Про природу

Образцы устных высказываний по русскому языку. Олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему: К олимпиадам. Сильные учителя бывают и в обычных школах

Новое платье, конспект и Ваенга - к удаче!
«Успеха!». Это простое пожелание, посланное тебе вдогонку другом, вселяет надежду на благополучное разрешение любого вопроса. Но что мы понимаем под словом «успех»? Всезнайка «Вики» утверждает, что это «удача в задуманном деле, достижение поставленной цели». А как её достигают? И к кому приходит удача? Об этом и не только рассуждают читатели «ПВ» в рубрике «Анатомия успеха».

Вот и завершился третий этап республиканских предметных олимпиад. Города приветствуют своих героев, а сами участники привыкают к новому статусу - победителей. В таких случаях не принято говорить об обратной стороне медали, хотя там порой скрывается всё самое интересное.

Что именно? Расскажут небезызвестные ныне пинчанки: Марья Янкович (обладательница диплома 1-й степени по белорусскому языку и литературе среди 11-х классов), Карина Кущенко (диплом 2-й степени по белорусскому языку и литературе среди 10-х классов) и Юлия Потрубейко (диплом 3-й степени по обществоведению среди 11-х классов).

- Поздравляю с наградами! Рассчитывали на такие высокие результаты?
Ю.: - Главным было - проверить свои знания. Хотя… надеялась на лучшее!
М.: - Не ожидала победы, но расстроилась бы, если б не выступила достойно.
К.: - Обрадовалась бы любому результату.

- Достаточно ли базовых школьных знаний для победы на олимпиаде?
К.: - Одного учебника мало!
М.: - Из школьной программы пригодилась только белорусская литература - два из десяти заданий комплексной работы, которая включает ещё сочинение, устное высказывание…

- Как вы готовились к олимпиаде?
М.: - Долго и мучительно. Позади уже две четверти, а я так и не узнала, что такое каникулы. Всё свободное время штудировала справочники, словари…
К.: - И я «поселилась» среди книг, конспектов, учебников. Но за пару дней до олимпиады всё отложила в сторону - нужно усваивать знания постепенно, тогда и результат будет.
Ю.: - Занималась по специальной программе подготовки к ЦТ. В сентябре - дважды в неделю, а накануне олимпиады - ежедневно. Нелегко! Но у меня был стимул: ещё перед городским конкурсом папа пообещал в случае победы купить мне платье. Пришлось занимать 1-е место! (Смеётся.) Но одним нарядом не обошлось: вторую обновку я получила «под ёлку», а третью - в награду за «область».


- Волновались?

Ю.: - Спокойствие - залог моего успеха.
К.: - Без тревог не обошлось, но я настроилась на работу, чтобы показать максимальный результат.
М.: - Был лёгкий «мандраж». Но если его нет, во время устного высказывания ты не сможешь «зажечь» жюри!

- Где проходили олимпиады? Что запомнилось больше всего?
Ю.: - Я побывала в городе Барановичи - много положительных впечатлений от общения с ребятами! Особенно поразила церемония закрытия, когда председатель жюри Павел Павлович Крусь (завкафедрой философии Брестского университета. - Прим. ред. ) исполнил песню Елены Ваенги «Желаю, чтобы все были здоровы».
К.: - Олимпиада по белорусскому языку и литературе проходила в Кобрине. Нам посчастливилось посетить музей Суворова и городской парк.
М.: - Да, он классный! Была безветренная погода, кружился снег… И тема природы на устном высказывании пришлась как нельзя кстати.

- Для вас олимпиада - не впервой! От этого участвовать в ней сложнее или легче?
М.: - В девятом классе мы ехали на соревнования с мыслями: «Главное - не последние», в 11-м - «Не дай бог не первые». Раньше всё воспринималось проще, а за несколько лет ответственности прибавилось.
К.: - В прошлом году не ожидала, что стану обладательницей диплома 3-й степени на республиканском этапе. Сегодня появилась уверенность в своих силах.

- Каков секрет успеха?
М.: - Мой классный руководитель перед каждой областной олимпиадой водит нас в церковь. Было время, я относилась к этому с недоверием. Но когда мы с одноклассником заняли призовые места, поверила в чудо…

Блиц-опрос: что помогает тебе достигать успеха?
Вероника Кондратюк, 16 лет : - Цель, мечта, а самое главное - осознание, что мной будут гордиться родители. Всё, что я делаю, - благодарность им.

