Сочинения

Различные теории цивилизационного развития

декларация была издана.

«Граждане!

Временный комитет членов Государственной думы при содействии и

Сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой

Степени успеха над тёмными силами старого режима, что он дозволяет ему

Приступить к более прочному устройству исполнительной власти.

Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает

Министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие

К которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической

Деятельностью.<...>

В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться

Следующими основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и

Религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным

Восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением

Политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно- техническими условиями...».

Разъяснявшей позицию Временного правительства по вопросу войны и мира?

1) великое отступление русской армии

2) третьеиюньский переворот

3) выход России из Первой мировой войны

4) уход в отставку министра иностранных дел
А11.Прочтите отрывок из статьи и укажите год, когда вышла эта статья.

«Пять лет назад Советской власти удалось заложить основы мирного

Сожительства и братского сотрудничества народов. Теперь, когда мы здесь

Решаем вопрос о желательности и необходимости объединения, нам

Предстоит увенчать это дело новым зданием, – образованием новой могучей

Союзной трудовой державы. Воля народов наших республик, собравшихся

Недавно на своих съездах и единодушно постановивших образовать Союз

Республик, с несомненностью говорит о том, что дело объединения стоит на

Правильном пути, что оно зиждется на великом принципе добровольности

И равноправия народов. Будем надеяться, товарищи, что образованием нашей

Союзной республики мы создадим верный оплот против международного

Капитализма, что новое союзное государство послужит новым решительным

Шагом по пути к объединению трудящихся всего мира в Мировую Советскую

Социалистическую Республику».

1) 1921 г. 2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1927 г.

А12.Что стало одним из последствий хлебозаготовительного кризиса 1927 г.?

1) свёртывание нэпа

2) провозглашение курса на строительство социализма в одной стране

3) проведение денежной реформы

4) провозглашение политики «красного террора»

А13.Какое положение содержала Конституция СССР 1936 г.?

1) в СССР существует частная собственность на средства производства

2) выборы депутатов во все Советы происходят на основе всеобщего,

Равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

3) высшим законодательным органом СССР является двухпалатный

Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы

4) СССР есть союзное государство, образованное на основе добровольного

Объединения пятнадцати равноправных Советских Социалистических

Для учащихся 10 классов
Семинарское занятие «Человечество на заре своей истории. Первобытная эпоха»
1.Периодизация и хронология истории первобытного общества. Методы абсолютной и относительной хронологии. Проблемы периодизации первобытной истории. Соотношение геологических и археологических эпох.
2. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Koгдa возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?
3. Назовите направления эволюции человеческогo рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний? Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей. Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.
4. Какие достижения человека в эпоху paннeгo палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода? На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты? Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?
5.Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?
6. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использо-вались в кaчестве эквивалента стоимости товаров? Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественнoгo неравенства и появлению частной собственности. Объясни-те понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.
7. Происхождение искусства. Время и место возникновения искусства в первобытную эпоху. Функции искусства. Виды и жанры. Роль искусства в развитии родовых отношений. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?
8. Признаки сложения цивилизаций. Роль металла в разрушении родовых отношений. Изменение структуры хозяйства периода разложения первобытных отношений. Значение освоения металлургии для развития хозяйства и общества.
Литература для всех
1.«Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», 10 класс, Загладин Н.В., Симония Н.А.для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006. §4, 5
2.Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.
3.Ресурсы интернета:

http:// www. bibliotekar. ru/ culturologia/6. htm

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/vsem_ist/01.php

http://worldhistory4.narod.ru/Pervobutnuistroi.html

http://www.portal-student.ru/Vsem-1.php

http:// www. artprojekt. ru/ library/ arthistory1/ st002. htm Основные этапы развития первобытного искусства.

4. Лекция -презентация «На пути к первым цивилизациям (см на сайте 10 В http://lingvoshili.3dn.ru/:)
Литература для любознательных
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., Высшая школа, 2001.
Еремеев А.Ф. Происхождение искусства М., 1970
История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.
История первобытного общества. Родовая община. М., 1985
Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.
Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза// ЭО, 1994, №6,
Мартынов А.И. Археология. М.: Высшая школа, 2008.
Массон В.Ф. Первые цивилизации. Л., 1989.
Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1934.
Рындина Н.В., Дегтярева Л.А. Энеолит и бронзовый век. М., 2001
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1990.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: ИПЛ, 1982

Причины возникновения государства:

1) Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) Разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;

3) Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов.

Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме . Государство, - указывал Ленин , - это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. - Т. 38. - С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;


- антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

- психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса , сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия - Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, - географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1) афинская - форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея , состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона ,направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена ,состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская - форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская - форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская - форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Процесс возникновения государ-ства это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Особенности возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда».

Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи , XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.

Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:

Значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Власть - средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру:

1) субъект власти (в частности, государство, население);

2) объект (на кого именно направлена власть);

3) отношения, возникающие по поводу власти;

4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы:

1) привычка подчиняться;

3) убежденность в необходимости повиновения;

5) доверие;

6) правовые нормы;

7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть - это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть - это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность - распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность - этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство - обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива - существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность - соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность - соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы - власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:

1) метод принуждения (насилия);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится:

1) на законодательную;

2) исполнительную;

1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?

Именно о революции в эпоху неолита позволяет говорить переход от присваивающего типа хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Это привело к изменениям во всех сферах жизни и деятельности людей.

2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?

Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему не зафиксирован письменными источниками, так как письменности тогда ещё не существовало. Потому мы может только строить гипотезы и причинах и ходе этого процесса. Популярна теория, согласно которой люди, всё более совершенствуя орудия охоты, истребили или почти истребили дичь, на которую охотились. Но земледелие возникло во всего нескольких довольно локальных очагах. Например – на территории так называемого Плодородного полумесяца. На тех землях именно во время неолитической революции происходили значительные климатические изменения: в результате дальнейшего отступления ледника далеко на севере, в Плодородном полумесяце саванна уступала место полупустыни с отдельными оазисами. Крупные животные, а за ними и люди отступали к оазисам и в долины рек, где оказались в ловушке окружённые пустыней. Именно там, в оазисах и долинах рек, тоже попавшие в ловушку люди встали перед лицом голода из-за резко сократившейся численности своей дичи.

3. Расскажите о переходе от присваивающего к производящему типу хозяйства.

Возможно, освоение производящего типа хозяйства происходило в результате цепи случайностей. Охотники случайно оставляли в живых детёнышей убитых животных и приносили их домой, случайно съедали не все собранные семена и т. п. Весьма правдоподобны версия о необходимости, которая заставила задуматься о результатах таких случайных экспериментов (изложена в ответе на предыдущий вопрос). Но важно подчеркнуть, что освоение, по крайней мере, земледелия, произошло благодаря случайности эволюции. Спелые семена диких сортов злаковых осыпаются, как только их тронешь. Человечество очень повезло, что в результате случайной мутации появились виды, семена которых крепче держались за стебли. В дикой природе такие растения имели меньше шансов на выживание, но именно они оказались пригодны для того, чтобы их смог выращивать человек, потому их, в отличии от сородичей, можно собирать, связывать в снопы, а только потом выколачивать из колосьев зерно.

4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и на обмен. Какие предметы использовались в качестве эквивалента стоимости товаров?

Первое разделение труда – это разделение на одних людей, которые добывают пищу (занимается земледелием и скотоводством) и других, которые изготовляют те или иные предметы (например, посуду или орудия труда). Последние называются ремесленниками. Таким образом, если раньше в рамках одной семьи производилось всё необходимое, то теперь тем, кто не выращивал ни растений, ни животных, нужно было получать пищу, а земледельцам и скотоводам нужно было получать продукцию ремесленников. Это привело появлению к обмена. В качестве эквивалента обмена до изобретения настоящих денег использовали так называемые товаро-деньги (скот, соль, редкие раковины, шкурки определённых животных с ценным мехом и т. д.). Процессы обмена продукцией вызвали усложнение общественных отношений, так как будучи новыми для общества, они требовали новых механизмов регулирования.

5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

Появление в результате обмена эквивалентов этого обмена, которые являлись ценностями;

Накопление благодаря обмену у некоторых людей большего числа ценностей, чем у других;

Лучшая жизнь (возможность лучше питаться, одеваться и т. д.) благодаря накопленным ценностям;

Возможность для людей, имеющих больше ценностей, делиться с соплеменниками, позволять и им лучше питаться и одеваться в обмен на уважение.

6. Объясните понятия: «матриархат», «патриархат». Подумайте, как связаны между собой складывание частной собственности и переход к патриархату.

«Матриархат» означает главенствующую роль женщин в обществе и счёт родства по материнской линии, соответственно «патриархат» – главенствующую роль мужчин в обществе и счёт родства по отцовской линии. Согласно теории, восходящей к Л. Моргану, переход от матриархата к патриархату привёл к возникновению института семьи, а появление семьи серьёзно повлиял на накопление ценностей (а значит и на складывание частной собственности), поскольку позволял передавать накопленное по наследству.

