Сочинения

Врожденные инстинкты человека. Инстинкты человека. Что такое инстинкты

Разум 24 февраля

Этологи определяют инстинкт как специализированную морфоструктуру (временный орган животного, Lorenz, 1950a, b), которая закономерно появляется в потоке действий животного в специфической социальной ситуации. Инстинктивная реакция = автоматически осуществляющаяся при всяком предъявлении специфических раздражителей независимо от контекста, не корректируемая ни обстоятельствами контекста, ни прошлым опытом животного. Даже если использование того и другого могло бы сильно повысить успешность реакции, реализация инстинктов следует видовым «врождённым схемам реагирования ».

То есть главное в осуществлении инстинкта, в отличие от рефлекса и других простых форм реагирования - реализовать специализированные формы поведения в специфических ситуациях взаимодействия стереотипно и точно, а не просто вызвать ответы на стимуляцию.

Этология родилась из гениального прозрения Оскара Хейнрота, «увидевшего» вдруг, что наследственная координация, стоящий над нею центр торможения и механизм запуска «образуют с самого начала некоторое функциональное целое» (Лоренц, 1998: 341 ). Выделив эту систему, Хейнрот ввёл понятие «свойственного виду импульсивного поведения » (arteigene Triebhandlung ), чем открыл дорогу для «морфологического подхода к поведению ». Arteigene Triebhandlung - та самая «манера держаться», по которой орнитолог безошибочно распознает вид ещё до того, как рассмотрит детали окраски. Пример: реакции встряхивания хвостом, характерные движения при взлёте, чистке и пр. настолько устойчивые и типизированные, что имеют систематическое значение (Р. Хайнд. «Поведение животных», 1975 : табл.3 на стр.709).

Другой пример «свойственного виду импульсивного поведения» - многие цыплята даже за вознаграждение не могли всего 10 секунд спокойно постоять на платформе, не двигая ногами. Они не выдерживали и начинали скрести пол. Свиньи в цирке легко выучиваются раскатывать пятачком ковёр, но никак не могут научиться брать и опускать монету в фарфоровую копилку (также в форме свиньи; из этого бы вышел эффектный цирковой номер). Вместо того, чтобы опустить монетку, свинья много раз её роняет на пол, толкает пятачком, поднимает, снова роняет, подгоняет, подкидывает и т.п.

На основании таких наблюдений супруги Бреленды установили принцип инстинктивного смещения : выученные индивидуальные реакции всегда смещаются в сторону видовых инстинктов в тех случаях, когда выученная реакция хоть в какой-то степени сходна с сильным И. (Breland, Breland, 1961, цит. по Резникова, 2005).

Именно структура инстинктивных реакций животного определяет 1) чему можно выучиться, и чему выучиться нельзя, 2) как должно быть организовано обучение, чтобы оказалось успешным, причём форма опыта «на обучение» в общем случае зависит не от логики задачи, но от инстинктивно заданного «пространства возможностей» для обучения тому или иному навыку. 3) как должен быть поставлен опыт «на рассудочную деятельность», чтобы выявить «верхние этажи» интеллекта животного.

У человека и антропоидов инстинктивное смещение отсутствует: возможно обучение любой реакции (решению задачи и пр.) которое индивиды способны воспроизвести по образцу. Обучение может быть плохое, а результаты низкими, но не наблюдается смещения к иным реакциям, которые могли б рассматриваться как потенциальные «инстинкты» (Зорина З.А., Смирнова А.А. О чём рассказали «говорящие обезьяны»? способны ли высшие животные оперировать символами. М. 2006).

От обычных рефлекторных актов инстинкты отличаются тем, что воспроизводятся не только непосредственно в ответ на стимуляцию, но непрерывно. Точней, животное находится в постоянной готовности к совершению инстинктивного действия, но последняя в норме подавлена. Под воздействием ключевых стимулов центральный контроль снимается с высвобождением специфической структуры инстинктивного акта.

Эрих фон Хольст получил прямые доказательства того, что der Erbkoordination представляет собой систему с автономным управлением, не сводимую к цепям безусловных рефлексов. Он обнаружил, что стереотипные движения животного вызываются процессами стимуляции и координации, совершающимися в самой нервной системе. Движения не только выполняются скоординировано в строгой последовательности без участия рефлексов, но и начинаются вовсе без внешнего стимула.

Так, зафиксированы нормальные плавательные движения рыб с перерезанными задними корешками спинномозговых нервов. Видоспецифическая форма движений определяется автономным механизмом изнутри, «срабатывающим» в ответ на ключевой раздражитель извне. При длительном отсутствии специфических раздражителей тот же механизм «срабатывает вхолостую», в ответ на эндогенный рост нереализованного возбуждения «внутри» индивида.

Чтобы минимизировать возможные «ошибки запуска» (ведь инстинктивное действие невозможно остановить или изменить, пока оно не реализовано полностью), запускающая система должна так или иначе «сличать» внешний стимул с некой нервной моделью «типичных раздражителей» и/или «типовых ситуаций», запускающих инстинктивный ответ. Следовательно, врождённая система реагирования всегда содержит элемент распознавания образов (Lorenz, 1989).

Инстинкты - это единственные «оформленные структуры» (устойчивые элементы организации процесса), которые «заинтересованный наблюдатель» - этолог или другое животное (сосед, активный вселенец) может выделить на фоне изменчивого континуума прямых действий или экспрессивных реакций особи. Последние могут быть столь же врождёнными, как инстинкты, но управляются целью через акцепторы результатов действия по П.К.Анохину или носят рефлекторный характер, а не реализуют (видо)специфические структуры многоступенчатой последовательностей действий, подчинённой некоторому плану, программе поведения (Гаазе-Раппопорт, Поспелов, 1987). Поэтому рефлексы и экспрессивные реакции, также как целенаправленны действия животного не входят в состав инстинктов, хотя часто сопровождают их.

В силу шаблонности и «автоматичности» действия акт реализации инстинкта маркирует наступление специфических проблемных ситуаций процесса и поэтому может служить и служит знаком последней. Стереотипное воспроизведение дифференцированных форм брачных, угрожающих и т.п. демонстраций в ответ на демонстрации того же ряда есть реализация инстинкта в коммуникативном процессе. Поэтому для анализа инстинктов, реализующихся в социальной коммуникации, этологи используют «морфологический подход к поведению».

Ритуализированные демонстрации животных суть специфические элементы видового инстинкта (охраны территории, но не «агрессивного», поиска партнёра или ухаживания, но не «сексуального» и т.п. в зависимости от конкретной биологии вида). Точней, видовые демонстрации - это последовательные этапы реализации инстинкта в коммуникативном процессе, наиболее специфические (видоспецифические), выделенные и оформленные элементы «свойственного виду импульсивного поведения», поскольку специализированны в отношении сигнальной функции. В соответствии с этим Оскар Хейнрот определил этологию как изучение «языка и ритуалов» животных, объединённых им в понятии «система коммуникации» .

Замечательно, что психологи культурно-исторической школы, исходя из совершенно иных оснований, точно также определяют инстинкты как структуры поведения, внешние по отношению к действующему индивиду, то есть «общевидовые формы» сигнализации и социального действия, в которую должна укладываться активность последнего, чтобы быть эффективной и значимой для партнёров.

«Инстинкт, эта генетически первичная форма поведения, рассматривается как сложная структура, отдельные части которой слагаются наподобие элементов, образующих ритм, фигуру или мелодию », то есть тоже характеризуется определённой формой, имеющей некое сигнальное значение и которую должен распознать партнёр.

Это сложная структура, определённый знак некоторой системы коммуникации, который партнёры распознают по «фигурам, ритмам или мелодиям», образованным элементами инстинкта, то есть по специфической организации инстинктивной последовательности. Такого рода «знаки» у животных этологам только предстоит расшифровать, для чего следует научиться устанавливать соответствующие «фигуры» и тем более «мелодии», отличать их от «фона» несигнальной активности. методического хараткера.

И далее «многое говорит за предположение, что инстинкт в генетическом отношении является предшественником рефлекса. Рефлексы представляют собою только остаточные, выделившиеся части из более или менее дифференцированных инстинктов » (Словарь Л.С.Выготского, 2004: 44 ). Это писано независимо от Хейнрота и Лоренца, частью и до них.

