11 класс

Чему посвящается былина вольга и микула селянинович. Добрыня Никитич Василий Буслаев. называются герои, о которых идет речь в былине

1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?

(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)

2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)

3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)

В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).

Вольга назначает своим наместником Микулу.

Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.

Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.

Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.

Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.

Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).

4) С чего начинается былина?

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

5 ) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)

Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.

Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.

6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)

7) Как развивается действие?

(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)

8) Что же поражает Вольгу?

(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)

9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)

(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.

2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)

3. Постоянные эпитеты.)

-? Чем необычно это описание?

(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)

4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)

(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)

(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)

11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)

(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).

12) Где действие достигает кульминации?

(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

-? Кто выходит победителем? (Микула.)

13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.

Как понять слова Вольги во второй строфе?

(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)

14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?

(Вольга спрашивает его имя.)

-? Как Микула называет себя?

(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)

-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?

(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.

Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.

15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?

(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.

2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

16) Зачем тогда введён образ Вольги?

(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)

Микула – это эпический герой.

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью. ( Записываем данное определение в словарь литературоведческих терминов ).

Цели урока:

Познавательная (новое на основе повторения). Углубить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества; о русских богатырях;

Развивающая – особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах и т. д. ;

Воспитательная – воспитание интереса к устному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости.

Оборудование урока:

Былины (разные издания)

Картина Васнецова В. М. “Богатыри”

Иллюстрация к былинам.

Былина “Богатырское слово”

Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.

Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)

Ход урока

I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)

2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)

Что такое УНТ?

Жанры УНТ.

Роль УНТ в литературе.

II. Переход к теме урока.

1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.

Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.

III. Новый материал.

1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?

2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.

1. Работа со статьей учебника “Былины” (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.

Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:

О чем повествуют былины?

Где происходит действие в былинах?

Что воспевают былины?

Что показывают нам былины?

Что воплощают в себе былины?

Что делают предметом изображения былины?

Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.

Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).

В тетради появляется запись:

2. Опорный конспект (ОК)

I. ОК1 Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ. ОК2

Повествуют о русских богатырях.

Действие происходит в древних русских городах, в поле, в гриднице*.

Воспевают красоту и широту Русской земли.

Показывают реальность древнерусского быта

Воплощают думы и чувства народа.

Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.

3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)

Как передавались былины?

Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)

На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.

Есть ли в былине рифма?

Чем сопровождалось пение былин?

Какую роль играют былины в искусстве и литературе?

(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)

По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:

II. Особенности былин. ОК3

Пелись и рассказывались под гусли.

Для былин характерны грандиозность* образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.

Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты.

Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.

Являются основой для многих произведений искусства.

4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)

5. Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”

Вопрос на восприятие:

Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)

Вопросы (см. учебник после текста былины)

III.

1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?

(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

В опорном конспекте появляется следующая запись:ОК4

Былинная троица:Илья Добрыня Алеша

Муромец Никитич Попович

2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)

3) Вывод: Образы богатырей собирательны.

Словарно-семантическая работа. ОК5

Богатырь* - слово это – мера для оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.

IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова “Три богатыря”.

Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.

Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)

А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).

А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили…).

Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ … Русские Богатыри…).

Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал… Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).

Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили… Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).

Это правильно. Чувствуется, что всадники внезапно осадили коней … Вероятно, впереди враг. А какие еще детали подтверждают нашу мысль? (Богатыри готовы к бою… Они в каком-то едином порыве схватились за оружие …)

Пожалуй вы правы… Почему вы отмечаете, что они в едином порыве схватились за оружие? (Богатыри – боевые друзья. Их никто никогда не побеждал. Победят они и в этой битве).

А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу…От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)

Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину… “Как стена”, как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).

6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.

А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее…)

(Развить мысль).

V. Вопрос классу:

Сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)

Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.

В опорном конспекте появляется еще одна запись:ОК6

Герои в сказке и былине

Сказка

1. Герой спасает девицу, чтобы жениться.

