Времена года

Уголок речевого развития в доу. Речевой уголок в средней группе. Оформление речевого уголка своими руками

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь - инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка

Процесс овладения речью - сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область - «Речевое развитие» - и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков - книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития - оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи речевого уголка

Возраст детей Задачи
1,5–3 года
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе.
3–4 года
  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.
4–5 лет
5–6 лет
  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6–7 лет
  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Цель речевых упражнений - развитие мимических и артикуляционных умений

Оформление речевого уголка своими руками

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики - место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.

В речевом уголке младшей группы можно оформить столик с играми на развитие сенсорного восприятия

Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Забавные изображения на коврике привлекают детей и побуждают к активному сенсорному восприятию текстильных образов

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды - доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

Развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики способствует изучение т. н. «бизибордов»

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

Для создания игры использованы простые материалы: картон, цветная бумага и ватные шарики

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

  • «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
  • «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
  • «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
  • «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
  • «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Такие игры учат детей складывать слоги и слова, а также развивать речевые способности в коллективной игре

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку - это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

Куклы и декорации стимулируют самостоятельное речевое творчество детей

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

  1. Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
  2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
  3. Наличие одушевлённого персонажа - куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и .
  4. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
  5. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

Вариант оформления речевого уголка - видео

Пример оформления речевого уголка в средней группе - видео

Паспорт речевого уголка

Паспорт уголка в детском саду - это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.

Примерный шаблон паспорта речевого уголка:

  • Название уголка, возрастная группа.
  • Задачи уголка (кратко).
  • Предметы мебели, количество.
  • Электроприборы, если есть (аудиопроигрыватель, проектор).
  • Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, мнемотаблицы).
  • Список демонстрационных материалов (тематические картинки, карточки-схемы).
  • Дидактические и настольные игры.
  • Наборы для дыхательной гимнастики, игр-драматизаций.
  • Картотека речевых упражнений и игр.

Фрагмент паспорта уголка по развитию речи: наглядно-дидактические и демонстрационные материалы - таблица

Как назвать уголок развития речи

Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.


Средства оформления речевого уголка

Уголок организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам. К рисованию плакатов, стенгазет и картинок привлекаются и дети, и их родители.

Таблички и эмблемы - фотогалерея

Таблички для всех уголков группы могут быть выполнены по единому шаблону На табличке для привлечения внимания детей может быть изображён любимый персонаж Табличка привлекательна и вызывает положительный настрой к деятельности в уголке Табличка содержит оригинальное название уголка и изображение его хозяина

Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.

Картинки - фотогалерея

Рисунки могут представлять собой одушевлённых персонажей, которые задают детям речевые упражнения Изображения сказочных персонажей украшают стены уголка Картинки по любимой детьми сказке служат одновременно и украшением уголка, и материалам для построения рассказа Картинки указывают на одно из направлений работы речевого уголка - знакомство с буквами и звуками

Картинки и рисунки украшают стены и мебель в помещении группы. Для оформления уголка развития речи используются изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. При этом картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи: «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке» и т. д.

Стенд - фотогалерея

Стенд с пластиковыми ячейками подходит для размещения информации для родителей и схем-картинок для детей На стенде воспитатель размещает дидактические материалы по теме текущих занятий Стенд в речевом уголке может содержать описание игр и схемы артикуляционных упражнений

Стенды в речевом уголке удобны для размещения наглядных материалов: картинок, карточек-схем, мнемотабличек, фотоматериалов и рисунков воспитанников. Поскольку содержание стенда постоянно обновляется, рекомендуется сделать пластиковые ячейки или использовать магнитную доску в качестве стенда (закрепление информационных листов и картинок канцелярскими кнопками небезопасно, особенно, в младших группах).

Одушевлённый персонаж - фотогалерея

Кукла размеров с рост ребёнка удобна в демонстрации двигательных упражнений Одушевлённый персонаж представлен в виде плаката на стене Плюшевая игрушка может быть хозяином в уголке развития речи

Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.

