Биогафии

Синтаксической функцией инфинитива глагола могут быть. Дидактический материал по русскому языку на тему "синтаксические свойства инфинитива" (11 класс). Примеры для анализа инфинитива в роли главных членов

Упражнения по теме «Синтаксические свойства инфинитива»

Упражнение 1.

Спишите, определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова.

1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас
вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я
буду поступать в институт.
6. У него появилось желание
убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий
подлечиться .
9. В одиночестве
способен жить не каждый.


Упражнение 2.

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.


Упражнение 3.

Определите синтаксическую роль инфинитива, учитывая: 1)смысловое значение личного глагола и инфинитива, 2)то, к чему относится действие или признак, обозначаемый глаголами в инфинитиве.

1. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.
2. Встречать отца из дальнего плавания – большая радость для нас.
3. Вечером сестра пошла на вокзал встречать своего брата, возвращавшегося из лагеря.
4. Творческий актив школы получил право встречать делегацию из Англии.
5. Наш класс получил право встретить гостей, приехавших на открытие нашего школьного музея.


Упражнение 4.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив .

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.
2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.
3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.
4. А едем мы теперь искать Палицыно.
5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
6. У меня врожденная страсть противоречить.
7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.
8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.
9. Доктор рекомендовал мне больше двигаться.
10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.


Упражнение 5.

Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите роль инфинитива.

1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
2. Отправляйся проверить, а мы подождем.
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ.
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?
5. Уточнить сведения помогли в архиве.
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах.
7. Отказаться неудобно.
8. У командира была способность быстро принимать решения.
9. Дивизия продолжала двигаться вперед.
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.

Упражнение 6.

Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.
Б. 1) П_сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд_вали жить в деревне. 3) Он прин_л решение молчать. 4) Я вышел осв_ж_ся. 5) Ребята решили искупа_ся. 6) Я пр_шел прости_ся. 7) Мне предл_жили выучить монолог Хлестакова. 8) У нее была пр_вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети_ся с ним. 10) Путники ост_новились отдохнуть. 11) Пут_шестве_ики еще _делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр_е_жали фин_ы катать детей в своих крест_янских санках. (Д.Лихачев) шел умолять вас об одной милости. 2) Вспомните Чаплицкого, которому помогли вы от_гра_ся. 3) Я в_лел ямщику ехать. 4) Я в к_ротких словах об_яснил ему, что я по_сорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнат_ича, прошу быть моим секундантом… 5) Я испугался и стал просить Ивана Игнат_ича н_чего (не)сказывать коменданту… 6) Василиса Егоровна ушла хл_п_тать об от_езд_ дочер_. 7) Я сп_шил в дом св_ще_ика увиде_ся с Мар_ей Ивановной. 8) Ступай: наш батюшка велел впустить офицера. 9) Народ пош_л пров_жать Пугачева. 10) Пугачев вес_ло со мною позд_ровался и велел мне с_ди_ся с ним в кибитку. 11) Он сам [Зурин] вышел на улицу извиня_ся перед Мар_ей Ивановной в (не)вольном (не) доразумени_ и пр_казал вахмистру отв_сти ей лучшую квартиру в город_. 12) В Ларсе ост_н_вились мы ноч_вать. Он [француз] совет_вал нам бросить экипаж в Коби и ехать верхом. 13) Мар_я Ивановна пошла прости_ся с могилами своих родителей, похороне_ых за церк_в_ю. 14) На другой день войска, пр_след_вавшие (не)приятеля, получили приказ возвр_ти_ся в лагерь. (А.Пушкин)

Тест по теме «Синтаксические свойства инфинитива»



1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1) Жалко было глядеть на него.
2) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу!
3) Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.
4) Ученого учить – лишь дело волочить.


2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1) Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.
2) Федор, не выпускать его никуда!
3) Давать советы легко, а исполнять трудно.
4) Как-то напрашиваться в дом неловко.


3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1) Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?
2) Он всегда готов помочь и советом, и делом.
3) Потерять семью не стыдно – не твоя была вина.
4) Потерять башку – обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)


4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1) Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.
2) Ноздрев продолжал хохотать во все горло.
3) Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.
4) Говорить с ней было легко.


