Сочинения

Метафоры и сравнения. основная цель: точная передача деловой информации. лексические средства связи предложений в тексте

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы – устаревшие слова дружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории курень, гутарить
книжная,

разговорная лексика

дерзновенный, сподвижник;

коррозия, менеджмент;

просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто , сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра слов Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос , обращение ) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис - пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно -ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли» используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол «передают» в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная» . Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь» . Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

Наиболее ходовыми, задействованными из всех тропов в разговорном дискурсе являются сравнения и метафоры. Рассмотрим традиционно выделяемые ТИПЫ МЕТАФОР применительно к разговорной среде их бытования.

Классификация метафор осуществляется прежде всего по глобальному для любого языка категориально-семантическому принципу. В разговорном дискурсе представлены как именные, так и глагольные метафоры.

Именная МѲТафора: [Пожилой мужчина на рынке:] Петрушка, сельдерей, базилик, ассорти. Петрушка, сельдерей... [Официальный оппонент, профессор:] Суггестация в немецком судебном диалоге запрещена! Ященко писала об этом в 1966 году, Лилия Андреевна, у Ризель. И мы осознавали, что стоим перед целиной. И я бы назвал Сергея Валентиновича целинником! Очень трудно работать, когда нет предшественников, в полной темноте! (22 ноября 2005 г.). [О телевизоре:] Правда, показывает он со снегом! Рябь, а сквозь рябь я смотрю изображение (1 февр. 2006).

Глагольная метафорика: [На ректорате после проверки КРУ:] Главное, что мы не вывалились никуда в нарушения (5 янв. 1998). [Учитель-словесник:] Кошки лазают по ёлке. Запах такой плывёт от неё... (31 дек. 2003). [Подруга подругу на улице о чем-то спросила ласково. В ответ:] Чего ты пиликаешь? (1 марта 2005). [Женщина в маршрутке о крупной купюре:] Думала, в оптовом магазине разменяю, а он на ремонте! Вот и стою! Покидалась-покидалась - никто не меняет! (18 мая 2005). [Проводница в ожидании таможенного контроля:] А дед не вышел? Я думала, дед просочился за внуком... (4 июля 2005). [Подруга ногой поддела кулёк на асфальте:] Чего ты мусор гоняешь? (9 окт. 2005). [По телефону:] И тут выползает П. А я уже кофе на стол ставлю. И пока она выползала... (ноябр. 2005). [На экзамене:] Только тогда подросток раскрепощается. Можно сказать, он размыкается, начинает тянуться к другим (14 мая 2008).

При сплошном (не выборочном) сборе материала по разговорному дискурсу в дихотомии именных - глагольных метафор явно лидируют глагольные, что можно объяснить и значимостью динамического центра высказывания, и большей пластичностью глагольного образа, включённостью его в контекст и ситуацию.

[Доцент:] Я торопилась, нервничала - и компьютер завис. Я, когда в таком состоянии, выбиваю компьютер! (1 мая 2005). [Бабушка, г. Орел, о внуке и внучке, 8 лет разницы:] Ведь если я большим возрастным разрывом отодвинута от Алёши, то Лидуська приходит на помощь: сейчас! (13 окт. 2005). [На рынке женщины средних лет:] Куда идти? Не видишь, дождь шлёпается? (1 дек. 2005). [Молодой мужчина по сотовому на улице:] Я буду в ту сторону тоже хромать, туда идти? (3 марта 2006). [Молодой человек девушке, идущей с ним:] Чё ты морозишь, чё? (5 марта 2006). [Новая гардеробщица:] Туда я ездила, а тут - рядышком! На дорогу денег столько оседало! (15 марта 2006).

Русская разговорная метафора чаще работает на понижение образа, является нисходящей (пиликаешь, хромать, покидалась), такое образное понижение, когда действие совершает сам говорящий, своего рода защита от повышенного, пристального внимания, которое может вызвать идеально выполняемое действие.

Как и в художественном тексте, в разговорной речи именные и глагольные метафоры подчас начинают работать в едином образном ключе, усиливая тем самым воздействие речи выступающего на аудиторию в целом или на непосредственного собеседника. [РАГС, г. Москва, начальник отдела по телефону:] Сегодня мы вручаем дипломы! Отправляем в прощальный полёт новых голубей (29 окт. 2004). [На совещании:] Копна одна у нас, и мы её плохо молотим! Копна одна! Это исследовательское пространство университета (30 марта 2005). [Молодой человек старому попутчику:] Вообще поезд хорошо идёт?! Я ездил - иногда так штормит! Такая болтанка. - Подождите, на Украине будет хуже. - А здесь стыков совсем не слышно... (15 дек. 2005). [По телефону:] А вот эти копытцем бьют-бьют: в аспирантуру! Я, говорю, вас верёвочками не привязываю (22 марта 2006).

Больший интерес представляет классификация разговорных метафор по тематическому принципу, но здесь целесообразнее ОБЪЕДИНЯТЬ МЕТАФОРЫ И СРАВНЕНИЯ. Было бы искусственным предлагать два списка, тем более что тематические предпочтения взаимно индуцируют привлечение соответствующих не только сравнений, но и метафор, не только метафор, но и сравнений.

