Сочинения

Территория руси в конце 9 века. Социально-экономический строй Киевской Руси. Правление Ярослава Мудрого

Средневековое государство Киевская Русь в 9 (правильно – IX) веке сформировалось, объединив восточнославянские племена под руководством Рюриковичей. При этом проблема происхождения государственности остаётся дискуссионной. Есть норманнская теория, которая делает акцент на иностранном происхождении правящей династии. В то же время другая позиция, впервые высказанная ещё Ломоносовым, основывается на том, что монархия не могла образоваться без готовности к этому народа, без определённых социальных, культурных, экономических предпосылок. Этот спор, фактически, растянулся в веках, сторонников хватает и у той, и у другой точки зрения. Достаточно знать, что существуют несколько взглядов на то, как образовалась Русь Киевская, сам же термин начали использовать намного позже, с XVIII века, признавая главенствующую роль Киева, который на протяжении всего периода оставался центральным, основным престолом.

Киевская Русь постоянно расширяла свою географию, завоёвывая новые территории, хотя иногда и уступая. В период наивысшего расцвета государство на юге доходило до Таманского полуострова, верха Северной Двины – на севере, Днестра – западе. Племенной состав был очень разнообразный: древляне, поляне, тиверцы, сиверцы и так далее. Преимущество самого расположения связано с тем, что княжество лежало на крупном торговом пути «из варяг в греки», что способствовало торговле. Кроме того, страна находилась в фактическом центре Европы, объединяя восточную часть с западной. Всё это помогало расти экономическому благосостоянию.

Князья

Окончательное формирование государства завершилось с появлением первого князя, Олега, который пришёл из Новгорода и захватил власть в Киеве в 882 году, убив Дира и Аскольда. Так что исторически его нельзя назвать однозначно первым правителем, но именно с него пошла известная династия Рюриковичей. Безусловно, даже обсуждая такое явление как Киевская Русь кратко, нельзя не сказать о самом Рюрике. Отсчёт логично вести с него, проблема в том, что точных сведений об этой личности осталось довольно мало, а некоторые исследователи вообще считают его мифическим. Безусловно, поскольку в истории есть упоминания о его родственниках, то он сам явно существовал. Однако всё остальное вызывает уже споры.

Итак, Олег отправился в Киев, где правил около 30 лет до своей смерти, покорив ряд племён и освободив их от необходимости платить дань хазарам. Следующим князем стал Игорь, сын Рюрика, который правил до 945 года, был убит древлянами за то, что решил собрать с них дань во второй раз. Поскольку сын Игоря был ещё слишком мал, регентом при нём оказалась княгиня Ольга, жестоко отомстившая непокорному племени. И она же первая из правителей приняла христианство.

Её сын Святослав правил до 975 года, когда был убит в бою с печенегами. Он прославился военными походами, при нём Киевская Русь значительно расширила свои территории и укрепила собственное влияние. Особых успехов князю удалось добиться в отношении Византии, где нашествия славян стали откровенно бояться. Впрочем, в периоды, когда действовали различные мирные договоры, правителям удавалось добиться существенных льгот. Например, беспошлинной торговли для купцов и многого другого.

После смерти Святослава началась борьба за власть между его наследниками, в которой в итоге победил младший сын Владимир, догадавшийся скрыться от братьев в Скандинавии, а потом вернуться с наёмным войском. Сначала он захватил власть в Новгороде, откуда потом перебрался в Киев.

Период расцвета

Киевская Русь развивалась вплоть до периода феодальной раздробленности. Но по-настоящему государство подкосило татаро-монгольское нашествие, от которого оно, по факту, уже не оправилось. Тем не менее во времена своего расцвета это было богатое, сильное, прекрасно развитое, в том числе и в культурном плане, государство, которое опережало многие европейские страны. Княжеские походы постоянно увеличивали его территорию, что показывает и карта Киевская Русь, например, фактически подступала к владениям Византии, остававшейся тогда ещё довольно мощной.

