Сочинения

Социальная стратификация и социальное неравенство в обществе. Описание процессов и объяснение теории. Администраторы и менеджеры. Теории конфликта: защита привилегий власти

С точки зрения марксизма, социальное неравенство есть явление, возникшее в определенных исторических условиях. Деление общества на классы – это результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Классы определяются исходя из факта владения или невладения частной собственностью (земля, капитал и т.д.). В любой классовой общественно-экономической формации существуют два антагонистических класса, например, при капитализме – это буржуазия и пролетариат. Классовые отношения с необходимостью предполагают эксплуатацию одного класса другим, т.е. один класс присваивает результаты труда другого класса, эксплуатирует и подавляет его. Такого рода отношения постоянно воспроизводят классовый конфликт, который является основой социальных изменений, происходящих в обществе.

Основы современного многомерного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером.

Веберовский подход к стратификации построен с учетом марксистской теории, но существенно модифицирует и развивает ее. Существует два главных различия между теорией М. Вебера и теорией К. Маркса. Во-первых, по М. Веберу, классовое деление проистекает не только от контроля (или его отсутствия) за средствами производства, но и от экономических различий, прямо не связанных с собственностью. Такие источники включают профессиональное мастерство или квалификацию, которые влияют на виды работ, получаемой людьми. Например, квалифицированным работникам гарантирована более высокая заработная плата. Во-вторых, наряду с экономическим аспектом стратификации М. Вебер учитывал такие аспекты как власть и престиж.

Таким образом, М. Вебер полагал, что социальную структуру общества определяют три автономных и взаимодействующих фактора: собственность, власть и престиж. По его мнению, различия в собственности порождают экономические классы, различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а различия в «почестях» - дают статусные группы, или страты. Он выделял следующие классы:

1. Позитивно-привилегированный класс – это класс собственников, которые живут на доходы от собственности.

2. Негативно-привилегированный класс включает в себя тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке труда.

3. Средние классы – это классы, состоящие из независимых крестьян, ремесленников, чиновников, занятых в частном и общественном секторах, лиц свободных профессий, а также рабочих.

Помимо классов М. Вебер выделял в обществе также страты. Страта – общность людей, занимающих относительно близкое положение в профессиональной, социально-экономической и политической иерархиях и обладающих сходным уровнем влияния и престижа.

Функционалистская теория К. Дэвиса и У. Мура. С их точки зрения, стратификация представляет собой неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности (значимости) позиции. Наиболее существенные положения функционалистской теории сводятся к следующему.

    Социальная дифференциация, во-первых, является неотъемлемой чертой всякого общества, а во-вторых, она функционально необходима, ибо выполняет в обществе функции стимулирования и социального контроля.

    В результате развивающегося разделения труда индивиды реализуют в данном обществе какие-то полезные функции и, соответственно, занимают разные социально-профессиональные позиции. Это одновременно и разделяет, и связывает их воедино.

    Людям свойственно ранжировать социально-профессиональные позиции, давая им моральную оценку. Почему одни профессии кажутся нам престижнее других? В основе ранжирования лежат два фактора: функциональная важность для общества (степень содействия общественному благу) и дефицитность выполняемой роли. Дефицитность же профессии, в свою очередь, определяется необходимостью получения особой квалификации. Например, профессия шофера куда менее дефицитна, чем профессия врача, поскольку получение последней сопряжено со значительно более длительным периодом обучения.

    Те позиции, которым приписывается более высокий ранг в соответствии с их важностью и дефицитностью, обеспечивают их обладателям в среднем и более значительные вознаграждения: доходы, власть и престиж.

    Существует конкуренция за более престижные места, в результате которой их занимают наиболее дееспособные представители данного общества. Таким путем и достигается функциональность общественного организма.

Здесь Райт начинает модифицировать теорию Дж.Ремера и фиксирует три вида эксплуатации – эксплуатацию, основанную, соответственно, на собственности на средства производства, на организационной иерархии и на владении квалификационными дипломами (первая, по его мнению, более характерна для капитализма, вторая – для стэйтизма (госсоциализма), а тре ья – для (реального) социализма). Последние два вида эксплуатации, возникающие из монопольного обладания современными менеджерами и экспертами организационными и квалификационными ресурсами, по мнению Райта, овеществляются в части их оплаты труда, носящей, по его мнению, откровенно рентный характер. (Перед нами, таким образом, творческая замена старомарксистской теории «производительного и непроизводительного труда»).

