Сочинения

Высшее образование за границей в государственных вузах. Зарубежные образовательные системы и их особенности. Страна, к которой дети лучше всего приспосабливаются

Высшее образование за границей – выгодный вклад в успешное будущее и карьеру для российских граждан. Специалисты, получившие высшее образование за рубежом, высоко ценятся на международном рынке труда и добиваются значительно больших успехов в сравнении с соотечественниками. При всем этом учеба за границей для русских позволяет не только получить престижный диплом и отличные академические знания и навыки, но и в совершенстве выучить иностранный язык, находясь в естественной для этого среде.

Чем отличается высшее образование за рубежом?

При условии соответствия традиционной европейской образовательной системе, высшее образование в разных странах мира различается незначительно. Также привлекательной для российских граждан является возможность получать второе высшее на территории зарубежных стран в престижных вузах. Получить второе образование, как правило, проще, чем первое.

Система высшего образования может незначительно отличаться в разных странах. Например, помимо стандартного, в университете Франции может предусматриваться короткий и длинный университетские циклы с возможностью получения диплома о техническом или специализированном образовании.

Большинство зарубежных университетов используют общеевропейскую систему накопления и трансфера кредитов для оценки знаний студентов разных вузов. Система ECTS делает значительно проще процесс перевода учащихся в другой университет или на параллельный курс магистратуры сразу в нескольких образовательных учреждениях.

Условия и стоимость обучения

В большинстве случаев лучший вариант для получения образования в зарубежных вузах – это предварительная подготовка к университету за рубежом. Она позволяет не только приобрести необходимые академические навыки, но и языковую подготовку, успешно учиться в новой среде. Программы подготовки может предложить практически любая частная школа и даже престижные университеты мира.

Стоимость обучения за границей в разных странах мира значительно различается. Самым дорогим является образование в Великобритании, а также в США. В сравнении с ценами в этих странах, программа в Чехии, Испании или на Кипре обходится российским студентам практически бесплатно.

На то, сколько стоит обучение за рубежом, напрямую влияет местоположение, направление деятельности, история и престижность вуза. Чем выше статус учебного заведения, тем значительнее цена учебы или подготовки к поступлению. Кроме того, частные вузы выставляют большую стоимость, чем государственные. Часто для иностранных студентов доступны стипендии, гранты и другие программы материальной поддержки.

Обязательным требованием к абитуриентам является хорошее владение языком. Таким образом, прохождение языковых курсов с последующей сдачей соответствующих экзаменов – важное условие для успешной социализации, поступления и обучения. Специальных экзаменов для абитуриентов в Европе в большинстве случаев не предусмотрено. Исключением являются творческие специальности, медицина и некоторые другие профили.

Узнайте больше и получите бесплатный ответ на любой интересующий вопрос по зарубежному образованию уже сейчас. Просто свяжитесь со специалистами компании «Планета Эсперанто», и мы поможем организовать поездку на учебу без издержек.

Студенты поступают в западные вузы, чтобы пожить за рубежом и получить больше возможностей для дальнейшего трудоустройства. Но стоимость обучения во многих университетах исчисляется тысячами долларов, а после падения рубля образование за границей стало для россиян ещё менее доступным.
Но диплом хорошего западного вуза можно получить бесплатно или за небольшие деньги. The Village поговорил со студентами, которые уехали учиться в США, Канаду, Францию, Италию и Германию, и спросил, как им удалось поступить на бюджет и что они для этого сделали.

Как поступить?

Софья Ракитина

студентка университета Тор Вергата, Рим

Я окончила социологический факультет МГУ имени Ломоносова в прошлом году. Мечта поехать учиться за границу появилась у меня ещё в школе - помню, как во время подачи документов в МГУ увидела на первом этаже здания соцфака стенгазету с впечатлениями студентов от учебных стажировок в Финляндии и Германии, это во многом определило мой выбор при поступлении. К сожалению, во время обучения мне так и не удалось осуществить свою мечту: визиты в международный отдел МГУ оканчивались тем, что меня отправляли на свой факультет, где отвечали, что мне нужно идти обратно в главное здание. Информацию собирала по крупицам.

Тогда я выбирала страну и программу обучения скорее среди имеющихся предложений, чем исходя из каких-либо собственных желаний, хотя, конечно, в приоритете были англоязычные страны. После окончания МГУ я поступила на программу магистратуры в The University of Bradford. Выбирала университет по рейтингу и по проходным баллам экзамена IELTS. В тот год как раз очень сильно поднялся валютный курс, и после долгих размышлений мы с родителями решили, что даже с учётом стипендий, покрывающих обучение, расходы на проживание, учебники и перелёты очень сильно ударят по бюджету нашей семьи. Мне пришлось отказаться от этой возможности.

В этом году мой выбор пал на Римский университет Тор Вергата (Università degli Studi di Roma Tor Vergata), где я буду учиться по магистерской программе на экономическом факультете. Я также поступила ещё в Пизанский университет, но решила, что все-таки хочу учиться и жить в Риме. Подкупает то, что в большом городе проще найти работу, к тому же я очень люблю проводить досуг не сидя на диване.

Процесс поступления был долгим и не без нервотрёпки. Я подавала документы ещё в марте. Ответ из университетов получила только в середине июня, а потом судорожно бегала, оформляя документы. Вообще, по правилам поступления в Италии документы можно подавать только в один вуз, и процедура коммуникации с университетом происходит через культурный центр Италии. Студент приносит туда документы, тот отправляет их в вуз, и через некоторое время публикуются списки студентов, чьи кандидатуры одобрены приёмной комиссией.

В Италии нет бюджетного высшего образования . Учёба в государственных вузах обходится относительно недорого - от 300 до 3 тысяч евро в год, в частных школах ценник значительно выше

Для подачи документов необходимо перевести диплом на итальянский язык, сделать апостиль диплома и оформить Dichiarazione di valore - подтверждение документов об образовании в консульстве Италии, что тоже стоит денег и времени. Но, наверное, чтобы повысить число абитуриентов, некоторые университеты готовы без этих бумаг заранее давать студентам ответ о возможности поступления, чтобы те, заручившись их одобрением, могли спокойно начать оформлять все бумаги.

В Италии нет бюджетного высшего образования. Учёба в государственных вузах обходится относительно недорого - от 300 до 3 тысяч евро в год, в частных школах ценник значительно выше. Мой университет оплачивает обучение студентам из бедных семей (к сожалению или к счастью, я не подхожу под критерии). За стипендию, покрывающую оплату жилья, я ещё буду бороться осенью, когда откроется конкурс.

Проживание в кампусе, который предлагает мой университет, очень дорогое (от 500 до 900 евро в месяц). Поэтому я буду снимать комнату в апартаментах в шаговой доступности от факультета за 300 евро. Трат действительно много: оплата жилья сразу на два месяца вперёд, авиабилеты, виза, покупка обуви и одежды к новому учебному году и так далее. Для того чтобы получить учебную визу, необходимо, чтобы на карте лежало около 450 тысяч рублей.

Пока что в планах - адаптироваться в другой стране, подтянуть итальянский, найти возможности для работы. Не люблю кричать о больших целях, предпочитаю показывать результаты.

Саша Левкун

студент PhD-программы Калифорнийского университета, Сан-Диего

В июне этого года я окончил бакалавриат факультета экономических наук Высшей школы экономики. С сентября продолжаю обучение на PhD-программе в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

В начале третьего курса бакалавриата я задумался об академической карьере, а к концу курса уже убедил себя в том, что уровень притязаний и ритм жизни в академической среде соответствует моим амбициям и характеру. Своими советами и наставлениями мне очень помог профессор Антон Суворов, который был моим научным руководителем на третьем курсе и вывел меня на моего руководителя по дипломной работе Маартена Янссена. Процесс выбора страны был довольно простой, потому что в основном ведущие PhD-программы по экономике находятся в США.

Пакет документов состоит из сертификатов GRE и TOEFL, транскрипта оценок, резюме, мотивационного письма и, наверное, самого главного - рекомендаций профессоров, с которыми ты успел поработать за время обучения. Рекомендации - обычно ключевой фактор при принятии решения о приёме студента на программу. При поступлении на PhD весь пакет документов отправляется в 10–20 университетов для максимизации шансов поступления на программу, уровень которой соответствует намерениям студента. Я отправил документы в девять американских университетов и один французский. Сама отправка документов происходит в декабре, а ответы от университетов приходят с февраля по середину апреля.

PhD-программы в США обычно полностью содержат студентов на период обучения, поэтому с этим проблем не возникло. Все деньги идут от самого университета, который покрывает стоимость обучения, а также предоставляет стипендию и заработную плату за услуги грейдера, семинариста или лаборанта.

Программа длится пять лет. В первый год акцент делается на трёх базовых курсах: микроэкономике, макроэкономике и эконометрике. В конце года предстоит сдать очень важные экзамены по этим курсам. На втором году обучения обычно появляется представление об области экономики, которая более интересна и в рамках которой студенту хотелось бы писать свою диссертацию. Соответственно, студент набирает курсы, которые соответствуют его интересам. Последние три года посвящены собственно написанию диссертации. Сейчас мне интересно что-то на стыке теории игр и статистики, но, возможно, моё поле интересов изменится или расширится.

На первый год я и два моих однокурсника снимаем дом неподалёку от университета - это распространённая практика как минимум в Калифорнии. Сами издержки переезда состоят в покупке билетов на самолёт и визовых сборах. Ожидаемые затраты на месте, в которые входят арендная плата, транспорт, еда, одежда и так далее, должны покрываться стипендией с небольшим запасом. Стипендия в университетах бывает разной, что обусловлено естественно различными расходами на проживание в разных городах: она составляет от 20 до 35 тысяч долларов в год.

Сейчас я хочу успешно закончить первый год обучения. Про более долгосрочный временной интервал я пока что ответить не готов.

Настя Древаль

студентка Сорбонны, Париж

До переезда я училась в магистратуре на театроведческом факультете ГИТИСа. Меня интересовал театр абсурда и драма абсурда. Я стала много заниматься Беккетом. Именно так я и решила продолжить обучение за рубежом: я решила, что для полного абсурда я хочу сидеть на могиле Беккета и писать диссертацию о Беккете. А могила Беккета находится в Париже, а поступить в Сорбонну или Высшую нормальную школу – это красиво. Вот так я и выбрала Университет Париж III Новая Сорбонна (Université Sorbonne Nouvelle - Paris 3 - Département: Institut d"Etudes Théâtrales, IET).

Я не считаю, что обучение за рубежом даёт какие-то особенные преимущества в поиске работы, например. По-моему, чем подвижнее человек, тем подвижнее его мысль. Поехать куда-нибудь поучиться или постажироваться - это как добавить немного масла в макароны. Я не хочу слипнуться, поэтому ищу и использую любые возможности, связанные с передвижением.

Понятия «на бюджет» и «на платку» здесь не совсем подходят. Во Франции всё образование бесплатное, за исключением некоторых специальных школ и институтов. Я решилась поступать легко. Следующий этап был, пожалуй, самым трудным, но после того, как ты действительно решился, бросить это дело невозможно. Есть какой-то нездоровый азарт в сборе документов. В общей сложности это около 80 отсканированных страниц, которые нужно залить в специальное досье Campus France. Эти страницы - не только переведённые копии аттестата, диплома и справки с места учёбы, но и все документы, которые связаны с моей деятельностью в театре. Об этом мало кто думает, но подготовить документы - это дорого! Все эти переводы и нотариальные заверения стоили мне около 30 тысяч рублей.

Сбор документов происходит осенью и зимой. Примерно в то же время хорошо бы ещё готовиться к экзамену по языку. Во Францию можно сдавать либо DALF, либо TCF. Я выбрала TCF, потому что мне он кажется проще. Необходимый проходной уровень во всех университетах разный. Я подавала документы на девять программ, три из которых отказали мне по причине низкого уровня языка (у меня средненький B2).

Довольно трудно собрать деньги для подачи документов на визу. Долгосрочная студенческая виза запрашивается на год , поэтому и на счету должна лежать большая сумма

Получив результат экзамена, я добавила этот последний документ в своё досье, нажала кнопку «отправить на проверку» и стала ждать. В Campus France проверили все документы, позвали на собеседование. На собеседовании просят рассказать, кем вы хотите работать после обучения, насколько хорошо знаете английский, могут попросить исправить какие-то сканы документов. Если с документами и мотивацией всё в порядке, Campus France нажимает кнопку невозврата. Ответы из вузов начинают приходить на почту с середины апреля.

В начале июля, как правило, с поступлением уже всё ясно.

Я пока не получаю стипендию, но надеюсь на это. У меня ещё нет сетки расписания, но из программы я узнала, что буду учиться примерно до трёх, теории и практики будет примерно поровну, а дополнительных семинаров и специальных курсов будет примерно миллион.

Общежития моя программа не предусматривает, поэтому я буду снимать комнату (вернее, полкомнаты в студии с мансардой) вместе с соседкой. Можно за те же деньги или даже чуть дешевле снимать отдельную комнату в некоторых общежитиях, но мне не хотелось бы жить в небезопасных районах.

Довольно трудно собрать деньги для подачи документов на визу. Долгосрочная студенческая виза запрашивается на год, поэтому и на счету должна лежать большая сумма. На сайте визового центра написано, что в месяц прожиточный минимум составляет 615 евро. 615 евро я умножила на 11 месяцев (потому что учимся мы до июля), и эту сумму мама насобирала из своих сбережений и у знакомых. Как только мне дали визу, мы эти деньги, конечно, отдали обратно. Другая финансовая трудность - это снимать жильё и покупать еду. Я посчитала, что в среднем на первое время мне понадобится около тысячи евро в месяц, а как только освоюсь, около 850 евро. 550 из них - это ежемесячная плата за полкомнаты (chambre partagée) в хорошем районе.

Надеюсь за два года понять, хочу ли я построить академическую карьеру или работать. Ещё я надеюсь, что выброс из одного культурного фона в другой поможет мне написать пару хороших рассказов или небольшую книжку.

Анна Малова

студентка Университета Глазго

Откровенно говоря, я всегда стремилась поучиться за рубежом. Во время обучения на экономическом факультете НИУ ВШЭ я съездила в Канаду и осознала, что хотела бы получить научную степень за рубежом. Проблема была в этой схеме одна - финансы. Я быстро осознала, что для меня самый простой и понятный способ - получить стипендию для исследовательских программ.

Программа PhD рассчитана на пять лет, которые ты целиком и полностью должен потратить на исследования в выбранной области. Обучение оплачивается принимающими университетами целиком, включая проживание, питание и всякие сопутствующие расходы. Однако набор на подобные программы составляет всего 10–20 человек, а желающих гораздо больше, поэтому университету надо доказать, что ты обладаешь большим исследовательским потенциалом и прославишь университет, когда станешь важной шишкой в научном мире. В топовые университеты мира не пройти без публикаций в научных журналах и рекомендаций от буквально всемирно известных профессоров. Я не говорю уже о том, что придётся сдать TOEFL или IELTS на очень приличный балл, GRE (если речь идёт об экономике), написать сильное мотивационное письмо и потратить кучу сил на заполнение всевозможных анкет при подаче заявления.

Осенью на четвёртом курсе я думала, что поеду получать PhD в Штаты, поэтому сдала все нужные экзамены, заручилась поддержкой нескольких преподавателей и подала документы в два университета. Я была глупа, когда на что-то надеялась, и, естественно, я никуда не поступила, ибо для того, чтобы поступить, надо подать минимум в десять вузов и чтобы в этом списке были такие, поступление в которые обеспечено почти наверняка. Я, в принципе, не особенно и старалась поступить на PhD, потому что обязательство длиной в пять лет меня жутко пугало, а подобного рода стипендии на магистратуру в США у меня найти не получилось. К лету я успокоилась и решила остаться в России на магистратуре, а уже потом решить, хочу ли я все же степень доктора наук или нет.

Но в день экзаменов в магистратуру МГУ на мою личную почту пришло письмо от моего факультета, что в Университете Глазго (University of Glasgow, Scotland, UK) есть стипендия на Masters by Research in Economics (такая магистратура, которую можно через два года закончить, доучиться ещё три года и получить PhD), но подавать нужно срочно. Поскольку все необходимые сертификаты я получила ещё осенью, я просто решила испытать судьбу и выслала все документы, которые у меня были.

Через два дня пришёл ответ, что я принята и надо срочно делать визу: учебный год начинается 5 сентября. Стипендии было достаточно для того, чтобы посольство Великобритании не задумываясь выдало мне учебную визу. Кстати, сама виза оказалась жутко дорогой, и, поскольку стипендию на руки я смогу получить только непосредственно в Великобритании, маме пришлось вложиться. Но я обещала все ей вернуть через пару месяцев! Посольство требует порядка тысячи фунтов стерлингов в месяц, если университет не в Лондоне, и стипендия должна быть немного выше этой суммы. Думаю, прожить можно и на меньшие деньги - надеюсь, что порядка 300–400 фунтов будет каждый месяц оставаться в моей копилке. Кстати, проживание в общежитии обойдётся примерно в 450 фунтов в месяц, что не дешевле, чем снимать квартиру, но я бы хотела хотя бы первый год провести на кампусе в окружении других студентов. Я и в Москве все четыре года прожила в общежитии.

Ближайшие два года я буду ходить на пары и делать исследование под руководством нескольких профессоров на тему, которая мне интересна. Но если бы прошлой осенью я не вложилась в сдачу экзаменов и рекомендации, никто бы не пригласил меня заниматься экономикой «за счёт заведения». Готовиться и планировать своё обучение надо минимум за полтора-два года, накапливая деньги на подачу заявлений и сдачу экзаменов, занимаясь исследовательской деятельностью, помимо курсовых и диплома. Сама подача заявления на сайте в зарубежный университет стоит порядка 100 долларов, каждый экзамен (сертификат на знание языка и GRE/GMAT) - ещё 255 долларов.

Лично я не знаю, что будет через десять лет, но точно знаю, что в обозримом будущем хотела бы получить степень PhD в одном из престижнейших университетов мира, обязательно в США, потому что детские мечты неискоренимы, а последипломное образование в Штатах - практически лучшее в мире.

Лина Маркина

студентка Университета Авиньона и Воклюза

Я люблю учиться, всегда хотела получить второе высшее. Окончила факультет журналистики МГУ и год назад решила переехать во Францию с этой целью. Почему именно туда? Это одна из очень немногих стран, где для иностранных граждан возможно бесплатное обучение. Выбирала учебное заведение по немного странному принципу - я искала города, которые находятся близко к океану или морю, относительно спокойные, не запруженные туристами. Подала документы в шесть вузов, меня приняли в несколько, и я решила ехать в Авиньон - климат подходящий, и недалеко от всех крупных городов, ну и море в нескольких десятках километров (а там ещё немного и Прованс, как пела Ёлка).

Сдать нужно было всего один экзамен - на знание языка (уровень B2–C1, в зависимости от требований университета). В России и не только есть специальная контора, которая называется Campus France - их представители консультируют будущих студентов, проводят собеседования, принимают ваши документы в электронном досье для поступающих в вуз. Без этой процедуры иностранцы просто физически не смогут попасть учиться во Францию.

Нужно сначала заплатить регистрационный взнос, затем перевести все документы (диплом, аттестат, свидетельство о рождении, справки с работы и/или трудовую книжку) на французский язык и нотариально заверить все это, да ещё и с апостилем. Campus все это проверяет, если все окей - подтверждает досье, и можно начинать отправлять документы в вузы. Самое важное - ещё и написать хорошее мотивационное письмо, где вы объясняете, на кой черт вам все это нужно и на кой черт вы сами нужны этой стране (не своей, а принимающей, конечно). Заявку на обучение нужно отправить до 31 марта, затем наступает мёртвый сезон до середины лета - это когда сидишь и ждёшь, чтобы ответили все университеты. Обычно начинают отвечать уже в мае, но могут и в конце июля.

По правде говоря, для меня загадка, каким образом они выбирают, кто поступает на платное, а кто - на бесплатное. Обычно в государственных вузах есть определённая квота на студентов, которым предоставляют бесплатные места. Вообще, у французов есть разделение на университет и на высшую школу, учёба в школе считается намного более престижной, но стоимость обучения превышает все мыслимые границы. Поэтому я просто сидела и надеялась, что примут на бесплатное, хотя особо в этом не сомневалась, ведь документы я отправила в не самые популярные города (Париж мной даже не рассматривался).

Я пока не знаю, как именно все будет устроено у меня на факультете, потому что учёба начинается только 5 сентября, а в августе все университеты находятся на каникулах. Буду ждать начала месяца, чтобы пройти все административные и педагогические процедуры и выбрать себе предметы.

Я сняла комнату, находясь в Москве: французское посольство требует от студентов предоставлять бронь жилья на первые три месяца во Франции. Почему на три - непонятно. Жилье искала на сайтах. Удалось найти адекватную хозяйку, которая готова была сдать мне комнату, ни разу в жизни меня не видя, да и я ей заплатила залог и аренду за первый месяц не глядя. Звезды сошлись, и сейчас у меня милая комната и 20-метровый увитый плющом приватный дворик, которым можем пользоваться только я и моя соседка.

Невозможно установить точную сумму потраченных мной и моими родителями денег на переезд. Могу сказать только, что с августа по декабрь я вбухала кучу денег на преподов, которые готовили меня к экзамену DELF (за это время мне всеми правдами и неправдами удалось достичь уровня B2, хотя ещё в июле у меня был A2), я тратила буквально все деньги на это, никуда не ходила, сидела и зубрила дни и ночи напролёт. После экзамена я стала откладывать практически 70 % зарплаты на будущую жизнь во Франции. Потом нужно было предоставить в визовый центр справку о том, что на вашем текущем счёте имеется достаточное количество денег, купить билет на самолёт, оплатить второй багаж, накупить лекарств с собой, потому что тут всё по рецептам, походить по врачам и многое-многое другое.