Основной денежной единицей была гривна, ещё ходили арабский дирхем и византийская литра. Поскольку государство почти постоянно воевало, поощрялись физические занятия. В 12 лет мальчики уже должны были прекрасно ездить верхом, владеть всеми основными видами оружия, охотиться, рыбачить, плавать, готовить, чинить одежду, доспехи и многое другое. В 12 лет девочкам полагалось уметь готовить, убирать, лечить несложные раны, помогать матери во всех делах, а когда пришло христианство – то и знать все молитвы, чинить одежду. Причём чем выше было положение в обществе родителей, тем более жёсткими становились требования. Так, от наследника князя в 12 лет ожидалось, что вскоре он уже будет участвовать с отцом в боевых походах, сначала – помощником, а потом уже и как полноценная боевая единица.

«Откуду есть пошла Земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть»

Нестор

«Древняя Русь»

9 – начало 12 века

«Великие князья киевские»

Внутренняя политика

Внешняя политика

Социальные движения.

Культура древнерусского государства.

1). Аскольд и Дир - варяжские конунги из дружины Рюрика(862-879 – князь в Новгороде, основатель варяжской династии Рюриковичей) или же, по другим сведениям, потомки местной княжеской династии, ведущей свой род от Кия(6 век). Основатели варяжской области на Юге Руси. Убиты Олегом в 882 г.

2). Олег Вещий - конунг Рюрика, по некоторым сведениям его родич - 882 - 912

3). Игорь - по некоторым данным сын Рюрика Новгородского - 912 – 945

4). Ольга, вдова Игоря, - из Пскова, происходила родом из изборских князей, видимо варяжского происхождения, - 945 - 964(была соправительницей при сыне - Святославе до 969 г)

5). Святослав, сын Игоря и Ольги – 964 - 972

6). Сыновья - Олег Древлянский, Ярополк Киевский - 972 - 980, Владимир, до гибели братьев в усобице княжил в Новгороде, (сын Святослава от ключницы Малуши, дочери Малка Любечанина) - 980 - 1015

7). Сыновья - Святополк Окаянный, (по другим сведениям пасынок Владимира, сын Ярополка), - 1015 - 1019

8). Ярослав Мудрый - сын Владимира от полоцкой княжны Рогнеды, - 1019 - 1054

8,5).Сыновья - Ярославичи – Изяслав, Святослав, Всеволод - 1054 - 1093

9). Сын Изяслава - Святополк Сребролюбивый - 1093 - 1113

10). Сын Всеволода - Владимир Мономах - 1113 - 1125

11). Сыновья - Мстислав Великий 1125 - 1132. С этого времени начинается новый период – удельной Руси, « и раздрася вся земля Русская»,

12). Юрий Долгорукий - князь самостоятельной Ростово-Суздальской земли

2). 882 - захват Олегом власти над Киевом, убийство княживших там Аскольда и Дира, наложение дани на соседние племена, князья и их воеводы – предводители дружин сами собирают дань, сбор дани не упорядочен. Предполагают, что сбор дани при Олеге назывался полюдье .

3). 945 - убийство древлянами Игоря из-за повторного прихода за данью, Ольга отомстила древлянам, сожгла их город Искоростень, но провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани - ввела уроки – фиксированный размер дани, погосты - места для своза дани и единицу обложения - один дым(очаг) или рало(плуг). С Ольги процедура сбора дани стала именоваться – повоз. Ольга первой из русских князей приняла христианство во время посещения Константинополя в 857(где была принята императором Константином Багрянородным), канонизирована, то есть причислена к рангу святых Русской православной церковью.

5). Правление Святослава более знаменито походами против внешних врагов.

6). После гибели Святослава у днепровских порогов, начинается кровавая усобица между его сыновьями. Олег и Ярополк погибают, княжить в Киеве сел младший сын - Владимир. При нем происходит укрепление власти великого князя киевского, проводятся две религиозные реформы - сначала унифицируется культ Перуна - бога грозы и воинов, эта реформа была неудачной, затем в 988 г Владимир принимает христианство из Византии, крестит Русь. Его супругой становится Анна, сестра императора Византии. На Руси формируется церковь, церковная иерархия во главе с митрополитом, назначаемым из Константинополя. Территориальные церковные единицы – епархии, возглавили епископы. Вводится налог в пользу церкви – десятина. Во временя Владимира была построена первая Десятинная Успенская церковь. Монастыри стали центрами культуры, летописания, при них стали создаваться школы. Историки убеждены, что именно время Владимира следует считать периодом образования древнерусского государства с центром в Киеве.