Военная метафорика:

[Сын матери:] С такой поспоришь - потом пожалеешь. Так и ты. Ну, не будем спорить. С ядерными державами не спорят! (1998). [Доцент-филолог:] У меня сначала ломается унитаз - без объявления войны... (2003). [На рынке:] Что ты орёшь, как раненый? (2003). [Парикмахер:] Все сухое стоит, как порох! Поливала помидоры... (17 июня 2004). [Супруга священника усаживает гостей в машину:] Первый пошёл, второй пошёл! [Профессор:] Матушка, Вы в десанте служили? (июль 2004). [Преподавательницы на улице:] Здравствуйте! - Ой, а я иду, солнце в глаза бьет, амбразура такая узенькая-узенькая! Я Вас и не увидела! (сент. 2004). [Доцент-филолог:] Я красный перец положила. Там такое получилось! Динамит! (18 сент. 2004). [Директор Дома для престарелых, г. Старый Оскол, рассказывает о трудных особах:] А у самой глаза на тебя смотрят, как два пулемёта! Пробила я тебя? (дек. 2004). [По телефону:] Бабушка всегда так боится грозы! Для неё это как атомный взрыв! (2004). [Преподаватель по телефону:] Отдых после боя - должен быть! Вы его заслужили. Отряд ведь отправляют куда? В тыл! На переформирование! (11 февр. 2006). [Методист о сыне-аспиранте:] Я ему сказала [о реферате] - и тут же началась гонка вооружений: не советуй, я через месяц уеду! (13 февр. 2006). [О выкопанной груше:] У груши корень стержневой и такой же, как она сама. Уж он копал-копал! Я приехала - а там яма, как будто пятитонная бомба взорвалась! (30 марта 2006). [Об обсуждении доклада:] И он на неё напал! И то не так, и это. И это положение неверно! Ну, вообще, расстрел на месте! Я говорю: Оля, отбивайтесь! (21 апр. 2006). [Женщина по телефону, 81 г., о петардах] Открыли эту бойню прямо до четырёх. Прямо война. Страсти господни! У людей дети могли испугаться (2 янв. 2009). [В лифте студентки:] У неё там какие-то военные действия происходят со студентами... (2 дек. 2009).

К военной символике может свернуть неожиданно для самого говорящего подчас совершенно далёкая от военных проекций речь. [Священнослужитель на отчётно-выборной конференции общества «Знание»:] Я рассматриваю наше здесь присутствие как благое соизволение принять добросердечные наши дары в ваш арсенал! (31 марта 2006).

К блоку военной метафорики можно отнести и соответствующие теме войны фразеологизмы. [На совещании о проблеме отчисления нерадивых студентов:] Сражаться до последнего патрона за каждого студента! (апр. 2004). [Доцент, г. Курск, о муже, с которым в разводе:] Под Новый год я решила зарыть топор войны, позвонила ему по мобильнику. Он ответил, как всегда: «Смольный слушает!» (20 февр. 2006).

Война оставила свои следы в разговорном дискурсе, хотя говорящие в большинстве своём воочию войны не видели, однако срабатывает память о войне, отражение войны в литературе и искусстве, рядом тлеющие и разгорающийся войны. Обычно именно так трактуют преобладание военной темы в метафорах и сравнениях. Однако согласимся, что войны в истории любой нации были скорее правилом, чем исключением, мирные периоды исчислялись годами, тогда как война, подготовка к войне, угроза войны, локальные войны - десятилетиями. Военные метафоры и сравнения отражают национальную судьбу любого этноса, и делать вывод о склонности к военной теме, воинственности русских, по меньшей мере, некорректно. Диффузная, перманентная «война» в языке на уровне метафор - важный показатель того, что мы не забываем, не забудем и не должны забывать. Кстати, подсказывающее (эвристическое) свойство метафоры в разговорной речи как раз и бывает направлено против «военных действий». [Признание бывшей учительницы, г. Москва, о взаимоотношениях с внуками:] Если б я тужилась их завоёвывать! А я ничего. Саша увлечён компьютером - я не задаю вопросы. Отойдёт он - скажет что-нибудь. Я его не завоёвываю совершенно... (аир. 2004). (Ср. наставление выдающегося педагога современности С. Л. Соловейчика: Не воюйте с детьми! Что угодно, только не воюйте!).

К военной приближается армейская метафорика, например, обыгрывание слова «дедовщина». [Врач, работающая в детском саду:] Ой, это когда не знаешь всей этой кухни! А когда знаешь! Там такая дедовщина! (23 апр. 2006).

Зоометафорика: [Семейный диалог:] Дай ручку, она в сумке моей. - У тебя здесь, как у крота! (осень 1995). [На заседании диссертационного совета профессор учёному секретарю:] Ну мы нашкодили.

