По литературе

V. Упражнения на закрепление материала. IV. Словарная работа. «Главные члены предложения»

в 8 классе

Вводная контрольная работа №1

по теме « Повторение изученного в V VI классах»

Диктант

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздирающему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Еще веселей показалась обсаженная березами, омытая дождем дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, а яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещенную солнцем и все еще грозную тучу, на столб белого дыма, поднимающегося вдалеке над зажженным грозою сараем. Я слушал веселые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И.Соколов-Микитов)

Грамматическое задание

    Озаглавьте текст

    Выпишите из текста 1 предложение (1вариант) с причастным оборотом; (2вариант) с деепричастным оборотом. Графически объясните постановку знаков препинания

3. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 деепричастия (1 вариант из 2 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)

в 8 классе

Контрольная работа №2 по теме

«Главные члены предложения»

Диктант

Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным рус­ским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиоз­ное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свобод­ными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напря­жения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением не­победимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведе­ниям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с вели­чественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность.

(105 слов.)

(По М. Алпатову)

Грамматическое задание

    Выделить сказуемые и определить их типы:

I вариант - в первых двух абзацах;

II вариант - в третьем абзаце.

2. Поставьте, где это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.

4) Снег у крыльца как песок зыбучий.

5) Пятью пять двадцать пять

Контрольно -измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе

Контрольная работа № 3 по теме

« Второстепенные члены предложения»

Диктант

Примечания:

Одно предложение следует отделять от другого одной строчкой, чтобы позднее, при выполнении грамматического задания, вписать необ­ходимые ответы.

В скобках указаны грамматические основы и даны значения обстоя­тельств. Эти значения ученики должны будут написать самостоятельно при выполнении грамматического задания.

1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени. (Основа - попадья вышла. Обстоятельство времени и места.)

2. Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой. (Осно­ва - Я заплакал и произнес. Обстоятельства образа действия.)

3. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (Основа - Ты едешь. Обстоятельства места и цели.)

4. От усталости он еле держался на ногах. (Основа - Он держался на ногах. Обстоятельства причины и степени.)

5. При сильном ветре выходить в море опасно. (Основа - Выходить опасно. Обстоятельства условия и места.)

6. Маша была необыкновенно хороша в этот миг. (Основа - Маша была хороша. Обстоятельства степени и времени.)

7. В нашу гавань заходили корабли. (Основа - Заходили корабли. Об­стоятельство места.)

8. На закате солнце кажется огромным красным шаром. (Основа - Солнце кажется шаром. Обстоятельство времени.)

9. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. (Основа - Я уснул. Обстоятельства причины и времени.)

10. Несмотря на оттепель, многие еще одеты по-зимнему. (Основа - Многие одеты. Обстоятельства уступки и образа действия.)

11. Енот-полоскун - цирковой артист от природы. (Основа - Енот-полоскун - артист. Обстоятельство причины.)

12. Ласковое слово что солнышко в ненастье. (Основа - Слово что солнышко. Обстоятельство времени.)

13. Внизу, как муравьи, сновали люди. (Основа - Сновали люди. Об­стоятельства места и образа действия.)

14. Мы ученики восьмого класса. (Основа - Мы ученики.)

Грамматическое задание

    Выделить грамматические основы предложении.

    Подчеркнуть второстепенные члены, надписать, какими частями речи они выражены. Указать значения обстоятельств.

Контрольно -измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе

Контрольная работа № 4 по теме: «Однородные члены предложения»

1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам.(И.А. Крылов.)

2. То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюха­ет, то их полижет. (И.А. Крылов.)

3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И.А. Крылов.)

4. Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка зате­яли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок Подлипки.(И.А. Крылов.)

5. Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чис­том поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А.С. Пушкин.)

6. Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, лас­ково зовущие крики. (A.M. Горький.)

7. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.

8. Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на вер­хней ветке дерева.

9. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

10. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой - выглядело несказанно радостным и привлекательным.

11. Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.

12. Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.

Грамматическое задание

1.Подчеркнуть однородные члены предложений, сделать схемы, ука­зать значения сочинительных союзов. (Это задание можно выполнять по вариантам:

I вариант - нечетные предложения, II вариант - четные.)

2.Сделать синтаксический разбор предложений: I вариант - №3, II ва­риант - №9.Контрольно- измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе

Контрольная работа № 5 по теме

«Обособленные члены предложения»

Диктант

Примечания:

1) Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

2) В предложении № 9 нужно сказать ученикам о двоеточии.

3) Количество предложений и грамматических заданий можно варь­ировать в зависимости от времени на уроке и подготовленности класса.

1. Полученный ответ рассматривался как согласие.

2. Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.

3. Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или но­готками.

4. Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.

5. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер про­должал упорно двигаться вперед.

6. Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Петр Первый заложил город-крепость Кронштадт.

7. Как-то вечером к отцу пришел друг, доктор Ливси.

8. По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой.

9. Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?

10. Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.

11. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.

12. Нельзя работать спустя рукава.

13. Счет долгот на Земле ведется от Гринвичского, или нулевого, меридиана.

14. Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.

15. Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.

16. Он оперся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.

17. Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз.

Грамматическое задание.

1. Сделать синтаксический разбор предложений №2, 13.

2. Записать номера односоставных предложений, указать их тип.

3. Записать номера предложений с неоднородными определениями.

4. Сделать схемы предложений №1, 8.

(Ответы. К заданию 2: односоставные предложения - №3, 11 - неопределенно-личные, 12 - безличное. К заданию 3: предложения с неоднородными определениями - 3, 4, 5.)

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе

Контрольная работа № 6 по теме

«Синтаксические конструкции с чужой речью»

1. Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

    Гоголь так трактует характер Хлестакова: «Хлестаков вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит».

    Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Реви­зор» «имел успех колоссальный».

    Как вспоминал артист Каратыгин, Николай I, неожиданно приехавший в театр, пробыл до окончания пье­сы, от души смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем до­сталось, а мне - более всех».

    Гоголь в письме к Жуковскому пишет: «Я решился собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всем посмеяться».

    Оценивая своеобразие таланта Гоголя, Пуш­кин отмечал, что «еще ни у одного писателя не было этого дара выстав­лять так ярко пошлости жизни».

    Пушкин сообщает в письме жене: «Вот уже неделю, как я в Болдине, привожу в порядок некоторые мои Записки о Пугачеве».

    Гоголь дивится «драгоценности русского язы­ка».

    Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта» и «надежду нашей словесности».

    Тургенев пишет в своем стихо­творении:

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое...

    Запишите предложения, замените прямую речь косвенной

1) Взяв и руки балалайку, отец удивленно спросил: «Ты сделал?»

2) Увидев встречный автомобиль, она подняла руку: «Степа, свези-ка человека на пристань».

3) Он заметил: «Я знаю твою историю».

4) «Бу­дут работать»,- одобрительно сказал старичок о собаках.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе

«VIII классе»

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

I вариант

1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

A. Парус белый из тумана начинает выплывать.

Б. Охвачено сердце тревогою смутной.

B. Росы напился соловей с кленового куста.

Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.

2. Укажите предложения с составным глагольным сказуе­мым.

A. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.

Б. Черепицы стеклом светится будут.

B. Была равнина снежная бела.

Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.

3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

A. Молодость бескорыстна и великодушна.

Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.

B. Глаза как ночь.

Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

4. Найдите двусоставные предложения.

A. Вновь зарёю восток озарило. Б. Легки облака на рассвете.

B. С крыши сбросили снег.

Г. Липким запахом веет полынь.

5. Определите вид простого предложения Люблю читать при­ключенческую литературу.

A. определенно-личное

Б. неопределенно-личное

B. безличное

Г. двусоставное

6. Найдите определенно-личное предложение.

A. Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.

Б. Из полей тянуло гречишным медом.

B. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.

Г. Золотым лучом деревню облило.

7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса .

А. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.

Б. Красавицы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.

В.Самолет-истребитель показался над лесом.

Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.

8. В каком предложении перед как ставится запятая?

A. Дождь лил/как из ведра.

Б. У тебя брошка/как пчелка.

B. Белая чайка мелькала в воздухе/как первый снег.

Г. Молодость/как песня жаворонка на заре.

9. Укажите, чем осложнено предложение. Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ве­тер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся.

A. обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Б. вводным словом и определением, выраженным причастным обо­ротом

B. вводным словом и однородными обособленными определениями

10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной ча­сти предложения?

Тотчас за окном закричал петух, рывшийся в грядках с огур­цами и не оглядываясь помчался прочь.

A. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался...

Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...

B. ...с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...

11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

A. Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.

Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.

B. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Па­рамонович, по прозванию Калашников.

Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато. Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.

12. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляюще­гося в сторону (5) маленького человека.

г) 1, 2, 3, 4, 5.

13. Где надо поставить знаки препинания?

Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по берегам рек (5) озер (6) в садах.

а) 1, 3 - тире, 2, 5, 6 - запятые.

б) 1 -тире, 2, 3, 5, 6 - запятые.