В филогенетическом ряду позвоночных «врождённая болванка» инстинкта становится всё меньше, и всё неопределённей, при столь же неуклонном росте формообразующей роли социальной среды в становлении нормального поведения. При переходе некоторой границы первая исчезает совсем, и поведение формируется только индивидуальным пониманием ситуации (способностью создавать концепты, и дальше действовать по выделенному идеальному «образцу») или социальной средой , воспитывающей, развивающей способности индивидов, в том числе понимание и действие, без участия инстинктов. Врождённый паттерн поведения, запускающийся в ответ на специфические стимулы в специфической ситуации взаимодействия - инстинкт здесь исчезает, распадаясь на изолированные врождённые реакции - рефлексы, в точности как в определении Л.С. Выготского.

Думаю, этот «Рубикон» исчезновения инстинктов лежит даже не между человеком и животными, а внутри самих обезьян , где-то между высшими и низшими приматами. обезьянами, антропоидами и павианами, или макаками и мартышками.

Признаком наличия такой границы мне видится разрушение у высших обезьян той системы дифференцированных видовых сигналов "типа верветок", которая так модна сейчас, и полная деспециализация сигналов, как вокализации, так и жеста. У высших приматов проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.

Это ведёт к обратному превращению визуальных и акустических демонстраций животного из сигналов о ситуации в «просто экспрессии», выражающие динамику состояния индивида, и далеко не только в связи с ситуацией. Демонстрации утрачивают свою обычную информативность и специфичность связи определённых сигналов с определёнными ситуациями. Анализ взаимодействий гамадрилов (Erytrocebus patas ) показал, что основу для описания консервативной стороны социальной структуры группы даёт регулирование дистанций, груминг, обнюхивание рта партнёра и другие индивидуальные решения и действия. Демонстрации же при всей видоспецифичности значат на удивление мало : они не только встречаются менее чем в 13% от общего числа сближений, но и не позволяют предсказать исход сближения двух особей (Rowell, Olson, 1983).

Главным средством регуляции социальной структуры групп приматов (в меньшей степени других высших млекопитающих) вместо общевидовых сигналов служит социальное действиекаждого отдельного индивида, заинтересованного в стабильности сложившейся структуры группы или, наоборот, в выгодных для себя изменениях этой структуры . Общевидовые экспрессии или вокализации, обычно претендующие на роль демонстраций - потенциальных сигналов, у высших приматов практически всегда неспецифичны.

А вот социальное действие и оценка ситуаций, вроде бы сугубо индивидуальное, оказывается общепонятным и легко «прочитывается» по двум причинам. Во-первых, оно часто оказывается типическим действием в типических обстоятельствах, а развитие индивидуальности у высших приматов доходит до способности создавать концепты ситуаций, наблюдая поведение других особей, и воспроизводить эти действия по идеальному «образцу», когда та же самая ситуация случается с особью-наблюдателем . Для этого не требуется видовых инстинктов, только индивидуальные способности наблюдения, воображения, памяти, и интеллекта, всё то, чем высшие обезьяны качественно отличаются от низших - колобусов и мартышек.

Во-вторых, у высших приматов идеальная структура группы существует как некая общая реальность, известная всем членам социума, и учитывающаяся при любом социальном действии, наравне со статусом и индивидуальными особенностями животных. Исходя из этого «знания» «идеальной модели» отношений, интегрирующих животных в сообщество, индивид может сам прогнозировать развитие социальных ситуаций и по своему выбору предпринимать действии, направленные на сохранение существующих социальных связей, разрушаемых агрессией доминанта, или, наоборот, на изменять их в свою пользу (Seyfarth, 1980, 1981; Cheeney, Seyfarth, 2007).

Понятно, что для эффективного управления (или поддержания сложившейся структуры отношений) в такой системе нет необходимости в видовых инстинктах, и достаточно индивидуального действия. Ведь способность к созданию концептов ситуации, перемещаемость концептов и способность к реализации многоступенчатые планы действий по некому идеальному «образцу», наблюдённому у других особей, делает инстинкт совершенно лишним .

У человекообразных обезьян инстинктивная «матрица» исчезает полностью, и паттерны видоспецифического поведения неразличимы среди индивидуальных экспрессий. Это равно относится к демонстрациям (позам, жестам и звукам), и к сколько-нибудь стереотипным формам повседневного поведения.

Здесь (а тем более у человека) полностью отсутствуют инстинкты в этологическом понимании этого термина, как бы это не противоречило обыденному значению слова «инстинкт», «инстинктивный», где инстинкт путается со стереотипом и ритуалом на основании общего сходства в «бессознательном» осуществлении действия.

У низших обезьян (мартышек, колобусов, обезьян Нового света, всех имеющих дифференцированные системы сигналов-символов) они безусловно присутствуют. Следовательно, в «зоне перехода» между первыми и вторыми - у макак, лангуров, павианов, гелад происходит постепенное разрушение инстинктивной «матрицы» поведения до состояния полного отсутствия у антропоидов (что будет конкретизировано приматологическими исследованиями; будучи орнитологом, я могу лишь отметить тенденцию, а конкретное прохождение границы могу только предполагать).

Существуют три ряда доказательств в пользу этого тезиса.

Во-первых, у низших позвоночных психика и индивидуальность животного развиваются в «матрице» инстинктов, подчиняющей и берущей под управление остальные формы активности. Практически у всех позвоночных, кроме некоторых птиц и высших млекопитающих (попугаи, врановые, обезьяны, дельфины, кто ещё?) неинстинктивные реакции либо обслуживают реализацию инстинкта, либо осуществляются по созданной им «матрице» разделения времени между разными видами деятельности животного, либо подвергаются инстинктивному смещению. То есть именно видовые инстинкты задают «пределы осуществления» неинстинктивных форм поведения во времени и пространстве, «цели», и «верхние этажи» развития интеллекта (Никольская и др., 1995; Никольская, 2005).

В процессе прогрессивной эволюции индивидуальности животного в ряду позвоночных эта матрица «истончается» и «разрушается», замещаясь актами индивидуального интеллекта (например, концептами ситуаций ), результатами обучения и другими элементами опыта. Проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.

Далее, «инстинктивная матрица» паттернов видоспецифического поведения описана в исследованиях нервального субстрата вокализаций низших обезьян, но не найдена у антропоидов. Проводя стимуляцию разных отделов мозга беличьих обезьян-саймири при помощи вживленных электродов, U.Jurgens и D.Plooge показали, что каждый из восьми выделенных по структурным признакам спектра типов звуков саймири имеет в вокальных зонах головного мозга собственный морфологический субстрат. Если субстраты совпадали и из одной точки можно было вызвать два разных типа звуков, они вызывались разными режимами электрической стимуляции (по интенсивности, частоте и длительности стимула, цит. по Jurgens, 1979, 1988).

На других видах низших обезьян получены сходные результаты. Дифферецированности сигналов тревоги на уровне поведения соответствует дифференцированность нервного субстрата, опосредующего выдачу сигнала в ответ на сигналы партнёра и/или опасные ситуации (это участки лимбической системы, включающей вокальные зоны промежуточного и переднего мозга). При общности морфологического субстрата разные сигналы "запускаются" разными режимами стимуляции, то есть каждому видоспецифическому сигналу соответствует «свой собственный» участок и/или запускающий режим воздействия (Fitch, Hauser, 1995; Ghazanfar, Hauser, 1999).

С одной стороны, всё это точно соответствует "высвобождению" инстинктов после специфических "уколов" ключевых стимулов, как его понимали классические этологи. С другой - доказывает дискретность и дифференцированность видовых сигналов у низших обезьян и других позвоночных, имеющих системы сигнализации того же типа (Evans, 2002; Egnor et al., 2004). С третьей - подтверждает наличие биологической основы у традиционной типологической классификации сигналов животных, основанной на сведении всего многообразия изменений структурно-временного спектра звуков, продуцируемых в данной ситуации, к некому конечному набору «идеальных образцов» (Current topics in primate vocal communication, 1995).

То есть у низших обезьян видим жёсткое «тройное соответствие » между сигналом, ситуацией и паттерном поведения, запускаемым в ответ на сигнал, при видоспецифичности паттернов, «автоматичности» запуска, врождённости «означивания» ситуаций сигналами и врождённости реагирования других особей на сигнал. Физиологические исследования показывают, что сигналы имеют изолированные «модели выдачи» в мозгу, этологические исследования тех же видов - что существуют изолированные «модели восприятия и отреагирования» разных сигналов, связанных с разными ситуациями и дифференцируемых на основании разной формы сигнала .

Также организованы системы сигнализации всех других позвоночных (грызунов, ящериц, птиц и рыб). А вот в филогенетическом ряду приматов это «тройное соответствие» ослабевает и полностью ликвидируется у антропоидов. Уже у павианов и макак нарушена точность соответствия между дифференцированными сигналами, морфологическими субстратами, из которых вызывается сигнал, и дифференцированными режимами стимуляции или классами внешних объектов, ответственными за появление сигнала (Current topics in primate vocal communication, 1995; Ghazanfar, Hauser, 1999).

Соответственно, многие визуальные и акустические демонстрации неспецифичны, и деспециализированы до уровня индивидуальной пантомимы. Эти целиком неспецифические сигналы тем не менее вполне действенны в коммуникативном отношении, например, так называемый «пищевой крик» цейлонских макаков (Macaca sinica ).

Обнаружив новый вид пищи или богатый источник корма обезьяны издают характерный крик продолжительностью около 0,5 с (частота колеблется от 2,5 до 4,5 кГц). Эмоциональной основой крика служит общее возбуждение, своего рода эйфория, стимулированная находками новых источников или видов пищи, где уровень возбуждения (отражённый в соответствующих параметрах крика) растёт пропорционально степени новизны и «лакомости» пищи.

Доказательством неспецифичности сигнала служит тот факт, что индивидуальные различия в реактивности макак существенно влияют на интенсивность звуковой активности и на частотные характеристики самих звуков. Кроме того, характеристики сигнала не зависят от конкретных особенностей пищевых объектов, то есть пищевой сигнал макак лишён иконического смысла.

Тем не менее пищевой крик - эффективное и надёжное средство коммуникации. В адекватной ситуации крик зарегистрирован в 154 случаях из 169. Положительная реакция других особей на крик обнаружена в 135 случаях из 154; члены стада, услышавшие крик, сбегаются к нему с расстояния до 100 м (Dittus, 1984).

При переходе к высшим приматам всё больше сигналов становятся неспецифическими, их форма определяется индивидуальной экспрессией, на которую влияют состояние и ситуация, при полной невыраженности «идеальных образцов» и, следовательно, инвариантов формы сигнала. Реакция определяется индивидуальной оценкой ситуации, а не «автоматизмами» видового уровня, дифференцированные видовые системы сигнализации «типа верветок» преобразуются в пантомиму индивидов (сигналы ad hoc ), которые каждое животное издаёт в меру собственной возбуждённости и своей специфической оценки ситуации, а другие интерпретируют в меру собственного наблюдения и понимания.

То есть в филогенетическом ряду приматов идёт деспециализация видовых сигналов: из специализированного «языка», использующего сигналы-символы, они превращаются в индивидуальную пантомиму, способную передать настроение, но не информировать о классе ситуаций. Данный процесс зафиксирован и для вокализаций, и для визуальных сигналов (лицевые экспрессии, жесты, позные демонстрации). Логического завершения он достигает у антропоидов. В их поведенческом репертуаре полностью отсутствуют элементы поведения, соответствующие «демонстрациям» классических этологов.

Их место занимают вокализации, жестикуляции, телодвижения и лицевые экспрессии, сугубо индивидуальные по характеру, синхронизация и унификация которых достигается через взаимное «копирование» способа исполнения «нужных» криков или жестов в «нужной ситуации». Так, пищевые крики (long-distance food calls ) шимпанзе сугубо индивидуальны, при некоторой зависимости также от ситуации и новизны пищи (чем напоминают пищевой крик M.sinica ). Однако при совместном издавании крика самцы шимпанзе начинают подражать акустическим характеристикам крика партнёра. Этим достигается некоторая унификация криков, тем более полная и устойчивая, чем чаще данные животные кричат вместе по поводу сходных видов пищи (то есть, чем тесней социальная связь между ними, чем чаще они сотрудничают в поиске пищи сходными способами и пр.).

Поскольку характер крика и степень унифицированности его с другими особями - маркёр тесноты социального взаимодействия между животными, разные самцы, кричат по-разному в зависимости от того, с кем именно. Это приводит, с одной стороны, к существенному разнообразию криков, с другой стороны - к унификации, маркирующей существующие социальные альянсы, но способной гибко перестраиваться при всяком преобразовании структуры группы. Тем самым индивиды информируются о всех значимых перестройках структуры социальных связей (Mittani, Brandt, 1994).

Как показывают наблюдения, другие особи прекрасно ориентируются на структуру криков и характер жестикуляции индивидов, используя их как маркёр изменений социальных связей животного с индивидами из ближайшего окружения (силы, тесноты, устойчивости связей, доминантного или субординантного положения, Гудолл, 1992). Сходным образом поступают орангутаны Pongo pygmaeus . Для возобновления прерванной коммуникации: они точно воспроизводят сигналы партнёра, если "понимают" его значение и ситуацию, в связи с которой он был издан, но модифицируют его при непонятном (неизвестном) значении соответствующих жестов и криков, или незнании обстоятельств, в которых он был воспроизведён (Leavens, 2007).

То есть наблюдатель-этолог среди звуков или экспрессий антропоидов всегда может выделить элементы, которые в определённый период времени были бы и «оформленными», и «наделёнными значением» для всех членов группировки.

Но эти элементы непостоянны, их «наделение» сугубо ситуативно и динамично меняется на всём протяжении жизни группы, то есть «сами по себе» они «бесформенны» и «семантически пустые» (сигналы ad hoc ). Хотя пластика поведения животного (включая вокализацию) всегда распадается на некоторое число относительно выделенных элементов, напоминающих демонстрации, при сколько-нибудь продолжительном наблюдении она оказывается своеобразной tabula rasa , на которой динамика социальной структуры группы оттискивает то или иные «структуры поведения» с сигнальным значением ad hoc и быстро модифицирует их.

Поэтому второй ряд доказательств отсутствия инстинктов у высших приматов связан с неудачей поиска систем сигнализации «типа верветок». Последние основаны на видовых наборах дифференцированных демонстраций, «обозначающих» логически альтернативные категории объектов внешнего мира и этим как бы «именующих» их. Кроме них тот же самый сигнал «обозначает дифференцированные» программы поведения, которые запускаются при взаимодействии с данным внешним объектом и/или после поступления сигнала о нём (Seyfarth et al., 1980; Cheeney, Seyfarth, 1990; Blumstein, 2002; Egnor et al., 2004).

Показательно, что в ситуации опасности и тревоги (а также агрессии, полового возбуждения, и во всех остальных ситуациях) антропоиды неспособны информировать партнёров, какая точно опасность грозит, откуда именно, и что следует делать в данной ситуации . Их жестикуляция и крики отражают лишь степень беспокойства в связи с ситуацией, способны возбудить аналогичное эмоционально состояние в других, заставить их обратить внимание на ситуацию и при наличии отношений, предполагающих социальную поддержку, побудить её оказать.

Так, в группах шимпанзе периодически появляются каннибалы (-лки), ворующие и поедающие детёнышей других обезьян. Иногда эти попытки успешны, иногда матери им оказывают отпор, мобилизируя поддержку в виде дружественно расположенных самцов. Одна из таких самок несколько раз подвергалась атакам каннибалки и успешно отражала их за счёт социальной поддержки. Однако характер сигнализации объекта нападения показывает, что её интенсивная сигнализация и жесты никак не информирует «группу поддержки» о том, какого рода опасность грозит и как её лучше всего отражать, только передаёт состояние тревоги и стресса в связи с ситуацией. Прибывшие самцы вынуждены оценивать ситуацию и выбирать действия сами (Дж. Гудалл. Шимпанзе в природе. Поведение. М.: Мир, 1992 ).

Напротив, простенькая система сигнализации низших обезьян (3-4 дифференцированых крика вместо 18-30 вокализаций у шимпанзе, связанных континуальными переходами) легко справляется с задачей информирования об альтернативных категориях опасностей, существенных для их внешнего мира (Zuberbűhler et al., 1997; Zuberbűhler, 2000; Blumstein, 2002; Egnor et al., 2004). Видимо, именно в силу невозможности точного указания опасности, исходящей от каннибалов, эти шимпанзе спокойно существуют в группах и вне актов нападения на других детенышей вполне терпимы другими особями. Последние вполне распознают данных субъектов индивидуально, но за отсутствием и видоспецифических инстинктов, и «протоязыка» их действия остаются «неназваными», а, значит, «неоценёнными» по достоинству коллективом.