Как шкодливые коты, пришли и сели! (окт. 1998). [Разговор с гинекологом:] Да я боюсь к вам идти: ещё найдете чего-нибудь! - У нас у всех зайчик вот здесь сидит! [показывает на грудь] (дек. 2003). [Психолог, 75 лет, г. Елец, решила показать гостям работы мужа-скульп- тора:] Я полезу сама! Ни-ни! Я такая горная козочка! Я прачка, агроном. Музу, правда, забросила... (окт. 2004). [Доцент:] На конференции, смотрю, все визитками обмениваются, а я, как мышь в норе, никому ничего! (23 окт. 2005). [По телефону:] Это я на кукане сижу, как рыба! Долги надо отдавать... (окт. 2005). [Научный руководитель о только что отчитавшихся аспирантах:] Вот эти два орла работают! (17 марта 2006). [Студентка ОЗО, г. Грайворон:] Меня поставили на пятый класс. Они сидят, такие воробьи, глазами хлопают! (20 марта 2006). [По телефону о горшке и котёнке:] И вот стоит на окне. Привязанный, как собака! А иначе этот малый как метнёт! (26 марта 2006). [На рынке хозяйка реализатору:] Тут надо быть бодрой, как газель, а вы еле-еле душа в теле (4 июня 2006). [Комендант учебного корпуса во время отпуска, в пансионате:] У нас так строго проверяют! Не дай бог соринка или запах из туалета! Тогда Филатов ходит белый, как моль! Корпус показательный. Все экскурсии к нам! 31 уборщица, 72 туалета, из них 10 служебных (13 сент. 2006). [На совещании:] Зам. деканы по учебной работе - я работал в технологе - это главные драконы на факультете. Я вынужден буду сам лично разбираться с теми проколами, которые были допущены на работе с 1 сентября (31 окт. 2006). [Руководитель, поздравляя:] А вообще это трудолюбивая пчёлка, которая ведёт сложную, тонкую штабную работу (5 марта 2010). [В семье:] Вон он, как ты, как сорока, всё модное насобирал... Синергетика - это сейчас настолько избито. В каждой кандидатской это есть и этого нет (13 марта 2010).

Образы животных дают пищу метафорам во всех языках, на всех этапах существования языков. Более того, отдельные метафоры в русском языке {сокол, пёс) являются многовековыми, задействованными с XIV века, если не ранее. Театр зверей своего рода зеркало, в которое смотрится социум, боясь оскорбляющих человеческое достоинство аналогий. Не случайно и в разговорном дискурсе абсолютное большинство примеров имеет отрицательную, пейоративную коннотацию.

Зоометафорика вбирает в себя и названия частей тела животных, и названия пищи, обиталищ животных, и названия действий, производимых животными. [Мать душится под щеками. Сын, 16 л.:] Жабры духами смачиваешь? (14 апр. 1996). [Мужчина собирается примерить куртку:] А шкурка есть там? (4 февр. 2006). [По телефону:] Галя неплохой человек, просто жёсткий. Это у неё - панцирь свою ранимость защитить! (6 апр. 2006). [Мама трёхлетнему первенцу:] Ты своими ресницами, как крыльями, взмахнёшь - ни одна девочка не устоит! (3 мая 2006). [Профессор видит фотографию первого мужа своей возлюбленной:] Я не хочу заходить в комнату, помеченную другим мужчиной! (февр. 2009).

Бытовая метафорика: [Студентка-заочница:] У нас в Калининграде такую маленькую пляжную поляну называют «сковородочкой» (2003). [Профессор, г. Липецк:] Потом мне книжки возами привозила. Я ей давала для подготовки [к экзамену кандидатского минимума] (21 окт. 2005). [Профессор, г. Тула, о своём зав. кафедрой:] Кроме того, у него было трое детей и у него была беспрестанная мясорубка! Ведь Генриетта нигде не работала. И, тем не менее, он это делал! И он же на трёх работах и троих детей тянул и тайно от всех писал докторскую. Как над ним мудровал! (26 окт. 2005). [Юноша и две девушки на улице:] Мне нечего одеть! - Ты как за алиментами приходишь: мне нечего одеть (смеются, 22 сент. 2007). Быт огромное, объёмное понятие, включающее в себя все звенья, все подробности повседневности, и потому сравнений, метафор с реалиями быта не может быть мало.

Научная метафорика: [Мать и сын, 18 л.:] Я поправилась, что ли? - А я не знаю, потому что у меня непрерывный взгляд, релятивизм (14 февр. 1998). [Мать сыну:] Дай утирочку! - Ну, ты прям, я не знаю! Шолоховский жаргон какой-то! (14 февр. 1998). [Мать и сын:] Я потом борщ сварю, а сейчас так поешь. - Пропедевтическая еда... (14 янв. 2000). [Преподаватель-лингвист рассказывает, как полуторагодовалый племянник Володя, когда приходит в гости, общается с большим старым котом:] Волька подходит - и Мурчик ему подолгу что-то объясняет. Межвидовое общение! (2004). [Доцент-филолог:] Мы поехали к бабке, которая из меня «подселённую сущность» выгоняла. В пятке она была у меня... (2004). [На совещании:] В зале сесть, как мы договорились! По нашему организационному алгоритму. Деканы с края, чтобы студенты не ходили (2005). [О собаке породы левретка:] Два перелома, воспаление семенников: это не жизнь, а перманентное лечение! Мы его обманули: от памятника Гречихину повезли прямо, будто на дачу. Он так сразу воспрял! И вдруг - в ветлечебницу. Так он потом с нами весь день не разговаривал. Отворачивался! (12 янв. 2006). [В кулинарии продавщица старой женщине:] Горбуша! 65 рублей килограмм. Штучка - 47. Вообще, индивидуально каждая! Берём? (18 февр. 2006). [В поезде молодой человек, служивший в Чечне:] У нас вся структура души российская! (21 февр.

2006). [В пансионате преподавательница наблюдает за котятами на дереве:] Что значит дети! И не надо - а лезут! Смотрите, как они симметрично забрались! (14 сент. 2006).

Криминальная метафорика: [Гости позвонили, что уже дома. Хозяйка, за 80 л., сожалеет в ответ, что гости быстро ушли:] Что ж вы так мало побыли! Будто украли что! (1986). [Разговор с начальником печатного цеха:] А вы быстро сделаете? - Как из пистолета! (дек. 1999). [Пожилая женщина демонстрантам:] Спевайте песни! Ну что ж вы идете, как ограбленные... (1 мая 2002 г.). [Декан, женщина, 65 л.:] Но проверяют, знаете, как шмон в лагере: три раза в день проверяют! (22 мая 2005). [О визите к соседям, которые заливают квартиру:] Если трезвый, пробубнит что-то. Если пьяный: «У-у-у! Прокурор пришла!» Или тёщей меня назовет или прокурором (26 марта 2006). [На совещании:] Денег в казне нет! Сейчас решается проблема, кого снова изнасиловать... (окт. 1999). [На ректорате:] Вы думаете, нас не насилуют? Наклоняют и говорят: Ну, ты ж понимаешь? (30 авг.

2001) . [На вокзале, г. Курск:] У меня 45 лет стаж. Я 30 лет в психдиспансере отработала. С шизофрениками. Так тяжело. Не знала, живой вернусь домой или нет. Как на расстрел, ходила на работу! (21 февр. 2006). [Подруга ровеснице в праздничный день:] Меня дома убьют! Если не сяду за стол... (8 марта 2006). [Мужчина:] Я пойду детское питание куплю. А то забуду - меня повесят! (18 августа 2006); [На пропускном пункте в часы пик несколько охранников. Студент:] Ой, наряд какой! (16 марта 2006). [На комиссии об отдельно стоящем стуле для тех, кто отчитывается:] Стул похож на электрический! - Только без проводов... (17 марта 2006). [На юрфаке преподаватель ораторского искусства недоволен группой:] Как в зоне! Спецдопуск к зачёту! Спецдопуск к лекции! Они обязаны предъявить мне все лекции... (7 апр. 2006). [Доцент:] Они ругались, как триста тонн тротила (Юянв. 2008). [: Женщина 60 л. на вокзале:] Витька у меня хороший парень. Он за мать голову отрубит! Бомжу одному сказал: тронешь мать - костылём припечатаю! Водки мне принёс... (6 марта 2010). «Презумпция криминала» - это отчасти реалии сегодняшнего дня, отчасти вневременная универсальная стратегия учёта опасности.

Историческая метафорика: [Мать листает конспект на столе сына:] Девки все пишут и в словах ошибки делают! - У тебя к девкам вообще отношение такое. Ты думаешь, я уйду - кто будет у кровати сидеть, успокаивать? Не бойся: я буду два раза в неделю приходить на барщину (5 янв. 2000). [Разговор знакомых:] Нужны вы как поставщик императорского двора! (2005). [Оператор связи раздраженно о высоком сиденье:] Что это за кресло? Я сижу как на колу! (18 мая 2005). [На Совете университета:] Приказ № 323 надо знать, как приказ Сталина № 242 «Ни шагу назад!» (30 сент. 2009). [Руководитель концертной программы водителю:] Люди договариваются - революцию устраивают. Хоть оранжевую, хоть какую. А ты говоришь: не договоримся (19 февр. 2010). Историческая метафорика в большей степени, чем другие типы, пересекается с цитацией («Щади сограждан»), именами собственными (Сусанин, Петр Первый, Сталин).

Техническая метафорика: [Секретарь деканата истфака студенту:] Андрей, сядь и не двигайся с этого стула! - Куда ж я денусь с подводной лодки? - Сиди и все, словно приклеен скотчем! (2001). [Зав. кафедрой, г. Санкт-Петербург:] А поскольку кафедра у меня небольшая, то мы многостаночники и ведём все! (2002). [При покупке кислородного насоса для аквариума:] Шумит? - Этот ничего. А то у меня был как трактор! (14янв. 2006). [В кулинарии девушки купили свечки к торту, рассматривают. Мужчина лет 45-50 продавцу:] Им ещё компрессор надо продать: задувать свечки! (9 февр. 2006). [Преподаватели в пансионате:] Тут такая тонкая механика - их вырастить... Внимание и покой - вот что нужно фиалкам. Если в семье начались скандалы - перестают расти (12 сент. 2006). [Доцент о библиотеке:] Нет, они 3-4 января не работали! Я стучала, как маятник! (10 янв. 2008).

Растительная метафорика: [Об одном профессоре:] Сидел он, и его девицы-аспирантки. И он весь в этом цветнике! (11 дек. 2004). [На поминках ведущего инженера, вспоминает бывшая однокурсница:] Володю все любили в группе. Мальчиков вообще не было. Вокруг него был розарий, и он был каждой - лучшая подруга! Мы делились с ним тайнами (13 авг. 2005). [Профессор в столовой во время летнего отдыха:] Когда мы поженились, у меня было 50 кг, у мужа - 55. Подруга посмотрела на фотографию, говорит: Два стебелька! А потом из стебельков и стволы получились (11 сент. 2005).

