Про природу

Что значит глаголы со значением начала действия. Способ действия. Взаимоотношение между способами глагольного действия и видом русского глагола

Глаголы,
несоотносительные по виду

Несоотносительные глаголы несов . вида

К несоотносительным глаголам сов. вида относятся также глаголы, которые при помощи суффиксов -ну 2 -, -ану - (см. § ) или при помощи префиксально-суффиксальных формантов образованы от основ глаголов несов. вида и отличаются от них по лексическому значению. Так, например, гл. крикнуть не является парным глаголом по отношению к первичному глаголу несов. вида кричать , так как он имеет свое собственное значение одноактного действия. Это значение глагола сов. вида не позволяет говорить о тождестве лексического значения глаголов кричать крикнуть , т. е. о наличии здесь видовой парности; глаголы соснуть , вздремнуть не соотносительны по виду с глаголами спать , дремать , так как имеют дополнительное значение (поспать, подремать немного) ; в гл. толкануть (прост.) есть значение одноактности и оттенок экспрессивности действия (см. § ), что делает его несоотносительным по виду с многоактным гл. толкать .

§ . Глаголы накопительно­суммарного способа действия дополнительно к значению достижения результата означают охват действием ряда объектов (или сложного, множественного объекта) – с оттенками накопления, полноты охвата или уничтожения действием. Глаголы этого способа действия образуются от переходных и непереходных глаголов. В образовании этих глаголов участвуют различные префиксы. Накопительно­суммарный способ действия имеет две разновидности: накопительную , при которой в дополнение к значению достижения результата выражается значение накопления; суммарную , при которой выражается суммарный охват или уничтожение действием чего­либо.

1) Глаголы накопительной разновидности означают накопление и формируются при помощи префикса на ­: а) в значении накопления объектов или результатов действия: напилить (дров), нарвать (цветов), настрелять (дичи), наловить (рыбы), надоить (молока), наварить (варенья); б) в значении накопления меры самого действия: набедокурить , набезобразничать , наглупить , надышать ; в) в значении накопления определенной меры объекта – от глаголов движения: набегать , наездить , налетать , наплавать (столько­то часов, километров). Присоединяясь к префиксальным переходным глаголам, префикс на ­ вносит значение обилия, полноты: насбивать (яблок) (прост.), насбирать (ягод) (прост.), нарассказать (разг.), навыдумывать (историй) (разг.).

2) Глаголы суммарной разновидности означают суммарный охват или уничтожение действием чего­либо. Они формируются при помощи префиксов об ­, с ­, вы ­, из ­.

Глаголы с префиксом об ­: обшить , обстирать (всех); от гл. движения: оббегать (разг.), облазить (все углы) (разг.).

Глаголы с префиксом с ­: в знач. (уничтожить действием) : скормить (весь корм), сносить (все платья), сглодать (все кости) (разг.).

Глаголы с префиксом вы ­ в знач. (уничтожить действием) : выбить (разг.) (Больше половины офицерского и солдатского состава было выбито . А. Н. Толст.); выжать (рожь) (разг.); выпоить (пойло) (разг.); в ырезать (кого); от глаголов движения со знач. заполненности пространства действием: в ыходить (много дорог) (разг.).

Глаголы с префиксом из ­ со знач. (уничтожить действием) : исписать (все чернила), исстрелять (все патроны); от глаголов движения со знач. охвата действием всех объектов: исходить (все дороги), излазить (все кусты) (разг.).

§ . Распределительный , или дистрибутивный , способ действия дополнительно к значению достижения результата означает действие, поочередно распространяющееся на ряд объектов или исходящее от ряда субъектов. Такие глаголы образуются от переходных и непереходных беспрефиксных и префиксальных глаголов при помощи префиксов по ­ и
пере ­.

Глаголы с префиксом по ­ со знач. поочередного охвата действием нескольких объектов образуются от переходных беспрефиксных глаголов: покусать , порубить , покидать , поснимать , поделать , пошить , поморить (все – разг.); объектно­дистрибутивное значение часто подчеркивается специальными лексическими показателями: всех порубили , покидали , покусали ; всё поснимали , поделали , пошили ; от непереходных глаголов – со значением постепенного поочередного участия в действии нескольких субъектов: повянуть , попадать , погореть , померзнуть .

Глаголы с префиксом пере ­ со знач. поочередного охвата действием нескольких объектов от переходных беспрефиксных глаголов: перебить , перебраковать , переделать , переглотать , переломать , перенумеровать ; от глаголов движения: переносить (все вещи в дом), переводить (всех детей в театр), перекатать , перевозить (всех подряд); от непереходных глаголов – в знач. действия, исходящего от нескольких субъектов или охвата действием ряда объектов: переболеть (всеми болезнями), перемереть (прост.), перегаснуть , перебывать , перехворать .

Глаголы распределительного способа действия образуются также от префиксальных глаголов как сов., так и несов. вида. В этом случае формантом является только префикс по ­. При мотивации глаголами как сов., так и несов. вида образуются глаголы сов. вида. От переходных глаголов со знач. поочередного распространения действия на ряд объектов (все – разг. или прост.): повытолкать и повыталкивать ; повыбить и повыбивать ; пооткрыть и пооткрывать ; поубить (Старших сыновей поубило на войне . Шукш.) и поубивать (Для чего разбойникам в церковь забираться ?... сторожей поубивать . Чех.); повыкидать и повыкидывать ; повывернуть и повыворачивать ; повыспросить и повыспрашивать ; повытащить и повытаскивать (Весь скарб из лавки повытащат . А. Невежин; Все лишнее повытаскивали . А. Серафимович); от непереходных глаголов сов. и несов. вида: повстать и повставать , повскакать и повскакивать , повыскочить и повыскакивать , повыпрыгнуть и повыпрыгивать .

