Сочинения

Открытый урок п-к — копия.docx - Методическая разработка открытого урока на тему: "Применение игровых технологий на начальном этапе обучения в классе фортепиано". Урок по фгос. педагогические требования к открытым урокам Открытый урок п

Разделы: Общепедагогические технологии

Педагогические требования к открытым урокам

Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков.

Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта.

Открытый урок имеет методическую цель , в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.

К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки.

Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. Однако в методической работе с молодыми учителями это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

Открытый урок обязательно должен иметь новизну.

Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися : учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованиям часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы.

Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом. Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока.

Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.

Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроков. Нежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся и учителя.

Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.

Порядок подготовки и проведения открытого урока

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Учитель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала. Анализ уроков посещающими также отличается от оценки при проверках работы учителя или при изучении его педагогического опыта.

Выбор тем, позволяющих применить новое , осуществляется на основе анализа содержания программы и учебника. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться. Например, если методическая цель открытого урока относится к обучению работе с письменными источниками, в том числе с учебником, выбирается тема, позволяющая наиболее полно раскрыть приемы организации изучения учебника, дополняя информацией из других источников.

Выбор методических приемов , методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, учитель на открытом уроке должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (т.е. к методике), учитель должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.

Планирование открытого урока осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных уроков открытый урок имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. По возможности планы уроков, усовершенствованные и отредактированные совместно с заместителем директора тиражируются для предоставления посетителям.

Наблюдения на открытом уроке. В отличие от посещения уроков с целью контроля или поиска элементов новизны, в опыте педагога на открытых уроках наблюдают новую методику, предлагаемую учителем. Соответственно, другие стороны учебного процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются незамеченными посетителями). Наблюдающий урок определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимым. Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособность) ее устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков учащихся. При наблюдениях на открытом уроке посещающий его педагог также отвечает на вопросы, сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте, каковы границы его применения, возможны ли негативные последствия, какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.

Таким образом, посещающий открытый урок педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность.

Порядок анализа (самоанализа) открытого урока

Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным. В анализе открытых уроков, проведенных в рамках научно-практических конференций, необязательно участие и самого учителя (т.е. он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых учителей анализу урока) вначале слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по его достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии, споры и т.д.

Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.

Алгоритм анализа (самоанализа) открытого урока

№п/п

Педагогические явления

Показатель оценки

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
Роль инновации в выполнении задач обучения предмету.
Взаимосвязь с традиционной методикой.
Достижение методической цели открытого урока.
Факторы, препятствующие полному достижению методической цели.

Методическая цель и содержание урока

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации).
Изменения содержания тем (структурные изменения, включение дополнительного материала и т.п.)
Соответствие изменений методической цели.

Методическая цель и структура урока

Педагогическая целесообразность выбора структуры урока.
Соответствие выбранной структуры урока методической цели.
Вариативность структуры урока, позволяющей достичь методическую цель.

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели.
Функциональные изменения традиционных методов и приемов обучения.
Методически целесообразное сочетание методов и методических приемов.

Инновации и формы организации учебного процесса

Методически целесообразный выбор форм организации учебного процесса.
Соответствие форм организации учебного процесса содержанию инновации
Индивидуальные и коллективные формы организации учебного процесса, их соответствие сути инновации.

Инновация и учебно-познавательная деятельность учащихся

Особенности учебно-познавательной деятельности учащихся при применении инновации.
Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся.
Уровень познавательной самостоятельности учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся. Активность учащихся на открытом уроке.

Негативные последствия применения инновации

Возможные негативные последствия применения инновации.
Условия, при которых проявляются негативные последствия применения инновации.

Вариативность применения инновации на уроках

Варианты применения инновации на уроке.
Методическая целесообразность выбранного варианта применения инновации.

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации. Тиражируемость инновации. Применимость в обучении другим предметам. Применимость в учреждениях другого типа.

Перспективы развития инновации

Целесообразность внедрения инновации в образовательную практику.
Направления развития инновации (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов) и т.д.

Инновации и методическая работа

Методическая работа по внедрению инновации.
Формы организации методической работы при внедрении инновации.
Формы и методы подготовки педагогов к внедрению инноваций.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№10»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока на тему:
«Применение игровых технологий
на начальном этапе обучения в
классе фортепиано»
Подготовила:
педагог дополнительного образования

Костина Светлана Валерьевна

г. Железногорск, 2017

ПЛАН­КОНСПЕКТ
открытого урока педагога дополнительного образования
в области музыкального искусства
Костиной Светланы Валерьевны
Место проведения: МОУ «Гимназия №10», кабинет №34
Дата проведения: 16.03.2017г.
Тема урока: «Применение игровых технологий на начальном этапе обучения
в классе фортепиано»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение
знаний).
Вид урока: традиционный
Цель урока: закрепление и применение полученных знаний на материале
упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
Урок включает:
­организационную и содержательную установку;
­проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
­взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения­усвоение новых
знаний, умений, навыков;
­закрепление изучаемого материала и упражнений;
­диагностика прочности усвоения знаний;
­инструктаж по выполнению домашнего задания.
Задачи урока:
В интересной для ребенка форме закрепить практические навыки игры на
фортепиано, расширять творческих возможности учащегося в процессе
обучения на инструменте.
Образовательные:

­закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм,
мелодия, динамика);
­продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato,
legato, staccato);
Развивающие:
­развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма;
­развитие координации движений;
­активизировать образное музыкальное мышление через различные виды
деятельности.
Воспитывающие:
­воспитывать интерес и любовь к музыке, предмету «Фортепиано»;
­воспитывать эстетический вкус;
­воспитывать усидчивость, организованность, самоконтроль.
Методы обучения:
Перспективный­словесная передача и слуховое восприятие. Педагог
сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся
осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato,
legato, staccato.
Репродуктивный­запоминание учащимся сообщенной информации.
Способствует формированию знаний, умений, навыков через систему
упражнений.
Практический­музыкальные дидактические игры, повторные действия с
целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
­словесный, наглядный, практический;
­активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
­развитие мышления, творческой инициативы;
­приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать
воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать
ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп
урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом
складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения: фортепиано, два стула, подставка на сиденье стула.
Рисунки, картинки, карточки, нотные пособия, «Музыкальная ромашка»,
схема «Средства музыкальной выразительности», компьютер, проектор.

Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая. Развиваются мышцы пальцев, что положительно
влияет на память, которая будет развиваться интенсивнее. Музыкальные
занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более
организован. Рациональная организация урока: динамическая пауза,
включение игровых моментов, упражнения на раскрепощение мышц шеи, рук,
плечевого пояса. Чередование различных видов учебной деятельности (игра
гаммы, упражнений сменяется разбором нотного материала. повторением
выученных пьес и слушанием музыки). На уроке важен психологический
комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций,
проявление доброжелательности педагога.
Технология личностно­ориентированного обучения И. Якиманской.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного
процесса есть личностно­ориентированная педагогика. В основе этой
технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого
человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим
неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для
самореализации индивидуальных познавательных способностей, творческого
воображения (упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»). Это задание:
стимулирует учащихся к самостоятельному выбору способов решения этой
задачи; загадка выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только
результат, а главным образом, процесс учений, то есть тех трансформаций,
которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие,
самовыражение в ходе овладения знанием.
Технология проблемного обучения. Эта технология подразумевает
последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимся
учебных проблем. Учащиеся включаются в активную мыслительную
деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.
Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.

Технология формирования мотивации или игровая технология.
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную
на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать
ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых
моментов («Подумай­угадай», «Музыкальная ромашка»), работа с рисунками,
карточками повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано,
активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так
называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к
обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и
вызывает положительные эмоции.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:
презентация, иллюстрации.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
мультимедийный компьютер.
План урока
1. Организационный момент
2.
Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного
аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно­
ориентированной технологии).
3. Физминутка
4. Работа с музыкальным материалом (с использованием
здоровьесберегающей технологии).
5. Проблемная ситуация на основе учебного материала.
6. Работа с музыкальным материалом
7. Закрепление пройденного материала с использованием игровой
технологии («Музыкальная ромашка», игра по карточкам, рисунки,
картинки).
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.
10.Итог урока с оценкой проделанной работы обучающейся.

План­конспект открытого урока
(слайд1) Приветствие, посадка за инструментом.
Учитель: Вероника, желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!
Итак, за дело!
(слайд2) (Упражнение, направленное на свободу двигательного аппарата
«Радуга­дуга»). Посмотрим на твой замечательный рисунок. А теперь
нарисуй радугу над клавиатурой. А концы ее пусть звучат, приговаривая:
Ой ты, радуга­дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в пол минуты нарисую.
Сначала рисуй правой, потом левой рукой. А теперь нарисуй двумя руками.
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующим погружением в нее.
Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и
мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговыми движениями
свободно и плавно. Представь себе, как прозрачная капелька катится по
радуге и звонко падает в глубокое озеро. Дома повторяй это упражнение.
А теперь поработают пальчики.
(слайд3) Пальчиковая игра: «Волшебный платок»
У меня живет проглот­
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко как у бегемота!
Учитель: Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?
Ученица: Они могут звучать, когда коснуться клавиш.
Учитель: Но ведь пальцами можно «проговорить»; то есть прохлопать или
простучать ритмический рисунок стихов песенки.
Ученица: Это тоже пальцы говорят?
Учитель: Конечно. Запомни стишок.
(слайд4) Упражнение «Говорящие пальцы»