Медицинская метафорика: [Мать собирается в администрацию:] Не бойся! Не вздыхай: не к зубному идёшь! (17 янв. 2000). [Учительница, г. Тула, о сыне:] А Егор все зачёркивает на манер шрамов. Одна тонкая линия зачёркнута тремя - и по всей странице (11 дек. 2004). [Профессор во время чаепития разделил мандарин по долькам и решает, что делать с большим бананом:] Ну, это требует хирургического вмешательства! (12 февр. 2006). В современном языке в его полидискурсивном строе со времён гласности и начала перестройки медицинская метафора характеризует прежде всего

политический дискурс.

Транспортная метафорика: [Жена-психолог показывает гостям велосипед:] А это его Мерседес! (19 сент. 2004). [Профессор родом из Конго Браззавиль, живущий в России, во время научной конференции, г. Старый Оскол:] КамАЗ лучше французских грузовиков. Когда африканец говорит, что у него КамАЗ, это значит, что его машина пройдет по любой дороге! (7 окт. 2004). [На совещании:] Это расписание составляли с борта воздушного лайнера! Там одни окна, одна путаница! (31 окт. 2005).

Искусствоведческая метафорика: [На совещании с профессурой:] До первого ноября мы можем подать на конкурс о наукоёмких программах. Самое главное - результат, который связан с финансированием. Вся беллетристика закончилась! (9 окт. 1997). [Обогнавший пожилых женщин мужчина в пансионате:] Как меня бабушки рассмешили! Нас назвали «антиквариат»! Я аж рассмеялся! (6 сент. 2005). [Перед голосованием на защите, председатель совета, г. Курск:] Присутствующих членов совета прошу держать в руках ручку и сделать мазок! Не оставлять бюллетень пустым (21 февр. 2006).

Спортивная метафорика: [Столовая в пансионате. Женщина, под 50, не может подцепить вилкой ракушки:] Ем, как в волейбол играю! (6 сент. 2005). [На совещании о снисхождении к отсутствию зарубежных публикаций у преподавателя:] Человек пенсионного возраста. Он свой тайм уже отыграл (25 янв. 2010).

Представленная классификация отражает направления метафорического переноса, однако имеет обобщённый характер, тогда как в разговорном дискурсе немало метафор, требующих более дробной классификации. Впрочем, избыточная дробность, дробление классов не всегда способствуют более точному пониманию речевых предпочтений, тем более что справедливое классификационное решение для метафорического факта найти бывает затруднительно. [Преподавательница на отдыхе:] У нас дома ЧП, когда фиалка погибает (12 сент. 2006). [На конкурсной комиссии:] Спасла весь факультет. Поручили нашим, они все завалили, а она сделала. Умничка! - МЧС, в общем! - Да. - Та-ак, спасительница... (16 дек. 2005). [Бабушка о внуке 3 лет:] А он валенок боится. Опасается. Ты смотри аристократ какой! (17 марта 2006).

По принципу конкорданса возможен и веерный анализ какой-либо метафоры, в разговорной речи обрастающей оригинальной и весьма разнообразной символикой: фольклоризм «чисто поле» (1), название учебной дисциплины «методика» (2).

(1) [Женщина-декан, филолог об отсутствии знакомых в Министерстве при необходимости продвижения магистратуры:] Я в чисто поле звонила! (2004). [Работник культуры, г. Москва, во время ответов на вопросы после публичной лекции:] «Табель о рангах» было очень умнО составлено: не было понятия бесквартирный военный. Наших Горбачев вывел из Германии в чистое поле! Немцы были ошарашены. Американцы до сих пор выводят своих (3 февр. 2006). (2) [Дома после сдачи экзамена по методике:] Томатной пастой полей! - Давай методику забудем! (1999). [Студентка зло:] Я ему: не стучи кулаком! А он: это у меня такая методика общения! (17 февр. 2006).

Веерный анализ возможен и по противоположному направлению: сколькими и какими метафорами описывается один и тот же предмет, например, сорт помидора с твердоватой основой. [В столовой, на отдыхе, комендант:] О! А в середине прямо кость! (сент. 2005). [По телефону:] То ж мякоть мягкая и сахаристая, а тут режешь как но дереву! (26 марта 2006). Метафора в разговорном дискурсе, как и в художественном, иррадиирует на весь контекст, обнаруживает черты присутствия и переносного, что ожидаемо для метафоры, и прямого смысла, подчас стремится к развёртыванию и обоснованию.

Имена собственные в роли метафор

Отдельного разговора заслуживают имена собственные, используемые в их эффектном образном преломлении не только в публицистическом, политическом, художественном дискурсах, но и в разговорном дискурсе. Известно, что в последние десятилетия у поколений молодежи произошли изменения в персоносфере: образы Евгения Онегина и Татьяны Лариной вытеснялись образами Филиппа Киркорова и Аллы Пугачёвой. Вместе с тем РОССИЯ НЕ БРОСИЛА ЧТЕНИЯ, не отказалась от книг. Обильные разговоры, обмен мнениями поддерживают уровень не только концептосферы, но и персоносферы в сознании «рядового» носителя языка.