5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

1) Какое это большое удовольствие – бродить в лесу.
2) Священное уменье говорить дано нам.
3) Красиво мерзнет на параде, а греться едет в караул.
4) Боюсь не смерти я, о нет! Боюсь исчезнуть совершенно.

а) дополнение
б) обстоятельство
в) определение
г) сказуемое


6. В каких предложениях инфинитив является дополнением?

1) Попытка решить задачу кратчайшим путем не удалась.
2) Я велел обеим пить по два стакана в день минеральной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне.
3) Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
4) Все просили ее спеть что-нибудь.


7. В каких предложениях инфинитив не является определением?

1) Пьер сел в коляску с намерением ехать домой.
2) Троекуров велел гостям убираться.
3) Под стук колес писатель быстро набрасывал строку за строкой, боясь упустить рождающийся замысел.
4) Пускаюсь ныне в новый путь от жизни прошлой отдохнуть.


8. В каких предложениях инфинитив является обстоятельством?

1) Так как у нас были каникулы, каждый день мы ходили в Новодевичий монастырь рисовать ландшафты.
2) Чичиков ушел в комнату одеться и умыться.
3) Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.
4) Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.


9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться. (по И. Соколову-Микитову)


10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности. (по С. Аксакову)

Синтаксические свойства инфинитива ()

1. - 3), 4)
2. - 1), 2)
3. - 1), 2)
4. - 3), 4)
5. - 1г), 2в), 3б), 4а)
6. - 2), 4)
7. - 2), 3),4)
8. - 1), 2)
9. - 5), 7), 9)
10. - 4), 6).

Глагол в неопределённой форме (инфинитив) может быть не только главным, но и любым второстепенным членом предложения. Надо отличать инфинитив в грамматической основе от инфинитива, выполняющего другие синтаксические функции.

1) Ехать (подл .) на такой лошади было для него наслаждением .

3) Инфинитив выступает в роли обстоятельства цел и чаще всего при глаголах движения:

Он зашел к княгине (с какой целью?) проститься.

Они уехали за границу на два года (с какой целью? зачем?)

работать на строительстве ГЭС.

4) Инфинитив может быть дополнением , обозначая при этом действие другого лица (предмета). В подобных конструкциях особенно часто делают ошибки, включая инфинитив в составсказуемого! ):

Мама просила (действие мамы ) меня (о чём?) позвонить

(действие другого лица) после занятий.

Эта книга научит (действие книги , подлежащего) вас (чему?)

понимать (действие другого лица, понимать будете вы ) мир природы.

Слуге было велено (что?) никого к нему не пускать (велено было одним лицом, а никого не пускать должен слуга ).

5) Инфинитив может быть определением , в том числе с пояснительным значением:

Ты удивила меня своим решением (каким?) ехать завтра.

У него сейчас только одно постоянное желание (какое именно)? – выспаться.

Упражнение 1. В данных предложениях выделены главные члены; прочитайте предложения и объясните правомерность выделения грамматической основы в каждом случае; укажите тип сказуемого.

1) Последние годы она много работает._______

3) Давайте проверим это упражнение._______

4) Сейчас мы будем все вместе выбирать ему подарок.______

5) Он пришёл в школу вовремя._______

6) Он пришел в ярость , узнав об этом._______

7) По-моему, хватит баклуши бить , пора и за ум браться !______

8) Мы вместе будем встречать Новый год._______

9) Мы будем рады видеть вас на нашем празднике._______

10) Она всегда рада встречам с вами.______

11) Эта девочка будет удивительной красавицей._______

12) Для меня жизнь по-прежнему прекрасна и удивительна !_____

13) Он уже второй год является моим компаньоном. ______

14) Выбранный тобой путь , по-моему, самый короткий .______

15) Эта экранизация кажется мне интересней.______

16) Тема сочинения, кажется, очень трудная.______

17) Конфликт после этих событий стал ещё напряжённее.______

18) Она не хочет ничего говорить .______

19) Не надо было вам расставаться.______

20) Здесь нельзя останавливаться надолго.______

21) Я не собираюсь перед тобой оправдываться.______



22) Ты начинаешь что-то понимать.______

23)Город был основан в девятнадцатом веке.______

24) Это пособие поможет вам разобраться в трудных вопросах нашего предмета.______

25) Он , думается мне, сможет тебе помочь.______

26) Она просит вас погостить на даче подольше.______

27) Дочка ушла заниматься к подруге.______

28) Добросовестно учиться вот сегодня ваша задача. ______

29) Я плохо знаю этот район и не помню , как оказалась у метро.____

30) Юноша, который ехал с нами в одном купе,оказался студентом нашего институтаи уже в дорогесумел понравиться всем девчонкам. _____

Упражнение 2.