Таня Вабищевич, 15 лет : - Совесть. Потому что понимаю: это для моего же блага.


Христина Скуратович, 16 лет
: - Главное - понимать, что без труда ничего не добьёшься! Удача посещает только тех, кто работает в поте лица!
ЮК Елизавета Зельман, г. Пинск.

Дом советов: по методу Копейкиной
Если ты хоть раз попадал на конкурсы риторического мастерства или этапы устных высказываний олимпиады - дай пять! Упражняться в этом нелёгком деле нам придётся ещё не раз - впереди профессионально-психологическое собеседование, «внутренние» экзамены в вуз… Как привлечь удачу в таких ситуациях? Делюсь секретами, которые не раз меня спасали.

1. Заведи тетрадь и записывай в неё умные мысли, цитаты из книг, фильмов, песен, афоризмы, пословицы. Не забудь красиво оформить: пиши разными шрифтами, обводи в рамочки, рисуй «загогулинки»… К ярким цитатам добавь факты, интересную статистику. И зрительная память в нужный момент тебя не подведёт!

2. Читай умные книги - ты сможешь положить их сюжеты в основу выступления, например, сравнив свой жизненный путь с судьбой лирического героя. Важные мысли записывай в тетрадь (ты уже её завёл?) - полезно для общего развития.

3. Раздобудь список вопросов (тем) и проработай хотя бы несколько из них. Так ты почувствуешь себя увереннее. Сложные задания продумай детально, остальные - тезисно.

4. Тренируй свою речь на одноклассниках, друзьях, родителях или «высказывайся» на камеру. Ещё выпиши пару скороговорок: они отлично помогают отрабатывать интонацию и произношение.

5. Продумай, как тебе легче отвечать? Записав цитаты, факты и, опираясь на них, строить рассуждение? Или подойдёт замысловатая схема с основными идеями? А может, тебе проще написать сплошным текстом или составить подробный план? Разработай свой метод. После будешь советовать его другим (и не забудь назвать своей фамилией, например, «метод Копейкиной»).

6. Подумай о своём кумире. Вспомни тембр его голоса или стиль письма, интонацию, «коронные» фразы. Проследи, чем он увлекает публику.

7. И, наконец, золотое правило: «Не наелся - не налижешься». Оно помогало мне не раз! Обычно перед тем, как вот-вот войдёшь в кабинет и вытянешь заветный билет, начинается «трясучка» и подступает желание что-то повторить, вспомнить. Не надо этого делать! Просто сосредоточься на том, что уже выучил, и выложись по полной!
ЮК Алеся Мешкуть.

18 апреля в Курском государственном университете состоялось открытие заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку . Первая такая олимпиада прошла ровно 20 лет назад, и тоже - в Курске. Интересно, что в ситуации «тотальной» безграмотности молодого поколения (не путайте с «тотальным диктантом») детей, всерьез интересующихся русским языком, становится все больше.

Что было

На протяжении первых десяти лет существования всероссийской олимпиады по русскому языку её формат довольно сильно менялся. Несколько раз делались попытки оценивать не только письменную, но и устную речь участников. Например, на 2-й олимпиаде требовалось устное монологическое высказывание, а на 3-й - умение аргументированно спорить. Потом проводили отдельные конкурсы - вне зачёта «Юный златоуст» и «Цицерон отдыхает». В 2005 году, на десятой олимпиаде, впервые, помимо письменного тура, появился устный. Может быть, появление такого тура было попыткой противостоять ЕГЭ, где все происходит лишь в письменном виде? И вообще, устные ответы, устная речь постепенно уходят из школы. Кто знает?

Но факт остается фактом: до 2008 года письменные задания - задания, связанные с пониманием конкретных фактов языка, требующие проявления творческих способностей - выполнялись только на первом, письменном туре заключительного этапа всероссийской олимпиады: там был блок задач по истории и современному состоянию языка, а также требовался перевод древнерусского текста и написание эссе. А на втором, устном туре проверялось «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему».

В 2009 году всё перешло в письменный формат, а среди участников из 10 и 11 классов стал проводиться общий конкурс (а не раздельный, по классам, как до этого). В регламент олимпиады ввели процедуру апелляции по результатам проверки заданий, была сформирована апелляционная комиссия.

