На свободную тему

Итоговый урок по теме изъявительное наклонение. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Петя читает интересную книгу


Укажите переходные глаголы

Списать предл..жение, изл..гать мысли, подчеркнуть су(ф,фф)икс, сделать сл..жение цифр, прик..саться к печке, зап..реть квартиру, ра(с,сс)т..лать скатерть, к..снуться вопроса, не увидел ошибки, заг..раем на пляже, заг..релась з..рница, распол..гать временем.


Наклонение глагола

изъявительное

повелительное

(действие реальное, есть формы времени): знаю, знал, буду знать

(просьба, приказ): а) отрежь

б)расскажите

условное

(действие возможное): знал бы


Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни. Обозначаю действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Я говорю, говорил, буду говорить или скажу.


Заполните таблицу, выписав из стихотворения глаголы и образовав три времени.

Начальная форма

читал

Настоящее время

Будущее время

читаешь

прочитаем

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь.


Найдите глаголы изъявительного

наклонения

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывал..т луна. Лунный свет пронизывал напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И скоро выр..стут из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.


Выберите в предложениях глаголы изъявительного наклонения будущего времени.

1. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.

2. Ласточки летают над самой землей.

3. О том, что зима не за горами, расскажет первый осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце.

4. В серой пелене тонут стволы деревьев, расплываются полевые и озерные дали.


Выберите глаголы в изъявительном наклонении.

1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу

2. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.

3. Гори, звезда, моя не падай. Роняй холодные лучи.

4. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

5. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы.

6. Я не хотел бы стать грозой, в ней слишком – слишком много грома. Я б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.

Открытый урок по русскому языку

в 6 классе

Тема «Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение»

Что должны знать - о наклонениях глагола, об изменении глаголов изъявительного наклонения.

Что должны узнать - различать наклонения глаголов.

ХОД УРОКА.

    Оргмомент.

    Выявление и усвоение знаний учащихся.

    Фронтальный опрос.

Какую большую тему изучаем?

Что знаем о глаголе?

Что знаем о спряжении глаголов?

Чем интересны разноспрягаемые глаголы? Назовите их.

(хотеть, бежать, есть, дать)

Что знаем о переходных и непереходных глаголах?

    Закрепим то, что знаем о глаголах.

ДОСКА! а) 2 ученика на доске записывают в соответствующие колонки переходные и непереходные глаголы. (проверка домашнего задания).

Карточка № 1 прилагается.

б) 1 ученик записывает на доске по карточке видовые пары к следующим глаголам:

Зами ра ть - заме реть

Ка са ться - ко снуться

Отпи ра ть - отпе реть

Рассти ла ть - рассте лить

Зати ра ть - зате реть

Чем отличаются глаголы, входящие в видовые пары?

(гласной в корне слова)

А что это за гласная?

(чередующаяся)

Выдели корни и объясни выбор гласной в них.

в) Проверка работающих над переходными и непереходными глаголами. ДОСКА!

Как доказать, что в первой колонке переходные глаголы?

(могут сочетаться с существительными, местоимениями числительными в винительном падеже без предлога)

Образуйте с ними словосочетания.

    Неправильное употребление видов глагола может повлечь за собой появление речевых ошибок. Это случилось с автором небольшого рассказа про Кота и Пса. Не найти им дорогу из леса домой, пока мы ошибки не исправим.

Карточка № 2 (прилагается к конспекту урока)

Читаю текст.

Сделаем это самостоятельно в тетрадях.

Чтение текста после исправления.

ФИЗПАУЗА.

    Новый материал.

Послушаем стихи поэтессы Людмилы Татьяничевой.

Он энергичен, многолик,

Он действовать привык.

Необходим он – вот в чем соль !

(Особый вес, острота)

Я говорю ему: глаголь!

Глагол – существительное,

Глаголь – глагол!

Означает – говори.

Глаголать – говорить (устаревшее).

А пословицу назовете, где это слово есть?

(Устами младенца глаголет истина ). Синоним правда.

    У нас в гостях далеко не младенцы, но их устами сейчас будет «глаголать» истина, тем более, что они подданные его Величества Глагола – это его наклонения.