Наконец, все более явным становится заимствование Райтом в пылу полемической борьбы веберовской проблематики и методологии. Это и переход на уровень индивидуального сознания, и важность формальной квалификации для процессов классообразования, и проскальзывающие высказывания о роли карьерных траекторий как динамич ского аспекта классовых позиций. Множество точек соприкосновения сыграло очевидно не последнюю роль в провоцировании ож сточ нной д скуссии Райта с неовеберианцами.

5. Жизненные шансы социальных групп определяются не только их текущим полож нием на разных рынках, но рассматриваются как продукт специфических карьерных возможностей. Перспективы социальной мобильности становятся внутренним моментом определения положения разных групп.

6. Наиболее интересным и сложным моментом становится анализ статусных позиций, определяемых престиж м образования и профессии, стилем жизни, социокультурными ориента иями и нормами поведения, а также фиксация их связи с рыночными позициями. Статусные группы являются р альными общностями, осуществляющими коллективное действие, в противоположность классам, представляющим лишь возможную основу совместного действия

Конфликтные группы (классы) как субъекты ИКА возникают из осознания квази-группами своих противоположных инт

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными .

Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства , в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения , престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход — сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Причины социального неравенства

Может ли существовать общество без социального неравенства ? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций , выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности . Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев , их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства . Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. - это неравенство статусов , вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ . Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме . По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов . Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых , неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни . Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав .

Любой , организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

Представления о социальной стратификации

Все общества, известные истории, были организованы так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное перед другими положение, что выражалось в неравном распределении социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще социальное неравенство. Еще античный философ Платон утверждал, что любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины — одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой.

Поэтому одним из базисных понятий современной социологии является «социальная стратификация» (от лат. stratum — слой + facio — делаю). Так, итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что социальная стратификация, изменяясь по форме, существовала во всех обществах. В то же время, как полагал известный социолог XX в. П. Сорокин, в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания.

Понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где им обозначают расположение пластов Земли по вертикальной линии.

Под социальной стратификацией будем понимать вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по таким признакам, как неравенство доходов, доступ к образованию, объем власти и влияния, профессиональный престиж.

В русском языке аналогом этого признанного понятия является социальное расслоение.

Основу стратификации составляет социальная дифференциация - процесс возникновения функционально специализированных институтов и разделения труда. Высокоразвитое общество характеризуется сложным и дифференцированным устройством, многообразной и богатой статусно-ролевой системой. При этом неизбежно какие-то социальные статусы и роли предпочтительнее и продуктивнее для индивидов, вследствие чего более престижны и желанны для них, а какие-то рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Отсюда не следует, что все статусы, возникшие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархическом порядке; некоторые из них, например возрастные, не содержат оснований социального неравенства. Так, статус малолетнего ребенка и статус грудного младенца не являются неравными, они просто разные.

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархи- зированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства — одна из самых острых и злободневных в современной России. Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация — разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

3. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

«Любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы “плоской” и в которой все члены были бы равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так и никогда не ставший реальностью».

П.А. Сорокин

1. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ, ЕГО ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕРАВЕНСТВА.

Социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут быть пол, возраст, профессия и т. д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого общества. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д.

Социологи по-разному объясняют причины происхождения неравенства. Одно из первых объяснений неравенства в социологии было дано Э. Дюркгеймом в его работе « О разделении общественного труда ». Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения

Марксисты (К. Маркс, Ф.Энгельс) главную причину неравенства видят в неравномерном распределении собственности на средства производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис, У. Мур), неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, его важности для общества. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению

Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремлённые и высокомотивированные личности получают преимущество в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивида в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп в обществе.

Следующим этапом формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путём создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы. Например, может иметь значение ранг индивида в имущественной структуре (или отношение к средствам производства) или нормативно-должностной структуре и т.д.

Самый распространённый способ измерения неравенства – сравнение величин самых высоких и самых низких доходов. Это явление называется масштабом неравенства . В настоящее время для измерения масштабов неравенства принят так называемый децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоёв населения). Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание (богатые платят за продовольствие 5-7% от своих доходов).

Если неравенство характеризует всё общество в целом, то бедность касается только части населения. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны, проживающей у официальной черты, или порога бедности. Порог (черта) бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жильё. Его также называют уровнем бедности. Черта бедности устанавливается на уровне минимальной потребительской корзины. В нашей стране также используется понятие прожиточный минимум .

В 2007 году прожиточный минимум в России равнялся в целом 3809 рублей. Потребительская корзина выглядела следующим образом: 1506 рублей– продукты питания; 643 рубля – непродовольственные товары; 1410 рублей – услуги.