[Доцент-филолог:] У меня сначала ломается унитаз - без объявления войны. Потом срывается шланг и потоп горячей воды я закрываю грудью, как Самсон. И вся эта феерия кончается тем, что ещё и окна пластиковые текут, там чёрный грибок завёлся от сырости и всё сгнило (2003). [В троллейбусе:] Мне 6 марта 75 лет. На Кубе я был. Фиделя Кастро видел. Во человек! Пётр Первый! Столько народу дал! (25 апр. 2005). [Профессор, г. Елец:] Они художественные произведения получают и очень социологически анализируют. Мы готовим маленьких Солженицыных. А мы извлекаем педагогические смыслы из художественных произведений. Студенты объёмно читают... (29 июня 2005). [О свекрови:] В последние три месяца она не давала нам спать. Она как Органчик! «Галя! Дай пить!» И через пять минут опять: «Галя!». Девяносто три года - и только одни сутки была без сознания (7 февр. 2006). [Зав. кафедрой о доценте перед завтрашней конференцией по региональному литературоведению:] Сейчас Ж., как Сусанин, ушёл готовить аудиторию и пропал! (21 марта 2006). [О подросшем котёнке:] Он уж такой влюблённый! Влюбленный Антропус! (26 марта 2006). [Об издании учебного пособия:] Я хотела, как Матросов на амбразуру, прямо в бухгалтерию идти и заплатить! (22 марта 2006).

С именами собственными в их образном преломлении не всё просто. 20 февраля 2006 г. в Курске проходила защита КД

О. С. Зубковой на тему медицинской метафоры, и оказалось, что САМЫЕ ТОНКИЕ СФЕРЫ медицинского вмешательства: клиническую психологию и психиатрию - обслуживают метафоры, построенные на именах собственных: синдром Диогена, синдром Плюшкина, Синдром Красной Шапочки, синдром Шевалье и мн. др. Имя собственное дарует весьма чёткий и узнаваемый образ, что облегчает идентификацию состояния больного. Похоже, мы недооцениваем возможности имён собственных в образном плане, тогда как разговорный дискурс о таких возможностях напоминает неоднократно.

Не только имена людей, но и географические наименования в разговорной речи широко используются как средства образности. [На совещании с профессурой:] Сидим, как на Луне, ноги свесив. Никто нас не знает! (9 окт. 1997). [Докторант:] Пилыцикова - чемпион мира по велоспорту, у нас трек в городе. Стареющие спортсмены очень своеобразные люди. Кандидатскую защитила в 47 лет. Сделали деканом. Она так перестроила спортивный факультет - все стали с радостью работать, а до этого была Голгофа! (11 дек. 2004). [Часто звонит телефон, хотя суббота. Гостья:] У вас как Смольный прямо! Все со своими вопросами! (дек. 2004).

Как художественный дискурс «сочиняет» имена собственные, так и в разговорном дискурсе встречаются символические обозначения, «говорящие гиперболы», например, среди псевдотопонимов. [На совещании:] Со мной успел поругаться! Первый раз приехал в город со своего царства Нехотеевки - и мной командуешь! (2004). [О звонке в ВАК:] А 3. говорит: Хоть в деревне Гадюкино опубликовано, лишь бы прошло научное рецензирование! (24 янв. 2006). Как почти любая гипербола в разговорной стихии, придуманное имя собственное нацелено на прозрачность требования, однако ценой снижения «максимы вежливости».

Творительный сравнения встречается в разговорной речи, но эта старинная образно-описательная форма настолько пластична, что не всегда обратит на себя внимание собирателя и исследователя особенностей разговорной речи. [Из окна междугороднего автобуса:] Овёс колокольчиками такими, колоса выраженного нет (5 июня 2004). [О начальнице:] Эта ходит мымрой! (11 мая 2006). [В троллейбусе объясняют дорогу:] Лестница вниз идёт ленточкой...(14 мая 2005)]. [На совещании об отношении к существу проблемы:] А вы всё огородами ходите! (20 марта 2006).

Перифраза редко встречается в разговорной стихии (конечно, если не фиксировать банальных перифраз), однако разговорная речь неожиданно может одарить и весьма изысканной перифрастическим выражением. [В гостях:] Так вы не выяснили, кто избил? - А мы и не искали. Себе дороже. Так, синяки поносил, поносил вокруг глаз. И всё, зажило! (окт. 2003). [По телефону:] Поэтому сторожевой пёс - боль - она в мозгу!.. - Слушай, какая перифраза! - Так это ещё в Древней Греции так говорили! (2 апр. 2006). [Филолог:] Мне главное - книги [из типографии] принести! Чтоб мои дети бумажные были дома! (янв. 2006). [Гостья встречающему у калитки, г. Тверь:] Проходите, вы хозяин! - «Хозяин тайги»! (21 дек. 2009).

В школьной программе обязательно присутствует тема: «Типы речи: описание, повествование, рассуждение». Но спустя время знаниям свойственно стираться из памяти, поэтому нелишним будет закрепить этот важный вопрос.

Что такое типы речи? Какие функции они выполняют?

Типы речи: описание, повествование, рассуждение — это то, как мы говорим о предмете. Например, представим себе обычный стол в кабинете или дома на кухне. Если потребуется описать этот предмет, то следует подробно рассказать, как он выглядит, что на нем находится. Подобный текст будет нести описательный характер, следовательно, речь идет об описании. Если рассказчик станет рассуждать о том для чего этот стол, не слишком ли он стар, не пора ли поменять его на новый, то избранный тип речи, будет называться рассуждением. Повествованием текст можно назвать в случае, если человек расскажет историю, как этот стол был заказан или изготовлен, привезен домой и остальные подробности появления стола на территории квартиры.