Но у нас не зрительный зал, а научная аудитория, поэтому вам предстоит послушать подданных и сделать выводы о том, что обозначают глаголы 3-хнаклонений в нашем языке.

МОНОЛОГИ НАКЛОНЕНИЙ .

Повелительное, изъявительное, условное.

    Спасибо посланникам. А теперь попробуем их замысловатые речи положить на научную основу.

А) Глаголы какого наклонения обозначают действие, которое происходило, произойдет или происходит? (изъявительное)

Б) Какое наклонение указывает на действие, которое может совершиться при определенном условии? (условное)

В) Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное)

    УЧЕБНИК поможет нам ближе познакомиться с изъявительными наклонениями.

Стр. 175, пар. 82 учебника.

    Запишем словосочетания, определим формы глагола по образцу.

Падает (I спр, изъяв. Накл., наст. Время, 3 л.,ед. число)

Медленно; стелется по земле; вынесем санки; вспоминаем прогулку.

Еще раз увидели, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

    Упр. 458 с учителем.

    Упр. 459 самостоятельно.

    ИТОГ УРОКА.

    Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Вьюжный февраль». Указать время глаголов.

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.

Учитель русского языка и литературы: Гайфулина Розалия Русламовна

Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в изъявительном наклонении.

Задачи урока:

Образовательные:

    дать понятие о наклонениях глагола;

    проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в изъявительном наклонении;

    учить различать наклонения глагола;

    развивать умение употреблять глаголы в речи.

Воспитательные:

    воспитывать культуру речи;

    поддерживать интерес к урокам русского языка;

    воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;

Развивающие:

Используемые технологии:

    технологии развития критического мышления;

    игровые технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

    ИКТ.

Формы организации класса: фронтальная и групповая работа.

Оборудование:

    учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);

    раздаточный материал (текст для анализа; предложения для проверочной работы);

    контрольные листы.

Ход урока :
1.Этап целеполагания.
2.Этап актуализации знаний.

Прием "Мэнэдж мэт" (Ученики сидят за столами в группе по 4 человека). На экран проецируется вопрос, ученики делятся мнениями со своими партнерами.)

Задание: Вспомнить морфологические признаки глагола.

Вопросы и предполагаемые ответы

1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

Прием "Модель Фрейер" . Техника объясняется учителем. В центре понятие - ГЛАГОЛ. Команда фиксирует определение, характеристики, примеры и противоположные примеры. Один ученик представляет выполненную командой работу.

3.Этап проблематизации

Ученики получают карточки с текстом (пословицы). Задание: выписать глаголы и распределить на группы.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Кто нужды не видал, и счастья не знает.

Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

Не спеши языком, спеши делом.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Эвристическая беседа.

По какому признаку вы распределили глаголы? (глаголы 1 группы обозначают приказ, совет, просьбу, 2 группы - возможность действия, 3 группы - глаголы, которые могут изменяться по временам).

Помимо тех признаков, которые вы перечислили в начале урока, у глаголов есть еще признак НАКЛОНЕНИЕ.

Существует 3 наклонения глагола.

(Проецируется схема с наклонениями глаголов, термины)

Давайте прочитаем правило, что обозначают глаголы условного наклонения? Что обозначают глаголы повелительного наклонения?

А сегодня мы с вами подробнее изучим изъявительное наклонение. Как вы поняли, что обозначают эти глаголы? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)

4. Организационно-деятельностный блок

Выполнение упр. 538. Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.

На экран проецируются следующие предложения, ученики их выписывают, вставляя буквы и выделяя орфограммы.

1.Как-то в лесу мы ночку по С...Д ели

и от страха чуть не по С...Д ели.

2. Под обстрелом по С...Д ели.

Было страшно – по С...Д ели.

3. Мы на грядках по С...Д ели –

родители увидели, чуть не по С...Д ели.

4. Бабушка немножко с внуком по С...Д ела,

но за это время чуть не по С...Д ела.

5. На фильме ужасов по С...Д ел.

За полтора часа я чуть не по С...Д ел.

Ученики по плечу называют друг другу ответы. Далее учитель одного ученика из каждой команды просит назвать ответ.


6. Рефлексивно-оценочный блок

Работа в группах. 1 группа составляет текст из 5-7 предложений на тему "Какие книги вы прочитали?" (использование в тексте глаголов прошедшего времени), 2 группа - "Как проходит мой выходной?" (использование в тексте глаголов настоящего времени), 3 группа - "Как я буду проводить это лето?" (использование в тексте глаголов будущего времени). На экране проецируются таблицы "Глагол", "Личные окончания глаголов".

Дополнительные задания. Опрос.

Что нового узнали о глаголе?

Что такое наклонение?

Какие наклонения есть у глагола?

Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

7. Домашнее задание.

Упр.539.

Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения. оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: комбинированный. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Паустовский ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
1.

Беседа – Что значит – разноспрягаемые глаголы? – Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть? 2.

Практическая работа Составьте и запишите диалог на тему “За завтраком”, включив в него глаголы есть, кушать. Лучше говорить О себе вежливо приглашая других к еде Я хочу есть. Я ем, мы будем есть, мы поедим Кушайте, пожалуйста III.

Мотивация учебной деятельности Слово учителя – У глаголов есть постоянный контролер в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное Оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию. – я Изъявительное наклонение,- представилась первая форма,- мои действия всегда реальны. Уж если герой говорит: “Строю”,- то обязательно это делает. – а мы,- заявили две другие формы,- обозначаем действия не совершающиеся. – Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит. – а я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно… IV.

Изучение нового материала 1. объяснение учителя: работа с таблицей Характерные особенности наклонений наклонения глаголов изъявительное Условное Повелительное Что обозначает Действие, которое действительно происходило или будет происходить Действие, которое возможно при определенных условиях, а также желаемое действие Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное Грамматические признаки Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы Времени не выражают; обладают особыми формами: В сочетании с частицами пусть, да Примеры Писал, пишу, буду писать; написал – напишу я пел бы, если бы имел голос Скажи(те) Читай(те) “Идем!” – Крикнул Данко Пусть всегда будет солнце 2.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 72-73) V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений 1. осложненное списывание Море Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядыва..

Т луна. лунный свет пронизыва..

Т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из темной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал. (И.

К. Айвазовский) 1) Прочтите текст, назовите в нем глаголы. 2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. 3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы. 4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения. 2. работа с упражнениями учебника Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно). VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа – Постоянный ли признак глагола – наклонение? – В каких наклонениях может употребляться глагол? Приведите примеры. – Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения? VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2.

Выполнить упражнение 185 (письменно).

(No Ratings Yet)

Тема урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Другие сочинения по теме:

  1. Содержание урока учитель составляет в зависимости от степени подготовки класса. В ход урока можно включить следующие задания. 1. Послушайте предложения....
  2. Цели: продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно; совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне;...
  3. Цели: дать понятие о безличных предложениях, о способах выражения сказуемого в них; формировать опознавательные учебно-языковые умения. Оборудование: учебник, учебные тексты,...
  4. Цели: – познакомить: – с многообразием комнатных растений; – с профессией цветовода; – способствовать развитию интереса детей к живой природе;...
  5. Цели: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложениях; углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые...
  6. Цели: углубить понятие о союзном соединении однородных членов; повторить сведения о союзе (правописание отдельных сочинительных союзов); развивать синтаксические и пунктуационные...
  7. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях & 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются...
  8. Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) образовательные: Повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие рабочего времени...
  9. Вид урока: обобщение изученного материала. Цели урока: 1) образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятия индивидуальный...
  10. Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (правовое Положение...
  11. Цель урока Закрепить представления учащихся о юморе. Материал для чтения М. М. Зощенко “Пора вставать”. Оборудование урока Таблица “Словарь характеристик”....
  12. Цель: сформировать элементарные понятия горные породы, полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные); выработать представление о значении горных пород в природе и...
  13. Цель: расширить представление о солнечных лучах, особенностях их падения на поверхность Земли, о высоте солнца на небосклоне, о значении света... Цели урока: 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятия “гарантии”, “компенсации”, “льготы”, их содержание, круг...
  14. Тип Урока: Усвоение Новых Знаний. Цель Урока: Показать Взаимосвязь Между Электрическим И Магнитным Полями; Объяснить Суть Явления...