Семья

Приоритетные направления инновационной деятельности образовательных организаций. Перспективы развития инновационной деятельности в сфере образования

Перспективы развития
инновационной деятельности
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный
руководитель

Инновационная деятельность основывается на:

Первоочередных
Проблемах,
нормативных
накопившихся в
документах:
обществе:
ФГОС
разрушение
СТО-6
традиционных
Закон об образовании культурных образцов;
стагнация внешкольного
воспитания
разрушение привычных
механизмов семейного
воспитания

Инновационная деятельность в сфере образования (закон “Об образовании в Российской Федерации”)

ориентирована на совершенствование научнопедагогического,
учебно-методического,
организационного, правового, финансовоэкономического, кадрового, материальнотехнического
обеспечения
системы
образования.
Указанная
деятельность
осуществляется
в
форме
реализации
инновационных
проектов
(программ)
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, и иными
организациями, действующими в сфере
образования, а также их объединениями

Целями нового этапа развития образования являются:

обеспечение позитивной социализации
и учебной успешности каждого
ребенка, усиление вклада образования в
инновационное развитие страны,
ответ на вызовы изменившейся
культурной, социальной и
технологической среды.

Тема инновационного проекта: Моделирование детско-взрослых общностей на основе инновационных форм взаимодействия субъектов образовател

Тема инновационного проекта: Моделирование
детско-взрослых
общностей
на
основе
инновационных форм взаимодействия субъектов
образовательной среды как фактор современных
требований к качеству образования
Тема инновационного проекта школы:
Развитие и внедрение новых
инновационных форм социализации
учащихся в процессе реализации ФГОС

Цели инновационного проекта:

Привлечение широких масс школьников, педагогов и родителей к
формированию детско-взрослых общностей в образовательной среде, как
основы поиска и внедрения новых инновационных форм взаимодействия.
Создание системы мотивационного инструментария.
Формирование инновационной среды социального творчества и
проектирования социально-культурных событий, консолидирующей личностные
и социально-значимые замыслы обучающихся, педагогов и родителей.
Интеграция и взаимодействие образовательных учреждений, центров и
учреждений культурного и социального окружения для создания
образовательной среды, способствующей развитию инициативы и творческого
потенциала обучающихся.
Создание банка и описание типологии детско-взрослых общностей, в
которых происходит воспитание и социализация обучающихся.
Создание модели мониторинговых обследований качества образования,
включающей систему индексов, индикаторов и показателей устойчивости
социальных эффектов.

Задачи инновационного проекта

Разработка и внедрение моделей детско-взрослых

субъектов образовательной среды.
Разработка, апробация и внедрение алгоритма
педагогического сопровождения индивидуального развития
личности обучающегося, в детско-взрослой общности.
Разработка и внедрение мониторинга обследований


эффектов.
Подготовка педагогов и обмен инновациями в рамках
развития сетевого взаимодействия образовательных
учреждений.

Основной
идеей
концепции
данного
инновационного проекта - является, то, что
сегодня под качеством образования понимается
осознанное
овладение
учеником
основными
составляющими человеческой культуры, социальным
опытом, способностью использовать освоенное
содержание образования для решения практических
задач и умению взаимодействовать в современном
социуме. Поэтому образование мы рассматриваем не
только, и не столько как обучение ЗУНам, а, в первую
очередь как воспитание и развитие личности, ее
социальное становление.

Направления инновационной деятельности:

1-е направление: Определение составляющих социального
становления обучающихся.
2-е направление: Моделирование детско-взрослых
общностей на основе инновационных форм взаимодействия
субъектов образовательной среды и описание их типологии.
3-е направление: Разработка алгоритма педагогического

обучающегося, в детско-взрослой общности.
4-е направление: Разработка мониторинга обследований
качества образования, включающей систему индексов,
индикаторов и показателей устойчивости социальных
эффектов.

10. Ожидаемые результаты инновационного проекта

Готовые к тиражированию модели детско-взрослых общностей в
образовательной среде инновационной сети.
Готовая к внедрению программа педагогического
сопровождения индивидуального развития личности
школьника в детско-взрослой общности.
Готовая к внедрению технология взаимодействия и социального
партнерства для формирования среды социального творчества
и проектирования социально-культурных событий.
Готовая к внедрению модель мониторинговых обследований
качества образования, включающей систему индексов,
индикаторов и показателей устойчивости социальных
эффектов.

11. Результаты проекта для обучающихся.

Сформированность мировоззренческих позиций, основанных на позитивном
вхождении личности в социум, позволяющих самоопределиться и
самореализоваться в социальной среде.
Развитие личностного творческого потенциала обучающихся, на основе
ближайшего социального окружения (актуализация лидерских способностей).
Сформированность у обучающихся системы этических ценностей социальной
направленности.
Сформированность у обучающихся коммуникативного общения как общей
культуры взаимодействия в социуме.
Сформированность у обучающихся социальной ответственности в различных
видах деятельности.
Развитие проектного мышления, посредством включения обучающихся в
социально-культурное проектирование и его организацию.
Сформированность у обучающихся социальной компетентности как средства
позитивного вхождения личности учащегося в трудовую и социальную среду.

Перспективные направления инновационной образовательной политики

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2016 году численность дошкольников в России составило порядка 6 млн. че-ловек, к сожалению, имеется тенденция уменьшения количества детей, уча-щихся в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Это является след-ствием, в первую очередь, уменьшения количества детских садов по всей России в связи с демографическим кризисом в 2000-е, однако в последние годы заметна тенденция прироста населения, а вот количество садиков по-всеместно уменьшается.

Анализируя качество дошкольного образования в России, можно сде-лать вывод, что органы федеральной и региональной власти тщательно ста-раются улучшать сложившуюся ситуацию, если сравнивать с образованием в 90-е, 2000-е, то образование качественно улучшилось, однако к уровню со-ветского дошкольного образования Россия пока не приблизилась.

Основными факторами, препятствующими достижению данной цели, являются, на мой взгляд:

Низкая заинтересованность молодежи в выборе дошкольной педагоги-ческой специальности, учитывая ее низкую престижность и малую заработ-ную плату. Согласно данным все того же Росстата средняя зарплата педаго-гов ДОУ по России в 2016 году составляла 16-17 тыс. руб., что ниже средней заработной платы по регионам. Есть, конечно, регионы-фавориты, такие как Москва со средней зарплатой педагогов ДОУ в 32000 руб. и Санкт- Петербург- 21000, но, учитывая более высокий уровень заработной платы в этих регионах, уровень обеспечения педагогов все равно ниже, чем у основ-ного количества населения. Учитывая высокий уровень ответственности, ко-торый лежит на педагоге ДОУ - такой уровень зарплат неприемлем. Если государство в ближайшее время не озаботится этим вопросом в сфере обра-зовательной политики, то количество педагогического состава так и будет уменьшаться, что приведет к закрытию еще большего количества садиков, это и актуально и для моего образовательного учреждения, где происходит постоянная потеря кадров, зачастую без своевременной замены, что крайне негативно сказывается на образовательном процессе, оставшиеся педагоги получают больше нагрузки, из-за чего их общая эффективность уменьшается.

Еще одним негативным фактором, сказывающимся на низком уровне образования в ДОУ является отсутствие конкуренции садиков между собой, учитывая огромные очереди в садики, ДОУ нет смысла заботиться о высоком уровне образования, детей к ним и так приведут, ведь выбора у родителей нет, либо в такие садики, либо никуда, а большинство родителей просто не могут позволить себе сидеть дома с ребенком, учитывая занятость на работе. Если увеличиться количество детских садов, уменьшатся очереди, рано или поздно они будут полностью ликвидированы, тогда садики будут макси-мально заинтересованы в повышении уровня предлагаемых воспитательных и образовательных услуг. Ведь от этого будет зависеть, наберет ли садик не-обходимое количество детей или нет.

Также крайне перспективным направлением инновационной образова-тельной политики в сфере дошкольного образования является увеличение количества грантовой поддержки ДОУ. Большинство садиков в современной России испытывают острую нехватку денежных средств для полноценного функционирования, из-за чего не могут предоставлять воспитательные и об-разовательные услуги в полном объеме. Однако просто выделить деньги на ДОУ было бы не логично, да и проблематично, учитывая экономический кризис в России, поэтому предлагается выделить определенную сумму денег на грантовую поддержку наиболее перспективных образовательных про-грамм, предлагаемых дошкольными образовательными учреждениями. Учи-тывая отсутствие инвестиций со стороны, садики максимально активизиру-ются, повысят образовательные и воспитательные стандарты, усилят взаимо-действие с детьми, начнут разработку новых современных образовательных программ. Лучшие из этих проектов получат грантовую поддержку на разви-тие, благодаря этого в ДОУ поступят денежные средства именно на развитие,а не просто так. При таком подходе денежные средства не будут похищены администрациями учреждений, что происходит довольно часто, анализируя количество возбужденных уголовных дел сотрудниками правоохранитель-ных органов в отношении педагогов и администраций ДОУ. В дополнение к этому направлению можно предложить региональные и федеральные кон-курсы профкомпетентности садиков между собой с денежными призами, ко-торые также послужат для улучшения состояния ДОУ. Это замотивирует са-дики не «сидеть ровно на месте», а активнее работать и получать новые ин-вестиции для развития.

Подводя итоги хотелось бы отметить, что дошкольное образование яв-ляется крайне важным направлением успешного развития России, поэтому оно постоянно требует модернизаций системы образования, что бы идти «в ногу со временем», это позволит создать здоровое и адекватное общество в ближайшем будущем, что крайне важно для нашей страны.

Список используемых источников

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова-нии в Российской Федерации» // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г.-№
  • Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // «Российская газета» от 11 октября 2000 г. - № 196.
  • Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного обра-зования // Вестник Челябинского государственного педагогическо-го университета. - 2014. - № 4. - С. 23-32.
  • Лашкова Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы до-школьного образования // Концепт. - 2013. - № 2. - С. 1-5
  • Смолеусова Т.В. ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности // Вестник Новосибир-ского государственного педагогического университета. - 2015. - №5.-С. 7-13
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной стати-стики // Электронный ресурс. : http://www.gks.ru/ (Дата об-ращения: 13.02.2017)

Графова Татьяна Анатольевна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 20 "Реченька"
Населённый пункт: поселок Белоомут городской округ Луховицы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Перспективные направления инновационной образовательной политики".
Дата публикации: 29.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Эссе «Перспективные направления инновационной

образовательной политики».

Обучение

является

фундаментальным

процессом

Федеральном

образовании

Российской

Федерации»

перечислены

основные

принципы

государственной

образовательной

политики.

модернизации

российской

образования является обеспечение современного качества образования на

основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и

перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства

Сейчас развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На

деятельность образовательных учреждений негативное воздействие

оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и

экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых

средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота

нормативной правовой базы в области образования; систематическое

неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин

возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Острейший

дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того,

что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации.

Образовательные учреждения вследствие отсутствия бюджетных средств на

оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг

отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений

Правительства Российской Федерации.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального

положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья

детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные

учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений

приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения,

темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и

нового строительства.

Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней

дошкольного образования и начального общего образования, а также

начального общего и основного общего образования, появление

многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва

преемственности уровней общего образования и высшего профессионального

образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников

средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие

учебные заведения без дополнительной подготовки.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных

учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических

работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно

молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и

социального престижа профессии педагога, слабой социальной

защищенности педагогических и научно-педагогических работников

образовательных учреждений.

Таким образом, хочется подчеркнуть важность инноваций в образовании.

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать

обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все

неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям.

Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие

привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают

обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать

инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных

потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к

тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое

сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается

процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно

подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие.

Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания

гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно

постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень.

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых

образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения.

Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться,

искать варианты образования и развития детей. Воспитатель должен иметь

активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих

подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали

необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они

помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств

дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными

заведениями.

Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть

и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой

деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение

функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны

вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для

дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с

педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск

ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. В ходе

проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в

исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность

проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для

эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять

перспективы дальнейшего исследования в данной области.

ИКТ в профессиональном образовании в век научного прогресса стали

особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным

явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные

увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к

математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства

и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на

мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные

компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами

моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения.

Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить

программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом.

Единственным препятствием в применении ИКТ в дошкольных учреждениях

является недостаток денежных средств. Например, у нас в детском саду

компьютер есть только в кабинете заведующего.

В детских садах сейчас вводятся различные методики. Например, методика

личностно-ориентированного развития предполагает создание условий для

формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного

подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть

специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения:

«Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество» и т.д.

Игровые методики в ДУ являются настоящим фундаментом современного

дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность

малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными

жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых

играми: обучающая, познавательная, развивающая.

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный

процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие

серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был

разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все

нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении

современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их

наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки,

проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с

психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только

родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-

двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные

учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Но, для того, чтобы в наш детски сад (и подобных нашему) принять детей с

ограниченными возможностями, необходимо полностью его

реконструировать, так как сад существует с 1957 года и не предназначен для

таких детей.

Таким образом, педагогические инновации, внедряемые в образовательных

учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный

заказ: воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданской

ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям.

Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских

садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств,

коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого

государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных

работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского

образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут

инновации и денежные вливания.

УДК 378
ББК 74.58

В работе на основе сетевого подхода представлены возможности формирования инновационной политики образовательных организаций в условиях сетевого взаимодействия. Выделены основные подсистемы инфраструктуры научно-образовательной сети. Показано, что меры инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций образовательную среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы в организациях сети. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00771а.

Ключевые слова: мотивация участников сети , научно-образовательная сеть , сетевой подход , система управления инновационной деятельностью в рамках сетевого взаимодействия .

Переход страны к инновационной экономике зависит от ряда предпосылок фундаментального характера. Прежде всего, это установление такого институционального режима, который обеспечивает заинтересованность в эффективном использовании существующих и новых знаний, создании инновационного климата. В качестве главной опоры создания инновационной экономики выступают наука, система образования, навыки и умения работающих, нацеленные на создание и использование интеллектуальных ресурсов. В конце 2012 года был принят новый ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» важной особенностью которого стало упорядочение инновационной деятельности в сфере образования (ст. 20), причем под инновационными развитием образования подразумевается, прежде всего, его опережающее развитие, обеспечивающее рост качества жизни страны в целом.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

Главным показателем развития инновационных процессов в образовании является прогрессивное начало в развитии образовательных учреждений по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. В этой связи с 2007 года в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений УпО РАО, а затем с 2011 года Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г.Москва) ведется системная работа по переводу образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Под научно-образовательной сетью мы понимаем «…динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные промышленные предприятия, которая функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстернального (внешнего) эффекта» .

Таким образом, в нашем понимании сетевая образовательная организация выступает как объединение независимых индивидов, социальных групп и организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру . Высокий уровень координации целей и интеграция всех видов ресурсов такой сети достигается посредством формирования внутреннего информационного пространства сети. Виртуальная форма организации обеспечивает важное конкурентное преимущество за счет интеграции знаний и возможности прямых, неограниченных, виртуальных контактов . В подобных структурах представлены коллективные интеллектуальные системы, в которых одним из важнейших системообразующих факторов выступает интеллектуальный, творческий (креативный) труд . При отсутствии однозначной трактовки понятия «интеллектуальная система» в современной науке следует выделить следующие ее свойства: труд - как ведущий системообразующий фактор; саморегуляция - как общий принцип организации; избирательная мобилизация отдельных подсистем и элементов в целостные организации системы, иерархия функций жизнедеятельности подсистем; многосвязное взаимодействие различных пространственно выделенных систем по конечным результатам, системогенез . Мы рассматриваем развивающееся на протяжении шести лет содружество образовательных учреждений как совместный организационный капитал, который является основанием развития всех остальных капиталов учреждений - членов сети. Под новшеством в работе научно-образовательной сети понимается средство решения актуальных педагогических проблем, стоящих перед членами сетевого взаимодействия . В качестве инноваций выступают управляемые процессы создания, освоения и применения новшеств. В качестве инновационных процессов рассматривается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В целом инновационная деятельность в рамках научно-образовательной сети предполагает мотивированную совокупность последовательно совершаемых социальными субъектами - педагогами, образовательными организациями, сетевыми сообществами действий, направленных на создание, освоение, использование и распространение новшеств, способствующих повышению качества образования. Таким образом, развивающаяся сетевая открытая образовательная метасистема в форме виртуальной организации включает совокупность взаимосвязанных образовательных систем, состоящих в активном взаимодействии с социальными подсистемами и друг другом через разные виды ресурсов . В подобных системах сетевое взаимодействие направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ, программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений.