Содержание речевого уголка в детском саду

Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:

  • Шкаф/стеллаж с полками.
  • Столик или полка для временных выставок.
  • Рабочий стол и стульчики.

Мебель для уголка выбирается экологически безопасная и удобная для детей

Оборудование в уголке развития речи:


Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития - таблица

Наглядные материалы, пособия
  • Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.
  • Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).
Материалы для сенсорного развития
  • Младшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.
  • Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.
  • Для детей 5–7 лет: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.
Предметы для развития дыхания
  • Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.
  • Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики.
  • Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Дидактические материалы
  • Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.
  • Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).
  • Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).
Материалы для игр-драматизаций
  • Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы игрушек по мотивам сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.
  • Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо.
  • Старшие дошкольники: марионетки, головные уборы персонажей (Красная шапочка, колпак Буратино, корона принцессы, шляпа волшебника).

Для разыгрывания диалогов в речевом уголке пригодятся наборы сказочных персонажей

Эскизы оформления речевых уголков

Стеллаж в речевом уголке младшей группы наполняется материалами, доступ к которым открыт воспитанникам. Зона сенсорики содержит безопасные элементы.

Расположение материалов для самостоятельного изучения должно быть удобно для малышей

В средней группе речевой уголок дополняется местом (столиком или полкой) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения: «Иллюстрации скороговорок/поговорок/загадок (лубок)», «Азбука и букварь - первые учебники», «Поздравительные открытки», «Письма и телеграммы» и др. Игровые и развивающие материалы (в том числе по сенсорике) хранятся в шкафу.

Выставка для побуждения к речевой деятельности занимает центральное место в уголке

В речевом уголке для старших дошкольников в открытом доступе должна быть большая коллекция настольных игр. Пространство развивающего центра дополняется демонстрационным материалом (стенгазеты, стенд, плакаты, картотеки упражнений) и магнитной доской для выполнения заданий.

Детям 5–7 лет интересно работать с магнитной доской, играть в настольные игры

Работа в уголке развития речи

Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников - игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).

Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.

Таблица: виды и формы деятельности в речевом уголке

Вид деятельности Форма деятельности
Занятие в подгруппе
  • Рассматривание наглядно-демонстрационного материала (в т. ч. мини-выставки) и проведение беседы. Для детей с начальным уровнем речевых способностей - форма «вопроса и ответа»:
    - Кто изображён на плакате? (Животные и детёныши.)
    - Катя, какие животные из представленных тебе нравятся? (Волк, лиса, медведь.) А тебя, Ваня? (Заяц, ёжик, белка.)
    - Волк, он какой? (Хищный, серый, свирепый.) Как называется его детёныш? (Волчонок.)
    Воспитанники старших групп в беседах побуждаются к развёрнутым ответам, рассказыванию историй из личного опыта, вспоминаю сюжета художественных произведений:
    - Чему посвящена выставка в нашем уголке? (Азбуке.)
    - Что такое азбука? (Книга, в которой каждая глава посвящена отдельной букве.)
    - А у вас есть дома азбука? Помните ли вы стихотворения наизусть из этой книги?
  • Двигательно-речевые упражнения, логопедическая ритмика. Воспитатель проговаривает слова и сопровождает их движениями, дети повторяют. Эти упражнения направлена на развитие совершенствование фонационного дыхания (правильной звучности речи), на развитие голосовых данных и дикции, на развитие речевого внимания (выполнений движений, о которых говорится). Примеры упражнений: «Жуки и шмели» (по команде «Жуки летают, шмели гудят» двое детей ходят и машут руками, двое других произносят звук [ш], когда прозвучали слова «Шмели летают, жуки гудят», первая подгруппа прозносит [ж], вторая движется), «Баскетбол» (в положении сидя, руки опущены, дети начинают произносить [ба-ба-ба], [бо-бо-бо],[бу-бу-бу], [би-би-би], поднимая и опуская руки с каждым новым слогом), «Пропевание» (проведение гласных [а-э-и-о-у] и слогов с ними [ла-лэ-ли-ло-лу] с изменением силы голоса - движение вверх и вниз по гамме).
  • Театрализованные игры, т. е. предполагающие участие нескольких детей. Воспитанникам предлагается разыграть сценки по мотивам прослушанных сказок. Первый вариант игры-драматизации: дети предварительно разучивают диалог, распределяют роли, воспроизводят сюжет в игре. Второй вариант: дети вспоминают с воспитателем сюжет знакомой сказки, распределяют роли и импровизируют.
Индивидуальное Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом логопункта.
  • Артикуляционные упражнения. Воспитатель показывает действия, ребёнок повторяет, наблюдает за собой с помощью зеркала. Дети 5–7 лет после нескольких совместных с воспитателем занятий способны выполнять артикуляционную гимнастику по схеме-напоминанию (с картинками). Однако контроль за звукопрозношением со стороны воспитателя обязателен.
  • Развитие речевого дыхания (умение контролировать силу и длительность выдоха): упражнения с передвижением предметов при помощи выдоха строятся во принципу увеличения веса предметов. Сначала дети пробуют сдувать пёрышки, ватные шарики, бумажные снежинки, затем шарики, мячики, игрушки на колёсиках. Примеры игры: «Высуши бельё» (ребёнку предлагается дыханием высушить слегка влажные платочки, висящие на планке), «Плывут, плывут кораблики» (в ёмкости с водой находятся кораблики различного размера и веса с парусами, в которые пробует при помощи выдоха заставить плыть ребёнок), «Футбольный матч» (для одного ребёнка: попробовать загнать мяч в ворота, выдыхая воздух через трубочку; вариант для двух ребят: настольная игра).
  • Дидактические игры: на составление слов и предложений, на выполнение пересказа, на различение гласных и согласных звуков и т. д. Примеры дидактических игр: «Скажи одним предложением изображённое на картинке», «Расставь эпизоды сказки и перескажи», «Подбери картинкам начальные буквы», «Придумай названия к сюжетным картинкам», «Подбери слово/предложение по схеме», «Назови как можно больше», «Продолжи тематический ряд».
  • Заучивание чистоговорок и скороговорок, стихотворений. Воспитатель следит за правильностью произношения и выразительностью исполнения текста.
Самостоятельная деятельность
  • Сюжетно-ролевые игры: «Школа/Детский сад», «Библиотека», «Магазин», «На приёме у врача», «Салон красоты». В этих играх дети учатся действовать в рамках социальных компетенций, воспроизводя ситуации общественной жизни, строят диалоги.
  • Игры-драматизации. Воспитанники самостоятельно распределяют роли и импровизируют, развивается способность речевого творчества. Пополнять реквизиты речевого уголка необходимо по мере изучения детьми народных и художественных сказок: фигурки персонажей (Чебурашка, крокодил Гена, Мойдодыр, игрушки животных-персонажей народных сказок). Атрибуты для инсценировок легко сделать своими руками: на палочки от мороженого приклеиваются изображения героев. Для исполнения ролей непосредственно воспитанниками пригодятся маски и шапочки героев.

Речевые игры в детском саду - видео

Игры на развитие речевого общения в ясельной группе - видео

Артикуляционная гимнастика для детей - видео

Игра-драматизация в первой младшей группе - видео

Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.

Поделитесь с друзьями!

Яна Александровна Хасанова

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.

Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников.

Центр включает в себя и помогает решать следующие задачи:

Развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Развитие речевого дыхания: Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.

Картотека игр, комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Бабочка, лети!», «Чья птичка дальше улетит».


Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек;Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;Народные игры с ладошками;Игры с природным материалом;Игры с предметами домашнего обихода;Веревочки; прищепки; бусины, шнуровки…


Для многих тематических игр хорошим игровым полем служит сенсорная коробка .Развивается мелкая моторика, тактильные ощущения, связная речь, воображение, фантазия. Ребята обожают обыгрывать в такой «коробочке» свои песочные сказки.


Работа над грамматическим строем речи: обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи.


Пополняем словарный запас: Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Транспорт»; «В мире животных» и др.


Речевой уголок расположен рядом с книжным: Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Играем в театр: С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.