7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?

Существующие ныне языковые группы сложились в эпоху энеолита в V-IV т. до н.э. Но это само по себе не означает, что на Земле не было представителей других, более древних не сохранившихся до нашего времени языковых групп.

8. Какие изменения произошли в человеческом обществе с началом освоения металлов?

Орудия труда из металла, в отличии от таковых из камня, можно чинить (в крайнем случае, переплавить). Кроме того, сама металлургия – дело не простое. В начале человек стал использовать медь, вскоре перешёл на бронзу. Изготовление качественной бронзы, то есть смешение олова с медью в нужных пропорциях с соблюдением необходимых условий – непростое дело. Появление металлургии вело к усложнению технологий ремесленников. Кроме того, медь и олово – относительно редкие металлы, и почти всегда их месторождения находятся в отдалённых друг от друга областях. Потому использование бронзы также привело к развитию обмена, передачи материалов в конечном счёте на большие расстояния. Всё это вело к усложнению общественных отношений, а значит способствовало возникновению первых государств (хотя вряд ли было единственным фактором, который привёл к появлению этих государств).

С начала 1990-х гг. экстремизм является устойчивой угрозой безопасности Российской Федерации, затрагивающей жизненно важные интересы личности, общества и государства. Эта угроза имеет многоплановый характер и сопровождается различными проявлениями.

В настоящее время существует достаточно широкий спектр видов экстремизма: политический, этнонациональный, религиозный, в молодежной среде и др.

Экстремизм в молодежной среде обусловлен широким кругом социальных противоречий, не получивших своевременного разрешения, которые начиная с 1990-х гг. приобрели общесистемный и конфликтный характер. Данные процессы охватили все сферы жизнедеятельности страны: экономическую, политическую, социальную, культурную и др. Острота этих противоречий, их неурегулированность и масштабность вовлечения в них различных слоев населения, в т. ч. молодежи, отсутствие видимых перспектив их скорого разрешения обусловливают существование экстремизма в молодежной среде как долговременного фактора социально-политического развития современной России.

Спектр причин возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде весьма широк. Значительную роль в нем наряду с внутренними играют внешние факторы, однако влияние первых, несомненно, является определяющим.

К внутренним факторам можно отнести многочисленные социальные конфликты и противоречия, сформировавшиеся в переходный период становления Российской Федерации, имеющие объективный и субъективный характер и высокую вероятность их долговременного существования. Однако основой экстремизма в молодежной среде является комплекс, во-первых, социально-экономических и, во-вторых, социально-политических факторов.

Одно из главных мест при возникновении и распространении экстремизма в молодежной среде занимают факторы социокультурного и социально-психологического характера. В комплексе этих факторов приоритетное место занимает процесс размывания прежней относительно единой системы социальных ценностей, формирования или усиления негативного влияния замещающих их субкультур на социально-групповых, этнических, религиозных, криминальных и других основах при признании их носителями допустимости или необходимости использования насилия для достижения соответствующих личных или групповых целей.

В условиях массовых социокультурных и социально-психологических изменений в обществе, направленных в сторону крайнего индивидуализма, вседозволенности, отрицание правовых норм и нравственных устоев в обществе, широкие масштабы приобретает процесс криминализации российского общества.

Данный процесс оказывает многоплановое воздействие на возникновение и распространение экстремизма в молодежной среде: формирует скептическое отношение к закону, правопорядку, правам человека; формирует чувство безнаказанности за совершение преступных действий; способствует культу насилия; сопровождается созданием благоприятных материальных предпосылок для дальнейшего роста числа преступлений насильственного экстремистского характера.

Как следствие в российском обществе усиливаются явления этнической и межконфессиональной нетерпимости и противостояния. Так, в настоящее время одной из основных причин роста экстремизма в молодежной среде является этнонациональный фактор, связанный с процессом возрождения этнического самосознания (действительными или мнимыми историческими обидами отдельных этнических групп, интересами и устремлениями этноклановых элит; и многое другое). Также сказывается отсутствие серьезных положительных изменений в социально-экономическом положении многих национальных регионов страны.

Кроме того, серьезную роль в указанной сфере играют миграционные процессы. Прибывающие в Россию мигранты в первую очередь размещаются в крупных городах и перевозят туда на постоянное место жительства своих родственников, что ведет к изменению этнодемографического баланса, длительное время сохранявшегося в субъектах Российской Федерации.

