Сочинения

Речевое занятие в подготовительной группе по фгос. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Изготовление бумажного кораблика - оригами

Программное содержание :

  • Обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.
  • Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления.
  • Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето…теплее и т. д.)
  • Учить решать противоречия.
  • Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.
  • Учить называть слова с заданным звуком.
  • Учить делить слова на слоги.
  • Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Ход занятия

Один мой знакомый художник подарил мне картину. Вот она. Но вот я, чем больше на нее смотрю, никак не могу понять. Как же эту картину можно назвать? Может, вы мне поможете?

(Эту картину можно назвать «Зима»…)

Вы все правы. Здесь нарисована и весна, и лето, и осень, и зима. Если здесь нарисованы все времена года, значит, как можно назвать эту картину? (Времена года.)

А можно назвать ее «Круглый год»?

Сколько всего времен года?

Назовите времена года по порядку.

Игра «Кто больше?»

Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая? (Морозная, снежная, холодная, вьюжная, волшебная, сказочная, белая…).

Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая? (Теплая, радостная, долгожданная, веселая, звонкая, цветущая, несмелая, затяжная, буйная, ранняя, поздняя, красивая …).

Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое? (Знойное, теплое, жаркое, горячее, душное, щедрое, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное…).

Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая? (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, долгая, нарядная, ненастная, ранняя, унылая, хмурая…)

Скажите, а какое время года вам нравится больше всего?

И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года.

Вспомните рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Мы с вами уже читали его на занятиии.

Что понравилось Мите осенью? (Осенью Мите понравилось собирать в саду плоды – румяные яблоки и желтые груши).

Что понравилось Мите зимой? (Мите зимой понравилось кататься на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке.)

Что понравилось Мите летом? (Мите летом понравилось ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене).

Каждое время года Мите казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше.

Игра «Сравни»

Весна теплая, а лето… (теплее).
Осень холодная, а зима… (холоднее).
Июнь жаркий, а июль… (жарче)
Лето дождливое, а осень… (дождливее).
Вечером темно, а ночью… (темнее).

Игра «Узнай время года?»

Один ребенок будет рассказывать, а остальные должны будут угадать, какое это время года.

Это самое холодное время года. Дни короткие, ночи длинные. Выпадает снег, стоят морозы. Растения не растут. Деревья стоят голые, без листьев. У животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Некоторые животные все это время года спят. Люди носят теплую одежду. Дети любят в это время года играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, на ледянках со снежной горы, на коньках по замерзшей реке. Какое это время года?

В это время года дни становятся длиннее и теплее. Природа оживает. На деревьях появляются почки, зеленеет травка, растения начинают расти. Птицы возвращаются из теплых стран. Они начинают ремонтировать свои гнезда. Медведица выходит из берлоги со своими медвежатами. Дети любят в это время года пускать кораблики в ручейки. Какое это время года?

Это самое теплое время года. Дни длинные, а ночи короткие. Все растет. Распускаются цветы, зреют фрукты, ягоды. У птиц и животных появляется много пищи. Люди проводят много времени на улице, купаются, загорают. Многие едут отдыхать на море. Какое это время года?

В это время года дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут. С деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Не только люди, но и животные готовят запасы на зиму. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные, моросящие дожди. Какое это время года.

О каком времени года я вам сейчас прочитаю стихотворение?

Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже … (лето),
Значит, кончилась… (весна).

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(Летом)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Завалился медведь спать.
Что за время года к нам пришло опять?
(Осень)

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля она,
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!
(Зимой)

Игра «Что будет, если…»

Что будет, если после осени сразу наступит весна?

Зимой природа отдыхает. Если не будет зимы, то у деревьев не будет силы для новых листьев. Птицы только прилетят в теплые края, а им уже надо возвращаться назад, они устали и могут не долететь. Медведь только заснул, а ему надо вставать, он не успеет выспаться.

Что будет, если после лета сразу наступит зима?

