Про природу

Знаки препинания между однородными чл предложения кратко. Повторяющиеся союзы и однородные члены при них. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами

3. Знаки препинания при однородных членах предложения

3.3. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

Теперь перейдем к вопросу о том, как разграничить однородные и неоднородные определения.

Здесь необходимо учитывать два обстоятельства: являются ли определения согласованными и какое место они занимают относительно определяемого имени.

Определения бывают согласованными и несогласованными. Согласованными являются определения типа холодная дождливая осень , холодный дождливый день , холодным дождливым утром , холодными дождливыми вечерами , в которых прилагательные согласуются с определяемым именем существительным, т. е. принимают форму того же рода, числа и падежа. Если согласованные определения стоят перед определяемым словом, возникают варианты в постановке запятых.

Два стоящих рядом согласованных определения могут быть однородными или неоднородными. Однородные определения разделяются запятой, между неоднородными определениями запятая не ставится.

Рассмотрим пример:

Это было в ноябре, я до сих пор вижу и чувствую эти неподвижные , темные будни в глухом малорусском городе (И. Бунин. Жизнь Арсеньева).

Перед определяемым словом будни стоят однородные определения неподвижные и темные , между которыми необходима запятая. Перед определяемым именем в городе два неоднородных определения – глухом и малорусском . Между ними запятая не ставится.

Различия между однородными и неоднородными определениями заключаются в следующем.

Во-первых, каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову, т. е. будни были и неподвижные, и темные.

Во-вторых, первое из неоднородных определений относится к последующему словосочетанию: определение глухой характеризует словосочетание малорусский город , а не слово город само по себе – глухой {малорусский город} .

В-третьих, неоднородные определения часто выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, как в данном примере: прилагательное глухой является качественным, а малорусский – относительным.

И, наконец, в-четвертых, неоднородные определения могут быть выражены и двумя качественными прилагательными, если они обозначают разные признаки, например, в ряду холодная быстрая река запятая не ставится, так как прилагательное холодная обозначает температуру воды, а быстрая – скорость течения.

Однако автор может поставить запятую между подобными определениями, если он усматривает между ними внутреннюю причинно-следственную связь или пояснительные отношения. Например, в ряду дикие лохматые собаки запятую ставить не надо, так как данные определения описывают собак с разных сторон: дикие обозначает ‘неприрученные’, а лохматые – ‘с длинной, густой, непричесанной шерстью’. И тем не менее в подобном ряду запятую поставить можно, если признаки «дикости» и «лохматости» рассматриваются как связанные между собой.

Определения, выраженные сочетанием
«прилагательное + причастный оборот»

Определения-прилагательные могут сочетаться с причастными оборотами. Постановка запятой зависит в этом случае от расположения причастного оборота.

прилагательное, причастный оборот

причастный оборот ÿ прилагательное

Если причастный оборот стоит после определения-прилагательного и перед определяемым словом, то запятая ставится, например:

Гладкая , оплывшая смолой шишка становилась похожей на растрёпанного воробья (Ю. Коваль. Капитан Клюквин).

Если же причастный оборот стоит до прилагательного-определения, то он относится к словосочетанию в целом и запятая не ставится, ср.: оплывшая смолой {гладкая шишка } .

Сочетание согласованных и несогласованных определений

Есть еще два простых условия, при которых требуется постановка запятой.

Запятая ставится при сочетании согласованных и несогласованных определений, например:

В погожем , с редкими облачками небе кружила поодаль пара аистов, а над головами опять стали виться клубы мошкары, от которой здесь стало хуже, чем было в лесу (В. Быков. Болото).

Первое определение в погожем является согласованным, второе – с редкими облачками – несогласованным. Запятая ставится обязательно.

Определения ПОСЛЕ определяемого имени

Запятые между определениями ставятся также и тогда, когда они стоят после определяемого слова, независимо от того, являются они однородными или нет, например:

Там имелись истории шутливые ,трагические ,скабрёзные ,трогательные (Д. Гранин. Зубр).

1. Однородными являются такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову , отвечают на одни и тот же во- прос, являются одинаковыми членами предложения. Например :
В разрушенном городе уже восстановили (что?) жилые дома, школы, детские сады, больницы.
Однородные члены предложения могут быть связаны только интонацией или с помощью сочинительных союзов и интонационно.

Если однородные члены предложения связаны простыми со- единительными (и, да (= и), тоже, также) или разделительными (или, либо) союзами, запятая не ставится. Если эти союзы являются повторяющимися, то знаки препинания такие же, как при повторяющемся союзе и (см. выше). Если союзы составные (не только - но и, столько - сколько, так - как и; то - то, не то - не то и т. д.), то запятая ставится перед второй частью союза. Например :
У нас в саду растут не только розы, но и гладиолусы.
Если однородные члены предложения связаны противительными союзами (а, но, да (= но), зато), то запятая всегда ставится.
Например:
Вошедшая девушка была невысокая, но очень красивая.