в) 1, 3 - тире, 4 - двоеточие, 5, 6 - запятые.

г) 1 -тире, 2, 3, 4, 5, 6 - запятые.

14. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?

A. Л. Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусст­ве - чувство меры».

Б. Л. Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве - чувство меры».

B.Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пу­стому, где нужно власть употребить».

Г. Твардовский говорит о своем герое:

«Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда...»

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

в 8 классе

Контрольная работа № 7 по теме

«Повторение и систематизация изученного в VIII классе»

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

II вариант

1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.

A. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

Б. Большая радость - делать счастливыми других.

B. Для меня жить - значит работать.

Г. Удивительное, зрелище - видеть летящих журавлей.

2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.

A. Жизнь без движения пуста.

Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.

B. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

3. Найдите предложение, в котором есть согласованное опре­деление.

А. На завтрак подали яйцо всмятку.

Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.

В. Печальная песня доносилась издалека.

Г. День сегодня тихий, безветренный.

4. Найдите предложение, в котором начальная форма глаго­ла является дополнением.

A. Сирень начинает отцветать.

Б. Мать велела мне поставить чайник.

B. Дом будут строить каменщики.

Г. У него была мечта отправиться на Байкал.

5. Укажите предложение, в котором между главными члена­ми должно быть тире.

A. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.

Б. Охранять природу означает охранять родной край.

B. Лед как сахар.

Г. Капли меда точно жемчуг.

6. Найдите двусоставные предложения.

A. Скамейка почернела от времени. Б. В воздухе запахло гарью.

B. Буду слушать музыку падающей листвы.

Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

7. Укажите односоставное предложение.

А. В лесу держался запах прелой листвы. Б. Поэзия не профессия.

В. Вижу горы и долины.

Г. Подул с заречья ветерок.

8. Определите вид простого предложения Снегом замело входы в блиндажи.

A. определенно-личное

Б. неопределенно-личное

B. безличное

Г. двусоставное

9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

A. Письмо принесла девушка-почтальон.

Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.

B. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.

Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.

10. Укажите, чем осложнено предложение Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стреми­тельно скользила мимо.

А. однородными членами предложения

Б. обособленным определением, выраженным причастным обо­ротом, и однородными членами одновременно

В. обособленным определением, выраженным причастным обо­ротом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Г. обособленным одновременно приложением и однородными чле­нами предложения

11. Где надо поставить знаки препинания?

Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового ле­са (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.

A. 1 - тире, 2, 3, 4 - запятые.

Б. 1 -тире, 3, 4 - запятые.

B. 1, 2, 3, 4 - запятые.

Г. 1, 3, 4 - запятые.

12. На месте каких цифр надо поставить запятые?

Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и по­шел в аллею (6) ведущую к дому.

A. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

B. 1, 2, 3, 4, 6.

13. Предложение с пунктуационной ошибкой.

A. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или

просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.

B. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.

Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вто­рыми петухами.

14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

A. Л. Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».

Б. Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница нашего языка».

B. По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой». Г. Тютчев пишет:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Разработка урока. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» 8 класс
Методический комментарий.

Урок контроля усвоения темы «Главные члены предложения». В ходе урока проверяем умения:


  • извлекать главную информацию из текста при чтении;

  • определять принадлежность текста к одному из основных стилей и типов речи;

  • умение на практике применять полученные знания.
Эти умения формируются у учащихся в результате моей систематической работы с текстовым материалом.

Предварительная работа.

На завершающем этапе уроков по изученной теме я провожу контрольный диктант, в котором использую следующий материал:

Домашнее задание к уроку:

  • Повторите теорию о главных членах предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым, правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях.

  • Найдите в разных источниках информации (энциклопедиях, журналах, Интернете) сведения об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.
Индивидуальное задание:

  • создайте коллаж «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга»;

  • презентация «Словарная работа, связанная с архитектурой».
Оборудование урока:

  • текст диктанта;

  • тетради для контрольных работ;

  • материалы, подготовленные учащимися к уроку;

  • презентации.
(- Историческая справка; Текст диктанта; Грамматическое задание,

Словарная работа, связанная с архитектурой.)

Ход урока


  1. Создание проблемной ситуации. Чем мы гордимся? Что значит Санкт-Петербург для нас и людей предыдущих поколений? Что может сделать каждый из нас для сохранения исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга.

  2. Работа класса с Презентацией (слайды 3 – 11). Просмотр слайдов, обсуждение, сообщения учащихся об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.
Информация для учителя. Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Верфь была построена буквой «П». Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались. Так в 1732 - 1738 гг. под руководством архитектора И.К. Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

  1. Проверка индивидуального домашнего задания коллажей «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга». Авторы представляют свои работы.

