Сочинения

Гордион - столица древней Фригии - maximus101. Древний мир. Страны и племена. Фригия

Начавшиеся с XII в. до н. э. передвижения греческих, фракийских и западных малоазийских племён имели своим последствием гибель Хеттской державы , заселение греками западного побережья полуострова и появление во внутренней его части многочисленных племён, которые покорили местное население. У ряда покоренных народов классовое общество сложилось ещё в период существования Хеттской державы (XVI-XIII вв. до н. э.). Это обстоятельство ускорило общественное развитие вторгшихся племён и содействовало возникновению у них государств.

Из крупных государств первым по времени - не позже VIII в. до н. э.- сложилось Фригийское государство, ядро которого находилось в долине реки Сангарии (ныне Сакарья), к западу от реки Галиса. Фригийцы, как повествует греческий историк Геродот, назывались бригами до тех пор, пока жили в Европе по соседству с македонцами, а после переселения в Азию переменили вместе со страной и имя бригов на фригийцев. Фригийский язык, как можно установить по надписям и именам собственным, входил в состав языков индоевропейской семьи, находясь, как полагают, в родстве с фракийским и иллирийским языками и имея некоторую связь с греческим языком.

В состав Фригийского государства входили также мушки (у греков - мосхи) - племя, говорившее, возможно, на кавказском языке картвельской группы. Ассирийские и урартские источники даже называют Фригию “страной мушков”. Проникновенно племен мушков на восток вплоть до долины Верхнего Евфрата отмечается ассирийскими источниками ещё в XII в. до н. э. Однако позже влияние мушков (Фригии) не распространялось обычно далее гор Тавра на востоке.

Соприкасаясь с местным населением, состоявшим ранее в тесном общении с Хеттской державой, фригийские племена быстро достигли уровня цивилизации древних обществ Передней Азии.


Фригийская скальная гробница, имитирующая фасад жилого дома
(так называемая "Могила Мидаса"). VIII – VII вв. до н.э.

На основании археологических материалов следует считать земледелие экономической основой фригийского общества. Столица Фригии-город Гордий, по-видимому, не имел защитных стен, но по всей Фригии имелись многочисленные укрепления, которые, очевидно, являлись для фригийцев средством удержания в подчинении покорённого и эксплуатируемого местного населения и служили для населения округа убежищем в случае военной опасности.

Обнаруженная при раскопках во Фригии керамика отражает влияние различных ремесленных традиций предшествующего времени. В ней можно установить элементы техники и орнаментации гончарного ремесла не только Хеттской державы и западной части Малой Азии, но также и Кипра.

Первоначально цари и знать погребались в курганах, которые встречаются во Фригии сравнительно в большом количестве. Освоение более высокой ремесленной техники местного населения дало возможность фригийским строителям сооружать скальные гробницы. В каменную архитектуру они переносили орнаментику, свойственную архитектуре деревянной. Это видно, например, по фасадам наиболее богатых гробниц.

Торговля связывала Фригию с греческими городами-государствами западного побережья Малой Азии; тем самым возникали предпосылки для культурного сближения греческого и фригийского общества.

Ассирийские и греческие источники упоминают лишь два фригийских царских имени - Гордий и Мидас. Некоторые исследователи полагают, что они не являются именами собственными, а были лишь царскими титулами. При Мидасе, сыне Гордия, в конце VIII в. до н. э. Фригийское государство стало серьёзным противником Ассирийской державы . В надписях ассирийского царя Саргона II (722-705) Мидас называется Мита; в них сообщается, что Мита в 5-м году правления Саргона II (717 г. до н. э.) вступил во враждебную Ассирии коалицию, в состав которой входили кроме Фригии мелкие государства юго-восточной части Малой Азии и Северной Сирии , а также Урарту . После поражения, нанесённого в 714 г. войсками Саргона II урартскому царю Русе I, фригийцы в 713 г. заключили мир с Ассирией. Несомненно, к заключению мира с Ассирией Фригию побудила и угроза со стороны надвигавшихся с северо-востока киммерийских племён , пришельцев из степей Северного Причерноморья.

Так как Ассирия была для киммерийцев слишком сильным противником, они устремились в конце VIII в. до н. э. на запад, против Фригии. В начале VII в. до н. э. фригийское войско потерпело от киммерийцев, выступавших, по-видимому, совместно с урартами, сокрушительное поражение, а сам царь Мидас, потеряв надежду на спасение, покончил самоубийством.

Паши сведения о фригийской культуре немногочисленны. Древнефригийский алфавит является вариантом греческого алфавита, что свидетельствует о тесной связи Фригии с культурой Греции. В легендах древней Греции фригийский царь Мидас играет весьма значительную роль. Так, по греческой легенде, Мидас имел свойство обращать в золото всё, к чему ни прикасался,-отголосок воспоминаний о богатстве Фригийского царства. Древнефригийские надписи, открытые преимущественно в долине реки Сакарьи, были найдены также и на нескольких городищах в Западной Малой Азии и в Каппадокии. Из этого следует, что Фригийское государство в период своего расцвета, очевидно, расширило свои границы далеко на запад и восток. Через долину Герма, надо полагать, греческая культура проникала во Фригию, но тем же путём оказывала своё воздействие на греческое население западного побережья Малой Азии и культура Фригии. Фригийская музыка, в том числе религиозная, была воспринята греками и имела большое значение в истории древнегреческой культуры.