Глаголы распределительного (дистрибутивного) способа действия всегда – несоотносительные глаголы сов. вида.

Словообразовательные характеристики глаголов, описанных в разделе "Вид глагола", даются в разделе "Словообразование глаголов”.

Основы теории способов глагольного действия были заложены в работах А.Х. Востокова, А.А. Потебни, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, основоположника Ленинградской аспектологической школы Ю.С. Маслова; изучение их было продолжено Е.В. Петрухиной, Е.Н. Ремчуковой и др. учёными.

В современной лингвистике по этому вопросу представлены две основных точки зрения: 1) в узком значении термина к акциональным (то есть относящимся к какому-либо аспекту действия) относятся только глаголы, имеющие специальные префиксы и суффиксы и характеризующие протекание действия (Н.С. Авилова, А.Н. Тихонов и др.); 2) в широком значении термина в сферу акциональной включается вся глагольная лексика (Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко, М.А. Шелякин и др.). В качестве рабочей мы используем вторую точку зрения.

Общепринятая классификация способов глагольного действия отсутствует в науке о языке. Количество выделяемых способов достаточно велико: 40–50. Их объединяют в 2 группы: временные и количественные – или в 3 группы: временные, количественные и результативные. Последняя классификация рассмотрена в учебном пособии Е.Н. Ремчуковой «Морфология современного русского языка. Категория вида глагола». – М.: Флинта, Наука, 2004. – С. 102–134.

Перечислим основные способы глагольного действия.

  • Глаголы начинательного способа обозначают начало действия: запеть, зашуметь, застучать, пойти, потащить и др.
  • Глаголы длительно-ограничительного способа показывают, что действие происходит в течение определённого времени и ограничено этим промежутком: побегать, пробегать, погостить, поработать, проработать и т. д.
  • Глаголы финитного способа действия имеют значение прекращения процесса, доведение его до конца или остановки в его течении: отужинать, отвоевать, отгулять и под.
  • Глаголы многократного способа обозначают действие, повторяющееся много раз: сиживал, едал, говаривал, певал, хаживал и т. д.
  • Глаголы одноактного способа называют действие, совершённое один раз: прыгнуть, стукнуть, боднуть, хлопнуть, махнуть и др.
  • Глаголы многоактного способа обозначают действие, состоящее из нескольких однородных актов: махать, мелькать, вздыхать, кукарекать, хлопать и под.
  • Глаголы смягчительного способа (неполного действия) называют действие ослабленное, умеренное, уменьшительное, ограниченное в полноте проявления: привстать, подтаять, перекусить, всплакнуть, поразвлечься и т. п.
  • Глаголы распределительного (дистрибутивного) способа обозначают расчленённость действия, поочерёдное достижение результата: переловить, переломать, побросать, повыгонять и др.
  • Глаголы завершительного способа рассматриваются в системе результативных глаголов с точки зрения достижения результата: дочитать, дописать, достирать и под.

Все способы действия тесно связаны с категорией вида. «Любую пару однокоренных глаголов, связанную отношением вида или способа действия, можно назвать аспектуальной парой , имеющей в русском языке две разновидности: “чистовидовая пара”, выражающая категориальное соотношение членов видовой оппозиции (решить – решать и делать – сделать ), и акциональная пара, в которой осуществляется противопоставление глаголов как по виду, так и по способу действия (петь – запеть, прыгать – прыгнуть ) или иногда – только по способу действия (ходить – хаживать )» [Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука. – 2004. – С. 130].

(способ глагольного действия, совершаемость, Aktionsart), тип модификации глагольного действия, выраженный определенными словообразовательными средствами (приставками, суффиксами, комбинацией приставки и суффикса или приставки и постфикса). Так, глагол зашуметь представляет собой начинательный способ действия, обозначаемого глаголом шуметь , хаживать – многократный способ действия от глагола ходить , покашливать – прерывисто-смягчительный способ действия от глагола кашлять , а кашлянуть – однократный способ действия от того же глагола и т.д.

Категория способа действия тесно связана с категорией вида. Согласно А.В.Исаченко, вид и способ действия представляют собой различные манифестации одного и того же явления, находящиеся в дополнительном распределении. Поэтому глагол, соотносимый с некоторым исходным глаголом противоположного вида, является либо его видовым коррелятом, либо его регулярной семантической модификацией, т.е. способом действия. Тем самым, отличительным признаком способов глагольного действия оказывается отсутствие у них видовых коррелятов. Эта точка зрения разделяется, однако, не всеми аспектологами. Наиболее веским аргументом против включения признака видовой непарности в определение способа действия является то обстоятельство, что запрет на образование вторичного имперфектива в русском языке почти всегда не абсолютен: так, например, формы накупать или отцветать (несов. к накупить и отцвести ) просто нормативны, а формы типа просиживать, отдежуривать , разболеваться или разбаливаться не противоречат русской морфологической системе и постоянно возникают в речи.