  2. Словарная работа по тексту диктанта: Адмиралтейство, архитектор (зодчий), композиция в архитектуре, значение выражения: зеркально гладкие стены, колоннады, арочные пролёты, шпиль. Разбор слова по составу – Адмиралтейство. Презентация ученика.

  3. Диктант (слайд 12).
Адмиралтейство 1

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов.)

(По М. Алпатову)


  1. Грамматическое задание (слайд 13) - выделить сказуемые и определить их типы:
I вариант - в первых двух абзацах;

IIвариант - в третьем абзаце.


  1. Самопроверка диктанта (слайды 14-18). После написания диктанта текст воспроизводится на экране, обучающиеся проверяют свои работы и сдают тетради. При условии самостоятельного исправления всех допущенных ошибок работа оценивается на балл выше.

  2. Домашнее задание (слайд 19).

  • Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.

  • В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).

  • Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.

  • Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

  1. Рефлексия (слайд 20). Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

  • 1 Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Главные члены предложения" 8 класс"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» Урок русского языка в 8 классе

Цель урока: проверить полученные знания; закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию речи.

Адмиралтейство Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском Верфь была построена буквой «П». море и было центром постройки кораблей.

Беггров, Карл Петрович - Адмиралтейская верфь Тейлер, Иоханнес - Адмиралтейские верфи Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вид на Адмиралтейство с башни Кунсткамеры Чернецов Г.Г. Часть панорамы Дворцовой площади, снятой с лесов Александровской колонны

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом.

Виноградов Е.Г. Качалов Г.А. Вид вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук. Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались. Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова.

Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями.

Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

Диктант Адмиралтейство

Грамматическое задание Выделить сказуемые и определить их типы: I вариант - в первых двух абзацах; II вариант - в третьем абзаце.

Адмиралтейство Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров.

Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев. В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости.

Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры.

Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову)

Домашнее задание Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга. В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами). Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи. Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

Рефлексия Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю). http://diletant.ru/blogs/5068/2833/ http://kudago.com/spb/attractions/ http://www.peterburg.biz/ Источники

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Словарная работа, связанная с архитектурой К уроку контрольного диктанта по теме «Главные члены предложения». 8 класс

Адмиралтейство - («адмирал» - в переводе «владыка», «властелин морей») центр военного кораблестроения; территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.

Архитектор (зодчий) (от др.-греч. αρχι- (главный, старший) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель) - «главный строитель») - квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.

Композиция в архитектуре - способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности.

Значение выражения: зеркально гладкие стены Зеркальность - состоянье или свойство зеркальной, гладкой и ровной поверхности. Зеркалистый, отражающий зеркалом, как зеркало, изображающий предметы зеркально, отраженьем.

Колоннады (фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием. Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади, а также с окружающей природой. Колоннада может выступать самостоятельным сооружением. При использовании колоннад внутри зданий ими обычно обрамляют крупные залы и используют для расчленения и одновременно связи отдельных частей парадного интерьера.

Арочные пролёты

Шпиль - вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль увенчивается флагом, резным изображением, флюгером, эмблемой или скульптурой.

Адмиралтейство

Источники http://walkspb.ru/zd/admiral.html http://www.renclassic.ru/Ru/35/1247/ http://www.spb-rf.ru/arhitektory_spb.htm Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина. – М.: Просвещение, 2001. – 557 с.

Предварительный просмотр:

Разработка урока. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» 8 класс

Методический комментарий.

Урок контроля усвоения темы «Главные члены предложения». В ходе урока проверяем умения:

  • извлекать главную информацию из текста при чтении;
  • определять принадлежность текста к одному из основных стилей и типов речи;
  • умение на практике применять полученные знания.

Эти умения формируются у учащихся в результате моей систематической работы с текстовым материалом.

Предварительная работа.

На завершающем этапе уроков по изученной теме я провожу контрольный диктант, в котором использую следующий материал:

Домашнее задание к уроку:

  • Повторите теорию о главных членах предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым, правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях.
  • Найдите в разных источниках информации (энциклопедиях, журналах, Интернете) сведения об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.

Индивидуальное задание:

  • создайте коллаж «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга»;
  • презентация «Словарная работа, связанная с архитектурой».

Оборудование урока:

  • текст диктанта;
  • тетради для контрольных работ;
  • презентации.

(По М. Алпатову)

  1. Грамматическое задание (слайд 13) - выделить сказуемые и определить их типы:

I вариант - в первых двух абзацах;

II вариант - в третьем абзаце.