Во Фригии был распространен культ богини-матери Кибелы, восходивший своими корнями к культу древних хурритских племён, почитавших божество Кубабу (иначе Хубаба). Аттис, возлюбленный Кибелы,-умирающий и воскресающий бог, связанный с религиозными культами древнейшего населения Малой Азии,- согласно мифу, был вынужден оскопить себя, став прообразом для жрецов богини Кибелы, являвшихся евнухами. Этот культ носил оргиастический и изуверский характер. Впоследствии, с распространением в Средиземноморье различных восточных религиозных учений во времена позднего рабовладельческого общества, получил широкую известность также и культ Аттиса и Кибелы.

фригия
Фри́гия (греч. Φρυγία, лат. Phrygia, тур. Frigya) - внутренняя историческая область на западе Малой Азии и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав. Столица - сначала город Келены, а примерно с X в. до н. э. - Гордион.

  • 1 Название
  • 2 География
  • 3 История
  • 4 Культура
  • 5 Цари Фригии
    • 5.1 Династия Танталидов
    • 5.2 Династия Гордия
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Название

Название «Фригия» произошло от имени фригийцев - народа, переселившегося сюда с территории южных Балкан около 1200 г. до н. э. Со времени присоединения части Фригии к Ликаонии и Галатии, под так называемой Великой Фригией подразумевали область (пределы её несколько изменялись), окруженную Карией, Лидией, Мизией, Вифинией, Галатией, Ликаонией и Писидией; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды. Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия», с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия», с городом Антиохией Писидийской. Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик. Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии.

География

Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были. Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Фригийское царство на западе современной Турции

Фригийское царство было основано во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства. Согласно мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. кон. XII в. до н. э. основным противником фригийцев стала Ассирия. конце 8 века до н. э. фригийцы пришли в столкновение с переселившимися из Европы вифинами и мисийцами. 70-х годах 7 века до н. э. Фригия подверглась нашествию киммерийцев.

В начале VI в. до н. э. лидийским царём Гигесом была завоевана часть Фригии, а в середине VI в. до н. э. и вся Фригия оказалась во владении Крёза, при этом сохранив некоторую автономию. От него она перешла в руки персов, от персов к монархии Александра Великого. После смерти Александра Фригия досталась сначала Антигону Одноглазому, а затем Лисимаху и Селевкидам. 275 г. до н. э. подверглась нашествию галатов, а затем отошла к Пергамскому царству (в 189 году до н. э. - Евмену Пергамскому), некоторое время принадлежала Митридату Понтийскому и, наконец, стала владением римлян (133 г. до н. э.). Римляне вначале образовали из Фригии особую провинцию, но затем, ещё во времена республики, включили её в провинцию Азию. С этих пор история Фригии сливается с историей Малой Азии.

Во Фригии, по всей вероятности, находили золото, о чём свидетельствуют местные сказания о Мидасе. Племя фригийцев занималось преимущественно земледелием; древний фригийский закон предписывал казнь за убиение вола или за порчу земледельческого орудия; по преданию, первый царь был простой крестьянин, у которого было только два вола. Наряду с земледелием, благодаря богатым пастбищам, было развито скотоводство: фригийские шерсть и сукно славились и в римское время.

Торговля, начав развиваться при персах, достигла значительной степени процветания во времена римской империи: в Гиераполе, во внутренней части Фригии, один фабрикант приказал написать на своей гробнице, что он в течение своей жизни 72 раза ездил в Италию. Несмотря на персидское, македонское, эллинское и римское влияния, и в римские времена во Фригии были свои монеты и ещё сохранялся фригийский язык (вплоть до VI в.). Главный город во Фригии указать почти невозможно, так как главную роль играли многочисленные города средней величины.

Наиболее примечательные: Келены, древняя столица фригийского царства и главный город великофригийской сатрапии во времена владычества персов, у истоков Меандра; Колоссы (Хонас), Кидрары, позднее Пераполь, Пелты, Кайструпедион, Дорилей и Котией, во времена Селевкидов Апамея-Кибот, а во времена римлян - стоявшая на караванном пути от малоазиатских берегов к среднему Евфрату Лаодикия, Аполлония, Селевкия, Синнада. Особенно любопытен обычай фригийцев жить в скалах и высекать в них целые города. древние времена во Фригии славился фригийский культ Астарты, заимствованный от сиро-финикийских племён. Главные боги Фригии - Багайос, богиня-мать Амма (Кибела), Агдистис и Сабазий.

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию. Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами (фригийцы).

Культура

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой. Также были им знакомы перчатки и плащи. Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы.

Цари Фригии

В составе Хеттской державы ок. 1800 год до н. э. - ок. 1250 год до н. э.