Узнавание неречевых звуков: Игры: «Тишина», «Угадай на чем играю», «Узнай по звуку», «Шумовые мешочки», «Тихо-громко» и другие. Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.


Желаю всем успехов в профессиональной деятельности!

Публикации по теме:

Этим летом, уйдя в отпуск, стала я искать подходящую для вязания игрушку-говорушку. Нужно ведь пополнять атрибутами группу. Нашла это чудо.

«Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Речевого уголок «Говоруша» Цель речевого уголок «Говоруша» средней группы - обеспечивать.

Консультация для педагогов «Речевой уголок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 365 г. Екатеринбург Консультация для педагогов Тема: «Речевой.

Музыкальный уголок - это место где дети познают музыку, ее красоту и язык. Он дает возможность детям экспериментировать и свободно заниматься.

Оформление детских садов играет важную роль в развитии ребёнка, благодаря правильно подготовленной образовательной среде обучение происходит.

Старшая группа "А" комбинированной направленности

Воспитатели:

Анна Никитична Сергунина

Елена Юрьевна Дрожжина

В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольника во всех её аспектах (это и обогащение словаря, и развитие звуковой культуры речи, и связная речь и т. п.)

Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте мы организовали предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.

В нашей группе создан уголок по развитию речи. Оборудование нашего речевого уголка: стеллажи, полки, для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

Оборудование речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые мы проводим для коррекции речевого развития детей:

1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания:

«Покатай карандаш»,

«Загони мяч в ворота»,

«Подуй на одуванчик»,

«Насос» (Картотека дыхательных упражнений).

2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией):

«Артикуляционная гимнастика»,

«Сказка о веселом язычке»

скороговорки,

чистоговорки,

загадки,

мирилки,

считалки,

пословицы и поговорки.

3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:

«Составь предложение» - упражнять в употреблении простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.

«Что с начало, что потом» - развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

«Весёлый паровозик»- обучать детей делить слова на слоги.

«Составь слово» - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

«Антонимы» - упражнять детей в подборе антонимов.

«Четвёртый лишний»- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Весёлые улитки» - развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Что к чему» - расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.

«Плохо-хорошо»- обогащать речь прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.

«Что куда?»- учить детей правильно употреблять предлоги.

«Кто где живёт?» - расширение словаря, уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок).

«Кто как двигается?» - учить детей согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.

«Что для чего?» - расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

«Что из чего?»- расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

4. Для обучению детей составлению рассказов по плану или образцу применяем мнемотаблицы:

« Зима»,

«Домашние животный»,

»Дикие животные», «Времена года»,

«Настроение человека»,

«Герои сказок» и д.р.

Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки, загадки, пословицы, короткие считалки. Для успешного заучивания детьми стихотворений, мы советуем использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, а потом меняются порядком строк.




Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи Формирование фонематического восприятия и слуха Развитие артикуляционной моторики Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, в предложениях, в связной речи) Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико- грамматических категорий Развитие связной речи Развитие мелкой моторики Задачи


При подборе составляющих речевого уголка учитывались Наполняемость уголка; Разнообразие материалов; Возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений; Доступность; Системность; Эстетическое оформление; Ведущая игрушка (хозяйка уголка).





Список пособий Артикуляционная гимнастика 1.Наглядные картинки 2.Схемы 3.Зеркала Упражнения на развитие дыхания 4. «Послушный ветерок» 5. «Бабочки» 6. «Футбол» 7. «Норка для мышки» 8. «Карусель» 9. «Пёрышки» 10. «Бутылочки» 11 «Кораблики» Лексико –грамматические игры 12. «Маленькая хозяйка» 13. «Собери семью» 14. «Контрасты» 15. 2Животные» 16. «Медвежьи шахматы» 17. «Почему исчезают животные?» 18. «Предлоги» 19. «Отгадай кто это? (признаки, действия, дифференциация) 20. «Логический поезд» 21. «Найди пару» (ассоциации) 21. «Признаки» 22.Запомни и найди» 23. «От глаголов к предложениям» 24. «Занимательные квадраты» (из частей целое) «Кому что отдать (от целого часть) 26. «Назови детёнышей» 27. «Найди лишнее» Игры на развитие фонетики, фонематики, звукового анализа и синтеза слов 28. «Собери слово» 29. «Азбука –лото» 30. «Соотнеси картинки и слова» 31. «Цветной коврик» 32. «Дидактический материал (кораблики, кочки» 33 «Собери слово» 34. «Дидактический материал (карточки-схемы) 35. «Умные кубики» (слоги) 36. «Найди картинку» (диф. Р-Л) 37. «Где стоит звук?» 38. «Определи первый звук» 39. «Дидактический материал» (перфоконверты) 40. «Загадки – ребусы) 41. «Закрепление звука р. 42. «Иголочка с ниточкой» 43. «Слоги (карточки-картинки) 44. «Кто в домике живёт?» 45. «Звуки л, ж, с, х,) 46. «Звуковой анализ слов» 47. «Составление предложений» 48 «Скажи правильно» 49. «Домино» (большой-маленький) р 50. «Подбери пару» (рифмы) Автоматизация звуков 51. «Расскажи скороговорку» 52. «Логопедическое лото» 53. «Поварёнок» (звук р)


Список пособий 1.1(а). Одежда 2.Игрушки 3.3(а). Времена года 4.Профессии 5.Перелётные птицы 6.Зимующие птицы 7.Дикие животные 8.Домашние животные 9.Овощи 10.Фрукты 11.11(а). Мебель 12.Инструменты 13.Бытовая техника 14.Новый год 15.Насекомые 16.Цветы 17.Защитники отечества 18.еревья 19.Ягоды 20.Обувь 21.Транспорт 22.Рыбы 23.Человек 24.Продукты 25.Посуда 26.Грибы 27.Животные жарких стран.

Работа по развитию и коррекции речи дошкольников - одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей - важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок - это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

  • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
  • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков - а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:


Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста

Группа Задачи
Первая младшая Преодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх.
Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке.
Уточнение и обогащение словаря.
Воспитание внимания к обращённой речи.
Вторая младшая Обогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками).
Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками).
Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений).
Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры.
Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
Средняя Активизация и обогащение пассивного и активного словаря.
Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных.
Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха.
Тренировка мелкой и крупной моторики.
Развитие пространственных представлений.
Старшая, подготовительная Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.

Оформление логопедического уголка

Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).


Это интересно. Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая - раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей - это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.