Крещение Руси проводилось жесткими насильственными методами, особенно на севере в новгородско-псковской земле - «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Элементы язычества сохранились на Руси и после крещения. Некоторые ученые говорят о двоеверии. Новая религия позволила укрепить власть князей.

7).1015 - 1019 - идет борьба за власть между сыновьями Владимира. Были убиты Борис и Глеб, сыновья Анны, Святополком Окаянным. В 1019 с помощью новгородцев и варягов князем становится Ярослав. При нем принимается первая часть «Русской правды» - «Правда Ярослава» - первый записанный свод законов, в котором излагаются нормы обычного права, государство берет под защиту жизнь, собственность людей, особенно охраняется государством собственность князей, бояр, дружинников, церкви. Была ограничена кругом ближайших родственников кровная месть .

Русская церковь предпринимает попытку обособиться от Византии, ее главою становится русский митрополит Илларион.

8).Ярослав закрепил порядок передачи княжеских столов по старшинству – лествицу .

1072 - дальнейшее развитие законодательства при Ярославичах - принятие «Правды Ярославичей», здесь встречаются такие категории зависимого населения как рядовичи(от слова ряд - договор), закупы(от слова купа - сумма денег, взятая

в долг) . В «Правде Ярославичей» была отменена окончательно кровная месть.

В русских землях усиливаются усобицы между князьями, обособляются уделы, растет налоговое бремя.

Однако, по-прежнему между русскими княжествами сохраняются династические связи, родство.

9). 1097г. - съезд князей в Любече принял решение о том, что каждый князь должен закрепить за собой свою землю – отчину, но не допускать усобиц.

10). В 1113 году киевляне пригласили на свой престол переяславского князя Владимира Мономаха. При Мономахе принимается дополнение к «Русской правде» - «Устав Владимира Всеволодовича», в нем была упорядочена выплата процентов по долгам (резов ), облегчено положение закупов.

11).В 1132 г. после смерти Мстислава Владимировича - Русь распадается на отдельные княжества и Земли, начался новый исторический период.

1). 860г. - поход на Константинополь князей Аскольда и Дира

2). 907, 911г.г. - походы Олега на Византию. «Щит на вратах Цареграда».

Заключение выгодного торгового договора. Договор 911 года был первым записанным договором Руси. Русь и Византия договаривались о равноправном партнерстве, о свободной торговле между собой, об обмене пленными, о выдаче преступников.

3). 941-944 - походы Игоря на Византию, против Хазарии, по Каспию (г. Бердаа).

Цели походов: отпор набегам степняков, борьба с хазарским каганатом, захват добычи, обеспечение наилучших внешнеторговых условий. Русь расширяет связи с Византией, во время визита в Царьград Ольга принимает крещение.

5). Особое значение имели для Руси походы Святослава. Об их значении спорят. Некоторые историки считают что они не отражали государственные интересы Руси, а прежде всего были личной прихотью князя, особенно это относится к походам на Балканы, попыткой укрепиться там и даже перенести столицу Руси на Дунай. Другие историки полагают, что, напротив, походы Святослава выражают потребности Руси, ее геополитические интересы.

Походы Святослава:

против Хазарии, Волжской Болгарии, укрепление Руси на Азовском море - г. Тьмутаракань , было основано русское Тьмутараканское княжество(существовало до 30-х годов 12 века) неудачные попытки укрепиться на Балканах.

970-972 - осада Доростола, уход с Балкан, гибель Святослава от печенегов на Днепровских порогах.

6). При Владимире - основное внимание приобретает защита рубежей государства Русь от набегов Степи: - возводятся крепости, богатырские заставы, сигнальные костры, нанесен ряд серьезных поражений печенегам.

С принятием христианства крепнут связи Руси с Византией, другими Европейскими странами, заключаются династические браки.

Владимир - византийская царевна Анна, дочь Ярослава Анна - королева Франции.

8). При Ярославе нанесено окончательное поражение печенегам - 1036, их место заняли сначала торки(30 – 50-е годы), а затем половцы, выдвинувшиеся с востока.

