Биографии

Распутин кто он был на самом деле. Кем был распутин на самом деле. Чудесный дар исцелений

Российский экономист, советский государственный и партийный деятель. Академик АН СССР (1929).

Деятельность до революции

Родился в семье сыном школьного учителя. С 1893 жил в Кишинёве, где отец работал податным инспектором.

После окончания гимназии учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета (в 1911 исключён за участие в революционной деятельности). Во время революции 1905-07 совместно со своим лучшим другом Ильёй Эренбургом принимал активное участие в студенческих демонстрациях, организованных студентами Московского университета. В 1906 вступил в РСДРП, примкнув к большевикам. В возрасте 19 лет вместе с Григорием Сокольниковым организовал в Москве молодёжную конференцию 1907, которая впоследствии считалась предшественницей комсомола.

В 1908-1910 - член Московского комитета РСДРП, вёл работу в профсоюзах. В это время сблизился с В.М. Смирновым и познакомился со своей будущей женой Н.М. Лукиной.

В июне 1911 арестован и сослан на 3 года в Онегу (Архангельская губерния), в том же году бежал из ссылки и нелегально выехал в Ганновер, потом в Австро-Венгрию.

За границей Бухарин познакомился с Лениным, с которым впоследствии поддерживал дружеские отношения. В Вене он также встретился со Сталиным, которому помогал в работе с немецкоязычными источниками при подготовке статьи «Марксизм и национальный вопрос». В эмиграции продолжал заниматься самообразованием, изучая сочинения как основателей марксизма и социалистов-утопистов, так и своих современников. Особенно сильное влияние на формирование взглядов Бухарина оказал А. А. Богданов.

В 1914, с началом Первой мировой войны, арестован властями Австро-Венгрии по подозрению в шпионаже и выслан в Швейцарию. С 1914 жил в Лондоне, с 1915 - в Стокгольме. В апреле 1916 выслан из Стокгольма, жил в Христиании (Осло), Копенгагене, с октября 1916 - в Нью-Йорке (США), где познакомился с Львом Троцким и Александрой Коллонтай и редактировал (с января 1917) вместе с Троцким журнал «Новый мир».

В 1915 написал работу «Мировое хозяйство и империализм», посвящённую анализу особенностей капитализма начала XX века. Эта работа была положительно оценена Лениным, написавшим к ней (не публиковавшееся до революции) предисловие и использовавшим ряд её положений в своём труде «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916). С другой стороны, в развернувшейся с началом Первой мировой войны среди социал-демократов дискуссии о праве наций на самоопределение Бухарин выступил против позиции Ленина и его сторонников (в частности, Сталина и Зиновьева). Соответствующие взгляды Бухарина и примкнувшего к нему Пятакова Ленин назвал «карикатурой на марксизм» и расценил как рецидив экономизма 1890-x, связанного с неумением отличать политические вопросы от экономических.

После Февральской революции 1917 Бухарин немедленно принял решение о возвращении на родину, однако вернулся в Россию только в мае 1917, поскольку был арестован в Японии, через территорию которой возвращался. Во Владивостоке был арестован местными властями за агитацию среди солдат и матросов.

«Любимец всей партии». Теоретик и экономист

В 1917 избран членом ЦК РСДРП(б), после чего работал в Московском комитете партии и редактировал печатное издание «Известия Московского военно-революционного комитета». Вёл активную пропагандистскую работу во время Октябрьской революции 1917, занимая радикальные левые позции. Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир» утверждает, что Бухарин считался «более левым, чем Ленин». В течение многих лет с небольшим перерывом в 1918 году - главный редактор газеты «Правда» и фактически ведущий партийный идеолог. Подготовил предложения по национализации промышленности и созданию органов управления экономикой во главе с Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ).

В 1917-1918 в качестве редактора «левокоммунистической» газеты «Коммунист» был лидером «левых» коммунистов, совместно с другими «левыми» коммунистами, а также левыми эсерами выступал как против подписания мира с немцами в Брест-Литовске, так и против позиции главы советской делегации Льва Троцкого, требуя продолжения линии на мировую пролетарскую революцию. Позже, во время инициированной в 1923 Троцким дискуссии о фракциях в ВКП(б), признал, что во время обсуждения Брестского мира часть левых эсеров предложила ему участвовать в аресте Ленина на 24 часа и создании коалиционного социалистического правительства из противников мирного договора с Центральными державами. Левые эсеры утверждали, что это правительство сможет разорвать договор и продолжить революционную войну, однако Бухарин наотрез отказался участвовать в заговоре против вождя партии и государства. Через некоторое время после подписания Брестского мира перешёл на сторону Ленина, свидетельством чего стало возвращение Бухарина на должность главного редактора «Правды». 25 сентября 1919 Бухарин стал жертвой террористического акта: он был ранен бомбой, брошенной террористами-анархистами в помещение Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке.

В мае 1918 выпустил ставшую широко известной брошюру «Программа коммунистов (большевиков)», в которой теоретически обосновывал необходимость трудовой повинности для нетрудовых классов. После опубликования работ «Политическая экономия рантье» и «Мировое хозяйство и империализм» стал одним из ведущих экономистов-теоретиков РКП(б). В 1919-1920 являлся членом Исполкома Коминтерна.

В октябре 1919 совместно с Евгением Преображенским написал выдержавшую впоследствии более 20 переизданий брошюру «Азбука коммунизма». В мае 1920 написал (частично в соавторстве с Георгием Пятаковым) работу «Экономика переходного периода. Часть I: Общая теория трансформационного процесса». Эти работы были в целом положительно встречены Лениным, который, однако, считал, что рассмотрение ряда вопросов ведётся Бухариным с точки зрения не марксизма, а разрабатывавшейся А. А. Богдановым «всеобщей организационной науки», а также критиковал автора за чрезмерно напыщенный стиль изложения. Представляет интерес шуточная рецензия Ленина на книгу «Экономика переходного периода», в которой пародируется увлечение Бухарина иноязычной лексикой:

Превосходные качества этой превосходной книги испытывают некоторую деквалификацию, поскольку они лимитируются тем обстоятельством, primo, что автор недостаточно фундирует свои постулаты…

Из «Recensio academica» В. И. Ленина на книгу «Экономика переходного периода»

В целом работы Бухарина 1918-1921 годов написаны под сильным впечатлением от практики «военного коммунизма», связанного с широким применением внеэкономического принуждения в экономике страны. Характерная цитата:

С точки зрения большого по своей величине исторического масштаба, пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи.

«Экономика переходного периода», глава X

В «профсоюзной дискуссии» 1920-1921 годов Бухарин занимал позицию, которая им самим рассматривалась как «буфер» между основными сторонами спора: Лениным и Троцким. Он пытался доказать, что разногласия между участниками дискуссии основаны на недоразумении и напоминают спор человека, называющего стакан стеклянным цилиндром, и человека, называющего тот же стакан инструментом для питья. Ленин (считавший позицию Бухарина разновидностью троцкистской) использовал пример Бухарина со стаканом для популярного изложения некоторых взглядов марксизма, не понятых, с его точки зрения, Троцким и Бухариным (рассуждение Ленина получило впоследствии известность как «диалектика стакана»).

Подводя итоги своим наблюдениям за деятельностью Бухарина, Ленин дал ей следующую характеристику, впоследствии получившую широкую известность:

Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нём есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики).

Из «Письма к съезду» В. И. Ленина

Борьба против Троцкого и расхождения со Сталиным

С ноября 1923 года активно борется с «троцкистской» Левой оппозицией. Смерть Ленина 21 января 1924 явилась серьёзным душевным ударом для Бухарина, который был одним из лучших товарищей вождя. Бухарин отреагировал на смерть основателя Советского государства искренним и эмоциональным обращением ЦК РКП(б). После смерти Ленина переведён в члены Политбюро ЦК (2 июня 1924) и стал одним из влиятельнейших руководителей партии и государства. Как и Зиновьев, выступил против предания широкой огласке ленинского «Завещания». В этот период Бухарин становится близким другом Сталина, который в одной из бесед охарактеризовал руководящих членов партии следующим образом: «Мы с тобой, Бухарчик, Гималаи, а все остальные - маленькие пятна» (Бухарин принадлежал к немногим высшим руководителям партии и страны, обращавшимся к Сталину на «ты» и называвшим его в своих выступлениях Кобой; Сталин, в свою очередь, звал Бухарина «Николашей» или «Бухарчиком»). Бухарин оказал существенную поддержку Сталину в борьбе против Троцкого (1923-1924), Каменева и Зиновьева (1925-1926) и в окончательном разгроме Троцкого (1927). По некоторым данным, руководил высылкой Троцкого в Верный в 1928.

Проанализировав причнины неудач «военного коммунизма», Бухарин превратился в активного сторонника провозглашённой Лениным новой экономической политики. После смерти Ленина он делал акцент на необходимости дальнейшего проведения экономических реформ в русле НЭПа. В это время Бухарин выдвинул знаменитый лозунг (1925), обращённый к крестьянам: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство!», указав, что «социализм бедняков - это паршивый соци

ализм» (впоследствии Сталин назвал лозунг «не нашим», а Бухарин отказался от своих слов). Вместе с тем, Бухарин принимал участие и в разработке сталинской теории «социализма в одной отдельно взятой стране», противопоставленной идее перманентной мировой революции Троцкого.

В 1928 выступил против усиленной коллективизации, предлагая эволюционный путь, когда кооперация и общественный сектор (многоукладная экономика) будут постепенно экономически вытеснять индивидуальное хозяйство, а кулаки не будут подлежать физическому устранению как класс, а будут постепенно уравнены с остальными жителями деревни. В опубликованной в «Правде» статье «Заметки экономиста» (30 сентября 1928) Бухарин объявил единственно приемлемым бескризисное развитие аграрного и индустриального сектора, а все другие подходы (в первую очередь сталинский) - «авантюристическими». Это, однако, противоречило курсу Сталина на всеобщую коллективизацию и индустриализацию (причём на программу Сталина в известной степени повлияли и взгляды Троцкого о необходимости форсированной индустриализации, которые Сталиным же были отвергнуты как нереализуемые всего тремя годами ранее).

Бухарин в опале

Неделей позже Политбюро осудило выступление Бухарина, а тот в полемике в ответ на требование генерального секретаря «прекрать линию торможения коллективизации» назвал Сталина «мелким восточным деспотом». В ноябре 1928 Пленум ЦК назвал позицию Бухарина, Рыкова и Томского «правым уклоном» (в противоположность «левому уклону» Троцкого). На апрельском Пленуме ЦК и ЦКК (1929) Сталин заявил, что «вчера ещё личные друзья, теперь расходимся с ним в политике». Пленум завершил «разгром группы Бухарина», а сам Бухарин был снят с занимавшихся постов. Отказавшись «покаяться», 17 ноября 1929 он был выведен из Политбюро ЦК. Вскоре часть поддерживавших позицию Бухарина членов Коммунистического Интернационала, возглавляемых выходцами из американской компартии, были исключены из Коминтерна, образовав «Международную коммунистическую оппозицию». Но сам Бухарин уже через неделю признал свои ошибки и заявил, что будет вести «решительную борьбу против всех уклонов от генеральной линии партии и, прежде всего, против правого уклона». На XVII съезде ВКП(б) (1934) в своём выступлении заявил: «Обязанностью каждого члена партии является сплочение вокруг товарища Сталина как персонального воплощения ума и воли партии». В 1934 переведён из членов в кандидаты в члены ЦК ВКП(б).

Управленец и журналист. Бухарин и интеллигенция

Бухарин в силу широты своих знаний считался (наряду с Лениным и Луначарским) одним из самых эрудированных представителей большевистской партии после её прихода к власти. Бухарин свободно владел французским, английским и немецким языками. В повседневной жизни был дружелюбен и приветлив, оставался доступным в общении.

В 1929-1932 являлся членом Президиума ВСНХ СССР, заведующим научно-техническим управлением. С 1932 - член коллегии Наркомата тяжёлой промышленности СССР. В это же время (1931-1936) он был издателем научно-популярного и общественного журнала «Социалистическая реконструкция и наука» («СоРеНа»). Бухарин был одним из редакторов и активным участником первого издания БСЭ. У зарубежной интеллигенции (в частности, Андре Мальро) был проект поставить Бухарина во главе редакции неосуществлённой международной «Энциклопедии XX века».

С 1934 и до второй половины января 1937 занимал пост главного редактора газеты «Известия», к сотрудничеству в которой он привлёк лучших журналистов и писателей того времени, а содержанию и даже оформлению газеты уделял много внимания. В феврале 1936 был командирован партией за границу для перекупки принадлежавшего Немецкой социал-демократической партии архива Карла Маркса и Фридриха Энгельса, который был вывезен в ряд стран Европы после прихода к власти в Германии нацистов.

С именем Бухарина были связаны надежды части интеллигенции того времени на улучшение политики государства по отношению к ней. Тёплые отношения связывали Бухарина с Максимом Горьким (впоследствии Бухарина обвинят на суде в причастности к убийству Горького); его помощью в конфликтах с властями пользовались Осип Мандельштам и Борис Пастернак. В 1934 Бухарин выступил на I съезде советских писателей с речью, где исключительно высоко ставил Пастернака, а также критиковал «комсомольских поэтов». Партия, однако, вскоре отмежевалась от этого выступления. В то же время ранее Бухарин участвовал в посмертной травле Есенина, опубликовав в 1927 году в газете «Правда» статью «Злые заметки», изданную позже отдельной книгой.

Бухарин писал, что

Есенинская поэзия по существу своему есть мужичок, наполовину превратившийся в «ухаря-купца»: в лаковых сапожках, с шелковым шнурком на вышитой рубахе, «ухарь» припадает сегодня к ножке «государыни», завтра лижет икону, послезавтра мажет нос горчицей половому в трактире, а потом «душевно» сокрушается, плачет, готов обнять кобеля и внести вклад в Троице-Сергиевскую лавру «на помин души». Он даже может повеситься на чердаке от внутренней пустоты. «Милая», «знакомая», «истинно русская» картина!

Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще.

Конституция

Воплощением надежд Бухарина на демократизацию и отказ от жёсткой диктатуры одной партии стала Конституция СССР 1936, проект которой Сталин, по многочисленным свидетельствам, поручил написать практически единолично Бухарину (при участии Радека). Конституция содержала перечень основных прав и свобод, ликвидировала существовавшие до тех пор в СССР различия граждан в правах по социальному происхождению и другие положения, знаменующие завершение революции и становление единого советского общества. Формально она была самой демократической конституцией в мире. Однако в условиях того времени многие демократические положения этой конституции, получившей имя «Сталинской», остались лишь на бумаге.

Гибель

В 1936 году, в ходе Первого московского процесса (над Каменевым, Зиновьевым и др.), подсудимые дали показания (тотчас же опубликованные) на Бухарина, Рыкова и Томского, создававших якобы «правый блок». Томский в тот же день застрелился. Бухарин узнал о возбуждённом против него деле, находясь в отпуске в Средней Азии. Сразу после процесса, 1 сентября 1936, Бухарин писал Ворошилову: «Циник-убийца Каменев омерзительнейший из людей, падаль человеческая. Что расстреляли собак - страшно рад» (возможно, с расчётом на показ этого письма Сталину). Но 10 сентября 1936 «Правда» сообщила, что Прокуратура СССР прекратила расследование в отношении Бухарина и других.

В январе 1937, во время Второго московского процесса, против Бухарина вновь были выдвинуты обвинения в принадлежности к заговорщицкой деятельности, и ему была устроена очная ставка с арестованным Радеком. В феврале 1937 объявил голодовку в знак протеста против обвинений его в причастности к заговорщической деятельности, но после слов Сталина: «Кому ты выдвигаешь ультиматум, ЦК?» - прекратил её. На Пленуме ЦК в феврале 1937 был исключён из партии и 27 февраля арестован. Настаивал на своей невиновности (в том числе в письмах к Сталину); написал открытое письмо к партии, дошедшее до нас в конце 1980-х, записанное его женой по памяти. В заключении (во внутренней тюрьме на Лубянке) работал над книгами «Деградация культуры при фашизме», «Философские арабески», над автобиографическим романом «Времена», а также писал стихи. Ныне эти тексты изданы (Н. И. Бухарин. Тюремные рукописи, т. 1-2, М., 1996).

Был одним из главных обвиняемых (наряду с Рыковым) на показательном процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока» (Третий московский процесс). Как почти все другие обвиняемые, признал вину и отчасти дал ожидаемые показания. В своём последнем слове, однако, сделал попытку опровергнуть возведённые на него обвинения. Хотя Бухарин все же и заявил: «Чудовищность моих преступлений безмерна», ни в одном конкретном эпизоде он прямо не сознался. 13 марта 1938 Военная коллегия Верховного суда СССР признала Бухарина виновным и приговорила его к смертной казни. Ходатайство о помиловании было отклонено, и он через два дня был расстрелян в пос. Коммунарка Московской области, там же и похоронен.

13 апреля 1956 Президиум ЦК КПСС принял решение «Об изучении открытых судебных процессов по делу Бухарина, Рыкова, Зиновьева, Тухачевского и других», после чего 10 декабря 1956 специальная комиссия вынесла решение относительно злоупотреблений Сталина, однако отказалась реабилитировать Бухарина, Рыкова, Зиновьева и Каменева на основании «их многолетней антисоветской борьбы». Николай Бухарин, как и большинство осуждённых по этому процессу, кроме Генриха Ягоды (вообще не реабилитированного), был реабилитирован только в 1988 году (4 февраля) и в том же году посмертно восстановлен в партии (июнь 1988) и в АН СССР (10 мая 1988).

Семья

Первым браком Бухарин был женат на Надежде Лукиной (своей двоюродной сестре), которая в 1938 была арестована и вскоре погибла в лагерях.

Второй раз (1921-1929) был женат на Эсфири Гурвич (родилась в 1895). От этого брака - дочь Светлана (р. 1923). Несмотря на отречение этой семьи от Бухарина ещё в 1929 г., и мать, и дочь попали в лагеря, откуда вышли только после смерти Сталина.

Третий раз (с 1934) был женат на дочери партийного деятеля Ю. Ларина Анне, также прошедшей лагеря и известной как мемуаристка; она дожила до реабилитации мужа. Сын Бухарина от Анны Лариной - Юрий (р. 1936), художник; вырос в детском доме под именем Юрий Борисович Гусман, ничего не зная о родителях. Новую фамилию получил по приёмной матери Иде Гусман, тётке настоящей матери. Сейчас носит фамилию Ларин и отчество Николаевич.

Загадочная жизнь, загадочная смерть, загадочные совпадения. И уж совершенно точно подтвержденные свидетелями чудеса пророчества и целительства. «Святой черт», просто святой, дьявол, волшебник, маг, чародей, сектант, губитель Отечества, спаситель Отечества – это все об одном человеке, крестьянине из бывшей Тобольской губернии, Григории Ефимовиче Распутине. Пожалуй, самая захватывающая легенда Петербурга, причем легенда реально существовавшая.