В социологии различают абсолютную и относительную бедность .

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт, принятый в обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум, или порог бедности, а верхней - уровень приличествующий уровень жизни (это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущёмлённым, вести достойный образ жизни, удовлетворять все разумные потребности).

В социальной статистике приняты такие показатели уровня жизни :

    размер и форма доходов;

    структура потребления;

    качество и обеспеченность жильём;

    условия труда и отдыха;

    состояние окружающей среды;

    образовательный и культурный уровень потребления;

    здоровье и продолжительность жизни.

В 2004 году Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Всемирного банка подготовил специальный доклад, оценивающий состояние бедности в России. По методологии Всемирного банка бедным в России можно считать человека, который располагает тысячей рублей в месяц и может тратить в день не более 3,5 доллара. Это каждый пятый житель страны. Аналитики банка поражаются, что большинство бедных в России – это работающие семьи, взрослые граждане со средним и профессионально-техническим образованием, а также семьи с детьми. По расчетам Всемирного банка, при падении доходов граждан в национальном масштабе на 10% количество бедных увеличивается сразу на 50%.

Российская бедность чрезвычайно чувствительна к любым шокам – бедные быстрее богатеют в случае процветания и беднеют в кризисной ситуации. К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.), индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки).

В настоящее время социологические исследования, проводимые различными научными коллективами, аналитическими центрами, дают пёструю картину масштабов бедности в России. Причём оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что разные социологические группы опираются на различную теоретико-методологическую базу. Согласно официальной статистике (данные Росстата) в 2007 году число живущих ниже черты бедности составило 22,3 млн. человек (15,8% населения).

Депривация . Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным или бессознательным.

Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.

Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующее ему участие в социальной жизни.

Организмическая депривация связана с врождёнными или приобретёнными индивидуальными недостатками человека – физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.п.

Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп.

Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума – отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Информация к размышлению

Продолжительность жизни на рубеже веков

(по данным ООН)

Мужчины Женщины

Япония 77 83

Австралия 76 81

Швеция 76 81

Греция 76 81

Испания 75 82

Норвегия 75 80

Голландия 75 81

Великобритания 75 80

Германия 73 80

Армения 71 78

Аргентина 70 77

Турция 67 72

Египет 65 68

Белоруссия 62,7 74,4

Россия 59 72

Казахстан 59 70

(Источник журнал «Российская Федерация сегодня», № 13 за 2001 г.)

Среднемесячный заработок

США 3000 долларов

Великобритания 2700 долларов

Германия 1700 долларов

Польша 459 долларов

Венгрия 396 долларов

Чехия 394 долларов

Литва 280 долларов

Китай 200 долларов

Россия 90 долларов

Узбекистан 49 долларов

Азербайджан 46 долларов

Украина 39 долларов

Армения 37 долларов

Молдавия 33 долларов

Киргизия 22 доллара

Таджикистан 8,9 доллара

(Источник журнал «Российская Федерация сегодня», № 10 за 2001 г.)

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ.

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа, чем другие группы. В таком иерархически упорядоченном способе распределения социально значимых благ и их символов выражается сущность социального расслоения, с помощью которого социум обеспечивает свою интеграцию, поощряя одни виды социальной деятельности и подавляя другие. Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в теории стратификации . Само понятие «стратификация » пришло в социологию из геологии, где «страта » означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

В основе стратификационного деления лежит неравенство между людьми, разделение их по доходам, престижу своей деятельности, политическому статусу. У каждого своё место в общественной иерархии, а отсюда и неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Таким образом, общество имеет многоуровневое строение, оно делится на социальные слои (или страты), которые расположены иерархически. Один из авторов теории социальной стратификации Питирим Александрович Сорокин полагал, что стратификация в обществе может быть трёх видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода (и богатства), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.

В работах П. Сорокина выделяется несколько основополагающих признаков расслоения общества на страты:

    экономический (бедный – богатый);

    профессиональный (престижный – непрестижный труд);

    политический (властвующий - управляемый);

    личностный (различные способности и качества людей).

Точку зрения Сорокина успешно развил его ученик, видный представитель функционализма Толкотт Парсонс , который полагает, что в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание людей к определённым социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

    качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности);

    ролевым характеристикам, которые определяются тем набором ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

    характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияний на другие слои общества и т.д.).

В настоящее время наиболее влиятельной точкой зрения на формирование социальных страт можно считать теорию стратификации К. Дэвиса и У. Мура . С их точки зрения, неравенство и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях к исполнению роли и трудности заполнения социального статуса, функционально значимого для общества.

Современные теории социальных классов также основаны на теории стратификации. Большинство социологов видят в отношении к собственности базовое различие, тем не менее, признают классообразующими такие факторы, как должностной статус, власть, престиж и т.д. Если социальная страта может обозначать разделение по одному параметру, то для класса основой служит ряд классообразующих параметров, причём владение (возможность распоряжаться) ресурсами является основой классового разделения общества. При этом каждый класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим условием при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.

Итак, социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства , в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом .

В современной социологии выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определённый период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы (движимое и недвижимое имущество);

власть ;

образование ;

престиж – общественная оценка значимости той или иной деятельности, профессии, статуса.

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший , средний и низший . Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У . Л . Уорнер в своем исследовании « Город - янки » (Янки-сити) выделил 6 классов: 1) высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения), 2) высший низший класс (богатые, но не выходцы из аристократии), 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция), 4) низший слой среднего класса («белые воротнички»), 5) высший слой низшего класса (рабочие), б) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.).

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям власти, богатства, образования, престижа. Это влиятельные политики и общественные деятели, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, военная элита, видные представители научной и творческой интеллигенции. Высший класс обычно составляет небольшой процент Населения (не более 10%). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой - его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества

В состав среднего класса входят мелкие и средние предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, врачи, юристы, преподаватели, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории. Средний класс характеризуют экономическая независимость и активность. Он (прежде всего предпринимательский слой) обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. Как субъект политики средний класс выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. Выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость. О том, что средний класс составляет основу стабильности общества, говорил ещё Аристотель. Оценивая средний класс, английский историк А. Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация - это, прежде всего цивилизация среднего класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. И, наоборот, там, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества и т. д.

Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу :

    наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.);

    высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность;

    доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране;

    профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.

В низшей части социальной лестницы находится низший класс. Его составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом, а также различные деклассированные элементы (нищие, бездомные, бродяги и т.д.). Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка.

Если изобразить графически, социальная стратификация современного развитого демократического общества будет выглядеть как ромб:

высший класс

средний класс

низший класс

Как видно, наиболее широкую стабилизирующую часть ромба, «буферную» между высшим и низшим классами занимает средний класс, удельный вес которого составляет в среднем 60-80%.

Иной профиль будет иметь социальная стратификация развивающегося общества. Это - пирамида, где нижнюю часть от основания представляет низший класс, составляющий большинство населения, а верхняя часть представлена высшим и средним классами, в сумме составляющими меньшинство (менее 30%) населения.

Нужно иметь в виду, что высота и профиль стратификации могут меняться, но не беспредельно. Выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики, анархии и хаосу.

Беспредельное повышение ее также чревато катастрофическими последствиями. Как отмечал П.А. Сорокин, «существует точка «насыщения», дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же она достигнута, социальное здание рушится, и его верхние слои низвергаются». 6

Формирование и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от ее характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Речь идет в сущности об одном из аспектов социального контроля, осуществляемого в обществе властными структурами.

Типы стратификации. Для стратификации населения в разные исторические эпохи и в разных обществах применялись различные принципы и виды страт. Традиционно выделяют четыре типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы. Однако в любом обществе существует комбинация различных стратификационных систем и множество переходных форм. В современной социологии выделяют девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма: физико-генетическая, рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая, этакратическая, социально-профессиональная, культурно-символическая, культурно-нормативная.

Физико-генетическая стратификационная система основана на дифференциации отдельных людей и социальных групп по естественным социально-демографическим признакам (пол, возраст, физические данные – красота, сила, ловкость). Данная «естественная» стратификационная система доминировала в первобытном обществе, но продолжает воспроизводиться и по сей день.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Существовало в странах Древнего мира (Египет, Вавилон, Греция, Рим). В некоторых странах (США, страны Латинской Америки) рабство существовало вплоть до XIX в.

Кастовая система – стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определённой стратой в зависимости от его происхождения. Каста представляла собой замкнутую группу. Переход из одной касты в другую невозможен. Наибольшее распространение кастовая система получила в Индии.

Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определённой стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству. Но при этом в исключительных случаях были возможны браки между сословиями или переход из одного сословия в другое. Сословия делились на привилегированные (дворяне, духовенство) и непривилегированные (купцы, ремесленники, крестьяне).

Классовая система – стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определённой стратой. Принадлежность к классам определяется, прежде всего, владением собственностью, уровнем получаемых доходов. Классовая система характерна для современного индустриального общества. В ней существуют возможности для перехода из одной страты в другую.