В настоящее время более принят подход, согласно которому вид и способ действия рассматриваются как явления разного порядка, хотя и относящиеся к одной и той же понятийной сфере. А именно, вид является грамматической категорией, а способ действия – словообразовательной. При этом, поскольку содержательная сторона у обеих категорий в значительной степени общая (внутренняя структура и способ протекания действия во времени), в принципе один и тот же глагол может оказаться одновременно и видовым коррелятом к некоторому глаголу противоположного вида, и одним из его способов действия – если он одновременно удовлетворяет функциональному критерию видовой коррелятивности (см. ВИД) а кроме того, по своей форме и значению соответствует одному из способов действия. Так, например, глагол понравиться является одновременно видовым коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия – в отличие от глагола полюбить , который является лишь способом действия, но не видовым коррелятом к любить . Глаголы типа прыгнуть , кинуть или укусить являются одновременно однократным способом действия к прыгать , кидать и кусать и их видовыми коррелятами. Другими словами, содержательная сторона категории вида и содержательная сторона категории способа действия очень близки; различие же между ними касается функциональной стороны и сводится в конечном счете к тому, что принадлежность к одному из двух видов обязательна для всякого русского глагола, а принадлежность к одному из способов действия – нет. Так, мы можем сказать Он ко мне частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил , оставив эту идею в глаголе невыраженной.

Большинство способов действия образуется от глаголов несовершенного вида: при помощи присоединения приставки процесс, обозначенный исходным глаголом несовершенного вида, определенным образом ограничивается – количественно или качественно (ср. заговорить "кончить говорить", отговорить = "кончить говорить", проговорить весь вечер, поговорить о погоде, наговорить глупостей, договориться до абсурда и т.п.); сами такие способы действия относятся к совершенному виду – за исключением тех, которые включают в свой формальный показатель имперфективирующий суффикс (хажива ть , по сматрива ть, при плясыва ть). С другой стороны, существуют некоторые способы действия, образуемые от глаголов совершенного вида (напридумать историй; все деревья в саду поперемерзли ).

К основным способам действия русского глагола относятся следующие.

Начинательные способы действия, среди которых различают инхоативный и ингрессивный . Инхоативный способ действия образуется при помощи приставки за- и принадлежит к числу наиболее продуктивных; он регулярно образуется от обозначений гомогенных ситуаций, не имеющих ни начальной, ни конечной фазы, отличной от срединной, например: зашуметь , зазвенеть , замяукать , засвистеть , забормотать , зашептать , забарабанить , завонять ; забелеть, замелькать , заволноваться , засомневаться , закапризничать , заважничать ; заходить по комнате, забегать , заплясать , задышать и т.п. Инхоативные глаголы как бы «вырезают» начальный отрезок ситуации, по которому можно идентифицировать всю ситуацию в целом. Поэтому глаголы, от которых образуется этот способ действия, должны описывать относительно «простые» ситуации – такие, которые могут быть идентифицированы на этом небольшом отрезке своего протекания. Так, можно сказать Телефон зазвонил , но не *Она зазвонила по телефону , – поскольку действие «звонить по телефону», в отличие от просто «звонить», не является гомогенным: оно складывается из последовательности разнородных действий, объединенных некоторой целью и через нее осмысляемых. Поэтому большинство глаголов с инхоативным за- обозначают явления, воспринимаемые органами чувств. Важной особенностью глаголов инхоативного способа действия является отсутствие у них вторичных имперфективов. К инхоативным глаголам примыкает некоторое количество глаголов, которые можно было бы назвать несобственно-инхоативными: заболеть , зацвести , закурить , заговорить , запеть , загореться , закипеть , – имеющих, в отличие от собственно инхоативных глаголов, соотносительные формы несовершенного вида (соответственно: заболевать , зацветать , закуривать , заговаривать , запевать , загораться , закипать ); эти соотносительные глаголы несовершенного вида имеют значение процесса прохождения начальной фазы. Продуктивность инхоативного способа действия проявляется в обилии новообразований, сделанных по этой модели; ср.: зауважать, запрезирать, заиметь, засобираться домой, запроситься гулять, завсхлипывать и т.п.

Другой тип начинательного значения представлен ингрессивным способом действия, к которому относятся глаголы с приставкой по- . Сюда входят две группы глаголов. С одной стороны, это глаголы, обозначающие направленное движение; в сочетании с приставкой по- они обозначают начало соответствующего движения (а также действие в целом): пойти , побежать , полететь , покатиться, поскакать , помчаться , подуть (о ветре), полить (о дожде), повалить (о снеге), посыпаться и т.п. При этом, если инхоативный способ действия позволяет как бы «увидеть» описываемое действие, представить себе характерный именно для него способ протекания, ингрессивный способ действия лишь указывает на тот факт, что действие началось – и, тем самым, скорее всего осуществится. С другой стороны, к ингрессивному способу действия относится ряд глаголов с приставкой по- , образованных от глаголов восприятия и внутреннего состояния: показаться, почувствовать, почудиться, померещиться, подумать, полюбить, понравиться . Однако все эти глаголы (за исключением полюбить ) тоже описывают не только начало состояния, но и сам факт его наличия.

Делимитативный (= ограничительный) способ действия образуется от глаголов, обозначающих непредельные процессы, при помощи приставки по- ; глаголы данного способа действия описывают некоторую «порцию» действия, оцениваемую как небольшую и ограниченную временем, в течение которого оно производилось, например: погулять , поездить , пожить , поиграть , полетать , помахать , помолчать , поработать и мн. др. Глаголы делимитативного способа действия имеют тенденцию к превращению в видовой коррелят. Так, глагол поесть , в зависимости от обстоятельств, может выступать и в той и в другой функции, ср.: Поешь пока мое мороженое (делимитативный способ действия) и Ты уже поел ? (используется как видовой коррелят глагола есть ). Делимитативные глаголы никогда не подвергаются вторичной имперфективации; глаголы типа покашливать, покуривать, погуливать, которые можно принять за вторичные имперфективы к покашлять, покурить, погулять, таковыми не являются: они представляют собой другой способ действия, а именно – прерывисто-смягчительный, формальным показателем которого является комбинация приставки по- с суффиксом -ива -.

Пердуративный (= длительно-ограничительный) способ действия образуется при помощи приставки про- и обозначает действие, которое как будто целиком «заполняет» некоторый промежуток времени. Если мы говорим, что человек проработал тридцать лет на заводе , три года пробездельничал , целый день провалялся в постели или полтора часа проговорил по телефону , мы сообщаем, что прошел названный промежуток времени и он целиком был занят данной деятельностью. Глаголы пердуративного способа действия просидеть , пролежать , простоять подвергаются вторичной имперфективации, ср.: Он каждый день просиживает по десять часов за компьютером, пролеживает до обеда в кровати, простаивает по три часа в очереди. От прочих глаголов пердуративного способа действия образование вторичного имперфектива затруднено.

Финитивный способ действия образуется при помощи приставки от- и обозначает прекращение некоторой деятельности или состояния, делая акцент на том, что ситуация не просто перестала иметь место, но уже и не будет больше иметь места, не может продолжаться: Отговорила роща золотая; Отцвели уж давно хризантемы в саду.

Для финитивных глаголов характерна сочетаемость со словом свое , вводящим в рассмотрение идею некоторого количества действия, «отмеренного» судьбой данному человеку или объекту, ср.: Машина свое отъездила (неважно, попала в аварию или сгнила в гараже, – главное, что больше ездить не будет); Часы свое отходили (сломались, и невозможно починить); Корабль свое отплавал ; Я свое отработал , отдежурил , отвоевал , отлюбил , отучился , отмучился и т.д. Финитивные глаголы имеют некоторую экспрессивную окраску и часто содержат оценочный компонент, причем с нефиксированным знаком оценки. Так, предложение Я свое отработал может выражать как сожаление, так и удовольствие по поводу того, что говорящему больше не придется работать. Этот способ действия является весьма продуктивным. Он свободно образуется почти от любых глаголов, обозначающих непредельные гомогенные процессы или состояния. (Присоединяясь к глаголам, обозначающим предельные процессы, приставка от- имеет совсем другое значение, а именно – результативное, представленное в множестве глаголов типа отремонтировать , отколотить , отругать , отрепетировать , отрегулировать и т.п.)

Кумулятивный (= накопительный) способ действия образуется при помощи приставки на- и обозначает «накопление результата» действия: накупить (массу) вещей, наделать (уйму) ошибок; напилить дров, настроить домов, наварить варенья, наобещать с три короба, натворить бед, навыдумывать ; навалило , нападало и т.п. Этот способ действия иногда образуется также от непереходных глаголов: набезобразничать, набедокурить, надышать, напылить У глаголов кумулятивного способа действия, построенных на базе непереходных глаголов неопределенного движения, возникает объект со значением времени или расстояния: наездить, налетать, находить (много часов или километров). Многие глаголы кумулятивного способа действия содержат легкую отрицательную оценку: не просто "много", но, быть может, и "слишком много". Это вносит в значение глаголов данного способа действия оттенок осуждения, иногда едва заметный, а иногда и ярко выраженный, – ср. характерные сочетания с переносным оценочным значением типа наломать дров . Кумулятивный способ действия может образовываться от глаголов как совершенного, так и несовершенного вида: купить (сов.) ® накупить ; ломать (несов.) ® наломать ; придумать (сов.) ® напридумать ; придумывать (несов.) ® напридумывать . К глаголам кумулятивного способа действия может присоединяться приставка по- , образуя глагол кумулятивно-дистрибутивного способа действия, в значение которого иногда входит дополнительный оттенок разнообразия аккумулируемых объектов: понабрать / понабирать , понабить /понабивать . Глаголы кумулятивно-дистрибутивного способа действия содержат тот же пренебрежительный оттенок, что и собственно дистрибутивные, – более того, этот оттенок даже усиливается, ср.: понастроить , понаоткрывать , понавыдумывать , понарожать , понаделать ошибок в диктанте>, поназвать , понатаскать и т.д.

Сатуративный способ действия образуется присоединением приставки на- одновременно с возвратной частицей (постфиксом) -ся и указывает на то, что действие производилось до полного насыщения или даже пресыщения: набегаться , нагуляться , накататься , накупаться , наесться , накушаться , напиться , накуриться и т.п. Глаголы данного способа действия часто сопровождаются словами типа вдоволь , всласть , досыта , до изнеможения , до отвала , до посинения , до умопомрачения и т.п. По своему содержанию этот способ действия близок к кумулятивному (и иногда трактуется как его частный случай) – с тем отличием, что в центре внимания оказывается сам субъект. Некоторые из сатуративных глаголов употребляются преимущественно с отрицанием, ср. Он не мог на нее налюбоваться (наглядеться ); смотрю не насмотрюсь ; на него не напасешься и т.п.

Различные интенсивно-результативные способы действия образуются при помощи комбинации приставок до-, за-, раз- с постфиксом -ся : дозвониться , заиграться , разговориться.

Достигательный способ действия (до-…-ся ) указывает на доведение действия до желаемого результата путем приложения больших усилий, с трудом, преодолевая препятствия и т.п., ср.: дозвониться до кого-то по телефону, докопаться до истины, докричаться , достучаться до кого-то, дождаться кого-то или чего-то и т.п. Однако та же модель может использоваться и для выражения в некотором смысле противоположной идеи, обозначая доведение действия до нежелательного и не предполагавшегося заранее результата, ср. докупаться до воспаления легких, допиться до белой горячки/до зеленых чертиков, докуриться до тошноты, доработаться до нервного срыва и т.п.

Глаголы с циркумфиксом за-…-ся образуют способ действия, который иногда называют чрезмерно-длительным и который указывает на то, что действие превысило некоторую меру в своем продолжении, что скорее всего это произошло независимо от воли субъекта (потому что он слишком увлекся этим действием) и, возможно, привело к каким-то отрицательным последствиям. Например: засидеться в гостях, заговориться , заиграться , зачитаться , загуляться , зафилософствоваться , зажиться на этом свете, залежаться . К этому способу действия примыкают глаголы задуматься , заглядеться , засмотреться , заслушаться , замечтаться . Они отличаются тем, что выражают в первую очередь идею увлеченности, «погружения» в некоторое состояние и не акцентируют идею чрезмерной длительности.

Выделяется также группа глаголов эволютивного способа действия с циркумфиксом раз-…-ся , обозначающих конечную фазу постепенного нарастания интенсивности действия и, как следствие, достижение высокой степени реализации некоторого состояния: разболеться , разлениться , разбушеваться , разговориться , разгореться и т.п.

Однократный (= одноактный, семельфактивный) способ действия образуется присоединением суффикса -ну- или -ану- и обозначает один «квант» деятельности, описываемой исходным глаголом. Ср. с суффиксом -ну- : глотать – глотнуть , глядеть – глянуть , двигать – двинуть , зевать – зевнуть , качаться – качнуться , кидать – кинуть , колоть – кольнуть , кричать – крикнуть , ругать – ругнуть , сверкать – сверкнуть , швырять – швырнуть , щипать – щипнуть и т.п. Однократный способ действия образуется от глаголов, обозначающих простые физические действия, а также акустические и оптические явления. При этом ситуация, описываемая исходным глаголом, может либо уже и так состоять из этих «квантов» (т.е., например, моргать представляет собой многократное повторение действия моргнуть ; такие глаголы называют многофазисными или многоактными), либо быть гомогенной (ср. дуть , глядеть , ругать , пугать , кутить ). В последнем случае квантификация создается самим суффиксом -ну- , ср. дунуть , глянуть , ругнуть , пугнуть , кутнуть . Глаголы на -ну- , образованные от глаголов, обозначающих гомогенные процессы (типа мазнуть или глянуть ), обычно стилистически окрашены: компоненты "быстро" и "сильно", содержащиеся в значении этого способа действия, преобразуясь в прагматической плоскости в идею «грубой силы» и одновременно представляя действие как совершаемое как бы «походя», создают оттенок некоей цинической развязности, нарочитой вульгарности – ср. в особенности новообразования типа курнуть , спекульнуть, критикнуть, общнуться . Помимо суффикса -ну- для образования однократного способа действия используется также суффикс -ану- , менее частотный и с более ярко выраженной экспрессивно-разговорной или даже просторечной окраской, ср. долбануть, драпануть, сказануть, мазануть, психануть, толкануть, трепануть, хвастануть и т.п. Все такие глаголы обозначают однократное действие, производимое резко, с силой и грубо, но при этом о нем говорится с некоторой иронией, говорящий к нему относится как бы «не всерьез».

Смягчительный (= аттенуативный) способ действия образуется присоединением приставок по- , под- и при- от глаголов совершенного вида, уже содержащих приставку: попривыкнуть , поразмяться , поразвлечься , поразмыслить , пообсохнуть , поутихнуть ; подзабыть , подвыпить , поднадоесть , поднакопить денег; призадуматься , прилечь , приоткрыть , приотворить , приостановить , приспустить флаг и т.п. Глаголы смягчительного способа действия обозначают "делать нечто слегка, не прилагая усилий, недолго" и выражают несколько снисходительное (но при этом скорее доброжелательное) отношение к самому действию или к его субъекту со стороны говорящего. Глаголы смягчительного способа действия по большей части имеют отчетливо разговорный оттенок.

Многократный (= итеративный, фреквентативный) способ действия образуется при помощи суффиксов -ыва- /-ива- , -ва- , -á- , – тех же, которые используются при имперфективизации, но присоединяемых к глаголам несовершенного вида: ходить – хаживать , сидеть – сиживать , говорить – говаривать , слышать – слыхать и слыхивать , видеть – видать и видывать , есть – едать , пить – пивать , жить – живать , знать – знавать , быть – бывать (ср. при имперфективации: переписать – переписывать, открыть – открывать, начать – начинать ). В литературном языке 19 в. многократных глаголов было существенно больше. Хотя почти все существующие в современном языке глаголы этого типа имеют архаическую окраску, нельзя сказать, что эта модель является непродуктивной. В речи довольно часто можно встретить фреквентативы, образованные при помощи суффикса -ыва- /-ива- , например: читать – читывать , лежать – леживать , стоять – стаивать , играть – игрывать , ездить – езживать и т.п.

Прерывисто-смягчительный способ действия образуется путем добавления приставки по- , под- или при- в комбинации с суффиксом -ыва- /-ива- и обозначают "делать что-то время от времени и понемногу". Наиболее продуктивна модель с приставкой по- : покуривать , попивать , погуливать , покашливать , побаливать , похаживать , пощипывать травку, пописывать стишки, пошаливать , поколачивать жену и т.п.

Глаголы, образованные по данной модели, бывают двух типов. Одни обозначают действия, идентифицируемые лишь на больших интервалах. В ответ на вопрос Что он сейчас делает ? можно сказать: Пьет вино и курит ; Сидит за столом и пишет статью ; Лежит в кровати и читает книгу . Но нельзя: попивает и покуривает ; посиживает и пописывает ; полеживает и почитывает . Другие глаголы, наоборот, обозначают актуальные действия и состояния: покашливать , поблескивать , посапывать , покачиваться . Некоторые глаголы имеют оба типа употребления, ср.: Судья уже посматривает на секундомер и Наш сын уже посматривает на женщин . Несколько реже встречаются приставки под- и при- : подворовывать , подсмеиваться , подшучивать , подпахивать , приторговывать , прихрамывать . Глаголы прерывисто-смягчительного способа действия относятся к несовершенному виду. При этом следует подчеркнуть, что они являются одновидовыми, т.е. не являются имперфективными коррелятами к глаголам делимитативного способа действия: погуливать не образует пару к погулять , посиживать – к посидеть и т.д.

Дистрибутивный (= распределительный) способ действия образуется присоединением приставки пере- или по- ; обязательным условием реализации этого значения является множественность объекта или субъекта (в зависимости от переходности глагола). Глаголы дистрибутивного способа действия обозначают действие, затрагивающее все объекты из множества, названного прямым дополнением у переходных глаголов и подлежащим – у непереходных; соответственно, внутри дистрибутивного способа действия различают два подтипа – объектный (перебить всю посуду, перестирать все белье перебывать на всех курортах; пересажать в тюрьмы всех бандитов; переругаться со всеми друзьями; перецеловать всех девушек; позапирать все двери, повыбрасывать весь хлам и т.п.) и субъектный (Все старики в деревне поумирали ; Все ее подруги к тому времени уже повыходили замуж). Возможно также употребление обеих приставок сразу (Все животные в зоопарке попередохли ; Все яблони за зиму поперемерзли ). Глаголы этого класса часто содержат легкий оттенок цинизма, связанный, с тем, что участники события рассматриваются как некое нерасчлененное множество, а само событие при этом – как нечто ординарное. С точки зрения своей морфологической структуры глаголы дистрибутивного способа действия обладают той особенностью, что формирующая данный способ действия приставка может присоединяться к глаголу как совершенного, так и несовершенного вида, ср.: Все старики поумерли /поумирали ; Все двери позаперли /позапирали .

Многообразие оттенков, касающихся способа протекания действия и отношения к нему говорящего, выражаемых словообразовательными средствами, является не менее яркой особенностью русской глагольной системы, чем наличие в ней грамматической категории вида. Как пишет А.В.Исаченко, «с точки зрения удельного веса выразительных средств славянского глагола, именно совершаемости, со своей необыкновенно богатой палитрой тонких и тончайших оттенков значения, придают славянскому глаголу ту многогранность и гибкость, которая в кругу европейских языков не знает параллели».

Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким , т. II. Братислава, 1960
Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова . М., 1976
Бондарко А.В. и др. Теория функциональной грамматики. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис . Л., 1987
Зализняк А.А., Шмелев А.Д. Введение в русскую аспектологию . М., 2000

Найти "СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ " на


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Смотреть что такое "Способ действия" в других словарях:

    Способ действия - система операций, обеспечивающих преобразование объекта для достижения поставленной цели … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    выбиравший наиболее легкий способ действия - прил., кол во синонимов: 1 шедший по линии наименьшего сопротивления (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    способ - Образ, порядок, прием, род, сноровка, средство, путь, дорога, манера, метода, тактика, система, фортель, ухватка, манипуляция. Выслать административным порядком. Каким родом ты сюда попал? Взыскать пошлину в обычном порядке. Таким манером; на… … Словарь синонимов

    СПОСОБ - СПОСОБ. Базисная категория методики, группа приемов, направленных на решение учебных задач (например, С. усвоения, закрепления, контроля). С. обучения – одна из возможных операций совершения обучающего действия. С. учения – одна из… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Способ отбора поведения - способ, при котором положительно подкрепляются нужные и отрицательно – ненужные действия животного. А. В. Дурова Садовская назвала этот способ подлавливанием. По Скиннеру, С. о. п. заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до… … Словарь дрессировщика

    - (англ. method of commitment of crime) в уголовном праве и криминалистике конкретные действия, операции, движения, приемы, с использованием которых совершено преступление. Поскольку бездействие есть тоже поведенческий … Энциклопедия права

    Способ - м. Образ действия, прием осуществления чего либо. Часто с опред. Для добычи золотосодержащих россыпей употребляются в целом свете только 2 способа: 1) раскопка их ручной работой, при которой используются кайлы, лома и лопаты и промывка песков… … Словарь золотого промысла Российской Империи

    способ глагольного действия - Общее значение глаголов, выраженное приставками или суффиксами, которые видоизменяют значение исходного глагола, указывая на фазы действия (начало, конец, промежуток), интенсивность проявления действия, его результативность, количественную… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    способ глагольного действия - Лексико грамматическая категория глагола, взаимодействующая с категорией вида и выражающая те значения, которые связаны с процессом действия (какой либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и т. д.).… … Словарь лингвистических терминов

    Способ совершения преступления - система действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, де терминированныхусловиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности. Может быть связан с избирательным использованием соответствующих орудий или средств и… … Криминалистическая энциклопедия

Изучение особенностей вида различных по семантике глаголов привело к выделению лексико-грамматических разрядов, которые принято называть способами глагольного действия. Это группы глаголов, объединяемых на основании общности характера протекания действия.

Например, такие различные по семантике глаголы, как закричать, поплыть и т. д., имеют общий семантический компонент значения - значение начала действия.

Способы глагольного действия делятся на характеризованные и нехарактеризованные. В характеризованных общее значение передается при помощи специальных морфем, а в нехарактеризованных заключено в самом корне.

Глаголы, выражающие различные способы глагольного действия, чаще всего одновидовые.

ХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Одновидовые глаголы совершенного вида

1. Начинательный способ. Глаголы обозначают начало действия. Например: Блеснет поутру луч денницы, И заиграет ясный день (П.). Это многочисленная группа (в современном русском языке, по данным словарей, их около 900).

Значение начинательности выражается приставками. Так, при- ставка за- присоединяется к глаголам речи и звучания (зашуметь, замяукать, захохотать); к глаголам перемещения в пространстве (зашагать, забегать)\ к глаголам, обозначающим чувства (забеспокоиться, затосковать), и к некоторым другим группам глаголов.

Начинательное значение выражается и приставкой по-, которая присоединяется к глаголам однонаправленного движения (поплыть, побежать, полететь и т. д.).

Небольшая группа начинательных глаголов имеет.приставку вз- (вс-, воз-, вое-): вскричать, взбунтоваться, возмечтать (устар.) и др.

Глаголы начинательного способа действия видовую пару образуют редко (например, запеть-запевать).

2. Ограничительный способ действия. Такие глаголы обозначают действие, ограниченное сравнительно небольшим отрезком времени. Например: Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с любезным читателем (П.) ; Люблю тебя душой, и рад бы иногда С тобою посидеть (П.).

Чаще всего эти глаголы имеют также и значение действия, ограниченного в полноте своего проявления.

Ограничительное значение выражается приставкой по-у которая присоединяется, как правило, к непереходным глаголам состояния, чувства, речи, передвижения в пространстве и др. (поплакать, повеселиться, поговорить, поездить и т. д.), такое же значение придает она и глаголам передвижения в переходном значении (поводить, повозить приятеля по городу и др.). Это непарные по виду глаголы.

В большинстве своем глаголы ограничительного способа действия относятся к разговорной лексике.

3. Длительн о-о граничите л ьный способ действия. Общее значение таких глаголов - действия, охватывающие определенный промежуток времени. Например: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (Кр.)’> Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени (П).

Указанные глаголы образуются присоединением приставки про- к глаголам состояния, передвижения, чувства, речи и др. (пробегать, продержаться, проспать, проговорить весь перерыв и т. д.).

Это группа одновидовых глаголов: лишь в редких случаях возможно образование видовых пар (просидеть - просиживать, простоять - простаивать).

Как правило, данные глаголы относятся к разговорной лексике.

4. Смягчительный способ действия. Общее значение - действия, смягченные в своей интенсивности. Например: И ты со мной, о Лира, приуныла (П.); Я слышал, ты поднаторел за войну в технике (Мальц.).

Значение выражается приставками. Так, приставка по- присоединяется обычно к приставочным глаголам (поиздержаться, поизноситься, попридержать и др.)."Приставка при- соединяется с приставочными и бесприставочными глаголами (приуныть, прилечь, приналечь и др.), как и приставка под- (подработать, подзаработать и др.)."

Некоторые глаголы данного способа действия образуют видовые пары (подработать - подрабатывать, приподнять - приподнимать и др.).

Как правило, эти глаголы функционируют в разговорной речи."

5. Результативный способ д е й с т в и я." Глаголы этой группы имеют общее значение: значение реального достижения результата или направленности на достижение результата. Например: Только успели мы отдохнуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы (П.); Михаил Аверьяныч скоро со всеми перезнакомился (Ч.).

Общее значение результативности включает в себя несколько частных: законченности (отужинать, переночевать), распределительности (позакрывать, перессорить), интенсивности (заждаться, набегаться, изолгаться), накопительности (наварить, налетать тысячи километров).

Образуются глаголы данной группы при помощи приставок про- (Часы пробили полночь), от- (отужинать), пере- (перезнакомить), по- (позакрывать), на- (наварить, наговорить), а также префиксально-постфиксальным способом (набродиться, заждаться, избегаться).

Как правило, это глаголы одновидовые. Употребляются прежде всего в разговорной речи; некоторые из них относятся к просторечию (достукаться).

6. Однократный способ действия. Общее значение глаголов этого способа действия - значение действия, произведенного за один прием, один раз.

Например: Пес как прыгнет, завизжит (П.); Вагон, в котором ехала Даша, остался на рельсах, но по нему резанули из пулемета (А." Н. Т.). Они образуются от многих глаголов, обозначающих конкретные действия (глотнуть, качнуть), от глаголов речи, звучания (ахнуть, скрипнуть), от глаголов зрительного восприятия (мелькнуть, сверкнуть).

Способ образования глаголов - суффиксальный, они образуются с помощью суффикса -ну-.

В большинстве своем это глаголы, относящиеся к нейтральной лексике.

Некоторые глаголы однократного способа действия образуются при помощи суффикса -ану-, который придает значение интенсивно-однократного действия (дергануть, рубануть, резануть): Например: Их тут наши так тряханули, так чесанули... (Пол.) Сфера употребления таких глаголов - просторечие.

1. Глаголы длительн о-п рерывистого способа действия. Общее значение - значение нерегулярной расчлененности неинтенсивного действия. Например: Бесенок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел, На братца поглядывает боком (П.); Генеральша мелко, не переставая, смеялась. Генерал тооісе похохатывал (Ч.).

Способ образования суффиксально-префиксальный, прежде всего от глаголов конкретного действия или состояния одушевленных субъектов (побаливать, побаиваться, поглядывать, покашливать, похаживать и др.). В словарях они даются чаще всего с пометой «разг.».

2. Глаголы сопроводительного способа действия. Они обозначают действие, совершающееся вместе с другими и несколько ослабленное в интенсивности. Например: И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами... (П.); Это был брат моего отца... в ту пору подголадывающий студент МВТУ, обитавший на краю Москвы (А. Шаров).

Способ образования - префиксально-суффиксальный: приставки при-, под- и суффикс -ива-(-ыва-, -ва-) (притопывать, припевать, подпевать).

Группа немногочисленна. Сфера употребления - разговорная речь.

3. Глаголы в з а и м и о-д лительного способа действия. Общее значение - значение действия, которым обмениваются субъекты. Например: Я гордо посмотрел на чиновников, которые между собой перешептывались (П.); Когда адмирал появлялся на базаре, торговки обыкновенно пересмеивались (Станюк.).

Способ образования - префиксально-суффиксально-постфик- сальный (переписываться, переговариваться, переглядываться).

Это глаголы стилистически нейтральные или разгозорные.

4. Глаголы многократного способа действия. Общее значение - значение повторяющегося действия. Например: Глинка певал эту балладу охотно и довольно часто (В. Серов); Покончив с обыкновенными дневными хлопотами, Маргарита Николаевна до сумерек молчаливо сиживала в палисаднике (Коч.).

Способ образования - суффиксальный (знавать, хаживать, читывать, говаривать и др.).

Следует отметить, что это глаголы неполной парадигмы: они употребляются в формах инфинитива, прошедшего времени изъявительного наклонения (преимущественно), реже причастий.

В современном языке группа непродуктивная. Сфера употребления - разговорная.

НЕХАРАКТЕ РИЗО BA II И Ы E СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Сюда относятся глаголы однонаправленного и разнонаправленного способа действия. Эти глаголы составляют пары по способу глагольного действия: бежать - бегать, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, гнаться - гоняться, ехать - ездить, идти - ходить, катить - катать, катить - катиться, лезть - лазить, лететь - летать, нести - носить, нестись - носиться, плыть - плавать, ползти - ползать, тащить - таскать, тащиться - таскаться.

Глаголы однонаправленные обозначают действие, совершающееся в одном направлении, непрерывное и в определенный момент. Например: Наконец он увидел, что едет не в ту сторону (П.).

Семантика глаголов разнонаправленного действия более разнообразна. Так, они могут обозначать повторяющиеся действия: Она (мать) знала, что он ходит в город, бывает там в театре (М. Г.); длительное действие: Я ходил по парку, держась подальше от дома (Ч.); действие, которое имеет два направления, туда и обратно: Он ездил в командировку; обозначают способность к совершению действия: Ребенок уже ходит. Это могут быть и глаголы - характеристики по действию. Например: Птицы летают. Рыбы плавают.

Видовых пар эти глаголы не образуют, однако к категории вида относятся по-разному: глаголы однонаправленного действия при соединении с приставками образуют новый глагол совершенного вида (бежать - убежать, перебежать, сбежать и т. д.), глаголы же разнонаправленного действия при соединении с приставкой могут сохранять значение несовершенного вида (бегать - убегать, забегать, сбегать и т. д.).

Методическое примечание. Понятие о виде в курсе русского языка начальной школы не дается, но к изучению данной категории дети уже подготавливаются: при общей характеристике глагола как части речи и при изучении времен обращается внимание на различие в вопросах (что делать? что сделать? что делаю? что с д е л а ю? и т. д.).