Если не будет осени, то с деревьев не успеют опасть листья и зимой под тяжестью снега, ветки поломаются. Перелетные птицы не успеют улететь в теплые края, и зимой им нечем будет питаться, они погибнут. Люди и животные не приготовят запасы на зиму.

Все времена года должны приходить каждое в свое время. Все времена года хороши по-своему.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель бросает мяч и называет слово, а дети первый звук этого слова. (Зима, весна, лето, осень, дождь, снег, радуга, ветер и другие)

Физкультминутка «Прогулка под дождем»

Мы по улице гуляли
(Ходьба на месте.)
И под тучку забежали.
(Бег на месте.)
Кап-кап-кап-кап-капли,
(Руки в стороны, поочередное зажимание пальцев в кулачок.)
Мы промокли и озябли.
(Похлопывание себя по бокам, руки скрестно.)
Кап-кап-кап-кап-капельки,
(Поочередное разжимание пальцев.)
Не расстроились ни капельки.
(Махи руками над головой.)

Прошу отгадать загадку :

«В дверь, в окно стучать не будет,
А войдет и всех разбудит. Что это?»
(Солнце)

Штриховка «Солнце »

Прошу заштриховать солнце и нарисовать лучи.

Штриховать слева-направо, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами).

Упражнение «Разбери слово зима »

Какое время года нарисовано на картине?? Сколько нарисовано клеточек? Почему?

Какой первый звук? Каким кружком обозначим? Почему?

Какой второй звук? и т.д.

Назови согласные в этом слове? Назови гласные? Что можно рассказать об этом слове? (В этом слове два гласных звука и два согласных.).

Игра «Угадай-ка»

На мольберте прикреплены картинки и модели звукового состава. Прошу детей провести линии от выбранной картинки к соответствующей модели и объяснить выбор.

Игра «Волшебная поляна»

У меня на поляне живут разные предметы. Их названия начинаются с разных звуков.

Найдите те предметы, названия которых делятся на два слога.

Найдите те предметы, названия которых делятся на три слога.

Найдите те предметы, в названии которых один слог.

Анализ занятия.

Сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят каждое в свое время. Все они хороши по-своему.

Много придумали определений к словам «лето», «осень», «зима», «весна».

Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги.

Аккуратно заштриховывали, соблюдали расстояния между линиями, старались не выходить за контур.

Екатерина Владимировна Вергунова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествуем по морю»

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , художественно-эстетическое развитие , речевое развитие , социально-эстетическое развитие , физическое развитие .

Цель : Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи :

-развивать связную речь , навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;

Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

Создавать положительный эмоциональный фон.

Материалы :

Записки пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, карточки - задания, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, шаблон птиц, карандаш простой, ножницы, клей, бумага белая.

Словарная работа.

Морская почта, скумбрия, переплывает, длинноухий, голубоглазый, седовласый.

Предварительная работа.

Беседы о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций о птицах, рисование птиц и животных, чтение познавательной литературы, д/и "Скажи наоборот", "Что лишнее? ", "Лото".

Ход занятия.

Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим :

Вот мы встали дружно в круг,

Чтоб отправиться нам в путь.

Будем говорить красиво, громко и неторопливо,

Что вокруг мы видеть будем,

Всё запоминать мы будем.

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие . А на чём же можно путешествовать ? (на машине, на самолёте, поезде, корабле) . Мы с вами отправимся в морское путешествие , так на чём же мы сможем путешествовать ? (на корабле) . Согласны отправиться в путешествие ? (Да) Я буду вашим капитаном. Поплыли.

Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)

Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)

"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали. «Морские пираты» .

Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да) . Тогда поплыли за мной. Руки в стороны ш-ш-ш (изображаем звук волны) . Смотрите впереди виднеется остров, поплыли к нему. Высаживаемся на него.

Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от морских пиратов.

Игровое упражнение "Скажи наоборот".

Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.

Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ, седые волосы-седовласый.

Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.

Игра "Назови одним словом"

Дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)

Лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)

Волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)

Курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)

Стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)

Акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)

Шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)

Молодцы, вы справились с заданием. Следующая игра "Четвёртый лишний".

Комар, муха, цапля, стрекоза (Цапля- это птица, а остальные насекомые)

Воробей, ласточка, заяц, кукушка (Заяц-это животное, а остальные птицы)

Лиса, волк, медведь, корова (Корова это домашнее животное, а остальные дикие)

Ребята встаньте в круг - поиграем в игру "Один-много".

Одна кукла-много кукол, один стакан-много стаканов, одна кружка-много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол-много столов, одна рука- много рук, одна девочка-много девочек, один мальчик-много мальчиков, один носок-много носков, одна машинка-много машинок и т. д.

Игровое упражнение "Закончи предложение".

Осенью птицы улетают, а весной. (прилетают)

С дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)

Лось через канаву перепрыгивает, а через реку. (переплывает)

Змея под камень заползает, а из под камня. (выползает)

Воробьи дорогу перелетают, а змеи. (переползают) .

Как замечательно у вас всё получилось. Плывём дальше. Посмотрите в свои бинокли (кулачки, впереди нас остров, поплыли к нему.

Физкультминутка

На кораблике своём крутят руками штурвал

Дружно по морю плывём .

Здесь волна и там волна, смотрят вдаль в «бинокль»

Не нужна нам тишина. топают ногами

Много умненьких ребят повороты вправо и влево

Всем помочь они хотят. хлопают в ладоши

Ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.

«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Помогите ей, сделайте так чтобы она не грустила».

Ребята, смотрите, что я здесь нашла : листы, карандаши, ножницы и трафареты. Я придумала как мы можем развеселить птицу , мы вырежем из бумаги, а потом раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет грустно, ведь у неё появится столько друзей. Давайте (Дети обводят трафареты, а потом вырезают птиц, раскрашивают их) .

Вот и печальная птица, я нашла её на дереве, несите сюда своих птиц, мы их посадим на древо рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке и она нас благодарит. Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья? (весной) А какие приметы весны вы знаете?

Снег тает весной;

Прилетают из тёплых краёв птицы весной;

Ночь становится короче, а день длиннее весной;

Солнышко греет сильнее и светит ярче весной;

На деревьях появляются листики весной;

Ребята, вы молодцы знаете приметы весны. На этом острове мы выполнили все задания, нам пора дальше.

Я опять вижу остров, поплыли туда. Снова записка от морских пиратов, они снова нам дают задание :

Игровое упражнение "Сложные слова".

Листья падают – листопад, глаза зелёные – зеленоглазый, звезды падают – звездопад, снег идет – снегопад, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол и т. д.

Следующая игра "Чем отличаются слова? " Воспитатель говорит слова.

Майка - байка - зайка - гайка – чайка (они отличаются друг от друга первым звуком) . Поплыли дальше.

Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук) Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещё одна записка от морских пиратов : «Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы как и обещали вам отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь.

Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться домой, наше путешествие подходит к концу .

Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии ?

Какое из заданий для вас показалось самым сложным?

А какое самым лёгким?

Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.

Публикации по теме:

Построение НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС При построении занятий, с учётом Стандарта, по развитию речи с дошкольниками 5-7 лет я: 1. Продумываю организацию детей на занятии (чередование.

Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ (интеграция образовательных областей).

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Английский язык с Василисой Премудрой» Тема: «Английский язык с Василисой Премудрой». Цель: создание социальной ситуации развития познавательной активности детей в процессе ознакомления.

Конспект НОД по развитию речи «Морское путешествие» в подготовительной логопедической группе Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Активизация и актуализация словаря по теме «Обитатели морей.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Весна пришла» в соответствии с ФГОС Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц. Программные задачи: Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи в соответствии с ФГОС в первой младшей группе «Стихотворение А. Барто «Зайка» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цели: помочь.