Какие слова являются грамматической основой в следующих предложениях?

а) Каждый из сотрудников при такой организации деятельности является универсалом.

1) каждый является универсалом;

2) каждый из сотрудников является;

3) каждый является;

4) каждый из сотрудников является универсалом

б) У нас заместитель директора - в прошлом, между прочим, кассир - должен, видя очередь в торговом зале, сам начать обслуживать покупателей.

1) заместитель директора - кассир;

2) кассир должен;

3) заместитель директора должен начать;

4) заместитель директора должен начать обслуживать.

Упражнение 3. Отметьте номер предложения с указанным типом сказуемого:

а) с простым глагольным:

1) Комната ещё не убрана.

2) Ваше завтра будет другим.

3) Он будет учиться в вашей школе.

4) Вам надо будет сегодня сфотографироваться.

б) с составным глагольным:

1) По-моему, он и вовсе не виноват.

2) Наконец-то все вещи упакованы!

3) Такие доклады и сообщения помогут вам лучше понимать события

сегодняшней жизни страны.

4) Я не могу завтра пойти с тобой в кино.

в) с составным именным:

1) Ты должна ему позвонить после семи.

3) На уроках он стал намного внимательней.

4) Они рады встретиться с вами снова.

Упражнение 4. В каком случае правильно указана грамматическая основа одного из следующих предложений?



а) А. Она сидела у окна, отвернувшись, и казалась бледной.

Б. В результате бездеятельности руководства фирмы финансовая

ситуация стала ухудшаться.

В. Под окнами школы росли три молодые берёзки.

Г. Студенты, которые сидели наверху, не слышали этого.

1) она сидела и казалась (А);

2) ситуация стала (Б);

3) три берёзки росли (В);

4) студенты сидели, не слышали (Г).

б) А. При проведении изложения текст вам прочитают три раза.

Б. Опоздавшие на урок стояли у дверей.

В. Они должны были через лес проехать к мельнице.

Г. Площадь посреди города была большая и очень пыльная.

1) текст прочитают (А);

2) опоздавшие стояли (Б);

3) они должны были (В);

4) площадь была большая (Г).

Упражнение 5 . Укажите в каждом предложении грамматическую основу; определите типы сказуемых и синтаксические функции инфинитива (каким членом предложения является инфинитив):

1. Если вы будете чаще делать что-то приятное окружающим вас людям, они станут добрее и лучше.

2. Стройка уже близится к концу, так что пора подумать об озеленении этого микрорайона.

3. Один из способов жить более экологично – поменьше использовать на дачных участках вредные химические вещества.

4. Любовь Слиска сказала: «Давайте перестанем мешать себе любить нашу страну».

5. Гениальность видна сразу, талант надо разглядеть (Дж. Фланнер).

6. Отец завещал нам учиться и стать людьми образованными.

7. Они уже поехали на вокзал встречать вас.

8. Брат бросился догонять моего обидчика, но тот уже успел скрыться.

9. А кто же велит тебе бездельничать? Ты разве не сам себе хозяин?

10. Постепенно им стало овладевать какое-то безразличие, желание всё бросить и уехать куда-нибудь в глухомань.

11. Он советовал нам быть осмотрительнее и не торопиться с выводами.

12. Жизнь должна быть немного сумасшедшей, иначе это просто череда четвергов, нанизанных друг на друга (К. Костнер).

13. Он поехал погостить у родителей и будет в городе через два дня.

14. Мы хотели в тот же вечер отправиться дальше, но хозяева уговорили нас остаться ночевать.

15. Не стоит так расстраиваться из-за тройки, лучше давай на этой неделе побольше заниматься, и тогда ты сможешь исправить оценку.

16. Сейчас для тебя главное – продумать план действий.

Лариса Фоминых

Среди глагольных форм инфинитив занимает особое положение - он может выступать в роли любого члена предложения. Весьма лаконичные сведения об этом приводятся в учебном комплексе В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой.

Цель данной заметки - обобщить сведения о синтаксической функции инфинитива и предложить тренировочный материал для закрепления этих сведений.

Инфинитив в роли главных членов предложения

Инфинитив в роли подлежащего известен учащимся в основном благодаря изучению правила постановки тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Если оба главных члена - глаголы в неопределенной форме или есть комбинация «существительное в именительном падеже плюс инфинитив», между ними ставится тире.

Однако при синтаксическом анализе предложения могут возникнуть сложности. Так, не всегда очевидно, каким именно членом предложения является глагол в неопределенной форме. Независимый инфинитив, стоящий на первом месте в предложении и интонационно отделенный от сказуемого, является подлежащим. Он называет независимое, непроцессуальное действие, характеристика которого содержится в сказуемом. При этом в нем, как правило, заключено определяемое понятие, о котором высказывается какое-то суждение: Жить - значит работать. Играть в хоккей его главное увлечение. Создавать счастье- это высокий труд. Считать чужие доходы - дело неблагодарное. Все преувеличивать было его страстью .

Но инфинитив-подлежащее может занимать и постпозицию, если стоящий в начале предложения второй главный член имеет явное оценочное значение: Самое страшное в нашей работе - остановиться в своем росте. Его делом было опекать младших и заботиться о старших. Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги. Самое любимое мое дело было читать ей (матери) вслух «Россиаду» и получать от нее разные объяснения на не понимаемые мною слова и целые выражения. (Аксаков)

Если при одном из главных членов есть связка ЭТО, ее наличие указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее: Это против нашего закона - поминать старое. Самый это доступный способ возвысить себя в своих глазах - другого унизить . Какое это счастье - уважать родителей.

Иногда при определении главных членов решающим является порядок слов: Стать моряком - его мечта . Его мечта - стать моряком .

Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах: У вора воровать - только время терять . Дурака учить - что мертвого лечить . Песню играть - не поле орать . Ничего не делать - тяжелая работа . Дом вести - не бородой трясти . Чай пить - не дрова рубить . О решенном говорить - только путать .

Трудность может возникнуть, когда инфинитив сочетается со словами на -О: если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на -О, перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом: Спорить с ним бесполезно . Шутить с либерализмом опасно . Перестановка инфинитива на второе место после слова на -О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное: Бесполезно спорить с ним. Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели. Опасно шутить с либерализмом. Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений, независимо от порядка слов: У вас тут можно заблудиться . Спрашивать об этом было нельзя . Надо найти другое решение.

Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в односоставных инфинитивных предложенияхшкольных учебниках они рассматриваются как разновидность безличных конструкций): Не видать вам больше удачи! Поднять паруса! Всем приготовиться ! Молчать ! Не возражать командиру! Кого ж любить ? Кому же верить ? Такие конструкции носят чаще всего приказной характер, отличаются категоричностью высказывания.

Наиболее частотным является употребление инфинитива в составном глагольном сказуемом, которое имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) - основное лексическое значение.

Вспомогательный глагол может иметь фазисное значение (начала, продолжения, конца действия (начали собираться, принялся спорить, продолжала рассказывать, перестал пилить ) и употребляется с инфинитивом только несовершенного вида: У сестренки стали слипаться глаза. Радушный хозяин принялся меня угощать . Другие значения - модальные: возможности/невозможности действия (не смел признаться ), долженствования (принужден терпеть, должен ехать ), волеизъявления (желательность, решимость, готовность) - раздумал покупать ; субъектно-эмоционального характера (любил поесть ); оценки степени обычности действия (привык командовать ).

При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу - субъекту действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться . (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица, тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Брат просил Павку приехать во что бы то ни стало. (Н.Островский) Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

Примеры для анализа инфинитива в роли главных членов

Задание 1. Определите, в каких предложениях правильно выделены главные члены.

1. Добраться до работы в этот день было непросто .

2. По вечерам доктор любит встретиться и поболтать с приятелями.

3. Подсматривать подло , а пересказывать сплетни низко, гнусно, мерзко .

4. Силача и увертливого нелегко победить на ринге.

5. Пешком ходить - долго жить .

6. Быть знаменитым - некрасиво.

8. Спешить с ответом не надо .

9. Ехать верхом в это время - настоящее наслаждение .

10. Надо было караулить погоду и для передвижения на лодках пользоваться всяким затишьем.

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Инфинитив может выполнять функцию несогласованного определения . Обычно он поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.: решение отказать, боязнь ошибиться, необходимость встретиться, желание помочь. Реже инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: манера спорить, удовольствие поохотиться, мысль поехать, отказ подчиниться и др. Например: Только надежда (какая?) спасти сына поддерживала ее. Им руководило стремление (какое?) выяснить истину. Грушенька взяла с него обещание (какое?) прийти за нею в двенадцатом часу. Неожиданно появилась возможность (какая?) поскорее уехать из этого города.

Инфинитив является дополнением , если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела. Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом. Царь изволил приказать (что?) нам тебя к нему позвать . (П.Ершов) В этих примерах действия глаголов относятся к разным людям (прошу я, а говорить будет собеседник; учил отец, а ходить на лодке будет сын; приказал царь, а звать явились его подданные).

Значительно реже встречаются случаи, когда инфинитив-дополнение обозначает действие того же субъекта: Вчера мы договорились (о чем?) поехать на дачу. За неделю он научился (чему?) кататься на коньках. Сестра быстро привыкла (к чему?) ухаживать за больной матерью.

Инфинитив может быть и обстоятельством цели . При этом действия глаголов также относятся к разным лицам: Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы. Путники расположились у ручья (с какой целью?) отдыхать и кормить лошадей.

Синтаксическая роль инфинитива

Член предложения Примеры
Подлежащее

Повторять да учить - ум точить.
Удивительное и приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Смеяться полезно.

Сказуемое (или входит в состав сказуемого) Вам не видать таких сражений!
Спорить с ним я никогда не мог .
Лиза решила непременно ее сопровождать .
Спешить с ответом не надо .
Дополнение Перекрестясь, он важно сел и пленника подвесть велел.
Генерал Муравьев приказал стрелять .
Определение Была у него заветная мечта - перебраться в столицу.
Обстоятельство цели В Павлышскую школу ездят учиться из разных стран.

Примеры для анализа инфинитива в роли второстепенных членов

Задание 2. Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.

2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.

3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.

4. А едем мы теперь искать Палицыно.

5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

6. У меня врожденная страсть противоречить.

7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.

8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.

10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.

Тренировочные задания

1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1. Жалко было глядеть на него.

2. Какое это большое удовольствие - бродить в лесу!

3. Любить иных - тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.

4. Ученого учить - лишь дело волочить.

2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1. Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.

2. Федор, не выпускать его никуда!

3. Давать советы легко, а исполнять трудно.

4. Как-то напрашиваться в дом неловко.

3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1. Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?

2. Он всегда готов помочь и советом, и делом.

3. Потерять семью не стыдно - не твоя была вина.

4. Потерять башку - обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)

4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1. Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.

2. Ноздрев продолжал хохотать во все горло.

3. Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.

4. Говорить с ней было легко.

5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

3. Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.

4. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться.
(по И. Соколову-Микитову)

10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности.
(по С. Аксакову)

Ключи:

Задание 1. 1, 2, 3, 5, 6. 8, 9, 10.

Задание 2. 1 - опр., 2 - доп., 3 - обстоят., 4 - обстоят., 5 - доп., 6 - опр., 7 - обстоят., 8 - опр., 9 - доп., 10 - опр.

Тренировочные задания: 1) 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2 4) 3, 4 5) 1г, 2в, 3б, 4а 6) 2, 4 7) 2, 3 8) 1, 2 9) 5, 7, 9 10) 4, 6.

Литература

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М., Просвещение, 1993.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: для студ.высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2008.

Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса /А.К.Федоров. - М., 1972.

Синтаксическая роль инфинитива

Среди глагольных форм инфинитив занимает особое место, т.к. может выступать в роли любого члена предложения.

Основная цель данной статьи – обобщение сведений о синтаксической функции инфинитива.

Инфинитив в роли главных членов предложения

Выступая в роли подлежащего , инфинитив называет действие или состояние как предмет высказывания.

Варианты: 1. Оба главных члена – глаголы в неопределенной форме: Повторять да учить – ум точить. 2. Один - существительное в именительном падеже, другой - инфинитив: Учиться – наша задача. Заниматься шахматами его главное занятие в жизни.

Какие могут возникнуть трудности при синтаксическом анализе предложения?

Не всегда очевидно, каким именно членом предложения является глагол в неопределенной форме. Независимый инфинитив , стоящий на первом месте в предложении , интонационно отделенный от сказуемого и называющий независимое действие, характеристика которого содержится в сказуемом, является подлежащим : Убедить его в чем-нибудь было делом нелегким. Жить на земле – славное занятие. Любить тебя – большое испытание.

Но инфинитив-подлежащее может стоять и после сказуемого , если оно имеет оценочное значение: Самое страшное в нашей работе – остановиться в своем росте. Его делом было опекать младших и заботиться о старших. Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.

Если при одном из главных членов есть связка ЭТО, то ясно, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее: Это против нашего закона – поминать старое. Какое это счастье – уважать родителей.

Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах: У вора воровать – только время терять. Дурака учить – что мертвого лечить. Песню играть – не поле орать. Ничего не делать – тяжелая работа. Дом вести – не бородой трясти. Чай пить – не дрова рубить. О решенном говорить – только путать.

Сочетание инфинитива со словами на –О:

    Если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на –О, перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом: Бегать по утрам полезно. Шутить с врагом опасно.

    Перестановка инфинитива на второе место после слова на –О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное: Бесполезно спорить с ним. Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели.

    Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений, независимо от порядка слов: У вас тут можно заблудиться. Спрашивать об этом было нельзя.

Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в односоставных инфинитивных предложениях (в школьных учебниках они рассматриваются как разновидность безличных конструкций): Выйти из строя! С кем бы поспорить?

Употребление инфинитива в составном глагольном сказуемом . Оно имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) – основное лексическое значение: Спортсмены начали соревноваться. Мы хотим встретиться снова.

Внимание! При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу – субъекту действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица , тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Несогласованное определение .

    Инфинитив поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.: Возникла острая необходимость поговорить. Неожиданно появилась возможность поскорее уехать из этого города.

    Иногда инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: Меня раздражает твоя манера постоянно спорить. Путешественников не покидала мысль вернуться к острову.

Дополнение.

Если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: В детстве отец учил меня ловить рыбу. Советую вам прочитать эту книгу.

Обстоятельство цели.

Если инфинитив относится к глаголам движения: Чичиков ушел в комнату одеться и умыться. Вечером мы вышли на набережную посмотреть на корабли.

Слотина Надежда Станиславовна, учитель русского языка и литературы КОГОАУ КФМЛ

Задание 2. Определите тип односоставных предложений

  1. номинативное
  2. определенно-личное
  3. неопределенно-личное
  4. обобщенно-личное
  5. безличное
  6. инфинитивное
  1. Фронт. Война.
  2. Сижу задумчив и один…
  3. Жадно дышишь душистым влажным воздухом…
  4. С земли не сгонят, дальше фронта не пошлют…
  5. Весь день было переменно.
  6. В Россию можно только верить.
  7. Как и чем объяснить такую неприятную картину?
  8. Ночью не было мороза.
  9. Окно откройте!
  10. Принято весь путь развития человечества делить на социально-экономические формации.

Задание 3. Определите тип односоставных предложений

  1. определенно-личное
  2. неопределенно-личное
  3. обобщенно-личное
  4. безличное
  5. инфинитивное
  6. двусоставное
  1. Выполнить упражнение!
  2. Название книги не следует понимать буквально.
  3. Пустили козла в огород.
  4. Была та ночь парижская пустынна.
  5. Но нет, и здесь не скрыться.
  6. Там в лесу и останешься… Молчаньем славы не добыть.
  7. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. (С.Есенин)
  8. Надо ждать и наступать.
  9. Однако мне пора кончать.
  10. В бригаду отбирали лучших.

Задание 4. Определите, чем выражен главный член предложения:

  1. собственно безличным глаголом
  2. личным глаголом в безличном употреблении
  3. словом категории состояния
  4. глаголом или словом категории состояния с инфинитивом
  5. отрицательной конструкцией
  6. кратким страдательным причастием
  1. Хорошо и беззаботно мне На траве, среди берез зеленых, В тихой и безвестной стороне. (И. Бунин).
  2. Было задумано испытать новую машину как можно быстрее.
  3. На винограднике нельзя дышать.
  4. Как нарочно ни души!
  5. Вечером пахнет дымком почему-то особенно сильно.
  6. Мне обидно грустить одному.
  7. Тут ему было сказано… .
  8. Мнится мне ночью…
  9. Весело жить И весело думать о небе…
  10. В прохладе под шум дождя так приятно стало дышать и понимать весь мир в себе самом.

Задание 5. Определите типы сказуемого в выделенных сочетаниях слов:

  1. простое глагольное
  2. составное глагольное
  3. составное именное
  4. сложное
  1. Теперь, возвращаясь, я боялся встретиться с этой насмешливой красавицей.
  2. Любить-то я любил , но так ли уж сильно?
  3. Она ждала от него поклонения, а он был слишком самолюбив
  4. Теперь ему нужна была безоговорочная любовь и преданность.
  5. Ведь это он говорил, что главное в жизни – богатство .
  6. Желтые фонари бросали свет на мокрую от дождя траву.
  7. Рыблов постарался припомнить подробности прожитого дня.
  8. День разыгрался очень хороший .
  9. За окном ливмя лил дождь.
  10. Неожиданно встретив ее, я счастлив был увидеть смущение и краску на ее лице.

Задание 6. Определите, каким членом предложения являются выделенные прилагательные.:

  1. определение
  2. сказуемое
  1. День занимался яркий, жаркий .
  2. Дом вышел тяжкий, с претензиями на пышный стиль.
  3. И вновь зазвучала песня, грустная , широкая..
  4. Мир открылся неузнаваемый.
  5. Листья лежализолотистые, багряные.
  6. А осень шла грубая , как старая кляча.
  7. Чернобровый , узкий в плечах и груди, встречает нас лесник.
  8. Дни стоялитеплые…
  9. Он сидел за столом торжественный, уверенный в успехе.
  10. Перемена произошла с ней быстрая и разительная .

Задание 7. Определите, каким членом предложения являются выделенные существительные

  1. подлежащее
  2. сказуемое
  3. дополнение
  4. приложение
  1. Время уже тронуло память .
  2. Вспоминать – удел всей твоей оставшейся жизни.
  3. Дома как великаны с развороченной грудью.
  4. Это уже не сон .
  5. Твой сон – кричащее прошлое.
  6. Кто посмеет зажечьпламя…
  7. Мир стал привычным и естественным, и мы не связываем с войной треск электросварки.
  8. Такое оружие с легкостью преодолевает большие пространства.
  9. В наше время расстояния океанов в мгновение пересекаются.
  10. Пожары, махровые зарева , заливают полнеба.

Задание 8. Определите синтаксическую функцию инфинитива.

  1. дополнение
  2. определение
  3. обстоятельство
  4. подлежащее
  5. сказуемое
  1. Когда-то я хотел побывать в чужих странах.
  2. Можно позавтракать свежей рыбой.
  3. Цель моих путешествий – повидать жизнь.
  4. Провожать взглядом синее море, белый просторный город
  5. Невозможно насмотреться на ящерицу с черными глазами дракона.
  6. Я вышел на палубу полюбоваться звездами.
  7. Удовольствие перепрыгивать с камня на камень я мог себе позволить…
  8. Как славно вдохнуть полной грудью легкий тополевый воздух.
  9. Человеку дана великая радость – знать и любить мир.
  10. И мне весело и легко думать , что скоро мы увидим землю.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08