Видео: пример работы с игрушкой в логопедическом уголке

Материалы

Таблица: типовое наполнение речевого уголка

Материалы Цель Использование
Картинки для иллюстрации артикуляционных игр, комплексы заданий для артикуляции в картинках или таблицах. Для проведения артикуляционной гимнастики Выполняя задания, дети смотрят на картинки, пошагово представляющие все движения.
Волчки, шнуровки разных форм и размеров, мозаики, пазлы, сухой бассейн, шаблоны под штриховку, обводку, карандаши, фломастеры. Для тренировки мелкой моторики В младших группах дети с удовольствием занимаются шнуровками (например, соединяют шнурком четыре фрагмента корабля, машины), в старших группах для подготовки руки к письму ребята работают со штриховками.
Воздушные шарики, дудочки, мыльные пузыри, вертушки. Для формирования правильного дыхания Малыши 1,5–3 лет очень любят надувать мыльные пузыри, воспитанники средней группы работают с дудочками, вертушками. В старших группах дети надувают воздушные шарики, а также продолжают знакомство с дудочками.
Домино, разрезанные картинки-пазлы, игры типа «Четвёртый лишний», «Узнай по контуру» и др. Для развития усидчивости, внимания, логического, образного и конкретно-предметного и наглядно-действенного мышления. Разрезанные части картинки-пазлы применяются в работе с детьми любого возраста. С той лишь разницей, что в младших группах это составление картинок из четырёх частей, в средней - из шести, а в старшем - из 10–12.
Аудиозаписи детских песен, стихотворений, игры с парами карточек (на картинке изображён сюжет с недостающими деталями двух размеров, форм, которые малыш накладывает сверху после выполнения задания): белочка с грибочками, ёлочка с игрушками и пр. Для тренировки фонематического слуха. Для отработки звуков «рь» и «р» проводится игра «Белочка»: педагог называет запасы, которые сделала белка, а дети, услышав мягкий звук, кладут на картинку маленький гриб, а услышав твёрдый - большой.
Альбомы с заданиями по автоматизации звуков В.В. Коваленко, игры Л.А. Комаровой, забавы «Логопедическое лото», «Подбери и назови», «Паровоз» и др. Для отработки звукопроизношения В «Логопедическом лото» 12 карточек с разрезанными картинками, которые малыш собирает в целое изображение. Получившиеся картинки называет, выделяет отрабатываемый звук. В старших группах дети определяют положение звука в слове, составляют с этим словом предложение.
Соответствующие изучаемым темам картинки, забавы «Один - много», «Подбери пару» и др. Для обогащения словаря Игра «Подбери пару»: при изучении домашних животных во второй младшей группе детям предлагается найти пары картинкам, изображающих самца (самку).
Игры «Чей хвост?», «Один - много», сборники игр Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой. Для усвоения грамматических правил речи Игра «Чей хвост»: дети подбирают картинки хвостов под животных, размещённых на фланелеграфе. После составления изображения называют чей это хвост (лисий, заячий и т.д.).
Игры «Угадай по описанию», «Когда так бывает», «Профессии». Для тренировки навыка строить связные высказывания Игра «Угадай по описанию» проводится по принципу лото: у детей картинки, педагог описывает сюжет, дети показывают. В старших группах дети по очереди описывают картинки и угадывают.
Игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», ребусы и кроссворды Для обогащения активного и пассивного словаря, расширения кругозора и усвоения норм построения предложений. Игра «Составь предложение по схеме»: у детей набор карточек и условные обозначения предлогов (на крышках от пластиковых бутылок приклеен условный знак, обозначающий местоположение), нужно сложить предложения из имеющихся материалов и проговорить его.

Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов

В игре «Чей хвост» дети не только тренируют мелкую моторику, логическое и образное мышление, но и учатся образовывать форму притяжательных прилагательных Отрабатывать фонематический слух помогает упражнение на сортировку карточек по размеру в зависимости от услышанного звука Составление предложений по схеме способствует развитию связной речи

Средства и идеи для оформления

Основой для организации логопедического уголка в группе является стол, на котором размещается зеркало. Дальнейшая комплектация идёт вокруг этих элементов.


Что можно сделать своими руками

Предметно-развивающая среда в детском саду оформляется не только приобретёнными средствами, но и предметами, созданными руками педагога, родителей. В большей степени это делается для того, чтобы малыши, видя результаты ручного труда, с уважением к нему относились. Если рассматривать логопедический уголок с точки зрения возможностей оформления своими силами, то в этом смысле самым оптимальным будет создание стенда. Для этого потребуется лист фанеры нужного размера и формы, на который натягивается ткань через прокладку из поролона. Конструкция закрепляется строительным степлером. Благодаря мягкой поверхности материалы по теме можно крепить булавочками или кнопками и от частой смены наглядности стенд не потеряет товарный вид.

Небольшие стенды можно сделать под конкретные виды работы, например, с упражнениями пальчиковых игр, дыхательной гимнастики

Как назвать

Название каждой зоны предметно-развивающей среды должно быть понятно детям и, что очень важно, легко ими произноситься. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и назвать центр «Логопедический уголок» или «Речевой уголок», но есть смысл найти более оригинальные варианты:

  • «Игротека с язычком»;
  • «Говорим правильно»;
  • «Звукарик»;
  • «Говоруша»;
  • «Логоландия»;
  • «ЛОГОстрана».

Видео: видеоэкскурсия по речевому центру в средней группе

https://youtube.com/watch?v=9VcrarPn7WM Video can’t be loaded: Речевой уголок средняя группа 2013 (https://youtube.com/watch?v=9VcrarPn7WM)

Фотогалерея: эскизы оформления логопедического уголка

Материалы логопедического уголка можно разместить на полочках, разместив стеллаж над столом Зеркало вешается так, чтобы дети, сидя на стуле, могли видеть своё лицо целиком В логопедическом уголке в младшей и средней группах размещается постоянный персонаж, который помогает и показывает детям упражнения и игры Если пространства в группе мало, то уголок можно сосредоточить вокруг висящего на стене зеркала

Работа в речевом центре

Судя из перечня материалов можно сделать вывод о том, что основной вид деятельности в речевом уголке - игра, что совершенно оправдано, так как это основной вид активности у ребят 1,5–7 лет. Однако, кроме дидактических забав, в речевом центре с помощью имеющихся наглядных пособий проводятся:


А также художественно-творческие виды работ как элемент практической деятельности.

Таблица: игры и упражнения в логопедическом центре

Первая младшая группа Вторая младшая Средняя группа Старшая Подготовительная группа
Дидактические игры «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается»
Педагог показывает детям, как кукла Катя «одевается» и «обувается». По ходу игры называет предметы одежды, привлекая внимание детей к деталям, спрашивает, какого цвета эти предметы.
«Кто ушёл»
Педагог выставляет перед детьми картинки членов семьи. Попеременно убирает одну, дети определяют, кого не хватает.
«Что перепутал художник». Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, в чём ошибся художник (осенью дети не носят майки и шорты, нет клубники и пр.). Пересказ по цепочке сказки В. Сутеева «Под грибом». «Восстанови порядок»
Ребята получают набор картинок с сюжетом. Их задача расставить изображения в правильном порядке и описать происходящее.
Сюжетно-ролевые игры Дети имитируют действия взрослых: моют посуду, гладят бельё. Игры «В доктора», «В воспитателя». Игры «Дочки-матери», «Большая стирка» (после прослушивания рассказа А. Кардашовой «Большая стирка»). Инсценировка сказки «Репка» по ходу чтения воспитателем, игра «Парикмахерская» с распределением ролей: парикмахеры - дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты. Игры «Магазин», «Школа», «Поликлиника» с самостоятельным распределением ролей.
Артикуляционные упражнения и чистоговорки (скороговорки). Проводятся перед зеркалом. Уп, уп, уп, Мама варит суп.
Бы-бы-бы, Идёт дым из трубы.
«Лягушки»
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3–4 раза.
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
«Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.
«Бегемот»
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3–4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот
Отдыхает бегемот.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Пальчиковые игры Этот пальчик хочет спать, Попеременное загибание пальцев правой руки
Этот пальчик лёг в кровать, левой рукой, начиная с мизинца.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
- Тише, пальчик, не шуми, «Обращаясь» к большому пальцу.
Кроме большого
пальца, все остальные зажаты в кулачок.
Встали пальчики, ура! Резко разжать пальцы, раздвинув их.
В детский сад идти пора! Сжимание и разжимание кулачка правой руки.
Этот пальчик - дедушка, Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак.
Этот пальчик - бабушка, Поочерёдное разгибание пальцев сначала правой,
затем левой руки, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя семья. Сжимание-разжимание пальцев.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу),
Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).
Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).
Ай, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук)! Брызги - вправо, брызги - влево! Мокрым стало наше тело (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая воду)! Полотенчиком пушистым, Вытрем руки очень быстро (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание рук полотенцем).
Дыхательные упражнения Обычно проводятся со второй младшей.
«Листопад»
Дети с разной силой дуют на вырезанные из цветной бумаги листья, подвешенные на нитках. Попутно можно называть, с каких деревьев они упали.
«Дровосек»
Становимся прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе складываем руки топориком и поднимаем их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускаем вниз, корпус наклоняем, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произносим «бах».
«Ушки»
Покачивая головой вправо-влево, выполняем сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следим, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.
«Ёжик»
Поворачиваем голову вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делаем вдох носом: короткий, шумный («как ёжик»), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Практическая деятельность

Творческие задания помогают ребятам лучше усвоить дидактический материал, отработать речевые навыки и умения, а также проявить свою креативность.