Теперь немного теории. Типы речи используются рассказчиком (автором, журналистом, учителем, диктором) для передачи информации. В зависимости от того, как она будет подана, определяется типология.

Описание — это тип речи, целью которого является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке.

Повествование сообщает о развивающемся действии, донося определенную информацию во временной последовательности.

С помощью рассуждения передается течение мысли относительно предмета, ее вызвавшего.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Типы речи часто называют функционально-смысловыми. Что это значит? Одно из значений слова «функция» (существует множество других, включая и математические термины) — роль. То есть речевые типы играют определенную роль.

Функция описания как типа речи — воссоздать вербальную картинку, помочь читателю увидеть ее внутренним зрением. Достигается это за счет использования прилагательных в различных степенях сравнения, деепричастных оборотов, иных речевых средств. Данный тип речи чаще всего можно встретить в художественном стиле. Описание в научном стиле будет значительно отличаться от художественного неэмоциональным, четким ходом рассказа, обязательным присутствием терминов и

Для повествования характерно изображение действия, ситуации или конкретного случая. При помощи глаголов и кратких, емких предложений создается Этот тип речи часто используют в новостных репортажах. Его функция — оповещение.

Рассуждению как типу речи свойственно многообразие стилей: художественный, научный, деловой и даже разговорный. Преследуемая цель — разъяснить, раскрыть определенные особенности, что-то доказать или опровергнуть.

Особенности структуры типов речи

Для каждого типа речи свойственна четкая структура. Для повествования характерна следующая классическая форма:

  • завязка;
  • развитие событий;
  • кульминация;
  • развязка.

Описание не имеет четкой структуры, но оно отличается такими формами, как:

  • описательный рассказ о человеке или животном, а также предмете;
  • подробное описание места;
  • описание состояния.

Подобные примеры часто встречаются в литературных текстах.

Рассуждение принципиально отличается от предыдущих типов речи. Поскольку его целью является передача последовательности мыслительного процесса человека, то строится рассуждение следующим образом:

  • тезис (утверждение);
  • аргументы, вместе с приводимыми примерами (доказательство данного утверждения);
  • финальное умозаключение или вывод.

Часто типы речи путают со стилями. Это грубейшая ошибка. Ниже мы расскажем, чем стили отличаются от типов.

Типы и стили речи: в чем различия?

В учебниках русского языка фигурирует понятие Что это такое и есть ли отличия между стилями и типами?

Итак, стиль представляет собой комплекс определенных речевых средств, используемых в конкретной сфере общения. Насчитывается пять основных стилей:

  1. Разговорный.
  2. Публицистический.
  3. Официально-деловой (или деловой).
  4. Научный.
  5. Художественный.

Чтобы увидеть можно взять любой текст. Тип речи которого будут представлены), присутствует как в научном, так и в публицистическом стиле. мы выбираем для ежедневного общения. Он характеризуется наличием просторечных выражений, сокращений и даже жаргонных слов. Он уместен дома или с друзьями, но по приходу в официальное учреждение, например, в школу, университет или министерство — стиль речи изменяется на деловой с элементами научного.

В публицистическом стиле написаны газеты и журналы. Используя его, вещают новостные каналы. Научный стиль можно встретить в учебной литературе, для него характерно множество терминов и понятий.

Наконец, художественный стиль. Им написаны книги, которые мы читаем для собственного удовольствия. Ему присущи сравнения («утро прекрасно, как улыбка любимой»), метафоры («золотом сыплет на нас ночное небо») и другие художественные обороты. Кстати, описание — это тип речи, довольно часто встречающийся в художественной литературе и, соответственно, в одноименном стиле.

Отличие состоит в следующем: описывать, размышлять или повествовать можно, используя разные стили. Например, рассказывая о цветке в художественном стиле, автор использует массу выразительных эпитетов, чтобы передать слушателю или читателю красоту растения. Биолог же, опишет цветок, с точки зрения науки, применяя общепринятую терминологию. Таким же образом можно рассуждать и повествовать. К примеру, публицист напишет фельетон о неосторожно сорванном цветке, используя рассуждение как тип речи. В то же время девочка, применяя разговорный стиль, расскажет подруге, как одноклассник подарил ей букет.

Использование стилей

Специфика стилей речи делает возможным их успешное соседство. Например, если тип речи — описание, то оно может быть дополнено рассуждением. Все тот же цветок можно описать в школьной стенной газете, используя при этом как научный или публицистический, так и художественный стиль. Это может быть статья о ценных свойствах растения и стихотворение, воспевающее его красоту. На уроке биологии преподаватель, применяя научный стиль, предложит ученикам информацию о цветке, а после этого может рассказать увлекательную легенду о нем.

Тип речи описание. Примеры в литературе

Данный тип можно условно назвать изображением. То есть, описывая, автор изображает предмет (например, стол), явления природы (гроза, радуга), человека (девочка из соседнего класса или любимый актер), животное и так до бесконечности.

В рамках описания выделяют следующие формы:

Портрет;

Описание состояния;

Примеры пейзажа, вы можете найти в произведениях классиков. Например, в рассказе «Судьба человека» автор приводит краткое описание ранней послевоенной весны. Картины, воссозданные им, настолько живы и правдоподобны, что создается впечатление, будто читатель видит их.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» пейзажи также играют важную роль. При помощи словесного изображения летнего неба и заката писатель передает могущественную красоту и силу природы.

