Семья

То чему не учат. Деньги. Чему не учат в школе и почему? Хочу перемен или Линия наименьшего сопротивления

Что понадобится сегодняшним школьникам для жизни и работы? Что впоследствии украсит резюме? Где этому можно научиться, пока есть время? На все эти вопросы должны найти ответ родители.

Нужные для жизни и работы умения и навыки сейчас принято называть ключевыми компетенциями. В российской педагогике вопрос о них поднимался не раз и неизменно вызывал бурю негодования: что же вы хотите - вместо фундаментальных знаний давать детям поверхностные практические навыки? Поэтому отработка этих навыков остается делом отдельных энтузиастов, а в системе образования по-прежнему наблюдается перекос в сторону теории. Из года в год проводимые Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) международные исследования "Программа международной оценки учащихся" (PISA) показывают, что российские школьники отстают от зарубежных сверстников в тридцати с лишним развитых странах именно в том, что касается практического применения знаний, поиска информации и ее интерпретации. Разрыв между научным знанием и его применением у нас огромен. Школьники изучают элементы высшей математики и пишут литературоведческие сочинения, но не могут выступить с короткой речью, написать отчет о проделанной работе или подсчитать, сколько будет 20% от тысячи плюс еще 20% от остатка.

Системные упущения

В Великобритании несколько лет назад представители вузов и работодателей заговорили о подобных пробелах в образовании. Частные учебные заведения, пытаясь справиться с проблемой самостоятельно и дать школьникам конкурентное преимущество, стали вводить курсы, посвященные ключевым компетенциям. С 2001 года они повсеместно являются частью обязательной школьной программы. Британцы выделяют всего шесть ключевых компетенций: три основные, три дополнительные. К числу основных относятся: коммуникативные навыки (умение понимать и передавать другому необходимую информацию при переписке и личном общении, навыки написания эссе, составления документов, интервьюирования и т.п.), умение работать с цифровой информацией (основы статистики, работа с таблицами, графиками, диаграммами, масштабами, осями координат), навыки использования информационных технологий (самые популярные программы, редакторы, Интернет и т.п.). Дополнительные умения - это способность решать проблемы и владение основами изобретательства; самообучение (способность ставить цели и искать способы их достижения) и приобретение необходимых для этого навыков и, наконец, умение работать в команде.

Опрошенные нами школьные и вузовские преподаватели и представители различных профессий, имеющие дело со студентами и стажерами, подтверждают: общие проблемы в подготовке действительно существуют. Первую - недостаточное знание иностранного языка - мы трогать не будем, это отдельная тема. Данные, касающиеся всего остального, мы свели в общий список того, чего решительно не хватает нашим детям (в порядке убывания их значимости). Сразу заметим: поскольку речь идет о системных упущениях, все это актуально не только для школьников и студентов младших курсов, но и для выпускников вузов, и для уже работающих специалистов разного профиля.

Что нам нужно

  1. Навыки самопрезентации. Их отсутствие отмечают все респонденты без исключения. Некоторые из них называют эти навыки жизненно важными: уверенность в себе, умение рассказывать о себе и своей работе, подавать себя.
  2. Способность выступать перед аудиторией, формулировать мысль коротко и ясно, спорить корректно, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
  3. Критическое мышление и владение логикой.
  4. Умение работать с текстами и устной информацией: понимать, выделять главное, конспектировать, реферировать, обобщать.
  5. Умение работать с цифровой и графической информацией.
  6. Навыки самоорганизации, дисциплины, тайм-менеджмента.
  7. Грамотность.
  8. Владение компьютером на уровне уверенного пользователя. Вместе с тем, наши эксперты отмечают, что студенты в целом умеют пользоваться компьютером, хотя информатика в школах остается маргинальной дисциплиной.

Среди облегчающих учебу и работу, но не жизненно важных навыков называют также умение быстро читать, владение стенографией (помогает конспектировать вузовские лекции) и методом слепой печати.

В большинстве школ и вузов этому действительно не учат, но многочисленные курсы и тренинговые компании спешат восполнить пробел. Часть знаний, умений и навыков молодежь получает благодаря обстоятельствам, над недостающим можно работать самостоятельно - с помощью родителей, самоучителей, компьютерных программ и тренажеров. Чему-то научат на межшкольном учебном комбинате (например, компьютерной грамотности, машинописи и делопроизводству). А что-то вообще может не пригодиться (скажем, стенография в полном объеме).

Главное - ответить на вопросы: что я могу, чего хочу, что мне для этого нужно и чего не хватает? Мы далеко не всегда адекватно оцениваем себя и своих детей: если проблемы с самоорганизацией, как правило, заметны (стоит посмотреть, как ребенок собирается в школу и что делается у него в комнате), то слабая логика и неумение обобщать информацию не так бросаются в глаза. Системный анализ сильных и слабых сторон дает профессиональное профориентационное тестирование. Оно же помогает выяснить, над чем именно надо работать конкретному человеку, готовясь к определенной карьере. Тестирование можно пройти на многих сайтах в Интернете (результат не гарантирован) или у психологов. В Москве профориентацию проводят, например, Центр тестирования МГУ "Гуманитарные технологии", Молодежный кадровый центр "РосНОУ" и др., в Петербурге - Центр профессионально-личностного консультирования факультета психологии СПбГУ и др.

Очистка сознания?

Рынок дополнительного образования изобилует неприятными сюрпризами - от непрофессионализма до шарлатанства и сект. Выбирая курсы для себя и тем более для собственного ребенка, помните, что совершенствовать с посторонней помощью вы собираетесь технические, профессиональные навыки, а не душу и убеждения. Однако в нагрузку к тайм-менеджменту и выработке лидерских качеств вы рискуете получить полный ассортимент оккультных практик: "гармонизацию и очищение сознания", обучение медитации, "корректировку судьбы", "повышение энергопотенциала". Многие тренинги организованы сайентологами или используют те же разработки, что и церковь сайентологии. У ряда тренингов много общего с сетевым маркетингом: стремление втянуть как можно больше народа, многоступенчатое построение курса, где на каждой ступени за отдельную плату посвященному открывают тайны личностного роста, дают обещание изменить вашу жизнь под восторженные отзывы тех, кто свою уже изменил. Берегитесь горящих глаз и приклеенных улыбок, дешевых метафор, описаний перенесенных потрясений ("я впервые понял, зачем я живу") и обещаний сделать вас мудрым в конце пути. С подростковой расхлябанностью и неуверенностью в себе справиться легче, чем с осознанием собственного мессианства и другими последствиями вмешательства в неокрепшую психику.