То есть у низших обезьян мы видим одно состояние стереотипных форм поведения, один способ использования ритуализированных демонстраций, точно соответствующий «классическому» определению инстинкта, у антропоидов и человека - другой, прямо противоположный первому. Фактически у шимпанзе и бонобо (в отличие от верветок) не существует видового «языка», решающего задачу «именования» значимых ситуаций и объектов внешнего мира, и обозначения действий, эффективных в данной ситуации. В то же время по уровню интеллекта, способности к обучению, к точному воспроизведению чужих действий в сложной ситуации (тех же жестов «языка глухонемых») вполне способны к обучению языку и использованию символов. Это многократно доказано знаменитыми опытами с «говорящими обезьянами» .

Следовательно, человеческий язык - не видовой инстинкт Homo sapiens , как считают хомскианцы (Пинкер, 2004), а такой же продукт культурной эволюции в сообществах приматов и пралюдей, как орудийная деятельность. С последней он имеет много общего, включая общий неврологический субстрат говорения, изготовления орудий по образцу, и метания предмета точно в цель . Но тогда даже у антропоидов (а тем более у человека) нет паттернов поведения, соответствующих этологическому определению инстинкта.

Третий ряд доказательств отсутствия инстинктов связан с радикально иным характером лицевых экспрессий (возможно, и других элементов «языка тела») человека по сравнению с видоспецифическими демонстрациями низших обезьян и других позвоночных, скажем, демонстрациями ухаживания и угрозы. Последние представляют собой классический пример инстинкта в том числе и потому, что точность соответствия стимула и реакции, изданной демонстрации особи и ответной демонстрации партнера обеспечивается автоматически, за счёт механизма стимуляции подобного подобным.

Модель «стимуляции подобного подобным» М.Е.Гольцмана (1983а) возникает из необходимости объяснить устойчивость/направленность течения коммуникации, её специфический результат в виде социальной асимметрии, устойчивой в течение определённого (прогнозируемого) периода времени, а также дифференциацию ролей, которая стабилизирует систему-социум без каких-либо «слишком сильных» утверждениях о наличии специализированных знаковых систем. Известная диалоговая модель коммуникации классических этологов - вариант «стимуляции подобного подобным» для того предельного случая, когда воздействия, которыми особи обмениваются друг с другом, представляют собой специализированные сигналы, жёстко связанные с определёнными ситуациями закономерно развивающегося процесса взаимодействия.

Природу стимуляции подобного подобным можно пояснить на примере взаимодействий матери и ребёнка в период «младенческого лепета», когда знакового общения точно нет (Винарская, 1987). В первые месяцы жизни ребёнка часть коммуникативных механизмов импринтингуется. Среди них именно те, «которые являются необходимой предпосылкой всякого взаимодействия»: быстрые и пристальные взгляды, движения приближения, улыбка, смех, характерные звуки голоса. Все эти реакции подкрепляются поведенческими механизмами матери, которые включаются настолько неожиданно и действуют так неосознанно для самой матери, что автор даже совершает «ошибку потенциальности», предположив их врождённость.

Это замедление тона материнской речи в ответ на эмоциональные проявления ребёнка, повышение средней частоты основного тона голоса за счёт высоких частот и пр. Если б речь шла о диалоге взрослых, можно было бы сказать, что мать переводит речь в регистр «для иностранца». Собственно «стимуляция подобного подобным» состоит в следующем: «Чем больше физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям младенца, тем легче ему подражать ей и, следовательно, устанавливать с нею характерный для раннего возраста эмоциональный социальный контакт. Чем полнее … контакт, тем скорее врождённые звуковые реакции ребёнка начинают приобретать национальные специфические черт ы» (Винарская, 1987: 21 ).

Согласно М.Е.Гольцману (1983а), основной регулятор поведения животных в сообществах основан на двух совместно протекающих процессах: стимуляции поведения подобным ему поведением партнёра, или, наоборот, блокировке данной активности. Первый процесс : любой поведенческий акт стимулирует, т.е. инициирует или усиливает у всех воспринимающих его точно такие же акты или комплементарные им. Поведение животного оказывает самостимулирующее влияние на него самоё, так и стимулирующее воздействие на партнёров. Это влияние осуществляется одновременно на всём множестве возможных уровней организации поведения животных в сообществах. Хотя основное влияние каждого параметра поведения (степень ритуализации формы актов, интенсивность и экспрессия действий, напряжённость ритма взаимодействий) приходится на тот же параметр поведения самого животного и его партнёров, оно распространяется и на другие формы поведения, физиологически и моторно связанные с данной. Второй процесс основан на противоположном свойстве: поведенческий акт блокирует появление аналогичных актов у социального партнёра.

Поэтому взаимоотношения особей разного ранга в структурированном сообществе носят по преимуществу «соревновательный» характер. Высокая частота предъявлений доминантными особями специфических комплексов поз, движений и действий, составляющих так называемый «синдром доминанта», обеспечивает тем лидирующее положение в группе и одновременно создаёт ситуацию, когда проявление идентичных форм поведения у других членов группы в значительной степени подавлено, так что те становятся в подчинённое положение (Гольцман и др., 1977).

Далее, постулируется существование положительной обратной связи, позволяющей обоим особям сравнить параметры собственной деятельности с параметрами действия партнёра и оценить «соотношение сил» противонаправленных потоков стимуляции, созданных реализацией поведения той и другой особи (Гольцман, 1983а; Гольцман и др., 1994; Крученкова, 2002).

Если социальная активность партнёра «слабей» активности самой особи, это стимулирует прогрессивное развитие поведения животного в сторону появления всё более экспрессивных и специфических элементов, оказывающих более интенсивное и долговременное воздействие на партнёра. Если же активность партнёра «сильней» собственной активности особи, то она подавляет проявление однотипных элементов поведения в деятельности партнёра и «обращает» развитие поведения последнего в сторону, противоположную развитию поведения более сильного партнёра (Гольцман и др., 1994; Крученкова, 2002). Например, в агонистических взаимодействиях побеждённые особи животное переходят к позам подчинения, тогда как будущий победитель по-прежнему демонстрирует позы угрозы.

Далее, всякий поведенческий акт стимулирует у воспринимающей особи точно такие же акты (инициируя их появление или усиливая выражение уже имеющихся) либо комплементарные им. Всякая реализация определённого поведения, а особенно ритуализированных демонстраций, специфически стимулирует партнёра и одновременно увеличивает чувствительность самого животного к однотипной стимуляции извне, то есть имеет место самостимулирующий эффект. Процессы стимуляции и самостимуляции оказываются сопряжёнными: здесь это две стороны одной медали.

В этом случае для всех инстинктивных реакций животного наблюдается жесткая положительная корреляция между способностью животного воспринимать сигналы, связанные с соответствующими демонстрациями, и продуцировать их самому.

В любой популяции существует полиморфизм по способности кодировать исходящие сигналы (связанный с точностью воспроизводства сигнальных инвариантов в конкретных актах демонстрирования животного, со стереотипностью исполнения видовых демонстраций), и по способности «расшифровывать» поведение партнёра, выделяя специфические формы сигналов на фоне континуума неспецифических несигнальных действий. У всех видов, исследованных в этом отношении, способность продуцировать стереотипные, легко узнаваемые демонстрации «на выходе» коррелирует с большей способности дифференцировать демонстрации в потоке действий партнёра «на входе» системы-организм (Andersson, 1980; Pietz, 1985; Aubin, Joventine, 1997, 1998, 2002).

Лицевые экспрессии человека, выражающие разные эмоциональные состояния, очень сходны с демонстрациями ухаживания и угрозы низших обезьян: те и другие экспрессивные реакции, обладающие некоторой видоспецифичностью и исполняемые достаточно стереотипно. Однако здесь корреляции между способностью отправлять и получать лицевые сигналы нет никакой, а если есть, то отрицательная. Например, J.T.Lanzetta и R.E.Kleck выяснили, что умелые отправители лицевых сигналов очень неточно расшифровывали чужие экспрессии, и наоборот. На видеоплёнку были засняты реакции студентов колледжа на красный и зелёный свет, первый предупреждал об ударе током.