  1. Самопроверка диктанта (слайды 14-18). После написания диктанта текст воспроизводится на экране, обучающиеся проверяют свои работы и сдают тетради. При условии самостоятельного исправления всех допущенных ошибок работа оценивается на балл выше.
  2. Домашнее задание (слайд 19).
  • Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».
  1. Рефлексия (слайд 20). Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа над ошибками контрольного диктанта Урок русского языка в 8 классе

Цель урока. Активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение объяснять правописание.

Вопросы 1. Что называется сказуемым? 2. Какое сказуемое называется простым глагольным? 3. Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? 4. Какова схема составного именного сказуемого? 5. Назовите группы глаголов-связок?

Анализ работ, разбор типичных ошибок Адмиралтейство Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. СИС СГС кр.прич. гл. н.ф.гл. сущ. сущ.

Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями. ПГС СИС СИС кр.прич. гл. гл. сущ. сущ. сущ. сущ.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев. В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. СИС СИС ПГС гл. сущ. сущ. сущ.

Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. СИС СИС кр.прич. гл. кр.прил. мест. мест.

Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность. (По М. Алпатову) ПГС ПГС СИС кр.прич. гл. гл. сущ. сущ. сущ. сущ.

Самостоятельная работа учеников над ошибками; консультации учителя.

Домашнее задание Повторить теорию о второстепенных членах предложения. Составить опорную схему «Второстепенные члены предложения».

Слайд 11

  • проводить синтаксический разбор предложения;
  • выполнять пунктуационный разбор предложения;
  • схематически объяснять орфограммы.
  • При работе над ошибками использую методические приёмы известные всем: анализ работ, самостоятельную работу учеников, индивидуальные консультации.

    Домашнее задание к уроку:

    • Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.
    • В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).
    • Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.
    • Составить вопросы по теме «Сказуемое».

    Оборудование урока:

    • тетради для контрольных работ с проверенными учителем диктантами;
    • материалы, подготовленные учащимися к уроку;
    • презентация.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания. Обучающиеся представляют составленные диктанты из 10 предложений (100 слов) с использованием собранной информации об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга. Объясняют орфограммы в словах и принцип группировки, выбранный ими.
    2. Повторение теоретического материала по теме «Главные члены предложения». Обучающиеся отвечают на вопросы (слайд 3) и добавляют свои (домашнее задание):
    • Что называется сказуемым?
    • Какое сказуемое называется простым глагольным?
    • Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
    • Какова схема составного именного сказуемого?
    • Назовите группы глаголов-связок?
    1. Анализ диктанта. Текст размещён на слайдах (слайды 4-8). Сначала разбираем весь текст, проводя синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обсуждаем типичные ошибки. Ученики выделяют маркерами на доске члены предложения, объясняют знаки препинания, работа выполняется всем классом.

    Адмиралтейство

    Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

    Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

    В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов.)

    (По М. Алпатову)

    1. Самостоятельная работа обучающихся над допущенными орфографическими ошибками, индивидуальные консультации учителя (слайд 9).
    2. Домашнее задание (слайд 10).Повторить теорию о второстепенных членах предложения, составить опорную схему «Второстепенные члены предложения».
    3. Рефлексия (слайд 11). Что показалось трудным на уроке? Чему научился? Что понравилось? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).


    Контрольный диктант

    « Главные члены предложения»

    Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским

    архитектором. Захаров задумал создать здание протяженностью

    почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства

    русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не произво-

    дит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

    Основная черта русской композиции Адмиралтейства - то широко растянутая

    горизонталь и могучий размах его крыльев.

    В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни

    суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые

    всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально-

    гладки естены сочетаются с величественными колоннами и широкими арочными про-

    метами. Здание украшено золотым штилем. В Адмиралтействе есть и праздничность,

    и нарядность.

    (По М. Елпатову).

    Грамматическое задание.

    1 . Определить вид сказуемых в абзаце. – 1 вариант.

    2. Объяснить постановку знаков препинания

    1 вариант

    2 вариант - 2 абзац, 2 предложение

    Тест по теме « Односоставные предложения.

    1 вариант

    А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)

    Б) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)

    В)На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)

    Г) Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

    Д) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков)

    А)Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков)

    Б)Ради розы терпят и шипы. (Пословица)

    В) Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)

    Г) Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)

    Д) Еду-еду в чистом поле.(А. Пушкин)

    А) Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)

    Б) Не спится, няня. (А. Пушкин)

    В)Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)

    Г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)

    4) Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

    4.Найдите назывное предложение.