  • Наннак до 1529/1526 год до н. э., правил до Девкалионова потопа
  • неизвестное количество царей
  • Гимант
  • Плуто (царица)

Династия Танталидов

  • Тантал до 1300 год до н. э.?
  • Пелоп ок. 1300 год до н. э.
  • Телевтант ок. 1300 год до н. э.
  • Димант ок. 1275 год до н. э.
  • Отрей ок. 1250 год до н. э.
  • Акмон ок. 1200 год до н. э.
  • Мигдон ок. 1190 год до н. э.
  • один или несколько царей

Династия Гордия

  • Гордий I
  • Мидас I
  • Гордий II
  • Мидас II
  • Гордий III ((?) Гурд, (?) Куртис «царь Востока и Запада») ок. 850 год до н. э. - 738 год до н. э.
  • Мидас III ((?) Мит-та «царь мушков») ок. 738 год до н. э. - ок. 695 год до н. э.
  • Гордий IV ок. 695 год до н. э. - ок. 670 год до н. э.

Под властью киммерийцев ок. 695 год до н. э. - ок. 626 год до н. э.

  • Мидас IV ок. 670 год до н. э.

В составе Лидии ок. 626 год до н. э. - ок. 590 год до н. э.

  • Мидас V ок. 590 год до н. э. - ок. 570 год до н. э.
  • Гордий V ок. 570 год до н. э. - ок. 546 год до н. э.

царство упразднено и в составе Персии ок. 546 год до н. э. - 334 год до н. э.

См. также

  • Список греческих и римских топонимов Фригии
  • Бриги
  • Фригийский язык
  • Древняя Македония
  • Фракия
  • Фригийский колпак

Примечания

  1. T. Drew-Bear and C. Naour, «Divinités de Phrygie» ANRW II.18.3 (1990), 1924-1926
  2. Куда исчезли хетты?
  3. Фригийский костюм
  4. Фригийские мотивы в древней ингушской культуре

Литература

В Викисловаре есть статья
  • Ramsay, «The Geography of Asia Minor» (1896);
  • Reber (1897) о фригийских каменных памятниках;
  • Maspero, «Histoire ancienne des peuples de l’Orient»;
  • Моммсен, «Римская история» (т. V).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Фригия Информацию О

И Галатии , под так называемой Великой Фригией подразумевали область (пределы её несколько изменялись), окруженную Карией , Лидией , Мизией , Вифинией , Галатией , Ликаонией и Писидией ; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды . Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия », с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия », с городом Антиохией Писидийской . В Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик . Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии .

География

Во Фригии находился исток реки Сангарий (Афьонкарахисар (ил)). Топоним Геллеспонтская Фригия указывает, что северо-западной границей региона был Геллеспонт (пролив Дарданеллы), что подтверждается фактом участия фригийцев в Троянской войне . На юге граничила с Писидией в Таврских горах (Антиохия Писидийская). Восточной границей Фригии была река Галис , однако во времена своего расцвета власть фригийцев распространялась до Ассирии . На юго-западе от стран эгейского побережья (Лидия , Иония , Кария) Фригию отделяла река Герм . Страбон полагал, что Галатия образовалась из земель Фригии на которых поселились галаты . Также к Фригии относились и верховья реки Меандр . Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были . Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Приход фригийцев

Истоки индоевропейского народа фригийцев не ясны - скорее всего, он пришёл в северо-западную часть Анатолии с Балкан (территории Македонии или Фракии). Согласно античным мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. Так, по сообщению Геродота , фригийцы мигрировали в Малую Азию из Македонии приблизительно во время Троянской войны . Современные учёные также склонны искать прародину фригийцев в Юго-Восточной Европе. Некоторые из них отождествляют Фригию с такими географическими объектами из хеттских источников, как конфедерация Ассува или Хапалла, осколок царства Арцава . Другие указывают на популяризованную Иосифом Флавием классическую традицию, отождествляющей Фригию с библейской Фогармой , которая, в свою очередь напоминает по звучанию название древнего анатолийского города Тегарама.

По распространённому мнению, Фригийское царство было основано ещё во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства . Таким образом, фригийцы могли прибыть в Малую Азию в составе нашествия «народов моря », около 1200 г. до н. э. сокрушившего Хеттское царство . Однако ныне многие учёные склонны помещать данную миграцию на два-три века позднее крушения империи . Предположительно, фригийцы упоминаются в ассирийских (а также урартских и древнееврейских) источниках как «мушки », приводя к смешению фригийцев и собственно западных мушков.

Расцвет Фригии

Фригийское царство на западе современной Турции

Предела территориальной экспансии Фригия достигает в VIII в. до н. э., тогда же появляются первые надписи на фригийском . Свидетельством тому, что фригийцы уже вышли за пределы своих первоначальных земель, стала найденная у южной точки изгиба реки Галис надписи иероглификой на лувийском языке Гордия I, титулующего себя «царём Востока и Запада». Фригийские границы соприкоснулись с Ассирией на юго-востоке и Урарту на северо-востоке.