Внимание! Не являются однородными повторяющиеся слова:
Ехал долго-долго. Кроме того, во фразеологизмах типа ни рыба ни мясо, ни свет ни заря запятая никогда не ставится.

2. Однородные члены предложения могут иметь при себе обобщающее слово , которое выражено или местоимением ВЕСЬ, или словом, обозначающим более широкое, родовое понятие по от- ношению к однородным членам предложения. Обобщающее сло- во является тем же членом предложения, что однородные члены предложения. Например :
Книги, музыка, танцы - все это меня всегда интересовало.
В городском парке росли разнообразные деревья: дубы, ивы, березы.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, после него ставится двоеточие.
Например :
В магазине нам предложили разнообразные товары: игрушки, продукты.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, перед ним ставится тире.
Например :
Бунин, Куприн, Солженицын - все эти писатели относятся к возвращенной литературе.
Если обобщающее слово стоит до однородных членов предложения, но ими предложение не заканчивается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов предложения - тире.
Например :
Большинство школьных предметов: литература, русский язык, история - очень близки мне.

3. Однородными являются такие определения, которые характеризуют предмет с одной стороны , произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно поставить союз И. Например :
Мне подарили красные, желтые, розовые розы (все определе- ния характеризуют предмет со стороны цвета).
Кроме того, однородные определения, как правило, выражены качественными прилагательными. Между однородными определениями всегда ставится запятая.
Неоднородными являются определения, которые с разных сторон характеризуют предмет, произносятся без перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. Например :
Мы подошли к высокому кирпичному дому (высокий - размер, каменный - материал).
Неоднородные определения, как правило, выражены соче- танием качественного и относительного прилагательных, между ними запятая никогда не ставится.

80. Знаки препинания при однородных членах.

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
  • Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

  • запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

  • если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
  • запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

[о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания).

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о - О] Дети, старики, женщины - все смешалось в живом потоке.

[о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о -...] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка - напоминало мне далекие дни детства.

Задачи и тесты по теме "Знаки препинания при однородных членах."

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

ЦЕЛИ:

Учебная: совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения.

Развивающая : развивать способности к сравнению и обобщению, к логическому изложению материала.

Воспитательная : формировать потребность к парной и коллективной работе. Воспитывать патриотическое отношение к родной стране, чувство гордости за свою столицу, уважение е ее историческому прошлому.

Задачи:

  • Систематизировать, обобщить правила использования пунктуационных знаков при однородных членах предложения
  • Отработать навык нахождения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при них.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, текст.

Ход урока

Слово учителя.

Тема нашего урока “Знаки препинания при однородных членах предложения”. Тема для вас не новая, поэтому нам с вами предстоит углубить и систематизировать и укрепить ваши знания. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки! А работать мы с вами будем на основе текста Е.Осетрова. Это его путевые заметки о нашей прекрасной столице – Москве.

Слайд 2

1) Нынешняя Москва - многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ. (2) Москва не только центр страны незакатного солнца но и часть души каждого из нас .

(3) Свою столицу – раскидистую, размашистую, широкую, с её нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями реклам – мы любим все.

(5) Вера в Москву – характернейшая особенность народного исторического миросозерцания. (6) Москва – земля, Москва – отечество, Москва – Родина, Москва – мир.

(7) «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!» - писал А. С. Пушкин. (8) Ему вторил М. Ю. Лермонтов: «Москва, Москва!... люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно!» (9) Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва». (10) А писатель Леонид Леонов высказал такую мысль: «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

(11) Сердце Москвы – Кремль; прекрасный, вечный и живой, он плывёт по волнам времени, не подверженный усталости и косности. (12) Недаром к бою курантов на Спасской башне прислушивается планета. (13) Для миллионов людей их мелодия стала спутницей жизни, ежеутренним началом рабочего дня. (14) Город не утрачивал блеска своего даже в труднейшую военную годину благодаря поразительной стойкости сограждан-воинов, возвестивших миру: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

15) В Москве бесчисленное множество, я бы сказал, уйма достопримечательностей: государственных, исторических, художественных и всяких иных. (16) Вернее, им нет конца и нельзя их исчислить, но у каждого из нас есть свой любимый уголок, милый сердцу. (17) Для меня это Александровский сад.

