль статусы врача, профессора, студента, интерна, жены, матери, подруги. Чем отличаются по содержанию понятия социального статуса от понятия социальной роли?

15. Как связаны между собой социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли, чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры, подтверждающие и опровергающие такое соответствие.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Личность – это:

а) человек как единица от человеческого рода

б) человек как представитель определенной общности

в) человек как носитель набора неповторимых черт

г) человек как совокупность социальных качеств

2. Статусы связаны между собой:

а) социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения

б) межличностными отношениями

в) нормами и правилами, регулирующими поведение отдельных индивидов.

г) процессом социализации

3. Фиксированный стандарт поведения:

а) социальный статус

б) социальная норма

в) социальная страта

г) социальная роль

4. Показатель положения индивида в обществе:

а) социальный статус

б) социальный престиж

в) социальная роль

г) социальная мобильность.

5. Социальный статус – это:

а) отношение окружающих к человеку

б) социальная функция личности

в) место человека в группе или обществе

г) оценка важности занимаемой человеком позиции

д) ожидание от человека определенного стереотипа поведения

6. Социальная роль – это:

а) определенная позиция в социальной структуре группы

б) оценка занимаемой человеком или группой социальной позиции другими людьми

в) ожидаемое другими людьми поведение человека

г) не соответствующий принятым нормам способ поведения

7. Социализация – это:

а) способ изменения и развития культуры

б) совокупность обычаев, традиций и других норм и правил, принятых в данном обществе

в) процесс усвоения норм и правил, принятых в данном обществе

г) способ вхождения личности в профессиональную жизнь

8. Аскриптивный статус – это:

а) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

б) предписанная социальная позиция

в) субъективная оценка занимаемой индивидом или группой общественной позиции

г) несовместимые социальные позиции одновременно занимаемые индивидом

9. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:

а) индивидуальность

б) личность

в) индивид

г) конформизм

д) толерантность

10. Статусная инкосистенция – это:

а) совокупность социальных образований, объединенных общими интересами

б) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

в) несовместимые социальные позиции, занимаемые индивидом одновременно

г) субъективная оценка занимаемой индивидом позиции.

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ.

1.Социальная структура общества.

2.Социальные общности и социальные группы.

3.Типология социальных структур.

4.Теории социального неравенства.

5.Социальная стратификация.

6.Классы современного общества.

7.Социальная мобильность.

8.Социостратификационные процессы в современной России.

Основные понятия: социальная общность, типы общностей, социальная структура общества, типы социальных структур, социальная группа, классы, сословия, социальное неравенство, страта, социальная стратификация, исторические типы стратификации, социальная мобильность, социальный лифт.


Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский Государственный Университет

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Социальные роли личности»
по дисциплине "Психология"

Выполнил: студентка гр. 720791
Воронина О.И.

Принял: асс. Бородачёва О.В.

Тула – 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………… ……………………………….………3
Глава 1. Личность и социальная роль: понятие и сущность …………………….………4

        Представление о личности в психологии…………………………….……..4
      Понятие социальной роли личности………………………………….……..5
      Основные характеристики и виды социальных ролей……………….…….6
    Глава 2. Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества…..9
      Ролевое напряжение и ролевой конфликт……………………………….….9
      Выполнение социальных ролей…………………………………………….13
      Обучение социальным ролям……………………………………………….15
Заключение…………………………………… ……………………………………….…...17
Список использованной литературы…………………………………………………… ..18

ВВЕДЕНИЕ

По одному из определений социальная роль – это ожидаемое поведение личности в соответствии с ее общественным статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит роль. Акт усвоения определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Современное общество требует от личности постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от личности требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Как правило, исполнение какой-либо роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.
Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям. Это и определяет актуальность темы курсовой работы.
Основной целью данной курсовой работы является изучение понятия и сущности социальных ролей личности.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить понятие личности в психологии; познакомиться с основными характеристиками и видами социальных ролей;
2. Определить, что такое ролевое напряжение и ролевой конфликт и рассмотреть процесс обучения социальным ролям.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

      Представление о личности в психологии

Личность - необычайно сложное понятие, которое является одним из центральных понятий психологии, социологии и философии. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, способности и особенности поведения.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом:
1. Существенное разделение понятий «человек", «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность» (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и «личность». Следовательно, нельзя сводить понятие «личности» к понятиям «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность».
2. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.
3. Личностью не рождаются - личностью становятся.
4. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.
      Понятие социальной роли личности
В научный оборот термин "роль" ввели в 20-30-е годы ХХ века американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. Последний определял роль как "динамический аспект статуса". Под статусом понималась какая либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.
Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) - местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей. Так, на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, начальника цеха, мастера, рабочего и т. д. Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.
Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые в своей семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т. д.) Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейных отношениях.
Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его "статусный набор". Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист разрядник, член профсоюза.
Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция учителя подразумевает присутствие позиции ученика. Имеется определенная взаимозависимость между сотрудниками любой организации, членами семьи, родственниками, вообще между индивидами, вступающими друг с другом даже в один единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

Следовательно, социальная роль, возникая в связи с конкретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социально- стратификационной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индивидом, становятся решающей характеристикой его личности.

В результате, понятие социальной роли можно сформулировать как ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования к личности вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек исполняет роль ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и т.д. В дальнейшем ребенок исполняет роль учащегося, члена молодежной группы и пр.