Этакратическая стратификационная система характеризуется тем, что в основе дифференциации социальных групп лежит их положение во властно-государственных иерархиях. В древности этакратическая система наблюдалась в азиатских деспотических государствах. В ХХ веке она была присуща «социалистическим обществам».

Социально-профессиональная стратификационная система основана на делении социальных групп в зависимости от содержания и условий труда, рода занятий. Особое значение имеют квалификационные требования – обладание опытом, умениями, навыками. Утверждение и поддержание иерархического порядка обеспечивается при помощи сертификатов (дипломов, лицензий, патентов и др.), которые фиксируют уровень квалификации и способность выполнять определённые виды деятельности. Они не передаются по наследству.

Культурно-символическая стратификационная система базируется на различии доступа к социально-значимой информации, неравных возможностях фильтровать и интерпретировать эту информацию, способности быть носителем сакрального (научного, мистического) знания. В основе неравенства лежит специфический капитал – символический, позволяющий манипулировать обществом.

Культурно-нормативная стратификационная система. Дифференциация построена на различиях в образе жизни и норм поведения отдельных людей и социальных групп. Здесь происходит ранжирование групп на «благородные – неблагородные», «элита – обычные люди – дно» и т.п. Образ жизни, поведение социальных групп, занимающих высокие социальные позиции зачастую превращаются в нормативные ориентиры и начинают играть роль морального регулирования.


Учебно-методический комплекс

2006 СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ... дисциплины . 2. Нормативные ссылки Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста по ... и социология» шкалой...

  • Образовательный стандарт по специальности 210107 «электронное машиностроение»

    Государственный образовательный стандарт

    Характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО...

  • По определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности

    Методические рекомендации

    ... ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ... г. Государственным образовательным стандартом по базовой специальности... и кредит; социологию и психологию управления... 2.3.Перечень дисциплин образовательной программы, ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом

    Учебно-методический комплекс

    Написано в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление персоналом». В... содержание изучаемых тем на основе образовательных стандартов . По ... на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом...

  • При рассмотрении классово-стратификационной теории, раскрывающей процесс расслоения общества на социальные классы и слои, мы видим, что в основе этого расслоения лежит неравный доступ людей к материальным благам, власти, образованию, престижу, что и способствует иерархическому строению общества, т. е. размещению одних слоев выше или ниже других. Таким образом, проблема равенства и неравенства и характеризует процесс стратификации.

    Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и др.

    На вопрос о том, что является причиной неравенства в социологии, нет единого ответа. Представители философских и социологических направлений пытаются со своих позиций объяснить этот процесс.

    Так, марксизм объясняет существующее в обществе социальное неравенство его экономической организацией. С точки зрения марксизма неравенство является результатом того, что люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом средства производства, богатство и власть), извлекают выгоды для себя. Такое положение может порождать недовольство и приводить к классовой борьбе. Это так называемая теория конфликта .

    Не согласны с марксисткой теорией сторонники теории функционализма. Они рассматривают социальное неравенство как условие существования общества, дающее возможность поощрять наиболее полезные виды труда и лучших представителей общества. Так, М. Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» один из первых объясняет неравенство тем, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Все функции общества - закон, религия, семья, труд и т. д. - образуют иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. Да и сами люди талантливы в разной мере. В процессе обучения эти различия усиливаются. Для привлечения лучших и одарённых общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

    М. Вебер свою теорию неравенства основывает на понятии статусных групп , которые пользуются почётом и уважением и имеют неодинаковый социальный престиж.

    По П. Сорокину, причиной социального неравенства являются собственность, власть, профессия.

    Своеобразный подход к объяснению социального неравенства - в репутационной теории Л. Уорнера. Он определял принадлежность людей к той или иной страте, исходя из оценки их статусов другими членами общества, т. е. репутации. Проводя исследование, он пришёл к выводу, что люди сами привыкли делить друг друга на высших и низших. Таким образом, причиной неравенства является психика людей. (См.: Рязанов, Ю. Б. Социальное неравенство / Ю. Б. Рязанов, А. А. Малыхин // Социология: учеб. пособие. - М. , 1999. - С. 13).

    Констатируя факт социального неравенства в обществе и раскрывая его причины, многие социологи, и не только функционалисты, оправдывают его. Так, П. Сорокин отмечал, что неравенство - не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнивание в доходах, в отношении к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, самореализации, самоутверждению, а общество - единственного энергетического источника развития. Но жизнь доказывает, что есть разное неравенство, когда один работает, мягко говоря, имеет всё и даже больше, а другой, работая, еле влачит нищенское существование. Такое неравенство нельзя спокойно оправдывать.