Что стало

В Курск в этом году приехали дети из 55 регионов России. Это 228 школьников из Архангельской, Магаданской, Брянской, Омской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Свердловской, Томской, Тюменской, Калининградской областей, республик Коми, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хабаровского края, Ханты-Мансийского автономного округа. 9 класс - 71 человек, 10 - 88 и 11 класс - 69.

Уровень участников очень высокий, да и задания весьма непростые. Они, как и прежде, разделены на два тура: первый включает 9 заданий, второй тур - одно большое, посвящённое какой-то конкретной теме. Оба тура длятся 4 часа. Одиннадцатиклассники, например, в этот раз слушали лекцию профессора филфака МГУ Сергея Князева про безударные гласные в русских диалектах, конспектировали её, а потом выполняли задания, связанные с этой темой. Это требовало логики и языковой интуиции, при том что все нужные для решения факты были сообщены в лекции.

Мы спросили члена жюри всероссийской олимпиады по русскому языку, известного молодого лингвиста Александра Пиперски, какими способностями нужно обладать, чтобы быть успешным на такой олимпиаде. «Задания по русскому языку (на первом туре их девять) требуют от участника сообразительности, - сказал Александр Пиперски, - Они скорее похожи на олимпиадные задания по лингвистике, а не на школьные упражнения по орфографии и пунктуации. Там даётся материал, который нужно всесторонне проанализировать. Естественно, требуются какие-то фоновые общекультурные знания, но не они первостепенны. В первый день олимпиады по русскому языку были, например, задачи на анализ древнерусских текстов, что-то про фонетику, про синтаксис и про морфологию. Иногда бывают задачи более теоретического толка, на материале научных исследований - например, про то, как лингвист Александр Исаченко трактует русский глагольный вид. Была задача на вариативность ударений в глаголах типа о́бнял - обня́л. А иногда приходится сделать лингвистический анализ конкретных сложных мест в текстах».

На вопрос о том, какими качествами должен обладать участник олимпиады, Александр ответил так: «Это - исследовательская жилка, способность глубоко анализировать какое-то языковое явление, и даже творческие способности».

Уровень детей помогает увидеть и «Конкурс знатоков», который проходит в рамках олимпиады. Это интеллектуальные игры на темы, связанные с русским языком. Задания требуют эрудиции вне программных знаний - но, конечно, этот конкурс не учитывается при вручении наград.

Сильные учителя бывают и в обычных школах

Участники олимпиады - совсем необязательно дети из известных школ или ученики гуманитарных классов. Оказывается, что это неважно. Главное - языковое чутье и лингвистический кругозор, которые есть у всех участников финала. Со школой это не связано: хороший учитель русского языка может оказаться и в самом обычном учебном заведении.

Насколько эта олимпиада отличается от олимпиады по лингвистике? - спросили мы Александра Пиперски. И он ответил: «Это довольно близкие «жанры». Я сейчас пришел раздавать задания в 11 класс и встретил там 7 или 8 человек из разных регионов, знакомых мне по олимпиаде по лингвистике. Отличие в том, что олимпиада по русскому требует чуть больше фоновых знаний. Идея олимпиады по лингвистике состоит в том, что специально знать вообще ничего не надо. Нужны лингвистические мозги. А для олимпиады по русскому языку надо обладать знанием школьной программы и общей эрудицией. В этой олимпиаде совсем нет математической составляющей, а в олимпиаде по лингвистике - есть».

Наталья Иванова-Гладильщикова

Коротко о Всероссийской олимпиаде по русскому языку

Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку проводятся раз в год с 1996 г. До 2008 г. заключительный этап олимпиады состоял из двух туров:

1. Письменный. Предполагал выполнение заданий, связанных с пониманием конкретных фактов языка и проявлением творческих способностей, включал в себя блок заданий по истории и современному состоянию языка, а также перевод древнерусского текста и написание эссе.

2. Устный. Проверял «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему». Победители и призёры олимпиады определялись раздельно среди участников - учащихся 9, 10, 11 классов.

В 2009 году структура заключительного этапа изменилась. Все задания требовали исключительно письменного выполнения, первый тур олимпиады проводился в течение одного дня, а не двух, как ранее. Среди участников из 10-х и 11-х классов проводился общий конкурс. В регламент олимпиады была введена процедура апелляции по результатам проверки заданий, сформирована апелляционная комиссия. Участники не «отсеиваются» по результатам I тура. Подробнее об олимпиаде по русскому языку :

Как готовиться?

При подготовке к олимпиаде по русскому языку одного учебника мало. Необходимо воспользоваться дополнительной справочной литературой, например, словарями: орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим, фразеологическим.

Орфографический словарь напомнит правописание словарных слов, которые часто встречаются на олимпиадах по русскому языку. Этимологический словарь укажет на историю и происхождение тех или иных слов, их родственные отношения. С помощью фразеологического словаря вы узнаете значение устойчивых выражений и сочетаний, научитесь подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. Пользуясь орфоэпическим словарем, вы запомните нормы ударения и произношения слов.

Повторите грамматику и синтаксис . Часто на олимпиадах по русскому языку встречаются задания, где необходимо образовать форму родительного падежа множественного числа таких существительных, как, например, килограмм, солдат, сапог, баклажан и т. п. Тренируйтесь в составлении схем сложных предложений, обратите внимание на правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных вставными конструкциями, научитесь выполнять синтаксический разбор предложений.

Повторите фонетические правила, транскрипцию. Восстановите в памяти план фонетического разбора.

Вспомните материал о функциональных стилях речи . Обратите внимание на их характеристику: назначение, сфера употребления, стилевые особенности.

Повторите требования к написанию сочинений и изложений . Научитесь грамотно оформлять текст, помните о трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Научитесь составлять и дорабатывать план сочинения. Подробный план поможет раскрыть тему в соответствии с поставленным вопросом, проблемой.

Найдите информацию о выдающихся ученых лингвистах и филологах . Какие известные открытия они совершили? Почитайте о составителях знаменитых словарей русского языка. Также поищите популярные высказывания о русском языке . Уточните автора цитаты.

  • Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклас. чтения учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1988.
  • Голанова Е.И. Как возникают названия: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1989.
  • Казанский Б.В. Приключения слов. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - СПб.: Азбука-классика,2007 - Серия «Русская словесность».
  • Колесов В.В. Старая пословица недаром молвится. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Кондратов А. Письмена мертвые и живые. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Кондратов А. Земля людей - земля языков. - СПб.: Азбука-классика, 2006 - Серия «Русская словесность».
  • Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. - М.: Знак: Языки славянских культур, 2007.
  • Леонтьев А. Путешествие по карте языков мира. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  • Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000.
  • Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. - СПб., Азбука, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - СПб., Азбука, 2005 - Серия «Русская словесность».
  • Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. - М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор.
  • Пасхалов А.П. Удивительная этимология - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.- (О чем умолчали учебники).
  • Пересветов Р. Тайны выцветших строк. - СПб.: Азбука-классика, 2006 - Серия «Русская словесность» .
  • Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Суслова А.В. О русских фамилиях. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Улуханов И.С. О языке Древней Руси - М.: 1972.
  • Успенский Л.В. Слово о словах - М.: АСТ, Зебра Е, 2009.
  • Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся. М.: - Интерпракс, 1994.

Сборники с заданиями

  • Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
  • Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. - М.: Издательство «Индрик», 1995.
  • Задачи лингвистических олимпиад. 1965-1975 / ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев. - М.: МЦНМО, 2006
  • Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1983.
  • Львова С.И. Русский язык. 7 кл.: пособие для учащихся - М.: Дрофа, 2005 - Серия «За страницами школьного учебника».
  • Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учеб. пособие - М.: Флинта: Наука, 2006.
  • Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. - М.: Просвещение, 2009.
  • Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. - М., «Просвещение», 2008 - Серия «Пять колец».
  • Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Кн. для учащихся 5-7 кл. - М.: Просвещение, 1989.