Читаем и конспектируем

Всякому очевидно: чтобы читать быстро, надо читать много и регулярно. Если вы недовольны результатом обучения, специалист всегда может ответить: курсов недостаточно, надо все время работать самостоятельно, дома вы мало трудились. Поэтому, прежде чем заплатить за курс, попросите специалиста рассказать о программе. Если он будет красиво говорить не столько о методике, сколько об абстрактных категориях - бегите прочь.

Екатерина Сарычева, специалист московской Школы рационального чтения (руководитель Марат Зиганов), поясняет: человек умеет читать слова одно за другим, а на курсах его учат разом охватывать взглядом целый фрагмент. Большинство слушателей смогут научиться "схватить" только словосочетание, а "одолеть" абзац способны примерно 5% слушателей - они и добиваются отличных результатов. Чтобы человек стал читать блоками, в ШРЧ его учат пользоваться боковым зрением. Фактически вы учитесь на ходу выбирать из текста суть. Художественную литературу так читать нельзя, а статьи и монографии к экзамену - вполне можно.

Скорость повышается и за счет того, что ученика учат избегать проговаривания про себя и возвращения к прочитанному. Достигается это довольно простыми приемами. Для выработки навыков резюмирования и конспектирования тоже годятся несложные приемы. Надо научиться находить в тексте главные мысли и прослеживать связь между ними. При хорошем резюмировании от текста остается лишь смысловой пунктир - но вы сможете заново связать все пункты и воспроизвести текст в общих чертах.

Кстати, в Школе рационального чтения есть дополнительные курсы для детей и подростков, на которых учат "качественно усваивать учебный материал, запоминать необходимую информацию, понимать логику школьных предметов, видеть структуру учебных текстов, быть внимательным на уроках, логически мыслить и рассуждать". А вот в Центре быстрого чтения (Школа Олега Андреева) помимо скорочтения преподают "ауровидение", повышают духовность, предлагают "анализ всех мировых религий", "развитие интуиции и биоэнергетического потенциала" и т.п. Включаем критические способности?

Думаем и пишем

Многие курсы русского языка дают возможность дополнить занятия актерским мастерством, чтением вслух и т.п. Большинству российских школьников, скованных и не умеющих говорить перед аудиторией, это не повредит. Но волшебного избавления от ошибок лучше не ожидать: русским языком, как и иностранным, надо заниматься систематически, а не наскоком.

Не ищем счастья

Тренингов общения тоже немало. Сразу отметаем те, что включают в программу "поиски истины и счастья", внимательно изучаем сайты и программы: покопавшись, в них можно найти валеологию, рэйки, буддизм, дианетику и т.п. Уж лучше выбрать незамысловатое "умение постоять за себя и договариваться с другими, навыки сопротивления негативным влияниям сверстников, совладание с эмоциями, управление стрессом и состоянием тревоги" ("Репетитор"), "выходы из конфликтных ситуаций, поведение в затруднительных ситуациях, понимание и уважение к собеседнику, выражение личного мнения, уверенность в себе" ("Гуманитарные технологии") и т.п. В консалтинговом центре "Бизнес-интеллект" обещают развить коммуникативные навыки, снять зажимы и барьеры, мешающие свободно взаимодействовать друг с другом, а также научить использованию интуиции, фантазии и творческого потенциала. В ШРЧ расскажут, "какие существуют приемы, позволяющие нам создать свой положительный образ в глазах окружающих, выглядеть человеком привлекательным, интеллектуально развитым и эрудированным".

И все остальное

Слепой десятипальцевый метод печати нужен не только для скорости, но и для того, чтобы пальцы рук не совершали лишних движений, приводящих к боли в суставах. В Интернете и на CD cуществует около десятка различных тренажеров. Выбирайте сами, что вам подходит: убегать от чудовища в Babytype или смеяться над анекдотами от "Соло на клавиатуре". В любом случае, чтобы развить скорость, рекомендуется следовать двум главным принципам: не подглядывать и соблюдать ритмичность печатания. Заниматься желательно часто, пусть даже понемногу, и лучше под музыку (для ритма). Для достижения результата нужно не менее 250 часов. Скорости 120-150 знаков в минуту вполне достаточно для авторской работы с текстом, а если в планах стоит карьера секретаря-машинистки, то придется тренироваться до 180 знаков - и лучше поучиться на курсах.

Компьютерных курсов довольно много - в районных домах и дворцах детского творчества, в клубах и т.д. Существуют они и при элитных московских вузах - в Физтех-колледже, при МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Баумана. На курсах факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ школьникам сначала предлагается базовый курс, затем на его основе можно заниматься веб-дизайном, анимацией, компьютерной графикой, программированием, издательскими технологиями и версткой. Примерно тому же учат и в Физтех-колледже. А в УЦ "Специалист" в МГТУ им. Баумана есть еще построенные по модели УПК курсы секретарей, бухгалтеров, программистов и операторов электронного офиса. Летом МГУ и МГТУ приглашают школьников на интенсивные недельные курсы по разным программам.

Ораторскому искусству учат, например, на курсах "Оратор" и в КЦ "Бизнес-интеллект". Программы тренировки памяти и внимания, подготовки к экзаменам есть в ШРЧ и "Гуманитарных технологиях". Курс формальной логики - в "Родной речи". В общем, почти все, чему не учат в школе, преподают после уроков. Осталось только добавить: не стесняйтесь спросить лицензию (и сравните то, что преподается, с тем, что в ней написано), а также выясните, каково образование преподавателей и какие у них есть научные публикации.

Ирина Лукьянова
Наталья Круть
Михаил Ойстачер

Обсуждение

Ну если уходить от мракобесия, то школа Бибрейн довольно чётко учит быстро читать. Хотя, вроде, основатель - отщепенец от Андреева - мракобеса)

Ручкопись в школах на очень древнем уровне. Писать, пользуясь только буквами, означает тормозить развитие детей. С двух лет до пяти мы осваиваем все стили произношения по скорости: разговорный и скороговорочный. А вынуждены осваивать медленный стиль устного произношения, необходимый для ведения записи посредством изобретения тысячелетней давности (983 г. н.э.) - кириллических букв.

Существует другой алфавит, позволяющий школьникам писать вариативно, то есть, во всех скоростных стилях произношения. Вот только учителя ничего не знают об этом алфавите. А школьники перегружены, кроме всего прочего, еще и буквенной "писаниной".
Вот и автор - знает только про машинопись... и ничего, естественно, про ручкопись.

Без рациональных способов записи, привитых учителями в школе, в студенческие годы мы не очень успешны. Далее возникает удушающая петля - недодав школьникам, не подготовили хорошо специалистов. Став руководителями - они недодали учителям и развитию образования.

Повсеместно можно обнаружить следы инерциализации мышления, вызванные применением для получения знаний буквенного "курсива". Изобретения своего - суперкурсива - не знаем. Итог - хотели как лучше, а получается... Пожалуйста, посмотрите на мой сайт о письменности нашего будущего http://fonostenograf.narod.ru

с уважением.
Валерий

04.05.2007 13:35:28, Валерий

Самое главное чему не учат ни в школе ни дома в семье - своему делу.
Ищите в интернете "ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА" Юрий Мороз.
И да помоги себе сам...

11.08.2005 18:48:10, Сергей

Правильная статья. Я сейчас учусь в Швейцарии и часто вспоминаю свой ВУЗ ну и школу так же... Сколько у меня предложений по корректировке программы образования в нашей стране. Опыт показывает, что фундаментальные ли то знания, менталетит ли наш или еще что-то позволяют нам быть на голову выше студентов из других стран, но пользоваться мы этим совершенно не умеем...
Кроме того, в школе масса ненужных предметов, верней объем преподавания катастрофический. Если всем понятно, что средний, хороший умный гуманитарий не может решить задачку по химии после того, как пропустил пару занятий, зачем еще дальше его уводить в дебри и тратить время этого человека??? Лучше пусть он подготовит доклад о химии, так же с физикой и алгеброй! О геометрии речь отдельная, это не совсем математика...
В ВУЗах что творится?? Специализация начинается после 4 курса, то есть, после того, как я получу бакалавра, а это - полное высшее образование!!! Бред же!!! Давно во всех странах в школах есть ориентации профильные, а в ВУзах можно выбирать предметы из списка!!!
И еще важный момент,у нас совершенно спокойно смотрятна то, как пользуются готовыми рефератами и докладами! Это плохо! Студенты перестают сами работать, а почему? Потому что у них 14 предметов, каждый "самый важный" и по-каждому обязательны лабораторные, курсовые и прочие работы!!! НАдо это сокращать и смотреть правде в глаза, что никто ничего на самом деле не делает, так как это не по силам, человек просто с ума сойдет или раскладушку в столовой себе поставит, так как просто поехать домой времени нет!

Эх как меня понесло... Просто за душу берет...

Один момент. Не верю. "Сколько будет 20% от тысячи плюс еще 20% от остатка". Для моего 8-летнего ребенка это - не задача. Легко.

21.08.2004 16:46:26, Евгений П

Совершенно верно! Как человек, живущий в Германии и именно по этим причинам - нет навыков демонстрации и презентации себя - терпящий постоянные неудачи - полностью подтверждаю. Советское образование было не приспособлено к современным западным условиям.
С другой стороны, зато нас учили мыслить. Лучше быть человеком мыслящим, чем "приспособленным к жизни".

Мне понравилось. Начало статьи - просто как руководство к действию.

Комментировать статью "Чему не учат в школе"

Про навыки в целом. Не важно: получение информации из разных источников, выделение главного и пр А диссертации не по шаблону пишутся? Эссе проверяет навык не для будущих писателей и журналистов Разные люди есть, и они разными нужны, и разными пригождаются.

Обсуждение

И сейчас всему этому учат. Во втором и третьем классе на литературе очень много заданий типа "найти главную мысль", "разбить на части и озаглавить". Только таки да, у всех это получается по разному. Как, впрочем, и все остальное.
Умение учиться самостоятельно, это самое основное. Остальное всегда приложится.

и верно, не учат - вон сколько слов написали, а о чем не особо понятно
пересказу, плану и выделению главной мысли учат на уроках литература в 5 классе

Подскажите закон пожалуйста, боюсь он нам пригодится. Ученик 1 класса должен знать: свой домашний адрес, адрес школы, домашний телефон, место работы родителей; путь от дома до школы и обратно; уметь самостоятельно, выполняя правила уличного движения, переходить...

Обсуждение

Могу только частное мнение. Оставила старшего на 1й класс дома, будем сдавать в конце года, чтобы пойти во второй класс.
В начале года спрашивала у учителя:
1. Чтение - 30-40 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту.
2. Математика: сложение-вычитание в пределах 20, если Петерсон - то в пределах 100 с переходом через десяток. Решение текстовых задач: в одно действие (на нахождение суммы, на сколько больше/меньше, сколько осталось и т.д.) и в два действия (у Васи 5 шт, у Пети на 2 больше, сколько всего). Соотношение дм-см, понятие кривой, прямой, отрезка.
3. Окружающий мир - в зависимости от учебника. В целом: живое-неживое - различие, насекомые, птицы, животные (млекопитающие), рыбы, пресмыкающиеся - общие сведения, строение, Россия -столица, герб, гимн, растения - животные чем отличаются, виды растений.
4. Русский язык: писать, списывать, писать под диктовку, словарные слова, деление на слоги, правила переноса, восклицательные, побудительные и повествовательные предложения, восклицательные и невосклицательные, основа предложения, существительные, прилагательные, глаголы (в некоторых программах слова-предметы, действия, признаки), предлоги со словами отдельно, орфограммы: большая буква в начале предложения, имя собственное, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк. В некоторых программах родственные слова, синонимы, антонимы. Апд.: орфограмма - глухая согласная в конце слова, и звуки - согласные мягкие-твердые, звонкие-глухие, гласные.
Где-то могла ошибиться или что-то забыть.

Ничего не должен. По Закону об Образовании РФ в 1 классе нет аттестации, значит, нет оснований для не перевода. Другое дело, на Вас могут давить, тут уже на Ваше усмотрение, как Вам интуиция подсказывает. И оставить, и на ПМПК, обычно не хотят таких учить. Я послала всех любителей учить отличников, вот 5 класс заканчиваем.

Про навыки самообслуживания. Вот такой назревший вопрос. Мои постепенно овладевали и овладевают навыками самообслуживания. Старший (11 лет) полностью самостоятелен, хотя зубы чистит плохо и шнурки завязывает тоже плохо, всю жизнь обувь на липучках.

Обсуждение

Самообслуживание и поддержание порядка в жилище -разные вещи. А обязанности по отношению к семье- третье дело,с первыми двумя не связанное.

Уровень требований в каждой семье свой. Если сейчас что-то вас не устравиает, обсудите это с мужем и детьми и установите согласованное правило. остальное нужно было воспитывать с младенчества, когда приказы еще не обсуждаются.

Мои постепенно овладевали и овладевают навыками самообслуживания. Старший (11 лет) полностью самостоятелен, хотя зубы чистит плохо и шнурки завязывает тоже плохо, всю жизнь обувь на липучках. Кровать убирает.
Младшая (7) пока и оденется неаккуратно (колготы, заправить), и причесаться сама не умеет. Кровать не убирает, но это мы договоримся.

Фантики не бросают, это вопрос давно решенный.
Посуду после еды могут и не убрать...

Помощь по дому оказывают всегда по просьбе, постоянных обязанностей нет. Сын научился за много лет хорошо убирать пол, дочь учится. Посуду моют вполне чисто.

Думаю, моды нет, просто у всех свои представления о порядке.

14 лет... может все. даже готовить. но ленится страшно. но птица гордая, пока пнешь не летит.

Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет. Кроме чисто технического умения читать, с помощью чтения ребенок делает...

Обсуждение

дочка пошла в школу практически не читающей (5-6 слов в минуту). научилась, конечно, но считаю, что умеючи читать к 1 классу слов 25 в минуту было бы проще значительно. но к сожалению до школы ей практически не давалось чтение.

Чему не учат в школе?

Как каждого родителя поход ребенка в школу — это одновременно и счастье, и хлопоты. С одной стороны, ребенка необходимо «собрать» к школе — купить ранец, костюм, обувь, тетради, ручки и еще много других принадлежностей. Радостно же родителям от того, что ребенок сделает наконец первые шаги к своему будущему, к своей карьере и счастью. Ведь именно школа дает тот минимум базовых знаний, который необходим ребенку.

В школе учат музыке, математике, литературе и многому другому. Но что это дает ребенку в жизни. Конечно, прилежный ученик будет знать мораль басней Крылова, будет уметь складывать и умножать, получит знания по нотной грамоте. Но пригодится ли ему это в жизни.

Горькая правда заключается в том, что 95 % всего обучающего материала, который дают ребенку в процессе обучения, совершенно не применима в жизни. Более того, изучив этот материал, во взрослой жизни все знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. И вправду, зачем слесарю первого разряда знать нотную грамоту? А менеджеру среднего звена абсолютно необязательно читать произведение «Мастер и Маргарита».

Настоящим знаниям, которые пригодятся человеку вне зависимости от его жизненного пути, в наших школах не учат. Многие учителям абсолютно безразлично, что будет знать ребенок, а что — нет. Для них главное отчитать нужный объем материала, получить свою скромную зарплату, после чего продолжить «шпиговать» детей откровенным информационным мусором.

Множество уважаемых людей во всем мире в своих трудах не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в жизни. К примеру, известный инвестор и предприниматель Роберт Т. Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу».

Вот лишь некоторые цитаты из книги:

1. Традиционное образование зиждется на поощрении учащихся, признанных способными в систематическом "пропалывании сорняков", т.е. "тупых" учеников. Она не является системой, нацеленной на образование всех, кто в нее приходит. Она нацелена на выбор "самых способных" и их обучение. Вот почему существуют тесты, отметки, программы для одаренных, программы для слаборазвитых и ярлыки. Это система классифицирования, дискриминации и разделения.

2. Мы должны заново переоткрыть для себя все истины, а не просто принимать их навязывание со стороны.

3. Детей интересует оценка, а не знания. Наша система образования учит тому, что быть правым важнее истинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказывает за ошибки.

4. Единственная причина того, почему я счастлив в своей жизни и никогда не волнуюсь из-за денег в том, что я научился проигрывать. Вот почему я сумел добиться в жизни успеха.

Роберт знает, о чем говорит. Если бы это говорил человек, ничего не добившийся в жизни — можно было бы подумать, что человек бредит. Однако, Роберт не единственный из успешных людей, который утверждал, что среднее образование больше портит детей, нежели приносит им пользы.

Учась в современной средней школе, ребенок учится быть роботом, смотреть на мир взглядом учителя и не формировать собственное мнение. Окончив школу, перед подростком встает важный вопрос — выбор будущей профессии. И тут начинается самое интересное — при выборе специальности в университете ребенок начинает теряться и сомневаться. Причина этих сомнений в том, что ребенок не знает своего места в жизни, не знает своих предпочтений. Но разве не должна этому учить школа? Естественно, должна. По факту же, ничего подобного не происходит. И на этом все беды не заканчиваются.

Когда у ребенка в университете начинают спрашивать о важном деятеле либо событии, выходящего за рамки школьной программы — он молчит. Это до слез напоминает робота — если робот нашел в базе данных ответ — он его выдал, а не нашел — тут и до перегорания транзисторов недалеко. А школьная программа в наших школах, откровенно говоря, оставляет желать лучшего.

Итак, чему же не учит школа?

1. Умение находить взаимопонимание с окружающими. В школе учат алгоритмам, но ни один алгоритм не способен в полной мере описать поведение и восприятие человека. В результате, многие окончившие школу не способны элементарно общаться с другими людьми, находить с ними взаимопонимание. Да, некоторые учителя учат детей: «Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам!». Просто браво! За годы педагогической практики книга Дейла Карнеги таки была прочитана.

Все в этой фразе верно, но на практике подобное отношение к людям не дает результата. Причина в том, что не только на этом следует строить взаимоотношения с окружающими. Следует внимательно слушать человека, уважать его интересы, не обсуждать человека, принимать его таким, какой он есть, быть искренним и честным, всегда держать данное слово. И так далее, и так далее... Всему этому должна учить ребенка школа. Учит? Вопрос риторический.

2. Задавать вопросы. Каждый ребенок рождается любознательных. Его мама и папа не успевают сосчитать количество заданных им вопросов «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Но, пойдя в школу, у ребенка внезапно теряется желание задавать вопросы. Почему так происходит? Дело в том, что ребенок знает — если я задам вопрос, меня ждут или грубый отказ, или «двойка». Таким образом, ребенок предпочитает смолчать.

Как это проявляется во взрослой жизни. Допустим, на предприятии, где работает бывший ученик среднеобразовательной школы, проводят инструктаж по технике безопасности. В конце инструктор задает вопрос: «Всем все понятно?». В ответ — тишина. Ну что же — молчание знак согласия. И вот, по вине работника происходит несчастный случай. Он хотел задать вопрос, ведь далеко не все было понятно, однако — «спасибо» школе, вопрос так и не был задан.

Вместо того, чтобы карать учеников за вопросы, учителя обязаны их поощрять.