К этому же времени относятся раскопанные здания и курганные погребения фригийской столицы Гордион в долине реки Сангария (Сакарья) . Название Гордиона отводится к эпонимическому имени Гордия, слывшего основателем Фригии как великой державы. Согласно античной легенде, когда царство осталось без правителя, фригийцы обратились к оракулу за советом, кого выбрать царём. Оракул предсказал, что избрать нужно того, кого они первым встретят едущим на повозке по дороге к храму Зевса . Этим человеком оказался простой землепашец Гордий . Став царём Фригии, в основанной им столице в цитадели города он установил повозку, благодаря которой пришёл к власти, опутав ярмо повозки сложнейшим узлом из кизилового лыка . По преданию, считалось, что человек, который сумеет распутать этот «гордиев узел », станет властителем всей Азии; Александр Македонский , побывавший в Гордионе в 334 году до нашей эры , его попросту разрубил.

Помимо Гордия, распространённым именем фригийских царей было Мидас , как оно звучало в греческих источниках (в ассирийских - «Мит(т)а, царь мушков»). Мидас античной мифологической традиции считался сыном Гордия и богини Кибелы , превращавшим всё в золото одним своим прикосновением. В этом сюжете мог отобразиться стремительный рост богатства Фригии благодаря господству над богатыми золотыми месторождениями Лидии на речке Пактол, открытыми в послехеттское время.

Уже исторический правитель с именем Мидас / Мита (упоминаемый, с одной стороны, у классических авторов вроде Страбона , а с другой - в ассирийских хрониках; правил с 720 до 695 года до н. э. согласно Евсевию и до 676 года до н. э. согласно Юлию Африкану) был первым из негреческих царей, кто принес дар в общегреческое святилище в Дельфах ; характерно, что им был золотой трон. Это объясняется его тесными связями с греческими (эолийскими и ионийскими) полисами , находившимися в орбите фригийского влияния; принцесса одного из этих городов-государств стала супругой фригийского царя. О греко-фригийской торговле свидетельствуют находки в Греции фригийских (в Фригии процветала металлургическая, ткацкая, деревообделочная отрасли), прибывших через Фригию из Урарту или стилизованных фригийцами урартских изделий.

Подъём ассирийского могущества при Саргоне II заставил Мидаса, царя Урарту Русу I и последние независимые города-государства Северной Сирии и Тавра вроде Каркемиша искать антиассирийского союза. В 718-717 годах до н. э. Мидас отправил фригийские отряды к Средиземному морю, однако они потерпели поражение от ассирийцев, к тому же у Фригии появился новый противник - киммерийцы из евразийских степей. Ассирийская надпись 709 года до н. э., упоминающая Миту, заставляет предположить, что к этому моменту между Фригией и Ассирией установилось перемирие.

Падение Фригии

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию . Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами.

Культура

Человек во фригийском костюме. Скульптура эллинистического периода.

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой (впрочем, «фригийский колпак», в будущем ставший символом Великой французской революции и свободы, видимо, был не местного происхождения, а появился вместе с киммерийцами или иными завоевателями). Также были им знакомы перчатки и плащи . Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы .

Язык

Фригийский язык засвидетельствован надписями, сделанными особым алфавитом, родственным древнегреческому, начиная с VIII в. до н. э. В истории языка выделяют два периода - старофригийский (VIII в. до н. э. - V в. до н. э.) и новофригийский (I в. н. э. - III в. н. э.). В последний раз фригийский язык как живой упоминается в источниках V в. н. э., но существуют предположения, что окончательно язык вымер только после арабского вторжения в VII в. н. э. От старофригийского периода сохранилось около 340 надписей, примерно 250 из которых было найдено в окрестностях Гордиона. Новофригийских надписей найдено 113, практически все они представляют собой эпитафии, сопровождающиеся проклятьями в адрес возможных осквернителей и грабителей могил . Самая длинная древнефригийская надпись состоит из 285 букв . Кроме того, фригийские слова засвидетельствованы в виде глосс в древнегреческих источниках, в первую очередь у Гесихия , и в качестве заимствований в грекоязычных надписях во Фригии.

Научное изучение фригийского началось в 1820-е годы. В рамках греко-фригийской гипотезы согласно ряду ученых, как например Ю. Откупщиков , язык древних фригийцев наиболее близок к древнегреческому языку. С древнегреческим его объединяет больше черт, чем с другими индоевропейскими языками .

Цари Фригии

  • Наннак до /1526 год до н. э. , правил до Девкалионова потопа
  • неизвестное количество царей
  • Плуто (царица)

Династия Танталидов

  • Тантал до 1300 год до н. э. ?
  • Пелоп ок. 1300 год до н. э.
  • Телевтант ок. 1300 год до н. э.
  • Димант ок. 1275 год до н. э.
  • Отрей ок. 1250 год до н. э.
  • Акмон ок. 1200 год до н. э.
  • Мигдон ок. 1190 год до н. э.
  • один или несколько царей

Династия Гордия

  • Гордий III ((?) Гурд, (?) Куртис «царь Востока и Запада») ок. 850 год до н. э. - 738 год до н. э.
  • Мидас III ((?) Мит-та «царь мушков») ок. 738 год до н. э. - ок. 695 год до н. э.
  • Гордий IV ок. 695 год до н. э. - ок. 670 год до н. э.
June 6th, 2013