Конспект занятия по развитию речи в соответствии с ФГОС в первой младшей группе стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» Цели: познакомить со стихотворением «Кискино горе» Б. Заходера, формировать умение слушать стихотворный текст; совершенствовать умение понимать.

Конспект занятия по развитию речи в соответствии с ФГОС в первой младшей группе «Стихотворение В. Хорола «Зайчик» Цели: познакомить с содержанием стихотворения В. Хорола «Зайчик», развивать способность понимать содержание стихотворения без наглядного.

Конспект занятия развитие речи в старшей группе в соответствии с ФГОС Тема:"Описание предметов" Цель:развить у детей умение подробно составлять описания предмета. Задачи:Формировать умения придерживаться сюжетно-ролевой.

Педагогический проект по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты» в соответствии с ФГОС Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №27 «Центр развития ребёнка – детский сад «Малыш» Утвержден: Педагогический.

Библиотека изображений:

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Найди для каждого слова свой домик".

Коржова Анна Сергеевна, воспитатель МБДОУ МО №116 г. Краснодар

Цель: Повторение и закрепление навыка детей в делении слова на слоги, расширять словарный запас.

Задачи:
Образовательные задачи:
1.Формировать у детей богатый и активный словарный запас;
2. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;
3. Побуждать детей к активному участию.

Развивающие задачи:
1.Развивать речь, внимание, воображение;
2.Развивать зрительное восприятие;
3.Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетические качества.

Атрибуты: На интерактивной доске картинка с лесом и заблудившимися буквами на ней и картинка с пустым лесом, картинки с изображением 3-хмдомиков - с открытым окошком, двумя ставнями и тремя ставнями, карточки со словами- с одним слогом, двумя, тремя слогами и одно слово с четырьмя слогами (для создания трудности)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ой ребята, что это? Откуда доносится этот звук? (Воспитатель обращает свое внимание на коробку стоящую на столе. Подносит коробку к уху, слушает. Открывает коробку.) Да это же слова, они потерялись в лесу и хотят попасть в свои домики. Кто же им сможет помочь?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Конечно же мы им поможем. Для того, чтобы попасть словам в свои домики, нужно выполнить задания:
1.В домике с открытым окошком живут слова содержащие один слог;
2.В домике с двумя ставнями живут слова содержащие 2 слога;
3.А в домике с тремя ставнями живут слова содержащие 3 слога.
Ребята какие слова мы поселим в первый домик?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, а какие слова во второй домик?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы! А какие в третий домик?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А вот и наши домики (воспитатель раздает детям домики, затем слова). А теперь приступаем к заданию! (дети выполняют задание, воспитатель при затруднении оказывает помощь). Все всё закончили?





Дети: ответы детей

Воспитатель: Ну-ка, давайте все вместе проверим в свои ли домики попали слова? Ребята, а куда вы поселили слово черепаха?

Дети: Никуда

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в слове черепаха 4 слога, а у нас нет такого домика с 4-мя ставнями.

Воспитатель: Здорово, давайте подумаем, как мы сможем помочь этому слову?

Дети: Можно смастерить домик с 4-мя ставнями (и разнообразные ответы детей)

Воспитатель: Какие Вы молодцы не оставили в беде слово с 4-мя слогами. (Воспитатель вызывает одного из детей у которого в ходе выполнения задания были затруднения)

Воспитатель: Так в первый домик Таня поселила слово дом.Танюша расскажи почему слово дом у тебя «живет» в первом домике?

Дети: ответы Тани

Воспитатель: Правильно! Ребята, а у вас слово дом поселилось в первом домике?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Почему слово дом в первом домике Саша?

Дети: потому что оно состоит из одного слога.

Воспитатель: Ребята у кого в ходе выполнения задания возникли трудности? Почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель помогает разобраться деткам у кого возникли трудности.