В описании программы моего факультета предоставлен список должностей, на которые я могу претендовать после получения диплома. Если честно, пока не знаю, захочу ли я вообще учиться два года именно в Авиньоне - может, через три месяца я соскучусь по берёзкам и уеду из улыбающегося французского города обратно в ворчащую и всем недовольную Москву.

Каково учиться за границей

Анастасия Мельниченок

студентка Гамбургского университета

Я пять лет училась в СПбГЭУ в Санкт-Петербурге по специальности «Регионоведение Западной Европы», который окончила в 2015 году. Учиться за рубежом я решила, потому что считаю, что западное образование ценится больше российского даже в самой России. Больше всего мне хотелось поступить на программу International Business and Sustainability в Гамбургском университете, на которой я сейчас и учусь. Тема устойчивого развития - это очень популярная и животрепещущая тема в Германии. Моя программа новая, появилась только в 2013 году, рынок вакансий достаточно широкий, так что проблем с работой в дальнейшем быть не должно.

В Германии нет платного образования в государственных университетах. Все платят только семестровый сбор - у нас это 300 евро. В эту сумму входит оплата проездного на весь семестр (170 евро) и сборы для университета и студенческих организаций, сервисов, общежитий, столовых и так далее. Например, в университете есть организация, которая помогает студентам в финансовых, психологических, учебных и других вопросах, все это бесплатно. Проездной на весь семестр - это настоящее спасение, потому что мы можем ездить по всему Гамбургу без ограничений.

Стипендию я не получаю. Пробовала получить стипендию DAAD, но, к сожалению, не получилось. Здесь в Германии я не пробовала подаваться, потому что остальные стипендии надо получать уже в процессе обучения, имея оценки за экзамены. Один экзамен я сдала не очень хорошо - смысла подаваться нет: стипендий мало, а требования высокие.

Процесс обучения в Германии очень сильно отличается от России. Расписание можешь составлять как хочешь - даётся список курсов, и ты сам выбираешь.
У меня есть шесть модулей, и в каждом нужно набрать определённое количество кредитных пунктов. Обычно за каждый предмет у нас даётся шесть кредитных пунктов, за весь период обучения надо набрать 120 кредитных пунктов (90 кредитов за курсы и 30 кредитов за магистерскую работу). То есть получается, что за весь период обучения проходишь всего лишь примерно 15 предметов.

Первый семестр был сложный, потому что надо было посещать много предметов, по которым были и лекции, и семинары. Приходилось ходить каждый день, чаще всего к восьми утра. Один профессор, к счастью, выкладывал свои лекции в интернет, так что я ходила только на семинары по его предмету, а лекции слушала дома при подготовке к экзамену. На моей специальности есть три вида итоговых работ в конце семестра: письменный экзамен, презентация плюс курсовая или только курсовая работа.

Экзамены у нас письменные. В среднем они длятся полтора-два часа. Надо учить все, что было в лекциях, и читать дома дополнительную литературу. Часто профессора говорят, какие слайды из их презентаций важны, а каких не будет в экзамене. Самая хорошая оценка в Германии - это 1,0. Дальше идут оценки 1,3, 1,7, 2,0 и так далее. 4,0 - это самая плохая оценка, ниже - считается, что не сдал экзамен. У меня пока ни разу не было 1,0 за экзамены, как бы я ни старалась.

Во втором и третьем семестре лекций уже не так много, у нас теперь пять курсов, по которым надо сделать презентации в группе и потом написать курсовые работы. В университет ходить практически не надо, только на консультации. В итоге у меня есть больше времени на то, чтобы работать не в ущерб учебе. В России было достаточно сделать красивую презентацию с клёвыми картинками и кое-как рассказать текст. Тут же презентация - это куча работы. Вообще, я не очень люблю работу в группе, но в Германии это важно.

Обычно после презентаций надо писать курсовые. Курсовых может быть две-три за семестр, и, как правило, писать их надо в каникулы: срок сдачи заканчивается за две недели до начала следующего семестра.

Магистерская работа пишется шесть месяцев, и потом ее проверяют до трёх месяцев. Моей радости не было предела, когда я узнала, что здесь нет защиты магистерской, так как я очень боюсь выступать перед аудиторией, а тут ещё и на иностранном языке надо было бы делать серьёзную презентацию и потом отвечать на каверзные вопросы.

Я живу в общежитии. Получить место в общежитии в Гамбурге очень тяжело: студентов много - и иностранцев, и немцев из других городов. Мне повезло, я вовремя увидела на сайте студенческого общества, что можно заплатить сразу за три месяца и мне дадут место в одном общежитии. За общежитие плачу 244 евро в месяц, нас живёт 20 человек на этаже, у каждого своя комната примерно 14 метров. В комнате есть кровать, стол, стул, полки, тумбочка, шкаф для одежды и раковина с зеркалом. На этаже - четыре душевых и туалета, а также кухня. Каждый день утром кухню и туалет убирает уборщица. В других общежитиях комнаты поновее, они стоят до 380 евро.

В общежитиях никто не следит за нами, есть управляющий домом (хаусмайстер), который приходит в девять утра, чтобы решить какие-то вопросы и проблемы.
А на входной двери в общежитие стоит универсальный замок, так что все, у кого есть ключи от комнат, могу его открыть. Некоторые нелегально сдают свои комнаты других людям.