Столица Фригии город Гордион, находится рядом с обширным курганным некрополем, о котором я Город был основан в глубокой древности, еще даже до прихода собственно фригийцев. Во время властвования в Малой Азии хеттов он уже существовал. Иногда считается, что это именно фригийцы уничтожили хеттскую империю, их даже называют одним из Народов моря, сокрушивших почти все древние царства от Анатолии до Египта. Но скорее всего, это не соответствует действительности. Когда фригийцы пришли с Балкан в Малую Азию неизвестно. Гомер считал, что они сражались против греков-ахейцев еще во времена Троянской войны в 13-12 вв. до н.э. Ассирийцы называли фригийцев мушками и свидетельствовали, что какая-то их часть в 12 в. до н.э. уже вторглась на территорию Ассирии. На данный момент считается, что фригийцы могли быть одними из дальних предков современных армян.
Примерно в 8 в. до н.э. Гордион стал столицей огромного государства, в которое входила почти вся Малая Азия.
Ныне руины столицы Фригии частично раскопаны и находятся рядом с турецкой деревушкой Яссыхеюк.

2. Этот плоский холм и есть город Гордион, вернее, это его Цитадель, место где жила царская семья. От домов Нижнего города, что располагался вокруг Цитадели, ничего не осталось, одна ровная степь...

3. Склоны холма Гордиона. На горизонте маячит курган , он виден отовсюду, но именно из города гигантский могильный холм смотрится лучше всего.


4.

5. Руины единственных ворот Гордиона, это было воистину циклопическое сооружение - огромные башни, сложенные из крупных каменных блоков, прикрывали проход в крепость.

6. Крепость была серьезно укреплена после пожара 8 в. до н.э. Это было время наивысшего расцвета Гордиона. О Мидасе или царе Мита, правителе мушков, т.е. Фригии, упоминают ассирийские тексты того периода.

7. Крепостные стены в Гордионе сохранились лучше всего. На холме видна большая отара овец, местные пастухи любят пасти скот именно на верхушках холмов и курганов. Наверно, это позволяет лучше контролировать животных.


8.


9.

10. Две воротные башни Гордиона.


11.

После 7 в. до н.э. Фригия начала приходить в упадок, это было время, когда в Малой Азии господствовали кочевники - сначала киммерийцы, а затем скифы. К концу 7 в. Гордион попал под власть Лидии - еще одной сверхдержавы Малой Азии. Лидийцы хозяйничали в городе до прихода персов царя Кира Великого, который захватил не только Анатолию, но и почти всю известную тогда Азию. После ожесточенного штурма город пал.
12.

13. Домики на холме, судя по всему, принадлежат археологам, ведущим раскопки.

14. Вид с холма Цитадели на некрополь. Курганы возводились на обширном плато, хорошо видимым из города - этакое "Memento mori, помни о смерти"...
Крупный курган справа - это покрытые землей руины внешнего бастиона Гордиона, как раз до него и простирался Нижний город.
В 540 г. до н.э персы штурмуя город, пристроили к этому бастиону длинный пандус - это говорит о том, что только так можно было овладеть городом, значит у Гордиона были весьма приличные и внешние стены. Сейчас они исчезли, так как были сделаны не из камня, а из кирпича-сырца.

15. Нельзя сказать, что руины Гордиона как-то особенно зрелищны, фактически хорошо видны лишь несколько башен и остатки стен, от всех остальных сооружений остались только основания. Здесь скорее важна общая атмосфера.


16.

17. Внутри Цитадель разделялась на отдельные сооружения с большими внутренними залами - мегароны. Некоторые их них были дворцами, некоторые храмами, но выявить сейчас, где что находилось - очень сложно. Тем более, я заметил, что место раскопок как-то сильно все заросло, наверно сейчас археологи здесь малоактивны. Со времени эпохальных раскопок Родни Янга в 50-70-ых годах прошлого века, здесь мало что изменилось.


18.

19. Какая-то площадка, вымощенная крупными каменными блоками.

20. Ворота Гордиона и Тумулус ММ,

21. Здесь,за отарой овец, видно, как возвышается над Цитаделью Внешний бастион, это ближайший крупный курган. Жалко, что его раскопали лишь частично, да и я не уделил ему внимания.

22. С запада рядом с Цитаделью протекает река Сангарий - вторая по величине река в Малой Азии и самая главная во Фригии. Именно на берегах Сангария сложилась вся фригийская цивилизация.

23. Когда-то река текла по центру посада Гордиона, т.е. Нижний город существовал и к западу от Цитадели, за р. Сангарий. На север посад простирался до большого кургана, что на фото. Этот курган непосредственно входил в линию обороны Гордиона и служил одним из бастионов.

24. На нем тоже пасут овец.

25. Карта Гордиона и прилегающего к нему некрополя. (Кликабельно)

26. Овцы и Тумулус ММ.

27. И конечно пастух.

28. Рядом пасется транспортное средство)


29.

30. Культурный слой здесь приличный - метров десять. Город существовал еще тысячу лет, после своего расцвета в 8 в. до н.э. Какое-то маленькое поселение здесь было и в византийское время.

31. Возможно где-то здесь был храм бога Сабазия, где стояла телега с завязанным узлом самого царя Гордия. В 333 г. до н.э. Александр Македонский первым решил проблему Гордиева узла - и стал властелином мира... Так что посещение этого места может даровать серьезные возможности:)

32. Мозаичный пол одного из мегаронов Гордиона. Мозаика выполнена из необработанной речной гальки. Сейчас она перенесена в музей Гордиона, находящийся рядом с Могилой Мидаса - самым большим курганом.

