Краткие содержания

Интерактивные игры на уроках музыкальной литературы. Учебно-методический материал по музыке на тему: Интерактивные технологии на уроках музыки. Использование межпредметных связей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнил проект: ученик 2 «а» класса Тюнев Владимир Руководитель проекта: Таненкова Галина Алексеевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 9 ПРОЕКТ По теме: «Домра, как забытая царица»

2 слайд

Описание слайда:

Разрешите представить вашему вниманию проект о музыкальном инструменте - домре. Я учусь играть на домре в музыкальной школе и хочу познакомить Вас с ней. Цель работы: Познакомить ребят с домрой, её историей происхождения и пригласить на обучение в музыкальную школу. Задачи работы: 1. Познакомиться с историей возникновения домры. 2. Выяснить историческое значение инструмента на Руси. 3. Узнать из какого материала делают домру, её конструкцию и семейство.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

История возникновения домры Наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура». Вторая версия, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда.

5 слайд

Описание слайда:

Тем не менее, каково бы ни было истинное происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в 16-17 веках. Играли на нём музыканты-скоморохи. В 17 веке для скоморохов, устраивающих развесёлые представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и светской властью, наступили темные времена. Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры, названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200 лет про неё никто не вспоминал.

6 слайд

Описание слайда:

Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется. Основываясь на изображения в древних документах, сделали заключение - этот инструмент - домра. Как ей удалось сохраниться, так и остается тайной, но спящая красавица должна была вернуться к жизни. По форме найденного уникального раритета и эскизам Василия Андреева, основоположника первого оркестра народных инструментов, и при участии энтузиаста – патриота Н. Фомина в 1896 году мастером по изготовлению скрипичных инструментов С. Налимовым домра была воссоздана. Семен Иванович Налимов выдающийся выльгортский мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов, создавший замечательные образцы балалаек, домр и гуслей различного размера и строя и снискавший славу «коми Страдивари».

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Слайд 2

Народные инструменты являются неотъемлемой частью истории русской культуры. Любой человек должен изучать свою историю, свои корни. В настоящее время люди, узнав, что я играю на домре, исконно русском инструменте, нередко задают вопрос – «А что это?». Другие, услышав «домра», спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным звучанием и неповторимым тембром.

Слайд 3

Как же так получается? Ведь домра является русским народным инструментом! Вот, например, балалайка известна всем. Скрипку знают даже дети, а домру еще и не каждый русский человек назовет. Чтобы прояснить причину такого парадокса, надо обратиться к истории.

Слайд 4

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. По-видимому, изымались даже упоминания о домре (как это у нас, русских, к сожалению, принято – разрушать, так «до основанья»). Итак, домры жгли, ломали, уничтожали.

Слайд 5

Но разве можно сжечь память, вырвать любовь из сердца народа? Всяческими правдами и неправдами смекалистые русские люди пытались сохранить близкое и родное им. В этой связи интересно предположение исследователей о том, что балалайка, ныне один из символов России, появилась не как самостоятельный инструмент, а как любительский, упрощенный вариант домры. Действительно, первые балалайки были с полукруглым, а не треугольным, корпусом, весьма похожие на домры.

Слайд 7

«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому исследователю, музыканту и подвижнику В. В. Андрееву. Реконструировав случайно найденный в 1896 году участником оркестра А. С. Мартыновым в Вятской губернии музыкальный инструмент, он назвал его «домра».

Слайд 8

И все же, несмотря на это, многие считали народные инструменты тогда (а, к сожалению, многие и сейчас так думают) инструментами второсортными, «низкого» происхождения, не достойными уровня академической сцены наравне, например, с инструментами симфонического оркестра. В. Андреев писал: «У нас иногда говорят о балалайке с презрением. Но это большое заблуждение». История подтвердила его слова!

Слайд 9

После Октябрьской революции, благодаря провозглашению лозунга «Искусство принадлежит народу», оркестр народных инструментов приобретает все большую популярность. Возникает множество самодеятельных оркестров, образуются знаменитые впоследствии профессиональные коллективы. Кроме сольной партии в оркестрах народных инструментов, домра начинает проявлять себя и как солирующий инструмент.

Слайд 10

Давайте разберём устройство домры на примере домры малой. Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки. Головка грифа Гриф Корпус

Слайд 11

Слайд 12

Трехструнные и четырехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры. Пикколо Малая Альтовая Басовая Контрабасовая

Слайд 13

Разновидности домры и строй

Домра пикколо – b1 e2 a2 Домра прима (малая) – e1 a1 d2 Домра прима 4-струнная – g d1 a1 e2 Домра альт–e a d1 Домра альт (4-струнная) – c g d1 a1 Домра тенор (редкая разновидность) – B e a Домра бас – E A d Домра контрабас минор (редкая разновидность)– 1E 1A D Домра контрабас мажор (редкая разновидность) – 1A D G Подробнее о буквенных обозначениях

Слайд 14

Буквенные обозначения нот:

Слайд 15

Домра пикколо

Инструмент транспонирует на октаву вверх. Диапазон – от b1 до e4. Строй – b1 e2 a2. Основные приемы игры: тремоло, удар, пиццикато, глиссандо.

Слайд 16

Тремоло –

быстрое, беспрерывное чередование ударов, создающее впечатление непрерывности звучания. Обозначается горизонтальной черточкой над нотой либо лигой по два звука и более (штрих легато – в переводе – связно).

Слайд 17

Пиццикато –

звукоизвлечение пальцами. Наиболее часто пиццикато играется большим, средним и указательным пальцами правой руки. Также пиццикато исполняется и пальцами левой руки. Пиццикато правой рукой обозначается pizz. (иногда с указанием пальцев), пиццикато левой рукой – знаком + над нотой.

Слайд 18

Глиссандо –

лёгкое быстрое скольжение пальцем (реже двумя или тремя пальцами. Обозначается волнистой чертой и словом gliss.

Слайд 19

Домра малая

Диапазон – от e1 до a3. Строй – e1 a1 d2. Основные приемы игры: тремоло, удар, пиццикато, флажолеты, глиссандо.

Слайд 20

Флажолеты –

мягкий, прозрачный воздушный звук, воспроизводится лёгким прикосновением пальца к струне и отрывистым его снятием с одновременным извлечением звука медиатором или пиццикато. От прикосновения струна делится на две (три, четыре) части. В результате колебания этой части струны образуются обертоны.

Слайд 21

Флажолеты бывают натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты получаются от деления струн над 12-м, 7-м или 19-м, 5-м или 24-м ладом. Обозначаются знаком ○ над нотами с указанием струны, где они должны извлекаться. Искусственные флажолеты получаются от деления на равные части прижатой струны. Имеют двойную запись – верхняя нота (обозначается ромбиком) – место прикосновения пальца правой руки, нижняя нота записывается как обычно, она является основным тоном и прижимается пальцем левой руки.

Слайд 22

Домра альт

Транспонирует на октаву вниз. Диапазон – от e до a2. Строй – e a d1. Основные приемы игры такие же, как и на домре малой.

Слайд 23

Домра бас

Диапазон – от E до f1 или g1. Строй – E A d. Основные приемы игры – тремоло, удар, пиццикато.

Слайд 24

В мировой истории искусства бывают периоды «распутья». Возможно, сейчас именно такой период. Хочется верить, что в XXI веке пути искусства определятся. И я верю, что в нашей стране немаловажную роль в этом процессе сыграют народные инструменты. Только у них есть возможность объединить современность с истоками, новое со старым, будущее с прошлым.

Слайд 25

Любое искусство произрастает из народных корней, опирается на них, но не зацикливается только на этом. Избавившись от заблуждения, что для домры нужно писать только используя народный материал, композиторы услышат новое, современное звучание инструмента. Они услышат, что домра может проявить себя практически в любом жанре, стиле или направлении современной музыки, будь то авангард, пуантилизм или додекафония, или эстрадные направления. Хватит держать домру «на привязи». Она уже выросла из пеленок «народности».

Слайд 26

Будущее домры – в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).

Слайд 27

И мне очень хочется, чтобы в XXI веке на вопрос «Знаете ли вы, что такое домра?» ответил даже ребенок, и никто не путал бы домру с казахской домброй. Это наша цель – цель всех домристов.

Слайд 29

Использованные источники:

Александров А. Школа игры на трехструнной домре Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов http://www.narodny.info/ http://vsemusic.ru/

Посмотреть все слайды

Статья «Интерактивные игры на уроках литературы».

Описание материала: Предлагаю Вам статью «Интерактивные игры на уроках литературы». Данный материал будет полезен преподавателям литературы 5 - 11 классов, также информацию можно использовать во время проведения предметной недели по литературе и русскому языку. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений.
Цель: Расширить представление участников об интерактивных играх на уроках литературы и их роли в образовательном процессе.