Мне вполне хватает на жизнь в среднем 600–700 евро в месяц. 244 евро стоит общежитие, 86 евро - медицинская страховка. Ещё 20 евро в месяц плачу за фитнес-зал, на телефон кладу 15 евро в месяц. Примерно 150–200 евро трачу на еду. Конечно, намного выгоднее брать еду из дома, чем есть в кафе и столовых. Я какое-то время ленилась готовить, в итоге к концу месяца я оставалась почти без денег. Конечно, я иногда хожу в кафе с подругами, очень редко в бар.

Вообще, поначалу я тратила намного больше денег. Во-первых, потому что сама не зарабатывала, сейчас свои деньги уже тратятся по-другому. Я уже по-другому выбираю продукты, вещи - принимаю меньше необдуманных решений.

Самая главная цель на ближайшее будущее - это закончить магистратуру. Я ещё не начала свою магистерскую работу, но уже планирую приступить. Многие студенты здесь учатся больше положенного времени. Моя программа, например, официально длится два года, но можно учиться ещё столько же дополнительно. Я планирую закончить учёбу в срок - учиться мне нравится, но я устала от сессий, написания статей, презентаций. Пока не знаю, останусь ли я в Гамбурге после учёбы, но в дальнейшем хочу найти работу в Германии.

Считается, что студенты, получившие высшее образование за рубежом в одном из престижных университетов Великобритании или США, намного быстрее находят достойную работу и двигаются по карьерной лестнице. Поэтому к выбору будущего вуза стоит подойти максимально ответственно, ориентируясь в этом вопросе не на отзывы в сети Интернет, а на мнение экспертов в области обучения. К примеру, авторитетнейший рейтинг лучших университетов мира QS-THES-200 при расчете престижности университета учитывает множество самых разных факторов. Получить высшее образование за рубежом рекомендуется с учетом следующих факторов:

  1. Общая репутация в академической среде (условный вес 40%).
  2. Количество студентов на одного преподавателя (условный вес 20%).
  3. Успешность выпускников среди солидных работодателей (условный вес 10%).
  4. Популярность среди иностранных и русских студентов (условный вес 5%).
  5. Индекс цитируемости (мера значимости трудов выпускника вуза, который стал ученым, условный вес 40%).
  6. Доля иностранных преподавателей (условный вес 5%).

К большому сожалению, позиции отечественных университетов в этом рейтинге весьма грустные, что в некоторой степени несправедливо. Так, лучший российский вуз – МГУ (Москва) – занимает в нем 144 место, ЛГУ (Санкт-Петербург) – 233 место, МГТУ (Москва) – только 322 место. В то же время тройка лидеров выглядит следующим образом:

  • 1 место. Массачусетский технологический институт (MIT).
  • 2 место. Кембридж.
  • 3 место. Имперский колледж Лондона.

Высшее образование за границей: после школы (11 класса), бакалавр, магистр, второе высшее

Привычные для нас 3-4 года высшего образования за рубежом с той лишь разницей, что «там» студенты действительно получают знания (потому что платят за них, причем часто – сами), а «здесь» –диплом (а платят за это родители). Можно получать как первое, так и второе высшее на уровне бакалавра.

Частично «перекрывает» привычную для нас аспирантуру, нечто вроде «подготовительных курсов» для тех, кто планирует получать обучение и дальше.

Чаще всего длится от 1 года до 3 лет, в течение которых ведется та или иная исследовательская работа, направленная на создание и реализацию собственного проекта.

5. MBA

Специализированная программа подготовки магистров в различных сферах бизнеса. Обычно длится 2 года, а уровень знаний позволяет квалифицированно выполнять функции менеджеров среднего (а иногда и высшего) звена.

Программы, готовящие к поступлению на бакалавр и зачислению сразу на 2 курс иностранного вуза. Также после 11 класса, окончание школы.

7. Расширенные курсы

Разнообразные дополнительные программы, направленные на получение дополнительных знаний и повышение имеющейся квалификации. Дополнительная квалификация вдобавок к высшему образованию за рубежом поможет вам устроиться на более выгодную должность и построить более успешную карьеру.

Преимущества высшего образования в Европе, мире, плюсы и минусы

Плюсы

В первую очередь, к ним можно отнести высочайший научный и педагогический уровень преподавателей, квалификация которых служит гарантией хорошо структурированных и всеобъемлющих знаний. Также не стоит забывать о полном погружении в учебный процесс, приобщении к многовековым традициям и приобретении ценных связей, которые непременно помогут в будущем трудоустройстве. А перечень предлагаемых программ высшего образования за рубежом поистине необъятный и, кажется, включает в себя все области знания.

Минусы

Несомненно, это финансовая сторона вопроса, но, как показывает практика, есть и варианты, где можно и недорого получить высшее образование за границей: Германия, Австрия, Испания и др.

Также стоит отметить и сложность в заполнении необходимой документации, проблем с получением визы для русских и иностранных студентов. При неправильное подаче подающим могут и отказать.

Стоимость обучения за рубежом: высшее образование

Распространенное мнение, согласно которому могут позволить себе только очень состоятельные люди, несколько преувеличено. Действительно, если вы захотите получать высшее образование за рубежом в одном из престижнейших вузов, входящих, к примеру, в ТОП-100 по рейтингу QS-THES-200, стоит приготовиться к достаточно большим расходам. Если же поинтересоваться стоимостью высшего образования в университете «попроще», то вполне может оказаться, что оно окажется сопоставимым с обучением в отечественных высших учебных заведениях.

Цены за учебу варьируются от 15000 USD до 50000 USD в год. Полный список университетов с программами и ценами вы можете посмотреть ниже в данном разделе.

Бесплатное высшее образование в Европе доступно не только жителям Евросоюза, но и студентам из России, Украины, Беларуси и других постсоветских стран. Множество европейских стран финансируют сферу образования настолько, что бесплатное обучение доступно каждому желающему. Очевидно, что для его получения необходимо соответствовать ряду установленных требований, предъявляемых правительствами и университетами различных стран.

Европейское образование традиционно и заслуженно считается одним из самых лучших и качественных. Абитуриенты и студенты из разных уголков планеты стремятся на обучение в вузы Европы. Такое образование – реальный залог успешной карьеры в не менее успешной стране.

Большим недостатком для русских студентов в таких учебных заведениях всегда была плата за обучение. Она, как правило, была высокой даже для жителей европейских стран, а тем более для среднестатистического гражданина постсоветского государства. Однако, с некоторых пор европейцы осознали, что, вкладывая государственные деньги в обучение специалистов, страна делает бесценные инвестиции. Это привело к тому, что сегодня существует целый ряд стран и множество программ, позволяющих получить стопроцентно бесплатное образование в Евросоюзе (ну, или за совсем уж символическую плату даже по меркам жителей СНГ).

На каком языке можно получить бесплатное образование в Европе

Ну, очевидно, что в большинстве программ актуально знание именно английского языка. Однако, есть и национальные особенности. Более широкие возможности перед студентом открываются при знании языка страны, в которой он обучается. В Германии, например, нельзя учиться на медицинскую специальность на английском. Да и в перспективе трудоустройства пригодится знание официального языка страны пребывания.

При этом вполне реально найти программу, по которой учеба будет осуществляться на английском. Параллельно же можно изучать местные языки, которые пригодятся при дальнейшей социализации и трудоустройстве. Возможность бесплатно проходить обучение на английском есть в таких странах, как Германия, Чехия, Финляндия и прочие.

Некоторые европейские вузы предлагают подготовительный курс, на котором студенту и предстоит обучиться языку страны. Как правило, такие курсы также бесплатны или с символической платой.

Еще одной особенностью европейского образования является несоответствие российской системы среднего образования большинству стран Европы, где предусмотрено 12-летнее обучение. При этом ряд вузов требует документы об окончании именно двенадцатилетнего курса. Для русских абитуриентов проблема может решаться путем поступления в местные вузы и окончании одного-двух курсов.

Где можно получить бесплатное европейское образование

Ниже собран перечень стран, в которых можно пройти обучение бесплатно или за символическую плату (до тысячи евро в год). Учеба в них доступна для иностранцев.

  • Австрия. Государственные австрийские вузы предлагают зачисление без вступительных тестов/экзаменов (за исключением английского или немецкого языка). Нужно начальное высшее образование (минимум 1 год) на родине. Возможен подготовительный год для изучения языка. В некоторых случаях допускается зачисление непосредственно после школы.
  • Германия. Предлагается широкий спектр специальностей. Вступительных экзаменов нет, только тест на знания языка. Есть много англоязычных курсов, однако, конкурс на них очень велик. Требуется минимум 2 года обучения в вузе на родине. Возможен подготовительный год после окончания только одного курса в российском вузе.
  • Греция. Обучение ведется на греческом языке, однако, при поступлении теста на знание языка не требуется. Зачисление происходит без экзаменов и возможно сразу после окончания среднего образования.
  • Испания. Поступать в государственные вузы можно сразу после школы. Предусмотрены вступительные тесты. Обучение происходит на испанском. После окончания первого курса на родине можно поступить в испанский вуз без экзаменов.
  • Италия. Есть возможность проходить обучение на английском. При поступлении тестируется знание языка. Требуется начальное образование в вузе на родине (один-два года). По ряду специализаций и направлений предусмотрены вступительные тесты.
  • Норвегия. Государственные вузы принимают сразу после окончания школы. Языки преподавания: норвежский, английский.
  • Финляндия. Предусмотрены образовательные программы и курсы на английском. Можно поступать в государственные высшие учебные заведения сразу после школы. Преимущественно предусмотрены вступительные экзамены. Есть возможность после школы поступить в колледж.
  • Франция. Поддержка программ на английском. Необходимо подтвердить знание языка. Зачисление происходит без предварительных экзаменов и тестов. Нужен аттестат о полном среднем образовании с хорошими оценками.
  • Польша. Курсы читаются на польском языке, который, кстати, не так уж сложно освоить для владеющих русским, украинским или белорусским. Абитуриенты зачисляются на основании конкурса аттестатов. Существуют платные относительно недорогие программы обучения на английском (в пределах 2 тысяч евро за год).
  • Португалия. Нужно знание португальского языка и сдать вступительные испытания. Поступление допускается сразу по окончании среднего образования.
  • Чехия. В государственных вузах бесплатна учеба на чешском языке. Допускается возможность поступления после школы. Зачисление может осуществляться по надлежаще оформленной доверенности (без присутствия абитуриента и без языкового теста). Требуется базовое знание языка для начала учебы. Возможно найти образовательные программы на прочих языках (в том числе английском). Их цена начинается от тысячи евро за семестр.

Кроме того, не взимается плата за получение высшего образования в Словении, Люксембурге. А к примеру, в Исландии требуется оплатить только админсбор в размере от 100 до 250 евро.

