Сочинения

Нормы как императивы поведения педагога. Этические нормы профессионального поведения педагога. Правила пользования средствами мобильной связи

Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники воспитательных учреждений, работающие с детьми или молодежью .

Данный Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики:

регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного или воспитательного учреждения;

защищающие их человеческую ценность и достоинство;

поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

создающие культуру образовательных и воспитательных учреждений, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Принципы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, демократических традиций литовской школы, конституционных положений и законодательных актов Литовской Республики, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

Основу норм Этического кодекса педагогов составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность .

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

A. Личность педагога

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию . Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Для педагога необходимо постоянное обновление . Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

B. Ответственность

4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей , оставленных под его присмотром.

6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

7. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога .

8. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

9. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета , подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

10. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках . Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

11. Педагог воспитывает на своем положительном примере . Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

12. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

13. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога .

14. Педагог дорожит своей репутацией .

D. Взаимоотношения с другими лицами

Общение педагога с воспитанниками

15. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении .

16. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе . Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания .

17. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим .

18. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы , показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения .

19. Педагог является беспристрастным , одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

20. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости . Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

21. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения . В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

22. Педагог соблюдает дискретность . Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником или воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

23. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением . Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

24. Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

25. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права использовать индоктринацию, навязывая воспитанникам свои взгляды.

Общение между педагогами

26. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности , партнерства и уважения . Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

27. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению .

28. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции , мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие .

29. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации . Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т.е. она должна высказываться в школах и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами школы. Высказывать ее следует с глазу на глаз , а не за глаза. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.

30. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

31. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной . Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях .

32. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга .

Взаимоотношения с администрацией

33. Воспитательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости .

34. В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения , выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык . Ответственность за поддержание такой атмосферы несет директор школы или другого воспитательного учреждения.

35. Администрация школы или иного воспитательного учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык . Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

36. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

37. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога , не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

38. Оценки и решения директора школы или другого воспитательного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их личной близости или покорности главе администрации .

39. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

40. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции. Руководитель школы или другого воспитательного учреждения, который не может совладать с острыми и затянувшимися конфликтами, должен подать в отставку .

41. Школа или другое воспитательное учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

Отношения с родителями и опекунами учеников

42. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

43. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях . Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

44. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников . Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

45. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей .

46. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе или другому воспитательному учреждению.

E. Взаимоотношения с обществом

47. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком .

48. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества . Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

49. Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности , однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

F. Академическая свобода и свобода слова

50. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

51. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности . Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

52. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания , если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

53. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике просвещения , а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

54. Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию , предназначенную для внутренних нужд школы или другого воспитательного учреждения.

G. Использование информационных ресурсов

55. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.

Н. Личные интересы и самоотвод

56. Педагог и руководитель школы или другого воспитательного учреждения объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

57. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован , и в связи с этим не может сохранять беспристрастность , он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

58. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением , предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

I. Подарки и помощь школе

59. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство . С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

60. В некоторых случаях , видя уважение со стороны учеников, их родителей или опекунов и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки .

61. Педагог может принимать лишь те подарки, которые:

1) преподносятся совершенно добровольно ;

2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и 3) достаточно скромны , т.е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

62. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали учеников или их родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

63. Глава воспитательного учреждения или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному учреждению . О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

J. Прием на работу и перевод на более высокую должность

Директор школы или глава другого воспитательного учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности . Он не может назначить своим заместителем или начальником какого-либо отделения члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии .

64. Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения .

профессиональная этика педагог кодекс

65. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т.п.

Приходя работать в школу, молодой педагог испытывает радостное волнение. Вот он, первый класс, первый кабинет, первый директор…

При этом молодого учителя часто не покидает ощущение, что после выпускного всё «перемешалось в голове». Нет системы, нет чёткого плана действий. Это естественно. Выпускник вуза хоть и провёл в школе 11 лет своей жизни, но совсем не в качестве учителя. Да, в университете у него была практика, но там он находился под чутким руководством учителей и методистов. И потом, это были не «его» дети и не его ответственность. Но буквально через несколько дней эти дети попадут в зону ответственности начинающего педагога.

Как же справиться с волнением, и на что следует особенно обратить внимание в начале своей педагогической карьеры?

Заповедь 1. Не паникуй

Казалось бы, что может быть банальнее? Но именно это труднее всего даётся неопытному педагогу. Первое собеседование, первое родительское собрание, первый педсовет - всё это волнительные мероприятия. Часто перед каждым из них начинаешь чувствовать себя как на экзамене, к которому просто невозможно подготовиться. Возникает ощущение, что ты ничего не знаешь, ни к чему не готов, и вообще проще всё это бросить.

Как себя вести? Помните: если вы прошли курс обучения по этой специальности, значит, вы однозначно получили набор базовых знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии. Университет - это не школа, откуда обязаны выпустить всех. Даже если цвет вашего диплома далёк от красного, поверьте, вы справитесь с этой работой. Главное - это желание, стремление развиваться и любовь к детям.

Заповедь 2. Не перехвали

На собеседовании старайтесь рассказывать о себе с выгодной стороны. Но честно. Не стоит приписывать себе идеальное знание английского языка или виртуозное владение музыкальным инструментом. Тем более если вы устраиваетесь учителем физики. Всё же в администрации школы вряд ли сидят молодые педагоги, и всяких сказок наслушались от учеников сполна.

Как себя вести? Если у вас есть какое-то хобби, которое может быть полезно для школы, можете о нём сообщить. Но будьте готовы к тому, что вас в этой роли будут эксплуатировать, и, скорее всего, чаще, чем вам хотелось бы. Поэтому, прежде чем идти на собеседование, тщательно обдумайте свои «сильные и слабые стороны».

Заповедь 3. Не расстраивайся, если не взяли на работу сразу

Как правило, школы хотят видеть у себя педагогов со стажем. На то есть ряд объективных причин. Во-первых, молодые педагоги после колледжа или бакалавриата часто продолжают учиться дальше, пусть и заочно. А студенты-заочники имеют обыкновение уходить на сессии. Если в школе есть хотя бы пара таких студентов, их замещение становится настоящей проблемой.

А если по совсем не счастливой случайности кто-то из коллег уйдёт на больничный? Поверьте, плохо в этот период всем. Учителям, работающим на несколько классов без перерывов. Детям, по сути оставленным без присмотра. Администрации, полностью переделывающей расписание всех учителей. И, наконец, родителям, сильно возмущающимся отсутствием качественной проверки тетрадей.

Во-вторых, учителя-женщины уходят в декрет. Разумеется, все порадуются пополнению в вашей семье, но найти педагога на декретное место куда труднее, чем на стандартную строчку в штатном расписании. Поэтому молодым педагогам рады, но отдают предпочтение старшим.

Как себя вести? Не стоит расстраиваться. У молодого учителя тоже есть много преимуществ. Молодой педагог - это энергия, это готовность развиваться, участвовать в профессиональных конкурсах, а соответственно повышать престиж школы. А если вы приживётесь в этой школе, то коллектив получит хорошего сотрудника надолго.

Не думайте, что ваш молодой возраст - это ваш минус. Это особенность, с которой администрации придётся считаться. Поэтому, чтобы определиться с вопросом вашего трудоустройства, директору придётся взвесить все «за» и «против». Ближе к августу, когда становится известен более-менее точный список кандидатов на должность (а иногда выявляется и полное их отсутствие), вам могут начать звонить из школ, куда вы даже не ходили собеседоваться. Главное - терпение и позитивный настрой.

Заповедь 4. Не перевзвали

Не берите на себя лишней нагрузки. Помните, что первый учебный год - это уже большой стресс. Если вы возьмёте на себя 36 часов нагрузки, 10 кружков, 3 внеурочных занятия, вы дышать не будете успевать.

Как себя вести? Учтите, что проведённые уроки - это лишь половина времени работы педагога. Чем больше нагрузка, тем больше документов вам придётся подготовить. В школе очень часто появляется возможность дополнительной нагрузки. Лучше в середине года подхватить дополнительные занятия, чем не справиться со всем вместе.

Заповедь 5. Не груби администрации школы

Не всегда молодые педагоги находят общий язык с директором, завучами и методистами. Более того, далеко не все опытные педагоги находят с ними общий язык. Но определённый «кодекс чести» есть у всех педагогов - не зря этот класс до сих пор называют интеллигенцией.

Как себя вести? Даже если к вам несправедливо отнеслись, умейте отстоять свои интересы вежливо. Разговаривайте спокойно, даже если очень хочется перейти на повышенный тон.

Заповедь 6. Не оскорбляй коллег

Когда молодой педагог приходит в свой первый коллектив, коллеги кажутся эдакими добрыми феями и Янами Амосами Коменскими в одном лице. Но, чем больше узнаёшь людей, тем больше видишь их недостатки. И тогда начинается то, от чего любой женский коллектив кажется змеиным клубком: сплетни. МарьИванна сделала то, МарьМихална сказала это, а директор им в ответ вот так…

Каждый раз, принимая участие в подобном разговоре, будьте готовы к двум вещам: во-первых, сказать всё это коллеге в лицо, ибо он всё равно узнает о содержании этого разговора, во-вторых, к тому, что о вас ходит точно такой же разговор.

Как себя вести? Если вас это устраивает - пожалуйста. Но говорите обо всех уважительно. Даже если историк напился и не пришёл на собственный урок, он всё ещё ваш коллега. А это обстоятельство многое меняет. Учтите, это совсем не призыв к бездействию. Решать возникшие конфликты всё равно надо, но делать это нужно с чувством собственного достоинства и уважением к коллеге.

Чтобы этот пункт стал понятней, приведу пример. Однажды на педсовете подняли вопрос о том, что учитель физической культуры не справляется со своими обязанностями. Журнал не заполняет, уроки проводит через раз, отметки выставляет, не опираясь на нормативы. На что директор сказала: «Пишите докладные, мы его уволим за несоответствие занимаемой должности». Но коллектив писать докладные не захотел. «Мы вам об этом сообщили не чтобы его уволить, а чтобы вы помогли человеку нормально работать. Разговаривайте, штрафуйте, проверяйте, но увольнять мы его не хотим. Он хорошо воспитывает мальчиков–подростков», - сказали учителя в ответ и пошли на свои уроки. Ни одной докладной записки на физрука так и не поступило. А физрук стал работать лучше.

Заповедь 7. Не упускай возможность учиться

К каждому молодому педагогу прикрепляется опытный учитель-наставник. В идеале он помогает подготавливать документацию, разрабатывать уроки, готовиться к родительским собраниям и многое другое. Но не всегда всё так гладко.

Как себя вести? Если вы видите, что наставник не настроен на общение, найдите другого опытного учителя. Не бойтесь посещать чужие уроки и набираться опыта. Это покажет вас с лучшей стороны: вы готовы учиться, а в этой профессии иначе никак. Посещать можно уроки любого опытного педагога, не обязательно наставника. Разумеется, нужно предварительно договориться о времени и цели вашего визита. Будьте готовы к тому, что и на ваши уроки придёт посмотреть администрация школы. Это нормально и это правильно. Задача администрации школы как раз и заключается в том, чтобы координировать работу педагога.

Заповедь 8. Не затягивай со сдачей документов

В каждой школе свои порядки, и оформление рабочих программ, планирований, конспектов может сильно отличаться от того образца, что вам давали в вузе.

Заповедь 9. Не бойся трудных детей

Не ждите, что вам дадут лучшие классы в школе. Как правило, молодым педагогам дают те классы, которые не захотели брать педагоги со стажем. И это имеет как положительную, так и отрицательную сторону. С одной стороны, вам будет трудно. Очень. Педагогический труд вообще не из лёгких, а молодых педагогов обычно отправляют на самые «кровавые» (как выражаются более опытные педагоги) классы. Поэтому вам придётся очень много сил тратить на планирование и подготовку уроков, ведь заинтересовать «сложный» класс гораздо труднее, чем послушный. Но это то, что даёт вам возможности для развития. Никакие курсы не смогут дать вам тех знаний, какие даёт один сложный класс на практике. И большинство учителей, имеющих весомые заслуги перед российским образованием, прошли именно через такие трудные классы.

Заповедь 11. Не забывай о личной жизни

Школа занимает невероятно много времени в жизни педагога. Лучше всего об этом знают учительские мужья и дети. Первый вопрос, который задал мне мой наставник, звучал так:

Вы замужем?

Плохо. Здесь не выйдете.

Конечно, это очень гиперболичное высказывание, но доля правды в этом есть. У вас будет оставаться мало времени и очень мало сил для личной жизни и развлечений. А если вы захотите на несколько лет посвятить себя целиком и полностью работе, то велик риск «перегореть», полностью и молниеносно остыть к этой профессии.

Как себя вести? Очень важно уметь правильно планировать своё время. Какую-то часть работы можно переложить на родительский комитет. Изготовление наглядных пособий, организация поездок с классом и многое другое с удовольствием выполнят некоторые родители ваших учеников. Помните, что в образовательном процессе участвуют не только учитель и ученик.

А какие-то материалы к уроку порой помогают делать друзья или «вторая половина». Иногда такие совместные поделки становятся целой историей.

Первый год работы очень трудный, и никто вас так не поддержит, как любящая семья. Поэтому никогда не ставьте профессиональные интересы выше личных. Как бы вы ни были загружены, у вас должно оставаться хоть немного времени на семью и хобби. Тогда и любые передряги на работе вы переживёте значительно легче. Впервые приходя работать в школу, вы попадаете в другой, совершенно обособленный мир. Естественно, на пути профессионального становления вас ждёт масса открытий. Скорее всего, вы столкнётесь с рядом ситуаций, выходящих далеко за рамки перечисленных советов. И тем не менее есть то, что неизменно от школы к школе. Надеюсь, эти советы принесут вам пользу.

Педагогическая этика изучает особенности, содержание, принципы и функции педагогической морали, характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде, разрабатывает основы педагогического этикета. Педагогический этикет - свод выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Моральный аспект педагогической профессии предполагает личную ответственность каждого педагогического работника за свои действия и их последствия. Педагог обязан действовать так, чтобы его ученикам было хорошо, и не допускать никаких действий, которые причиняют им вред или зло. Он свободен в выполнении или нарушении этого морального долга. Как и для чего он использует свои профессиональные знания, умения и навыки, зависит от его профессиональной этики.

В большинстве стран мира учителям до сих пор не удалось создать для самих себя с помощью своих профессиональных организаций кодекс профессиональной морали. И в нашей стране вместо четко сформулированных норм педагогической морали действуют многочисленные ведомственные инструкции и правовые предписания.

Моральные нормы, фиксируя правила или модели профессионального поведения, представляют собой некий желательный стандарт , в поддержании которого заинтересована соответствующая социально-профессиональная группа. Нормы профессионально-педагогической морали, минимум которых приводится ниже, входят в структуру нравственного сознания каждого эффективно работающего учителя. Для тех, кто серьезно относится к своей профессии, стремится достичь высот педагогического мастерства, эти нормы перестают быть требованиями извне, а превращаются в собственные убеждения.

Знание и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей . Очевидно, каждый учитель согласится с тем, что необходимо знать и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, о которых говорилось выше. Но не каждый придерживается этой нормы. Между тем их незнание, забвение или недобросовестное исполнение приводит к большим человеческим потерям, моральным и интеллектуальным. Особое значение приобретает знание этой нормы для будущих учителей. Сознательный выбор педагогической профессии предполагает знание связанных с ней обязанностей и норм, чтобы проверить, насколько кандидат в педагоги соответствует предъявляемым педагогической профессией требованиям. К сожалению, такая самопроверка происходит во многих случаях поверхностно и слишком поздно.

Профессиональная увлеченность . Эта норма предполагает полную самоотдачу учителя при выполнении профессиональных обязанностей. Чтобы хорошо делать свое дело, надо его любить, отдавая ему все силы и способности. Это, по свидетельству психологов, дает возможность самовыражения, приносит чувство удовлетворенности и счастья.

Профессиональное мастерство и самосовершенствование . Профессиональное дилетанство всегда безнравственно. Оно наносит не меньше вреда обществу, нежели открытое безделье. Оно снижает уровень образованности детей, препятствует ускоренному внедрению высокоэффективных методов и технологий, передового педагогического опыта в практику массовой школы. Профессиональное мастерство учителя, напротив, повышает эффективность всей педагогической системы, порождает чувство гордости за человеческое умение, уверенность в своих силах.

Недостаток профессионального мастерства особенно остро ощущают начинающие учителя в трудные для них годы профессиональной адаптации. Чтобы выйти из этого состояния профессиональной незрелости, необходимо заниматься самосовершенствованием своей личности: пополнять и расширять специальные и психолого-педагогические знания, совершенствовать методические умения, развивать профессионально значимые качества. И делать это нужно на протяжении всей профессиональной жизни педагога, следуя мудрости древних: меньше учить, больше учиться.

В качестве минимальной нормы здесь следует назвать свободное владение теми знаниями и умениями, которые учитель должен передать ученикам. Для нравственной ориентации, вынесения правильных моральных оценок учителю необходимо свободно распоряжаться разнообразными знаниями, легко их увязывать и соотносить друг с другом. Это особенно важно в условиях возросшей информированности учащихся.

Конечно, можно быть хорошим учителем, обладая различными чертами характера. Однако, следующие качества , как свидетельствует практика, имеют существенное значение для успешной профессиональной деятельности и прогрессивного развития личности учителя. Это любовь (доброжелательность ) к детям, самодисциплина , терпеливость , оптимизм , отзывчивость , бодрость и живость . Эти ценные черты характера не появляются сами собой, а вырабатываются и совершенствуются в течение всей профессиональной деятельности педагога. Причем наряду с их развитием следует преодолевать негативные черты, такие, как раздражительность, мелочность, придирчивость, мстительность, властность, обидчивость, болтливость. Достижение высокого уровня профессионального мастерства невозможно без непрерывной работы над своим педагогическим характером.

Забота учителей о благе своих учеников . Школы и учителя существуют для учеников. Об этом часто забывают потому, что ученики приходят и уходят, а учителя остаются. Прежде всего упускается из виду, что школа существует не для учеников вообще, а для каждого ученика в отдельности. Для учителя отдельный ученик легко растворяется в массе соучеников. От отношения ученика к учителю мало что зависит, а от отношения учителя к ученику - многое. Для учителя это отношение является чем-то второстепенным среди многих других, для ученика, напротив, оно может оказать большое - положительное или негативное - влияние на его судьбу. Поэтому настоятельное требование профессиональной морали педагогов - заботиться о благе каждого отдельного ученика. В чем состоит это благо в каждом конкретном случае учитель должен научиться решать сам, исходя из анализа личности конкретного ученика, его положения в классе, семье и взаимоотношений с окружающими детьми и взрослыми. Мораль требует от педагога постоянного творческого напряжения. Важнейшим критерием моральности педагогических поступков является мера заботы об ученике.

Следование норме "Не навреди!" предполагает самокритичный анализ учителем своего профессионального поведения.

Социальная функция педагогического образования и самообразования состоит в том, чтобы сформировать профессионально значимые качества личности педагога, максимально совпадающие с нормативными требованиями его профессиональной роли.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этический кодекс педагога.

Раздел 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Источники этики педагога ДО.

Нормы этики педагога устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норма международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской педагогики.

Принципы этики педагога ДО..

При осуществлении своей деятельности педагог ДО руководствуется следующими принципами: гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм, взаимное уважение.

ЦЕЛЬ. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить педагогов-психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Нормами Профессионального кодекса педагога ДО руководствуются в своей деятельности все педагоги, работающие с дошкольниками.

Цель кодекса – определить основные формы профессиональной этики в отношениях педагога с дошкольниками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Миссия педагога заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и будущем.

Раздел 2.

Личность педагога ДО.

2.1. Педагог ДО должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.

2.2. Педагог ДО не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Педагог ДО дорожит своей репутацией.

2.3. Педагог ДО должен быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Педагог ДО не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Педагог ДО соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Педагог ДО является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой педагога ДО не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Педагог ДО должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество ДО (помещение, мебель и др.), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3.

Взаимоотношения педагога с воспитанниками.

3.1. Педагог ДО выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Педагог ДО в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Педагог ДО является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

3.4. Требовательность педагога ДО по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5.Педагог ДО выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Педагог ДО должен стремиться к повышению мотивации обучения и воспитания у воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагогу ДО следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Педагог ДО справедливо и объективно оценивает работу воспитанников, не допуская заниженного оценочного суждения.

Взаимоотношения педагога ДО с педагогическим сообществом.

3.12. Педагоги стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации ДО.

3.13. Педагогов объединяет взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Педагог имеет право выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога ДО, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Педагог ДО имеет право на поощрение от администрации ДО. Личные заслуги педагога не должны оставаться в стороне.

3.17. Педагог имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ДО. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Педагог ДО в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с педагогом-психологом, медсестрой, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья воспитанников.

Взаимоотношения педагога ДО с родителями воспитанников.

3.21 Педагоги ДО должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников.

3.22. Педагог ДО консультирует родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников.

3.23. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей – о детях.

3.24. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

3.25. На отношения педагогов ДО с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями ДО.

Взаимоотношения педагога с обществом и государством.

3.26. Педагог ДО не только воспитывает и обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.

3.27. Педагог ДО старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.28. Педагог ДО понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Раздел 4.

ПРИНЦИПЫ. Основные этические принципы деятельности педагога.

Этические принципы призваны обеспечить :

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми педагоги вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, участников исследований и др. лиц;

Сохранение доверия между педагогом и людьми.

Основными этическими принципами являются:

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип профессиональной кооперации.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования.

1. Принцип конфиденциальности.

  1. Информация, полученная педагогом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов.
  2. Лица, участвующие в исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
  3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

2. Принцип компетентности

  1. Педагог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
  2. Педагог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы.

3. Принцип ответственности

  1. Педагог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом за свою профессиональную деятельность.
  2. Проводя исследования, педагог заботится о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
  3. Педагог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он педагогическую работу сам или она идет под его руководством.
  1. Педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на педагогические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
  2. Педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

4. Принцип этической и юридической правомочности

  1. Педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению педагогической деятельности.
  2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
  3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения педагога с субъектами образовательного процесса.

5. Принцип профессиональной кооперации

  1. Работа педагога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
  2. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы образования.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования

  1. В процессе профессиональной деятельности педагог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию педагогической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
  1. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
  2. В ходе обследования педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Раздел 5.

ОБЯЗАННОСТИ

1 Кодекс деловой этики педагога устанавливает принципы и нормы поведения работников детского сада, определяет правила взаимоотношений внутри ДОУ, а также взаимоотношений с родителями, органами власти, юридическими и физическими лицами.

2. Положения настоящего Кодекса разработаны с учетом миссии и ценностей учреждения.

К ценностям (обязанностям) педагога относятся : открытость, поддержка и сотрудничество.

Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят поддерживающий характер.

Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая конфиденциальность. Комментарии педагогов корректны и носят оптимистичный, позитивный характер.

Для педагогов характерно постоянный поиск партнеров и выстраивание профессиональных взаимовыгодных связей.

Инновационность. Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их интегрировать в жизнедеятельность ДОУ.

Индивидуализация. Каждый участник образовательного процесса в ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами., поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности.

Преемственность. Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенком согласуются между педагогами ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.

Традиции и стили семейного и общественного воспитания являются равноценными и уникальный опыт каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.

Здоровье. Здоровье – мы понимаем как, гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

Профессионализм и высокое качество образовательных услуг.

Педагоги ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах.

3. Принципы, нормы и правила, установленные настоящим Кодексом, имеют общий характер и могут получить свое развитие и детализацию в стандартах служебного поведения, правилах внутреннего распорядка и других внутренних документах учреждения.

4. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех должностных лиц и других работников учреждения.

5. Должностные лица и другие работники учреждения в своей служебной деятельности должны быть добропорядочны и честны, обязаны соблюдать правила деловой этики, установленные настоящим Кодексом, иными внутренними документами учреждения, а также являющиеся общепринятыми.

Конфликт интересов

Сотрудники должны избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту личных интересов и интересов учреждения

использование имени учреждения, его репутации, материальных, финансовых или иных ресурсов, конфиденциальной информации с целью получения собственной выгоды;

других ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным для учреждения последствиям.

В случае возникновения конфликта интересов или возможности такого конфликта, сотрудник должен обратиться за помощью в разрешении ситуации к своему непосредственному руководителю. При невозможности разрешения конфликта интересов непосредственным руководителем, сотрудник вправе обратиться за помощью к вышестоящему руководителю.

Порядок присоединения к Кодексу деловой этики.

Сотрудники учреждения, присоединившиеся к настоящему кодексу, принимают на себя добровольные обязательства применять изложенные в нем нормы и принципы деловой этики в своей повседневной практике, добиваться признания их частью деловой культуры организации.

Меры, принимаемые к нарушителям правил и норм деловой этики

Нарушение правил и норм деловой этики, содержащихся в настоящем Кодексе, иных внутренних документах учреждения, или являющихся общепринятыми, может являться основанием для неприменения меры стимулирующего характера (премии), не повышения в должности, рассмотрения информации о нарушении на собрании трудового коллектива и принятия иных мер к нарушителю.

Качество реализации кодекса деловой этики будет обсуждаться в рамках общего собрания коллектива и отслеживаться через систему обратной связи (анкетирование).

Раздел 6.

Заключительные положения

Коллектив учреждения утверждает настоящий Кодекс, вносит в него изменения и дополнения, а также определяет основные направления реализации настоящего Кодекса.

Текст настоящего Кодекса размещается на сайте учреждения и должен находиться во всех подразделениях учреждения в виде отдельного издания.

Информация о настоящем Кодексе и практике его соблюдения раскрывается в годовом отчете учреждения.

При приеме на работу в образовательное учреждение руководителю следует оговорить, что педагог должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса педагога ДО, и ознакомить педагога с содержанием указанного кодекса.

Нарушение положений кодекса педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ДО, а при необходимости – более профессиональной организацией.


В современных условиях при модернизации системы образования большое внимание уделяется личности в образовательном процессе.

Главными участниками в учебно-воспитательном процессе выступают учитель и ученик.
Одним из важных аспектов деятельности психологической службы в нашей гимназии является изучение личности учителя и его образа жизни.

Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления, т. е. по мере овладения профессией происходит «реконструкция деятельности учителя, уменьшается ее напряженность. Но с повышением уровня мастерства в учебной работе происходят большие перемещения в различных видах деятельности…» .

Профессионализм учителя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Поэтому одной из важных характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.

В процессе овладения профессией формируются не только профессионально-важные качества, но и профессиональные деформации. В широком смысле профессиональная деформация – это некий след, который профессиональная деятельность накладывает на человека, занимающегося этой деятельностью.

Профессия педагога оказывает большое влияние на его личность и образ жизни. Изучение личности и образа жизни педагогов необходимо для более эффективной подготовки специалистов, помощи им в адаптации к профессии. Полученные данные можно использовать при консультировании учителей, а также для оптимизации деятельности педагогов.
Нами было проведено исследование с учителями, целью которого являлось изучение профессионального образа жизни педагогов (т.е. как педагогическая деятельность влияет на образ жизни учителей).

Образ жизни – понятие, введенное В.П. Серкиным , определяющее всю совокупность деятельностей (как интегративной характеристики активности), которые человек актуально реализует как субъект индивидуальной деятельности или в которые «включен» (субъектом которых являются общество, группа) в течение определенного жизненного периода, этапа или цикла .

В исследовании приняли участие учителя со стажем педагогической деятельности до 3-х лет («неопытные» учителя – 20 чел.) и учителя со стажем работы более 15 лет («опытные» учителя – 20 чел.). Мы предположили, что педагоги имеют специфически профессиональный образ жизни и с увеличением опыта педагогической деятельности эта профессиональная специфичность усиливается.

В результате можно представить следующие результаты.

1. Данные, полученные с помощью анкеты мы интерпретировали, исходя из выделенных критериев описания образа жизни: «доход», «проведение досуга», «семейное положение», «профессионально-значимые личностные качества», «профессиональные деформации», «взаимоотношения в семье и с друзьями».

По критериям «доход», «досуг» различий не обнаружено. Сходство по этим критериям обусловлено тем, что профессия педагога малооплачиваема, не зависимо от стажа работы. А на выбор форм и места проведения досуга педагогическая деятельность влияет у всех учителей, так как сама профессия предъявляет много требований к педагогу. Учитель должен быть примером для учеников. И во многом при выборе форм и места проведения досуга учителя ориентируются на такой отдых, чтобы не встретить учеников или их родителей. Также учитель планирует свой отпуск на лето, когда у учащихся каникулы.

Различия обнаружены по следующим критериям.

«Семейное положение» . Часто у учителей семейная (личная) жизнь не складывается из-за работы. Это ярко отражается на опытных учителях: 55% разведены или вообще не состояли в браке. Это обусловлено тем, что профессия стоит на первом месте и занимает очень много времени.

«Профессионально-значимые личностные качества» . Учителя выделяют такие профессионально-важные качества (встречающиеся не менее двух раз), как: терпимость, любовь к детям, ответственность, трудолюбие. При этом стоит отметить, что данные качества больше представлены у опытных учителей. Из чего можно сделать вывод, что профессионально – важные качества развиваются в процессе накопления опыта.

«Профессиональные деформации ». Развитие профессионально-важных качеств (профессионализм) тесно связан с профессиональными деформациями. У учителя также происходят и профессиональные деформации его личности (пятый критерии описания образа жизни). Здесь происходит перенос форм профессионального поведения в другие сферы жизни. Это подтверждают и данные наблюдения и бесед: учителя ведут себя на улице, дома так же, как обычно ведут себя на работе.

Сами «опытные» учителя отмечают, что профессия влияет на их взаимоотношения в семье и с друзьями (шестой критерий описания образа жизни): они не всегда могут переключиться и общаются с близкими, как на работе (переносят стиль общения на работе в семью), следят за своей речью и речью окружающих, общаются на учительских тонах, часто говорят о работе.
Именно перечисленные выше особенности: перенос форм профессионального поведения и стиля общения в семью, – могут повлиять на семейные разлады. Психологи здесь могут помочь педагогам научиться абстрагироваться от проблем школьной жизни, чтобы не переносить стиль общения с учащимися в семью.

На «неопытных» учителей профессия еще не наложила такой отпечаток. Они указывают позитивное влияние профессии на взаимоотношения с окружающими (например, более высокий статус в семье). «Неопытные» учителя не испытывают таких трудностей с переключением с педагогической деятельности на другие виды деятельностей, как «опытные» учителя.

Учителя указывают некоторые специфические особенности педагогической деятельности (встречающиеся не менее двух раз): авторитарность, правильность, эмоциональные и физические нагрузки, постоянное напряжение, стиль поведения и общения. Так же все «опытные» учителя отмечают, что профессия учителя «затягивает». Профессия учителя настолько изменяет структуру его личности, что меняется отношение и ко всему происходящему в мире. У большинства «опытных» учителей в процессе работы поменялось мировоззрение, отношение к людям.

Так же работа учителя забирает большие энергетические запасы, что приводит к тому, что учитель становится раздражительным, вспыльчивым. Возможно, это также является причиной неудач в семейной жизни учителя. Задачей психолога является помочь учителю справиться со стрессовыми ситуациями, эмоциональными перегрузками, научить управлять собственным эмоциональным состоянием.

Так же критерием описания образа жизни является «общение ». Влияние педагогической деятельности проявляется в темах общения со знакомыми и круге общения. Для большинства «опытных» учителей наиболее частыми темами общения являются работа и дети. А большинство друзей – учителя. Т.е. мы можем сказать, что коммуникативный уровень образа жизни опытных учителей подчинен уровню практической деятельности. Круг общения учителей, круг людей, с которыми он проводит досуг, обсуждает, планирует во многом определяется кругом его коллег, а темы общения – кругом профессиональных проблем. У «неопытных» учителей такой связи не выявлено. Таким образом, коммуникативный слой образа жизни «опытных» учителей сильно детерминирован проблемами профессиональной деятельности.

Таким образом, существуют специфические особенности образа жизни учителя. А так же влияние профессии на различные характеристики образа жизни «опытных» и «неопытных учителей» различно, т.е. можно сказать, что с увеличением педагогического опыта усиливается профессиональная специфичность образа жизни.

2. Также в нашем исследовании использовалась методика Семантический дифференциал . Полученные данные обрабатывались методом семантических универсалий (Е.Ю. Артемьева). Полученные результаты были сведены в таблицы.

Таблица 1

Результаты, полученные с помощью метода семантических универсалий опытных и неопытных учителей

«Опытные» учителя

«Неопытные» учителя

Характеристика

Характеристика

напряженный

открытый

ответственный

понимающий

уважительный

рациональный

дружеский

нравственный

нравственный

положительный

демократичный

истинный

уважительный

достойный

достойный

дружеский

положительный

осмысленный

миролюбивый

понимающий

насыщенный

ответственный

бодрый

счастливый

компромиссный

истинный

миролюбивый

альтруистичный

подвижный

настоящий

интересный

Жирным шрифтом выделены различия.

Из таблицы видно много совпадений в оценке своего образа жизни «опытными» и «неопытными» учителями. Сходство обусловлено самой методикой . А также тем, что уже в первые годы работы учителем, профессиональная деятельность значительно влияет на жизнь педагога. Так же сама профессия обязывает учителя к особому стилю поведения: учитель должен быть примером для всех, поэтому старается вести положительный образ жизни, понять детей, проявляет доброту. Это необходимые для педагогической деятельности личностные качества. Уже в первые годы работы в школе у учителей проявляются такие качества как нравственность, правильность. Также можно отметить специфический стиль общения учителей: профессиональная деятельность требует проявлять уважительность, понимание, доброжелательность, заботу об учащихся.

Так как мы сравниваем образ жизни «опытных» и «неопытных» учителей, то для нас более информативным является наличие различий. В универсалию первой группы («опытные» учителя) входят качества, описывающие их образ жизни как наполненный (1,12,19,20), активный (13,18), открытый людям (14,16), правильный (осмысленный) (4,10). В универсалию второй группы («неопытные» учителя) входят качества, характеризующие их образ жизни как беззаботный (11,13) и невластный (1,6). Можно сказать, что образ жизни опытных учителей более осмыслен, а «неопытные» учителя оценивают свой образ жизни как более легкий, беззаботный. Складывается впечатление, что у «неопытных» учителей более легкий взгляд на жизнь. Их образ жизни отличается некоторой поверхностью (легкостью поведения). Образ жизни «опытных» учителей более насыщен, активен, осмыслен.

Различия между характеристиками двух групп обусловлены тем, что в процессе выполнения деятельности, у человека постепенно формируются особые качества и черты, присущие представлениям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления. Эти качества больше представлены у «опытных» учителей. Говоря словами А.Н. Леонтьева, деятельность конституирует, т.е. выстраивает психическую структуру человека. Это подтверждают и данные анкеты.

Также стоит отметить, что количество характеристик в универсалии и их вес у опытных учителей больше. В связи с этим можно говорить, о том, что «опытные» учителя более сплоченно оценивают свой образ жизни, чем «неопытные» учителя. Сплоченность обусловлена опытом одинаковой деятельности.

3. Так же для данного исследования был использован ассоциативный эксперимент .

Полученные результаты сведены в таблицы.

Таблица 2

Данные по ассоциативному эксперименту группы опытных учителей

«Опытные» учителя

Моя
работа

Отдых

Семья

Сын, дочь

Трудности

Телевизор

Путешествия

Усталость

Сын(дочь)

Взаимопонимание

Лес (сопка)

Родители

Творчество

Таблица 3

Данные ассоциативного эксперимента группы неопытных учителей

«Неопытные» учителя

Моя работа

Отдых

Моя семья

Родители

Телевизор

У «опытных» учителей большая сплоченность в ассоциациях на стимул «Моя работа». На первом месте у «опытных» учителей на данный стимул стоят чувства, а у «неопытных» работа ассоциируется с предметом профессии. Для «опытных» учителей работа эмоционально-значимее, чем для «неопытных».

Таким образом, для «неопытных» учителей работа больше ассоциируется с детьми, коллегами, т.е. участниками учебного процесса. А у «опытных» учителей работа больше ассоциируется с чувствами, вызываемыми работой, а потом уже предметом педагогической деятельности.

На стимул «отдых» в обеих группах присутствуют достаточно схожие ассоциации. Такое сходство ассоциаций, обусловлено тем, что отдых для нас всегда связан с чем-то приятным. И многие люди отдыхают одинаково: проводят время с друзьями, семьей или смотрят телевизор. Для всех учителей отдых ассоциируется с летом, вероятно, потому что отпуск учителя практически всегда приходится на летние каникулы. Но существуют и различия в ассоциациях «опытных» и «неопытных» учителей на данный стимул. Для «неопытных» учителей отдых ассоциируется с весельем. У «опытных» учителей ассоциации на данный стимул связаны со спокойным проведением досуга. У «опытных» учителей отдых меньше связан с общением, чем у «неопытных».

На стимул «Моя семья» в группе «неопытных» учителей выявлены ассоциации, характеризующие состав семьи и одна ассоциация, характеризующая отношения. У «опытных» учителей семья больше ассоциируется с чувствами, чем у «неопытных». Это может быть связано с возрастными особенностями.

В целом стоит отметить, что в ассоциативные семантические универсалии на все стимулы у «опытных» учителей больше ассоциаций, чем у «неопытных», что говорит о большем сходстве (единстве) ассоциаций у «опытных» учителей

Таким образом, «опытные» учителя более сплоченно оценивают свой образ жизни, чем «неопытные» учителя. Сплоченность обусловлена опытом одинаковой деятельности, т.е. идет одинаковый процесс конституирования.

Из всего выше сказанного, можно судить о различиях образа жизни «опытных» и «неопытных» учителей.

У учителя существуют специфические циклы его профессиональной деятельности. Он планирует свою деятельность на неделю, четверть, учебный год. От профессиональной деятельности учителя зависят другие формы его деятельности. Учитель, как правило, планирует отпуск на лето, когда у детей каникулы. Стоит отметить, что учителям из-за работы не хватает времени для общения с друзьями (данные анкеты). «Опытные» учителя менее ориентированы на общение во время отдыха. Это обусловлено тем, что у них более устоявшаяся группа общения и форма проведения досуга (для них более важен отдых возле телевизора или сон, чем веселье). Также «опытные» учителя хронически больше устают от общения, чем «неопытные».

Профессиональная занятость влияет на все сферы жизни профессионала и его близких. У учителей мало времени для воспитания своих собственных детей и для общения с друзьями. Особенно сильно это проявляется у «опытных» учителей. Что подтверждают данные анкеты и беседы. У «опытных» учителей общение больше подчинено их профессиональной деятельности.

Каждый учитель не просто ведет уроки, но также готовится к ним, при этом каждый класс требует своей подготовки. Все это влияет на семейную жизнь учителя, так как уходит много сил и времени на школу, на свою семью времени остается мало. Особенно сильно это влияние проявляется у опытных учителей (что показывают данные анкеты и беседы). Из наблюдений, анкеты и бесед мы можем судить о трудностях с переключением с профессиональной деятельности на другие виды деятельности у опытных учителей. Также стоит отметить, что «опытные» учителя относятся к своей работе более напряженно, чем «неопытные» (об этом свидетельствуют результаты, полученные с помощью ассоциативного эксперимента, семантического дифференциала, наблюдения). Они более «озабочены» проблемами школьной жизни, как показывают данные наблюдения и бесед.

Подводя итог, можно сказать, что «опытные» учителя более профессионально деформированы. Но также у них более развиты профессионально-важные качества (данные анкеты).

Некоторые различия в образе жизни опытных и неопытных учителей обусловлены возрастными различиями, но мы не можем проконтролировать данную переменную (возраст), т.к., как правило, опыт и возраст разделить очень трудно: обычно «опытные» учителя более старшего возраста, чем «неопытные».

Таким образом, полученные данные подтверждают наше предположение о том, что существуют различия в образе жизни «опытных» и «неопытных» учителей и что с увеличением опыта педагогической деятельности профессия оказывает все большее влияние на жизнь учителя.

Проведенное исследование показывает, что чем больше стаж педагогической деятельности, тем более профессионально специфичным становится образ жизни учителей, тем более профессионально-деформированными становятся педагоги, профессия все больше начинает влиять на непрофессиональную жизнь учителей. Данные, полученные в исследовании ярко свидетельствуют о том, что с учителями необходимо проводить индивидуальную и групповую работу.

Психологической службой нашей гимназии проводится работа с педагогами в различных направлениях:

  1. Диагностическая. На данном этапе мы проводим исследования в различных направлениях, диагностируем степень профессионального сгорания педагогов, их личностные особенности и т.д.
  2. Просветительская. Выступая на педагогических советах, психологи нашей службы дают рекомендации педагогам, как лучше справляться со стрессовыми ситуациями, эмоциональными перегрузками, по управлению собственным эмоциональным состоянием.
  3. Коррекционно-развивающая. По результатам диагностики проводятся тренинги различной направленности, коррекционные занятия, на которых мы учим педагогов «оставлять работу на работе» (не переносить работу в личную жизнь), работаем в рамках профилактики профессионального выгорания учителей, учим педагогов пользоваться релаксационными техниками и т.д.

Данная работа необходима, так как только здоровый учитель может обучить и воспитать здорового учащегося. От эмоционального состояния учителя зависит и сам образовательный процесс. Если учитель раздражен, плохо себя чувствует, устал, то и качественной передачи знаний не получится. Соответственно, чтобы повысить качество образования необходимо, чтобы в образовательном процессе участвовали здоровые участники.
Таким образом, изучение личности педагога, педагогического коллектива является необходимым условием для дальнейшей работы с учителями, которая повысит эффективность педагогической деятельности специалиста.

По результатам проведенного исследования нашей службой были разработаны некоторые рекомендации и созданы брошюры. Пример одной из них мы представляем в данной статье.

Учителю на заметку

Дорогие учителя! Помните, что…

  1. Ваши близкие и друзья не являются Вашими учениками.
  2. Вы являетесь не только учителем, но и матерью (отцом), женой (мужем), подругой (другом) и т.д.
  3. При отдыхе в общественном месте Вы не учитель, Вы такой отдыхающий, как и все остальные.
  4. Невозможно сделать всех дел. Выделите …
  5. Необходимо посвящать некоторое время Вашему любимому увлечению. Это может быть совместное увлечение для всей семьи – тогда Вы не только получите удовольствие от любимого занятия, но и проведете время с семьей.

Список используемых источников

1. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Изд-во Ленинградского Ун-та, 1967.-176с.; 71.
2. Серкин, В.П. Образ мира и образ жизни. – Магадан, 2005. – 331 с.