33. Здесь нет каких-либо изображений, весь пол был украшен только мозаичными орнаментами.

34. Но сохранились изображения на стенах дворцов. Это терракотовые пластины, а также фрески. Сейчас они находятся в музее Гордиона и музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре.

35. Прорисовка изображений со стен дворцов. Можно заметить, что фригийцы были осведомлены о греческих мифах. Нижнее изображение иллюстрирует историю о Минотавре.

36.Сохранились также фрески 6 в. до н.э. Это было время персидского господства в Гордионе. Только почему-то они до сих пор нигде не выставлены. Можно найти в интернете только их копии.

37. Фригийцы любили керамику и активно ее использовали во время строительства, крыши домов они покрывали черепицей. На фото несколько керамических пластин из домов в Цитадели.

38. Терракотовое изображение двух леопардов, очень похожее на львов над воротами в Микенах.


39.

40. Два безумных котэ украшают нечто, похожее, то ли на ванну, то ли на саркофаг.

41. Грифон из Гордиона, оригинал находится в музее Анатолийских Цивилизаций в Анкаре.

42. Матар - Великая Богиня Мать, главное божество фригийцев, греки называли ее Кибелой.

43.

44. Так называемая фигура "сатира", фактически - это портрет фригийца. Они были коренастыми людьми с тяжелыми подбородками. Оригинал статуи находится в Анкаре, а в музее Гордиона одно только фото, почему-то все помятое.

45. Еще один фригиец.

46. Характерные для фригийской керамики изображения - схематичные олени и деревья.


47.

48. Погребение 2-3 тыс. до н.э. из кургана рядом с Гордионом. Этот человек жил здесь задолго до прихода фригийцев. Музей Гордиона.

В 3 в. до н.э. на территорию Малой Азии проникло несколько кельтских племен. Они захватили центр Анатолии - Анкару и прилегающие территории, в том числе и Гордион. В то время это был один из эллинистических городов, уже клонившийся к своему упадку.

Кельты оставили после себя видимо очень "яркие" воспоминания для жителей города. Тут нужно отметить, что это были не те кельты, в которых любят играть интеллигентные современные подростки, начитавшиеся фэнтези. Это были настоящие кельты - исторические, поэтому их наследие в Гордионе представляло собой множество расчлененных человеческих скелетов, их нашли при раскопках Нижнего города. Там была настоящая мозаика из разорванных человеческих тел - некоторым отрезали голову и приставляли чужую, тоже самое с руками и ногами. Вся эта деятельность носила культовый характер, человеческие жертвоприношения были широко распространены среди кельтских племен. В общем, кельты развлекались как могли, и существенно сократили число жителей Гордиона. Когда во 2 веке до н.э. туда пришли римляне, город был практически пуст.

49. Со времен эллинизма дошло несколько гробниц. Одну их них называют Галатской, т.е. кельтской, чем было вызвано такое название, лично мне, не очень понятно. Сейчас эта каменная гробница выставлена в музее Гордиона. Ее нашли недалеко от города в одном из раскопанных курганов.

50. Гробница мало отличается от подобных эллинистических склепов.

51. Галатская гробница во время раскопок. Фото из музея Гордиона.


52.

53. Деревня Яссыхеюк и Могила Мидаса.

Другие мои посты о Турции.

; Малой или Геллеспонтской , или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды . Были ещё два названия Фригии: «нагорная Фригия », с главными городами Тириеем и Филомелием, и «Писидийская Фригия », с городом Антиохией Писидийской . В Византийской империи были наименования Фригия Первая и Фригия Вторая . При делении на фемы название «Фригия» исчезло, и она вошла в состав фем Опсикий и Анатолик . Племя фригийцев, по заселении западной половины Малой Азии, образовало особое государство. До нашего времени сохранились сведения о двух фригийских царях, Мидасе и Гордии .

География

Во Фригии находился исток реки Сангарий . Точных сведений о покрытии области лесами неизвестно, но попытки указать степень лесных массивов в древности были . Сейчас можно только предполагать, что основные лесные массивы представляли собой горы, тогда как равнины, безусловно, были безлесой площадью уже в классическую эпоху.

История

Фригийское царство было основано во II тыс. до н. э. и сыграло значительную роль в падении Хеттского государства . Согласно мифам, фригийцы помогали Трое в войне с греками. В кон. XII в. до н. э. основным противником фригийцев стала Ассирия . В конце 8 века до н. э. фригийцы пришли в столкновение с переселившимися из Европы вифинами и мисийцами . В 70-х годах 7 века до н. э. Фригия подверглась нашествию киммерийцев .

Часть фригийцев во время правления Фоки мигрировала в Каппадокию . Иосиф Флавий называет потомков Аскеназа - астаназийцы, при этом отмечает, что современные ему греки называли их фригийцами (фригийцы).

Культура

Фригийская одежда представляла собой длинную тунику с шароварами и островерхой шапкой . Также были им знакомы перчатки и плащи . Самым знаменитым культом во Фригии был культ Кибелы .