Начнем с некоторых необъяснимых явлений

Вокруг друга царской семьи (а точнее, Друга, как его называла в переписке с супругом императрица Александра Федоровна) сложилась целая коллекция чудес и мифов, и мы уверены, что наибольшая часть из них – продукт домыслов, богатого воображения и желания человека верить во что-то сверхъестественное. Что вполне себе нормально: так, в конце концов, интереснее жить, а рассказ на кухне за чаркой царской или беленькой не грех разукрасить любопытными подробностями, которых в реальности не происходило.

Однако есть эпизоды, события и совпадения, которые либо имели место на самом деле, либо имеют до сих пор. И не просто подтверждены очевидцами, а даже сняты на видео или установлены криминальной полицией и судмедэкспертами. Ниже мы расскажем о трех явлениях, причем все относятся уже к современному Петербургу, а не полулегендарным временам.

Икона неожиданно замироточила

Помните неожиданный выход тогда еще главного крымского прокурора, а ныне депутата Государственной думы Натальи Поклонской с иконой предпоследнего русского императора Николая II во время шествия «Бессмертного полка» в Крыму?

29 декабря 2016 года, за день до столетия убийства Григория Распутина, с этой иконой случилось чудо.

Дело было так. На 29-30 декабря были запланированы мероприятия в честь старца, в том числе и посещение его последней квартиры в Петербурге по улице Гороховая, 64. Участники пришли туда крестным (понятное дело) ходом, принеся с собой несколько икон, в том числе и Николая II, которую им дала сама Наталья Поклонская. Да, ту самую икону с того самого «Бессмертного полка».

Иконы расставили, начали петь «Вечную память» Распутину, как вдруг после исполнения лик Николая II (заключенный в стекло!) вдруг замироточил. Это было большой неожиданностью для всех собравшихся, посмотрите на их лица на видео ниже, начиная с конца третьей минуты, точнее с отметки 03.50.

На иконе появилось несколько капелек мира, непонятно откуда взявшегося. Чудо? Ответ на это каждый волен дать себе самостоятельно.

Распускающаяся на могиле Распутина верба

Тотчас после убийства, труп Григория Распутина был спущен в реку Малая Невка с Петровского моста. Через несколько дней всплыл – уставшие и наадреналиненные убийцы забыли прицепить гирю, которая изначально была приготовлена, чтобы отправить старца на дно не только истории, но и реки навечно. Тело перевезли в Царское село (ныне город Пушкин), где и захоронили в Александровском саду. Затем, уже после падения самодержавия, правда, выкопали и сожгли, но это уже другая история.

Так вот, на этом месте, которое называют первой могилой Григория Распутина, каждый год 30 декабря вопреки законам биологии и здравого смысла, расцветает верба. Сам процесс расцвета мы пока не видели, а вот результат, ветки распустившейся вербы, лично наблюдали 30 декабря 2016 года в той самой квартире, где за день до этого мироточила икона. Вербу с могилы Григория Ефимовича туда принесли паломники.

Кстати, по этой квартире водят , на которых рассказывают не только про личность целителя, пророка и простого сибирского мужика, но и об отношениях между ключевыми деятелями эпохи, царской семье и вообще непростой обстановке в Российской империи в начале XX века.

Солист Boney M спел последнюю песню в Петербурге

Помните развеселый танцевальный хит Rasputin диско-группы Boney M, который поселился в конце 70-х на вершинах европейских и американских хит-парадов? “Ra-Ra-Rasputin, lover of the Russian Queen \\ There was a cat that really was gone?” , ну и так далее? К самой песне мы еще вернемся, а пока нас интересует «солист» (который на самом деле только открывал рот под фонограмму, которую исполнял совсем не он), и по совместительству танцор группы Бобби Фаррелл, лихо изображавший на сцене главного героя песни.

Ему не повезло 30 декабря 2010 года – он умер. В один день с Григорием Распутиным. Умер он не где-нибудь, а в Петербурге, куда приехал выступать на корпоративе какой-то очень крупной компании. И в Петербурге не где-нибудь, а в отеле «Амбассадор», всего в 880 метрах от Юсуповского дворца, где за 94 года до этого приговорили к смерти «святого черта». Вроде ничего не предвещало, а потом вдруг известный музыкант неожиданно пожаловался на плохое самочувствие. Как выяснилось, его подвело сердце.

Вот такие вот совпадения. Ну и как не вспомнить, что прямо напротив «Амбассадора» раскинулся сад, который называется … Юсуповским.

Биография Распутина: настоящая фамилия, ранние годы, умение удивлять

Споры о происхождении, возрасте и имени Распутина

По сей день не утихают споры о том, что в биографии Распутина является истиной, а что — лишь плоды домыслов и слухов. Историкам неизвестна даже точная дата его рождения, причем речь идет не о дне и месяце, но даже о годе. Одни настаивают на том, что день его рождения летом, а точнее 29 июля, другие же придерживаются мнения, что Распутин родился в январе. Спорят и о годе: по версиям разных источников, это может быть 1864 (или 1865), 1871 или 1872 годы. Существует также мнение, что сам Распутин указывал разные данные, намеренно добавляя себе лет, что это помогало сохранить имидж «праведного старца».

Родина Григория Распутина – село Покровское Тобольской губернии, ныне это Тюменская область.

По документам загадочный в будущем крестьянин носил фамилию Новых. Распутин – прозвище, которое путешественник получил, скорее всего, из-за своего неоднозначного, распутного образа жизни. Сам целитель попросил записать в документах двойную фамилию, так как однофамильцев-Распутиных в то время у него было много.

Ранние годы святого путешественника

В юности Григорий Распутин много путешествовал, особенно часто посещал святые места. Многие эксперты сходятся во мнении, что причиной паломничеств были постоянно мучавшие его болезни. По окончании странствий Распутин продолжал поддерживать общение с представителями крупных храмов и церквей не только в России, но и за рубежом – знаком он был, например, с настоятелями в Иерусалиме и Греции.

В какой-то момент он провозгласил себя целителем и святым и начал уже сам лечить других. Люди ему верили, хотя он даже не был грамотным. Впрочем, в те времена среди крестьян, в том числе и знахарей, встретить человека, умеющего писать, читать и считать, в принципе было в диковинку.

Петербургский период

Крестьянин не имел каких-либо родственных связей с Николаем II и вообще домом Романовых, и даже поначалу не был в числе его приближенных, но выдающийся пророческий и целительский дар помог ему стать, как считается, другом императора. Ну уж другом императрицы точно.

Переезд Распутина в Петербург произошел к 1904 году. Сам провидец объяснял это с точки зрения религии – по его словам, сама Богородица возложила на него миссию спасения сына предпоследнего русского императора. По другой версии, отчаявшийся вылечить цесаревича Алексея царь сам позвал Распутина в Петербург, куда старец пришел пешком.

Познакомился Распутин с семьей императора в 1905 году. Провидец помогал исцелить наследника от заболевания, которое на тот момент вылечить было невозможно – гемофилии. Каким-то мистическим образом молитвы и, более того, даже телеграммы Распутина останавливали кровотечение, что вселяло уверенность, что единственный прямой наследник российского престола сможет выжить и править империей.

Лечиться у старца начала почти вся петербургская знать. Особенно расположена к Распутину из-за исцеления сына была императрица Александра Федоровна.

Григорий Распутин с императрицей, царскими детьми и гувернанткой

Говорили также, что старец влиял и на некоторые политические решения императора, например, убедил его отказаться от участия в Балканской войне или прийти в Государственную думу, где монарха, вопреки его собственным опасениям, встретили бурной овацией.

Из переписки императрицы и свидетельств современников следует, что старец, как минимум, участвовал в обсуждениях политических вопросов, а вот каковым было его реальное влияние – здесь широкое поле для исторических дискуссий.

Кроме того, с самого появления «святого» в столице стали появляться слухи о его лжеучении, а церковь обвинила его в корыстности намерений. В 1907 году представители духовенства публично объявили, что старец незаконно собирает последователей, а все его учение антицерковно. Репутация старца становилась все хуже, в религиозных кругах ходили слухи о колдовстве в его квартире на Гороховой, 64, съем которой ему оплачивал императорский двор. Это стало причиной скорого отъезда Распутина из Северной столицы, куда он, однако, через некоторое время вернулся.

Среди наследия Распутина можно отметить разные пророчества и две большие книги, написанные в 1907-м и 1915-м годах соответственно – «Житие опытного странника» и «Мои мысли и размышления».

Как отзывались о Распутине современники

За год до смерти паломника в газете «Биржевые ведомости» вышла статья, в которой автор описывал впечатления, которое произвел на него Распутин. По словам писателя, выглядел Григорий неприятно – двигался нервно, взгляд был холодный, одет в потертую неряшливую одежду.

Описания современников, что интересно, совпадают с тем, что пели о старце Boney M, видимо, в том числе и по этим описаниям составлялся текст хита. В Петербурге проживает достаточно много людей, чьи предки встречали на улицах города Григория Распутина и потом делились со своими детьми или внуками впечатлениями. В те времена встретить на улице Друга царской семьи, равно как и представителей аристократии, не было чем-то необычным, да и город в те времена был по площади в несколько раз меньше, нежели сейчас. Так что мы можем составить себе представление о главном герое легенды на основе не только письменных впечатлений от его сановных современников, но и из народной молвы.

В песне Boney M поется:

He was big and strong, in his eyes a flaming glow
Most people looked at him with terror and with fear
But to Moscow chicks he was such a lovely dear
He could preach the bible like a preacher
Full of ecstasy and fire
But he also was the kind of teacher
Women would desire.