1068 - поражение русских князей от половцев. Хан Шарукан разорил южные земли. Был отражен ополчение киевлян во главе с князем Всеславом Полоцким.

10). Свыше 80 походов против половцев совершил Владимир Мономах. В 1111 году по инициативе Мономаха был совершен большой поход князей в степь и разорена столица половцев – Шарукань.

Русь начала XII в. - одно из крупнейших Европейских государств, установлены династические связи с монархами Священной Римской империи, Византии, Франции, Англии, Польши, Скандинавских стран

3). 945 - восстание древлян против Игоря и его дружины, подавлено Ольгой.

Народные низы выступают против гнета князей, растущего закабаления.

8,5). 1068 - восстание в Киеве против Изяслава, на семь месяцев князем становится полоцкий князь Всеслав, под его предводительством киевляне дают отпор половцам.

1071 - восстание в новгородской земле из-за тяжелых налогов

11). 1113 - восстание в Киеве после смерти Святополка Сребролюбивого, его итогом стало призвание на киевский престол Владимира Мономаха и принятие нового свода законов.

С принятием христианства вводится славянская азбука - кириллица, созданная болгарскими монахами Кириллом и Мефодием в 9 веке. Составляются летописи. Первая летопись была составлена во времена князя Владимира, она не сохранилась. Самая известная из летописей - «Повесть временных лет» (Монах Нестор), из летописцев, писавших после Нестора известен Петр Мстиславец - боярин-воевода. Его труд появился во времена раздробленности Руси. Составляются книги. Самая древняя из них - Изборник Святослава 1073. В Софийском Соборе Киева создается библиотека.

Литература: Жития Святых, поучения, хожения: «Слово митрополита Иллариона о законе и благодати» - здесь впервые было сформулировано представление о Руси как новой христианской державе, восхваляется киевский князь, который уподобляется апостолу, принесшему в языческую землю свет истинной веры. «Поучение Владимира Всеволодовича сыновьям» - рассказывает о походах против половцев, к более позднему времени относятся такие произведения как «Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве» - вершина древнерусской литературы. Символом веротерпимости стало «Послание Феодосия Печерского» - «милуй не токмо своея веры, но и чужия»

Архитектура - до конца 11 века преобладает византийский стиль – крестово-купольный - массивные, обильно украшенные декором здания - Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, церковь Спаса в Чернигове. Известным мастером был Миронег.

Ремесло - известно до 60 специальностей ремесленников - кузнецы, золотых и серебряных дел мастера, кожевенники, гончары, резчики по камню. Русские мечи и кольчуги пользовались спросом за пределами страны. Известны искусства зерни, скани, перегородчатой эмали, полихромной керамики, черни по серебру и золоту.

Живопись – фрески(живопись водяными красками по сырой штукатурке), иконопись(живопись на досках), мозаичные панно, книжная миниатюра - в основе византийские каноны. Известным мастером был Алимпий Печерский. Особенности иконописи – плоскостное, статичное изображение, обратная перспектива, отсутствие фона, объект не отбрасывает тени, не писались с реальных людей.

Быт - досуг простых людей - хороводы, хоровое пение, игры скоморохов и медвежьих вожатых, драки - «сам на сам» и «стенка на стенку».

История как наука методология и теория исторической науки.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

История – наука многоотраслевая , она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: · истории экономической; · политической; · социальной; · гражданской; · военной; · государства и права; · религии и т.д.

К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности

История подразделяется и по широте изучения объекта : · история мира в целом (всемирная или всеобщая история); · история континентов (например, история Азии и Африки); · история отдельных стран и народов или группы народов (история России). Существуют вспомогательные исторические дисциплины , имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом: · хронология – изучает системы отсчета времени; · палеография – рукописные памятники и старинное письмо; · дипломатика – исторические акты; · нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; · метрология – систему мер; · флаговедение – флаги; · геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; · сфрагистика – печати; · эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; · генеалогия – происхождение городов и фамилий; · топонимика – происхождение географических названий; · краеведение – историю местности, региона, края; · источниковедение – значительная вспомогательная историческая дисциплина, исследующая исторические источники; · историография – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Но в отличии от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны их взаимосвязи и взаимообусловленности.