Несмотря на возможность получения отличного высшего образования в Европе совершенно бесплатно или очень недорого, существует мнение, что затраты на проживание и питание в странах ЕС будут непомерны для выходцев из России и прочих постсоветских стран. Текущие расходы у студентов в Евросоюзе, конечно, существуют и составляют они:

  • порядка 40-150 евро – семестровый сбор на учебные материалы, канцтовары, копии;
  • жилье и питание – в Европе студент может получить эти блага дешевле, чем в российской столице (аренда жилья, например, достигает от 200 до 400 евро, а, вообще, на проживание требуется где-то в пределах 900 евро за месяц).

Таким образом, высшее образование в Европе доступно российским абитуриентам и по условиям, и по финансам. Множество бесплатных программ делают его еще более привлекательным для выходцев из стран СНГ. При этом, как правило, еще и предоставляется шанс выучить один из европейских языков. А это сильно повышает конкурентоспособность будущего дипломированного специалиста при трудоустройстве в европейской стране.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


C каждым годом высшее образование за рубежом становится популярнее и гораздо доступнее для наших соотечественников. Россияне, окончившие зарубежные университеты, как правило, легко находят свою нишу на международном рынке труда и успешно движутся по карьерной лестнице. Высшее образование за границей - в Америке, Европе, Канаде, Австралии или даже Китае - это, конечно же, еще и возможность в совершенстве изучить иностранный язык, на котором ведется обучение, и чаще всего не один. Не надо забывать, что зачастую заграничные ВУЗы обладают куда более развитой учебной, материальной и научной базой, чем отечественные. А проверенная веками, отточенная система преподавания дает фундаментальные знания и возможность их максимально эффективного применения.

22 страны для получения высшего образования на ваш выбор!

Программы высшего образования

Система высшего образования: от общего к частному

Высшее образование, строящееся по классической европейской системе, имеет схожую структуру в разных странах. Первый этап - получение степени бакалавра - занимает 3-4 года. Еще через 2 года обучения в университете студенты получают степень магистра. Аспирантура длится 2-3 года и представляет собой этап исследовательской работы и написания диссертации, после сдачи которой присваивается степень доктора (PhD).

Не менее привлекательно для наших соотечественников второе высшее образование за рубежом, которое получить зачастую проще, чем первое, а также дополнительное послевузовское образование, к примеру, программы МВА. Среди иностранных вузов, преподающих эти программы бесспорным лидером остаются американские университеты, являющиеся родоначальниками системы обучения высшего менеджмента.

Высшее образование в разных странах имеет и ряд национальных особенностей. Так, в Германии и Франции после 2-3 лет программы бакалавриата можно получить профессиональный диплом лиценциата (Licentiate), что позволяет преподавать, не обладая ученой степенью.

Во Франции, наряду с общеевропейским стандартом обучения, действует система так называемого «короткого» и «длинного» университетского цикла, по окончании которых выдаются, соответственно, диплом высшего технического образования и диплом высшего специализированного образования (Master 2).

У каждого испанского университета собственные правила обучения, уровень присваиваемой выпускникам квалификации и число ступеней.

Аспирантура за границей также может иметь национальную специфику. В Германии после защиты дипломного проекта или диссертации выпускникам присваивается степень магистра (Magister Artium). Затем студенты, имевшие преподавательскую практику, могут сдать квалификационные экзамены и сразу же получать степень доктора (Doctorate). В прочих странах «укороченной» аспирантуры не существует и обучение длится 2-3 года.

Для того чтобы иметь возможность объективно оценивать знания студентов, полученные в разных университетах и разных странах, была введена общеевропейская система перевода и накопления кредитов ECTS (European Credit Transfer System). ECTS упрощает академическое признание при переводе из одного университета в другой или при прохождении отдельных курсов магистратуры в нескольких разных вузах.

На учебу за рубеж

В вузах каждой отдельно взятой страны, помимо разнообразия учебных курсов, программ и дисциплин, существует ряд характерных правил и требований к поступающим. Процедуры приема документов, собеседований, сдачи экзаменов (там, где они предусмотрены), вынесения решений о зачислении в университет очень индивидуальны и зависят как от традиций системы образования той или иной страны, так и от академических результатов самого абитуриента.

Одним из универсальных требований является достаточный уровень владения языком, на котором ведется преподавание. Поэтому логично начинать студенческую карьеру за рубежом с языковых курсов и подготовки к сдаче международных экзаменов TOEFL, IELTS и др.

Так как школьное образования в России короче западного на 2-3 года, поступление в заграничный вуз в год окончания школы для наших выпускников чаще всего проблематично. Выход - закончить 1-2 курса отечественного вуза или же подготовительные курсы при выбранном университете за рубежом.

Так, для поступления в британский вуз необходимо иметь диплом A-level или закончить программу подготовки Foundation. А в Германии, например, существуют специальные одногодичные подготовительные колледжи Studienkolleg. За этот год будущие студенты заметно повышают языковой уровень и сдают необходимые квалификационные экзамены.

При том, что в европейских вузах вступительные экзамены чаще всего не проводятся, некоторые престижные вузы Англии и высшие школы Франции, к примеру, могут устраивать экзамены и собеседования. А для поступления во все творческие вузы абитуриентам обязательно потребуется портфолио.

Стоимость обучения может сильно варьироваться в зависимости от выбранной страны и конкретного вуза (государственного или частного). Но, в ряде случаев, иностранные студенты, обучающиеся в магистратуре за границей, могут претендовать на получение стипендий и грантов от государства, правительства своей страны или всевозможных фондов.