Сочинения

Профессиональный портрет классного руководителя. Професииональный стандарт педагога. Портрет современного классного руководителя. Тулинцева Наталия Николаевна

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Мадонна» относится к любовной лирике поэта. Данная работа была посвящена будущей избранницы великого поэта Наталье Гончаровой.

Толчком к написанию стихотворения «Мадонна» стало согласие Натальи Гончаровой выйти замуж за Пушкина. Случилось это в 1830 году.

За шесть месяцев до свадьбы Гончарова уезжает в родное имение, а Александр Сергеевич остается в Москве. Поэт начинает активные приготовления к свадьбе и очень скучает по своей Наталье. Он пишет Гончаровой несколько строк, в которых сравнивает ее с «белокурой мадонной» и говорит, что они похожи с ней как две капли воды. Наталья также отвечает теплыми словами поэту и говорит, что скоро часы разлуки пройдут, и они будут вместе.

Стихотворение «Мадонна» написано в форме сонета. С первых слов мы понимаем, что Пушкин давно мечтал обрести настоящую любовь и гармонию. Поэт говорит, что тихая и спокойная семенная жизнь может украсить любой дом и затмить красоту «картин старинных мастеров», что счастливые супруги притягивают взор окружающих не меньше, чем шедевры искусства.

Александр Сергеевич верил в свой идеальный брак. Недаром он отмечает: «Она с величием, он с разумом в очах…» - идеальная пара, которая способна прожить долгую и счастливую жизнь. Пушкин благодарен господу за то, что «тебя мне ниспослал».

К сожалению, Пушкин не мог знать, что уже через некоторое время произойдет первый семейный конфликт. Связан он был с приданым Натальи Гончаровой. Девушка, хоть и относилась к высшему сословию, но была из разорившейся семьи. Вместе с Натальей Пушкину достались огромные долги ее семьи.

Стоит отметить, что стихотворение «Мадонна» стало единственным, которое поэт посвятил своей супруге. После свадьбы отношение Пушкина к Гончаровой изменилось. Теперь он считал ее своей карой. Причиной этому стало то, что во время церемонии венчания Наталья уронила обручальное кольцо Александра Сергеевича, а затем в его руках потухла свеча. Все это поэт расценил, как знаки свыше, как то, что его брак с Гончаровой не будет счастливым.

Возможно, Пушкин был прав, ведь именно из-за Гончаровой он был застрелен на дуэли. Но, не смотря на это, Наталья Гончарова осталась для Пушкина самой любимой и желанной женщиной. Именно за нее поэт отдал свою жизнь.

МАДОННА

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

СОНЕТ

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

1830

Анализ стихотворения Пушкина «Мадонна»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.
В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу . Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.

Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета . В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.

Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т.е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии . Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным. Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней. В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк . Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.

Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.

Примечания

    См. письмо Н. Гончаровой от 30 июля 1830 г. В стихотворении и в письме говорится об одной и той же картине .

Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина (2)


Любовная лирика А. С. Пушкина открывает перед читателем те грани поэта, которые незаметны в пресных биографиях. Стихотворение «Мадонна», изучаемое в 9 классе, хранит сокровенные мечты Александра Сергеевича, его представления об идеальной семье. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мадонна» по плану.

Краткий анализ


История создания – было создано в 1830 г., после того, как Наталья Гончарова согласилась выйти замуж за Пушкина.

Тема стихотворения – мечта об идеальной, счастливой семье; непорочный образ Мадонны.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Форма произведения – сонет (два катрена и два терцета).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА, перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».

Эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть».

Сравнения – «с холста, как с облаков».

История создания


Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.

До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу. В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».

Тема


В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «"знатоков"». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «"она с величием, он с разумом в очах»". Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.

В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «"чистейшей прелести, чистейший образец"». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стихотворение делится на три части частей: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция – сонет (два катрена и два терцета).

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев. В тексте есть метафоры – "«одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», "эпитеты – "«старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть»" сравнение – "«с холста, как с облаков»."

Утверждение о любвеобильности великого русского поэта, наверное, имеет под собой какую-то основу. Нельзя отказать поэту в способности видеть и чувствовать прекрасное, нельзя отказать чуткому сердцу влюбляться в прекрасные образы. Иначе быть не может. Но чтобы понять всю палитру чувств поэта, все его влюблённости, нужно обратиться к традициям того времени. Главным критерием души и чувств могут служить только стихи. И ни одна строчка поэта не содержит в себе какой-либо двусмысленности. Множество написанных стихов в адрес прекрасных женщин у Пушкина наполнены подкупающей чистотой и искренностью.

Признанной вершиной любовной лирики А.С. Пушкина является стихотворение «Мадонна», в котором раскрывается полнота чувств и истинного отношения к любимой женщине. По свидетельствам современников, это стихотворение было написано в 1830 году и посвящено невесте. В это время Н.Н. Гончарова на повторное предложение Пушкина ответила согласием.

«Чистейшей прелести чистейший идеал»

Главная темы этого сонета является любимая женщина, вознесённая чувствами поэта до почти божественного образа. К любому читателю с первых строф приходит ощущение средневекового романтизма в самых искренних его проявлениях. В стихотворении отсутствуют напыщенные цветастые фразы и эпитеты, оно написано благородным сдержанным языком любви и обожания. Слог стихотворения наполнен лексикой той романтической эпохи, и в тоже время, содержит такие эпитеты, как «божественный», «пречистая», «с облаков», позволяющие понять всю глубину чувств поэта. В первую очередь именно язык, которым написано стихотворение, обращает нас к любовным сонетам классиков романтизма Петрарки и Шекспира. Поэт не случайно использует такие выражения - ими говорит его душа, обращённая к невесте. Гений поэта неосознанно нашёл форму выражения своей любви и слова, которые даже в то время уже не являлись общеупотребимыми и тривиальными. Отношение к своей невесте, как к чистому ангелу ниспосланному поэту богом, даёт понимание любви Пушкина к Наталье Николаевне. Она получила это стихотворение ещё до свадьбы и была тронута таким благоговейным отношением к ней. Это отношение в семье Пушкина между супругами сохранялись все годы до самой трагической смерти поэта.

Средневековый любовный сонет

Классический сонет обычно выполнялся пятистопным ямбом, но именно для выражения глубины стиха здесь поэтом был использован шестистопный ямб. Традиционный русский александрийский стих - шестистопный ямб, признанным мастером которого был Пушкин, является размером этого сонета. Форма сонета, которая выстроена из двух четверостиший и двух трёхстиший, является классической и помогает показать всю силу чувств и эмоций. Как две мощных приливных волны накатываются одна за другой на читателя. Сначала они медленные и высокие, но за двумя эти волнами следуют два сильных шквала, которые раскрывают весь смысл сказанного. Не случайно в них применены слова в их превосходных формах.

Первые два четверостишия подготавливают понимание образа. Комната, в которой поэт желал бы видеть портрет единственной любимой женщины. Уже первые строки открывают нам романтическую картину жилища поэта. И два заключительных трёхстишия показывают простыми и мощными выражениями, что это за портрет, и что это за женщина! Гениальность русского поэта смогла объединить классику итальянского любовного сонета с русским поэтическим словом.

Божественная любовь

Заключительная строчка сонета стала с того времени самым применимым афоризмом для выражения чистой всепоглощающей любви. И по прошествии почти двух веков мы можем судить по этому стихотворению, насколько глубоко был привязан поэт к своей любви, и как полно он смог это выразить это в маленьком сонете, который стал один из самых ярких произведений обращённых к женщине.