Задачи:
1.Продемонстрировать эффективные приемы проведения интерактивных игр для учащихся среднего звена и старшеклассников.
2. Сформировать представление о позитивном влиянии игры на усвоение литературного материала учащимися.

Игра, как всем известно, самое увлекательное занятие. Именно в процессе игры проявляются индивидуальные способности ребенка, скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой незаурядный талант еще больше, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, часто привносят что-то свое в правила, тем самым еще быстрее достигается цель каждого учителя литературы - увлечь детей чтением.
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.

Примеры интерактивных игр.

"Что ответил писатель?"
Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.
Что ответил американский писатель анониму?
Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?
Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

«Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Коллективное творчество»
На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Виртуальная встреча»
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.
Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Таинственный сундук»
Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи.
Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).
Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»
Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». (Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Пословицы – перевертыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше, дальше, дальше».
Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
"Пантомима".
Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?

Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся значимыми, так как ученик побывал в роли литературного персонажа.
На уроке создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь товарищу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение муниципального образования Плавский район

«Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»

Методическая проблема:
«Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и самореализации личности»

Педагогический опыт работы учителя музыки

Шендриковой Елены Владимировны

Декабрь 2013

Музыкальное искусство – предмет особый. В нем переплетаются множество линий образовательного процесса. Основными задачами интегрированного предмета «Музыкальное искусство» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение школьниками ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности. Я уверенна, эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. Эстетика без этики мертва. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время. И в выполнении этих задач, мне как учителю эстетического цикла, отводится особая роль.

Задачи и современной школы, и предмета «Музыкальное искусство» серьезные, трудные. Как их «исполнить, как к ним приступить?». Ведь мы, учителя, особенно остро ощущаем, что в наше время произошел невиданный разрыв между культурой и образованием. «За годы учебы выпускник должен не только подготовиться к взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, а затем создать себя по законам культуры», - пишет В.А. Доманский, доктор педагогических наук, в статье «Жить не только в социуме, но и в культуре».

В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем образования в настоящее время и помогают разрешить некоторые задачи не только в обучающем, но и в воспитательном процессе школьников. Я хочу, чтобы урок музыки не был исключением, поэтому выбрала данную методическую проблему.

Основная цель заключается в формирование творческой активности личности учащихся и её самореализации. На мой взгляд, это поможет детям выбрать правильные ориентиры в будущем, проявить свою индивидуальность и занять достойное место в жизни.

Для реализации и достижения результатов по данной проблеме ставлю перед собой такие задачи:

  1. Создание условий для творческой активности школьников;
  2. Развитие познавательного интереса и побуждение к самостоятельной

деятельности учащихся;

3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог);

4. Формирование общечеловеческих ценностей;

5. Организация атмосферы для самореализации личности.

В последнее время распространены технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ученика, дают возможность повысить его активность, способствуют здоровьесбережению школьников.

Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное давление на наших детей.

На своих уроках я стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учениками.

«Интерактивный» (от английского inter - взаимный, act -действовать) - это обучение, погруженное в общение. Сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Схема интерактивного метода

В своей работе я стараюсь использовать именно интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках уроков музыкального искусства, представленных ниже, и видеофрагментах. Все разработки включают в себя применение различных интерактивных технологий на разных этапах урока.

В своей работе я опираюсь на научные достижения и опыт знаменитых педагогов, музыковедов, психологов. Готовясь к своим урокам, изучаю технологии:

Гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;

Интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;

Проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Обращаюсь к трудам Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Завадской. Эти педагоги акцентируют внимание на значимости уроков музыки как источника для сотворчества учеников и учителя.

На мой взгляд, интерактивные методы и приемы – это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников.

«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей.

Я уверенна, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыкальное искусство» в современной школе, вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.

Система творческого взаимодействия на уроках требует и от меня высокого педагогического мастерства. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Работаю над собой, чтобы сохранить психологическое равновесие и эмоциональное состояние для своих учеников. Стараюсь быть открытой, толерантной, придерживаться демократического стиля общения с детьми.

Поддерживаю эмоциональную окраску на протяжении учебного процесса, в зависимости от темы урока.

  1. Самым простым и распространенным способом «достучаться» до

каждого ученика служит простое введение: «Представьте себе, что…».

Чтобы создать непринужденную, доверительную атмосферу на уроке, часто использую фразы: «Я приглашаю вас, юные друзья, в …» или «Сегодня мы в гостях …»

Эти приемы использую и при интерпретации музыкальных произведений. Это позволяет ребятам творчески мыслить, анализировать, фантазировать и раскрывает эмоциональную сторону учащихся.

  1. «О, эврика!» (эвристическая беседа). Этот метод побуждает

учеников к самостоятельной деятельности. Вопрос может быть поставлен как проблемный в начале урока. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней. А также учащимся можно предложить сделать вывод в конце урока. В любом случае ученик должен сделать шаг в своем развитии.

  1. Работа в парах. Одним из способов вовлечения каждого

ученика в работу является организация вопросов друг другу . Это активизирует интерес, вызывает дух соревнования, усиливает мотивацию к обучению.

Другой вид работы в парах - обсуждение проблемной темы развивает навыки успешного общения между сверстниками, с другой стороны, развивает умение отстаивать свое мнение. Например, урок в 8 классе в разделе «Музыка в диалоге с современностью» по теме «Наши великие современники». Название темы является основной проблемой урока.

Ключевые слова для обсуждения в парах: 1. «Наши» (Что значит слово «наши»?); 2. «Великие» (Почему «великие»?); 3. «Современники» (Кого можно считать «современниками»?).

  1. «Батл». Если предыдущую технологию использовать в работе

малых групп, тогда можно назвать ее « Батл ».

  1. Работа в группах. Эта технология помогает наладить

коммуникацию среди учащихся и приводит к единому мнению. Здесь часто использую прием: «Кто дружнее - тот быстрее!».

  1. «Мозговой штурм» развивает умение мыслить, находить

нестандартные решения учебных и творческих задач.

Например, в 5 классе по теме «Музыка и искусство слова» на уроке «Литература и музыка о Крыме» после прослушивания сюиты «Крымские эскизы» А. Спендиарова демонстрирую название всех частей сюиты и предлагаю выбрать ребятам название прозвучавшей части, аргументируя свой ответ.

1часть 2 часть 3 часть 4 часть

Плясовая Элегическая песенка Застольная Хайтарма

  1. Метод художественно-педагогической драматургии

позволяет объединить другие методы и приемы и плавно переходить от одного этапа работы к другому так, как строится музыкальное произведение. Художественное название урока помогает глубже проникнуть в тему семестра, настроить эмоционально учеников. А эпиграф к уроку является его идейным зерном.

  1. Активно-ролевая (игровая) организация обучения.

Моим любимым методом, является игра , так как служит отличным средством включить в работу весь класс, снимает у учащихся боязнь неправильного ответа, раскрепощает учеников.

Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Благодаря разнообразности игр, этот метод можно использовать не только в начальном звене, но и в средней школе. На своих уроках использую такие разновидности игр: сюжетные, ролевые, имитационные, драматизация. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.

Интерактивные дидактические игры в своей работе использую как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому раздаточному материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. На уроках использую игры разные по характеру педагогического процесса:

Образовательные

Суть образовательного лото: прочитав вопрос, необходимо выбрать на табло образовательной игры правильный ответ и закрыть его фрагментом рисунка. Если все ответы будут верными – сложится картинка. Эта технология помогает ученикам закреплять и обобщать изучаемый материал и снижает эмоциональную тревожность при ответах.

Познавательные

Например, поиск нужной информации в учебниках или дополнительных источниках или самостоятельное составление вопросов по предложенному материалу. Это может быть работа индивидуальная, в парах или в малых группах. Это вызывает интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В 8 классе , изучая тему I семестра «Отражение эпох в музыкальном искусстве», нужно найти нужную информацию и придумать к ней вопросы (работа в парах). А задание следующее: доказать принадлежность Бетховена своей эпохе (XVIII-XIXвв.), и направлению «венский классицизм». Эту технологию можно отнести к элементам проектной деятельности.

Творческие

Это создание собственных вариантов завершения сказки, сочинение мелодий или стихов (для младших школьников может быть задание сочинить две строки к двум предложенным строкам), составление ритмических упражнений.

Обобщающие

Использование и обсуждение сюжетных иллюстраций и рисунков к урокам музыки. «В гости к ослику», «А вы не были…?» (герой из мультипликационного фильма – попугай). «Новый год собрал друзей» и др.

Развивающие

Используя сюжетные иллюстрации, стараюсь развивать мышление, воображение, память учеников начальной школы. Например, предлагаю ребятам запомнить музыкальных друзей ослика (музыкальные средства выразительности) или выбрать картинку, к которой можно отнести ритм, метр (барабан), регистр (птичка).

Таким образом, любого вида интерактивная игра имеет определенный результат, который является её финалом. Для меня результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или усвоения знаний, а также умение применять эти знания на других школьных предметах и, конечно, в жизни. На каждом уроке убеждаюсь в этом. Дети с огромным удовольствием принимают участие в разнообразных видах игр.

Именно в активной игровой деятельности происходит взаимопроникновение форм, методов и приемов интерактивного обучения.

А следующие методы , применяемые мною, позволяют создать на уроке ситуацию успеха учащихся. Подготовительная работа этих методов занимает около двух-трех недель. Зато насколько трудоемка работа перед уроком, настолько велико чувство удовлетворения после него. А ребята испытывают настоящий творческий подъем!

  1. Выступление ученика в роли аккомпаниатора или ведущего

Этот метод помогает проявить самостоятельную активность ребят. Раскрывает творческие и исполнительские возможности учеников. Помогает им увереннее чувствовать себя в классе и на сцене.

  1. Инсценировки позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал.
  2. Выставки-презентации помогают «проявить себя» ученикам

на уроках. Демонстрация собственных работ повышает авторитет ребенка,

его уверенность в своих силах, самооценку.

12. Метод проекта . Как правило, на своих уроках удается использовать только часть проектной деятельности, ее элементы. При этом проект может иметь долгосрочное действие, иметь свое продолжение и стать творческим домашним заданием для учеников.

  1. Интегрированные уроки помогают раскрыть и найти разные стороны личности учащихся. Например, бинарный урок по музыкальному искусству и географии разрешает проблему школьников негуманитарной направленности, помогает проявить свои способности и знания по дисциплине естественных наук.

Выводы:

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала.

Помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

Формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.

Являются условием для самореализации личности учащихся в современном мире.

Таким образом, достигается цель данной методической проблемы. Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыкального искусства, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах. Ученики используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыкального искусства на классных часах, которые готовят самостоятельно. И это здорово! Провожу работу с творческими и одаренными детьми. Являюсь руководителем вокального кружка, где с удовольствием встречаюсь вновь со своими учениками. Наблюдая за учениками на протяжении школьной жизни, отмечаю рост успешности ребят к старшей школе. Я искренне радуюсь за них, видя высокие результаты, и испытываю восторг от радости и улыбок на лицах своих воспитанников!

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002.
  3. Аржаникова Л.Г. «Профессия - учитель музыки» - М., Просвещение, 1985.
  4. Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» - М., Аст, 2002.
  5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» - М., Просвещение, 1989.
  6. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» - М., 1999.
  7. Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки. «Учитель», 2007.
  8. Латышина Д.И. «История педагогики» - Гардарики, 2005.
  9. Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» - М., 1992.
  10. Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» - Симферополь: «Атиква», 2011.
  11. Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.

Интернет – ресурсы:

  1. http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg
  2. http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
  3. http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
  4. http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
  5. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
  6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg
  7. http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg

Мы живем в стремительно развивающемся обществе. В связи с этим предъявляются особые требования к системе образования. В последнее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в образовательно-воспитательный с целью улучшения качества образования, создания комфортных условий обучения при активном взаимодействии всех обучающихся. Определяющими факторами результативности образования становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача встает перед учителем, который должен организовать такую деятельность учащихся. С применением новых технологий меняется и методика преподавания. Современная педагогика использует интерактивные методы, которые должны способствовать оптимизации процесса обучении школьников. Недостаточная разработанность применения интерактивных методов в музыкальном обучении определяет ее актуальность.

Актуальность данной проблемы вызвана также противоречием между социальным заказом воспитания творческого, активного члена общества и реальным преобладанием в школьном образовании традиционных способов передачи учащимся готовых знаний. Разрешение этого противоречия мы видим в разработке и применении интерактивных методов отражающих специфику музыкально-образовательной деятельности учащихся на уроках музыки.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает достижения обучающимися метапредметных, предметных и личностных результатов. Если метапредметные и предметные результаты могут быть получены отчасти путем передачи готовой информации, то личностные результаты обучения возможны только путем применения интерактивных методов и форм, где каждый учащийся имеет возможность высказать самостоятельное суждение, участвовать в поиске знаний, быть активным соучастником формирования своих умений и навыков.

Интерактивное обучение по мнению А. Пометун и Л. Пироженко - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретно предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик должен чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что активность преподавателя уступает место активности обучаемых, но роль преподавателя при этом не падает, а возрастает. Преподаватель должен быть инициатором, а обучающийся должен сам управлять своим учением, сам выбирать траекторию учения, темп учения.

Спектр современных методов и технологий обучения чрезвычайно широк. В педагогике существуют многочисленные, взаимно переплетающиеся классификации методов обучения. Традиционно они подразделяются на пассивные, активные и интерактивные методы.

1. Пассивные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет свои преимущества. Это возможность преподнести большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока, а также относительно быстрая подготовка к уроку со стороны опытного учителя. Поэтому многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Лекция - самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

2. Активные методы - это форма активного взаимодействия учащихся и учителя, при которой они находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

3. Интерактивные методы («inter» - взаимный, «act» - действовать) - означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не столько закрепляют уже изученный материал, сколько самостоятельно изучают новый.

С. С. Кашлев классифицирует интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на каждом этапе:

  1. Методы создания благоприятной атмосферы, благодаря которым выстраиваются доверительные отношения друг к другу.
  2. Методы организации обмена деятельностями, объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности
  3. Методы организации мыследеятельности и смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания, своего индивидуального смысла, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смыслового опыта.
  4. Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ участниками своей деятельности, ее результатов, для фиксации состояния своего развития.

Методика интерактивного музыкального обучения опирается на систему принципов, разработанных в музыкальной педагогике Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, Н. Я. Брюсовой; на творческое наследие К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, на концепцию преподавания искусств Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Л. В. Горюновой и других.

При интерактивном обучении в системе музыкального образования следует говорить о наглядно-слуховом, двигательно-слуховом, музыкально-игровом методе обучения.

Наглядно-слуховой метод реализуется в процессе контакта обучающегося с музыкальным произведением. По содержанию этот метод опирается на сформулированный Б. Асафьевым «метод наблюдения за музыкой», который формирует способность осмысленно воспринимать музыкальное произведение, наблюдая и усваивая изменения его интонации.

Двигательно-слуховой метод нацелен на развитие музыкально-пластической деятельности. Музыка и пластика имеют общую интонационную основу. Как в музыке, так же как и в искусстве движения, носителем смысла является интонация. Но если в музыке это - музыкальная интонация, то в искусстве движения - ритмопластическая интонация. В силу этого характеристика музыкально-пластической деятельности опирается на характер взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонаций.

Музыкально-игровой метод представляет собой синтез музыки, пластики и театрального действия. Этот метод находит свое воплощение не только в различных жанрах хореографического искусства, но и в драматических постановках.

Интерактивные технологии предусматривают различные формы организации взаимодействия учащихся в учебной деятельности: работа в парах, малых и больших группах с использованием метода проектов. На уроках музыки в общеобразовательной школе с целью формирования навыков общения и взаимодействия целесообразно чередовать перечисленные формы совместной деятельности учащихся в зависимости от поставленных дидактических и воспитательных задач. Групповая и коллективная работа естественно возникает в исполнении народных обрядов, в процессе разыгрывания театрализованных диалогов.

Метод проектов применяется на этапах ввода в тему (преимущественно информационный тип), раскрытие основного содержания темы (исследовательский и информационный типы), в ходе обобщения темы (игровой или художественно-творческий типы). При формировании малых и больших групп целесообразно учитывать специальные способности и эстетические интересы учащихся, их предыдущий художественный опыт и знания из различных видов искусств.

Подчеркнем, что постепенно, от класса к классу, увеличивается удельный вес групповой работы, ведь ученики приучаются работать в команде, получают элементарные коммуникативные навыки. Работа в группах способствует воспитанию у учащихся толерантности, коллективизма, взаимопомощи, она стимулирует процесс художественного познания

Основополагающим принципом организации интерактивного взаимодействия в системе музыкального обучения является паритетное равенство всех составляющих учебного процесса, которое позволяет соединить традиционность и инновационность в педагогическом процессе и направить его на личностный рост и творческое саморазвитие обучающихся в условиях сегодняшнего дня. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Интерактивные методы обучения прошли длительный путь становления. Главное требование гуманистической идеи состоит в том, чтобы обеспечить единство педагогического взаимодействия, опирающегося на дидактические принципы, и внутреннего состояния саморазвивающегося ученика, которое соответствует новым методам организации педагогического процесса.

Литература

Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика, конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина - М.: Глобус, 2008. - 170с.

Кашлев С. С., Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: Тетра Системс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа:

Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г. П. Сергеева. - М. : Педагогическая академия, 2010. - 87 с.