Обособленный образ жизни мигрантов при отсутствии стремления к интеграции в принимающее общество, нежелание общаться на русском языке, демонстративные ношение национальной одежды и соблюдение своих обычаев, открытое противопоставление себя местным традициям и культуре ведут к росту ксенофобии в среде коренных жителей, прежде всего среди молодежи. Недовольство последних вызывают также экономическая активность представителей национальных общин, вытесняющих местное население из наиболее привлекательных секторов экономики, попытки навязывания своей культуры и религии, регулярно совершаемые мигрантами уголовные преступления. Указанные обстоятельства приводят к росту конфликтов и экстремистских проявлений, популяризации националистической идеологии среди коренного населения.

Особо негативную роль как фактор возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде играет формирование в ряде регионов России устойчивых очагов повышенной социальной напряженности и нестабильности – острых социально-политических и межэтнических конфликтов, обладающих высоким уровнем дестабилизирующего воздействия на безопасность страны.

Наиболее существенной социологической характеристикой современной молодежи России является ее неоднородность. Процесс дезинтеграции молодежи обуславливается, прежде всего, растущим имущественным неравенством. Заслуживает особого внимания такой фактор, как этническая и региональная дифференциация молодежного сообщества России, обуславливаемый спецификой социальной, политической, этнической обстановки в том или ином регионе страны.

В процессе изучения такого опасного феномена, как экстремизм в молодежной среде следует учитывать, как те или иные факторы социальной среды влияют на формирование и развитие личности молодого человека, какие из них направляют это развитие в конструктивное русло, а какие наоборот, детерминируют экстремистские установки.

Демографическая ситуация и состояние здоровья. Приходится констатировать, что в России продолжает снижаться численность молодого поколения. При этом ухудшаются показатели не только физического, но и психического здоровья молодежи. Влияние негативных социально-экономических факторов, резкое ухудшение условий жизни, а также низкое качество медицинского обслуживания в регионах отрицательно сказываются на рождаемости, продолжительности жизни. Типичной для нынешнего поколения является городская молодежь, выросшая в «малодетной» неполной семье без должного внимания со стороны старшего поколения.

Образование и воспитание. Ввиду материальной дифференциации и внедрения рыночных отношений в сферу образования для значительной части населения получение качественного образования на бюджетной основе стало малодоступным. Вследствие недофинансирования образования под вопрос поставлено качество подготовки специалистов различного уровня, серьезно ухудшаются параметры труда и отдыха учащихся и студентов, сокращается база научных исследований в высшей школе, не прекращается отток кадров из образования и науки. В итоге в этих сферах быстро снижается доля молодежи. Внедрение западных стандартов и схем в систему образования в большинстве случаев приводит к разрушению сложившейся национальной системы образования, которая десятки лет доказывала свою эффективность в подготовке высококвалифицированных специалистов различного профиля.

Социально-экономическое положение и стратификация. В связи с кризисными процессами социально-экономическое положение молодежи по ряду основных показателей имеет тенденцию к ухудшению. Отмечается одно из наиболее опасных явлений экономической жизни – более половины работающей молодежи либо вовсе не имеет профессии, либо трудится не по специальности, приобретенной в процессе обучения.

В молодежной среде резко падает престиж труда.

Особенности общественного сознания и образ жизни. При всей фрагментарности и противоречивости оценок в общественном сознании основной части молодых россиян сохраняются традиционные ценности: стремление иметь крепкую семью, физическое здоровье, высокую квалификацию и материальный достаток. Вместе с тем в связи с материальными трудностями имеет место тенденция свертывания планов по созданию семьи и рождению детей, причем в большей степени это проявляется у молодых женщин. Значительно укрепляются и становятся базовыми (особенно в условиях крупных городов) индивидуалистические установки. При этом отмечается рост гипертрофированного этнического самосознания и этноцентризма.

Действие указанного выше комплекса факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в российской молодежной среде, дополняется влиянием широкого круга условий объективного и субъективного характера, благоприятствующих формированию данного социально-политического явления и приобретших за истекшие годы значительные масштабы. В их числе наибольшую роль играет распространение в обществе, в немалой степени при участии средств массовой информации, идей насилия и жестокости; высокий уровень неконтролируемой миграции из ближнего и дальнего зарубежья; наличие в стране широкого и доступного черного рынка оружия и др.

Однако при этом не должны упускаться из вида и значительные по своему масштабу и дестабилизирующему воздействию факторы внешнего характера. К ним, в частности, относятся целенаправленная политика ряда иностранных государств, имеющих экспансионистские геополитические интересы в отношении России и стремящихся к их достижению при активном использовании пропагандистских центров, разнообразных научных, гуманитарных, благотворительных организаций, а также антироссийская деятельность зарубежных религиозно-экстремистских и националистических структур. Основным содержанием указанной выше деятельности является инспирирование создания в отдельных регионах России экстремистских объединений, прежде всего национал-сепаратистского и религиозно-экстремистского характера, либо поддержка уже функционирующих движений подобного толка.

В зависимости от социально-политической обстановки в конкретных регионах Российской Федерации и стратегических устремлений иностранных государств и зарубежных экстремистских организаций их участие в инспирировании или поддержке тех или иных экстремистских течений осуществляется с различной активностью и в различных формах. Например, в регионах северо-запада России, Поволжья, в ряде районов Сибири ими предпринимаются попытки усиления националистических и сепаратистских настроений, а в ряде районов Северного Кавказа ведется активная деятельность по разжиганию исламского фундаментализма и поддержке активного сепаратизма. При этом «целевой аудиторией» при реализации указанных выше замыслов как наиболее активная и податливая в идеологическом плане среда выступает именно молодежь, которая является проводником экстремистских идей и основным актором их реализации.

Среди прочих факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде, можно указать такие основные черты современной российской молодежи, как:

отсутствие систематического духовного развития, идеологическая неразборчивость;

толерантность к криминалу и иным негативным антиобщественным и антигосударственным явлениям;

подверженность манипулятивным технологиям формирования оценок и стереотипов поведения;

устойчивая склонность к импульсивным и агрессивным действиям и суждениям.

В процессе изучения факторов, способствующих формированию и распространению экстремизма в молодежной среде, необходимо отдельно рассмотреть комплекс проблем, детерминирующих экстремизм в среде мусульманской молодежи России.

Раскол мусульманской уммы и распространение радикальных форм ислама оказывает мощное воздействие на молодежь, представляющую собой наиважнейшую часть российского мусульманского сообщества.

Проблемы работы с молодежью в настоящее время становятся ключевыми для мусульманского сообщества, представленного достаточно широким спектром неправительственных организаций – от независимых приходов (махалля) и региональных духовных управлений мусульман (далее – ДУМ) до общероссийских мусульманских организаций.

Актуальность молодежной проблематики в мусульманской среде объясняется целым рядом взаимосвязанных факторов.

Первый фактор связан собственно с процессом исламского религиозного возрождения в России, выразившимся в активном развитии мусульманских религиозных организаций, учебных заведений, в издании соответствующей литературы, а также в усилении специфической религиозной идентичности приверженцев ислама .

Указанные обстоятельства способствуют активизации деятельности в молодежной мусульманской среде российских и зарубежных исламских организаций, оппозиционных официальному исламскому духовенству и исповедующих идеи радикального, экстремистского характера.

Второй фактор обусловлен старением кадров мусульманского духовенства, а также тем, что имамы, начавшие свою практику в советский период, далеко не всегда отвечают потребностям современной уммы, представители которой пытаются определить свое место в условиях религиозного возрождения .

Третий фактор, вытекающий из первых двух, связан с ростом популярности в среде мусульманской молодежи зарубежного религиозного образования. Как указывают представители ряда ДУМ, молодые люди, стремящиеся стать студентами теологических учебных заведений Саудовской Аравии, Турции, Египта и других мусульманских стран, представляют собой поколение новой формации: они не испытывают на подсознательном уровне боязни преследования за свои убеждения у себя на родине, не считают нужным скрывать свои идеологические воззрения и предпочтения перед кем бы то ни было .

Четвертый фактор заключается в амбициях ряда региональных мусульманских лидеров, желающих повысить свой статус, создать систему воздействия на властные институты как на уровне отдельных субъектов, так и на федеральном уровне. В этой ситуации мусульманская молодежь в силу своей динамичности выступает основным ресурсом для достижения указанной цели. Стимулом для того, чтобы молодые мусульмане оказывали поддержку лидерам такого рода, становятся обещания последних, связанные с гарантированными перспективами повышения жизненного уровня, получения престижного образования, повышения социального статуса и последующей интеграции молодых мусульман в региональную элиту.

Пятый фактор, воздействие которого прослеживается уже достаточно отчетливо, связан с постепенным увеличением в региональных мусульманских общинах удельного веса выходцев из мусульманских регионов постсоветского пространства, прежде всего активной в экономическом плане молодежи .

Таким образом, изучение факторов возникновения и распространения экстремизма в молодежной среде современной России позволяет считать, что он порожден, прежде всего, социально-экономическими противоречиями и социально-политическими конфликтами, относящимися к внутренней жизни нашей страны. Исходя из этого, должен быть определен и выбор соответствующих основных средств и направлений его ограничения и нейтрализации на общегосударственном уровне.