Справочники и энциклопедии

  • Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире - Лик пресс, 1998.
  • Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.
  • Вальтер Х., Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона: ок. 5000 слов и выражений М.: Астрель АСТ: Транзиткнига, 2005.
  • Даль В.И. Пословицы русского народа.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах
  • Дубровин М.И. Иллюстрированный сборник идиом на пяти языках - М., РОСМЭН, 1997.
  • Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990.
  • Никитина Т.Г. Молодежный сленг: Толковый словарь: Более 12000 слов; свыше 3000 фразеологизмов - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Новиков Вл. Словарь модных слов - М.: Зебра Е, 2005.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений.
  • Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII - XX вв. - М.: Дрофа, 2005.
  • Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России - М.: Армада-пресс, 2002.
  • Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
  • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. : В словаре описана словообразовательная структура около 145 000 слов.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. 1-4. Перевод с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Изд. 3-е, стереотипное. - СПб.: АЗБУКА, 1996.
  • Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х тт. - М., 1993.
  • Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.
  • Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. — М.: Флинта, Наука, 2006.
  • Энциклопедия для детей [Т.10] Языкознание. Русский язык. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

​Подготовка к олимпиаде по литературе

Коротко о Всероссийской олимпиаде по литературе

Всероссийская олимпиада школьников по литературе ежегодно проводится по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основными целями и задачами Олимпиады являются пропаганда литературы как искусства слова, литературоведческой науки и литературного образования; выявление, поддержка и поощрение литературно одаренных детей, в том числе предоставление им льгот при поступлении в вузы по профильной специальности.

Олимпиада проводится в три тура для каждой из возрастных параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов. Задания всех трех туров выполняются письменно.

Первый тур - комплексный анализ прозаического (эпического или драматургического) произведения одного из русских писателей. Второй тур - сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов или комплексный анализ поэтического произведения. Третий тур - выполнение нескольких заданий, связанных со знанием текстов классических произведений русской литературы, теорией и историей литературы, культурно-исторической эрудицией, а также написание письменной работы в определенном жанре.

Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады определяются по результатам набранных баллов за выполнение заданий на всех турах Олимпиады. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение каждого задания на всех турах Олимпиады.

Как готовиться?

При подготовке необходимо изучить все ключевые произведения школьного курса литературы, узнать основные труды литературных критиков, выучить и понять важнейшие литературоведческие термины, разобраться с периодами в литературе и направлениями, знать их представителей, ознакомиться с биографиями писателей и поэтов, чье творчество изучается в школе.

  1. В первую очередь ознакомьтесь с олимпиадными заданиями прошлых лет, такая проделанная работа поможет Вам выработать более четкий курс подготовки к предстоящей олимпиаде.
  2. Выучите основные литературоведческие понятия и термины: стихотворные размеры, определения литературных родов и жанров, средств выразительности и т. д.
  3. При чтении литературного произведения начните вести читательский дневник (в электронном или письменном виде), в котором нужно указывать дату прочтения, автора, название произведения, его жанр, имена главных героев, основную мысль. Не забывайте отметить номера страниц, для того чтобы в будущем можно было легко найти нужные цитаты.
  4. Выучите наизусть некоторые стихотворения: эти знания помогут без затруднений подкреплять свои умозаключения цитатами (к тому же заучивание наизусть развивает память).
  5. Изучайте критическую литературу, литературоведческие статьи, желательно - после прочтения самой книги. Познакомьтесь с биографией писателя, эпохой, в которую было написано это произведение.
  6. Учитесь делать комплексный анализ лирического текста: определять тему, видеть композицию, выделять ключевые слова, мотивы, детали.
  7. На самой олимпиаде по литературе успокойтесь, внимательно прочтите задания, в первую очередь выполните те, в ответе на которые Вы уверены, затем приступайте к более сложным заданиям.

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы следующие умения и навыки (по материалам Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015/2016 учебном году):

  • определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
  • объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
  • представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
  • писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;
  • выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться
  • каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
  1. Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века. В 2 тт. М., 2009
  2. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.
  3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
  4. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 2009 (и другие издания)
  5. Беляева Н. В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать. - М.: Вербум-М, 2006.
  6. Волжина Е. Д. Олимпиады по литературе: 5-11 классы, М., 2012.
  7. Гаспаров М. Л. "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтов и Ламартин
  8. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.
  9. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001
  10. Кожинов В. В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.
  11. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. (в серии ЖЗЛ) М., 2009
  12. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Предисл. В.И. Мануйлова, комментарий В.А. Мануйлова и О.В. Миллер. СПб., 1996.
  13. Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин.Лермонтов. Гоголь.
  14. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74 - 87.
  15. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
  16. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993) История русской прозы. СПб., 1997 и другие издания.
  17. Всероссийская олимпиада школьников является наиболее авторитетной площадкой проверки знаний школьников, обучающихся в школах России.

    Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по литературе. Этот информационный портал предназначен как для учеников, так и для учителей. На страницах сайта есть возможность найти следующие материалы:

    • задания и решения;
    • результаты олимпиады;
    • форум для обсуждения олимпиады по литературе;
    • график и места проведения олимпиады;
    • информация о международных олимпиадах для школьников

    Словари и энциклопедии на портале «Академик»:

ТРЕТИЙ ЭТАП РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМЫ УСТНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Билет № 1

    Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком.

    «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля». Согласны ли вы с этим определением Д. Свифта?

    Из всех наук, которые должен знать человек, есть одна обязательная – как жить, делая как можно меньше зла (Л. И. Толстой).

Билет № 2

    Новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.

    Сопоставьте две точки зрения.

А. «Критик - читатель, который причиняет неприятности» (Ж. Ренар).

3. Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга (Вольтер).

Билет № 3

1. Согласны ли вы с мнением Эразма Роттердамского, что «язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»?

2. «Воображение - первичная ступенька и база всякой поэзии» (Г. Лорка). Согласны ли вы с этим мнением?

3. Как вы понимаете высказывание Монтескье «Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»?

Билет № 4

1. Язык - это самое человечное, что есть на свете.

2. Согласны ли вы с мнением французского историка литературы Э.Фаге «Читать - значит мыслить с другим, продумать мысль другого, продумать мысль сходную или противоположную нашей»?

3. Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться (Б. Окуджава).

Билет № 5

1. Как вы понимаете выражение Вольтера «Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли»?

2. «Хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории». Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?

3. Отчизна - это край, где пленница душа (Вольтер).

Билет № 6

    «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе» (Д. С. Лихачев).

    «Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание». Прокомментируйте высказывание Ч. Диккенса.

3. Как вы понимаете высказывание Матери Терезы «Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»?

Билет № 7

    Как вы понимаете совет Н. А. Некрасова «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно»?

    «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть» (К. Паустовский).

    Прав ли А. Дистервег, утверждая, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?

Билет № 8

1. «Что в имени тебе моем?»

2. «С великими писателями не спорят, к ним испытывают признательность за то, что они нам дают». Разделяете ли вы мнение французского литературного критика Алена?

3. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).

Билет № 9

    «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает» (Д. С. Лихачев).

    «Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только увеселителем публики». Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?

3. Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы (Ларошфуко).

Билет № 10

    Как вы понимаете выражение «экология языка»?

    «Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом». Прокомментируйте высказывание И. Гете.

3. Мужественный человек не стерпит оскорбления, а благородный человек не нанесет его (Публий Сир).

Билет № 11

1. Как вы понимаете высказывание Сократа «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

    «Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда ни потратил». Разделяете ли вы мнение Валерия Брюсова?

    От удара не так больно, как от слова (Януш Корчак).

Билет № 12

1. Как вы понимаете высказывание Вольтера «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку»?

2. «Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать». Прокомментируйте высказывание Александра Блока.

3. Самое великое, самое божественное в человеке - способность жалеть и прощать (А. Дюма-сын). Согласны ли вы с мнением писателя?

Билет № 13

    Академик Д. С. Лихачев в одном из интервью сказал, что русский язык чрезвычайно приспособлен для поэзии. Согласны ли вы с этой мыслью?

    «Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека». Разделяете ли вы мнение К. Г. Паустовского?

    Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности (Ж Лабрюйер).

Билет № 14

    Словари в моей жизни.

    «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Как вы понимаете высказывание К. Г. Паустовского?

    «Молчание - верный друг, который никогда не изменит». В каких ситуациях справедливо высказывание Конфуция?

Билет № 15

    Порассуждайте на тему: «Вредят ли заимствования самобытности языка?»

    «Дело художника - рождать радость» (К. Г. Паустовский). А как вы понимаете предназначение художника?

    «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым». Прав ли Р. Эмерсон?

Билет № 16

1. «Диалог – поддакивание другим; монолог – поддакивание себе самому» (А.Сток). Дайте лингвистический комментарий этому определению.

    Как вы понимаете высказывание поэта Александра Кушнера «Время – кожа, а не платье. Глубока его печать»?

    Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага (Аристотель).

Билет № 17

    Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко).

    «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие» (Л. Леонов).

    «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу». Докажите справедливость высказывания А. С. Грибоедова.

Билет № 18

    Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить (П. Буаст).

    Кого из писателей-классиков вы считаете самым современным и почему?

    Как вы понимаете высказывание Г. Бокля «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом»?

Билет № 19

1. Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями (А. Моруа).

    Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой (Вольтер).

    Знание без нравственной основы - ничего не значит (Л. И. Толстой).

Билет № 20

    Язык - это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ (И. Мележ).

    Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон).

    «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника». Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского?

Билет № 21

    «Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством» (Р.Куиллен). Дайте лингвистический комментарий этому определению.

    Как вы понимаете слова В. Г. Белинского: «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец»?

    «Воспитание развивает способности, но не создает их». Разделяете ли вы мнение Вольтера?

Билет № 22

1. «Если есть в мире вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л. Успенский).

2. «Поэт - это философ конкретного и живописец абстрактного». Как вы понимаете высказывание В. Гюго?

3. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Справедливо ли, на ваш взгляд, замечание Л. Н. Толстого?

Билет № 23

    «Метафора или поясняет мысль, или затемняет ее. В первом случае метафора - поэзия, во втором - риторика». Прокомментируйте мысль В.Ключевского.

    «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество». Как вы понимаете это высказывание Гельвеция?

    Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли (К. Досси). Согласны ли вы с этим утверждением?

Билет № 24

    Каким быть уроку русского языка?

    «Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу». Согласны ли вы с мнением Е. Евтушенко?

    Как вы понимаете слова В. Г. Белинского «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения не бывает»?

Билет № 25

    «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и гражданской ценности» (К. Г. Паустовский).

    Настоящие писатели - совесть человечества (Л. Фейербах).

3. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше». Согласны ли вы с мнением Э.Золя?

Билет № 26

1. Знание истории языка - ключ к пониманию его богатства.

    «Проза - это архитектура, а не искусство декоратора». Как вы понимаете высказывание Э. Хемингуэя?

    «Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем». Разделяете ли вы мнение О. Уайльда?

Билет № 27

1. Мой любимый раздел науки о языке.

2. «Поэты - непризнанные законодатели мира». Согласны ли вы с утверждением П. Шелли?

3. «Сознаться в своей неправоте - это быть умнее, чем были». Прав ли, по-вашему, П. Буаст?

Билет № 28

1. Русский речевой этикет.

2. «Одного вдохновения для поэта недостаточно – требуется вдохновение развитого ума». Разделяете ли вы мнение Ф. Шиллера?

3. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей (Д. Дидро).

Билет № 29

    «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно» (Н. В. Гоголь).

    Как вы понимаете высказывание Б. Шоу «Стиль что нос: двух одинаковых не бывает»?

    «Быть добрым совсем нетрудно - трудно быть справедливым». Подтвердите мысль В. Гюго или опровергните ее.

Билет № 30

1. «Жесты человека, подобно его зубной щетке, должны быть сугубо индивидуальными». Воспользуетесь ли вы советом американского психолога Дейла Карнеги?

2. Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Цени Дидро).

3. «Исключительное счастье человека - быть при своем постоянном любимом деле». Согласны ли вы с мнением В. И. Немировича-Данченко?

УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем , которые можно охарактеризовать так:

    тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например,«Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или«Почему глагол называют “великим тружеником”?» );

    тема № 2 связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии» );

    тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?»,«Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени... Кто он?» ).

Устное высказывание оценивается по следующим критериям :

1. Содержание высказывания : соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания : логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания : богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания : нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования , которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления.

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени... Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.

Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер . Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее вступление . Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала. Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторыеприемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера :

1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;

2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;

3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;

4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;

5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:

    факты , события, имевшие место в объективной реальности;

    примеры из языка или литературного произведения;

Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения . Нередко она характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к "настоящим" книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно

при выдвижении тезиса рассуждения

Тема высказывания

Примерная формулировка тезиса

1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?

1. Да, я соглашусь с этим мнением, действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз

2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.

2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что

3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?

3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.

прочитать один раз » можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала » также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений » также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).

Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.

Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:

1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключении можно использовать принцип кольца , при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом. Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:

основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» . Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.

Литература

    Кохтев, Н. Н. Риторика: учебное пособие для 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / Н. Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994.

    Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001.

    Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.

    Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Цицерон; пер. под ред. М. Гаспарова. – М..