Чтобы запомнить, что такое описание как тип речи, стоит рассмотреть очередной пример.

«Мы вышли на пикник за город. Но сегодня небо было хмурым и становилось к вечеру все неприветливее. Сначала тучи были тяжелого серого оттенка. Небо закрывалось ими, как сцена театра после спектакля. Солнце хоть еще и не село, но уже было незаметным. И вот между мрачными заслонками туч появились молнии...».

Для описания характерно использование прилагательных. Именно благодаря им этот текст производит впечатление картины, передает нам цвет и погодные градации. К рассказу описательного типа задаются следующие вопросы: «Как выглядит описываемый предмет (человек, место)? Какие признаки ему присущи?»

Повествование: пример

Обсуждая предыдущий тип речи (описание), можно отметить, что он применяется автором для воссоздания зрительного эффекта. А вот повествование передает сюжет в динамике. Данный речевой тип описывает события. В следующем примере повествуется о том, что было с героями маленького рассказа о грозе и пикнике дальше.

«… Первые молнии не пугали нас, но мы знали, что это только начало. Нужно было собирать наши вещи и убегать. Как только нехитрый ужин был собран в рюкзаки, на покрывало упали первые капли дождя. Мы помчались к автобусной остановке».

В тексте необходимо обратить внимание на количество глаголов: они создают эффект действия. Именно изображение ситуации во временном отрезке являются признаками повествовательного типа речи. Кроме того, к тексту такого рода можно задать вопросы «Что было сначала? Что произошло потом?»

Рассуждение. Пример

Что такое рассуждение как тип речи? Описание и повествование уже знакомы нам и более просты для понимания, нежели текст-рассуждение. Вернемся к друзьям, попавшим под дождь. Можно легко представить, как они обсуждают свое приключение: «…Да, нам повезло, что дачник-автомобилист заметил нас на остановке. Хорошо, что он не проехал мимо. В теплой кровати хорошо рассуждать о грозе. Совсем не так страшно, будь мы снова на той же остановке. Гроза — это ведь не только неприятно, но еще и опасно. Нельзя предугадать, куда ударит молния. Нет, больше никогда не поедем загород, не узнав точный прогноз погоды. Пикник хорош для солнечного дня, а в грозу лучше пить чай дома». В тексте присутствуют все структурные части рассуждения как типа речи. Кроме того, к нему можно задать вопросы, характерные для рассуждения: «В чем причина? Что из этого следует?»

В заключение

Наша статья была посвящена типам речи — описанию, повествованию и рассуждению. Выбор определенного речевого типа зависит от того, о чем мы говорим в данном случае и какую цель преследуем. Также мы упомянули характерные речевые стили, их особенности и тесную взаимосвязь с типами речи.

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Особенности художественного стиля

Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны и стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.

В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел « ». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.

Элементы художественного стиля

В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Аллегория
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия

Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.

1. Детализация в художественном тексте

Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

2. Передача чувств и эмоций автора

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

3. Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

4. Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

5. Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

6. Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

7. Использование элементов других стилей

Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

8. Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.

B8

Средства художественной выразительности

Возможные трудности

Добрые советы

В тексте могут встретиться уже существующие в русском языке слова, переосмысленные автором и употребленные в необычном для них сочетании, например: родниковый язык.

Такие слова можно считать индивидуально-авторскими неологизмами только в том случае, если они приобретают в данном контексте некое принципиально новое значение, например: водяной – «слесарь-сантехник», четвертовать – «выставить оценки за четверть».

В приведенном примере слово родниковый означает «чистый, незасорённый» и является эпитетом.

Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору.

Ночь цвела золотыми огнями.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.

Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.

В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми).

Сравнение как изобразительный прием бывает трудно отличить от случаев употребления союзов (частиц) как, будто, словно с другими целями.

Это точно наша улица. Люди видели, как он скрылся в подворотне.

Чтобы убедиться, что в предложении есть изобразительный прием сравнение , нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения.

Это точно наша улица. - здесь нет сравнения, употреблена утвердительная частица точно.

Люди видели, как он скрылся в подворотне. - здесь нет сравнения, союз как присоединяет изъяснительное придаточное.

Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей. Чайник свистел, точно плохо настроенный радиоприёмник. - в этих предложениях в качестве изобразительного приёма используется сравнение. Облако сравнивается с воздушным змеем, чайник - с радиоприемником.

Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова.

На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня.

Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова.

На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. - В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова.

Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.

И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.

Что такое олицетворение? Олицетворение это присвоение неживому признаков живых существ. Например: уставшая природа; солнце улыбается; голос ветра; поющие деревья; Пели пули, били пулеметы, ветер упирал ладони в грудь…; Все безрадостнее, все явственнее ветер за плечи рвет года.

Также в задании встречаются:

Антитеза - противопоставление.

Градация - стилистическая фигура, которая состоит в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся или уменьшающееся значение.

Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.

Гипербола - художественное преувеличение.

Литота - художественное преуменьшение.

Перифраза - замена названия предмета описанием его существенных признаков. Например: царь зверей (вместо лев).

Устаревшие слова как изобразительный приём

Разговорная и просторечная лексика как изобразительный приём

Фразеологизмы как изобразительный приём

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение

Лексический повтор

Синтаксический параллелизм

Неполнота предложений (эллипсис)