Лес весну встречать готов,
Под ногой трещит валежник.
Самым первым из цветов
Просыпается подснежник.
1 1 2 2 1 1 3 3 1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 5 5 (стучим по крышке)
(слайд5) Упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»
Учитель: Теперь прохлопай руками такую загадку:
Вот иголки и булавки
Выползают из­под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Учитель: Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать
загадку, записать ритмический рисунок загадки в нотной тетради.
(слайд6) Какую гамму ты готовила к сегодняшнему уроку?
Ученица: Ми мажор.
Учитель: Назови ее ключевые знаки.
Ученица: Четыре диеза: фа, до, соль, ре.
Учитель: Расскажи стишок про порядок ключевых знаков.
Ученица: Фадосольрелямиси
Ехал в гости на такси
К Симиляресольдофа
Вот такая чепуха!
Далее проверяем знание ученицей гаммы Ми мажор. Играем гамму каждой
рукой отдельно в две октавы в прямом движении, повторяя вершину (со
снятием руки) с подтекстовкой:
От пиано на крещендо и до форте мы ведем,
Вниз идем диминуэндо и к пиано приведем.
Добиваемся Legato, с динамикой от PP.
Затем играем гамму в прямом движении двумя руками. Работаем отдельно
над подкладыванием 1­го пальца, отдельно каждую позицию («секрет»).
Затем играем гамму двумя руками в расходящемся движении.
Играем тоническое трезвучие отдельно каждой рукой и двумя руками в
расходящимся движении.
(слайд7) Упражнение «Гусеница» (по Ганону №1)
Добиваемся плотности звука, Legato.
(слайд8) Физминутка: Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук,
плечевого пояса: поднимаясь на носки медленно и плавно вместе со вздохом

«растем», поднимаем ненапряженные руки вверх. Затем резко с выдохом
тяжело «уронить» корпус и расслабленные руки вниз, наклонившись вперед.
Руки свободно раскачиваются в стороны ­ «Шалтай­Болтай». Повторяем.
Учитель: Перед тем как ты исполнишь пьесу, давай повторим ноты басового
ключа.
(слайд9) Пальчиковая игра: «Волшебная палочка»
Ученица берет в правую руку «волшебную палочку» с ноткой на конце. Левая
рука служит нотоносцем. Ученица прикладывает нотки к пальцам левой руки,
приговаривая:
Ты басы запомни точно,
СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ­построчно,
Между­ ЛЯ, ДО, МИ и СОЛЬ
СИ­над всеми как король.
(слайд10) Учитель: Скажи, какой характер у пьесы?
Ученица: Радостный, веселый…
Учитель: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
Ученица: Картина природы, веселье…
Исполнение. «Украинская народная песня».
Как ты думаешь, с помощью каких средств музыкальной выразительности
композитор(народ) передает образ, картину праздника, веселья?
Ученица: Использовали мажорный лад, быстрый темп (средний регистр,
короткие длительности нот, стаккато).
Учитель: Почему произведение называется песня, а слов к ней нет. Можем мы
пропеть мелодию?
Ученица: Да, можем. Похоже на танец…
Учитель: Можно придумать свои слова на эту мелодию. На пример:
Летом скучно без частушек и веселых песен.
Без гитары и гармошки мир не интересен.
Заиграю на баяне, постучу на ложках,
Не жалея ног станцую в красных босоножках!
Учитель играет мелодию и вместе с ученицей поют слова песни.
Учитель: Мелодия песни на высоких нотах, не очень удобно петь.
Необходимо опустить мелодию на терцию вниз, в какой мы оказались
тональности?
Ученица: Ми мажор.
Транспонируем мелодию в новую тональность (проанализировав строение
мелодии).
(слайд11) Учитель: Как называется твое следующее произведение?

Ученица: «Идет дождь»
Исполнение.
Учитель: Какое настроение у этого произведения?
Ученица: Спокойное…
Учитель; Какие образы у тебя возникают когда ты играешь эту пьесу?
Ученица: Это теплый дождь, летний, потому что пьеса в мажоре.
(слайд12) Учитель: Расскажи, какие краски использует композитор?
Анализ пьесы И. Берковича «Идет дождь»
Мелодия похожа на песню, здесь нет капелек дождя. Как будто человек сидит
у окна, смотрит на дождь и поет. Ему радостно, потому что будет хороший
урожай. Можно придумать слова к музыке. На пример:
«Я у окна сижу, и на улицу смотрю.
За окном все дождь льет, травы и цветы мнет.»
Работа над выразительным исполнением.
Учитель: Вот прошел дождь, на небе появилось солнышко и поплыли…
(слайд13) Ученица: Облака!
Учитель: Произнеси слово «облака» с ударением, а в музыке куда падает
ударение? Если бы мы могли потрогать облака, какие они на ощупь?
Работа над пьесой­ансамблем «Облака» Г. А. Емельянова (терции)
(слайд14) Учитель: Сейчас поиграем с тобой в игру я назвала ее
«Музыкальная ромашка», может быть ты предложишь другое название.
Сейчас прозвучат два произведения. После прослушивания тебе нужно
выбрать какие росинки должны упасть на лепестки. Затем ты выберешь
росинки для второй пьесы.
(слайд15) Звучат: «Клоуны» Д. Б. Кабалевский
(слайд16) «Старинная французская песенка» П. И. Чайковский
Ученица выбирает карточки, соответствующие, по ее мнению, данному
музыкальному произведению.
(слайд17) Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
Учитель: Вероника, послушай следующие слова:
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Ты согласна с этим утверждением?
Как ты думаешь, можно научиться играя?
Ответ: Да! Мы играли, но я научилась, запомнила много.
Домашнее задание:(прошу записать самостоятельно, по памяти)
1. Отгадать загадку и записать ее ритм в нотную тетрадь.