Язык

Согласно ряду ученых, как например Ю. Откупщиков , язык древних фригийцев наиболее близок к древнегреческому языку. С древнегреческим его объединяет больше черт, чем с другими индоевропейскими языками .

Цари Фригии

  • Наннак до /1526 год до н. э. , правил до Девкалионова потопа
  • неизвестное количество царей
  • Плуто (царица)

Династия Танталидов

  • Тантал до 1300 год до н. э. ?
  • Пелоп ок. 1300 год до н. э.
  • Телевтант ок. 1300 год до н. э.
  • Димант ок. 1275 год до н. э.
  • Отрей ок. 1250 год до н. э.
  • Акмон ок. 1200 год до н. э.
  • Мигдон ок. 1190 год до н. э.
  • один или несколько царей

Династия Гордия

  • Гордий III ((?) Гурд, (?) Куртис «царь Востока и Запада») ок. 850 год до н. э. - 738 год до н. э.
  • Мидас III ((?) Мит-та «царь мушков») ок. 738 год до н. э. - ок. 695 год до н. э.
  • Гордий IV ок. 695 год до н. э. - ок. 670 год до н. э.
  • Мидас IV ок. 670 год до н. э.
  • Мидас V ок. 590 год до н. э. - ок. 570 год до н. э.
  • Гордий V ок. 570 год до н. э. - ок. 546 год до н. э.

царство упразднено и в составе Персии ок. 546 год до н. э. - 334 год до н. э.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фригия"

Примечания

Литература

  • Ramsay, «The Geography of Asia Minor» (1896);
  • Reber (1897) о фригийских каменных памятниках;
  • Maspero, «Histoire ancienne des peuples de l’Orient»;
  • Моммсен, «Римская история» (т. V).

Отрывок, характеризующий Фригия

Караффа был на редкость сильным и волевым человеком. Но его воля не могла вернуть ему молодые годы... Он был прекрасно образованным и умным. Но его ум не позволял ему продлить, так дико желанную, но уже потихонечку уходящую от него, драгоценную жизнь... И при всём при том, желая и не получая желаемого, Караффа прекрасно понимал – я знала КАК можно было дать ему то, за что он готов был платить самую дорогую на свете цену... Знала, КАК можно было продлить его ускользающую жизнь. И «святого» Папу до сумасшествия бесило то, что он также прекрасно знал – он никогда от меня не добьётся желаемого. Дикая жажда жить пересиливала любые его человеческие чувства, если таковые когда-либо у него и зарождались... Теперь же это был лишь «заболевший» одной-единственной идеей человек, устранявший любые препятствия, попадавшиеся на пути к его великой, но едва ли осуществимой цели... Караффа стал одержимым, который был готов на всё ради исполнения своего самого большого желания – жить очень долго, чего бы это ему ни стоило...
И я боялась... Каждый день ожидая, что его неугомонная злость обрушится вместо меня на моего бедного отца, или ещё хуже – на малышку Анну. Отец всё ещё находился в подвалах Караффы, который держал его там, не выпуская, но и не пытая, будто чего-то ждал. И это было страшнее, чем самая страшная реальность, так как больная фантазия «святого» Папы (по моему печальному опыту!) не имела границ, и было совершенно невозможно предугадать, что нас ожидало дальше...
Анна же пока что была в относительной безопасности, среди покоя и тишины, окружённая знанием, и охраняемая чистыми добрыми людьми... И могла находиться там до тех пор, пока её не востребует к себе непредсказуемый Святейший Папа.
Глубоко уйдя в свои невесёлые думы, я остановилась у открытого настежь окна...
Погода была на редкость приятной – мягкой, солнечной и тёплой. Пахло просыпающейся землёй и жасмином. Начиналась настоящая весна... Во внутреннем дворе замка, оживляя серость его хмурых высоких стен, пушистым ковром стлалась сочная молодая трава, на которой то тут, то там открывали голубые глаза робкие незабудки... По крышам носились «пьяные» от весеннего воздуха воробьи. Мир просыпался, широко раскрывая счастью свои тёплые, ласковые объятия... И только здесь, в заточении у страшного, жестокого человека, неизменно витала смерть... Мне не хотелось верить, что в такой светлый, радостный день в ужасающих Папских подвалах мучились и умирали люди! Жизнь была слишком ценной и прекрасной, чтобы по мановению чей-то «святой» руки можно было так просто её отнимать.
– Что вы здесь делаете, мадонна Изидора? Или вам не по душе ваши покои? – прервал мои грустные размышления неслышно появившийся Караффа. – Я ведь просил вас не покидать ваших комнат. Думаю, они достаточно просторны для одного человека?
Папа был недоволен. Он прекрасно понимал, что мне ничего не стоило сейчас же взять и «уйти», если бы только я этого захотела. И моё «условное» заточение бесило его, не позволяя иметь над моей душой полный контроль.
– Так что же вы ищете, Изидора? – уже более мягким тоном произнёс Караффа.
– Ничего, Ваше святейшество. Просто здесь легче дышится. Воспоминания, знаете ли, не всегда оказываются приятными... Даже самые дорогие...
– Не согласитесь ли со мною отужинать, мадонна? В последнее время мне очень не хватает приятного общества... – неожиданно поменяв тему, светским голосом произнёс Папа.
Я совершенно опешила, не находясь, что ответить!.. Конечно же, каждый лишний момент, проведённый с Караффой, мог принести мне тот долгожданный счастливый случай, который помог бы избавить мир от его ужасающего присутствия. Поэтому, не долго думая, я согласилась.
– Простите мой туалет, Ваше святейшество, но у меня с собой нет слишком большого выбора, – так же светски ответила я.
Караффа лишь улыбнулся.
– Вы прекрасно знаете, Изидора, что для вас это не имеет значения! Даже в платье пастушки вы затмите любую разодетую королеву!
Он протянул мне руку, на которую, опираясь, я проследовала с ним рядом по потрясающей красоты залам и коридорам, пока мы не оказались в, опять же, почти что золотой, сплошь расписанной чудесными фресками комнате, в которой стоял накрытый, ломящийся от тяжёлой золотой посуды, длиннющий стол...
– О, я не предполагала, что вы ждёте гостей, ваше святейшество! – удивлённо воскликнула я. – Мой наряд по-настоящему не подходящий для званного ужина. Это может вызвать ненужные толки. Не лучше ли будет мне удалиться?
– Бросьте ваши формальности, Изидора! Я никого не жду. Это мой обычный, еженощный(!) стол, моя дорогая. Я люблю всегда и во всём иметь достаточный выбор, видите ли!
– Сколько же здесь всего блюд?.. – удивлённо разглядывая увиденное, не удержавшись, спросила я.
– Никогда не бывает менее двадцати пяти! – довольно ответил Папа.
О, Боги! Самому большому гурману на свете не понадобилось бы такое количество!.. Этот человек даже в еде не знал никаких границ!
– Располагайтесь, мадонна! Надеюсь, хотя бы одно из этих блюд удовлетворит ваш утончённый вкус?..
Я чувствовала себя настолько жутко, что вдруг, неожиданно для себя, захотела расхохотаться... Разве могла я когда-то себе представить, что в один прекрасный день смогу сидеть за одним столом с человеком, которого больше всего на свете желала уничтожить?!. И почувствовав странную неловкость, постаралась тут же заговорить...
– Что побудило вас пригласить меня сегодня, Ваше святейшество? – осторожно спросила я.
– Ваша приятная компания, – рассмеялся Караффа, и чуть подумав, добавил: – Я хотел побеседовать с вами о некоторых, важных для меня вопросах, мадонна, и предпочёл делать это в более приятной для вас обстановке.
Вошёл слуга, и низко поклонившись Караффе, начал пробовать первые блюда. Как же я в тот момент пожалела, что у меня не было с собою знаменитого Флорентийского травяного яда!.. Он был безболезненным и безвкусным, и определению не поддавался... Срабатывал этот яд только лишь через неделю. Им убивали принцев и королей... И он уж точно успокоил бы навсегда сумасшедшего Папу!!!
Я ни за что и никогда не поверила бы, что смогу так легко размышлять об убийстве... Душа медленно каменела, оставляя внутри только лишь место для правосудия. Я жила, чтобы его уничтожить. И не имело значения, как это сделать. В данном случае любые средства были хороши. Главное было Караффу убить. Чтобы не страдали больше невинные люди, чтобы не ходил по земле этот кровожадный, злой человек.
И поэтому я сидела сейчас с ним рядом, с улыбкой принимая угощения, и светски беседуя на самые разные темы... в то же время напряжённо выискивая хоть какую-нибудь слабинку, которая дала бы мне возможность наконец-то избавиться от его «святого» присутствия...
Ужин подходил к середине, а мы всё ещё светски «обсуждали» какие-то редкие книги, музыку и искусство, будто и не было у него на уме какой-то очень серьёзной цели, по причине которой он пригласил меня в свои покои в такой неподходящий, поздний час.
Казалось, Караффа искренне наслаждался общением, вроде-бы начисто позабыв о своём «особо-важном» разговоре. И надо отдать ему должное – собеседником он был, бесспорно, интереснейшим... если забыть о том, кем он являлся на самом деле... Чтобы заглушить в своей душе нарастающую тревогу, я как можно больше шутила. Караффа весело смеялся моим шуткам, в ответ рассказывая другие. Он был предупредительным и приятным. Но, несмотря на всю его светскую галантность, я чувствовала, что ему тоже надоело притворяться... И хотя выдержка Караффы была по-настоящему безупречной, по лихорадочному блеску его чёрных глаз я понимала – всё наконец-то подходило к развязке... Воздух вокруг нас буквально «трещал» от нарастающего ожидания. Беседа постепенно измельчала, переходя на обмен простыми светскими репликами. И наконец-то Караффа начал...
– Я нашёл книги вашего деда, мадонна. Но там не оказалось интересующих меня знаний. Стоит ли снова задавать вам тот же вопрос, Изидора? Вы ведь знаете, что меня интересует, не правда ли?
Именно это я и ожидала...
– Я не могу дать вам бессмертие, Ваше святейшество, как не могу и научить этому вас. У меня нет этого права... Я не вольна в своих желаниях...