3. Принимать решения и нести за них полную ответственность. Это едва ли не важнейшее качество в наглую забывается школой. В результате, во взрослой жизни человек упускает тысячу прекрасных возможностей, просто побоявшись в нужное время взять на себя ответственность и принять верное решение. Еще одна сторона недостатка этого качества — человек принимает решение, которое оказывается неправильным и приводит к убыткам компании. Что дальше делает человек — признает свою ошибку и пытается ее исправить? Как бы не так. Он пытается найти крайнего, чтобы спихнуть вину на него. В школе этот поступок может и остаться безнаказанных, однако во взрослой жизни подобное поведение жестоко карается. Либо человек, которого подставили, отомстит обидчику, либо его накажет судьба, и с ним однажды поступят точно также.

4. Трудолюбие. В жизни каждый человек должен любить то, чем он занимается — только таким образом достигается успех. Он не должен думать: «Ну вооот, опять это нужно делать...», а делать свою работу с удовольствием. Труд облагораживает человека.

Что на этот счет думает школа? А ничего — всем безразлично, что ребенок любит, а что нет. Есть общеобразовательная программа, и ей необходимо следовать. Нравится тебе химия или нет, понимаешь ты ее или нет — не сделаешь домашнее задание, получишь «неуд». Когда же ребенок пытается освоить предмет, но у него не выходит, ему необходима помощь преподавателя. Однако, этой помощи он не получает. В результате, после очередной неудовлетворительной оценки страдает самооценка самого ученика — тут уж не до трудолюбия.

Это же справедливо и для отличников — сделал домашнее задание, и знаешь, что получишь «пятерку». Остальное неважно. Зачем узнаваться что-либо новое, к чему то стремиться? Это ведь никак не будет замечено или поощрено преподавателем.

5. Умение отстаивать свою позицию и правоту. С первых же классов детям внушают, что учитель всегда прав. А если учитель не прав — смотри выше. В результате, учитель может нести откровенную ересь, и ученик может знать об этом, но он смолчит. Как это так?? Сморить с учительницей? Да перед тобой же Сенека в юбке! Кстати, кто такой Сенека, в школе так же не учат.

Каждый человек обязан уметь отстаивать свою правоту, если на кону стоит что-то очень важное для него. В противном случае, человек из ведущего превращается в ведомого. Ему можно будет внушить любое мнение, которое никак не перекликается с его мнением. В конце концов, на работе на него будут спихивать все обязанности, так как он самый тихий и никогда не возражает.

6. Способность быть гибким. Тут и вовсе у школьного образования полнейший провал. Можно начать с того, что сама школьная программа в наших странах не гибкая — во всем мире нужны высокие технологии и научные открытия, а в наших школах вместо этого предпочитают провести урок истории.

Второе. Детей не учат быть гибкими и приспосабливаться к условиям изменяющейся среды. Если еще 30 лет назад судьба окончивших школу была предрешена — они знали, кем и где они будут работать, то сегодня перед человеком открыто множество возможностей. Но жизнь очень переменчива, и та профессия, которая была популярна год назад, уже через неделю может оказаться невостребованной. Человек должен уметь менять свои приоритеты, учиться чему-то новому, постигать не постигнутое ранее. Но он этого не делает.

На вопрос «Почему вы выбрали карьеру переводчика?» многие отвечают «Ну не знаю... наверное, это престижно...». В идеале, именно школа должна учить детей понимать, какие навыки важны и что может быть полезным в будущем. Но она этого не делает. А жаль.

7. Быть независимым. Ни один школьный предмет не учит ребенка, что нужно быть независимым, что только свобода может подарить настоящее удовлетворение. В результате, окончив школу, человек становится зависимым от всех — от родителей, от начальника, от друзей и т.д.

8. Умение разрешать конфликты. Впервые об этом качестве многие узнают на предмете «Конфликтология» в университете. Да и то только те, у кого этот предмет преподается. Умение разрешать конфликты — прекрасная способность, отличающая по-настоящего взрослого и ответственного человека от ребенка. Если вы не умеете разрешать конфликты, вы постоянно находитесь в стрессовых ситуациях и ни с кем нее разговариваете — вы либо уже со всеми перессорились, либо избегаете этой печальной перспективы.

Нельзя избегать общения с людьми только лишь потому, что не умеешь разрешать конфликты. Этому не учат в учебниках — умение разрешать конфликтные ситуации отрабатывается на практике, а потому такой предмет обязан быть введен в каждой школе, но... увы, его нет и в ближайшей перспективе не предвидится.

9. Умение доводить начатое дело до конца. Мало начать дело, важнее — довести начатое до логического завершения. Многие люди не умеют это делать — их этому не учили в школе. Оттого они приобрели репутацию безответственных людей, на которых нельзя положиться.

10. Умение справляться с трудностями, стрессом и депрессией. Многие окончившие обучение в школе дети подвержены депрессиям — они не знают, какой путь им выбрать, что приводит к упадку настроения и нежеланию что-либо менять в своей жизни. Нередко депрессия доводить до пристрастия к алкоголю и даже суициду. Но всего этого бы не произошло, если бы школа учила детей справляться с любой затруднительной ситуацией и не опускать руки при первой же неудаче. К тому же, депрессией и стрессами также можно управлять, однако если где и можно этому научиться — то явно не за школьной партой.

Несмотря на то, что перечень навыков, которым не учат в школе, далеко не полон — мы остановимся на этом. Ведь и так понятно, что важных жизненных знаний и умений в школе не получить.

Возникает вопрос — где получить эти знания? Естественно, главная роль в этом отводится родителям. Ведь вряд ли ребенок сам найдет в газете объявление о проведении обучающих курсов и посетит их.

Именно родители должны с раннего возраста учить ребенка нести ответственность за свои слова и поступки, развивать навыки командной работы, учить ребенка справляться с неприятностями с гордо поднятой головой, вырабатывать в ребенке критическое мышление, учить его постоять за себя и еще многое другое. Однако, большинство родителей отводят ребенка в школу и полагают, что там его всему научат. У них же есть своя работа — ей они и уделяют все свое время и внимание.

Остановитесь, так нельзя! Поймите, что без вашего активного участия школа превратит вашего ребенка в робота, который только и сможет, что выполнять монотонную работу. Если вы желаете своему ребенку счастья — принимайте активное участие в его развитии, и он отплатит вам своими успехами.

Помните песню “Чему учат в школе”?

Книжки добрые любить и воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

А вот о том чему не учат в школе и что с этим делать расскажет наш новый автор!

Оно может и так, но есть один навык, супер-важный, как оказалось, по жизни, которому в школе не только не учат, а скорее активно отучают. А он корень стольких побед, а когда чахнет, то и многих бедствий.

Потеряла запись источника этой цитаты: “Первые пять лет жизни ребёнка мы отводим на то, чтобы он научился ходить и говорить. Последующие десять, чтобы он сидел и молчал.” [перевод с английского автора].

Так выстроена наша система образования. Взрослые, думаю, из самых лучших побуждений, составили список того, что важно узнать юному члену общества, и настаивают, чтобы он этот список освоил.

Результат этого подхода плачевен тем, что мы тем самым отучаем его от самонаправления. Мой сын в школе (в обычной, вовсе не плохой, школе) научился распознавать, чего он не хочет: сидеть на скучных уроках, слушать про непонятно зачем-ему-нужный – что в его мире означает ненужный – список дат 16-го века . Ну и так далее. И научился отключаться от внешнего мира, занятого непонятно чем непонятно зачем, от окружающего его мира, который навязывает ему информацию, не заботясь пояснить, а для чего она нужна.

Хочу перемен или Линия наименьшего сопротивления

По счастью, научить меня “книжки добрые любить” моему школьному детству таки удалось. Книга Роберта Фрица “Линия наименьшего сопротивления” (Robert Fritz “The path of least resistance”) попала мне в руки всего несколько лет назад. Его фраза о том, что информация, не привязанная к конкретной задаче, бессмысленна и отфильтровывается мозгами автоматически, пронзила меня воспоминаниями детства. А ведь я была “любопытной губкой”, которой всё было интересно. Если даже у меня всплыли яркие воспоминания отвержения от напичкивания информацией “не про что”, то какого же должно быть мальчикам, которым свойственна гораздо более интенсивная фильтрация на важно-неважно. И выдумать задачку, чтобы продемонстрировать применение информации, помогает мало.

Фриц описал создающююся ситуацию так: у вас много “инструментов” (навыков, информации), которыми вы умеете пользоваться, но которым у вас нет применения, то есть, считайте, под кодовым названием “хлам”. И проследил последствия – вы не умеете и не привыкли исходить из поставленной задачи, и находить, или даже изобретать, инструменты, которые могут выполнить её. При встрече с подобной задачей у вас высокая вероятность испытывать ощущение бессилия, стресса, даже гнева, а также позыв спрятать голову в песок: “Это мы не проходили, это нам не задавали.”


Повторите этот цикл достаточно раз, и для вас любая “непройденная” (=новая, незнакомая) задача будет неприятна. Свои интеллектуальные способности вам будет соблазнительно использовать на то, чтобы её избежать, объяснив, почему этим не надо заниматься. Что проще всего сделать, отрицая любые свои интересы, кроме тех, на которые уже налеплена кнопка.

А молодняку тут ещё подбрасывают жару: кем ты хочешь вырасти, чем ты хочешь в дальнейшем заниматься? Голову в песок, и песню включить:

Тили-тили трали-вали

Это мы не проходили

Это нам не задавали

Такое направление развития юных мозгов устраивает компании компьютерных игр, может даже и многие другие компании, но не меня. Кстати, этим компаниям только пользователи такие нужны, а в работники они наверняка выискивают себе из тех, кто сумел избежать этой участи – а иначе на что они годны? Отвечаем: на выполнение инструкций, но не на выбор самостоятельно проложенного маршрута.

Что такое образование

Когда-то на вопрос внучки-подростка, что означает слово “образование”, мой дедушка перевёл его на латынь = “education”, корнем которого он назвал древне-греческое слово “educe” (которое до сих пор существует и на английском, можете проверить). “Educe” означает “выявлять, развивать”. Развитие умственных способностей никак не может обойти обучению мышлению, и в частности подходам к новым областям, к незнакомым задачам.

В последствии, я не поленилась найти и трактацию слова школа = “school”. Само слово “school” на английском раньше означало просто “стая, косяк рыбы”, то есть школа была местом сборища деток, где их выпасали.

Современные переводы глагола “to school” скопировала сегодня из Google Translate:

обуздывать, дисциплинировать, приучать, школить, отчитывать, обучать, посылать в школу, и т.д.

Только на предпоследнем месте стоит “давать образование”, перед “собираться косяками”.

Откуда ноги растут?

Копаясь вокруг всего да этого, наткнулась я на интересные, но не очень знаменитые, детали западной истории. Образование для детей богатых существовало издавна, а вот “общее образование”, по крайней мере в Англии, было введено по ходу развития индустриальной революции, и с очень определённой целью: у Британской Империи, за счёт распространения территории и индустрии, создалась острая нехватка грамотных чиновников, администраторов, писарей, конторских служителей и т.д. Потому ранние версии “общего образования” были рассчитаны именно на создание нового класса чиновников – грамотных людей (подчеркну – не самоосознанных, образованных, самостоятельных людей, а армии “выполнителей” с канцелярскими навыками). С этой задачей система справилась, и справляется, достаточно успешно.

С тех пор уже много голосов твердят о том, что общему образованию нужно сдвинуться с мёртвой точки натаскивания выполнителей, что обществу не хватает людей с выдумкой, предпринимателей, первопроходцев, умеющих и поставить и достичь цели. Книга Фрица – результат многолетнего опыта выявления тех самых мыслящих, деятельных, творческих созидателей – и среди уже-разочарованных юных сердец, и из рядов почти-отчаявшихся странников постарше.

Свой “моторчик” заводить

Все мы знакомы с людьми, у которых собственный “моторчик” явно включён, и с другими, у кого он кашляет, простаивает, или даже настолько атрофирован, что кажется, что он проржавел, или отсутствует вовсе. И так легко считать, что у некоторых моторчик просто от рождения установлен, а другим, ну увы, меньше повезло от бога/генетики.

Но я не могла смириться с мыслью, что моему сыну просто “не дано” стать автором своих начинаний, вести активную жизнь, выбирать свой путь. Мой сын, тем временем, был из-рук-вон убедительной иллюстрацией проблемы, описанной Фрицем. На вопрос “А чего ты хочешь?” он не мог ответить. Совсем. На одной стороне страницы – длинный список, чего он хочет избежать, а на другой, отведённой на список его вожделений – пустое место.

Своими действиями, своими выборами занятий, он только подчёркивал дефицит. Без угроз, не из под палки, предоставленный собственным позывам, он усаживался на диванчик, включал экран, и отключался. Человека в полном смысле этого слова тут было ещё не разглядеть. “А чего ты хочешь?” – “Не знаю.”

Мучило меня в этой картине не только то, что траекторию дальнейшего не-до-развития легко просчитать. Гложило меня ещё и осознание, что у меня не было под рукой метода, как включить его моторчик, что я терялась в догадках, как накачать этот мускул самой. И потому размышления и опыт Фрица я читала в режиме “не оторвать”.

Фриц, по образованию композитор, в какой-то момент заинтересовался параллелью творческого процесса так-называемых “творческих профессий” – живописи, музыки и т.д. – и творческого процесса в любых других начинаниях. Скажем, как случаются открытия науки, как инженер выстраивает планы на подвесной мост, какого никто ещё никогда не строил. Словом, как ведут себя первопроходцы любого жанра.

По мнению Фрица, все творческие начинания начинаются именно с задачи, для выполнения которой у вас нет уже готового инструмента или методики. Это как-бы мир школы наоборот. Вот у нас есть задача, а формулы/теоремы, кем-то уже доказанной и т.д. – нет. Вот где уже надо мозговать! Вот где просыпается моторчик!

А вот и второй новый ракурс: Фриц считает, что умение понять, чего ты хочешь – не автоматическая, рефлекторная, функция, а именно умение, навык, который может развиваться или атрофироваться. А развить задачу от общих мечтаний, вынашивать её до более конкретных очертаний, вплоть по составления плана, готового к выполнению, это пилотаж покруче.

А как-же узнать, чего ты хочешь? Можно ли развить этот навык нарочно? Фриц предлагает такую проверку кандидатов в список пожеланий: “Если было бы возможно, ты бы взял?” (If you could have it, would you take it?)

Что, ларчик так просто открывался?

Примеряю: видение сына, горящего проектами – взяла бы, с руками оторвала бы! Зачёт.

Так что, ларчик действительно так просто открывался? Есть клин, который частенько влезает даже на этой ранней стадии: наши представления о том, что возможно. Чтобы моторчик не сбивал, нужно, чтобы вы могли, хотя бы временно, отступиться от расчётов того, что вы считаете “выполнимым”. Интересно то, что вопрос выполнимости не отменяет ваших пожеланий.

Вот моя мечта видеть сына, целенаправленно идущего к собственной цели – это же пустые выдумки, такого в грустной “настоящей” жизни не бывает. Можно сразу поставить крест на таких “пустых” мечтаниях. Строка за строкой пересказов Фрица разговоров с людьми на эту тему бежали перед моими глазами, и мне пришлось признаться, что я сама привыкла душить свои помыслы рассказами о том, что мечты сбываются только в сказках. Тогда какой смысл настаивать, чтобы сын свои замыслы прорабатывал в жизнь, если я свои быстренько готова законсервировать под соусом “нереально”.

Сильное впечатление произвело на меня ещё одно наблюдение Фрица: не шибко важно, каков первый замысел, ему не нужно быть из темы “светлого будущего” и процветания всех народов. Пусть это будет приобретение первой кожаной куртки. Вера в свои силы и навыки успешного создания желанного результата, в его опыте, открывают диапазоны следующим задумкам. От “хочу купить кожаную куртку” к “хочу закончить школу с хорошими отметками”, или “хочу наладить более гармоничные отношения в семье”, или “хочу поступить в выбранный университет, потому что там лучше преподают предмет, который меня интересует”, или ” хочу организовать группу сьёмок видио-блога” происходит естественным путём. Ведь если можешь создавать весёлое и хорошее – дальше можно веселее и шире.

Передать всё драгоценное из книги Фрица – задача вне рамок этой статьи. Скажу лишь, что и дальнейшие ступени процесса создания (ну и созидания) описаны Фрицем с неожиданными подсказками и подмогой, отточенными годами вопросов и затруднений живых людей.

Обратно в будущее

С момента моей первой встречи с книгой Фрица сыну исполнилось ещё парочку лет. Его “мускулы” дерзать задумками развиваются потихоньку. Вот в математике задача из темы “не проходили” всё ещё ставит его в тупик. Хотя он уже меньше оспаривает мои заигрывания на тему “А если к задачке из школы подойти, как к собственной? Если считать, что учителя тебе в помощь, а ты сам рулевой своего образования?”

А есть и перемены более конкретные:

  • Вот уже больше года он подрабатывает себе на карманные деньги выступлениями по цирковому искуству
  • С прошлого лета вступил в драм-кружок, где набрал себе кучу новых друзей, которые, с подачи моего сына, устроили себе канал на Ютубе, где они выставляют короткометражные кино собственного производства
  • В прошлом марте мой сын прочитал короткую лекцию по психологии на местной конференции TEDx

Если бы можно было показать этот список той мне, мечтавшей о невозможном!

Ей пришлось бы поднапрячься и чтобы поверить своему будущему: лекция на конференции, выступления на сцене, новые друзья. Роль советчика и наставника, и не только сыну. Роль, награда которой – разделять гордость успехов друзей и подруг, глаза которых так недавно заливались слезами безнадежности.

Уже не ждать перемен

Закончу опять песней. “Мы ждём перемен” Виктора Цоя звучало по стране, когда моя семья собиралась уезжать за границу.

И я много лет с тех пор тоже ждала перемен. Название книги Роберта Фрица о том, как и воде, и жизни, свойственно течь по проложенному, или устоявшемуся, руслу – и о том, как прокладывать новые русла. О том, как можно не ждать новой системы образования, а дополнять её пробелы по надобности, о том, как можно браться за задачи, готовых решений для которых ещё может и не существует. Может даже и о том, как, если фантазией поднапрячься, можно в космосе летать чуть ли не на ложках и верёвке, что ни в каком учебнике не описано – но зачем русским об этом рассказывать, мы ведь и сами на выдумки горазды.

«Если б знал, где упал – соломки подложил бы», – гласит народная мудрость. Смысл этой пословицы прост – всех бед не предусмотришь. И тем не менее люди пытаются кое-что сделать для того, чтобы обезопасить себя.

Человек чистит зубы утром и вечером. Это не избавляет его от визитов к стоматологу, и все же его зубы лучше, чем у того, кто вовсе не заботится о своем здоровье. Человек делает утреннюю зарядку и закаляется. Это не избавляет его от болезней, и все же он здоровее и крепче, чем тот, кто зарядки не делает. И даже простудившись, такой человек переносит болезнь гораздо легче, чем его незакаленный сосед.

Мы уже привыкли к тому, что забота о своем здоровье приносит кое-какие плоды. Полезная вещь профилактика! Но ведь не все проблемы человека связаны со здоровьем! Есть проблемы преступности – каждый из нас на протяжении жизни сталкивается с тем, что кого-то из его знакомых обокрали, ограбили, избили… Да и сами мы время от времени становимся жертвами преступлений. Это приносит огромную боль, оставляет травмы физические и душевные, не забывается десятилетиями!

И здесь возникает вопрос – возможна ли с нашей стороны какая-то профилактика в этой сфере? Можем ли мы что-то делать, чтобы подобных неприятностей в нашей жизни становилось меньше?

Автор книги «То, чему не учат в школе (как не стать жертвой преступления)» утверждает – можем. Он много лет проработал в милиции города Днепропетровска, изучил проблему всесторонне и уверен – многие удавшиеся преступления есть плод неосведомленности и беспечности самих потерпевших. А значит, если люди будут знать, как именно совершаются самые распространенные преступления, преступлений будет меньше!

Если человек будет знать, как именно мошенники обманывают доверчивых прохожих на улице, то его самого не обманут! Если человек будет знать, где именно квартирные воры ищут спрятанные хозяевами деньги, то он положит свои кровно заработанные в другом месте, и воры не найдут их! Если женщина будет знать, что золотая цепочка с кулоном притягивает грабителя как магнит, то она не станет надевать ее, если выходит на улицу одна, и цепочку у нее не отнимут!

Более того – автор дает рекомендации, как именно поступать, если беда все-таки случилась. Если жертва преступления вовремя позвонит в полицию, сумеет сохранить или хотя бы не уничтожить следы, которые оставили преступники, то вероятность раскрытия преступления увеличивается во много раз! А значит – больше вероятность вернуть утраченное имущество и наказать обидчика.

Не стоит думать, что эта книга обогатит какой-то информацией самих преступников – к сожалению, все, что нужно знать для осуществления своей преступной деятельности, эти люди знают и так. А если какие-то тонкости криминалистики не известны всем преступникам мира, то из этой книги они этих тонкостей не узнают – автор был осторожен, и молчал там, где надо молчать. А вот простых граждан эта книга способна нужными знаниями обогатить. А значит – защитить.

Да, конечно – защититься от всех напастей невозможно. Но если читатель примет к сведению простейшие рекомендации, данные в этой книге, он все же будет лучше защищен от тех, кто привык жить за чужой счет. И даже если беда случится, он не будет мучиться годами, виня во всем себя. Ведь он сделал все, что мог.

Введение

Дорогие читатели!

Я – бывший украинский милиционер. Несколько лет я работал экспертом по наркотикам (на самом деле, должность эта называется иначе, но суть работы я указал правильно, а официальное название – путанное и мудрёное, так что приводить я его не буду), и ещё несколько лет – экспертом-криминалистом в одном из центральных райотделов города Днепропетровска.

За это время я имел возможность хорошо изучить наиболее часто встречающиеся виды преступлений (кражи, грабежи, т. д.) и всегда поражался, насколько мало подготовлены обычные люди к встрече с такой бедой, как совершённое в отношении них уголовное преступление.

К сожалению, многие удавшиеся преступления – плод неосведомлённости и беспечности самих потерпевших. Как часто излишне экономные люди лишались своих сбережений только потому, что ставили на бронированные двери своих квартир дешёвые замки! Как часто излишне доверчивые женщины сами отдавали свои деньги в руки первых встречных проходимцев! Как часто излишне беспечные мужчины оставляли автомобиль на ночь у подъезда, а утром удивлялись, видя разбитое стекло и не видя магнитолы и барсетки!..

В этой книге я попытался рассказать всё, что знаю о преступлениях, с которыми сталкивался сам. Конечно, мой рассказ не полон – например, я ничего не пишу о преступлениях экономических, так как никогда не работал по этой линии, а значит – не разбираюсь в вопросе. Но думаю, что и та информации о кражах, мошенничествах, грабежах, которую читатель почерпнёт на страницах этой книги, может оказать ему хорошую службу и помочь уберечься от многих бед. Все приведённые в книге примеры – реальные случаи из жизни реальных людей, вот только имена я по понятной причине изменил.

Разумеется, в этой книге я не выложил весь багаж своих милицейских знаний – книга написана для того, чтобы уберечь простых людей от преступников, а не для того, чтобы обогатить начинающих воров и грабителей ценной информацией. Поэтому я сознательно не описывал, как устроены известные мне отмычки, какие следы, кроме общеизвестных, может оставить на месте преступления вор и т. п.

Читателю также следует помнить, что я – милиционер из Днепропетровска, поэтому не всё, сказанное в этой книге, может совпадать с происходящем в вашем городе. Но я не думаю, что различия существенны: современный преступный мир – плод преступного мира СССР, а в те времена вор из Одессы и вор с Камчатки имели все шансы встретиться где-нибудь в солнечном Магадане и, коротая срок на нарах, детально обменяться накопленным опытом.

В общем – вперёд, дорогие читатели! Я сделал всё возможное, чтобы книга была интересной, ну а в том, что она полезна, можете не сомневаться. Читайте сами и делитесь прочитанным с близкими: то, что знает о преступлениях милиционер, должен знать каждый, и может быть, тогда любители поживиться за чужой счёт будут не так сильны в нашем обществе!

Глава 1. Кражи

Прежде чем начать, рассмотрим некоторые термины, с которыми читатель будет постоянно сталкиваться на страницах этой книги, и различия между которыми могут быть ему непонятны, если только он не дока в уголовном праве.

Итак, кража – это тайное похищение чужого имущества. Если у вас вытащили из кармана кошелёк, а вы этого не видели – это кража. Если вы всей семьёй отправились гулять в парк, а вернувшись в квартиру, обнаружили, что здесь уже кто-то побывал и вынес всё за исключением стен – это тоже кража. Если вы проснулись утром и обнаружили, что ночью из вашей машины вырвали магнитолу, предварительно разбив стекло, – это опять-таки кража.

Грабёж – это когда имущество похищают открыто. Если у вас из рук вырвали сумку, или у вас на глазах умыкнули мобильный телефон, который вы неосмотрительно оставили на столе в офисе, – это грабёж.

Разбой – это тот же грабёж, но с применением насилия, опасного для жизни потерпевшего, либо с применением оружия. Если у вас содрали с шеи золотую цепочку – это грабёж, но если перед этим вас попотчевали по голове кастетом, или хотя бы этим самым кастетом потрясли перед носом – это разбой.

Мошенничество – это когда вас обманули, и вы отдали злодею свое имущество сами. Например, если вы, польстившись на красивые обещания, вручили какому-то гражданину свои деньги взамен на акции не существующих золотых приисков, то действие этого гражданина (смывшегося на следующий день в заморские страны) расценивается уголовным кодексом как мошенничество.

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук. Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь. Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, - это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды - все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом - все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?