Воспитатель: Какие вы молодцы, что справились с этим заданием. Посмотрите все слова попали в свои домики (показ картинки пустого леса)

Как вариант:

Математическая игра.
Вместо карточек со словами используются карточки с примерами. В окошки вставляется задание, например, какое-то число. И тогда требуется разложить примеры, ответами на которые является число в окошке.
И многие другие игры с домиками –это воображение каждого.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ « СКОРО В ШКОЛУ.ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Цель: Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.

Задачи:

1. развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

2. формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

4. формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных.

5. обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

6. обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

7. развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Новая лексика

Существительные:

школа, урок, перемена, класс, парта, одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь, пенал, ручка,

карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник.

Глаголы:

учиться, слушать, наблюдать, писать, читать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).

Прилагательные:

прилежный, внимательный, старательный, способный, ленивый, аккуратный, неряшливый, ответственный,

строгий, требовательный, добрый, заботливый.

Наречия:

внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

ЖАДИНА

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернёшь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

С. Маршак

Игра «Великаны - гномики»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры . Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например:

У великанов большие портфели, а у гномиков - маленькие портфельчики.

У великанов большие книги, а у гномиков - маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие тетради, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие линейки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие ручки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие кисти, а у гномиков - маленькие...

Игра «Растеряшка»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.

Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята

достали учебники, а у неё нет (чего?).... Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего?) .... У всех в пенале

ручка, а у неё нет (чего?) .... Дети достают карандаши, а у неё нет (чего?).... Как вы думаете, чего ещё нет у

Растеряшки?

Игра «Как?»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик -хороший ученик, он учится (как?)... (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как?) ... (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки (как?) ... (старательно).

Прилежные ребята учатся (как?) ... (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится (как?) ... (отлично).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша - ... (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя - ... [ленивая).

Женя толстый, а Лена - ... (худая).

Витя сильный, а Рома - ... (слабый).

Коля храбрый, а Костя - ... (трусливый).

Даша учится хорошо, а Олег - ... (плохо).

У Олеси портфель новый, а у Иры - ... (старый).

Игра «Семейка»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.

Слова: школа, книга, учить.

Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.

Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и

расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.

Игра «Поймай звук»

Цели : развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [с]: карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш, одноклассник.

Звук [ч]: учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.

Игра «Кто больше?»

Цели: развивать зрительное внимание, мышление, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать словарный запас.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми слово и предлагает составить из букв этого слова как можно больше

новых слов.

К А Р А Н Д А Ш И К

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ЧИТАЛОЧКА

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

В. Берестов

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Нежарким солнышком согреты,

Леса еще листвой одеты.

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но веселый.

Грустишь ты: - До свиданья, лето!

И радуешься;

Здравствуй, школа!

В. Берестов

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос!

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари!

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе: Вот ОДИН

А вот и ДВА, смотри!

ОДИН и ДВА, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

Вот молодец! - сказал отец, -

И в самом деле три!

И потому я два возьму, А

третий ты бери!

Б. Заходер

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Вчера лишь тебе говорили - малыш,

Порой называли - проказник.

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все - первоклассник!

Серьезен. Старателен. Впрямь - ученик!

Букварь. За страницей - страница.

А сколько вокруг замечательных книг...

Великое дело - учиться!..

Р. Фархади

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.

(Карандаш)

А. Рождественская

Это что тут за зверёк

Ходит вдоль и поперёк?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

В. Данько

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят. (Буквы)

В. Фетисов

На чёрном поле

Скок- поскок -

Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)

В. Кремнев

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от неё не услышишь ни слова.

(Книга)

А. Костаков

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный... (ранец).

Текст для пересказа

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает

Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

По В. Осеевой

Вопросы:

Почему Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Что случилось на другой день? На третий?

Почему Лена не взяла карандаш?

Что произошло на уроке?

Почему Катя покраснела?

Что сказал учитель девочкам?