    Б) Морозно.

    В)В лесу жарко

    5.Найдите среди предложений односоставное.

    А) Не плачь ты попусту.

    Б) Часам к двум пополудни началась гроза.

    В) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин)

    Г) Тротуары заливают асфальтом.

    6.Определите тип предложения Ночь как год.

    А) Односоставное

    Б) Двусоставное.

    7. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластия напишут наши имена?

    А) {двусост.}, и {двусост.}

    Б) {двусост.}, и {определенно-личное.}

    В) {двусост.}, и {непределенно-личное}

    Тест по теме « Односоставные предложения»

    II вариант

    1.Найдите определенно-личное предложение.

    А) Весна берет свои права. (А. Фет)

    Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов)

    В) Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров)

    Г) Тепло на солнышке.

    Д) Осенний день прошуршал ломкой листвой.

    2. Найдите неопределенно-личное предложение.

    А) Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев)

    Б) Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. (Ю. Олеша)

    В) В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша)

    Г) Не слышно городского шума.

    Д) Бумагу для обертывания книг берут прочную.

    3. Найдите безличное предложение.

    А) Дней поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин)

    Б) Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица)

    В) Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков)

    Г) В дверь громко постучали.

    Д) Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин)

    4.Найдите среди данных предложений односоставное.

    А) Веет с поля ночная прохлада.

    Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.

    В) Свет луны во все концы.

    Г) В лесу держался запах прелой травы.

    5.Определите тип предложения Лед как сахар.

    А) односоставное

    Б) двусоставное

    6. Найдите назывное предложение.

    А) Светает.

    Б) Дождит.

    В) Холодно.

    7. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.

    А) {двусост.}, и {двусост.}

    Б) {определенно-личн.}, и {двусост}

    В) {безл.}, и {двусост.}

    Контрольный диктант по теме

    «Предложения с однородными членами»

    Все: и день, и природа - великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.

    Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

    (По Д. Мордовцеву)

    Грамматическое задание

    Начертите схему предложения:

    Все: и день, и природа - великолепно.- 1в,

    Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

    Подчеркните грамматическую основу в предложениях

    Они устилают всю землю. - 1в

    А грезы не воротятся. – 2в

    Объясните знаки препинания в предложениях:

    Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? -1 в.

    И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. – 2 в.

    Контрольная работа

    «Обособленные определения и приложения»

    1.Укажите предложения, в которых есть обособленные определения. Спишите,

    расставьте знаки препинания.

    1) Некоторе время в комнате царило молчание нарушаемое лишь мерным стуком

    метронома.

    2) Слепит глаза морозный жгучий день рассыпавший скрипучие сугробы.

    3) Зловещий вой пронзительный и наглый разрезал небо надвое.

    4) Когда грузчики бросив работать рассыпались по гавани появился Челкаш.

    2.Укажите номер предложения, в котором определение не обособляется

    (знаки препинания не расставлены).

    1) Простор равнины вливался в обвешанное редкими облаками небо.

    2) Мать грустная и тревожная сидела на толстом узле и молчала.

    3) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.

    4) Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и

    вышел из дому.

    5) Тополи покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.

    3. Укажите номера предложений, в которых нет пунктуационных ошибок.

    1) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.

    2) Разморенные жарой, люди двигаются медленно, вяло.

    3) Как бывший фронтовик Ковшов был назначен командиром взвода ..

    4) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

    4. Спишите предложения с обособленными приложениями, расставьте знаки препинания,

    подчеркните обособленные приложения.

    1)Старик Зданевич бывший преподаватель гимназии занимался французским

    языком с несколькими недорослями.

    2) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.

    3) В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный поэт

    Н. Заболоцкий.

    4) Живет у нас корабельный врач быстрый и строгий старик большой знаток

    музыки обладатель большой исторической библиотеки.

    5) Николай Николаевич больше всего любит щеглов разноцветных и нарядных

    птиц похожих издали на порхающие цветы.

    5. Объясните, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире.

    1) Этим летом поехал я в Тарусу – тихий городок на Оке.

    2) Живет в нем слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт в душе.

    3) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого

    4) Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц.

    6. Укажите номера предложений, в которых пунктуационных ошибок?

    1) В 1961 году первый человек летчик Гагарин облетел на космической ракете

    вокруг Земли.

    2) Учитель и писатель Дмитрий Гулиа – просветитель Абхазии – создал абхазскую

    письменность и открыл первый передвижной театр на арбах.

    3) Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже и подружился там с Пикассо.

    4) Старший из них, Миша, учился, с нами в одном классе.

    5) Он медлит с ответом, мечтатель-хохол.

    7. Определите, в каких предложениях нужно обособить одиночное определение,

    спишите, расставьте знаки препинания.

    1) Облетевший тополь серебрист и светел.

    2) Незримый ты мне был уж мил.

    3) За синими морями забытый он угасал один.

    4)Ему ли карлику тягаться с исполином?

    8. Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после

    определяемого слова. Спишите, расставьте знаки препинания.

    1) Гляжу в задумчивом покое на куст склоненный над рекою.

    2) Трава примятая ногой ласково шуршит.

    3) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви

    4) По реке несло желтоватую пену похожую на сбитый белок.

    9. Определите, в каких предложениях обособленное определение выражено

    при­частным оборотом, укажите номера предложений (знаки препинания не

    расставлены).

    1)Братья потушили костёр улеглись на земле и молча не смыкая глаз стали

    дожидаться рассвета.

    2) Море огромное лениво вздыхающее у берега уснуло и неподвижно в дали

    облитой голубым сиянием луны.

    3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.

    4) Пустынный двор разрезанный оврагом зарос бурьяном из конца в конец.

    5) Пахучая ветка по-тепличному безжизнен­ная склонилась на край стакана.

    Контрольный диктант

    « Предложения с вводными словами и вводными конструкциями».

    Глазами художника

    Во время пребывания в Лондоне известный французский художник

    Клод Моне был поражен собором святого Павла и, конечно, решил его

    нарисовать.

    Как известно, Лондон –город туманов. В тот день туман был таким густым,

    что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно,

    все так и изобразил.

    Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман

    на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные

    посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был

    Дело в том, что Лондон - город старых кирпичных зданий. Красная

    кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему

    красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

    Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не все замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам

    необычное в обыкновенном.

    (По А. Воловик.)

    Грамматическое задание.

    курс 8 класса

    I вариант

    I. Закрытая часть теста.

    1. Укажите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка.

    а). Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть.

    б). Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине.

    в). Глядя на эту картину, у нас сжимается сердце.

    2. Укажите предложение, в котором допущена речевая ошибка.

    а). Наступила самая чрезвычайная минута.

    б). Петр Гринев - главный герой повести "Капитанская дочка".

    в). Маша была скромной и робкой девушкой.

    3. Укажите тему, в названии которой заключена основная мысль сочинения.

    а). Уездный город и его правители.

    б). Мастерство сатиры Гоголя.

    в). Образ Хлестакова.

    4. Найдите предложение с уточняющими членами.

    а). В горах в начале июня встретились лучшие мастера альпинизма .

    б). В мае начинается подготовка к летним туристическим походам.

    в). В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступила отвратительная погода (А. Куприн).

    5. Какие знаки препинания необходимо поставить при вводном предложении:

    а) запятые б) скобки в) тире

    Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они казались маленькими неподвижно дремали в морской глади недалеко от берега (А. Куприн)

    6. Какое предложение соответствует схеме [ О, О ]

    а). Молодой нежный месяц лежал на синем пологе ночи (М. Лермонтов)

    б). Полоса яркого вечернего света упала на старый ствол возле скамьи (И. Бунин)

    в). Шел надоедливый октябрьский дождь.

    II. Открытая часть теста.

    1. Подчеркните сказуемое, укажите его тип

    Не может судьба одни щедрости сыпать. Прошлым летом я был на Кавказе. Отец был встревожен случившимся. Январь самый холодный месяц года, Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны (Н. Рубцов). Осторожно ветер за калитку вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше (С. Есенин)

    2. Графически обозначьте дополнения.

    Темным елям снится гомон косарей (С. Есенин). Прекрасное пробуждает доброе. Не думайте о мелочном, думайте о большом (Д. Лихачев). Я советую тебе заняться делом. Вот бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив, себя в коня преобразив (А. Пушкин).

    3. В предложениях, где нужно, поставьте тире.

    Ритмы Цветаевой это ритмы эпохи. Пруд для мальчишек что море. Совсем не простое дело реставрация иконы. Мировой рекорд по прыжкам в длину 8 м. 90 см. Береза роняет лимонные листья, осина красные, ива зеленовато-черные, дуб коричневые.

    4. Укажите тип односоставных предложений

    Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья клена нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Ветром их относит в сторону. Упали на землю, замерли. Люблю золотой ковер осени. (В. Песков)

    5. Переделайте двусоставные предложения в безличные.

    Я скучаю. Дом просторный, уютный. Огонь выжег траву.

    6. Вставьте пропущенные буквы:

    Артил…ерия, кавал…ерия, пост…мент, п...дестал, ровес…ник, сверс…иник, конгрес…, дискус…ия, экспер…мент, ил…юминация.

    О вид смиренный и родной

    Березы избы по буграм

    И отраженный глубиной

    Как сон столетий божий храм.

    8. Составьте словосочетания.

    Беспокоиться (дочь), тревожится (брат), предупредить (опасность), предостеречь (ошибка), уверенность (успех), вера (победа), верность (долг), достоин (внимание), удостоен (награда).

    9. Придумайте два предложения ср словами МОЖЕТ БЫТЬ. В первом эти слова - член предложения, во втором - вводное слово.

    10. Начертите 3 схемы обобщающих слов при однородных членах.

    Итоговое контрольное тестирование за курс 8 класса

    2 вариант

    I. Закрытая часть теста

    1. Укажите соответствие темы сочинения и типа текста.

    а). Посещение музея Верещагиных. а) описание

    б). Памятник В. Верещагину. б) рассуждение

    в). В. Верещагин - художник-баталист в) повествование

    2. Укажите тему, в которой заключена основная мысль сочинения.

    а). Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.

    б). Роль эпизода "Встреча Гринева с Пугачевым" в тексте повести.

    в). "Необыкновенная личность" Пугачева на страницах повести.

    3. Укажите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка.

    а). После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и стремившихся к праздной жизни.

    б). Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника.

    в). Взглянув на Волгу, чувствуешь ее ширь.

    4. Найдите обособленные определения.

    а). Нагретая солнцем степь дышала ароматами разнотравья.

    б). Сугроб голубыми искрами сверкавший на солнце потемнел.

    в). Красота раскрывшегося в тени ландыша воспета многими русскими поэтами.

    5. Какое предложение соответствует схеме [ , вс, ]

    а). Вот дождь зашуршал по соломенной крыше сарая, вот перешел через дорогу, вот ударил по ступеням крыльца и наконец захватил весь двор, всю улицу.

    б). Часы внизу долго шипели и наконец пробили два медных удара.

    в). Новый номер был наконец представлен на суд зрителей.

    6. Какие знаки препинания необходимо поставить при вводном предложении

    а) запятые б) скобки в) тире

    Наконец и еще ныне с самодовольствием вспоминаю эту минуту чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою.

    II. Открытая часть теста.

    1. Составьте словосочетания.

    Памятник (Пушкин), памятник (Опекушин), верность (традиции)

    памятник (погибшие), виднеться (поднебесье), прыгать (парашют), сойти (рельсы), пирожок (повидло).

    2. Графически обозначьте определения.

    Его голос, резкий, полный иронии и презрения к товарищу, гулко носился по лесу. Летом не покидала Кузьму мечта съездить в Воронеж. Мигая ласковыми глазами печального сиреневого цвета, он виновато смотрел на ребят.

    3. Напишите правильно : искус…тво, искус...ный, пьес...а, д...корация, режис...ер,

    к...ндидат, д...путат, ген...альный, вп...ч...тляющий, проф...ес...ия.

    4. Расставьте запятые, где нужно, перед союзом КАК.

    Мы знаем Тургенева как певца русской природы. Он стоял как каменный. И березы стоят как большие свечки. Ковер под ногами как упругая луговая трава. Смотри как роща зеленеет. Мой друг как лучший шахматист школы участвует в городских соревнованиях.

    5. Укажите виды односоставных предложений.

    Просыпаюсь еще в темноте и гляжу в окно. Все небо заволокло облаками, и накрапывает редкий, мелкий дождь. Брезжит рассвет. Слышно, как возятся в ветвях дерева утренние птицы, как звонят в церкви. Грустное утро!

    6. Со словом ЧЕРЕМУХА придумайте два предложения. В первом оно - член предложения, во втором - обращение.

    7. Расставьте знаки препинания.

    Отрадно жарким летним днем припасть губами к живой прохладной струе родника и напившись посидеть в холодке под ореховым кустом слушать шум ручья и глядеть как бежит он то сверкая под солнцем то прячась в густых зарослях дягиля буйно разросшегося по его течению.

    8. Замените двусоставные предложения безличными.

    Ребята не хотят уезжать из спортивного лагеря. Дым щиплет глаза. Он сегодня нездоров.

    9. Укажите виды обстоятельств.

    Мы разговаривали около часа. В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. На ночлег туристы расположились у озера. Не умолкая ни на миг, плещут волны.

    10.Начертите 3 схемы постановки запятых при однородных членах предложения.