2. Закрепить упр. «Гусеница», гамму и пьесы.
(слайд18) Тебе понравился наш сегодняшний урок? Было интересно? С
какими трудностями ты столкнулась? Чему ты сегодня научилась, что узнала?
Какое у тебя сейчас настроение? Выбери смайлик, который тебе подходит.
Ты сегодня старалась выполнять все задания, была очень внимательна и
активна на уроке. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю как «отлично».
Урок окончен.

Список использованной литературы.
1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
2. Амонашвили Ш. А. Гуманно­личностный подход к детям/Ш. А.
Амонашвили; Акад. Пед. И социал. Наук, Моск. Психол.­социал. инт. ­
М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г.
3. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»
//Вопр. Психологии. ­ 1996г.­№6.
4. Гаккель А. Д. «Фортепианная музыка XX века». –М.: Советский
композитор, 1998г.
5. Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».
6. Грохотов С. В. «Как научиться играть на рояле». ­М.: издательский дом
«Классика –XXI», 2005г.
7. Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения» //Педагогика.
­1995г.­№1.
8. Сальникова Т. П. «Педагогические технологии». –М.: ТЦ Сфера, 2000г.
9. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие технологии». –М.: АРКТИ,
2003г.
10.Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». –М.: Просвещение, 1979г.
11.Сократов Н. В., Феофанов В. Н. «Мотивационные основы
здоровьесберегающего образования детей»: Методические
рекомендации. –Оренбург. 2001г.

12.Теплов Б. М. «Психологические вопросы художественного
воспитания». Вып. 11. –М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г.
13.«Философский энциклопедический словарь». М, 1997г.
14.Цыпин Г. М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы,
суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений
педвузов и консерваторий» / Г. М. Цыпин. –М.: Интерпракс, 1994г.
15.Шмидт­ Шкловская. ­2­е изд. –Л.: Музыка, Ленинградское отделение,
1985г.
16.Щапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». –
М. «Классика –XXI», 2005г.
17.Юдовина­Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я­ Детский педагог».
СПб, Изд­во «Союз художников», 1996г.
Интернет­ ресурсы:
1. http
:// nsportal
2. http://as­sol.

Ru / shkola
/ muzyka

/2013/04/20/
Net/publ/metodicheskaia_stranica/kak_uvlech_rebenka_muzykoi/
3. http: //class. slovarik. org/dannye­7/data­id7936

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕГОРЬЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

открытого урока по производственному обучению

для обучающихся 1 курса

Тема: «Разравнивание раствора полутерком»

по профессии 08.01.08 (19727) ШТУКАТУР

из числа лиц с ОВЗ

мастер п/о Бырдин М.Ю.

Егорьевск, 2017 г.

План урока

производственного обучения

Группа № Шт-67, 1 курс

Мастер п/о Бырдин М.Ю.

Специальность: штукатур

Тема программы «Освоение приемов штукатурных работ »

Тема урока «Разравнивание раствора полутерком»

Цель и задачи занятия: Способствовать формированию и закреплению начальных умений и навыков приемов нанесения раствора на поверхность.

Образовательные: Закрепить знания обучающихся по технике безопасности и навыкам по пользованию инструментами.

Развивающие: Содействовать развитию профессиональной значимости личностных качеств (аккуратности, ответственности, целеустремленности), познавательной активности, учебно-производственной самостоятельности.

Воспитательные: Научиться соблюдать технологический процесс при выполнении упражнений.

Формировать осознанную потребность в труде.

Воспитать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию.

Формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, уважение к труду в своей профессии.

Коррекционные цели: Коррекция сенсомоторных процессов при отработке навыков. Развитие пространственной ориентации при организации рабочего места.

Материально-техническая база : молоток, уровень, мастерки, полутёрки, вёдра, окамёлки, сокол, шпатель металлический.

Ход урока

    Организационная часть (указать время) __5мин.

    Проверить по журналу явку обучающихся.

    Проверить внешний вид обучающихся. (спецодежду).

    Назначение дежурных.

    Вводный инструктаж (указать время) 20 мин.

    Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока).

    Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущего урока)(указать вопросы):

а) Какие общие требования техники безопасности соблюдают при выполнении работ по ремонту штукатурки?

б) В чём заключается проверка до начала работ инструмента, подмостей, лесов, стремянок?

в) Каким требованиям должна отвечать спецодежда штукатуров?

г) Как подготовить рабочее место, строительные материалы для ремонтных работ;

3. Объяснение нового материала 1 час:

3.а) Рассказать о последовательности задания для освоения разравнивание раствора;

3.б) Ознакомить с приёмами по разравнивание раствора полутерком;

3.в) Рассказать об инструменте, приспособлениях, применяемых при выполнении задания;

3.г) Демонстрация приёмов по выполнению и определению качества выполненной работы;

3.д) Рассказ о правилах техники безопасности;

Изложение нового материала:

Разравнивание раствора полутером

Сокол и полутерки находят широкое применение при разравнивании раствора на различных поверхно­стях. Известно, что после нанесения каждого слоя раствора его необходимо разровнять. Разравниванию подвергают, главным образом, грунт и накрывку. Обрызг разравнивают редко, и то в зависимости от тол­щины штукатурной корки (намета) или потому, что свисают длинные капли раствора. Однако если намет тонкий (затирка по бетону), то обрызг всегда разрав­нивают, а если толстый, то исключительно в тех слу­чаях, когда на поверхности обрызга остаются отдель­ные сгустки раствора - бугры.

Разравнивание раствора надо выполнять так, что­бы получить ровную поверхность. Чем лучше будет разровнен раствор грунта, тем легче будет наносить накрывку.

Разравнивание раствора как соколом, так и полутерком производят точно так же, как и намазывание раствора этими инструментами.

Разравнивание штукатурного намета

Раствор, нанесенный на поверхность тем или другим способом, разравнивают либо тотчас же (при применении известково-алебастровых растворов), либо спустя некоторое время (от 15-20 мин. до нескольких часов) в зависимости от характера поверхности, рода применяемых материалов, времени года, условий сушки штукатурки и других местных условий.

Для разравнивания раствора по стенам применяют деревянные полутерки: большой или средний

Размеры полутерков выбирают в зависимости от размеров обрабатываемых поверхностей: большие поверхности потолков и стен обрабатывают большим полутерком, небольшие поверхности выступающих пилястр, узких простенков и пр. обрабатывают средним полутерком.

Полутерки изготовляют из еловых мелкослойных сухих досок; при отсутствии последних для изготовления полутерков может быть применена также сосна.

Намет по потолкам разравнивают уширенными потолочными полутерками, имеющими небольшую длину (500 мм), но значительную ширину (250 мм), что позволяет сохранять на них срезаемый излишний раствор.

Потолочный полутерок изготовляют из сосновых сухих досок. В целях предупреждения коробления для этого следует брать две-три доски, соединяя их планками.

Разравнивают намет следующим образом. Сначала полутерок двигают снизу вверх зигзагообразными движениями рук вправо и влево. При этом полутерок прижимают к низу стены параллельно полу так, чтобы между полотном полутерка и стеной образовался острый угол.

Зигзагообразные движения вправо и влево способствуют уплотнению и разравниванию раствора.

После того как на некотором участке, доступном обработке с одной позиции, раствор разровнен движениями снизу вверх, разравнивают его такими же зигзагообразными движениями полутерка слева направо и справа налево.

При этом полутерок держат так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна полу.

Разравнивание грунта на потолке уширенным потолочным полутерком показано на рисунке.

Эта работа выполняется следующими приемами: штукатур прикладывает полутерок к потолку, забросанному раствором, так же, как и при разравнивании грунта на стенах, т. е. под острым углом, и, отступая назад, совершает короткие движения вправо и влево, уплотняя и разравнивая намет на потолке.

Так же, как и на стенах, раствор разравнивают в двух направлениях - вдоль и поперек потолка.

При выполнении простой штукатурки под сокол ограничиваются разравниванием намета полутерком, и, если требуется, добрасывают раствор в лощины и снова разравнивают намет полутерком.

Под правило работа выполняется теми же способами и инструментами, но требования к качеству разравнивания повышаются. Разровняв намет полутерком, выправляют его рабочим правилом и качество поверхности проверяют контрольным правилом

При выполнении штукатурки по маякам разравнивание грунта выполняется с таким расчетом, чтобы выровненная поверхность находилась в одной плоскости с маяками.

Лузги и усенки обрабатывают одновременно с разравниванием раствора на плоскостях стен и на потолке.

Для нанесения раствора в лузг штукатур, набрав раствор ковшом, подносит его к лузгу на расстояние 10 см, не останавливаясь, поднимает руку с ковшом вверх параллельно лузгу, одновременно поднимая лобовую часть ковша, затем, сохраняя это положение ковша, быстро опускает руку вниз параллельно лузгу.

На усенок раствор набрасывают теми же приемами, что и в лузг.

