11 класс

Как писать характеристику персонажа по литературе. Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика - один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
Многие герои в русской литературе даны "парами":

Онегин - Ленский,
Онегин - Татьяна,
Онегин - автор,
Печорин - Грушницкий,
Базаров - Аркадий Кирсанов,
Базаров - Павел Петрович Кирсанов,
Пьер - Андрей,
Кутузов - Наполеон и т. д.

Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать, ведь нам важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.
Формулировки тем могут быть достаточно традиционными ("Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова "Обломов"), а могут содержать и некий новый поворот ("Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"). В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения - союз "и".
Сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. "Образно говоря, если вы сказали, что у одного героя голова похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму головы другого, и непременно с упоминанием редьки и ее хвоста", - замечает автор прекрасной статьи "Сравнивайте грамотно!" З.А. Блюмина. ("Литература". Приложение к журналу "Первое сентября" №10 ,2000 г., с.8).
Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!). Допустим, сравниваем:

  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающую жизненную обстановку
  • отношение с близкими ему людьми, с социумом
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою и т. д.

Вот, кстати, и план-схема вашего сочинения.
Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи - это и будут наши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Например, почему Свидригайлов появляется в каморке Раскольникова после третьего сна, сна-кошмара, буквально сливаясь с ним, как бы вырастая из этого сна?.. Во всяком сравнении интересно найти свою "изюминку", и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях - глубокое различие.
Так, размышляя над образам такого энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме на берегу моря, "увитом виноградом", думаешь невольно: как это похоже на "облагороженную" Обломовку, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира!
А теперь скажите, похожи ли Обломов и его слуга Захар? Да и сравнивать, казалось бы, странно! Но задумайтесь: ведь сам автор говорит нам о том, что Захар еще в большей степени Обломов, чем сам Илья Ильич… Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству. Правильно (т. е. интересно, эффектно) выстроить сочинение вам всегда поможет та конкретная "пара", с которой вы работаете.
Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.
Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?). Казалось бы, такой неинтересный - на фоне яркого Печорина - Грушницкий в повести "Княжна Мери" проходит свой трагический путь от обычного молодого человека до подлеца, и во все время этого пути он хочет быть необычным, хочет быть человеком сильных страстей. Но перечитайте финальную сцену: "Я себя презираю, а вас ненавижу! Нам вдвоем на земле нет места!.." По накалу чувств (и читательскому сочувствию) герои как бы поменялись в этот момент местами, но как дорого заплатил за это Грушницкий...
Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

Памятка сравнительной характеристики литературных персонажей Памятка «Как проводить сравнение» 1. Ответь на вопросы: «Кто это?», «Что это?». 2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. 3. Выдели существенные признаки каждого предмета. 4....

Памятка сравнительной характеристики литературных персонажей Памятка «Как проводить сравнение» 1. Ответь на вопросы: «Кто это?», «Что это?». 2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. 3. Выдели существенные признаки каждого предмета. 4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам. 5. Выясни все признаки сходства и различия объектов. 6. Найди и объясни причины их сходства и различия. Компоненты сравнительной характеристики: 1. Общая характеристика литературного произведения. 2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. 3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т. д.) 4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. 5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, качеств характера, которые они проявляют в сходных

Памятка сравнительной характеристики литературных персонажей Памятка «Как проводить сравнение» 1. Ответь на вопросы: «Кто это?», «Что это?». 2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. 3. Выдели существенные признаки каждого предмета. 4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам. 5. Выясни все признаки сходства и различия объектов. 6. Найди и объясни причины их сходства и различия. Компоненты сравнительной характеристики: 1. Общая характеристика литературного произведения. 2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. 3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т. д.) 4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. 5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях). 6. Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. При характеристике героя литературного произведения Вам поможет план: Определение места героя среди других персонажей. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде). Наличие прототипов и автобиографических черт. Анализ имени. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора. Оценка литературного персонажа его современниками. Герой как порождение своей эпохи и выразитель поределенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни. 1. Надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них. 2. Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя). 3. В одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.


Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение - сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них.


Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение одного-происхождение другого, мировоззрение одного-мировоззрение другого, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя). Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев. Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравни­тельной характеристике основное место отводится сход­ству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.


Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.


Сочинение – сравнительная характеристика. Онегин и Татьяна. План. 1. Вступление. В чём смысл жизни – основной вопрос романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». II. Основная часть. Онегин и Татьяна. 1. Сходные черты: 1) сравнительно широкие познания; 2) проницательность ума; 3) независимость; 4) честность, правдивость во взаимоотношениях Онегина и Татьяны; 5) одиночество в среде, к которой они принадлежали по рож­дению. 2. Контрастные качества: 1) себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны; а) в любви; б) в других человеческих взаимоотношениях; 2) равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу. III. Заключение. 1. Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека – суть образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной. 2. При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием? Итак, анализ сходства и контраста между героями дает возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.


Темы сочинений по типу сравнительной характеристики Для этой разновидности сочинений возможны варианты, например: «Жизненные позиции Чацкого и Молчалина»; «Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского»; «Онегин и Печорин как выразители своих эпох»; «Честь в понимании Печорина и Грушницкого»; «Трагедия чистой души: сравнительная харак­теристика Ларисы ("Бесприданница") и Катерины ("Гроза")»; «Обломов и Штольц»; «Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова»; «Правда Раскольникова и правда Сони»; «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»; «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский)»; «Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона»; «Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы»; «Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина»; «Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М. Горького "На дне"»); «Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргари­та"»; «Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.


Как писать вступление и заключение? Мцыри и Демон ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ: В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон). Чацкий и Онегин ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель...» Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.





Лариса и Катерина - сравнительная характеристика. ПЛАН I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» о положении женщины в России. II.Жизнь и судьба главных героинь. Черты различия: 1)Общественное положение. 2)Образ жизни. Черты сходства: Черты характера. 1)Несчастная любовь. 2)Роль окружающих в трагедии героинь. 3)Трагическая судьба: кто виноват? III. Мог ли существовать в то время другой выход из сложившихся обстоятельств? Почему?