(18) Зелёный с лужайками и цветниками торжественный и лирический угол города влекущий к себе и москвича и приехавшего издалека гостя склонного к созерцательности . (19) И птичий гомон и тенистая прохлада и аромат цветов

и скамейки на аллеях всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир перемещающийся во времени . (20) Поколение за поколением назначают встречу у отлитой с недюжинным искусством решётки с чугунными узорами. (21) В довоенную пору свидание назначали у входа в Александровский преимущественно юные. (22) Теперь и старшие поколения не хотят поступиться красотой встреч возле кремлёвских стен. (23) В победные майские дни сюда приходят герои-ветераны. (24) Встречи участились после того, как возле Арсенальной башни загорелся Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата. (25) Его останки были перенесены из братской могилы, что на 41-м километре Ленинградского шоссе. (26) Над квадратным надгробием начертаны торжественные слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

(27) Александровский сад не столько история, сколько живая жизнь.

(28) Цветы – ярче древних красно-кирпичных стен. (29) Как много встреч объятий радостных слёз помнят эти аллеи лужайки! (30) Прошлое не исчезло – оно присутствует в действительности, как и быстротекущая современность. (31) У подножия Кремля особенно ощущаешь, что время – сплав неразрывного триединства состоящего из прошлого настоящего и будущего.

(По Е. Осетрову)

1. Речевая разминка. Игра “Ассоциации”. (3 мин.)

(Записать слова или словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом “МОСКВА” .)

(Возможные ответы учащихся: столица, Москва-река, фестивали, Измайлово, Арбат, Останкино, музеи, Большой театр, Красная площадь, вечный огонь, сувениры, президент, гордость, Сиреневый бульвар, Третьяковская галерея, Театр Мимики и жеста, ёлка в Кремле, Кремль, рынки, взрывы, террористы, бездомные люди, реклама, Бородинская панорама, Коломенское, иностранцы, царь Иван Грозный, Царь-пушка, Царь-колокол, мегаполис, Поклонная гора, множество памятников, московское произношение, самое красивое в мире метро и т.п.)

(Устно составляем предложение) В Москве бесчисленное множество достопримечательностей: ...

Слайд 3

2. Синтаксический разбор.

Нынешняя Москва – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ.

3. Беседа по вопросам.

Найдите однородные члены предложения.

  • На какие вопросы отвечают?
  • Какими членами предложения являются?
  • Какими частями речи они выражены?
  • Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
  • Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
  • В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
  • Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?
  • Чем они связаны в предложении?
  • Чем разделяются?
  • Как еще однородные члены могут быть связаны в предложении?

Слайд 4

4. Таблица сочинительных союзов.

Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга

Союзы Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим) И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и.. 1. Дни стояли теплые и ласковые.
2. Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)
3. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
4. В лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5. Она не только работала, но и училась.
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование) Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся) 1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2. Волны то набегали на берег, то отступали.
3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
Противительные (противопоставляют один член другому) А, но, да (=но), зато 1. Мал золотник, да дорог.
2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.

(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах.)

5. Закрепление изученного .

Слайд 5

Играем в “Третий лишний”.

  1. И, зато, а.
  2. А, но, либо.
  3. И, ни-ни, то-то.
  4. Не только…,но и; не то – не то; или.

6. Наблюдаем, анализируем

Слайд 6

Работа с текстом

Анализ предложения 2

(2) Москва не только центр страны незакатного солнца, но и часть души каждого из нас.

Слайд 7

Анализ предложения 4

(4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.

Слайд 8

Анализ предложения 19

(19) И птичий гомон, и тенистая прохлада, и аромат цветов, и скамейки на аллеях – всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир, перемещающийся во времени.

Слайд 9

Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно .

Делаем вывод:

Слайд 10

7. Закрепление полученных знаний.

1. Найти однородные члены предложения, расставив знаки препинания. Работа по карточкам. Карточки раздаются каждому ученику.

Карточка 1

  1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
  2. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
  3. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.
  4. Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. Слайд 11 (взаимопроверка)

2. (Устно). Задание классу.

Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин)

3. Работа в парах. Запишите предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите

  1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.
  2. Ум имей хоть маленький но свой.
  3. Видны и лес и поле и река.
  4. Ветер то дунет то замрёт.
  5. Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)
  6. В небе показался не то коршун не то ястреб.
  7. Мала победа да своя.

Заслушиваем объяснения.

4. Объяснительный диктант. (дополнительное задание)

Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча… У неё есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота, поэта. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой.
Наша древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Нет! Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению. (М.Ю. Лермонтов “Панорама Москвы”)

8. Домашнее задание (работа с текстом; задание на листках)

  1. Сформулируйте тему текста __________
  2. Определите идею текста __________
  3. Найдите однородные члены предложения и расставьте знаки препинания среди предложений 18, 29, 31.
  4. В предложениях 16-19 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом __________
  5. Из предложения 14 выпишите предлоги __________
  6. Среди предложений 17-31 найдите сложное предложение, в котором одна из частей является односоставной определенно-личной. Напишите его номер