Набрасывание раствора в галтель производят следующими приемами: набрав раствор в ковш, штукатур подносит его правым боком к галтели и, опуская левую сторону ковша, быстрым движением протягивает ковш вдоль галтели слева направо ручкой вперед.

После того как раствор набросан в лузг на всей его длине, приступают к разравниванию намета.

Штукатур берет в руки лузговой полутерок или правило так, чтобы правая рука была выше, а левая - ниже. Приставив правило к лузгу, забросанному раствором, и слегка нажимая на раствор, рабочий двигает правило вверх и вниз. Эти движения он повторяет несколько раз, постепенно ослабляя нажим на раствор и, наконец, отклоняя правило от лузга, снимает его совсем.

В случае, если приходится разравнивать окрепший раствор, то удобно пользоваться зубчатым правилом.

Такими же приемами разравнивают раствор на усенках.

Штукатур берет усеночный полутерок в обе руки так, чтобы правая помещалась выше левой, и приставляет его к усенку таким образом, чтобы он одним концом касался пола, а его полотно располагалось по. плоскостям, образующим усенок.


Угловой маячный шаблон, предложенный В. И. Лапшиным, является хорошим приспособлением, при помощи которого можно отделывать как вертикальные, так и горизонтальные лузги и усенки.

Маячная рама шаблона состоит из двух деревянных направляющих, скрепленных двумя металлическими угольниками.

Рамку шаблона устанавливают по отвесу или уровню и закрепляют гвоздями, проходящими через отверстия, проделанные в полках уголков.

Он представляет собой две окованные стальной полоской доски, скрепленные между собой двумя направляющими и рукоятью. Оковка выполняется из кровельной листовой стали.

Усеночный шаблон и его установка не отличаются от предыдущего.

Разделку углов шаблоном производят до начала оштукатуривания поверхностей потолков и стен. Таким образом, разделанные углы служат в дальнейшем маяками.

При применении шаблона системы В. И. Лапшина необходимо заранее устанавливать маячные рейки и по ним выполнять отделку лузга и усенка.

Разравнивание раствора в галтели отличается лишь тем, что к движениям овального полутерка вдоль галтели добавляются движения оттягивания полутерка вверх и вниз для сглаживания следов. Двигать полутерком следует, слегка нажимая на раствор и постепенно ослабляя этот нажим до отнятия полутерка от галтели

Отделанные лузги, усенки и галтели должны быть прямыми.

Угол между плоскостями, образующими лузг или усенок, должен составлять 90°.

Переход от штукатурки лузга или усенка к штукатурке основной плоскости должен быть заметен на глаз.

Полутерки для разравнивания следует брать длиной 0,75 - 1 м, с ровными ребрами. Применение длинных полутерков дает возможность получить более ров­ную поверхность штукатурки.

Во время разравнивания инструмент можно вести в любых направлениях: снизу вверх, горизонтально, вертикально и т. д., добиваясь при этом получения чистой, ровной, без раковин поверхности штукатурки.

Во время разравнивания приходится иногда исправлять имеющиеся дефекты в нанесении раствора, т. е. намазывать раствор там, где намет недостаточно толстый, и срезать излишки раствора.

3. Закрепление материала вводного инструктажа - 20 мин.

1. Какими способами разравнивают раствор полутерком?

2. Какой используют инструмент?

Задание на урок: распределить обучающихся по рабочим местам:

4. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа (указать время):-2часа 40 мин.

(формирование умений и навыков)

Упр.1 Целевые обходы рабочих мест.

Упр.2 Проверка и содержание рабочих мест.

Упр.3. Проверка правильности выполнения безопасности труда.

Упр.4. Контроль и коррекция отработки рабочих движений.

5. Заключительный инструктаж (указать время)1 час .

1. Подвести итоги за день.

2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося.

3. Отметить, кто из учеников добился отличного качества работы.

4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учеников.

6. Уборка рабочих мест.20 мин.

7. Подготовка материально-технической базы к следующему уроку.10 мин.

8. Домашнее задание.5 мин.

Г.Г.Черноус. «Технология штукатурных работ». Учебник для начального профессионального образования. 2013 г. с. 193-196.

Мастер производственного обучения (фамилия) Бырдин М.Ю.

  • 1.9. Система непрерывного образования в Республике Беларусь
  • 1.10.Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению.
  • 1.11. Инновации в системе профессионального образования
  • 1.12. Основные этапы становления и развития педагогики
  • 1.13.Основные этапы в истории педагогической мысли:
  • 1.14. Становление научной педагогики. Дидактика я.А.Коменского.
  • 1.19. Педагогический процесс как целостная система
  • 1.20 Педагогическая система: сущность понятия, структура и содержание
  • 1.23Системы по
  • 5 .Структура и содержание по по операционно-комплексной системе.
  • 2.1. Учреждение профессионального образования как субъект управления.
  • 2.2. Мониторинг качества образования
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения
  • 3.2. Личностно ориентированный подход: сущность, особенности реализации в педагогическом процессе
  • 3.5. Основные методы педагогических исследований, их классификация и характеристика
  • 4.3. Виды обучения, их характеристика.
  • 4.4 Законы и закономерности обучения
  • 4.6. Теория развивающего обучения.
  • 4. Дидактическая система развивающего обучения д.Б.Элькона-в.В.Давыдова:
  • 4.9. Диагностичное задание целей по формированию знаний, умений, навыков и качеств личности
  • 4.12. Формы обучения, их характеристика, классификация.
  • 4.13 Урок как основная форма обучения
  • 4.14. Методы обучения: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 4.18. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 5.3 Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности
  • 6.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • 6.2. Условия развития гуманистической системы воспитания в учреждении образования
  • 6.5. Целеполагание в процессе воспитательной деятельности
  • 6.6. Принципы гуманистического воспитания
  • 6.8. Экологическое и эстетическое воспитание. Методы и формы экологического и эстетического воспитания.
  • 6.9. Физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни.
  • 6.10 Методы гуманистического воспитания
  • 6.12. Методика коллективной творческой деятельности (ктд): сущность, особенности методики
  • 6.18. Учреждение образования как воспитательная система
  • 6.19. Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса
  • 6.20. Приоритетные направления воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
  • 6.21. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования: цели, приоритетные направления, содержание деятельности
  • 6.22. Социально-психологический климат и стили педагогического управления
  • 6.23. Мониторинг качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
  • 6.24. Методы определения уровня воспитанности личности
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения

    Одним из методических мероприятий является открытый урок . Открытые уроки проводятся с целью изучения современного пед. опыта и его трансляции. По цели проведения открытые уроки бывают:

    1. Пробные . Их проводят начинающие педагоги в первые 2 года своей проф. деятельности. Цель проведения – выработка методических рекомендаций по улучшению методики проведения уроков. На пробный урок приглашают зам. директора по уч. работе, методиста и коллег. Методика проведения:

    Обсуждение урока присутствующими (оценивают достоинства урока и указывают на недостатки, дают методические рекомендации по улучшению качества проведения уроков).

    2. Мастер-классы – вид открытого урока, который проводит преподаватель на высоком уровне пед. деятельности и постоянно добивается высоких результатов. Цель проведения – изучение и трансляция позитивного инновационного пед. опыта преподавателя. Методика проведения:

    Дается объявление о проведении мастер-класса;

    Проводится мастер-класс, на нем могут присутствовать все желающие;

    Задаются вопросы присутствующими на понимание методики;

    Общее обсуждение, выработка согласованного мнения о целесообразности распространения данного инновационного опыта, о практической ценности;

    Выражение благодарности за проведение урока.

    3. Показательные уроки – проводят их любые педагоги по конкретной методической проблеме, по решению конкретной методической цели. Методика проведения: -проведение урока;-выступление автора;-вопросы на понимание со стороны присутствующих;-высказывание своего позитивного отношения;-после серии показательных уроков проводится круглый стол с целью коллективного обсуждения методической проблемы, выработки согласованного мнения о целесообразности применения той или иной методики; вырабатываются общие методические рекомендации.

    2.7. Педагогический опыт – это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе пи сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников образовательного процесса, а эффективность – как степень достижения заданной педагогической цели с учётом оптимальности.

    Критерии оценки передового педагогического опыта (ППО):

      Научная обоснованность – это критерий, характеризующий опыт, который опирается на основные научные доводы.

      Актуальность - это свидетельство того, что данный опыт связан с передовыми тенденциями в организации образовательного процесса, решением насущных проблем педагогического труда.

      Преемственность – это подтверждение того, что передовой опыт является следствием поисков совершенствования образовательного процесса, что он согласуется с массовым опытом, развивает его.

      Перспективность – этовозможность развития опыта и применения его в практике других педагогов.

      Оптимальность - это критерий, предполагающий достижение высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий педагогов и учащихся, финансовых средств.

      Высокие результаты образовательного процесса и его устойчивость. Передовой опыт должен вести к повышению качества знаний, умений и навыков, достижению более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии личности.

      Новизна - этоуровень научных открытий в педагогической деятельности, рационализации отдельных сторон педагогического труда.

      Стабильность - это получение одинаковых результатов в процессе образования при определенных условиях, и сохранение этого уровня при изменяющихся условиях педагогического.

    Условно можно выделить два пути изучения и обобщения ППО: первый – по инициативе администрации среднего специального учреждения, второй – по личной инициативе педагога или группы педагогов. Второй путь наиболее эффективен и результативен.

    Механизм распространения ППО: плакаты, статьи, письменный доклад, открытые уроки, выступления мастеров п\о и педагогов, устные сообщения о ППО.