2. Сражаются и побеждают просто чудовищ.

3. Качества героев сверхъестественного происхождения.

4. (Герой) Решает личные проблемы. Былина

1. Подвиг богатыря бескорыстен.

2. Побеждает врагов земли Русской.

3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа.

4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.

VI. Вывод. Итог урока.

Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.

VII. Д. З.

1. Рассказ о подвиге богатырей.

2. Выразительное чтение.

3. Опорный конспект.

4. Подготовиться к сочинению по картине “Три богатыря” В. М. Васнецова.

Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

Методические приемы: пересказ текста, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Что такое предание? (Пересказ статьи.)

– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.

Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.

Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.

2. Работа по учебнику (статья «Былины»).

Составление плана.

Чтение статьи по абзацам, беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца – составление плана.

– Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями.)

Задания.

1) озаглавить первый абзац.

1. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

2) выделить основную мысль второго абзаца.

2. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

3) Дать определение былины.

3. Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.

– Где происходит действие былин?

4. Место действия былины – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде…

– Откуда сказители знали о далеких землях?

5. Русь вела оживленную торговлю.

Задание: озаглавить пятый пункт.

– Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?

6. Документальная ценность былин.

– Отношение жителей Руси к коню.

7. Конь – верный помощник воина и землепашца.

– Кто главные герои былин? Какова их главная задача?

8. Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.

9. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.

Задание: перечислить темы создаваемых былин.

– Какой труд в былинах поставлен выше воинского?

10. Главное в жизни – будничный труд крестьянина.

Задание: назвать особенности былин.

11. Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.

Задание: прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.

12. Повторы слов и выражений.

– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты.

13. Сходство композиции былин и сказок.

Задание: рассмотреть иллюстрацию учебника (с. 14 «Гусляры»).

14. Сказители – гусляры.

– Какой пункт плана можно было записать сложным планом? (Особенности былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в) композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты.)

IV. Подведение итогов урока.

Вывод. Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

Домашнее задание: с. 11–17, прочитать материал учебника; задания: собиратели былин, основные циклы былин; крестьяне – хранители былин; самостоятельно читать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (для внеклассного чтения через два урока).

Цели: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному народному творчеству.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской земли от кочевников, герои – три богатыря-воина; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин.

Новгородские – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы.)

2. Пересказ статьи «О собирании, исполнении и значении былин».

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «…Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.

2. Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.

3. Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).

4. Аналитическая беседа по вопросам.

– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)

– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)

– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)

(«А у оратаря кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата». С. 19 (2-я строфа). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)

– Как описан труд Микулы? (Повыехали в раздольице… (4-я строфа) …А омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в поле орáтай… каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)

6. Задание 2: найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики… булатные», «гужики… шелковые»), гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.

IV. Подведение итогов урока.

– Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?

Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.

Домашнее задание: с. 23 в учебнике, подготовить ответ на вопрос 3 (характеристика Вольги или Микулы).

Индивидуальное задание: если бы предложили поставить памятник одному из героев, как бы он выглядел (рисунки).

Цели: продолжить знакомство с былинами, их композицией, художественными особенностями; учить логически мыслить, развивать воображение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Рассматривание рисунков учащихся (индивидуальное задание).

2. Беседа по вопросам.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?

– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?

(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).

Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы. Определение, к какому циклу относится былина, какова ее тема.

– К какому циклу относится былина «Садко»? (Новгородская былина о путешествии в дальние страны. Тема социальная, то есть касается жизни общества.)

2. Чтение былины учителем и подготовленными учениками.

3. Выполнение заданий по тексту былины.

Задание 1. Рассказать о главном герое былины, истории его жизни, путешествии и благополучном возвращении. (Живет в Нове-городе богатый купец, который раньше не имел имущества, были у него только гусли. На честный пир Садко купцы не позвали раз, другой, третий. Скучно стало ему, он и отправился на Ильмень-озеро. Садко заметил, что вода в озере всколыхнулася, когда он играл первый день, второй. Гусляр пугался… и уходил прочь. На третий раз вода тоже «всколыбалася», и из нее появился морской царь. За «утехи великие», за «игру нежную» решил водяной царь наградить его и посоветовал Садко поспорить с купцами на лавки их товарные:

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба – золоты перья.

Как ударишь о велик заклад

И поди свяжи шелковый невод.

………………………………….

Дам три рыбы – золоты перья.

Тогда ты счастлив будешь!

Садко так и сделал: поспорил, поймал три рыбы, получил «несчетну казну», скупив товары у трех купцов и торгуя ими.

Всех угощал он: и жителей новгородских, и настоятелей новгородских (церковнослужителей).)

Они-то и предложили Садко, закупив товары, не торговать ими в Новгороде. Садко закупил товары, построил корабли, «тридцать черленых» кораблей и

поехал Садко по Волхову (река в Новгороде)

Со Волхова во Ладожско,

А со Ладожска во Неву-реку,

А со Невы-реки во сине море.

Как поехал он по синю морю,

Воротил он в Золоту Орду,

Продавал товары новгородские…

Когда путешественники возвращались домой, то поднялся шторм.

Все поняли, что морской царь требует дань. Он не принял бочку с серебром, требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он взял с собой гусли. Оказавшись у морского царя, Садко выполнил просьбу царя:

Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;

Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Трое суток играл гусляр, а морской царь плясал.

Во синем море вода всколыбалася,

Со желтым песком вода смутилася,

Стало разбивать много кораблей на синем море,

Стало много гибнуть именьицев,

Стало много тонуть людей праведных.

Народ стал молиться Миколе Можайскому и просить о помощи.

Неожиданно рядом с Садко очутился «старик седатый» (седой), который просил Садко не играть и подсказал ему, что надо сделать с гуслями, чтобы не играть на них. Он же и посоветовал, как надо выбрать невесту, когда царь предложит жениться «на душечке на красной девушке».

Садко сделал все так, как советовал старик, и – очутился на берегу моря раньше своих дружинников.

А дружина поминает одного Садка:

– Остался Садко во синем море!

А Садко стоит на крутом кряжу,

Встречает свою дружинушку со Волхова.

Все рады встрече с Садко: и дружина «хоробрая», и «тут его жена взрадовалася, брала Садка за белы руки, целовала во уста сахарные».

Стал Садко выгружать бессчетну золоту казну.

Как повыгрузил со черленыих кораблей,

Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

Не стал больше ездить Садко на сине море,

Стал поживать Садко во Нове-городе.

Задание 2. Зачитать зачин, назвать гиперболы, постоянные эпитеты («хоробрую», белокаменны, «красной» девушке, «яровчатые», «сине» море); повторяющиеся слова, выражения («Аи же братцы..,) торжественные приемы повествования, троекратные повторения.

IV. Подведение итогов урока.

– В чем ценность былин?

– Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?

Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Римский-Корсаков; «Три богатыря» – В. Васнецов).

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; ответить на вопросы из учебника.

Индивидуальное задание:

1) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся» (2 ученика рассказывают об оригинальных творениях В. Васнецова, И. Репина, И. Билибина, демонстрируют иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др.); подготовить выставку, стенд-раскладушку;

2) подготовить рассказ-сообщение с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, написанных на былинные сюжеты.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.


Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темный леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцев да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегченыих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
оехали к городам да за получкою.

Повыехали в раздольице чисто́ поле,
Услыхали во чистом поле оратая 1 ,
Как орет 2 в поле оратай посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики 3 по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья 4 .
А наехали в чистом поле оратая.

1 Ора́тай - пахарь. 2 - пашет. 3 Оме́шики - сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт. 4 Па́бедья. до пабедья - до полудня.

Как орет в поле оратай посвистывает,
А бороздочки он да дометывает,
А пенье-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые.
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присо́шечек 5 у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

5 Присо́шечек - лопатка для отворота земли.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы́ востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Говорит-то Вольга таковы слова:
- Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А болыыие-то каменья в борозду валить!

Говорит оратай таковы слова:
- Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Тут проговорил Вольга Святославович:
- Как пожаловал меня да родной дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольно-киевский,
Тремя ли городами со крестьянами:
Первым городом Ку́рцовцем,
Другим городом Орёховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Теперь еду к городам да за получкою.



Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги 6 калиновы,
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха 7
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить.
Я им стал-то ведь гроягей делить,
А грошей-то стало мало ставиться,
Мужичков-то ведь больше ставится.
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить,
Положил тут их я ведь до тысячи:
оторый стоя стоит, тот си́дя сиди́т,
Который сидя сидит, тот и ле́жа лежи́т.

6 Сляга , слега - жердь, тонкое бревно. 7 Мех - мешок.

Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
- Ай же ты, оратай-оратаюшко.
Ты поедем-ко со мною во товарищах.

А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.

А грива-то у нее да завивается.
У оратая кобыла ступью́ пошла.


Говорит оратай таковы слова:
- Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет - взять нечего,
А богатый-то наедет - не позарится, -
А для-ради мужичка да деревенщины.
Как бы сошку из земельки повывернута,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст.

Тут ведь Вольга Святославович


Как бы сошку из земли да повыдернули,


Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
Они сошку за обжи 8 вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернутъ,

8 О́бжи - оглобли сохи.

Тут молодой Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Целым он ведь десяточком.

А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул.
Бросил сошку за ракитов куст.

А тут сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

Тут Вольга стал да он покрикивать,
Колпаком он стал да ведь помахивать:
- Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!

За эту кобылу пятьсот бы дали.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
- Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Я купил эту кобылу жеребеночком.
Жеребеночком да из-под матушки,
Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу цены не было бы!

Тут проговорит Вольга Святославович:
- Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
- Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»…

Ответы на вопросы

1. Каком теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Минула Селянинович»?

Былина посвящена теме крестьянского труда, его важности. Подлинный герой былины - трудовое крестьянство, представленное в облике Микулы. Мужички начинают похваливать Микулу тогда, когда он уже собрал урожай и приглашает людей на пир.

2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяннновичу? Как вы понимаете смысл
зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?

Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу тогда, когда тот превзошел целую дружину — сумел выдернуть соху из земли.
В зачине рассказывается о рождении Вольги, его делах, целях («похотелось Вольге много мудрости…»). Смысл зачина в том, чтобы подготовить слушателя к противопоставлению Вольги и Микулы, о котором будет рассказываться далее.
В былине подробно представлен портрет пахаря (Микула очень красив, празднично одет), описан процесс труда (работает пахарь легко, с удовольствием). Правдоподобие в этом описании нарушено, но зато передано отношение народа к крестьянскому труду: труд крестьянина оценивается выше воинских подвигов.
Гиперболы и постоянные эпитеты помогают усилить эмоциональность текста, передают отношение сказителя.

3. Данте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).

Микула Селянинович - пахарь. В начале былины мы видим, как Вольга не может доехать до Микулы, три дня добирается.
Эта гипербола помогает представить масштабы трудовой деятельности Микулы.
Микула работает легко, с удовольствием, труд ему в радость, орудия труда у него очень красивые, богато украшенные. С помощью этих деталей в былине превозносится крестьянский труд.
Микула очень красив, описываются его кудри, глаза, брови, он празднично одет. Правдоподобие в этом описании нарушено, но так передается доброе отношение народа к пахарю. В диалоге, который следует далее, показан характер Микулы Селяниновича: он не позволит себя обидеть, соглашается помочь Вольге в трудную минуту, Микула бережлив и заботлив.
Этот герой превосходит силой и умом целую дружину (он один смог бросить соху за ракитов куст, а дружина не смогла). В конце былины герой рассказывает о том, что после сбора урожая он будет радоваться вместе со всеми, то есть сам Микула не выделяет себя среди других людей.
Образ Микулы — это собирательный образ всего крестьянства, чей труд оценен в былине очень высоко, выше воинских подвигов Вольги.

4. Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы «Так говорили былинные герои» или «Незаслуженно забытые
слова» на выбор). Объясните слова «нарекать», «пожаловать», «раздольнце», «крестный батюшка» и др.

Словарик «Незаслуженно забытые слова»
соловая - желтоватая, со светлой гривой; гужики — кожаные петли в хомуте;
сафьян - мягкая кожа, окрашенная в яркий цвет;
кафтан - русская мужская верхняя одежда;
крестьяновать - заниматься крестьянским трудом;
скирда - большой стог сена;
получка - дань;
оболока - облака;
нарекать - называть;
пожаловать - отдать, подарить;
раздольице — раздолье.

5. Если бы предложили поставить памятник одному из героев, кому бы вы его поставили - Вольге или Микуле? Как бы он выглядел?

Это был бы памятник Микуле Селяниновичу, красивому, могучему русскому человеку, изображенному в процессе труда, с сохой, такой, как описан герой в начале былины.

Ответы на вопросы «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?

Эту былину следует отнести к Киевскому циклу. Её тема — защита Руси от врагов.
В былине рассказывается о том, как Илья Муромец, ехав к обедне в Киев, выбрал более короткую прямую дорогу, по которой никто не ездил из-за Соловья-разбойника. Встретив Соловья-разбойника, Илья Муромец победил его, тем самым освободив «прямоезжую дорогу» на Киев.
Характер Ильи Муромца серьезный, он человек храбрый, прямой. Говорит Илья достойно, речь его спокойная, размеренная. Так же он и ведет себя. Илья Муромец смелый, бесстрашный, без раздумий он вступает в схватку с Соловьем-разбойником, по приезде к князю Владимиру он не хвастает, а ведет себя «по-ученому».
Настроение былины торжественное, оно выражено в заключительных строках, где рассказывается о людской благодарности.

2. Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.

Илья Муромец отказался стать в Чернигове воеводой, потому что цель его была иная: попасть к обедне в Киев, а целью его жизни была защита земли Русской.
Он победил Соловья-разбойника, потому что не сомневался в своей правоте, жаждал справедливости, верил в свои силы.
Отношение народа к Илье Муромцу в былине выражается, во-первых, при помощи гиперболы (преувеличения). Преувеличиваются сила Ильи, его способности. Также отношение выражается при помощи эпитетов («удаленький дородный добрый молодец»). Отношение других героев былины к Илье Муромцу (Соловей-разбойник боится его, черниговские мужики уважают) тоже говорит о том, что народ относится к герою с уважением и любовью.
С героями сказок Илью сближает то, что он наделен неким волшебным даром преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.
Илья Муромец — человек высокий, крупный, плотного телосложения. У него серьезное лицо, есть борода, усы. Одежда на нем богатырская: кольчуга, шлем, он возит с собой щит и колчан со стрелами, стреляет он из лука, причем очень метко.

4. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.

Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловьяразбойника? Как он говорит об этом сам?

Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.

Как вы понимаете концовку былины?

Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.

6. Главный герой - Илья Муромец. Народ - сказитель награждает его эпитетами «удаленький», «дородный», «добрый», «славный богатырь святорусский».

7. Илья Муромец ехал в Киев , по пути он проехал через Чернигов и речку Смородину. Он не послушался совета черниговских жителей ехать окольной дорогой, поехал «прямоезжей», хотя там его подстерегали опасности. Это говорит о бесстрашии Ильи Муромца, о вере в правоту своего дела.

8. Битва Ильи Муромца и Соловьи-разбойника проходила так : Соловей свистал и кричал по-звериному, это было очень страшно, леса к земле преклонились, конь Ильи Муромца стал спотыкаться. Только сам герой оставался совершенно спокойным, он заставил коня повиноваться ему и из лука стрелял в Соловья. Видимо, Илья Муромец был метким стрелком, так как сразу «выбил ему право око с косицею». Затем он связал его и повез с собой в Киев.

Конспект урока по литературе "Былина "Вольга и Микула Селянинович"

Цели урока:

1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.

2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.

3. Дать понятие об эпическом герое.

4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).

Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Кого можно назвать её подлинным героем?

Ход урока

1. Постановка целей урока:

Сегодня нам предстоит:

1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;

2) определить тему былины;

3) выяснить, кто является её подлинным героем;

4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;

5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.

2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).

1. Что такое былина?

2. Какие темы поднимались в былинах?

3. Кто является героем былин?

4. Кого называют богатырём?

3. Слово учителя.

Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.

Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.

Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.

Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.

4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.

Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)

Прб? Кого можно назвать подлинным героем былины?

Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.

5. Анализ сюжета и композиции былины.

1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?

(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)

2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)

3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)

В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).

Вольга назначает своим наместником Микулу.

Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.

Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.

Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.

Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.

Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).

4) С чего начинается былина?

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)

Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.

Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.

6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)

7) Как развивается действие?

(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)

8) Что же поражает Вольгу?

(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)

9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)

(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.

2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)

3. Постоянные эпитеты.)

Чем необычно это описание?

(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)

4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)

(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)

(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)

11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)

(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).

12) Где действие достигает кульминации?

(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

Кто выходит победителем? (Микула.)

13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.

Как понять слова Вольги во второй строфе?

(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)

14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?

(Вольга спрашивает его имя.)

Как Микула называет себя?

(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)

Почему? Что значит это имя для “мужичков”?

(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.

Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.

15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?

(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.

2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

16) Зачем тогда введён образ Вольги?

(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)

Микула – это эпический герой.

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

6. Характеристика Микулы Селяниновича.

Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.

7. Итоги урока.

Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?

(Под запись: 1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности 3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)


Цели урока:

1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.

2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.

3. Дать понятие об эпическом герое.

4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).

Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Кого можно назвать её подлинным героем?

Ход урока

1. Постановка целей урока:

Сегодня нам предстоит:

1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;

2) определить тему былины;

3) выяснить, кто является её подлинным героем;

4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;

5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.

2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).

1. Что такое былина?

2. Какие темы поднимались в былинах?

3. Кто является героем былин?

4. Кого называют богатырём?

3. Слово учителя.

Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.

Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.

Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.

Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.

4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.

Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)

Прб? Кого можно назвать подлинным героем былины?

Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.

5. Анализ сюжета и композиции былины.

1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?

(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)

2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)

3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)

В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).

Вольга назначает своим наместником Микулу.

Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.

Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.

Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.

Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.

Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).

4) С чего начинается былина?

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)

Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.

Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.

6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)

7) Как развивается действие?

(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)

8) Что же поражает Вольгу?

(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)

9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)

2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)

3. Постоянные эпитеты.)

Чем необычно это описание?

(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)

4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)

(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)

(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)

11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)

(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).

12) Где действие достигает кульминации?

(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

-? Кто выходит победителем? (Микула.)

13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.

Как понять слова Вольги во второй строфе?

(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)

14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?

(Вольга спрашивает его имя.)

-? Как Микула называет себя?

Почему? Что значит это имя для “мужичков”?

(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.

Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.

15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?

(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.

2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

16) Зачем тогда введён образ Вольги?

(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)

Микула – это эпический герой.

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

6. Характеристика Микулы Селяниновича.

-? Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.

7. Итоги урока.

Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?

(Под запись:

1) человек недюжинной силы

2) идеал нравственности

3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)