Наш вольный перевод:

Он был большим и сильным, в глазах пылал огонь,
Большинство людей взирали на него с ужасом и страхом,
Но для московских цыпочек он был дорогим любимчиком.
Он мог проповедовать Библию как проповедник,
Полный экстаза и огня,
Но он также был таким учителем,
Который очень нравился женщинам.

В общем-то примерно так и есть. Далее по тексту присутствуют элементы исторической неправды – в той части, которая касается отношений с царской семьей («любовник русской царицы», «не обращал внимания на царя») и оценки его влиятельности («управлял страной»), но сам образ описан в целом верно. Свидетели сходятся в том, что у Распутина была необыкновенно сильная энергетика, дар убеждения, магнетический взгляд, невероятные способности к целительству и, научно говоря, прогнозированию.

В квартире Распутина почти не было мебели, в быту он был аскетом. Автора упомянутой статьи в «Биржевых ведомостях» поразило отношение Распутина к женщинам: еду он брал исключительно руками, после чего давал им облизать свои пальцы, что они и делали с большим удовольствием. Мог он попросить их и поцеловать свои сапоги, при этом нарочно обильно смазывал обувь кремом, чтобы женщины пачкались.

Тем не менее, женщины почитали Распутина почти как святого, причем среди поклонниц были жены и высокопоставленных лиц. Даже известные аристократки (например, баронесса Врангель или баронесса Кусова) были готовы ехать за Распутиным в любую точку Земли, если, конечно, на них не наговаривают недоброжелатели.

И ведь, удивительно, что при всем при этом старец был женат! Его избранницей стала крестьянка-паломница Дубровина Прасковья Федоровна, в браке с которой у Григория Распутина родилось две дочери и сын.

Было ли подобное поведение Григория Ефимовича в начале прошлого века в столице Российской империи чем-то из ряда вон? В общем-то, нет. Историки утверждают, что пресытившаяся знать тоже веселилась как могла, оргии, гомосексуализм и даже педофилия особо не скрывались, а где-то ими даже бравировали. Рассматривать фигуру Распутина надо в контексте его времени, а не судить по современным понятиям. А на фоне царивших в те далекие годы традиций и обычаев он отпетым грешником не выглядит.

Однако то, что позволено Юпитеру, не позволено быку, пусть даже он (а может быть – тем более!) и приближен к императорским особам.

Императорская семья как будто не замечала того, что было очевидно всей России. Многие приближенные к царю пытались убедить его в том, что Распутин – просто разгульный обманщик. Но святому старцу каждый раз удавалось убедить Николая II в том, что все слухи – не более, чем обман и желание очернить его в глазах императорской семьи. Даже принесенный Николаю подробнейший доклад премьер-министра Петра Столыпина о похождениях «святого», не возымел действия. Император, комментируя похождения своего «друга» по злачным местам, ответил коротко: «Он и там проповедует Евангелие». Эта фраза вошла в обиход, и употреблялась в качестве иронически-саркастического инструментария.

К сожалению, царь не видел главного: во многом из-за Распутина его авторитет испаряется как утренний туман над Невой.

Вот как об этом говорит историк Лев Лурье в передаче «Историческая рифма» канала «Фонтанка»: «Вся эта история с Распутиным начинает волновать, вызывать классовую ненависть у семьи Романовых (у остальных членов царской фамилии, не Николая II и его жены – «Окно в Петербург») и вообще у аристократии. Простой необразованный мужик, который хвастается тем, что ему «мама сшила рубашку». «Мама» — это императрица. И вообще ведет себя просто невозможно… Об этом знала вся Россия. Для солдат это была некая радость: «царица с Григорием, а царь с Егорием» (в смысле с Георгиевским крестом). Все это укладывается в русскую сказку про бойкого слугу, бессмысленного барина и его жену. Это дико смешит, и престиж теряется».

Отметим здесь важную деталь: даже в кругах элиты, по словам историка Эдварда Радзинского, о болезни цесаревича не было известно, поэтому удивительная на первый взгляд близость императорской фамилии с сибирским немытым крестьянином и была столь поразительной для аристократии с самого начала их общения. Этот когнитивный диссонанс, который объясним, если знать всю картину, сыграл немаловажную роль в конфликте между правящим домом и правящими кругами, а сей конфликт, в свою очередь, внес огромнейший вклад в развитие революционных событий февраля-марта 1917 года. Можно сказать, что момент встречи Николая II и Григория Распутина – это зерно, из которого всего за несколько лет выросло «дерево» первой революции, которая затем перетекла во вторую, Октябрьскую, а потом и преобразовалась в создание СССР. Примечательно, кстати, что выстрелы, сразившие Распутина в Юсуповском дворце, потом назвали «первым выстрелом революции».

Убийство Распутина

Князь Феликс Юсупов, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, доктор Станислав Лазоверт и поручик Сергей Сухотин не просто не любили старца, они его ненавидели, считая, причиной многих, если не всех, бед Империи. И хотели избавиться от него, так как считали его не другом Николая II, а обычным сектантом и настоящей угрозой императору, а значит, и стране.

30 декабря по новому стилю (16 декабря по старому) 1916 года Феликс Феликсович Юсупов пригласил Распутина в гости, по заверениям, для знакомства со своей женой Ириной, которая якобы захворала.

Поздний вечер. Обстановка действа очень нервная, напряженная. Приготовленная для Распутина легенда, как рассказывали в официальных показаниях сами участники, незатейливая.

Феликс Юсупов забирает поздно вечером целителя из его квартиры на улице Гороховая, дом 64 и везет в свой дворец на набережной реки Мойки, 94. Когда они прибывают, где-то наверху играет граммофон, что создает ощущение вечеринки. Феликс говорит Распутину, что надо бы обождать, когда гости разойдутся, и приглашает его тем временем в глухое, без окон, подвальное помещение, где сервирован стол, включающий любимую гостем мадеру и сладкие пирожные. И вино и сладости начинены цианистым калием, о чем заблаговременно позаботился доктор Лазоверт.

Предполагалось, что выпив и закусив, Распутин тут же испустит дух, однако, по словам самого Юсупова, происходит следующее: старец отказывается от пирожных, а мадера с цианидом калия (выпил всю бутылку) его не берет. Как позже выяснят ученые, данный яд нейтрализуется алкоголем, поэтому получается так, что Распутин одновременно с ним употребил и противоядие. Однако всего того, что знаем сейчас мы, не знает юный Юсупов, который и так давно себе вбил в голову, что старец – земное издание сатаны, а тут еще и такие диковинные чудеса.

Юсупов выходит на какое-то время из подвала, рассказывает о происходящем другим заговорщикам, берет револьвер и, улучив момент, делает практически в упор выстрел в Распутина. Тот падает, после чего в комнату входят остальные соучастники. Убедившись в смерти «святого черта», они выходят, чтобы обсудить, что же с ним делать дальше. Тем временем Распутин, как и положено «сатане», оживает и начинает сматываться. Он выбегает во двор, за ним гонится Пуришкевич, который стреляет дважды, промахивается, после чего, однако, двумя выстрелами все же кладет старца наземь. Тело грузят в автомобиль и ночью спускают в Малую Невку.

Так выглядит официальная версия. Неофициальная же, предложенная историком Эдвардом Радзинским (посмотреть можно ), отличается от общепринятой в деталях, но весьма существенных. Мы не будем пересказывать ее полностью, она общедоступна, отметим только, что, по мнению Радзинского, два фатальных выстрела совершил не Пуришкевич, не умевший толком-то стрелять, а прекрасный стрелок, великий князь Дмитрий Павлович, чью роковую роль по понятным причинам пытались скрыть.

Впрочем, это все же детали, которые не меняют сути, а она такова: элита убила человека, который волей или неволей пошатнул авторитет царской власти и настроил правящие круги против главного представителя царской династии, что имело для страны фатальные последствия.

Первая могила Распутина

Изначально старца хотели похоронить в родном селе, но после отказались от этой идеи – фигура Распутина была настолько известной и противоречивой, что перевозить его через всю страну побоялись: могли возникнуть волнения. Поэтому его похоронили в Царском селе, в уже упомянутом Александровском парке, месте, которое сегодня служит меккой для почитателей культа одиозного сибирского крестьянина.

В настоящее время этой могилы уже нет: министр юстиции, будущий председатель Временного правительства Александр Керенский еще в самом начале Февральской революции, то есть буквально тотчас после свержения самодержавия, приказал выкопать и сжечь тело. В чем была причина такого решения, которое принималось в самый разгар масштабных исторических событий, когда других забот, мягко говоря, хватало? На этот вопрос нет однозначного ответа, остается лишь предположить, что Керенский понимал, что место захоронения популярного в народе старца может быть объектом массового паломничества, а где собирается толпа – жди неуправляемого развития событий. Чему служит свидетельством сама Февральская революция.

Сногсшибательные пророчества Распутина

У Григория Распутина было несколько крепких пророчеств, которые, можно сказать, сбылись, хоть и с натяжкой и допущениями. А именно, если мы согласимся, что туманные описания подходят для того или иного события. Основные предсказания собраны нашими коллегами вот .

Однако было предвидение, которое отличалось от большинства остальных конкретностью. Незадолго до своей гибели, Распутин написал Николаю II письмо, в котором выражал уверенность, что не доживет до 1 января 1917 года (по старому стилю). Более того, он указывал, что если будет убит своими товарищами по сословию, крестьянами, то дом Романовых будет царствовать дальше и процветать. А ежели аристократией, родственниками императора, то, увы, правящая династия скоро перестанет быть правящей.

В конце идут следующие слова: «Три раза по 25 лет будут разбойники чёрные, слуги антихристовы, истреблять народ русский и веру православную». Если это предложение не было «изобретено» после 1991 года, то нам остается только поаплодировать старцу, так далеко заглянувшему в будущее. Три раза по 25 – это 75 лет. Прибавим 1916 и получим 1991 год, когда распался Советский союз. К оценочным суждениям вроде «разбойники черные» каждый может относиться как пожелает, на то они и оценки, но вот со словами «истреблять… веру православную» не согласиться сложно: «воинствующий атеизм» был официальным догматом коммунистической идеологии.

Мифы о провидце

Распутин был одной из самых неоднозначных личностей из числа приближенных к царям и императорам за всю историю России. С ним связано очень много историй, часть из которых были признаны мифами, но очень живучи в памяти. Мы приведем самые популярные из них.

1. Любовная связь Распутина с императрицей

Многие всерьез полагали, что сильное влияние на императорскую семью Распутин имел исключительно благодаря тому, что состоял с женой Николая II в интимной связи. Безусловно, он произвел на нее впечатление, но на взгляды самого государя Распутин смог повлиять, только помогая найти решение для некоторых политических вопросов. Царица же действительно слепо доверяла Распутину и под конец его жизни уже не могла без его совета решить ни один вопрос, но убедительных свидетельств о том, что сибирский старец был для нее больше, чем друг, нет. Живучесть мифа вполне объяснима особенностями человеческой психологии, благодаря которым и существует жанр «скандалы, интриги, расследования» — в том числе там, где ни того, ни другого, ни третьего нет. Вот и Boney M вставили строчку «lover of the Russian queen» ради того, чтобы украсить свой хит. Так пикантнее.

2. Увлечение черной магией

Молва о магических обрядах Распутина активно ходила и при его жизни и после его смерти. Многие считали, что именно колдовство помогло ему обратить множество людей в своих страстных поклонников. Неординарные способности у Григория Ефимовича и правда были, но использовал он их по большой части для исцеления больных молитвой. А вот факты исцеления описаны убедительно столько раз, что даже если половина из них не соответствует действительности или приукрашены, то все равно сомневаться в фантастических умениях старца в лечебном деле не приходится.

3. Святое происхождение целителя

Многие не разделяли позицию противников Распутина, считая его не шарлатаном, а святым. Отнесем это на чрезмерную религиозность, потребность в культе и в ком-нибудь, кто бы этот культ осуществлял и олицетворял. История знает немало примеров обожествления людей, которые на самом деле были обычными земными личностями, пусть и выдающимися и крайне нестандартными.

4. Взяточничество

Григорий Распутин, безусловно, брал деньги с богатых людей, причем брал по схеме, которую не считать некоррупционной язык не повернется: за свою рекомендацию назначить на ту или иную должностью конкретного господина. Так, есть мнение, что старец получил около 100.000 рублей за назначение Николая Добровольского правовым и судебным министром. Но поскольку Григорий Ефимович не был чиновником, то и не мог воспользоваться своим служебным положением. Так коррупция ли это тогда?

Но это одна сторона медали. Вторая же подсвечивает вопрос под совсем другим углом. Предоставим слово историку Льву Лурье: «Конечно, Распутин не был взяточником. Он был по другим делам. Он был артист. Наберет денег, а потом раздаст. Ему-то (деньги нужны, чтобы) мадеру выпить, какие-то девки – но это очень маленькие расходы» («Историческая рифма», телеканал «Фонтанка»). Этот тезис подтверждается тем фактом, что несметных богатств у семьи старца после его смерти не нашли (скорее, обогатились помощники), дети его были вынуждены зарабатывать на хлеб самостоятельно и судьба всех их сложилась не очень.

Места Распутина в Петербурге

Или, точнее, где Распутин жил и умер.

Первым отдельным жильем Распутина в тогдашней столице империи был дом номер 11 на Караванной улице (это была квартира Иоанна Восторгова). В десятой квартире дома №3 (принадлежал он генерал-майору Веретенникову) по Английскому проспекту Распутин жил всего год – с 1913 до 1914 годы. В квартире было четыре скудно обставленные комнаты. Это первое отдельное жилье старца, куда часто приходили гости. До этого он жил в кельях при монастырях, а затем в арендованных поклонницами квартирах.

Известно, что недолгое время Григорий Ефимович жил на Николаевской улице в 70-м доме у издателя Сазонова, а также в 37-м доме на Литейном проспекте в комнате у инженера Лохтина.

Юсуповский дворец, расположенный по адресу набережная реки Мойки, дом 94. Является знаковым в судьбе сибирского старца, в нем он был убит, о чем написано выше.

Самое известное место, связанное с Распутиным – пятикомнатная квартира в доме 64 на Гороховой улице, где он проживал последние два года жизни. Именно она стала одновременно и домом, и канцелярией, и приемной, куда приходили очарованные паломником женщины и находящиеся в непростой ситуации мужчины, аристократы и простые крестьяне, больные и страждущие…

Как все было на самом деле, Вы можете уточнить на уже упомянутой нами .

Иван Семенов

Биография Григория Распутина интересует людей по сей день. Вряд ли найдется русский человек, никогда не слышавший об этой известной личности, оставившей значительный след в последние годы Российской Империи. Множество художественных книг, исследований, диссертаций и просто рефератов были написаны на основе жизни этого человека, обладавшего выдающимися, прямо-таки неординарными данными, физическими и духовными.

В статье:

Детские годы Григория Распутина

Отчество этой легендарной личности - Ефимович, а рожден был Григорий в семье обычного русского крестьянина из села Покровское , что по сию пору находится в бывшей Тобольской губернии. Появился на свет в шестьдесят девятом году девятнадцатого века, в то время, когда уже начинали набирать силу народные движения, а цари ощущали как доселе безропотный народ поднимает голову, протестуя против самодурского произвола.

Распутин Григорий Ефимович

Рожден был ребенком хилым и слабым, но выжил, в отличие от своих сестер и братьев, покидавших этот мир в возрасте менее года. Крестили его наутро после рождения, нарекли Григорием, что значит - бодрствующий. Из-за своего здоровья он не мог предаваться детским играм со своими сверстниками, не принимавшими его на равных. От этого мальчик замкнулся в себе, стал нелюдимым, начал проявлять тягу к уединению и размышлениям наедине с самим собой. Как и многие старцы, святые и прочие чудотворцы, например, именно в возрасте детства из-за своей отверженности он ощутил тягу к религии и нашел успокоение души в ней.

При этом Григорий не забывал о земных занятиях: помогал отцу, пас скотину, косил сено, сажал и убирал урожай, ходил, как и все, на извоз. Но из-за здоровья быстро утомлялся, ослабевал. Поэтому односельчане считали его ущербным и не таким, как они, хотя мальчик и старался быть полезным семье.

В возрасте четырнадцати лет Григория поразила серьезная болезнь, от которой он слег и едва не умер. Домашние уже приготовились хоронить единственного сына, как внезапно состояние подростка улучшилось, а вскоре он и вовсе выздоровел, поразив окружающих. По словам Распутина, его исцелила Матерь Божья, явившись к нему во сне. После болезни он стал еще более религиозен, погрузился в изучение богословских текстов. Школы в селе не имелось, но он имел такую тягу к знаниям, что раздобывал информацию отовсюду. Даже не умея читать, он выучил многие молитвы наизусть, запоминая их на слух.

Сын малограмотного крестьянина, сам отроду не посещавший класса и не читавший азбуки, он имел удивительный дар прозорливости, определивший всю его дальнейшую судьбу. Кто мог предположить, что даже спустя полтора столетия, люди будут помнить, как жил когда-то Григорий Распутин, биография которого станет основой для множества научных трудов и художественных произведений - от мультфильма «Анастасия», где он изображен как демонический злодей, до комиксов, книг и фильмов? Это была поистине неординарная личность.

Распутин Григорий Ефимович - биография взрослых лет

Григорий Распутин и Илиодор

В восемнадцать лет, что по нынешним временам означает вступление во взрослую жизнь, Григорий совершил паломничество по многим монастырям и храмам. Он не принял постриг и монашеский обет, но завел много полезных знакомств со священниками, странниками, представителями белого и черного духовенства всех рангов. В будущем это немало помогло ему.

Спустя годы, уже будучи в зрелом возрасте, Григорий Распутин прибыл в столицу. Это произошло в третьем году двадцатого века, в Санкт-Петербурге, где двери императорского дворца оказались раскрыты для странника с удивительными способностями. Только приехав в город на берегах Невы, Григорий не имел ни гроша за душой. В поисках помощи он пришел к епископу Сергию , который был ректором духовной академии. Тот свел его с нужным человеком - архиепископом Феофаном, духовным наставником всей царской семьи. Тот был немало наслышан о пророческом даре Распутина, поскольку слухи уже распространились по всей огромной стране.

Полковник Дмитрий Ломан, Григорий Распутин и князь Михаил Путятин

С царской семьей Распутин завел знакомство в нелегкие для Российской Империи времена. Революционные движения типа «Народной воли» заимели немалое влияние, охватив все слои населения. Рабочие то и дело устраивали забастовки. От царя требовали жестких решений, волевых деяний, а мягкий характером Николай Второй, ощущая огромное давление, приходил в замешательство. Вероятно, именно потому простой крестьянин из Сибири сумел оказать на царя такое впечатление, что тот беседовал с ним часами. Будучи так называемым «святым старцем», Григорий Распутин имел просто невероятное влияние на всю императорскую семью, но в особенности - на императрицу, Александру Федоровну, которая во всем доверяла новоявленному духовному наставнику.

Многие историки считают, что основным фактором приобретения такого влияния, оказалось вполне успешное лечение наследника престола Алексея Николаевича, горячо любимого единственного сына императрицы. Тот был тяжело болен гемофилией - редким наследственным заболеванием, характеризующимся хронической кровоточивостью и плохой свертываемостью крови. Распутин неизвестным образом успокаивал мальчика. Пророк ослаблял его боль, и казалось, что тот поправлялся, насколько это было возможно при лечении народными средствами.

Так простой крестьянский сын стал доверенным лицом самого императора, его личным советником и человеком с колоссальным влиянием на судьбу всей страны. Распутин Григорий Ефимович, биография которого поражает головокружительностью взлета, был и остается объектом споров. По сей день мнения людей на его счет крайне разнятся. Одни считают, что Григорий был человеком поразительной духовной силы, терпеливым и умным, желавшим России только добра. Другие называют его Гришкой и говорят что это был алчный себялюбец, предававшийся разврату, который, воспользовавшись нерешительностью Николая Второго, только подтолкнул империю к разрушению.

Как бы то ни было, Григорий Ефимович Распутин, биография которого берет начало в глухом селе даже без школы, в зрелые годы жил во дворце императора. Никто не мог быть назначен на пост без предварительного совещания с Распутиным. Обладая поразительной прозорливостью, этот «божий человек» мог раскрыть царю глаза на тайные помыслы придворных, истинную суть человека, посоветовать приблизить кого-то или отговорить награждать. Он участвовал во всех дворцовых делах, всюду имея глаза и уши.

Покушения на Распутина и его смерть

Перед тем как совершить убийство мешающего их планам Распутина, его противники пытались всячески очернить Григория в глазах императора. Распутин был обвинен в колдовстве, пьянстве, разврате, растратах и воровстве. Сплетни и клевета не имели результата: Николай Второй продолжал безоговорочно верить своему советнику.

В итоге возник заговор великих князей, желавших убрать с политической арены мешающего им старца. Действительный статский советник Владимир Пуришевич, князь и, в будущем, главнокомандующий военными силами Российской империи, Николай Николаевич-младший, а также князь Феликс Юсупов всерьез задались целью уничтожить Распутина. Заговор был составлен на высшем уровне, но в итоге гладко все не прошло.

Хиония Гусева

В первый раз они подослали к Григорию стрелка - Хионию Гусеву. Старец получил тяжелую рану и пребывал на грани жизни и смерти. В это время, оставшись без советника, который всячески отговаривал его от участия в войне, Николай Второй объявил всеобщую мобилизацию и объявил о начале войны. Когда Распутин начал выздоравливать, император продолжил с ним советоваться, интересоваться мнением Распутина о своих действиях и доверять провидцу.

Это крайне не устраивало великих князей-заговорщиков. Они твердо вознамерились довести дело до конца. Для этой цели Распутин был приглашен во дворец князя Юсупова, где в еду и питье ему подмешали цианистый калий, смертельный яд, который, однако, не убил старца. Тогда его застрелили - но даже с пулями в спине Распутин продолжал яростно бороться за свою жизнь. Он выбежал на улицу в попытке скрыться от преследующих его убийц. Однако раны быстро ослабили его и погоня была не долгой. Григория повалили на мостовую и принялись жестоко избивать. Затем его, почти забитого, потерявшего много крови, сбросили с Петровского моста в Неву. Даже в ледяной воде старец и пророк Григорий Распутин прожил еще несколько часов, прежде чем смерть все же забрала его.

Этот человек отличался поистине титанической силой духа и тягой к жизни, но волей великих князей он был приговорен. Николай Второй, оставшись без советника и помощника, оказался свергнут всего через два с половиной месяца. Практически тогда, когда закончилась жизнь Распутина, кончилась и история дома Романовых, правившего Россией несколько столетий.

Страшные предсказания Распутина

Чуть раньше мы назвали этого старца провидцем. Так и впрямь считается - что сибирский крестьянин обладал даром прозревать будущее. Предсказания Распутина сделали его известным по всей России и в итоге привели в императорский дворец. Так что же такого он напророчил?

К самым известным пророчествам Григория Распутина можно отнести предвидение катастрофического семнадцатого года, жестокого уничтожения царской семьи, ужасов войны между белыми и красными, охватившей Россию. В своих «Благочестивых размышлениях» Распутин писал, что, обнимая кого-то из царских детей, он чувствовал их мертвецами - и это жуткое прозрение вызывало у него глубочайший ужас. Также он говорил, что если его убьют люди, в которых течет императорская кровь, всему дому русских владык не простоять и двух лет, все они будут убиты за пролитую кровь старца.

Скептически настроенные люди говорят, что распутинские пророчества слишком уж походят на . Возможно, это так. Но и в самих катренах указывается появление на российской земле такой личности как Распутин. Вполне вероятно, что на старца могло повлиять ознакомление с .

Предсказания Распутина - это, пожалуй, одни из самых значимых пророчеств, сделанных в двадцатом веке. Несмотря на то, что многие из них сбылись, есть и те, что не нашли подтверждения. Например, пришествие Антихриста и Апокалипсис в две тысячи тринадцатом. Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что не все видения вещего старца были точны.

Предсказания Распутина о России

Касаемо наших дней Григорий почти не оставил пророчеств. Во всяком случае, столь однозначных как о двадцатом веке, в котором он жил. Предсказания Распутина о России имеют тревожный посыл: множество искушений, вероятная гибель в случае, если страна поддастся Антихристовым искушениям и потеряет свой путь.

В основном пророчества Распутина о будущем России таковы, если сделать сухую выжимку из фактов: если Россия сумеет избежать всех искушений, то займет значимое место в мире. Если нет, то ее ждут лишь погибель, тлен и пепел. Как и прочие державы Европы, если те соблазнятся дарами Антихриста и утратят моральные ценности.

Нет никаких сомнений, что, будучи человеком крайне религиозным, глубоко верующим, Распутин находился под огромным влиянием библейских пророчеств. В его речах очень часто имели место отсылки к христианским мотивам - в частности, к Апокалипсису. Для Распутина упадок моральных ценностей, отвержение православных добродетелей, атеизм, надвигающееся торжество науки являлись предвестниками наступления недобрых для церкви времен. Он был прав: после свержения царской власти большевики долго угнетали церковь, отрицая религию как необходимую составляющую жизни людей.

30(17) декабря исполняется 100 лет со дня убийства Григория Распутина. Сама его личность и обстоятельства этого события до сих пор являются предметом споров и обсуждения.

В этом году исполняется 100 лет со дня убийства Григория Ефимовича Распутина, но и поныне о его личности не утихают споры. Для одних он - «святой чорт, распутник, хлыст, злой гений слабого царя, знамение погибшего царства». Для других - невинно оклеветанный, святой старец, мученик, ближний друг Царской Семьи. Видимо, настала пора отвлечься от споров и sine ira et cura - «без гнева и пристрастия» - исследовать феномен Распутина, опираясь на достоверные источники. Но при этом следует помнить слова известного историка А.С. Лаппо-Данилевского об источнике как продукте психологической деятельности, зеркале чужой одушевленности. И прежде всего, надлежит не забывать знаменитое декартовское «Все подвергай сомнению», в особенности многочисленные мифы о Распутине и Царской Семье.

Первый миф - о слабом, безвольном Царе, подкаблучнике Царицы-немки, терпевшем в своем дому развратного мужика по внушению экзальтированной супруги. Не нужно особо распространяться о том, как эта сплетня сработала в роковые дни февраля 1917 года. И заметим, ее вырабатывали и несли обитатели великосветских салонов, те, кто били в спину Царю, а потом, когда он ушел с престола, растерялись, струсили и либо сбежали, либо покорно пошли на большевистский убой или же интриговали в тылах белых армий, как некогда в петербургских салонах, чтобы потом в эмиграции заниматься «остроумием на лестнице», вернее - на парижских чердаках.

Не забудем также, что эту сплетню вовсю использовали немцы во время войны, разбрасывая над нашими войсками с «цеппелинов» омерзительные карикатуры на Распутина и Царскую Семью.

Так что источник информации - сомнительный и пристрастный. А теперь - по существу.

Был ли человеком слабой воли святой Император Николай, 23 года ходивший под прицелом террористов? Был ли таким Царь, своей волей переместивший центр экономического и политического развития с Запада страны на Восток, строитель Порт-Артура, Владивостока и Транссибирской магистрали? Был ли таким Император, преодолевший тяжелейшую революцию1905 года, при котором страна стремительно модернизировалась и прогрессировала, несмотря на мощные революционные и центробежные течения? Был ли таким Царь, взявший на себя ответственность за армию в тяжелейшие разгромные дни 1915 года и остановивший развал, не допустивший широкомасштабного военного поражения и прорыва немцев к Киеву, Москве и Петрограду? Наконец, то, что мы знаем о феврале 1917 года, также не дает нам оснований считать его человеком слабой воли. Государь делал все, чтобы задавить мятеж, другое дело, что все его приказы саботировались .

И второе - миф о том, что Царь знал все о Распутине, но терпел его ради жизни наследника - цесаревича Алексея. Тогда получается, что ради жизни сына Император жертвовал принципами. Но как согласовать с этим тот факт, что в 1915-1916 годах Царь брал цесаревича на фронт, несмотря на его тяжелую гемофилическую болезнь? Значит, был способен рисковать даже здоровьем сына ради его воспитания и защиты Отечества? Уровень нравственной чистоплотности и духовной чистоты Государя не позволил бы ему терпеть такого человека, как газетный Распутин, если бы он счел обвинения в его адрес обоснованными. Значит, не считал. И имел на то свои основания.

А коренились они в том, что обвинения в адрес Распутина в изрядной мере исходили из очень сомнительных и темных источников и от темных лиц. Вот один из основных обвинителей Распутина - иеромонах Илиодор (Труфанов), отпетый религиозный авантюрист, расстриженный за действия сектантского характера, за границей издавший откровенно клеветническую книгу «Святой чорт», где он на потеху американским и прочим читателям смешивал с грязью не только Распутина, но и Царскую Семью. Характерно, что перед ее публикацией он предлагал Императрице книгу… выкупить, но так, чтобы об этом знали все. Согласно аргументированному мнению Олега Платонова, к составлению этой книги приложил руку известный информационный циник А. Амфитеатров, автор пьесы «Господа Обмановы» . Именно Илиодор и Амфитеатров стоят у истоков «голливудской» версии о Распутине: развратный мужик, охмуривший всех, в том числе Царя и Царицу, - к сожалению, самой известной и самой востребованной обществом.

Интересна история с отчетами о наблюдении наружной охраны за Распутиным, проанализированными Платоновым. Когда Министерство внутренних дел возглавлял Столыпин, отчеты спокойны, беспристрастны, компромата из них не извлечь. Выписки подкреплены подлинными донесениями. Напротив, когда в министерстве заправляли Хвостов и Белецкий, известные авантюристы, подлинные донесения агентов куда-то исчезают, их заменяют достаточно общие и безответственные выписки без имен, без проверок компрометирующих «фактов».

Кстати, характерно мнение о Распутине генерала П.Г. Курлова, директора департамента полиции, товарища министра внутренних дел: «На этот раз меня поразило только серьезное знакомство Распутина со Священным Писанием и богословскими вопросами. Вел он себя сдержанно и не только не проявлял тени хвастовства, но ни одним словом не обмолвился о своих отношениях к Царской Семье. Равным образом я не заметил в нем никаких признаков гипнотической силы и, уходя после этой беседы, не мог себе не сказать, что большинство циркулировавших слухов о его влиянии на окружающих относится к области сплетен, на которые всегда так падок Петербург» .

Нужно ли говорить, что с треском провалилась попытка уличить Распутина в скандале в московском ресторане «Яр»? В результате этой провокации с позором был отставлен масон Джунковский, сляпавший фальшивку, развалившуюся после тщательной проверки.

И, наконец, последний факт: Чрезвычайная Следственная комиссия, наряженная изыскивать преступления царского режима, не нашла в деятельности Распутина НИЧЕГО, что можно было бы предъявить революционной общественности. Под чистую развалились дела и о хлыстовстве, и о взятках, и о кутежах и развратной деятельности, и о немецких деньгах . В общем, в распутиниаде возникает парадоксальная ситуация: десятки антираспутинских свидетельств, авторы которых в глаза Распутина не видали (так, ярый враг Распутина Сухомлинов пишет: «Распутина я видел один раз, гуляя по вокзалу». Тем не менее он был непоколебимо убежден, что именно Распутин явился причиной его отставки от Военного министерства, а не решение Царя и не собственная бездарность); десятки антираспутинских статей, где отсутствие меры шокирующих публику подробностей превышается разве бессовестностью по отношению к фактам. Огромный компромат, а в основе его - ничего. Много шуму из ничего.

Спросите: но что-то было? Ведь не может быть, чтобы все обвинения в безнравственности были неосновательными, причем с разных сторон. Давайте, уважаемые читатели, вставать на правовую почву, которую у нас почему-то не всегда любят и уважают. Существует презумпция невиновности, и человек может быть признан преступником или виновным в чем-либо только по решению суда - светского или церковного. В отношении Г.Е. Распутина возбуждалось целых два следствия. И оба закончились его совершенным оправданием.

Однако могут возразить, что Распутина осуждали и весьма авторитетные архиереи, известные своей духовной жизнью, такие как владыки Феофан (Быстров), Гермоген (Голубев). Это так, однако даже святость не означает безгрешности и безошибочности. К примеру, даже такие святые епископы, как святитель Епифаний Кипрский, дали втянуть себя в дело святителя Иоанна Златоуста. Естественно, мы не сравниваем Г.Е. Распутина со вселенским учителем Иоанном Златоустом, мы лишь стремимся показать, что поток клеветы и общественного осуждения может повлиять и на самых достойных. Показателен сам факт, что в 1912 году владыка Гермоген пришел к Г.Е. Распутину вместе с вышеупомянутым Илиодором (Труфановым) и тот на глазах владыки Гермогена… избил Распутина крестом. Значимо и то, что большая часть архиереев не поддержали Государя и империю в роковые дни февраля и марта 1917 года и никто из епископата не посетил Царскую Семью в их заточении - ни в Петербурге, ни в Тобольске, ни в Екатеринбурге.

Однако, чувствую, дотошный читатель не унимается: дыма без огня не бывает. Что-то же было?! Было. Сплетня и охота за Распутиным. Первая крупномасштабная акция «черного пиара» в истории России. Случаен разве тот факт, что в далеком сибирском селе Покровском, на родине Распутина, 29 июня 1914 года, в день покушения на него со стороны горячей почитательницы иеромонаха Илиодора Хионии Гусевой, на месте преступления оказывается столичный корреспондент Дувидзон, в точности воспроизводящий в своих публикациях клеветнические показания обвиняемой, с которой, кстати, был лишен возможности общаться?

И понятно, интересовал всех не Распутин сам по себе. Важна была его близость к Царской Семье. Метились в него, стреляли по Императору и Императрице. И успешно.

Третий миф: Распутин правил Россией. По его рекомендации якобы назначались и сменялись министры, обер-прокуроры, правящие архиереи. Между тем известный историк А.Н. Боханов приводит очень показательный факт: Распутин пытался уберечь от мобилизации во время войны своего сына, но встретил со стороны Императора Николая вежливый отказ. На его просьбу Царь ответил, что сейчас всякий мужчина должен защищать свое Отечество. Максимум, чего удалось Григорию Ефимовичу добиться, это направить сына в санитарный поезд .

А если мы отмоем Распутина от голливудского грима, то возникнет очень интересное лицо.

Не очень грамотный, но весьма начитанный умный сибирский мужик, горой стоящий за народ, близко к сердцу принимающий нужды и односельчан, и вообще простых русских людей. Его подлинные записки производят впечатление человека равновесного, обстоятельственного, трезвого, благочестивого. Проступает образ человека, верного Православию, верного России и Царю. Характерен крестьянский «пацифизм» Распутина, трезвое понимание того, что война несет смерть и разрушения, неизмеримые страдания народу. По свидетельству графа Витте, в 1912 году во время Балканской войны, когда между Россией и Австро-Венгрией возникло серьезное напряжение и Государь вот-вот был готов объявить мобилизацию, Распутин при личном свидании на коленях умолил его этого не делать и тем способствовал тому, что России было даровано еще два мирных года.

Весьма показательна та телеграмма, которую он прислал Царю в июле 1914 года, перед началом Первой мировой войны: «Милой друг есче раз скажу, грозна туча нат Рассеей беда горя много темно и просвета нету. Словес то море и меры нет, а крови? Что скажу. Слов нету, неописуемый ужас. Знаю, все от Тебя войны хотят и верные не зная, что ради гибели. Тяжко Божье наказание, когда ум отымет, тут начало конца. Ты Царь отец народа не попусти безумным торжествовать и погубить себя и народ. Вот Германию победят, а Рассея? Подумать так воистину не было горше страдалицы, вся тонет в крови, погибель, бес конца печаль. Григорий».

Если оставить в стороне орфографические ошибки и народно-поэтический стиль, то это текст, который сделал бы честь самому глубокому аналитику. В нем точно отражено состояние общества, одержимого ура-патриотизмом и шапкозакидательством (вспомним знаменитое кадетско-милюковское «Даешь Дарданеллы!»), - «море слов», за которое придется расплачиваться морями крови, умопомрачение элиты, идущей к концу. Это и предвидение того, что Германию победят, но без России, которая будет тонуть в крови, судя по всему - в собственной. Это и провидение революции - «начало конца».

За это его и ненавидели «ура-патриотические круги», прежде всего кадеты, во многом пронизанные масонским влиянием. Война для них была прологом революции. Распутин им явно мешал. Во многом. Поэтому его решили убрать.

Во второй половине 1916 года начинают распространяться провокационные слухи о том, что Царь под влиянием немки-Императрицы готовится заключить сепаратный мир и будто бы Александру Федоровну настраивает на это Распутин. Трудно придумать что-либо более абсурдное. Во-первых, не для того Император Николай почти два года работал над воссозданием, переформированием и перевооружением армии, чтобы все бросить и сдать. К началу 1917 года все было готово для широкомасштабного весенне-летнего наступления в согласии с союзниками. Армия имела все - от новейших аэропланов и подводных лодок до теплого обмундирования во вкусе XVII века: знаменитые «буденновки» первоначально назывались «богатырки» и были изготовлены как раз к наступлению 1917 года. Что до боеприпасов, то на них вся Россия воевала еще четыре года всю Гражданскую войну. Во-вторых, не в характере Императора Николая ΙΙ было изменять своему слову и предавать, тем более - бессмысленно. В случае успеха кампании 1917 года Россия получала бы все плоды победы, в том числе восток Малой Азии, Дарданеллы, Галицию и проч. И становилась бы первой державой мира. В случае сепаратного мира - в лучшем случае свои разоренные войной земли и после разгрома союзников на западе столкнулась бы с той же Германией. В-третьих, Распутин во время войны не занимался антивоенной агитацией: он не одобрял вступления в войну, но полагал: вступив, мы должны довести дело до конца и победить.

Однако зачем-то Распутина решили обвинить в германофильстве, получении денег от немцев, поиске сепаратного мира и убить. Для убийства образовался удивительный тандем: черносотенный деятель германофил Пуришкевич и женоподобный англофил «нетрадиционной ориентации» князь Ф.Ф. Юсупов, которые после убийства Распутина понесли чисто символическое наказание. Пуришкевич оставил после себя дневник, Юсупов - мемуары. Но есть еще следственное дело. И вот получается удивительная картина: свидетельства Пуришкевича и Юсупова детально совпадают между собой, но резко расходятся с материалами следствия.

Во-первых, в описании одежды. В один голос Пуришкевич и Юсупов говорят, что Распутин был одет в сапоги, бархатные навыпуск брюки, шелковую рубаху кремового цвета, расшитую шелками . Прокурор же судебной палаты С.В. Завадский свидетельствует: убитый был одет в голубую шелковую рубашку, вышитую золотыми колосьями . На руке у него был золотой браслет с царской монограммой, на шее - золотой крест, и хотя браслет и крест - яркие и запоминающиеся детали, но об этом убийцы не обмолвились ни словом. Хотя дружно говорят о том, что Распутин целых два часа сидел у них, пил отравленное сладкое вино, закусывал пирожными, напичканными цианистым калием. Так и хочется спросить: какой идиот инструктировал этих горе-убивцев? Ученик 8-го класса знает из курса химии, что цианистый калий нейтрализуется глюкозой. Но дело даже не в этом: за два часа не заметить, в рубашке какого цвета была их жертва, мог только слепец. Либо двухчасового сидения в подвале не было. По крайней мере, такого, о каком пишут Юсупов и Пуришкевич.

Еще более значимое несоответствие мемуаров с материалами следственного дела в том, как был убит Григорий Ефимович. Пуришкевич видел, что Распутин получил три огнестрельных ранения: Юсупов выстрелил ему в грудь, в область сердца, после чего прошло более получаса, и убитый будто бы ожил, кинулся во двор, где Пуришкевич выстрелами в спину и, как ему «показалось», в голову сразил жертву. Как стрелял Пуришкевич во дворе, Юсупов, по его словам, не видел, он только подтверждает, что убил Распутина в столовой выстрелом в грудь, в область сердца .

Но подлинные документы следствия полностью исключают выстрел в сердце, в них сказано, что Григорий Ефимович убит тремя смертельными выстрелами - в печень (в живот), в почки (в спину) и в мозг (в голову) . О смертельных ранениях отца Григория упоминает и Юлия Ден, которая знала о них из разговоров с Императрицей и А.А. Вырубовой в Царском Селе: «Григорий Ефимович был ранен в лицо и в бок, на спине у него было пулевое отверстие» . Судебно-медицинские эксперты утверждали, что с первым же ранением - в печень - человек может прожить не более 20 минут, следовательно, не могло быть временного отрезка от получаса до часа, после которого убитый «воскрес» и кинулся бежать, как не было вообще никакого выстрела в область сердца в столовой, о котором единогласно утверждали оба участника убийства.

Приведем заключение судмедэксперта профессора Д.Н. Косоротова: «При вскрытии найдены весьма многочисленные повреждения, из которых многие были причинены уже посмертно. Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. Выстрел произведен был, по моему заключению, почти в упор, слева направо, через желудок и печень с раздроблением этой последней в правой половине. Кровотечение было весьма обильное. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и еще рана в упор, в лоб, вероятно уже умиравшему или умершему. Грудные органы были целы и исследовались поверхностно, но никаких следов смерти от утопления не было. Легкие не были вздуты, и в дыхательных путях не было ни воды, ни пенистой жидкости. В воду Распутин был брошен уже мертвым» .

Свидетельство профессора Косоротова показывает, что Григорий Ефимович долго и мучительно истекал кровью, но об этой колоссальной кровопотере ни слова у Юсупова с Пуришкевичем. Следов крови, согласно их мемуарам, было немного.

Итак, не сходятся концы. Более того, мы видим явный сговор Пуришкевича и Юсупова, сговор очевидно лживый. Зачем же они брали на себя вину, так стремились стать зиц-убийцами? Петли захотелось? Очевидно, им было обещано (и выполнено), что ничего серьезного им не будет. Кто же настоящие убийцы?

Ими были агенты британской разведки офицер Освальд Рейнер, друг Юсупова, и доктор Лазоверт. Об этом убедительно свидетельствуют материалы, собранные в книге сотрудника английских спецслужб Ричарда Каллена «Распутин. Пытки и его убийство» . Многочисленные повреждения на теле, в том числе рваные раны, доказывают, что Распутина перед смертью долго пытали, очевидно выуживая признание в несостоявшихся сепаратных переговорах, а не добившись этого - застрелили. Юсупов и Пуришкевич должны были сыграть роль прикрытия. Каллен был вынужден признать несостоятельность обвинений в адрес Распутина. Да вряд ли сами англичане верили в них… Не случайно, что Рейнер в 1919 году получил в награду орден - неизвестно за какие заслуги, а пред смертью в 1961 году уничтожил все свои бумаги.

Знал ли Император имена настоящих убийц? Судя по всему - да. Британский посол сэр Джордж Бьюкенен вспоминал, что вскоре после убийства Распутина Николай II во время аудиенции сказал ему: к этому причастен молодой англичанин, друг Юсупова по университету. Правда, Царь не назвал его по имени. Это и объясняет, почему Юсупов и Пуришкевич не были наказаны всерьез: Царь понимал их камуфляжную роль, хотя, может быть, за соучастие их должно было наказать гораздо строже. Но вероятно, Царю казалось несправедливым карать соучастников, не покарав реальных убийц. А наказать он их не мог: следствие над ними и соответствующий приговор означали бы, в конечном счете, развал антигерманской коалиции. Потому что вскрылись бы все связи с Английским посольством, с сэром Джорджем Бьюкененом, который почти открыто работал против союзника своей страны - Русского Царя. Поэтому Император должен был стиснуть зубы и претерпеть это злодеяние над самым близким к его семье человеком. Все ради победы.

Но она была уже невозможна. Пуришкевич с гордостью заявил: «Мы сделали первый выстрел Революции». Действительно, убийство Распутина обладало целым рядом смыслов. Для Царя: «Мы можем всё. Даже оклеветать и убить самого близкого тебе человека. Уйди сам, пока не свергли и не убили». Для аристократии и «образованного общества»: «Собаке собачья смерть». Неслучайно Юсупов заявил городовому, что он… всего лишь пристрелил собаку. А позднее над могилой Распутина написали на немецком языке: «Wo ist Hund begraben» - «Вот где собака зарыта». Но «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неслучайно Илиодор еще в 1912 году позволял себе высказывания типа «Разлегся кобель на престоле». Его арестовали, посадили под домашний арест, но он… сбежал за границу писать пасквили против Царя и его семьи.

Для части народа, верной Царю: «Под мостом мы вас видали…» Для колеблющихся: «Смотрите, Царь человека из народа не защитил. И даже не покарал толком за него». Иными словами: «Власти нет - и наше время, наша воля». А отсюда - несколько шажков до февраля 1917 года. Началось все Кровавым воскресеньем, когда благодаря Гапону была расстреляна народная вера в Царя. Кончилось выстрелом в крестьянина Распутина. И в том, и в другом случае стреляли в живую нравственную связь между Царем и народом.

Но вопрос: зачем это все было англичанам? Ответ прост: именно потому, что Россия стояла на пороге победы. Союзники тоже. К концу 1916 года вопрос о вступлении Америки в войну был решен. И Россия была не нужна. Нежелательный конкурент, с которым надо делиться добычей. В том числе проливами. А этого Британская империя - владычица морей - допустить не могла. Значит, надо вывести Россию из войны. Желательно не сразу, постепенно, чтобы она отработала свою функцию полностью. Но не была допущена к победному пиру. В результате революции, первым выстрелом которой был, по выражению недалекого Пуришкевича, «выстрел в Распутина».

Вышло… Удался кафкианский парадокс - разгромить и Германию, и Россию. На Версальской конференции были флаги всех стран-победительниц. Даже уругвайский. Российского не было.

Как прозорливо писал Пушкин:

Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже.

Цель данной публикации отнюдь не подготовка канонизации Распутина. Не надо впадать из крайности в крайность. Необходима серьезная и кропотливая работа по выяснению истины и отмывание Распутина от голливудского грима. И восстановление исторической справедливости. Жизненно важной в данном случае, ибо речь идет о чести святых Царственных Страстотерпцев. Опять-таки повторимся: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Убийство Распутина, вначале моральное, а затем физическое, послужило прологом к крушению империи и злодейскому умерщвлению Царской Семьи. Об этом надлежит в особенности помнить сейчас, когда некоторые господа, пренебрегая уроками истории, путем сплетен и «черного пиара» хотят разрушить Православную Церковь и государство Российское.

Это признавали даже его враги. См. предисловие Михаила Кольцова к сборнику «Отречение» (Л., 1927).

Ден Ю.А. Подлинная Царица. М., 1998. С. 74-79.

Платонов О.А. Смерть Распутина. С. 307-308.

Richard Callen. Rasputin. His tortures and murder. London, 2009.