    Таким образом, чтобы внедрить тот или иной ценный педагогический опыт в практику необходимо:

      донести его до учителя в такой форме, при которой он был бы достаточно ясен и нагляден, подсказывал пути и способы его реализации в конкретных данных условиях;

      пробудить встречный интерес педагогов к новому опыту;

      вызвать желание и творческую готовность овладевать этим опытом.

    Инновационный педагогический опыт – способ познания педагогических процессов и явлений основанный на инновационной деятельности педагога приводящий к нововведениям в педагогическую деятельность, изменениям в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющим целью повышение их эффективности.

    Критерии оценки инновационного педагогического опыта: новизна; высокая эффективность; устойчивость результатов; сбалансированность и комплексность результатов; рациональность затрат времени, усилий, средств; соответствие реальным возможностям основной массы учителей, материальной базе.

    Обобщение инновационного педагогического опыта - это выводы, сделанные по результатам изучения и анализа отдельных фактов, явлений процессов, наблюдаемых в педагогической практике, оформленных в виде педагогических идей или педагогической системы, принципов организации педагогической деятельности, методов или закономерностей в регулировании педагогических процессов.

    Формы распространения инновационного педагогического опыта: семинар-практикум; педагогическая студия; педагогические мастерские, мастер-классы; деловая игра; аукцион «педагогических идей»; творческие группы; печатные способы распространения педагогического опыта; заполнение и публикация информационных карт инновационного педагогического опыта.

    На 1- этапе необходимо инновационный опыт выявить . а) в результате наблюдения – директор, зам директора посещают занятия. б) по успеваемости учащихся, это говорит о том. Что преподаватель добивается высокой постоянной успеваемости. 2 этап: изучение иннов-го опыта. Администрация и методист изучают опыт. 3 этап : обобщение и систематизация – это описание иннов-го опыта. Описание нормативное (описание конкретно методик обучения) и феноменальное (описание личности педагога как профессионала). С чего начинать описывать опыт? С методологии – это система научных идей, подходов. концепций, теорий, которыми руководствуется педагог, т.е. какова концептуальная основа опыта. оформление опыта(систематизация) – видеофильм (включить уроки преподавателя), какой-либо альбом и дальнейшее его распространение опыта: необходимо методисту разработать механизм распространения этого опыта:

      Творческий отчет этого педагога – на пед совете или заседании мет комиссии

      Мастер-классы педагога;

      Семинары, круглые столы, пед чтения, т.е. коллективные формы на которых идет обсуждение;

      Выслушать преподавателей, кто стал применять этот опыт.

    3.1. Родоначальником понятия методологии науки является Френсис Бекон (английский философ) (1561-1626). В работе «Новый агроном» указывал на то, что задача науки – увеличивать власть человека над природой.

    Методология – наука о методах научного познания и преобразования мира. Методология – это учение о принципах, структуре, логической организации, методах, средствах, формах теоретической и практической деятельности. Мет-ия (как идеология гос-ва) включает: идеи, принципы, традиции. Мет-ия выполняет регулятивные и нормативные функции . Методологическое знание выступает либо в дескриптивной форме (это описание), либо в прескрептивной форме (это нормативное, конкретное указание). Мет-ия – совокупность научных идей, взглядов, научных подходов, концепций, на которых строятся все пед.исследования.

    В структуре методологического знания выделяют 4 уровня :

    – философский, который включает общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.

    –конкретно-научный – это совокупность принципов, подходов, научных идей, концепций, взглядов в конкретной научной дисциплине.

    –технологический ур-нь – это методика и техника научного исследования.

    – общенаучный ур-нь – это теоретические концепции, которые применяются в большинстве научных дисциплин (этот уровень представлен системным подходом ). Сущ-ть его закл-ся в том, что исследуемые объект рассм-ся как целостная система, компоненты к-рой нах-ся во взаимосвязи. Система – совокупность подсистем. Все пед.процессы протекают в пед.системах. Пед.сист. опр-ся как множество взаимосв-х структ-х и функцион-ых компонентов, подчиненных целям в., образ. и обуч.

    Общенаучная методология м.б. представлена системным подходом . С.п. – это общенаучная концепция, указывает на то, что любой объект, любой феномен необходимо рассматривать как систему, имеющую определённое строение, свои законы функционирования и развития.

    Сущ-ть сист. подх. закл-cя в том, что компоненты системы рассматриваются в их взаимосвязи, в развитии и движении.

    Сист. подх. позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у каждого компонента системы в отдельности. Сист. подход требует реализации таких принципов исследования, как: историзм, конкретность и учёт всесторонних связей. Сист. подход предполагает построение структурных и функциональных моделей.

    Пед система м.б. представлена как совокупность следующих компонентов:

    – цели образования (обуч.,раз.,восп.);

    – субъекты пед процесса (учащиеся и педагоги);

    – средство пед коммуникации (методы, средства и формы обуч. и воспит.);

    – материальная база.

    Целиявл-ся системообр-им фактором (причиной), есть причина – система существует.