Затем этой же группе студентов показывали записи реакций других участников и просили определить, когда им показывают красный сигнал, а когда зелёный. Те испытуемые, чьи лица наиболее точно отражали переживаемое состояние, хуже прочих определяли данное состояние на лицах других участников (Lanzetta, Kleck, 1970).

У животных исполнение собственных демонстраций прямо пропорционально чувствительности к аналогичной стимуляции партнёра и способности классифицировать экспрессивные реакции оппонента по наличию/отсутствию нужных демонстраций (на которые готово реагировать животное). Позитивная корреляция сохраняется, даже если демонстрация воспроизводится с искажением, исполнитель заслоняется ветками, листвой и пр., именно в силу инстинктивного характера продуцирования и отреагирования сигналов (Nuechterlein, Storer, 1982; Searby et al., 2004; Evans, Marler, 1995; Hauser, 1996; Peters, Evans, 2003a, b, 2007; Evans, Evans, 2007).

Следовательно, отрицательная корреляция у человека связана с неинстинктивным механизмом социализации, основанным на коммуникативной среде в семье и связанном с ним обучении . В высокоэкспрессивной среде в семье навыки лицевые демонстрации отлично развиваются, но поскольку высокоэмоциональные сигналы всех членов семьи крайне выразительны и очень точны, навыки расшифровки развиваются слабо в силу отсутствия необходимости. И наоборот, в низкоэкспрессивных семьях навыки экспрессивного выражения эмоциональных состояний развиты очень слабо, но поскольку необходимость понимания объективно существует, идёт обучение более точной расшифровке слабых сигналов (Izard, 1971, цит. по Изард, 1980).

Это предположение получило полное подтверждение при использовании «Опросника экспрессивности в семье» (Family Expressiveness Questionnaire ) для оценки коммуникативной среды. Навык кодировки эмоционального состояния в лицевых экспрессиях позитивно коррелирует с уровнем эмоциональности отношений и эмоциональной свободой в семье, навык расшифровки - отрицательно (Halberstadt, 1983, 1986)

И в заключение - зачем же у человека сейчас ищут инстинкты с тем же усердием, с каким раньше искали бессмертную душу? Цель одна - не мытьём, так катаньем примирить с несправедливостью устройства мира, который во зле лежит и, несмотря на 1789 и 1917 год, не собирается оттуда вылезать, напротив, погружается во зло всё глубже.

Инстинкты человека определяют всё его поведение, нет областей деятельности вне инстинктов. Книга «Инстинкты человека. Попытка описания и классификации» большой шаг в развитии этологии человека. Следующие шаги, вероятно, будут направлены на детализацию, уточнение и оцифровку инстинктов. Приоритетный интерес представляет практическое использование информации об инстинктах, для лучшего понимания поведения человека.

Анатолий Протопопов, Алексей Вязовский

Инстинкты человека. Попытка описания и классификации.
protopop.chat.ru/Instinctes_EBook.html

«В книге рассматриваются биологически-обусловленные аспекты поведения человека, главным образом - инстинкты, предлагается система их классификации. Рассматриваются взаимосвязи между инстинктами, рефлексами, рассудочным поведением, биологические предпосылки их возникновения, а также социальные проявления инстинктов. Рассматриваются также некоторые вопросы эволюционной теории, имеющие отношение к теме. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современной наукой»

Примативность – врождённая способность к рассудочному выполнению инстинктивных жизненных программ.
Термин примативность введён в науку этологом А.Протопоповым.
«Примативность - термин, предложенный А. Протопоповым в 1998 году (от лат. primatus - первоначальный) для обозначения степени средней приоритетности инстинктивно-обусловленных практических поступков в сравнении с приоритетностью поступков, обусловленных рассудочными умозаключениями».Очень полезный термин, углубляющий понимание поведения человека.Подробный научный индивидуальный тест на примативность разработан в институте Харькова.Термин примативность позволяет точнее анализировать и индивидуальное поведение, и массовое поведение в этносах.

2. Классификация инстинктов и её практическое применение.

А.Протопопов предлагает свою научную классификацию инстинктов человека.
Можно выделить самые значимые для жизни инстинкты человека, и рассмотреть детально:
1.
2. Территориальный инстинкт.
3. Ориентировочный инстинкт.
4. Инстинкт размножения
5. Родительский инстинкт.
6. Инстинкт иерархический
7.
8. Инстинкт самосохранения
9. Инстинкт свободы
10. Инстинкт альтруизма

Кроме инстинктов современные технологии могут привить человеку вирусное искусственное поведение, идущее ему во вред и работающее против инстинктивных программ, своеобразные информационные заболевания.
Отдельно в поведении человека следует выделить информационные заболевания — вирусные программы жизни, отличающие его от других видов животных.У разных людей врождённая сила инстинктов разная, у кого-то преобладает иерархический инстинкт, и он рвётся к власти, у кого-то сильный ориентировочный инстинкт и он выбирает науку, у кого-то развит инстинкт свободы, и он непрерывно путешествует…. Все инстинкты человека работают в комплексе, и приоритеты меняются со временем жизни.

Людьми, тоже основана на врожденных программах поведения, детально эти программы начал описывать этолог В.Р.Дольник. можно проанализировать с точки зрения этологии.

Поведение человека сложное, но приведенный перечень инстинктов достаточный и необходимый для понимания 90% поведения человека.

3. Типологизация по доминированию инстинктов

Психоневролог-психотерапевт, Вилен Исаакович Гарбузов в своих работах выделил основные инстинкты, лежащие в основе типологии индивидуальности.

В соционике предлагают типы людей по доминированию того или иного инстинкта. Вполне рабочая классификация, которую можно модернизировать.
Обычно у человека доминируют один или несколько инстинктов, а остальные менее выражены. Типология достаточно условна, но позволяет ориентироваться в человеческом поведении.
10 типов людей по доминированию того или иного инстинкта.

Основной тип (пищевой инстинкт)

Доминирует – пищевой инстинкт.
Поведение направлено на разнообразное, вкусное и обильное питание.
Признаки в поведении: интересует всё связанное с питанием, существенная часть времени жизни относится к питанию, заготовлению продуктов питания, приготовлению еды, «культ еды», изучению новых рецептов и проверке, разработке своих блюд.

Территориальный тип поведения (территориальный инстинкт)

Доминирует территориальный инстинкт.
Поведение направлено на развитие дома и своей земли.
Признаки в поведении: интерес к расширению территории и обустройству своей земли и дома, комфорту и уюту, «мой дом - моя крепость», интересуются строительством, ремонтом, дизайном, куплей-продажей недвижимости, благоустройством, приусадебным хозяйством, ландшафтным дизайном, садоводством.

Исследовательский тип (ориентировочный инстинкт)

Доминирует ориентировочный инстинкт
Поведение направлено на глубокое изучение мира и его отдельных областей.
Признаки в поведении: интересует изучение окружающего мира, любознательность, стремление во всем добраться до сути, много читают, экспериментируют, пишут, создают новую информацию.

Сексуальный тип (инстинкт размножения).

Доминирует инстинкт продолжения рода.
Поведение направлено на сексуальную жизнь.
Признаки в поведении: стремление выделяться, постоянный поиск партнеров, тщательный уход за телом и забота о внешности, выбор сферы деятельности в которой можно проявить свою сексуальность.
Сексуальный тип поведения часто не совпадает с генофильным.

Генофильный тип (инстинкт родительский)

Доминирует родительский инстинкт.
Поведение направлено на максимальное благополучие семьи и родственные связи.
Признаки в поведении: интересы этого типа людей фиксированы на семье, их кредо — «интересы семьи превыше всего», семья это — «святое», ради детей и семьи готовы на труд и жертвы.

Доминантный тип (иерархический инстинкт)

Доминирует иерархический инстинкт
Поведение направлено на достижение максимального социального ранга в любой сфере деятельности.
Признаки в поведении: иерархический инстинкт проявляется в желании лидировать в разных сферах, добиваться максимального социального ранга, карьеризме, потребности контроля над другими, самоуверенность, нетерпимость к критике, часто наглости, инициировании конфликтов и успешной победе в конфликтах.
Врождённое стремление к социальному доминированию не всегда совпадает со способностями организовать работу, поставить цель и проявить волю для ее достижения, разбираться в людях и вести их за собой. Эти люди могут стать как квалифицированными лидерами и руководителями, так и самодурками, деспотами, тиранами и главарями банд.

Дигнитофильный тип (инстинкт агрессии)

Доминирует инстинкт агрессии, нетерпим к любой форме унижения.
Поведение направлено на противодействие попыткам управления, вмешательства в жизнь и посягательства на права.
Признаки в поведении: агрессивная реакция на любые попытки вмешательства в жизнь, навязывания чуждых правил и стандартов, готовность к самозащите любой ценой, стремление к независимости.

Эгофильный тип (инстинкт самосохранения)

Доминирует инстинкт самосохранения.
Поведение направлено на избегание различных угроз и ущерба.
Признаки в поведении: склонность к повышенной осторожности, мнительность, тревожность в отношении всего неопределённого, эгоцентричность, консерватизм, страх любых перемен.
Вариант характера, которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, трусость, аполитичность, конформизм, позиция невмешательства и неучастия, приспособление к любым обстоятельствам, отсутствие собственных жизненных планов и жизнь сегодняшним днём.
Очень вероятно, 43-50% граждан России относятся к этой группе.

Либертофильный тип (инстинкт свободы)

Доминирует инстинкт свободы, интерес к путешествиям, смене мест обитания, склонность к протесту против любого ограничения его свободы.
Поведение направлено на максимально свободное перемещение по миру и свободу деятельности.
Признаки в поведении: самостоятельность, стремление к новым впечатлениям и перемене мест жительства и работы, предрасположенность к риску, нетерпимость к обыденности, администрированию, ограничениям свобод.

Альтруистический тип поведения (инстинкт альтруизма)

Доминируют инстинкт альтруизма.
Поведение направлено на групповые интересы, часто в ущерб самому себе и ближайшему окружению.
Признаки в поведении: проявляют интерес к общественной деятельности, способность помочь и отдать другим последнее, развито чувство несправедливости, посвящаю жизнь существенным интересам, защите слабых, правозащите, защите животных и окружающей среды.
Альтруисты могут проявлять сильнейшую агрессию, инициировать социальные конфликты и добиваться справедливости.
Очень вероятно, 1-2% граждан России относятся к этой группе, и участвует в деятельности НКО.

4. Государственные системы дрессировки человека. Государственные нормы поведения-реализации инстинктов.

5. Привычки человека. Привычные действия по реализации инстинктов.

Инстинкты человека под влиянием дрессировки и жизненного опыта превращаются в жизненные программы, состоящие из множества привычек.

Привычки – шаблоны поведения, выполняемые автоматически без затрат умственной энергии. Большинство действий человек совершает по привычке.

Список различных привычек человека будет состоять из 200-300 пунктов, а ежедневном использовании, будут важны, может быть, 20-30 привычек.

6. Оцифровка инстинктов и результатов их влияния.

Оцифровка реализации инстинктов может быть проведена в различном масштабе вплоть до отдельного человека. Предметом наноэкономики должна быть экономика отдельного человека и его экономическое поведение, но наука развивается медленно. – пищевой можно оцифровать подробно в масштабах планеты. Это всё связанное с производством продуктов питания, переработкой, упаковкой, доставкой, продажей, домашним приготовлением и потреблением пищи…

Инстинкт свободы обслуживает вся мировая туристическая индустрия.

Инстинкт или врожденное поведение − это неотъемлемая склонность живого организма к определенному сложному поведению. Простейшим примером инстинктивного поведения является фиксированная картина действия, в которой последовательность коротких и средних действий без изменения осуществляется в ответ на четко определенный стимул. Весь жизненный цикл животных состоит из инстинктов, которые обеспечивают: подготовку к размножению; размножение; питание; защиту от хищников; поведение ухаживания животных; строительство гнезд и нор; подготовку к смене сезонов и многое другое.

Инстинкты животных являются врожденными сложными образцами поведения, которые существуют у большинства членов вида, и их следует отличать от рефлексов, поскольку это простые ответы организма на конкретный стимул, такие как сокращение зрачка в ответ на яркий свет или спазматическое движение ноги при постукивании по колену.

Материнский инстинкт

Инстинкты животных сильны и врожденны. Несмотря на то, что в заповедниках и зоопарках много диких животных выхаживают и долго лечат люди, животные остаются дикими со своими инстинктами и об этом нельзя забывать ни на минуту. У многих людей есть заблуждение, что, поскольку животные были излечены людьми, тигры, львы и другие животные, живущие в неволе, будут ласковыми, доверчивыми и безопасными для людей. Но это совершенно не так. Инстинкты диких животных, независимо от того, где и как они появились на свет, могут проявляться очень сильными и животные продолжают быть ОЧЕНЬ опасными! Работники заповедников и зоопарков, как никто другой знают инстинкты диких животных и всегда находятся начеку рядом с ними.

Любое поведение является инстинктивным, если оно выполняется, не основываясь на предыдущем опыте и, следовательно, является выражением врожденных биологических факторов. Каждое животное обладает большим количеством инстинктов, но каждому виду характерны свои уникальные инстинкты:

— Морские черепашки, недавно вылупившиеся на пляже, автоматически двигаются к океану.

— Новорождённый кенгуренок инстинктивно взбирается в мешок матери и прикрепляется к одному из четырех сосков, хотя сам кушать не умеет, поэтому мать, сокращая мышцы, брызгает свое молоко ему в рот.

— Медоносные пчелы общаются, танцуя в направлении источника пищи без формальной инструкции.

— Бобры, благодаря своему инстинкту, являются хорошими строителями. Они сооружают дамбы, чтобы образовались тихие и глубокие запруды, а посредине их строят дом из хвороста.

— Кашалот может оставаться под водой на протяжении полутора часа и ныряет на глубину 1500 метров. Перед новым погружением под воду кашалот инстинктивно отдыхает 10 минут, чтобы обогатить кровь кислородом.

— Глаза хамелеона, которые вращаются в разные стороны независимо одно от другого, помогают при инстинкте самосохранения. То есть помогают животному вовремя увидеть хищника.

— Неуклюжий пингвин, пользуясь своим инстинктом, во время пребывания на суше, удирает от своих врагов на животе по льду, развивая при этом хорошую скорость.

— Пума нападает на свою жертву из засады и кусает за загривок. Она часто убивает намного больше, чем может сама съесть. Тогда пума инстинктивно прячет остатки туши и если ей не удастся раздобыть что-нибудь свеженькое, возвращается к ним позже.

— Существует много видов перелетных птиц, но желание улететь на юг (осенью) или возвращаться домой (весной) проявляется у них даже тогда, когда они находятся в неволе. И снова срабатывает инстинкт.

— Инстинкт присмотра за потомством, хорошо развит у карликовой белозубки, поскольку очень интересно передвигается самка с детенышами. Первый цепляется зубами за основу маминого хвоста, другой – за хвост первого и так далее. Так и путешествуют бесконечной цепочкой.

— Живут гигантские тридакны в водах Тихого и Индийского океанов, среди коралловых рифов. Эти моллюски составляют угрозу для невнимательных аквалангистов. Если человек попадет рукой или ногой между створок ракушки тридакны, инстинктивно сработает мускул-замыкатель, они закроются и неудачник окажется в западне.

Тр

Каждый из нас знает великого ученого И.П.Павлова и его интересные исследования над собакою. На первый взгляд простой опыт с псом, а сколько интересной и полезной информации, касающейся рефлексов и инстинктов собаки. Согласно учению И.П. Павлова, поведение животных - единство двух форм: инстинктивной и приобретенной. Поэтому то, что часто кажется осмысленным поведением собаки, на деле оказывается рядом условных рефлексов.

В период развития собаки, наследственность и условия среды постоянно взаимодействуют, и порой сложно определить, что является инстинктом, а что - приобретенной реакцией. Но все-таки, можно выделить основные инстинкты, которые оказывают сильное влияние на формирование характера собаки: пищевой, оборонительной, половой, ориентировочной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Рик Берри

Вы когда-нибудь интересовались тем, как передаются от матери к ребенку? Как могут эти необходимые для жизни «знания» переходить через молекулы всего одной клетки? За долгие годы ученые провели немало исследований, но сегодня они продолжают задавать те же самые вопросы!

Откуда новорожденный младенец знает то, чему его никто и никогда не учил?

Сначала этот вопрос может показаться бессмысленным. Первая мысль, которая приходит в голову, «И правда! Младенцы не знают того, чему их не учили. Во время рождения мозг человека похож на чистый лист, который через внешние воздействующие факторы впоследствии заполняется новой информацией и опытом» .

Однако представление о том, что люди (или животные и насекомые) рождаются с «чистым» мозгом, который только и ждет подходящего момента, чтобы заполниться информацией, в корне неверно! Для того чтобы провести аналогию, представьте себе компьютер: все его детали можно правильно собрать до последнего винтика, но он не может выполнять свою непосредственную функцию, пока в его материнскую плату не будет введена информация.

Как правило, компьютеры, которые мы покупаем, уже имеют встроенную операционную программу, благодаря которой компьютер функционирует на элементарном уровне, несмотря на то, что большинство его памяти свободно от дополнительных программ и данных.

По сути, наш Творец точно также запрограммировал и младенцев (и других существ). Еще до рождения ребенка Бог закладывает в его мозг и нервную систему жизненно необходимую «операционную систему», помогающую новорожденному выживать.

Важные человеческие инстинкты

Эта «операционная система» выражена в форме инстинктов и инстинктивного поведения.

К примеру, когда вы родились, кто учил вас, как сосать и пить из бутылочки - мама или папа? Конечно же, ни один и ни другой! Даже новорожденный ребенок весом меньше чем некоторые ноутбуки, имеет «предварительно установленную программу» или , которые и помогают ему брать грудь или сосать из бутылки. Если бы новорожденный не имел этой программы, он умер бы с голоду.

Представление о том, что люди (или животные и насекомые) рождаются с «чистым» мозгом, который только и ждет подходящего момента, чтобы заполниться информацией, в корне неверно!

Ребенок поступает по-умному: он просто берет бутылочку и кушает. В его маленькой головке не возникает никаких соображений, типа: (a) дискомфорт в моем животе вызван чувством голода, (б) для того чтобы избавиться от голода, мне необходимо положить какую-нибудь пищу в рот (в) эта бутылочка может меня накормить.

Бог заложил в крошечный мозг и нервную систему младенца все эти способности еще до того, как ребенок начинает понимать, зачем они ему нужны.

То же самое можно сказать и об инстинкте искать грудь. Если дотронуться до щечки, носика или губок малыша соской бутылочки, его головка начинает поворачиваться в поисках источника еды. Медицинское сообщество называет способность ребенка искать грудь «примитивным рефлексом».

При любых попытках объяснить происхождение этих способностей, светские авторы, как правило, называют их просто «инстинктивными» или «унаследованными» (что на самом деле ничего не объясняет), или обращаются к смутным объяснениям типа «природа знает все ответы».

Люди могут называть эти способности как угодно: «инстинктами» или «инстинктивными рефлексами», но только тот, кто знает Библию, увидит в этом предварительном программировании мудрость и работу Творца.

Удивительные инстинкты

Ученые уже много лет изучают удивительные примеры инстинктов в мире животных. Они исследуют то, как птицы строят свои гнезда, как кенгурята залазят в сумку своей мамы-кенгуру и кушают в ней, как животные спариваются, а медоносные танцуют, сообщая своим собратьям о том, где находится источник пищи.


© Burcin Tuncer | iStockphoto.com

Морская черепаха выходит на берег, чтобы отложить яйца, прячет их в песок, а затем снова возвращается в море. Через два месяца из яиц вылупливаются черепашата. Мамы рядом нет, и для них было бы естественно спрятаться где-нибудь в высокой траве, но они этого не делают. Наоборот, малыши что есть мочи стремятся к неспокойному океану - идеальному месту их обитания, и они понятия не имеют, почему они это делают. Добравшись до океана, они не останавливаются (как большинство животных), а бросаются в воду и парят на волнах подальше в океанские просторы, а ведь никто и никогда не учил их этому!


© Jason Lin | Dreamstime.com

Следующий крупный эксперимент был проведен датским зоологом Николасом Тинбергеном. Он исследовал, способны ли только что вылупившиеся индюшата узнавать силуэт хищной птицы, притом, что мама никогда не учила их этому.

Сначала он загнал крошек-индюшат в круговой загон. Затем он повесил на стенки загона картонные силуэты. Если силуэт имел длинную шею и распростертые крылья как у гуся, птенец не обращал на него внимания. Но когда Тинберген переворачивал картонную форму, и на ней был изображен силуэт с короткой шеей и удлиненным телом, как у совы, индюшата начинали пищать и бежать по загону.

Почему? Ученый пришел к заключению, что даже если мама-индюшиха не учит своих детенышей, как избежать опасности, в их маленький мозг уже вложена информация о том, что тень гуся с длинной шеей не представляет никакой опасности, а тень, напоминающая сову, сообщает о приближающейся гибели.

Среди ученых начались споры: инстинкт или поведение, приобретенное в результате обучения? Последующие годы исследований вызвали еще больше вопросов. Объективность эксперимента Тинбергена, к примеру, была подвергнута сомнению. Ученые считали, что исследователю было легко истолковать реакцию индюшат: либо птенцы суетливо бегали по загону или просто переходили с места на место?

Оказалось, что эти эксперименты трудно воспроизвести. Однако новые опыты, проведенные под более тщательным контролем, показали, что сердце птенцов и в самом деле начинает биться чаще, когда они видят силуэт хищной птицы, но что же это означает?


Если молодые птенцы хотят выжить, они должны быстро распознавать тень приближающейся опасности. Проведенные в 1937 году классические эксперименты Тинбергена показали, что только что вылупившиеся индюшата обладают данной Богом способностью узнавать силуэт хищной птицы с короткой шеей и безопасной птицы с длинной шеей.

Заключение

Большей части поведения люди и животные, конечно же, учатся после рождения. Суть в том, что какое-то инстинктивное поведение есть у живых существ с самого начала, но каждый мозг устроен так, что в определенных обстоятельствах он способен приобретать новые навыки в ответ на свои особые нужды (было показано, что даже импринтинг – процесс обратимый). То, как именно это происходит, для ученых до сих пор остается загадкой.

Возможно ли, что инстинкты появились в результате миллионов лет эволюционных проб и ошибок? Трудно поверить в этот вероятный сценарий, особенно в свете того, к каким последствиям может привести отказ от следования инстинктам всего в одном поколении.

К примеру, если бы морские черепашки направились в траву, а не к воде (как велит им их инстинкт), это положило бы конец истории морских черепах, которые являются легкой мишенью для морских птиц и других хищников. Более того, нам до сих пор точно не известны механизмы хранения и передачи информации к потомству (которое начинается с одной клетки, а не с взрослой копии с работающим мозгом!).

Даже такое явление как инстинкт еще раз показывает нам разумный, благой и преднамеренный отпечаток Творца.

Рик Берри - уже более 20 лет участвует в христианском служении в России и Восточной Европе. В настоящее время он является директором служения основания новых церквей совместно с «Baptist International Evangelistic Ministries». Рик написал более 200 статей и рассказов для различных христианских и светских изданий.

Человек не рождается беспомощным и ничего не способным делать. Просто его организм после рождения еще недостаточно сформирован, чтобы быть способным выполнять все базовые действия, которые свойственны всем людям. Инстинкты – это базовые поступки, которые совершаются абсолютно всеми людьми. Чтобы понимать, что это такое, как влияют на нашу жизнь и какие примеры можно привести, интернет-журнал сайт рассмотрит данную тему.

Абсолютно все люди рождаются с инстинктами. Это безусловные рефлексы, которые проявляются у всех живых существ и выполняют важные функции. Среди всех видов инстинктов самыми главными считаются чувство самосохранения и размножения. Стремление сохранить свою жизнь проявляется с первых минут жизни. Ребенок кричит, плачет, чтобы его накормили, пригрели, убаюкали и т. д.

По мере того как организм человека крепнет и становится самостоятельно функционирующим, ребенок все больше подвергается инстинктам. Ярким примером можно привести способность педиатров рассказать родителям, на каком месяце своей жизни что должен делать ребенок, чтобы считать его нормально развивающимся. Все дети в течение первых лет жизни живут на уровне инстинктов, которые диктуют им, как они будут развиваться, что делать, как реагировать, как будут действовать их организмы и пр.

Однако инстинкты – это не все, на чем базируется жизнь человека, иначе бы люди не отличались бы от животного мира. Если животные действуют на уровне инстинктов, то люди по мере своего развития и роста обретают условные рефлексы – это определенные навыки, которые требуют обучения и закрепления для их совершения. Люди с этими навыками не рождаются. Если человека им не обучить, то он не сможет их выполнять. Однако по мере воспитания инстинкты все больше отходят на второй план, уступая место условным рефлексам.

Инстинкты невозможно подавить или полностью от них избавиться. Однако человек способен себя вовремя останавливать и контролировать. Если осуществлять контроль над собственными действиями, тогда инстинкты не смогут проявиться в полную силу. Человек будет испытывать инстинктивные переживания и проявления (например, учащенное сердцебиение или потоотделение), однако может контролировать свои поступки.

Инстинкты обычно срабатывают в экстренной и угрожающей жизни человеку опасности. Примером можно назвать нападение собаки, от которой человек хочет убежать или отбивается камнями, отдергивание руки от горячего чайника (навряд ли кому-то удастся этого не сделать, если только у человека нет нарушений в восприятии анализаторами или обработке поступающей информации мозгом).

Инстинкты всегда в полную меру срабатывают, когда человек себя не контролирует. Однако здесь следует отличать автоматически наработанные действия и инстинкты. То, что человек не задумывается над тем, что нужно поднять руку, чтобы включить свет в комнате, еще не делает его действия инстинктивными.

Инстинктам человека не нужно обучать, он уже ими обладает и подчиняется, если не пытается остановить свои действия. Автоматическим условным рефлексам и прочему поведению человек должен обучиться, чтобы его совершить.

Что такое инстинкты?

Под инстинктами понимаются автоматические обусловленные действия, которые даются всем людям с самого рождения и не требуют их сознательного контроля. В основном инстинкты направлены на выживание индивида и сохранение своего рода. Таким образом, человек инстинктивно начинает искать пищу или воду, когда голоден или испытывает жажду, убегает от опасности или вступает в бой, когда ему угрожает опасность, вступает в половые связи с противоположным полом, чтобы получить потомство.

Однако психологи выделяют, что у человека существует намного больше инстинктов, нежели у животного мира. Человеческими инстинктами называют стремление к власти, доминированию, общению. Следует отметить, что самым главным инстинктом, который имеет множество видов своего проявления, является стремление к сохранению баланса. Так называемый гомеостаз – когда человек желает испытывать спокойствие и умиротворение – является одним из базовых стремлений.

Инстинкт – это не цель, как могут подумать некоторые люди. То, что человек сознательно чего-то желает и хочет достичь, не является инстинктом. Здесь человек просто обустраивает свою жизнь, которая и так может существовать, если он ничего не будет делать.

Следует отличать инстинкты от внутренних страхов, комплексов, чувств, которые развиваются в человеке по мере его жизни. Их еще называют приобретенными, или социальными страхами. К примеру, чувство вины – это наработанное качество, которое на подсознательном уровне воздействует на человека. Однако никто не рождается с чувством вины, его развивают в людях по мере их роста и развития.

Также следует выделить такие распространенные страхи, как:

  1. Боязнь быть непризнанным.
  2. Страх перед критикой.
  3. и пр.

Все это социальные страхи. Они больше связаны с психической гармонией человека, нежели с его выживанием.

Однако есть страхи, которые в некоторой степени можно отнести к инстинктивным. Так, страх перед акулами или пауками, страх высоты – эти страхи могут быть выработанными, однако они основываются на инстинкте самовыживания, когда человек в первую очередь должен заботиться о сохранности своего здоровья и жизни.

Инстинкты человека

Человек является сложно устроенным существом, что можно объяснить на примере трансформации и усложнения инстинктов по мере своей жизни. Человек рождается с биологическими потребностями, которые диктуют инстинкты – автоматические действия, направленные на удовлетворение потребностей организма. Однако человек живет в социуме, где существуют свои правила, нормы, традиции и прочие аспекты. Он подвергается воспитанию, обучению, воздействию, что позволяет инстинктам уходить на второй план.

Инстинкты не пропадают и не исчезают. Порой человек даже научается их останавливать, контролировать. По мере приобретения опыта и формирования своей жизни инстинкты человека трансформируются. Если вы замечаете неадекватно ведущего себя человека в стрессовой ситуации, значит, он пока не выработал механизма, который сдерживал бы его инстинктивное поведение. Однако есть индивиды, которые уже научились сохранять спокойствие в ситуациях, которые угрожают им смертью либо требуют оплодотворения (сексуального акта).

Таким образом, инстинкты человека никуда не исчезают, однако они начинают подчиняться определенным страхам, мировоззрению, условным рефлексам и даже социальным нормам, когда индивид научается вовремя включаться в процесс, чтобы затормозить свои инстинктивные действия и быстро их перевести на другие поступки.

Инстинкты даны абсолютно всем людям и сохраняются на всю жизнь. Их нельзя назвать ни хорошими, ни плохими. Инстинкты помогают человеку в первую очередь выживать, иначе бессмысленным становится его рождение и существование. С другой стороны, инстинктивные поступки зачастую считаются неприемлемыми в обществе, где разработаны свои законы и рамки поведения. Поэтому человек должен учиться контролировать свои инстинктивные порывы и переводить энергию на совершение приемлемых социумом действий.

Это и отличает человека от животных – сознательный контроль, когда инстинкты существуют и продолжают помогать человеку выживать. Однако индивид способен себя контролировать и не подчиняться инстинктивной энергии, если она неуместна в конкретном случае.

Виды инстинктов

Существует множество видов инстинктов:

  1. Инстинкт самосохранения – самый базовый и начальный. Каждый ребенок начинает плакать, если рядом нет матери или того человека, который о нем постоянно заботится. Если у человека со временем инстинкт самосохранения не угасает под влиянием общественного воспитания, тогда он становится осторожным, расчетливым. Азартные, рискованные люди совершают деструктивные поступки, когда прыгают с парашютом или лезут в клетки к хищным животным. В зависимости от степени инстинкта самосохранения, человек будет совершать те или иные действия.
  2. Продолжение рода. Данный инстинкт сначала проявляется на уровне желания, чтобы семья родителей оставалась целой, не разрушалась, а затем человек сам начинает желать создать свою семью и родить детей. Данный инстинкт тоже имеет разный уровень своего проявления. Есть люди, которые контролируют свои сексуальные желания и остаются верными своим единственным партнерам по браку, а есть лица, которые не хотят или не способны контролировать сексуальную похоть, поэтому заводят любовниц либо вообще не создают семей, чтобы иметь возможность совокупляться с большим количеством представителей противоположного пола.
  3. Исследование. По мере того как организм человека крепнет, он начинает изучать окружающий мир. Любопытство становится инстинктом, который направлен на изучение окружающего мира, желание его понять и начать с ним взаимодействовать, что также позволит ему гармонично жить, сохранять свою жизнь.
  4. Доминирование. Человек испытывает внутреннюю потребность обладать властью, вести за собой других людей, контролировать и управлять. Данный инстинкт проявляется у людей в разной степени.
  5. Независимость и свобода. Данные инстинкты тоже являются врожденными, когда каждый ребенок сопротивляется любой попытке его запеленать, ограничить в действиях или запретить. Взрослые люди тоже делают все, чтобы обрести максимальную свободу и независимость в том мире, в котором они вынуждены жить.
  6. . Данный инстинкт можно совместить с инстинктом исследования, поскольку человек сначала изучает окружающий мир, а потом начинает к нему адаптироваться, чтобы наработать такие навыки и сформировать такие знания, которые помогут ему эффективно выживать в имеющихся условиях.
  7. Коммуникативная. Человек может быть в одиночестве, однако он больше тяготеет к стадному существованию, когда можно пообщаться, вести совместные дела и решать проблемы за чужой счет.

Примеры инстинктов

Самыми яркими примерами инстинктов являются желание человека бежать или защищаться в ситуации опасности. Также практически все люди тем или иным образом желают продолжить свой род. Невозможно назвать инстинктами чувства, которые родители проявляют к своему ребенку, однако их наличие заставляет матерей и отцов заботиться о своем потомстве, пока оно не стало самостоятельным и независимым от них.

Социальными инстинктами, то есть теми, которые вырабатываются в течение жизни, можно назвать склонность к альтруизму и желание сохранить чувство собственного достоинства.

Итог

Инстинкты даются всем людям лишь с одной целью – сохранить человеческий род (сначала самого человека, а потом побудить размножаться и сохранять своих детенышей). Инстинкты с годами притупляются, поскольку человек научается ими управлять или вовремя останавливаться благодаря тем условным действиям, которые нарабатывает по мере жизни.