      Основные характеристики и виды социальных ролей
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
1. Масштаб: часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
2. Способ получения: роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
3. Степень формализации: деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно. Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
4. Мотивация: в качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
2.1 Ролевое напряжение и ролевой конфликт
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера - все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать, впоследствии, в следующих ролях.
При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного из мужчин данного племени.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим - далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности , которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию, когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают думать, что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей. Или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.
Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действия считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники - это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться о их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

2.2 Выполнение социальных ролей
Один из самых главных вопросов, возникающий в процессе обучения социальным ролям - что нужно для успешного овладения личностью той или иной социальной ролью и для ее выполнения? Конечно, прежде всего человеку необходимы знания о содержании данной роли: что требуется от него как носителя этой роли? Что нужно или можно делать и чего делать ни в коем случае нельзя?
Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации получает от окружающих ее людей (родителей, воспитателей, учителей, товарищей, сверстников, других взрослых) определенные знания о содержании различных ролей - официальных и неофициальных. Ребенку объясняют, как следует вести себя дома, на улице, в общественном транспорте, в гостях, на экскурсии, в театре и т. д. Информацию о ролевом поведении человек также получает, наблюдая за другими людьми. Свою лепту в эти знания вносят средства массовой информации.
и т.д.................

Социальная роль в самом распространённом понимании представляет собой поведение людей, занимающих в обществе определённое положение. По сути, это комплекс требований, которые ставит перед человеком общество, и действий, которые он должен выполнять. И социальных ролей даже у одного человека может быть довольно много.

В дополнение к этому, каждый человек может обладать и большим количеством статусов, а окружающие люди, в свою очередь, имеют полное право ожидать от других надлежащего выполнения своих социальных ролей. Если смотреть с этой точки зрения, социальная роль и статус являются двумя сторонами одной «монеты»: если статус составляет совокупность особых прав, обязанностей и привилегий, то роль – это действия в рамках данной совокупности.

Социальная роль включает в себя:

  • Ролевое ожидание
  • Исполнение роли

Социальные роли могут быть конвенциональными и институционализированными. Конвенциональные роли принимаются людьми по соглашению, и они могут отказаться от их принятия. А институционализированные предполагают принятие ролей, обусловленных социальными институтами, например, семьёй, армией, университетом и т.д.

Как правило, культурные нормы усваиваются человеком посредством , и лишь немногие нормы принимаются обществом в целом. Принятие же роли зависит от статуса, который занимает тот или иной человек. То, что может быть вполне нормальным для какого-то одного статуса, может быть абсолютно неприемлемым для другого. Исходя из этого, социализацию можно назвать одним из основополагающих процессов обучения ролевому поведению, в результате которого человек становится частью социума.

Виды социальных ролей

Различие социальных ролей обусловлено множеством социальных групп, форм деятельности и взаимодействий, в которые вовлечён человек, и в зависимости от которых социальные роли могут быть индивидуальными и межличностными.

Индивидуальные социальные роли взаимосвязаны со статусом, профессией или деятельностью, которой занимается человек. Они являются стандартизированными безличными ролями, строящимися на основе обязанностей и прав, вне зависимости от самого исполнителя. Такими ролями могут быть роли мужа, жены, сына, дочери, внука и т.д. – это роли социально-демографические. Роли мужчины и женщины – это биологические определённые роли, которые предполагают особые поведенческие шаблоны, закреплённые социумом и культурой.

Межличностные социальные роли взаимосвязаны с отношениями между людьми, регулирующимися на эмоциональном уровне. К примеру, человек может занимать играть роль лидера, обиженного, кумира, любимого, осуждаемого и т.п.

В реальной жизни, в процессе межличностного взаимодействия все люди выступают в какой-либо доминирующей роли, типичной для них и привычной для окружающих. Изменить же устоявшийся образ может быть очень сложно, причём как для человека, так и для его окружения. И чем дольше существует конкретная группа людей, тем более привычными становятся для её членов социальные роли каждого, и тем сложнее подвергнуть изменению устоявшийся поведенческий стереотип.

Базовые характеристики социальных ролей

Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс. Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:

  • Масштаб роли
  • Способ получения роли
  • Степень формализации роли
  • Вид мотивации роли

Коснёмся этих характеристик немного подробнее.

Масштаб роли

Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли. Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к. между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия. С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.

Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются. В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.

Способ получения роли

Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли. Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью.

А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.

Степень формализации роли

Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена , когда один человек взаимодействует с остальными. Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.

Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах. Это и есть показатель формализации социальных ролей.

Вид мотивации роли

То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей. Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами. Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.

Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли. Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь. Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

Таким образом, человек, желающий измениться, начинает даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

ВОПРОС К ВАМ: А вы можете сказать, что в точности знаете и понимаете свои социальные роли? А хотелось бы вам найти способ развить в себе ещё больше преимуществ и избавиться от недостатков? С большой долей вероятности можно сказать, что множество людей даст отрицательный ответ на первый вопрос и положительный – на второй. Если и вы узнали здесь себя, то предлагаем вам заняться максимальным самопознанием – пройти наш специализированный курс по самопознанию, который позволит вам узнать себя как можно лучше и, вполне вероятно, расскажет вам о самом себе то, о чём вы даже представления не имели. Курс вы найдёте по .

Желаем вам успешного самопознания!


1. Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения) потребностей. Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку".

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть в установках отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения). В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

личность индивид межличностный


2. Теория личности

Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.

Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и общества.

Нередко различают историю теории и методически разработанную теорию. Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества, на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли, называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти "история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества

Личность представляет собой как бы соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий) личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули, ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная (поведенческая) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда, теория референтной группы, теория установок и др.

Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в человеке).

В моей работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности: ролевая, статусная и поведенческая.

Ролевая теория личности

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр