Бунин

Знаешь ли ты? урок-викторина Цели и задачи: Вовлечение в творческую деятельность, раскрытие интеллектуальных способностей, расширение кругозора. Вовлечение. Положения о викторине. Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр - Литературная викторин

Телекоммуникационной викторины «Про белочек, зайчат и веселых медвежат»

"Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".

Е.И. Чарушин

1. Общее положение

1.1. Настоящее Положение определяет условия организации и проведения телекоммуникационной викторины, посвященной 110-летию со дня рождения Е.И. Чарушина

1.2. Телекоммуникационная викторина является дистанционной формой организации познавательно-творческой деятельности, направленной на развитие младших школьников.

1.3. Инициаторами и организаторами телекоммуникационного познавательно-творческойвикторины является творческая группа педагогов и обучающихся МОУ «Центрально-Любинская средняя школа» Любинского муниципального района Омской области.

2. Цели и задачи викторины

2.1. Цели викторины: создание условий для формирования у обучающихся мотивации к познавательной деятельности, развития интереса к произведениям Е.И. Чарушина

2.2. Задачи викторины:

1) выявление уровня общей эрудиции и читательской грамотности у обучающихся;

2) привить навыки самостоятельного поиска информации для достижения поставленной цели;

3) развитие интереса к творческой деятельности, формирование общей культуры обучающихся.

3.Условия и порядок проведения викторины

3.1. В викторине принимают участие учащиеся 2-4 классов образовательных учреждений.

3.2. Участие командное. Состав команды: по одному - два учащихся от каждой параллели.

3.4. Викторина проводится дистанционно с использованием сети Интернет.

3.5. Телекоммуникационнаявикторина включает в себя материалы и задания по предметам и областям: литературное чтение, изобразительное искусство.

1 этап. Регистрация. (11 ноября (день рождение Е.И. Чарушина) -19 ноября 2011 года)

Цель этапа: участники должны заполнить бланк регистрации участников на сайте викторины в разделе Регистрация участников.

2 этап: «Что за зверь?» (21 ноября -27 ноября 2011 года)

Цель этапа: привить навыки самостоятельного поиска информации для достижения поставленной цели .

Задание этапа: участникам нужно определить название произведения Е.И. Чарушина и животное, о котором говорится в отрывке.

3 этап: «Веселые зверята» (28 ноября - 4 декабря 2011 года)

Цель этапа : выявление уровня общей эрудиции у обучающихся.

Задание этапа: узнать творчество Е.И. Чарушина представленного в рисунках к произведениям.

4 этап: «Рисуем книгу» (5 декабря -11 декабря 2011 года)

Цель этапа: развитие интереса к творческой деятельности, формирование общей культуры обучающихся.

Задание этапа : создать иллюстрируют одну из книг Е.И. Чарушина.

5 этап: Рефлексия (12декабря - 18 декабря 2011 года)

Цель этапа: проведение рефлексии участников викторины.

Задание этапа : оставить свои отзывы о викторине, и работе команд.

4.Оргкомитет и жюри

4.1. Оргкомитетвикторины является основным координирующим органом по подготовке, организации и проведению викторины.

4.2.Оргкомитет:

- определяет и корректирует сроки проведения викторины;

- определяет порядок регистрации участников и состав жюри;

- разрабатывает критерии оценки работы;

- ведет необходимую документацию по организации и проведению викторины;

- представляет аналитические материалы по итогамвикторины;

- оказывает необходимую организационную и методическую поддержку образовательным учреждениям, участвующим ввикторине

4.3.В состав жюри входят учителя-предметники МОУ «Центрально-Любинская средняя школа».

4.4.Возглавляет жюри председатель, назначенный оргкомитетом.

5. Подведение итоговвикторины

5.1. По итогам проведениявикторины все участники получают электронные сертификаты, подтверждающие участие в данном мероприятии.

5.2.Дипломы 1, 2, 3 степени вручаются командам, занявшим призовые места.

5.3 Результаты этаповдоводятся до сведения участников в начале каждого этапа.

Данные об организаторах викторины:

Наш адрес: 646151 Омская область, Любинский район, пос. Центрально-Любинский, ул. Школьная, д.3.

e-mail: [email protected], [email protected]

Творческая группа: Нигматулина Р.Р., Покидышева И.Е., Нагибина И.А., Алимкина Е.М., Шемиотова Т.В., Шавкун Т.В.

Ждём ваших заявок! Желаем удачи!

Библиотечная викторина: методика подготовки и проведения, классификация

Викторина – это игровая форма культурно-досугового мероприятия, интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора читателей.

Викторина как игровая форма работы развивает инициативу читателей, обостряет эмоциональное восприятие, позволяет активно использовать творческий потенциал, придает мероприятиям живой, неформальный характер. Викторина расширяет кругозор и активизирует познавательные интересы. При этом важно знать, что викторина может успешно использоваться в работе как с юными, так и взрослыми читателями.

Викторина может быть как отдельным мероприятием, так и входить в состав комплексного библиотечного мероприятия.

Викторина состоит из вопросов, объединенных одной темой и нескольких вариантов ответов на выбор.

При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:

· нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа (Например, «Дайте характеристику круговорота воды в природе»);

· нельзя, чтобы вопрос требовал узко-специфических углубленных знаний (Например, «Кто был комендантом Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709г?»);

· нельзя, чтобы вопрос требовал ответа – перечисления (Например, «Какие команды были чемпионами мира по футболу?»);

· нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и зачем изобрел порох?);

· нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (Например, «Не амперметром ли измеряется сила тока?»).

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются «некорректными», и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решений жюри и т. д. Чтобы предотвратить эти нежелательные явления, лучше сразу избавится от сомнительных вопросов.

Если викторина является отдельным мероприятием, то структура ее проведения такова:

ü обзор у книжной выставки;

ü краткая тематическая беседа;

ü сама викторина;

ü подведение итога.

При проведении викторины сначала необходимо определиться с правилами:

ü сколько будет вопросов и вариантов ответов,

ü как будет переходить право на ответ или выбор вопроса,

ü можно ли будет использовать подсказки,

ü будет ли это индивидуальная игра или игроки разделятся на команды.

Проведению викторины предшествует предварительная работа библиотекаря:

ü работа с литературой,

ü составление вопросов.

Срок подготовки викторины может составлять примерно 10-15 дней, в значительной степени это зависит от объема предполагаемого материала.

Стоит определиться и со схемой начисления очков за ответы, например, будут ли все задания равноценны, или как-то разделены по категориям сложности.

Необходимо определиться с задачами, которые будет выполнять ведущий игры. Помимо оглашения вопросов необходимо следить за соблюдением регламента (время на ответ) и вести подсчет очков. Необходимо продумать как вести подсчет очков (фишки, палочки и т. д.). По окончанию игры ведущий подводит итоги и поздравляет победителей. Победителем викторины признается читатель, давший наибольшее количество правильных ответов.

Самое главное в организации викторины – правила и вопросы. В зависимости от того, каковы правила, определяется и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры. Если нет опыта разработки правил интеллектуальных игр, лучше воспользоваться проверенными и испытанными заготовками.

Классификация викторин:

· тематические,

· литературные,

· музыкальные,

· тестовые,

· сюжетные,

· театрализованные,

· аудиовикторины (с использованием аудиозаписей музыкальных, литературных произведений, звуков природы или их фрагментов),

· изовикторины (с использованием иллюстраций и репродукций картин или их фрагментов),

· видеовикторины (с показом фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений).

Викторина сюжетная – интеллектуальная игра, построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы. Сюжет может быть любым: космическое путешествие, морская регата, сказочный, строительный, фантастический и т. д.

Видеовикторина – показ фрагментов из экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к книгам.

К числу литературных игр можно отнести литературные балы и путешествия, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, эрудиционы, игры по сценариям известных телеигр и множество других.

Разновидности викторин, где усилен игровой компонент

Турнир-викторина – это состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы по одной теме для других.

«Разнобой» – это разновидность турнира-викторины. В этой игре каждая команда задает вопросы друг другу по своей теме. Проводится игра по двум вариантам. Первый вариант – это турнир-викторина, описанная выше, но вопросы задаются по разным темам. Второй вариант игры проводится иначе. Каждая команда выступает организатором одного из туров состязания и участницей остальных туров. Каждый тур проводится по определенной теме. Например, по теме «Мир природы» одна команда проводит свой тур о животных, вторая – о птицах, третья – о насекомых, четвертая – о рыбах, пятая – о растениях. Команда организатор своего тура оценивает работу участников, подводит итоги. В конце игры подводятся итоги всех проведенных турниров.

«Цепочка». Участники викторины делятся на 2 команды, они задают друг другу вопросы. Этот способ хорош тогда, когда вопросы задаются на одну тему, и они примерно одинаковы по степени сложности, а также по тому, какой деятельности требуют: репродуктивной (вспомнить, назвать) или творческой (сообразить, придумать, поразмыслить).

«Перекрестный поединок». Проводится между двумя командами, которые готовят по несколько вопросов и задают их поочередно друг другу.

«Интеллектуальный хоккей» – одна из более сложных в плане проведения форм викторины. Для его проведения понадобится заготовить табло и установить стулья. Участникам нужно разделиться на две команды. Команды выбирают капитанов-вратарей. Далее команды рассаживаются друг напротив друга в следующем порядке

q на первый ряд сначала садятся нападающие (1-3человека)

q на второй ряд садятся защитники и полузащитники (от 3 до 8 человек)

q на третьем ряду располагается вратарь.

Участникам сообщается, что в матче 2 периода, а в каждом периоде 3 четверти. За одну четверть задается по 5 вопросов каждой команде. Жребием разыгрывается право первого вопроса. Вопрос задается нападающим. Если в течение 5 секунд он не может дать ответа, вопрос переходит к защитникам и полузащитникам. В случае их некомпетентности отвечать предстоит вратарю (всем рядам подумать отводится 5 секунд). До игры участникам сообщается, что за правильный ответ нападающих и вратарей начисляется 2 балла, защитников и полузащитников 1 балл. Если команда не знает ответа, вопрос переходит к соперникам или снимается с кона. В начале периода игроков предупреждают, что отвечать следует самостоятельно. Защитники не имеют право подсказывать нападающим и вратарям. За подсказку в ворота вратаря назначается штрафной вопрос вратарю (капитану). При правильном ответе команда может заработать 1 очко, при неправильном – 2 очка уходят на счет команды соперника.

«Проще простого». Организация этого конкурса аналогична его телевизионной версии. Рядом с ведущим расположены два кресла для игроков, еще в зале расставлены девять стульев для гостей. Расстановка стульев соответствует таблице «крестики – нолики»: Первый ряд стульев – это нижняя строка в таблице, второй ряд – средняя строка, третий – верхняя строчка в таблице. Гости в игре сменяются: на финал ведущий приглашает в качестве гостей новых девять человек (это могут быть зрители или действительно гости вашего мероприятия). Вопросы для ведущего составляют организаторы игры, пользуясь материалом, предоставленным ниже, и выписывают их на отдельные карточки. Для помощи в проведении игры потребуются два человека, которые будут отмечать на табло «крестики» и «нолики» и менять табло после полуфинала. В полуфиналах участвуют две пары игроков, победители полуфиналов встречаются в финале. Вопросы задаются следующим образом: сначала вопрос звучит для игрока, затем игрок выбирает, с кем из гостей он играет, вопрос зачитывается для гостя программы, он отвечает на вопрос, воля игрока согласиться или не согласиться с его ответом. Если ответ гостя был неправильным, и игрок не согласился, то он зарабатывает «крестик» или «нолик». В случае, когда ответ участника был неверен, а игрок согласился или же наоборот, игрок не согласен, а участник прав в своем ответе, возможность поставить свой знак получает противник.

«Интеллектуальное казино» – интеллектуальная игра, состоящая из 4-х туров с различными заданиями. Участвуют несколько команд. У каждой команды есть свой наблюдатель (человек из команды), в обязанности которого входят прием ставок и подсчет баллов. До начала игры команды составляют по 4 вопроса (различной сложности) с ответами и отдают их ведущему, который в свою очередь, просматривает все вопросы и отбирает 3 наиболее удачных для игры. В командах выбирается капитан; на игре у всех команд должен быть лист бумаги и ручка. В начале игры каждой команде даются начальные 100 очков для дальнейшей игры. В конце каждого тура ведущий объявляет результаты всех команд. В 1 туре разыгрывается по 2 вопроса от команд и 4-6 вопросов ведущего. Команды делают свои ставки на вопрос, которые записываются наблюдателями. После этого ведущий зачитывает вопрос. В течение 1 минуты команды должны написать ответ и передать его наблюдателю. Ведущий оглашает правильный ответ. В зависимости от того, правильный или неправильный был ответ, наблюдатель прибавляет или отнимает количество очков, соответствующее ставке. Лист снова возвращается к команде и, тур продолжается. Во 2-ом туре разыгрываются заранее приготовленные ведущим вопросы со ставками (15-20 вопросов). В 3-ем туре разыгрывается по 1-му оставшемуся вопросу от команд. Команда делает свою ставку на этот вопрос, а остальные команды соглашаются либо отказываются играть на данную ставку. В данном туре разыгрываются наиболее интересные вопросы, заранее приготовленные ведущим. Ведущий объявляет, из какой области этот вопрос («Вопрос из области химии, истории, физики и т. д.»). Затем команды делают свои ставки. Зачитывается вопрос (отвечает команда, сделавшая наибольшую ставку). Задача ведущего, чтобы каждая команда ответила хотя бы на один вопрос. В конце игры подсчитывается общее число очков у каждой команды и по результатам награждаются победители. Жюри может за полный, правильный ответ начислять 2 балла, а за неполный и дополнение – по одному баллу. Во время игры следует строго придерживаться правил: после того как задан вопрос, никто не должен выкрикивать, а вся команда может совещаться. На обдумывание дается всем одинаковое время. Если команда, которой задан вопрос, не может ответить, то можно обратиться к другим командам. Если никто не может дать ответ, отвечает команда, задавшая вопрос.

Выставка-викторина.

Данная форма работы получила в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами). Чаще встречается второй вариант.

Эрудицион – это форма интеллектуального соревнования по какой-либо теме; данная форма может быть не просто познавательной, но и зрелищной (мероприятие может быть ярко оформлено, программа допускает музыкальные и театрализованные номера). При организации эрудиционов важно не забыть и о других условиях успеха. Они почти такие же, как и у спортивных эстафет или творческих конкурсов. А это значит, что должны быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды. И еще должен быть ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий, который владеет приемами нагнетения напряженности, поддержания игровой интриги («таинственный шепот», «взрывное ликование», «завораживающая пауза»). И еще, нужно учесть временной фактор, – игра не должна длиться слишком долго.

Библиография

· т игры – к знаниям: проведение мероприятий с помощью интерактивных форм // Библиополе. – 2008. – № 3. – с. 28-29.

· Домаренко -досуговая деятельность библиотеки: науч.-практ. пособие / – М. : Либерея – Бибинформ, 2006. –80 с.

· Збаровская помощники // Библиотека. – 2003. – № 10. – с. 45-47.

· авай пройдем по городу пешком // Библиотека. – 2015. – № 2. – с. 46-49.

· ассовое мероприятие / Н. Мисина // Новая библиотека. – 2012. – № 12. – С. 35–43.

Интернет-ресурсы

· https://infourok. ru/material. html? mid=52639

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. «Экологическая игра-викторина»

Цели:

    воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

3 команды по 4 человека. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

    На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

    Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

    Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

    Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

    Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

    На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

    Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

    Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

    Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

    Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

    У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

    Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

    Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

    Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

    Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

    Осина, липа, дуб, ель. Так как …

    Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

    Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

    Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

    Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

    Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза).

    Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,

    Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь).

    Ветви над рекой склонила,

    Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен).

    Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа).

    Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание».

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь: Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи:

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка: Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

    Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины

    Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка).

    Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,

    На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому

    Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея).

    Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Плывёт он, но не ныряет,

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

    Цапля и лягушата в озере.

    Лев и собачка.

    Ворона и лисица.

    Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

    Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

    Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).

    Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).

    Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

    У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

    Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

    Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.

    Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.

    Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир

    Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.

    Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.

    А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.

    Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.

    Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

А как бы вы поступили на месте этих туристов?

Какой вред наносят люди таким поведением?

Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …


Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….


Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

    Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза).

    Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

    Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь).

    Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива).

    Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен).

    Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа).

    Что человек делает для сохранения животного мира?

    Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

    Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

    Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

    Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

    Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

    У кого на сучке кладовая? (У белки).

    Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

    Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

    Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

    Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры).

    Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка).

    Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза).

    На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха).

    Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Плывёт он, но не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза).

Самоанализ учителя начальных классов Кожекпаевой Н.С.

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина. 21.11.14 г.

Цели:

    расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

    воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

Внеклассное мероприятие было представлено в форме игры между тремя командами с целью проверить экологические знания учащихся по предмету познание мира. Задания были представлены на интерактивной доске. Мероприятие цели достигло. Ребята охотно отвечали на вопросы викторины, сообща работали в группах. По ходу мероприятия прослеживались различные формы работы: инсценирование, пение, чтение стихов, выполнение заданий. Ребята оценивались формативно – житонами. Это позволило в соревновательной форме выявить победителей. Для себя ребята усвоили новые правила бережного отношения к природе.

Урок русского языка 28.11.14. Тема: Употребление в речи прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных антонимов и синонимов.

Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами

Задачи:

    закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;

    обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;

    расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

    развивать память; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Интерактивная доска. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.

Урок организован с использованием интерактивной доски, презентацией-заданиями, карточками. Тему урока учащиеся определили в ходе выполнения словарного диктанта. Давали определение синонимам и антонимам. Составляли антонимические пары и синонимические ряды. Выявили, что антонимы и синонимы делают нашу речь четкой, точной, понятной и красочной. Каллиграфическая минутка, словарный диктант, запись пословицы, тесты по заданиям выполнялись специальной ручкой на интерактивной доске. Особое место на уроке по теме было отведено работе в паре и самостоятельной работе. В конце урока учащиеся выполняли тестовое задание по теме. И получили хорошие результаты. Рефлексия урока помогла еще раз закрепить знания по теме. Урок цели достиг. Использование интерактивной доски оживляет урок, развивает учащихся, расширяет возможности урока. Но не все ребята дают полные, четкие ответы, предстоит над этим работать.