Сочинения

Раскрой смысл первого предложения. Мастер - класс как определить главную мысль. В сложном бессоюзном предложении

Тема: Тема и основная мысль текста. Как в детской пирамидке.

Цель:

  • ввести понятия «тема» и «основная мысль текста», научить учащихся пользоваться ими, когда они обдумывают содержание текста и его озаглавливают;
  • развивать навык орфографической зоркости, словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
  • формировать потребность грамотного письма, навыки сотрудничества и воспитание учебной активности.

Оборудование: учебник русского языка «К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, тетрадь-задачник, 2класс. Интерактивная доска, ЦОР.

ХОД УРОКА

1. Приветствие

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!

– Повернулись к гостям, здороваемся с ними:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера!

– Я вам желаю, чтобы доброе настроение длилось весь день, и были для всех солнышками.

2. Оргмомент

– Продолжаем открывать тайны русского языка.

«Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!»

3. Работа со словами по интерактивной доске

– Прочитайте запись.

к зиме
холод
по-своему
в лесу
мороз
готовится
каждый

– Что заметили?
– Чем интересны? (Орфограммы)
– Как бы вы разделили?
– Почему?

Мороз
Холод

– Что общего в словах? (Сущ., ед. ч., м. р., неод.)
– Чем отличаются? (В слове «холод» – можем решить все орфографические задачи, в слове «мороз» – нет.)
– Это словарное слово, правописание нужно запомнить.

4. Чистописание

Оро мороз

5. Работа над предложением по интерактивной доске

– Прочитайте вторую группу слов. Можно ли их связать по смыслу? Подумайте о чем, нужно сначала сказать и что сказать.

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

– Что это? Предложение? Текст?
– Докажите, что это предложение.
– Какое оно по цели, по интонации? Почему?
– Прочитайте еще раз предложение. Как эту мысль превратить в текст? Что такое текст?

6. Работа над текстом

– Подумайте, о чем хочется сказать. (Текст в интерактивной доске)
– Прочитайте предложения и решите, какие из них раскрывают мысль первого предложения, а какие – нет.

Птицы приносят большую пользу. Птицы улетают в теплые края. Бабочки, стрекозы, жуки – это, насекомые. Насекомые прячутся под кору деревьев и засыпают.

Прочитайте исходное предложение и подставьте к нему 1 предложение.
– Подходит оно или нет? Продолжает мысль или нет?
– Подставляем 2 предложение. Подходит ли оно?
– Подставляем 3предложение.4предложение. Получился ли текст? Докажите. (Мысль одного предложения продолжается в другом.)
– Какой вывод можно сделать?

Вывод: В тексте должна быть тема, то о чем говорится и главная мысль, то о чем хочется сказать.

– Определите тему этого текста, главную мысль.
– А кто сформулирует тему нашего урока?

7. Работа по учебнику

– Откройте учебник на страницу 110. Прочитайте и подумайте почему так названа эта часть учебника?
«Как в детской пирамидке» (показ пирамиды)
Вот перед вами детская пирамидка. Как связать темой урока?
– На что в ней насаживаются колесики? (на стержень)
Вот и в тексте всегда есть такой стержень. Стержень – тема и главная мысль. Колесики – предложения.

– Прочитайте правила в учебнике на страницах 111, 112 и сравните, правильно ли мы рассуждали.

8. Физпауза под песню из мультфильма «Про кота Леопольда»

9. Первичное закрепление

Мы уже с вами говорили, как все живое готовится к зиме, к холодам. Природа ждет преображения, изменения.
– Какого изменения узнаете, отгадав загадку.

Он пушистый, серебристый
Белый, белый, чистый, чистый
Ватой наземь лег. (Снег)

Какие слова помогли отгадать?
– Первый снег вызывает огромную радость, восхищение. (Показ картин)

1. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

2. Первый снег опушил у деревьев ресницы,
И в лесу, и в полях тишина, тишина.

3. Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
На бусы красные легла!

– А вот ребят попросили написать о том, как они увидели первый снег. Откройте Тетрадь задачник на страницу 58 упр.243. Прочитайте.
– Удалось ли ребятам написать о первом снеге?
– Прочитайте 1 предложение.
– О чем говорится?
– О чем 2 предложение?
– Получился ли текст? Почему? (Все предложения о разном, каждое о своем – их ничто не объединяет, поэтому текст не получился)
– Отметьте знаком + предложение, которое относится к теме «Первый снег»

10. Упр. 246 выполнить задания

11. Работа по учебнику

– Посмотрим. Понятно ли, о чем и что хотел сказать автор другой работы? Текст ли это?

Упр.244 на стр. 112

– Почему? Какова тема и главная мысль?
– Найди предложения, в которых автор словами рисует первый снег?
– Какое оно по цели, по интонации?
– Найдите предложения, в которых девочка выразила главную мысль и передала свое чувство?
– Какие это предложения по цели и по интонации?
– Запишите эти 3 предложения.

11. Озаглавливание текста (заголовки написаны на доске)

1.Ура! Первый снег!
2.Первый снег.
3.Снег.;
4.Зима идет!
– Какие заголовки выражают отношение автора к тому, о чем он пишет?
– Выбери название и впиши его на оставленную строку.
– Прочитайте название рассказа и текст.
– Определите тему и главную мысль.

Вывод. Значит, в тексте должна быть тема – то, о чем говорится, и главная мысль – то, что об этом хочет сказать автор.

12. Работа в паре

Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой. И вот одна красавиц снежинка залетела к нам и оставила задание в конверте. Ваша задача: разложить тексты по темам.

Была зима.
Митя катался на санках с горы.
Румяный он вбежал в дом.
Он хотел, чтобы всегда была зима.
Зимой ему весело.

Однажды мы с друзьями лепили снеговика.
Нос сделали из морковки.
Глазки – из бусинок.
Было весело.

– Проверка по интерактивной доске.
– Прочитайте тексты. Определите тему.

13. Обобщение

– Какие «открытия» сделали на уроке?
– Что было интересного?
– Какие задания были сложные, какие легко решались?

Оценивание.

– Спасибо всем за урок!

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor