Времена года

Работа завуча по учебной работе в школе. Плюсы и минусы в работе завуча по вр. Система отчетной документации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

БАЛТИЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

города Балтийска

Приказ №_____ Утверждаю______

«_____»_____________ 20__г. директор МОУ ВСОШ

«______»____________20___г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ЗАВУЧА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

1. Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики педагога - организатора, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации служба охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования РФ, утвержденные приказом Минобразования РФ от 01.01.01 г. № 92.

1.2. Завуч по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.

Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. Завуч по воспитательной работе должен иметь высшее и стаж педагогической работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях.

1.4 . Завуч по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. Завучу по воспитательной работе непосредственно подчиняются руководители методических циклов, учителя, классные руководители , заведующий библиотекой, может быть сам руководителем методических циклов.

1.6. В своей деятельности завуч по воспитательной работе руководствуется Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации , указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Педагог-организатор соблюдает Конвекцию о правах ребенка.

2. Должностные обязанности

Завуч по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

2.1.Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся в школе и по месту жительства, создаёт условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.

2.2.Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся и взрослых.

2.3.Способствует реализации прав ребёнка на создание детских ассоциаций, объединений.

2.4.Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся в сфере их свободного времени , досуга и развлечений.

2.5.Привлекает к работе с обучающимися работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.

2.6.Организует работу ученических органов самоуправления.

2.7.Организует каникулярный отдых обучающихся.

2.8.Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.9.Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.

2.10.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

2.11.Участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы; родительских собраниях и конференциях.

2.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

2.13.Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

2.14.Оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае , принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

2.15.Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства информацию обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность обучающихся.

2.16.Организует изучение обучающимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и др.

2.17.Соблюдает законные права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.

2.18.Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

3. Права

Завуч по воспитательной работе имеет право:

3.1.Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать её исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.

3.2.Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе педагогического совета школы.

3.3.На защиту профессиональной чести и достоинства.

3.4.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.5.Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

2.6.На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случае, предусмотренных законом.

3.7.Повышать квалификацию.

3.8.Проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения аттестации.

3.9.Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом школы.

3.10.Внеочередной медосмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медосмотра (обследования).

3.11.Имеет право на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск.

4. Ответственность

4.1.В установленном законодательством РФ порядке завуч по воспитательной работе несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время культурно-массовых, и иных досуговых мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения подобных мероприятий.

4.2.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, завуч по воспитательной работе несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством.

4.3.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог-организатор может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей завуч по воспитательной работе несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5. Требования к работнику.

5.1 Завуч по воспитательной работе должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

5.2 Завуч по воспитательной работе и аттестации на квалификационную категорию должен отвечать требованиям тарифно-квалификационных характеристик.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Завуч по воспитательной работе:

6.1.Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждённому директором школы.

6.2.Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школ и учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями.

6.3.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.4.Представляет директору школы по воспитательной работе письменный отчёт о своей деятельности объёмом не более пяти печатных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

6.5.Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.6.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлена ________________________

________________________

«_____»________________20____ г.

(нажмите на любую из перечисленных категорий, и вы узнаете права и обязанности каждого из них). Но про кого же мы забыли и всё еще не рассказали? Хотите узнать, чем должен заниматься завуч и директор школы? Вот сейчас этим и займёмся.

Если кто не знал, то в школе есть завуч (заместитель директора) по учебной работе (их может быть и не один) и завуч по воспитательной работе (хотя в данном случае завуч – неправильное слово, так как содержит в себе «ЗАВедующий Учебной частью», но по старинке и заместителя директора по воспитательной работе называем так). С них и начнём наш рассказ об администрации школы.

Чем занимается завуч в школе

Заместитель директора по учебной работе — лицо не менее важное, чем директор. Иногда даже он становится важнее, если последний по своим личностным качествам уступает своему заместителю.

«Закупать унитазы – не моё призвание»

Как сказала завуч в моей школе: «Мне всегда прочили место директора, но я остаюсь на должности завуча, потому что закупать унитазы – не моё призвание» .
Что же входит в обязанности завуча? А очень многое. И это многое так же зависит от его личных качеств. Начнём с ответственности, далее – обязанности и права.

1. Ответственность завуча

Как правило, завуч – это первое лицо, в которое летят все шишки от родителей. Если что-то в школе не нравится, произошло ЧП и т.д. – все идут к нему (да, это его работа, отвечать на все претензии).
Ответим на самый распространённый вопрос: «Имеет ли право завуч собирать деньги с родителей?» (об этом я уже писала в , когда с вас требуют деньги на родительских собраниях). Не имеет. Поэтому сваливает эту заботу на плечи учителей.
Учитель – не материально ответственное лицо, поэтому ему никакого наказания за сбор денег не должно последовать. А вот представитель администрации школы будет наказан, вот и требует с учителей унижаться перед родителями, выпрашивая деньги на очередное окно.

Подслушано в другой школе

Слышала от учителя, работающего в гимназии, что их администрация очень строго следит, чтобы никакие деньги с родителей не сдирались. Точно не знаю, бюджет гимназии намного превышает бюджет обычной общеобразовательной школы или нет, но директор или завуч там молодец. Повезло учителям этой гимназии и родителям тоже.

Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой. Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д. Это уже не так важно для родителей.

Нужно знать, что любые конфликты, претензии, школьные проблемы нужно решать через этого человека. Это его обязанность и в большинстве случаев он заинтересован в их благоприятном исходе для вас и школы.

2. Какие обязанности и полномочия имеет завуч

1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).
2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.
3. Составляет расписание занятий.
4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.
5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.
6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.
7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.
8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.
9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.

3. Права завуча

Их мало, но он:
1. Имеет право посещать любые занятия учителей в его школе.
2. Давать обязательные для выполнения распоряжения своим подчинённым.

Как я уже сказала, в школе может быть и больше одного завуча по учебной работе. В нашей школе один занимался «общественной деятельностью (принимал родителей, общался с отстающими детьми или с детьми с плохим поведением, занимался отбором кадров и т.д.), а второй – следил за правильным оформлением документов, заполнением журналов, готовил собрания педсовета и т.д.

Ещё в школе есть должность завуча по воспитательной работе, которую я называю так:

Завуч по развлекательной работе

Он тоже может посещать уроки учителей, но его деятельность больше направлена на внеурочные занятия детей: праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия (но все они носят воспитательный характер).
Этому завучу подчиняются не учителя, а классные руководители. Именно к нему они могут обратиться за помощью при разработке классных часов, чаепитий и других мероприятий.
В конце каждой четверти классный руководитель сдает завучу по воспитательной работе отчёт, в котором пишет: сколько классных часов проведено и на какие темы, сколько родителей присутствовало на и какая была его тема, в каких мероприятиях участвовал класс, занял ли призовые места и прочее.

Подводя итог вышесказанному, скажу, что завуча по воспитательной работе в своей школе я очень редко заставала в своём кабинете. Она постоянно была то у педагогов-организаторов, то на каком-нибудь мероприятии, то на встрече с какими-нибудь организациями, то ещё где-нибудь. По сути это главный школьный тамада, у которого нет ни минуты свободного времени.

Чем занимается директор школы

Последнюю часть нашей статьи посвятим главному человеку в каждой школе – директору.

Чем он занимается:
1. Назначает и снимает с должности своих заместителей (по учебной работе, по воспитательной, по охране труда и т.д.)
2. Принимает на работу педагогических работников (хотя это может делать и завуч), следит за их деятельностью.
3. Может посещать любые уроки, проводимые учителями школы.
4. Назначает надбавки и прибавки к окладу работников школы.
5. Утверждает учебные планы, графики, расписание, педагогическую нагрузку учителей и графики отпусков.
6. Организует в школе питание, медицинскую помощь.
7. Занимается правильным распределением бюджетных средств (например, на покупку тех же унитазов).
8. Управляет имуществом школы (может, например, сдавать в аренду спортзал).
9. Должен сообщать о несчастных случаях в вышестоящие органы, родителям учащихся.
10. Запрещает проведение занятий, если возникла угроза здоровью обучающихся (например, вводит в школе по гриппу).
11. Издает приказы и обязательные распоряжения работникам школы.
12. Привлекает к ответственности работников или учащихся школы.

Все жалобы, которые родители подают в школу, будут проходить через директора, и он будет нести за это ответственность.

За все недостатки и упущения, которые может выявить проверка, тоже будет нести ответственность директор. Любые спорные и проблемные вопросы, которые возникают у родителей, детей, учителей тоже проходят через директора. И это при том, что мы ещё не упомянули про жизнь, здоровье детей, выполнение программ и т.д. Директор – лицо школы и за всё отвечать ему.

Конечно, вышеописанные обязанности администрации школы не могут вам дать представление о том, какая же огромная ответственность лежит на плечах этих людей. Ведь от них зависит очень многое – кто будет учить ваших детей, в каких условиях они будут учиться, по каким программам и многое другое. В большинстве случаев, эти люди очень заинтересованы в том, чтобы сделать свою школу самым лучшим образовательным учреждением и им нужна ваша помощь. Где-то материальная (да, снова ваше нелюбимое), а где-то просто понимание и содействие.
Школа обязана выучить ваших детей, но без вас она не сможет их воспитать. Принимайте в обучении детей не последнее участие, тогда и жаловаться будет не на что.

Спасибо за внимание. Жду ваших откликов, замечаний, вопросов. Если не сложно – расскажите вашим друзьям об этом сайте – кликните на кнопки соцсетей. Узнавайте о выходе новых статей в наших группах ВК и ОДНОКЛАССНИКАХ. Будьте здоровы, до новых встреч.

(нажмите на любую из перечисленных категорий, и вы узнаете права и обязанности каждого из них). Но про кого же мы забыли и всё еще не рассказали? Хотите узнать, чем должен заниматься завуч и директор школы? Вот сейчас этим и займёмся.

Если кто не знал, то в школе есть завуч (заместитель директора) по учебной работе (их может быть и не один) и завуч по воспитательной работе (хотя в данном случае завуч – неправильное слово, так как содержит в себе «ЗАВедующий Учебной частью», но по старинке и заместителя директора по воспитательной работе называем так). С них и начнём наш рассказ об администрации школы.

Чем занимается завуч в школе

Заместитель директора по учебной работе — лицо не менее важное, чем директор. Иногда даже он становится важнее, если последний по своим личностным качествам уступает своему заместителю.

«Закупать унитазы – не моё призвание»

Как сказала завуч в моей школе: «Мне всегда прочили место директора, но я остаюсь на должности завуча, потому что закупать унитазы – не моё призвание» .
Что же входит в обязанности завуча? А очень многое. И это многое так же зависит от его личных качеств. Начнём с ответственности, далее – обязанности и права.

1. Ответственность завуча

Как правило, завуч – это первое лицо, в которое летят все шишки от родителей. Если что-то в школе не нравится, произошло ЧП и т.д. – все идут к нему (да, это его работа, отвечать на все претензии).
Ответим на самый распространённый вопрос: «Имеет ли право завуч собирать деньги с родителей?» (об этом я уже писала в , когда с вас требуют деньги на родительских собраниях). Не имеет. Поэтому сваливает эту заботу на плечи учителей.
Учитель – не материально ответственное лицо, поэтому ему никакого наказания за сбор денег не должно последовать. А вот представитель администрации школы будет наказан, вот и требует с учителей унижаться перед родителями, выпрашивая деньги на очередное окно.

Подслушано в другой школе

Слышала от учителя, работающего в гимназии, что их администрация очень строго следит, чтобы никакие деньги с родителей не сдирались. Точно не знаю, бюджет гимназии намного превышает бюджет обычной общеобразовательной школы или нет, но директор или завуч там молодец. Повезло учителям этой гимназии и родителям тоже.

Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой. Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д. Это уже не так важно для родителей.

Нужно знать, что любые конфликты, претензии, школьные проблемы нужно решать через этого человека. Это его обязанность и в большинстве случаев он заинтересован в их благоприятном исходе для вас и школы.

2. Какие обязанности и полномочия имеет завуч

1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).
2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.
3. Составляет расписание занятий.
4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.
5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.
6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.
7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.
8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.
9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.

3. Права завуча

Их мало, но он:
1. Имеет право посещать любые занятия учителей в его школе.
2. Давать обязательные для выполнения распоряжения своим подчинённым.

Как я уже сказала, в школе может быть и больше одного завуча по учебной работе. В нашей школе один занимался «общественной деятельностью (принимал родителей, общался с отстающими детьми или с детьми с плохим поведением, занимался отбором кадров и т.д.), а второй – следил за правильным оформлением документов, заполнением журналов, готовил собрания педсовета и т.д.

Ещё в школе есть должность завуча по воспитательной работе, которую я называю так:

Завуч по развлекательной работе

Он тоже может посещать уроки учителей, но его деятельность больше направлена на внеурочные занятия детей: праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия (но все они носят воспитательный характер).
Этому завучу подчиняются не учителя, а классные руководители. Именно к нему они могут обратиться за помощью при разработке классных часов, чаепитий и других мероприятий.
В конце каждой четверти классный руководитель сдает завучу по воспитательной работе отчёт, в котором пишет: сколько классных часов проведено и на какие темы, сколько родителей присутствовало на и какая была его тема, в каких мероприятиях участвовал класс, занял ли призовые места и прочее.

Подводя итог вышесказанному, скажу, что завуча по воспитательной работе в своей школе я очень редко заставала в своём кабинете. Она постоянно была то у педагогов-организаторов, то на каком-нибудь мероприятии, то на встрече с какими-нибудь организациями, то ещё где-нибудь. По сути это главный школьный тамада, у которого нет ни минуты свободного времени.

Чем занимается директор школы

Последнюю часть нашей статьи посвятим главному человеку в каждой школе – директору.

Чем он занимается:
1. Назначает и снимает с должности своих заместителей (по учебной работе, по воспитательной, по охране труда и т.д.)
2. Принимает на работу педагогических работников (хотя это может делать и завуч), следит за их деятельностью.
3. Может посещать любые уроки, проводимые учителями школы.
4. Назначает надбавки и прибавки к окладу работников школы.
5. Утверждает учебные планы, графики, расписание, педагогическую нагрузку учителей и графики отпусков.
6. Организует в школе питание, медицинскую помощь.
7. Занимается правильным распределением бюджетных средств (например, на покупку тех же унитазов).
8. Управляет имуществом школы (может, например, сдавать в аренду спортзал).
9. Должен сообщать о несчастных случаях в вышестоящие органы, родителям учащихся.
10. Запрещает проведение занятий, если возникла угроза здоровью обучающихся (например, вводит в школе по гриппу).
11. Издает приказы и обязательные распоряжения работникам школы.
12. Привлекает к ответственности работников или учащихся школы.

Все жалобы, которые родители подают в школу, будут проходить через директора, и он будет нести за это ответственность.

За все недостатки и упущения, которые может выявить проверка, тоже будет нести ответственность директор. Любые спорные и проблемные вопросы, которые возникают у родителей, детей, учителей тоже проходят через директора. И это при том, что мы ещё не упомянули про жизнь, здоровье детей, выполнение программ и т.д. Директор – лицо школы и за всё отвечать ему.

Конечно, вышеописанные обязанности администрации школы не могут вам дать представление о том, какая же огромная ответственность лежит на плечах этих людей. Ведь от них зависит очень многое – кто будет учить ваших детей, в каких условиях они будут учиться, по каким программам и многое другое. В большинстве случаев, эти люди очень заинтересованы в том, чтобы сделать свою школу самым лучшим образовательным учреждением и им нужна ваша помощь. Где-то материальная (да, снова ваше нелюбимое), а где-то просто понимание и содействие.
Школа обязана выучить ваших детей, но без вас она не сможет их воспитать. Принимайте в обучении детей не последнее участие, тогда и жаловаться будет не на что.

Спасибо за внимание. Жду ваших откликов, замечаний, вопросов. Если не сложно – расскажите вашим друзьям об этом сайте – кликните на кнопки соцсетей. Узнавайте о выходе новых статей в наших группах ВК и ОДНОКЛАССНИКАХ. Будьте здоровы, до новых встреч.

Думаю, что заголовок моей очередной статьи оказался интригующим. Вы не потеряете много времени, если дочитаете пост до конца. Те люди, которые хоть раз работали в должности завуча по воспитательной работе, понимают прекрасно о чем идет речь. Сегодня расскажу о плюсах и минусах этой деятельности.

Начиная с сентября, я давно обдумывала тему новой статьи, касающуюся именно моего нынешнего статуса. Дело в том, что в мае 2017 года мне предложили взять на себя ставку заместителя директора по воспитательной работе. Я, не раздумывая, согласилась.

В этом для меня были определенные плюсы:

1) Работа по совместительству в соседней школе была рассчитана на один учебный год, а это означало, что мне нужно было искать другой дополнительный источник дохода.

2) Дочка идет в первый класс. Было решено отдать ее в свою же школу, где мое основное место работы. Кабинет завуча по соседству с кабинетом первого класса. Ребенок всегда под присмотром и сможет в любой момент обратиться за помощью.

3) Ну, и конечно-же, удобно мне работать на одном месте, а не ездить из одной школы в другую, боясь опоздать на уроки.

Изменения вокруг тебя …

Пока длился летний отпуск, я все равно внутри боялась того, чего ожидать впереди и что будет, как всё изменится с моей новой должностью. А изменения произошли кардинальные.

Окружающие меня коллеги, с интересом спрашивали: «И вы согласились на эту должность?». В их глазах было, своего рода, какое-то недоумение или опаска. Мне было непонятно. Чего же все так избегают в этом вакантном месте? Втянувшись в работу, я поняла чего — ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Не каждый осмелится взвалить на свои плечи такой груз. Но т.к. мне хотелось достичь чего-то большего, попробовать себя в разных сферах деятельности, поэтому не отказалась от предложения стать завучем.

Про сложности в коллективе

Наступил долгожданный день — 1 сентября. Мы с дочкой на пороге первого класса.

Вот и подписываю приказ о моем назначении на время декретного отпуска основного завуча. Эта мысль меня немного успокаивала, что если вдруг мне не понравится, то хоть это на время, а с другой стороны, дальше будет виднее, стоит ли оно того. Думаю, что летом напишу отзыв о прожитом учебном годе в статусе завуча.

Вообще поначалу психологически очень тяжело: тебя все привыкли воспринимать как простого учителя, и вдруг ты становишься начальником. Здесь очень важно не потерять себя, не заболеть этой звездной болезнью.

Конечно, было сложно, потому что в коллективе были друзья. А когда дело касалось работы, надо было забывать о дружбе. Так как только ты сама понимаешь, что несешь ответственность и вовремя невыполненная работа, на дружбе с коллегами скажется однозначно не в пользу дружбы.

Разумеется, ты начинаешь узнавать свой коллектив совершенно с другой стороны. Те люди, которые казались тебе милыми и приветливыми, начинают показывать зубы и вообще стараться не замечать тебя, потому что ты молода и неопытна. И вообще, потому что ты стала администрацией.

Есть люди, которые после твоего повышения, остаются людьми и продолжают с тобой общаться по-прежнему.

В этой должности я открыла для себя несомненный плюс это общение с новыми людьми, расширяется круг знакомств и тебя уже узнают. А самое главное, это общение с вышестоящими людьми.

Самоорганизация или тайм-менеджмент

В этом вопросе нужно быть грамотным и правильно построить свою систему работы. Сначала я просто не знала за что браться и за что хвататься. В этой работе нужно быть не просто мобильной, а супермобильной. Нужно уметь быстро перестроиться, быстро найти решение и ответ на вопрос. И как обычно бывает в данной ситуации, нужно успеть подать информацию до обеда или в течение часа. Эх…

Здесь на выручку приходит правильно составленное расписание, распорядок дня или, по-другому, план-сетка. Для себя я составила вот такой план.
На листе ватмана формата А3 составила план мероприятий и встреч, по их проведению, каждый квадратик заклеиваю стикером. Поверьте, это лучше, чем повсюду валяющиеся бумажки с номерами телефонов и напоминаний.

Мой рабочий день начинается всегда с 8 часов утра, а бывает и ранее. Заканчивается почти в такое же время вечера, но бывает и ранее:)

Ко всему привыкаешь, также привыкла и я, и мой организм. Встаю в 6 утра . В ванной комнате провожу 20-30 минут. Потому как для меня привести себя в порядок, сделать make-up, это ритуал. далее привожу в порядок дочек. Младшую быстро одеваю в детский сад, старшую с собой в школу.

Насчет старшей дочки. С приобретением квартиры, которая находится в пятиминутной ходьбе от работы, вопрос самостоятельности ребенка очень быстро решился. Ей был выдан комплект ключей и мне не нужно было впоследствии провожать ее до дома.

Наверное самый большой минус во всей моей занятости это моя БОЛЬШАЯ занятость на работе. Я не успеваю порою просто тщательно проверить готовность ребенка к школе. Но она сама в этом плане достаточно самоорганизована и все учебники сложит в портфель по расписанию. А мне, как бы тяжело это не было, но даже в 10 вечера нужно проверить все ли правильно.

Работа или бумажная волокита

Те, кто работал в этой должности или хотя бы попробовал себя в ней, понимают, что в большей степени здесь ведется бумажная волокита, чем работа с детьми. Увы, такова политика нашего государства. Сразу в голове всплывает анекдот 🙂

Так и в нашей работе завуча.

Зачастую просто не хватает времени на подготовку к урокам. Совмещать большее количество часов и ставку завуча просто не получится из-за нехватки времени и разных мероприятий, по причине которых приходится свои уроки оставлять на второй план. Здесь нужно выбирать или уроки, или мероприятие за которое отвечаешь.

Не работа, а сплошные праздники…)

Праздники! Вы удивитесь, сколько в стране праздников! И не только приятные душе и сердцу День Победы и Новый год. Вот, 7 апреля -Единый день здоровья. Почти всё — сфотографировать, описать, отправить… И это — тоже, пока ещё вершина)))) Не поверите, но я только успеваю писать статьи на сайт школы. Я чаще пишу теперь туда, чем на свой блог. Да к тому же и в сроки нужно уложиться. Сайты школ проверяют каждую неделю и следят за информацией.

Постоянно отчёты-отчёты…

А помимо этого есть антикоррупция, антитеррор, антинаркотики, сотрудничество с инспектором ПДН, постановка на учёт, скрытый учёт, ПДД, работа с родителями, разбор всех скандалов и нарушений поведения … Это только вершина айсберга… Конечно, психолог и соц. педагог — Вам в помощь…В нашей школе, эти два святых работника есть! и часть этой работы на их плечах, слава Богу. Тяжело приходится тем, кто работает один в одном лице. Но если школа малокомплектна, то это не так страшно.

Достижения

За небольшие 4 месяца моей работы в этой должности уже есть некоторые достижения:


Ну, а теперь, подведем черту о плюсах и минусах.

МИНУСЫ

  • Нехватка времени на семью . Хорошо, когда есть помощь со стороны понимающего супруга и бабушек.
  • Отношения в коллективе начинают проявлять себя с другой стороны. Здесь нужно быть готовым к тому, что начнут искать в вас всяческие недостатки.
  • Не всегда удается качественно подготовиться к урокам. Большая нагрузка по часам невозможна. Здесь может страдать качество на одной из тарелок весов: или уроки или административная работа. Однако мне не мешает моя занятость совмещать свою работу и по-прежнему внедрять в уроки интересные элементы, а также интерактивные тетради.
  • Отвлекают от основной работы завуча разного рода мероприятия , которые наваливаются сверху, которые придумывает всяк кому не лень.
  • Зарплата оставляет желать лучшего , если вы работаете только как завуч, не ведете дополнительные часы как предметник

ПЛЮСЫ

  • Расширяется круг общения. Вы становитесь не просто обычным учителем, а Вас знают в лицо и узнают.
  • Самоорганизованность и самостоятельность. Вы учитесь правильно организовывать свое время и себя. Для жизни и работы — это несомненный плюс.
  • Уважение в глазах других. В глазах учеников и просто близких людей, а возможно, и некоторых коллег Вы приобретаете долю уважения.
  • Карьерный рост. Думаю, что он возможен:)
  • Финансовая составляющая. Но оклад побольше, чем у учителя:)
  • Ритм жизни. Он по-настоящему мобилен!

А какие Вы,коллеги и друзья, находите плюсы и минусы от данной работы?! Делитесь комментариями. Буду рада ответить.

Facebook Comments

Завуч — заведующий учебной частью, заместитель директора среднего учебного заведения.

Должности завучей:

Завуч по научно-методической работе (Планирует и контролирует научную работу учащихся)

Завуч по учебно-воспитательной работе (Составляет расписание, занимается методической работой, внутришкольным контролем)

Завуч по административно-хозяйственной работе (Контролирует хозяйственную деятельность школы, обеспечение учебного процесса)

При необходимости должности могут быть разделены (отдельно научная и методическая, учебная и воспитательная работа) или объединены (например, единственный зам. директора в небольшой школе).

Работа завуча регулируется должностной инструкцией, уставом школы, законом РФ "Об образовании".

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником.

Для завуча одно из главных качеств - умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” - это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами.

Главное - создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.