Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации
Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 15 «Березка»
Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Возраст детей 6 лет
Количество детей – 10
Составила:
Лопаева Татьяна Юрьевна
Воспитатель 1 к к.
п. Лобва
2014г.
Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен !»
После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.
Начало обучения ближайшей группы: 25 октября . Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!
№1Форум
Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности,в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире,значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
№2
Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.
В настоящее время многие детские сады занимаются экологическим воспитанием, выделяют для этого специальные комнаты, оборудованные под лаборатории. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе.
Почему была выбрана тема «Экология воды»? Да просто потому, что это заинтересовало самих воспитанников. Они сами, в очень жаркую летнюю погоду спросили, почему родители не водят их купаться на наше озеро Банное? Вот и возникла проблема – почему так, а не иначе? И началось интересное, длительное путешествие, которое и вылилось в наш проект «Экология воды».
№3
Выбралитему исследования: «Бережное отношение к воде».
Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды как на живую природу, так и на неживую.
№4
Целью педагогического процесса стало: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Определили следующие задачи:
Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Выстроили систему педагогического взаимодействия:
· Организованное обучение в клубнойработе.
· Совместная деятельность взрослого с ребенком.
· Самостоятельная деятельность детей.
№5
Формами обучения стали:
· Диагностика экологического воспитания на начальном этапе и в конце работы по данному направлению.
· Занятия
· Экскурсии
· Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
· Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
· Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
· Целевые прогулки на природе
· Игры: подвижные, дидактические, настольные
· Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
· Создавали агитационные плакаты
· Организовывали труд в уголке природы, на участке детского сада
· Экспериментировали, вели поисковую деятельность на интересующие вопросы
· Работали с календарем природы, вели дневники наблюдений
· Создавали книги самоделки, в которых придумывали занимательные истории.
· Проводили экологические праздники.
№6
Работа направлена на:
· Развитие речи
· Развитие логического мышления
· Пробуждение воображения и фантазии
· Обобщение представлений о природе
· Классификация представлений о природе.
· Развитие коммуникативных качеств у детей.
№7
Вели совместную деятельность взрослые и дети, в которой отразились такие формы:
Наблюдения в уголке природы;
Целевые наблюдения;
Рассматривание иллюстраций о природе;
Экспериментальная и поисковая деятельность;
Труд в уголке природы и на участке детского сада;
Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;
Работа детей и родителей с дневниками наблюдений
Совместные экологические праздники и театрализованные представления;
Создание газет с семейными историями
Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.
№8
На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.
Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению
№9
За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей ктому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.
№ 10
А мы готовили интересные беседы:
Ø «Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)
Ø «Как поступает вода в наши дома».
Ø « Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).
Ø «Значение воды».
Ø «Мировой океан».
Ø «На пруду».
Ø «Ручейки и озера».
Ø «Родники. Образование родников».
Ø «Почему воду нужно беречь».
Ø «Берегите воду».
Ø «Кто живетв реке, море, океане?» и много других.
Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношениек воде.
№11
Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:
Ø «Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента были сделаны две «колбы»и помещены в разные условия – на подоконник и рядом с батареей.
Ø «Образование родников» был проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд поместили на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделали с боков сосуда отверстия. Влили воду и дети увидели, как вода пройдя дерн, землю и песок, не смогла пройти через глину и стала искать себе выход, вытекла сквозь отверстия. Так в природе образуются родники
№12
«Красота воды»,на котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.
№13
Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».
Ø Вода прозрачная.
Ø У воды нет вкуса.
Ø У воды нет запаха.
Ø Лед – твердая форма воды.
№ 14
Пар – это тоже вода.
Ø Лед легче воды.
Ø Вода не имеет формы.
Дети не просто наблюдали, а сами принимали в этом участие, вели дневники наблюдений.
Поняв, что интерес не угас к данной теме, мы продолжили занятия, выделяя красоту воды и ее состояние, значение в нашей жизни и в жизни всего живого и неживого мира. Были проведены следующие занятия:
§ Мы пришли на водоем».
№15
Интегрированное занятие «У царя Нептуна в подводном царстве».Гдедети совершили путешествие в «подводный мир» и смогли, как бы изнутри взглянуть на проблему загрязнения морей и рек. Они помогли царю Нептуну освободить морских жителей. После чего дети «расколдовали» морских жителей при помощи рисования свечками, по мокрому листу бумаги.
№ 16
Интегрированное занятие «Аквариум». Это занятие включило в себя наблюдение за рыбками в аквариуме + аппликация с элементами лепки.
Интересными для детей были занятия:
§ «Берегите воду».
§ «Вода вокруг нас».
§ «Свойства воды».
№17
Помимо занятий и экспериментов мы провели большой цикл наблюдений «Вода в природе». Одним из наблюдений стало наблюдение за изморозью. Рассматривали деревья, растущиена территории детского сада. Сосна так понравилось детям, что они решили ее зарисовать и назвали свои рисунки «Хрустальное дерево». Наблюдали с детьми за облаками, после чего выполнили аппликацию. После дождя провели наблюдение за «ручейками» на асфальте и сделали выводы о том, как образуются моря. Наблюдали за снежинками, за первым снегом, за морозными узорами на стекле, за таянием сосулек, снега и все это зарисовывали,делали аппликацию, вносили записи в дневники наблюдений.
№18
Оформили из детских рисунков книжки - самоделки
№19
и придумали по ним замечательные истории.
В нашей деятельности активно участвовали родители, дети из других групп: проведение совместных опытов, участие в тематических занятиях.
№20
Завершением нашей деятельности стало театрализованное представление, сочиненное воспитателем совместно с детьми, «Живой колодец».
№21
В котором мы с детьми постарались рассказать всем о том, как важно охранять и заботиться о чистоте водоемов, которые находятся рядом с нами. Оформили агитационные плакаты о правильном поведении в природе в том числе на берегу реки. Родители помогли разместить агитационный материал на пляже и на входе в парк нашего села.
№22
Были оформлены семейные газеты, в которых родители рассказали свои семейные истории, произошедшие с ними в природе.
Вывод : мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.
№23
Проведя диагностику детей в начале и в конце работы над проектом, мы получили следующие результаты:
На начало года низкий уровень знаний о состоянии воды в природе, участие в экспериментах, наблюдениях, бережного отношения к воде составил 52%, а вот на конец года он уже составлял 0%, средний уровень - 20%, а на конец года повысился на 8% и составил – 28%. Высокого уровня на начало года было всего – 28%, а вот уже на конец – 72%., повышение составило 44%.
№24
Продолжительность проекта составила два учебных года – с 2007 по 2009 год, в старшей и подготовительной группах.
В работе были использованы методические разработки, а также составлены авторские конспекты, сценарии спектаклей, досугов, планы наблюдений.
Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
«Экологический проект в детском саду как средство развития самосознания дошкольника»
Организация: АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с№122 «Красное солнышко»
Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти
В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов и актуальным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.
Беседуя с детьми, я поняла, что ребята очень мало знают о насекомых. Многие дети с отвращением относятся к ним. Некоторые дети боятся насекомых, губят их, потому что не знают о пользе, которую они приносят. Вследствие чего, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Поэтому в нашей группе была организована проектная деятельность по теме: «Маленькие жители Земли». Проект был направлен на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир.
Я предположила, что погружение в мир насекомых поможет воспитанникам по-новому взглянуть на их роль в жизни различных растений и животных, осознать зависимость численности и жизнеспособности самых маленьких обитателей нашей природы от экологического состояния окружающей среды.
Передо мной была поставлена цель - углубить знания детей о многообразии насекомых населяющих наш родной край; научить различать их между собой, выявлять степень их значимости для окружающей нас природы; сформировать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
В процессе осуществления проектной деятельности решались следующиезадачи:
1. Расширить знания детей о новых, еще неизвестных для них, насекомых (их внешнем виде, особенностях строения, поведения, значимости в природе).
2. Закрепить умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
3. Закрепить умение воспроизводить полученные впечатления в творческой деятельности.
4. Воспитывать у детей бережное и чуткое отношениек природе.
5. Обогатить словарный запас экологическими терминами, развивать связную речь детей.
6. Формировать навыки исследовательской и поисковой деятельности воспитанников.
7. Формировать умение решать проблемные ситуации экологической направленности.
8. Развивать двигательную активность детей.
Предполагаемый результат проекта:
Дидактические игры, пособия, методические материалы для проведения образовательной деятельности.
Презентация собранных материалов (выставки детских рисунков, поделок; выставки поделок, сделанные родителями; выставки коллекций игрушек, книг, пособий о насекомых)
Изготовление декораций, костюмов драматизации сказки о насекомых.
Итак, на первом этапе работы над проектом была поставлена цель, исходя из интересов и потребностей. Дошкольники вовлекались в решение проблемы. Определились задачи и предполагаемый результат проекта. Был намечен план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей. Собирался материал, информация о насекомых.
С родителями группы был обсужден план о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта. Давались домашние задания родителям и детям. Проводились консультации для родителей: «Если ребенок боится насекомых», «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». Родители с детьми составляли и записывали рифмовки о насекомых; помогли в изготовлении костюмов для сказки о насекомых; принимали активное участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала на тему «Наши меньшие друзья».
Второй этап работы предполагал проведение намеченных мероприятий:
Оформление групповой библиотеки «Обитатели планеты»;
Фотовыставки, стенгазеты с мест наблюдений;
Коллекция дидактических игр по теме проекта;
Коллекция иллюстраций;
Коллекция поделок «Насекомых»;
Выставки детских рисунков и поделок;
Изготовление коллажа «Маленькие жители большой Земли»;
Разработка сценария сказки;
Создание «Книги экологических правил».
Третьим этапом стала разработка модели проекта на основе правил поведения при встрече с насекомыми и в целом в природе.
На следующем этапе проекта была выпущены «Книга экологических правил», создан коллаж «Наши соседи», составлена сказка о насекомых в стихотворной форме.
Заключительным этапом проекта стала Презентация нашей деятельности: д раматизация сказки о насекомых «Наши меньшие друзья». Данная сказка была показана родителям группы, детям нашего детского сада. В рамках городского театрального фестиваля, на котором мы представили спектакль по мотивам сказки о насекомых, мы одержали победу и были отмечены дипломом группы компаний «Эковоз» «За чуткое и бережное отношение к природному миру».
Подводя итоги проделанной работы, могу отметить следующее:
в процессе работы над проектом у детей расширились знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых. Сформировался устойчивый интерес детей к природе. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых. Ребята научились находить сходства и различия насекомых, узнали о пользе насекомых. Было отмечено детьми разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения. В процессе реализации проекта дети познали мир насекомых, научились смотреть на него со стороны настоящих исследователей; научились бережно относится ко всему живому, заботиться о сохранении популяции насекомых. У детей сформировано чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям нашей планеты.
Таким образом, можно сделать вывод: воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе способствует развитию самосознания дошкольника.