Теория и методология исторической науки

Идеалистическое понимание истории – идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом

Материалистическое понимание истории – так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми
Существуют специально-исторические методы исследования : - хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; - синхронный – предполагает одновременное изучение различных событий, происходящих в обществе; - дихронный – метод периодизации; - историческоемоделирование ; - статистический метод .
Принципы изучения исторических данных
1. Принцип историзма – всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.


2. Принцип объективности – этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

3. Принцип социального подхода – предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.

4. Принцип альтернативности – определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Сущность, формы и функции исторического знания

История выполняет несколько социально значимых функций.

1. Познавательная – изучение исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Практически-политическая функция – история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

3. Мировоззренческая функция – история создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием.

4. Воспитательная функция – знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества.

Развитие русской государственности в 9-12 веках. Киевская Русь.

Сущ. несколько предпосылок для образования государства.. Соц.эконом.заключались в том что произошло отделение ремесла от других видов хоз. деятельности, произошел процесс формирования соц. групп. полит.- племенные союзы, стали заключать между собой временные политические союзы. внешне полит. наличие внешней опасности. Завершающий факт был связан с варягами. У них тоже происходило разложение. в 9 в. новгородцы и некоторые сев. племена попали под влияние варяг и стали платить им дань. Но в 859г новго-цы прогнали варяг и перестали платить им дань, но появился вопрос о том кому править, поэтому они обратились к варягам, чтобы те прислали кого-то для правления. Тогда к власти пришел Рюрик, после его смерти на правление пришел Олег. Существует летопись, созданная нем. учёными. Норманнская теория. у этой теории существуют, как сторон., так и против.. Прот. считают, что приход варяг-легенда, т.к. не известно кем были и откуда пришли первые князья, хотя археолог.раскопки показывают, что варяги все-таки существовали на Руси, но их колич. было не велико. Варяги положили начало первой династии на Руси
Политическое развитие Киевской Руси в 9-12в. В 862 году к власти пришел Рюрик, но после его смерти к Власти пришел Олег, обманом пытался захватить киев, ставший центром объединенного государства. В 991 олег подписал с Византией международный договор. А уже в 988 Владимир принял христианство. В 11в в киеве и новгороде прошли народные восстания, вызванные феодальной эксплуатацией. Но я.мудрый смог подавить восстание. Это поспособствовало созданию свода законов"правдаярослава". После смерти мудрого. Сыновья сначала удавалось согласовывать все. Но из-за того что отдельные области страны богатели, произошло раздробление.

Социально-экономический строй Древней Руси. Основной формой орг. Про-ва была феод.вотчина или отчина, т.е. владение, передаваемое по наследству. Население, занимавшееся сельскохоз. трудом назывались смердами , они жили как в крестьянских общинах, так и в вотчинах, жившие в вотчинах смерды лишались личной свободы. Помимо них в вотчинах жили закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это те люди, которые брали у хозяина в долг, и работали на своего кредитора, пока не отработают долг. Рядовичи , заключали договор, по которому выполняли работу, а холопы , были на ряду с рабами, пополнялись за счет пленников. С углублением общественного труда на Руси росло число городов. Город был административным, торговым и ремесленным центром. Они образовались на месте феодальных замков, погостов на пересечении торговых путей.

3.Становление цивилизаций. Место России в мировой цивилизации.
Возникновение цивилизации является закономерным итогом развития человеческого общества после перехода к производящему хозяйству.Во-первых, земледелие способствовало оседлости «селения. Во-вторых, именно производящее хозяйство дало возможность получать достаточные урожаи для того, чтобы часть общества могла не заниматься постоянным физическим трудом для добывания пищи. Возникла возможность расширить сферу деятельности человеческого общества за пределы сельского хозяйства.

Появление первых цивилизации . До сих пор во многом спорной остается проблема самого первого очага зарождения цивилизации. Практически одновременно в нескольких районах земного шара, особенно благоприятных для земледелия, формируется несколько центров. В 4-м тыс. до н.э. появились два первых очага цивилизации: шумерский - в низовьях Тигра и Евфрата (Междуречье) и египетский - в долине Нила. В середине 3-го тыс. до н.э. в Индии и в начале 2-го тыс. до н.э. в Китае самостоятельно формируются цивилизации.

Славянофилы

Русской цивилизации присущи высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении, и коллективистское, общинное устройство социальной жизни. С точки зрения славянофилов, именно православие породило специфическую, социальную организацию - сельскую общину, «мир», который имеет в себе хозяйственное и нравственное значение. Славянофильство базируется на идеологии панславянизма. В основе их представления об особой судьбе России лежит идея об исключительности, особости славянства.

Евразийцы

Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Эта исключительность, по их мнению, определялась синтетическим характером русского этноса. Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразийским.

В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору (природной среде) - «месторазвитию» народа. Эта среда, по их мнению, определяет особенности различных стран и народов, их самосознание и судьбу. Россия занимает срединное пространство Азии и Европы,

Следует отметить, что каждая из концепций, определяющих место России в мировой цивилизации, базируется на определенных исторических фактах. Вместе с тем, в этих концепциях ясно просвечивает односторонняя идеологическая направленность.


В конце VIII-начале IX вв. на восточнославянской территории сложились условия для формирования раннефеодального государства. за местной знатью оставалось право приглашения князя, сбора государственных доходов и пр. Рюрика за определенное жалование пригласили исполнять обязанности судьи, определили ему территорию для проживания, оговорили в договоре условия, ограничивавшие свободу действий его дружины и пр. Князь Олег возглавил поход на юг и объединил в 882 г. два основных центра восточных славян - Новгородскую и Киевскую земли, а также обширные территории, лежавшие вдоль торгового пути "из варяг в греки" (от Балтийскогоморя к Черному). Сформировалось Древнерусское государство - Киевская Русь, Территориальный рост государства продолжался и в дальнейшем. В середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе.

Характерными чертами продвижения славянского общества к государству стало смешение родов и племен, этническое объединение северославянских и южно-славянских племен.

В результате трагической смерти мужа в 945 г. правительницей Руси при малолетнем сыне Святославе стала княгиня Ольга. Княгиня Ольга сумела в столь неспокойное время сохранить целостность и независимость государства. Княгиня довольно долго и жестоко мстила древлянам за убийство Игоря. ров. Почти два десятилетия правила княгиня Ольга, отличавшаяся редким умом и способностями. Ею фактически упразднена система сбора дани "полюдье" и заменена централизованным сбором фиксируемой дани - уроком, установив время и место (погосты) ее сбора. В годы ее правления состоялся обмен посольствами с германским императором Отгоном I. Уже на склоне лет она решила стать христианкой

Мудрая Ольга сумела избежать нежелательного брака с византийским императором, напомнив, что христианский обычай не позволяет венчаться крестному и его крестнице. Княгиня Ольга была канонизирована Русской Православной Церковью. ...

Князь Святослав отказавшийся принять христианство, сославшись на своих дружинников - язычников, посвятил свою жизнь возвышению славы русского оружия и вошел в историю как князь - воин. Болгария так понравилась Святославу, что он даже задумал перенести столицу Русского государства из Киева в Переяславль (в устье Дуная) Отсутствием Святослава в Киеве воспользовались кочевники и печенеги, осадили Киев. Вовремя подоспевший князь отбросил нападавших в степи.

Смерть княгини Ольги ускорила решение Святослава вернуться в Болгарию. Но нерадостно встретили князя болгары, им помогали греки. Изнурительная для обеих сторон битва завершилась обещанием Святослава никогда не возвращаться в Болгарию и не воевать с греками. При возвращении домой он и его истощенная дружина, вопреки советам разведки обойти днепровские пороги, были уничтожены печенегами

После смерти Святослава между братьями начались раздоры. Ярополк пошел на Олега и в одном из сражений князь Олег был убит. Владимир, хитростью погубив Ярополка, занял киевский престол Имя младшего сына Владимир связано с важным событием отечественной истории - принятием христианства. Для более глубокого ознакомления и выбора новой религии, приемлемой и удобной для государственной власти и привлекательной для народа, великий князь в разные страны послал десять благоразумных людей. служба в константинопольском христианском храме поразила своей величественностью и торжественностью,

Владимир принял решение и крестился в 988 г. в греческом городе Херсоне (Корсунь), который покорил после долгой осады. Став христианином, он обвенчался с сестрой греческих императоров Анной, расторгнув тем самым не освященные Церковью предшествующие браки. Летописи сообщают, что во время крещения Владимир излечился от болезни глаз и зрение вернулось к нему. Принятие единой религии было необходимо князю Владимиру, чтобы подтвердить и закрепить "божьею властью" свои права великого князя киевского. Возвра- в Киев, он крестил своих сыновей В 988-989 гг. христианство было провозглашено государственной религией. Люди крестились и под страхом власти, Крещение приняла большая часть Древней Руси- Хотя долго сосуществовали две религии - язычество и христианство.

По всей Руси на местах бывших языческих идолов возводились христианские храмы. Из Византии были приглашены священники, привезены иконы, церковная утварь. В начале XI в. только в Киеве насчитывалось уже около 800 церквей с иконами, богослужебными книгами, церковной утварью. Владимир, будучи первым князем книжной культуры, способствовал распространению новой веры и просвещения. По распоряжению князя дети состоятельных родителей обучались грамоте. Формировалась плеяда русских проповедников христианства.

Князь, стремясь реализовать христианский идеал, поначалу отказался от применения смертельной казни, прощал разбойников, заменял уголовные наказания штрафом. Заботился о бедных и больных, для них по городу развозили еду, мед и квас, а на княжеском дворе кормили и поили всех пришедших. В благодарность народ прозвал князя Красное Солнышко.

В период правления Владимира территория Руси значительно расширилась: на севере - от Балтийского моря, на юге - до Р- Буг. Особое беспокойство на юге доставляли печенеги. битвы на берегах р. Трубеж. Блестящая победа. А на месте поединка Владимир велел заложить город Переяславль, Владимир участвовал в многочисленных битвах. Воевал с Польшей, литовскими и булгарскими (волжскими) племенами, наложил дань на вятичей. В целях защиты русских пределов от чужеземцев возводились оборонительные линии, крепости и города с расселением на южных границах части славян, кривичей, чуди и вятичей.

После смерти отца князя Владимира в междоусобной борьбе братьев за киевский престол победил Ярослав (ок. 978-1054), ставший единым правителем Киевской Руси. Правление Ярослава, прозванного народом Мудрым, было отмечено подлинным расцветом Русского государства. При нем была принята "Русская Правда" (XI в.) - свод русских законов, в котором запрещалась месть за убийство, побои. А за нарушение закона виновник платил князю виру, размер которой был дифференцированным.

При Ярославе последняя в русской истории война с Грецией. Мир был закреплен браком сына Ярослава - Всеволода и дочери греческого императора Константина Мономаха - Марии (их сын князь Владимир Мономах). Была также одержана победа над печенегами, в честь разгрома которых в Киеве Ярослав на месте ожесточенной битвы воздвиг церковь Святой Софии.

Ярослав Мудрый положил начало русской метрополии. Вместо присылаемых из Византии главных духовных пастырей он поставил митрополитом русского священника.

При Ярославе Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Он был обнесен каменной стеной, а главные ворота названы Златыми. В столице, а также Новгороде, Чернигове, Переяславле осуществлялось широкое церковное и светское строительство. Были построены новые города: Юрьев, Ярославль и др. Он поощрял создание школ и библиотек. Часто духовными и политическими центрами становились монастыри

Со смертью Ярослава усилились междоусобицы между пятью его сыновьями. Съезд Ярославичей в г. Любече (1097) утвердил решение о наследовании земель своих отцов. Внук Ярослава Мудрого - великий князь Владимир II Мономах (1053-112. Он участвовал более чем в 80 крупных военных походах как по Руси, так и в Европе и половецких степях.

В целях укрепления власти своего рода Владимир передал важные княжеские столы (в Новгороде, Переяславле, Смоленске, Суздале, Владимире-Волынском) своим сыновьям.

Владимир Мономах был хорошо образован, знаком с русской и европейской литературной традицией и стал, пожалуй, одним из первых мирских писателей. Им была дополнена "Русская Правда" специальным "Уставом", в котором упорядочивалась система взимания процентов (резов) ростовщиками, регламентировалось положение зависимого крестьянства (холопов, закупов), вводились меры по охране имущественных прав купечества.

С развитием Древнерусского государства сложился строй Раннефеодальной монархии. Это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял князь. Князь управлял территорией при помощи Боярской думы (совета), куда входили старшие дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Органом местного крестьянского самоуправления была соседская, территориальная община - мир или вервь Крестьяне-общинники составляли большую часть населения Руси. Фактически государственное устройство Руси Народное вече держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом - вече, На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона города, неурожай, мор, одобрялись или изгонялись князья, принимались и отменялись законы, вершился суд ит.д. Великий Новгород и Псков с округой были вечевыми республиками, народное собрание обладало высшей законодательной ц судебной властью. В распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Однако уже в XI в. роль вече начинает ослабевать, сохраняя свою силу лишь в "старших", городах - Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.

Киевская Русь IX-XII вв. - раннефеодальное государство. Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.

В X-XI вв. в Киевской Руси начинают складываться крупные частные землевладения. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина не только не отчуждаемая, но и передаваемая по наследству. Киевская Русь славилась своими городами. Их число постоянно росло. Сначала это были крепости, политические центры управления феодальных округов.

Широкой известностью пользовалось изделия русских искусных ремесленников. Насчитывалось более 60 видов ремесел. . Продукция ремесленников расходилась и за рубеж. Древнерусские города выполняли также функции торговли и обмена. В крупнейших Из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля. Внутренняя торговля на Руси, особенно в IX-X вв., носила преимущественно меновый характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот и меха. были и металлические деньги. Чеканка своей монеты из золота и серебра на Руси относится к X-началу XI вв. На ее лицевой стороне был изображен князь, на оборотной - Иисус Христос. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун. С XIV в. эта денежная единица была вытеснена рублем. Наряду с русскими имели хождение и иноземные монеты - византийские, арабские, европейские.

Полюдье - сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII - первую половину X в., а локально - и до XII в. .

Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Византию, Болгарию, на Каспий. Русские сухопутные караваны достигали Багдад по пути в Индию.

Княгиня Ольга упорядочила сбор дани. Был уточнен размер дани определены время и место ее сдачи. К концу X в. функция сбора дани была возложена на наместника волости.

В дальнейшем складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин.



Эволюция государственности Киевской Руси (9-12 вв.)

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Раннефеодальная монархия IX-XII вв.

Великий князь Киевский

Дружина Стершая дружина. Бояре (знать) Младшая дружина (гриди)

Местные (удельные) князья Посадники, волостели

Местная дружина

Погосты, становища, волости

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX середина Х в.) время первых киевских князей. Второй (вторая половила Х первая половина XI в.) время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период вторая половина XI начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности. 25

Первые киевские князья (IX середина Х в.)

Объединение Новгорода и Киева. С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой, Трувор в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена «братьев» искажением древнешведских слов: «синеус» «со своими родами», «трувор» верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь «державой Рюриковичей»), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911).

Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г.

Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 у Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. (Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.

В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, «на двое харатьи», т.е. в двух экземплярах на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о «Законе русском», со которому судили жителей Киевской Руси).

Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

Князь Игорь. Восстание древлян. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь, говорили дружинники Игоря, воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы».

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Уроки и погосты. После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» размер дани и «погосты» места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров и хранились необходимые запасы продовольствия и где останавливала княжеская дружина во время сбора дани, появились погосты видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян.

Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (964-972) сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»; шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагатот, принадлежали Святославу и его дружинникам.)

Расцвет Киевской Руси

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древ29

лянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия П с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В до монгольские времена, на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется «равноапостольным».

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти. - Авт.) царя нашего». 32

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного «признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»),

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) - Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса - «Правды Ярослава»). Смысл дополнений защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий огнищанин (от слова «огнище» - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения - людей (мужей) - оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценивалась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов в 5 гривен.

Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI начало ХП в.)

«Очередной» порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лествичного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отиора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХШ в.

Владимир Мономах. После смерти Святополка П в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил «ворошить летописцы», часто обращался к княжению Владимира

Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

этногенез славянин русь князь