Среди основных задач развития научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона следует выделить:

  1. Содействие развитию инновационной инфраструктуры сетевого взаимодействия, обеспечивающей технологический коридор прохождению инноваций через создание центров ответственности, творческих лабораторий по проблемам образования, временных творческих содружеств педагогов, центров коллективного пользования разработками сетевого взаимодействия.
  2. Повышение эффективности использования научного потенциала сети за счет создания условий для организации конкурсов интеллектуальных продуктов членов сетевого взаимодействия, формирования электронных баз данных организаций инновационной инфраструктуры научно-образовательной сети, участия членов сети в межрегиональных, федеральных и международных инновационных выставках, салонах, конференциях, форумах, семинарах, участия инновационных проектов в федеральных целевых программах, конкурсах грантов федеральных и международных фондов
  3. Развитие информационной среды и повышение инновационной культуры членов сетевого взаимодействия за счет широкой диссеминации положительных результатов инновационной деятельности участников сетевого взаимодействия в центральной и региональной печати, проведение конкурсных мероприятий, направленных на выявление перспективных инновационных проектов, оказание содействия в обеспечении информационной поддержки субъектов инновационной деятельности, системное информирование общественности и заинтересованных участников о проводимой политике в области инновационного развития.

В работе научно-образовательной сети выделены следующие основные подсистемы:

  • генерирующая новшества (сетевые ВНИКИ и творческие лаборатории по проблемам);
  • содействующая развитию инновационных процессов (базовое научное учреждение сети АПК и ППРО (г. Москва), РГППУ, УрГПУ, УФУ, УрГЭУ и др.);
  • обеспечивающая и координирующая деятельность субъектов инновационного процесса (координационный инновационно-синергетический центр научно-образовательной сети) .

Деятельность вышеперечисленных подсистем определяется инновационной политикой научно-образовательной сети, то есть комплексом целей и методов воздействия на совершенствование инновационного климата как сети в целом, так и ее участников, в частности. Меры инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций образовательную среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.

Пути воздействия научно-образовательной сети на инновационные процессы в конкретных образовательных организациях во многом определяет временной аспект. Если текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия, то долговременная инновационная политика направлена на решение общих задач развития сети в целом.

Выбор приоритетов направлений работы сети на среднесрочный период определяется результатами независимой экспертизы инновационных проектов образовательных организаций, проводимой в ходе учебных сессий сети. В качестве критериев выбора выступают:

  1. Теоретическая, практическая и социальная значимость нововведений для развития сетевого взаимодействия в целом.
  2. Нацеленность на решение актуальных содержательных и технологических задач развития регионального образования.
  3. Вклад в укрепление позиций научно-образовательной сети в региональном образовательном пространстве.
  4. Наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала образовательных организаций.
  5. Степень информационного обеспечения.
  6. Наличие организационно-управленческих механизмов реализации конкретных проектов в рамках сети.
  7. Уровень риска.

Процедура выбора приоритетов построена таким образом, чтобы учесть существующие взаимосвязи между направлениями работы научно-образовательной сети, а также не упустить новые направления развития системы образования страны в целом и региона в частности.

Инновационную политику научно-образовательной сети можно представить в виде трех основных элементов:

  1. постановка целей и задач инновационного развития;
  2. выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей;
  3. подбор и организация кадров, способных решать поставленные инновационные задачи.

В этой связи важно, чтобы стратегия инновационного развития научно-образовательной сети, формирующая основу инновационной политики организаций - участников сетевого взаимодействия соответствовала следующим требованиям:

  • подчиненность ведущей цели корпоративного развития;
  • ориентация на результаты внедрения новых образовательных технологий;
  • научная обоснованность, использование современного методологического аппарата;
  • измеримость в конкретных показателях;
  • реальность достижения планируемых параметров с учетом внешних возможностей и угроз;
  • гибкость или возможность корректировки параметров под воздействием изменений факторов внешней или внутренней среды;
  • согласованность достигнутых и планируемых целей, когда реализация первых создает условия для выполнения предстоящих.

Последовательность формирования инновационной политики участников научно-образовательной сети включает следующие этапы:

  • анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде и выработка рекомендаций. Основной целью его проведения является изучение динамики, масштабов, форм и эффективности инновационного развития в ретроспективе. Анализ позволяет выявить позитивные моменты и негативные тенденции, выработать рекомендации по их учету при формировании направлений инновационного развития сети в целом;
  • разработка конкурентоспособного инновационного поведения на среднесрочную перспективу, постановку целей и задач и их координация с планами инновационного развития конкретных образовательных организаций сети;
  • исследование инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструктуры сети;
  • формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям;
  • определение эффективности, отбор и формирование портфеля инновационных проектов научно-образовательной сети;
  • оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления стратегиями инновационного развития в рамках сетевого взаимодействия;
  • анализ и контроль поставленных и достигнутых стратегических целей инновационного развития, выявление отклонений.

В основе рационального распределения задач по оценке инновационного поведения использован функциональный подход. Распределение и систематизация обязанностей членов сети позволяет определить долю ответственности конкретных образовательных организаций в процессе инновационного проектирования и выявить своего рода центры ответственности, работающие в рамках Координационного совета, основными функциями которого являются:

  • организация работы по генерированию и отбору инновационных разработок;
  • отслеживание стратегических инновационных ориентиров;
  • методическое руководство;
  • рассмотрение и подготовка для утверждения на Научном совете сети инновационных проектов;
  • выявление позитивных и негативных отклонений от утвержденных ориентиров инновационного развития.

В рамках Координационного совета работают:

  • группа повышения инновационной активности, которая обеспечивает формирование интеллектуального капитала сети в виде нематериальных активов,
  • группа определения стратегических инноваций, которая отвечает за селекцию научных идей с позиции корпоративной конкурентоспособности.
  • группа оценки инновационных проектов, которая работает по формированию портфеля инновационных проектов и объединению образовательных организаций в рамках конкретного проекта.
  • группа наращивания инновационного потенциала, которая отвечает за методическое сопровождение реализации проектов.
  • группа обеспечения инновационных процессов, в задачи которой входит отслеживание хода реализации проектов в рамках сети.

Таким образом, в рамках деятельности рабочих групп, которые можно рассматривать как своего рода центры ответственности, осуществляется организационное обеспечение разработки и реализации инновационных процессов, представляющих интерес для членов сетевого взаимодействия. распределение целей и задач инновационного развития между группами, создают организационные возможности для реализации инновационных проектов и осуществления их поддержки.

Организационное обеспечение инновационного развития сети приведено на рис. 1.

Рис. 1 Организационное обеспечение инновационного развития научно-образовательной сети

В целом, среди основных инструментов развития инновационных процессов в ОУ, входящих в научно-образовательную сеть, следует выделить:

  • саморазвитие членов педагогического коллектива на основе обучения и самообучения;
  • реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры;
  • создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых временных творческих коллективов и делегирование им ряда полномочий;
  • расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности;
  • развитие информационной культуры участников взаимодействия, то есть умения целенаправленно работать с информацией присутствующей в сети и использовать для ее получения информационные технологии. В этой связи на портале научно-образовательной сети аккумулируются результаты коллективной интеллектуальной деятельности в форме структурированной совокупности согласованных управленческих решений и их оснований, обращение к которым обеспечивает более эффективную работу участников сети. Механизм пополнения коллективной базы данных научно-образовательной сети включает следующие функции:

В ходе работы научно-образовательной сети разработан критериальный комплекс, позволяющий отслеживать процесс инновационных изменений, происходящих в конкретных ОУ и определяющий инновационную политику как самой сети, так и ее организаций:

  1. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы;
  2. изменения предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;
  3. процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности, причем для организации мониторинга выполнения коллективных проектов в рамках научно-образовательной сети используется файлообменник, являющийся частью интернет-портала сети (рис.2).

Рис. 2. Организация мониторинга выполнения коллективных проектов в условиях научно-образовательной сети.

Важно подчеркнуть, что именно инновационные преобразования обусловливают новое содержание и способы деятельности педагогов, причем они носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития организаций на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. Данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности как учащихся, так и самих педагогов.

Ежегодно для участников сети организуются две учебные сессии, включающие практико-ориентированные семинары, посвященные проблемам развития инновационных процессов в образовании с привлечением ведущих специалистов АПК и ПРО, ФИРО (Федерального института развития образования) (г. Москва), РГППУ (Российского государственного профессионально-педагогического университета), УрФУ (Уральского федерального университета) им. Б. Н. Ельцина, УрГПУ (Уральского государственного педагогического университета). Организуются стажировки членов сети на базовых площадках по направлению деятельности ОУ. За последние пять лет силами педагогических коллективов сети проведено более 250 открытых мероприятий, подготовлено четыре учебно-методических пособия. За 6 лет сетевого взаимодействия представители организаций - участников прошли обучение по темам «Государственная политика в сфере образования», «Основы педагогической инноватики», «Менеджмент в образовании», «Маркетинг в образовании» и др. Результаты интеллектуальной деятельности ОУ в рамках сети, которые мы в полном соответствии со ст. 1225 ГК РФ считаем продуктами умственной творческой деятельности, широко представляются в ходе конкурсов инновационных проектов, интеллектуальных продуктов, научно-образовательных семинаров, мастер-классов и научно-практических конференций разного уровня.

Таким образом, согласованная инновационная политика участников сетевого взаимодействия ведет к росту эффективности как работы сетевого сообщества в целом, так и отдельных его элементов в частности. Ключевыми характеристиками развития сетевого взаимодействия являются расширяющееся информационно-образовательное пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети; информация, раскрывающая содержание этих взаимодействий; время, показывающее логику развития сетевых отношений. Основным результатом реализации согласованной инновационной политики организаций в рамках сети становится инновационное поведение, способность педагогических коллективов эффективно действовать в ситуации неопределенности.

Литература

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Питер, 2009. 344 с.
  2. Бережнов Г.В. Виртуальная организация. Неравновесный принцип управления развитием предприятия // Российское предпринимательство. 2003. № 1. С.23-31.
  3. Давыдова Н.Н., Федоров В.А Управление развитие образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана, 2012. № 4. С. 15-23.
  4. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.
  5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 428 с.
  7. Максимов Н.В. Информационная среда науки и образования: от информационного обслуживания к распределенной системе управления знаниями // Информационное общество. 2009. Вып. 6. С.58-67.
  8. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. М.: Машиностроение-1, 2007. 284 с
  9. Санкова Л. HR-менеджмент в виртуальных организациях: проблемы и перспективы // Управление персоналом. 2007. №5. С. 46-52.

Bibliography

  1. Ansoff I. Strategic Management. Classic edition. SPb.: Piter, 2009. 344p.
  2. Berezhnov G.V. A virtual organization. A nonequilibrium concept of an enterprise development management // Russian Entrepreneurship. 2003. №1. P.23-31.
  3. Davydova N.N., Fedorov V.A. Educational institutions development management on the basis of a network approach // Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2012. № 4. P. 15-23.
  4. Davydova N.N. Innovative development-oriented schools networking // Popular education. 2012. № 1. P. 88-94.
  5. Zagvyazinskii V.I. Didactic research methodology and methods. M.: Pedagogica, 1982. 160p.
  6. Leshkevich T.G. Philosophy of science: tradition and innovation: Course-book for universities. M.: « PRIOR Publishing», 2001. 428 p.
  7. Maksimov N.V. Information environment of science and education: from information services to a distributed knowledge management system // Information Society. 2009. Issue. 6. P.58-67.
  8. Matveykin V.G., Dvoretskii S.I., Minko L.V. et al Innovative potential: current state and development prospects. M.: Mashinostroyeniye-1, 2007. 284 p.
  9. Sankova L. HR-management in virtual companies: problems and prospects // Personnel Management. 2007. № 5. P. 46-52.
  10. Jarillo J. C. Strategic Networks: Creating the Borderless Organization. L.: Butterworth-Heinemann, 1993.
  11. Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization // Annual Review of Sociology. 1998.
  12. Brass, D.J., Galaskiewicz, J., Greve, H.R., & Tsai, W. (2004). Taking stock of networks and organizations: A multilevel perspective. Academy of Management Journal, 47, 7957817.

Establishing innovative policy in educational institutions within research and educational network

In this paper the possibilities of formation of educational policy of innovation organizations in the conditions of network interaction based on network approach are presented. The basic subsystems of infrastructure of the research and education network are underlined. It is shown that innovation policy measures can be divided in creating an enabling learning environment for innovation and directly initiating and controlling the innovation processes in the organizations of the network.

Key words: